Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении'

Педагогические условия формирования готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / FORMATION OF READINESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / MUSIC-DEVELOPING ENVIRONMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобозева И. С., Боровкова М. В.

В статье рассматриваются педагогические условия формирования готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Показан опыт реализации комплекса педагогических условий в учебно-образовательном процессе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобозева И. С., Боровкова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING OF READINESS OF STUDENTS FOR CREATION OF A MUSIC-DEVELOPING ENVIRONMENT IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article considers pedagogical conditions of forming of readiness of students for creation of a music-developing environment in a preschool educational institution. The experience of realization of complex of pedagogical conditions in the teaching-learning process FSEI HPE «Mordovian state pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev».

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»

Третье условие связано с включением экскурсий в дошкольные образовательные учреждения с целью знакомства студентов с особенностями организации музыкально-образовательного процесса в ДОУ, с практической работой педагога-музы-канта на музыкальных занятиях, с особенностями музыкального общения с детьми дошкольного возраста.

Пребывая на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях, студенты наблюдали за процессом организации музыкальной деятельности педагога, анализировали основные содержательные компоненты музыкальной деятельности детей, знакомились с программами, по которым работает то или иное ДОУ, с музыкальными традициями и формами осуществления музыкального развития детей как в повседневной жизни детского сада, так и в семье.

Таким образом, выше обозначенные педагогические условия предполагают повышение уровня мотивационного компонента готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ, что подтвердилось в процессе проведения повторного обследования.

Для оценки результатов сформированности мотивационного компонента готовности были использованы такие же диагностические методики, что и на предыдущем этапе работы. Путем математических расчетов были сравнены данные по мотивационному компоненту до и после реализации педагогических условий, которые указывали на уменьшение количества студентов, имеющих низкий уровень готовности по данному компоненту, и увеличение процентного показателя на высоком и среднем уровнях.

Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что важность создания музыкально-развивающей среды в ДОУ

Библиографический список

подтверждается практическим большинством респондентов (100 % трехбалльных ответов); интерес к специфике ее создания, наблюдается у 38 чел., что составляет 88,4%. 5 чел. - 11,6% студентов дали отрицательные ответы либо оставили эти вопросы без ответов. Потребность в осуществлении музыкальноразвивающей среды в ДОУ обнаружилось у 35 чел. - 81,4% обучающихся.

В ходе проведения эксперимента обнаружились следующие показатели мотивации обучения в вузе: стремление к приобретению знаний, любознательность отмечается у 40 студентов (93%); стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества - у 38 учащихся (88,4%); стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов наблюдалось у 11 студентов (25,6%).

Таким образом, признавая высокую важность мотивационного компонента готовности студентов к созданию музыкальноразвивающей среды в ДОУ, нами были разработаны и внедрены в учебно-образовательный процесс педвуза ряд педагогических условий, реализация которых подтвердила их эффективность в формировании положительной мотивации студентов к вышеуказанному виду деятельности. Мы полагаем, что педагогическое образование «может обеспечить цели и задачи ориентации будущих специалистов на творческое освоение профессии, подготовку музыкально-педагогических кадров на высоком уровне, если процесс профессиональной подготовки, весь учебно-методический арсенал органически включен в общий контекст задач модернизации образования» и возвышения роли учителя как важнейшего фактора музыкально-культурного развития общества [8, с. 296].

1. Боровкова, М.В. Технология формирования готовности студента к проектированию музыкально-творческой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Сибирский педагогический журнал: научный журнал. - 2013. - № 12.

2. Кобозева, И.С. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта как средство обеспечения качества непрерывного образования // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. - Ярославль. - 2013. - № 4. - Т. II (Психолого-педаго-гические науки).

3. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. - Минск, 2003.

4. Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: структура, факторы и средства развития: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008.

5. Шишкина, С.В. Коммуникативные процессы в контексте гуманизации современного музыкально-педагогического образования // Человек и образование. - 2012. - № 3(32).

6. Лежнева, Е.А. Мотивационная готовность будущего психолога к развитию стратегии достижения успеха подростков: сущность, состояние, перспективы // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2.

7. Боровкова, М.В. Основы дошкольного музыкального образования: программа и методические рекомендации к курсу по выбору / М.В. Боровкова, И.С. Кобозева. - Саранск, 2013.

8. Кобозева, И.С. Музыкальное образование в контексте современной культурной политики // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки: научный журнал. - Ярославль, 2011. - № 3. - Т. 1.

Bibliography

1. Borovkova, M.V. Tekhnologiya formirovaniya gotovnosti studenta k proektirovaniyu muzihkaljno-tvorcheskoyj razvivayutheyj sredih v doshkoljnom obrazovateljnom uchrezhdenii // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal: nauchnihyj zhurnal. - 2013. - № 12.

2. Kobozeva, I.S. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti pedagoga-muzihkanta kak sredstvo obespecheniya kachestva neprerihvnogo obrazovaniya // Yaroslavskiyj pedagogicheskiyj vestnik: nauchnihyj zhurnal. - Yaroslavlj. - 2013. - № 4. - T. II (Psikhologo-pedagogicheskie nauki).

3. Slovarj psikhologa-praktika / sost. S.Yu. Golovin. - Minsk, 2003.

4. Ovchinnikov, M.V. Dinamika motivacii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza: struktura, faktorih i sredstva razvitiya: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2008.

5. Shishkina, S.V. Kommunikativnihe processih v kontekste gumanizacii sovremennogo muzihkaljno-pedagogicheskogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. - 2012. - № 3(32).

6. Lezhneva, E.A. Motivacionnaya gotovnostj buduthego psikhologa k razvitiyu strategii dostizheniya uspekha podrostkov: suthnostj, sostoyanie, perspektivih // Gumanitarnihe nauki i obrazovanie. - 2013. - № 2.

7. Borovkova, M.V. Osnovih doshkoljnogo muzihkaljnogo obrazovaniya: programma i metodicheskie rekomendacii k kursu po vihboru / M.V. Borovkova, I.S. Kobozeva. - Saransk, 2013.

8. Kobozeva, I.S. Muzihkaljnoe obrazovanie v kontekste sovremennoyj kuljturnoyj politiki // Yaroslavskiyj pedagogicheskiyj vestnik. Gumanitarnihe nauki: nauchnihyj zhurnal. - Yaroslavlj, 2011. - № 3. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 13.03.14

УДК 378 (045)

Kobozeva I.S., Borovkova M.V. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING OF READINESS OF STUDENTS FOR CREATION OF A MUSIC-DEVELOPING ENVIRONMENT IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION.

The article considers pedagogical conditions of forming of readiness of students for creation of a music-developing environment in a preschool educational institution. The experience of realization of complex of pedagogical conditions in the teaching-learning process FSEI HPE «Mordovian state pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev».

Key words: formation of readiness, pedagogical conditions, music-developing environment of a preschool educational institution.

И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Мордовский гос. педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Е-mail: [email protected]; М.В. Боровкова, преп. каф. музыкального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский гос. педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Е-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОЗДАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассматриваются педагогические условия формирования готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Показан опыт реализации комплекса педагогических условий в учебно-образовательном процессе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева».

Ключевые слова: формирование готовности, педагогические условия, музыкально-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.

В современных условиях развития педагогической теории и практики высшего музыкального образования активно ведется поиск наиболее оптимальных путей формирования готовности студентов к профессиональной деятельности. Активация данного поиска направлена на подготовку педагога как музыканта, исследователя, новатора и прежде всего как личности, способной к продуктивной работе в музыкально-культурной среде. Следовательно, от качества профессиональной подготовки будущего педагога зависит эффективность организации музыкально-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, центральным ядром которого является создание музыкально-развивающей среды.

Музыкально-развивающая среда, рассматривается нами как специально организованные условия целостного музыкального развития детей во взаимодействии триады «музыкальное искусство - дети - педагог» [1]. Создание данной среды в дошкольном образовательном учреждении предъявляет особые требования к личности педагога-музыканта, который должен:

- четко представлять цель создания специального музыкального пространства, иметь заинтересованность в данном виде деятельности и потребность в ее организации (мотивационный компонент);

- знать структуру, содержание и формы существования музыкально-развивающей среды в дошкольном учреждении (когнитивный компонент);

- владеть технологией организации музыкально-образовательного процесса в музыкальной среде дошкольного образовательного учреждения (деятельностный компонент);

- проявлять творческую активность, находчивость и оригинальность (креативный компонент).

Под формированием готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды мы понимаем процесс ее становления под воздействием управляемых факторов, целенаправленно созданных условий, в качестве которых выступают обучение и воспитание. Формирование готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении должно быть построено на реализации комплекса педагогических условий. Для определения педагогических условий формирования готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении целесообразно обратиться к определению понятий «формирование» и «педагогическое условие».

Категория «формирование» трактуется как становление нравственных качеств (С. П. Баранов), как результат развития личности (И.Ф. Харламов), как определенная степень законченности, устойчивости чего-либо (Е.Н. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин). Мы разделяем точку зрения В.П. Бездухова, который понятие «формирование» трактует как «оформление достигнутого в определенный период обучения и воспитания на конкретном этапе личностного развития студентов, уровня знаний, умений, опыта деятельности и системы отношений к миру, к людям и к самому себе» [2, с. 20]. Отсюда следует, что формирование как педагогический процесс реализуется при взаимодействии объективных (внешних) и субъективных (внутренних) условий. При этом весьма ценным, с нашей точки зрения, является то, что «внутренние задатки ... обогащаются внешними

влияниями, формируются под их воздействием и одновременно становятся условием преобразования окружающей действительности» [3, с. 2]. Таким образом, задача педагога как организатора внешних воздействий состоит в том, чтобы сыграть ведущую роль в формировании растущей личности студентов, привести их к зрелости и устойчивости внутренней позиции, способной оценивать и контролировать все внешние воздействия.

Известно, что функционирование конкретного педагогического процесса осуществляется в соответствии с целями обучения. «Данный процесс, - пишет Н.И. Чинякова, - является специально упорядоченной, приведенной в систему совокупностью элементов в их расположении, взаимосвязях, действиях и взаимодействиях» [4, с. 41]. Следовательно, для эффективного обучения и достижения высокого уровня результатов учащихся, важно определить последовательность передачи теоретического и практического опыта, то есть рядоположение учебно-воспитательных целей и задач.

Соответствуя современному состоянию педагогического процесса и развиваясь в зависимости от стоящих перед вузом целей и задач, педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования, моделирования и применения элементов содержания, методов, приемов и форм обучения для достижения тех или иных педагогических целей [3]. Формирование готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным лишь при наличии определенного комплекса педагогических условий. Педагогические условия, в процессе которых происходит реализация музыкально-образовательного процесса будущих педагогов-музыкантов, являются главным фактором, влияющим на положительную динамику развития профессионально-личностных качеств студентов, которые, с точки зрения И. Е. Молоствовой, являются стержневыми в «.становлении личности педагога-музыканта как деятельной единицы человеческого сообщества, готовой к постоянному смысловому взаимодействию с другими индивидами» [5, с. 1]. Таким образом, педагогические условия формирования готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды, мы рассматриваем как комплекс взаимосвязанных мер педагогического процесса, соблюдение которых обеспечивает достижение студентами более высокого уровня исследуемой готовности, и к ним относим следующие:

1) ормирование положительной мотивации студентов к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ;

2) введение в учебный план курсов по выбору «Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении», «Основы дошкольного музыкального образования»;

3) включение в учебно-образовательный процесс элементов практической деятельности студентов в дошкольном образовательном учреждении.

Формирование положительной мотивации является определяющим фактором в системе смыслообразующих профессиональных ориентаций будущего педагога, которая является побудителем к педагогической деятельности в целом. Следовательно, от качества развития интереса к определенному виду деятельности зависит уровень профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности.

В процессе изучения курса «Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» реализовывался когнитивный и деятельностный компонент готовности студента к созданию музыкально-развивающей среды. Введение данного курса по выбору было обусловлено необходимостью обеспечить преемственность и логику в формировании готовности студентов, посредством интеграции и обобщения информации, полученной в процессе изучения курса по выбору «Основы дошкольного музыкального образования» [6; 7]. Компонентами содержания курса по выбору «Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» явились профессионально значимые знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Его структура определялась логикой реализации процесса создания музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, а используемые методы адекватны методам всей экспериментальной методики обучения.

В программе курса рассматривались вопросы о степени значимости создания музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении; история становления средового подхода в психолого-педагогических науках; специфика создания развивающей среды в дошкольном учреждении; роль музыкального искусства и художественной деятельности в процессе создания музыкально-развивающей среды; ценность личности ребенка в создаваемой среде; понятие, цель, задачи и принципы построения музыкально-развивающей среды; структурные компоненты и формы организации среды; деятельность педагога по созданию организованной и нерегламентированной музыкально-развивающей среды в дошкольном учреждении.

В результате освоения курса студенты должны знать: основы становления и развития средового подхода в педагогической теории и практике; цель, задачи и принципы построения развивающей среды в ДОУ; понятие, структуру и формы организации музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении; технологию осуществления музыкально-развивающей среды в ДОУ.

Студенты должны уметь: планировать работу по созданию музыкально-развивающего пространства в ДОУ с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей дошкольного возраста; самостоятельно разрабатывать и реализовывать на практике формы осуществления регламентированной и нерегламентированной музыкальной среды в детском саду; предвидеть конечный воспитательный и развивающий результат и критически анализировать свою деятельность; выполнять творческие работы.

В результате студенты должны владеть: технологией создания музыкально-развивающей среды, способствующей качественному музыкальному развитию личности детей дошкольного возраста.

Практико-ориентированность курса «Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» предполагает вариативное использование таких форм деятельности, как:

- формы квазипрофессиональной деятельности (А.А. Вербицкий), имитирующие процесс музыкального образования в условиях дошкольного образовательного учреждения: моделирование деятельности в деловых играх, тренинг, защита инновационных мини-проектов;

- формы учебно-профессиональной деятельности (основанные на практическом включении элементов музыкального образования детей в учебную деятельность студентов);

- написание рецензий и аннотаций на научные статьи, составление плана-схемы и конспектирование конкретного текста, организация групповых дискуссий, позволяющих высказывать собственную точку зрения, сложившуюся в результате творческой переработки информации по проблеме.

Например использование форм квазипрофессиональной деятельности было основано на имитации процесса музыкального образования детей в дошкольном учреждении. Основную часть данных форм составили такие формы обучения как инсценировка, деловая дидактическая игра, групповая дискуссия.

Инсценировка (разыгрывание ролей) представляла собой одну из разновидностей занятий в игровой форме. Студенты знакомились с ситуацией, распределяли между собой роли ее участников. При этом роли распределялись между частью груп-

пы (тогда как остальные студенты выполняли роль активного зрителя, компетентного жюри или детской аудитории), или же студенты разбивались на небольшие группы, представляя коллективные групповые роли. В рамках элективного курса нами использовались инсценировки детских музыкальных сказок, музыкально-творческих игр, ролевых игр - защита музыкальнопедагогических мини-проектов на тему «Модель создания музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении глазами будущего педагога-музыканта».

Деловая дидактическая игра как форма учебной деятельности обеспечивала восприятие и усвоение необходимого объема информации; служила эффективным мотивирующим фактором; позволяла вводить в учебный материал актуальные темы развития дошкольного музыкального образования; уделять внимание работе с научной литературой; осуществлять взаимосвязь самостоятельной работы с учебным процессом в целом. Конкретные игровые действия каждого участника деловой игры варьировались согласно индивидуальности студентов, подкреплялись эмоциональным переживанием всех участников, поэтому фиксировался стойкий интерес к играм. Участие в деловой игре мы считали способом самовыражения, где наряду с более прочным усвоений знаний и умений, студент получал моральное удовлетворение, признание своей деятельности группой.

Гоупповая дискуссия - это совместное обсуждение какого-либо проблемного вопроса, позволяющее прояснить индивидуальные мнения, позиции и установки в процессе непосредственного общения. Круг задач, которые решались в процессе групповой дискуссии: обмен информацией по значимым вопросам; поиск решений конкретных проблем; создание условий для рефлексии и критического мышления. Способы организации групповой дискуссии: в общей группе; в парах / тройках; подгруппах. Во время подготовки к практическим занятиям рекомендовалось студентам обратиться к сформулированным к каждой теме соответствующим вопросам для обсуждения. Групповые дискуссии проводились по таким темам, как: «Зависит ли уровень музыкального развития ребенка дошкольного возраста от педагогической среды в дошкольном учреждении?», «Структура музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении», «Формы и методы организации музыкально-развивающей среды в дошкольном учреждении». Параллельно студентам давались задания творческого характера для самостоятельной работы (составление электронных презентаций, написание и рецензирование научных статей, аннотаций на музыкальные произведения, подготовка к конференциям в формате проведения деловой игры и т.п.).

В настоящее время развитие педагогической науки и практики требует от педагога наличия собственной позиции в обучении и воспитании, что в свою очередь предполагает высокий уровень сформированности у них практических навыков профессиональной деятельности. Следовательно, полученные студентами теоретические знания в ходе изучения дисциплин по выбору «Основы дошкольного музыкального образования» и «Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении», должны иметь практическую реализацию на базе дошкольных образовательных учреждений. Основная задача реализации данного условия заключается в формировании основных практических умений в организации музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому в рамках изучения дисциплин проведение 14 практических занятий происходило в Центре продленного дня на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева». Центр продленного дня является инновационным структурным подразделением, включающим в себя уникально созданную образовательную среду с необходимыми структурными компонентами для развития ребенка каждой возрастной группы. Его назначение заключается в том, «чтобы стать базовым звеном становления личности, обладающей творческими наклонностями, созидательными способностями и стремлением к преобразованию себя и окружающей действительности» [8, с. 26]. Более того, Центр позволяет реализовать инновационные и прикладные научные исследования сотрудников и студентов института в практике обучения детей дошкольного возраста; проводить семинары, консультации для педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольного образовательного учреждения и индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения, воспитания

и развития детей дошкольного возраста [9]. Создание Центра, как утверждает его директор Н. В. Винокурова, позволило организовать непрерывную (еженедельные практические занятия) практическую деятельность студентов, которая обеспечивает закрепление полученных знаний, формирует умение качественно проектировать и организовывать процесс музыкального образования детей дошкольного возраста в условиях создания развивающей среды [10].

Учитывая специфику организации музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, практические занятия по курсу строились на базе Центра следующим образом:

1 занятие. Знакомство со спецификой работы Центра продленного дня, основными направлениями педагогической деятельности.

2-3 занятие. Анализ музыкально-образовательного процесса, способствующего музыкально-творческому развитию личности детей, основных направлений деятельности музыкального руководителя, программ музыкального образования детей, по которой осуществляется музыкальный процесс в Центре.

4 занятие. Оформление музыкально-предметных уголков, способствующих самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

5-6 занятие. Эпизодичное включение студентов в музыкально-педагогическую деятельность, направленное на проведение музыкально-творческих игр.

Библиографический список

7-9 занятие. Самостоятельное проведение студентами отдельных видов музыкальной деятельности: слушания музыки, исполнительской деятельности, творческой деятельности с активным применением музыкально-творческих игр.

10 занятие. Разработка заданий, стимулирующих самостоятельную музыкально-творческую деятельность. Подготовка к музыкально-просветительской деятельности на родительском собрании на тему «Средства и методы музыкального развития ребенка в семье» (внеаудиторная форма деятельности).

11-14 занятие. Проведение занятий с активным применением средств, форм, методов музыкального развития детей дошкольного возраста. Организация и проведение праздников «8 Марта - Женский день», «Мы теперь выпускники!» (внеаудиторная форма работы).

Согласно примерному плану организации практической деятельности студентов в Центре продленного дня, мы можем говорить о логике постепенного построения процесса формирования практических умений и навыков, способствующих созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

В заключении важно отметить, что реализация данных педагогических условий была внедрена в учебно-образовательный процесс подготовки студентов профиля «Музыка» и совмещенным профилем «Музыка. Дошкольное образование» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева».

1. Боровкова, М.В. Технология формирования готовности студента к проектированию музыкально-творческой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Сибирский педагогический журнал: научный журнал. - 2013. - № 12.

2. Бездухов, В.П. Гуманистическая направленность учителя. - СПб., 1997.

3. Игнатова, И.Б. Психолого-педагогические условия формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству / И.Б. Игнатова, В.Г. Бурыкина // Теория и практика общественного развития: международный научный журнал - 2011.

- № 2 [Э/р]. - Р/д: http://www. teoria-practica.ru.

4. Чинякова, Н.И. Основы структурирования учебно-концертной подготовки в музыкально-педагогическом образовании // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: научно-аналитический и научно-образовательный журнал. - Нижний Новгород. -2012. - № 5(26).

5. Молоствова, И.Е. Реализация принципа культуросообразности в процессе музыкально-исторической подготовке учащихся // Педагогика искусства. - 2010. - № 4.

6. Боровкова, М.В. Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: программа и методические рекомендации к курсу по выбору / М.В. Боровкова, И.С. Кобозева. - Саранск, 2013.

7. Боровкова, М.В. Основы дошкольного музыкального образования: программа и методические рекомендации к курсу по выбору / М.В. Боровкова, И.С. Кобозева. - Саранск, 2013.

8. Кобозева, И.С. Активизация музыкально-познавательной деятельности детей в процессе обучения игре на фортепиано / И.С. Кобозева, Ю.В. Величко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: научно-аналитический и научно-образовательный журнал. - Нижний Новгород. - 2012. - № 5(26).

9. Винокурова, Н.В. Организация образовательной среды в педагогическом вузе // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал. - 2012. - № 5.

10. Винокурова, Н.В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. - 2012. -№ 2.

Bibliography

1. Borovkova, M.V. Tekhnologiya formirovaniya gotovnosti studenta k proektirovaniyu muzihkal]no-tvorcheskoy] razvivayuthey] sredih v doshkol]nom obrazovatel]nom uchrezhdenii II Sibirskiy] pedagogicheskiy] zhurnal: nauchnihy] zhurnal. - 2013. - № 12.

2. Bezdukhov, V.P. Gumanisticheskaya napravlennost] uchitelya. - SPb., 1997.

3. Ignatova, I.B. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti rossiy]skikh i inostrannihkh studentov k mezhkul]turnomu sotrudnichestvu I I.B. Ignatova, V.G. Burihkina II Teoriya i praktika obthestvennogo razvitiya: mezhdunarodnihy] nauchnihy] zhurnal - 2011. -№ 2 [EhIr]. - RId: http:IIwww. teoria-practica.ru.

4. Chinyakova, N.I. Osnovih strukturirovaniya uchebno-koncertnoy] podgotovki v muzihkal]no-pedagogicheskom obrazovanii II Aktual]nihe problemih vihsshego muzihkal]nogo obrazovaniya: nauchno-analiticheskiy] i nauchno-obrazovatel]nihy] zhurnal. - Nizhniy] Novgorod. - 2012.

- № 5(26).

5. Molostvova, I.E. Realizaciya principa kul]turosoobraznosti v processe muzihkal]no-istoricheskoy] podgotovke uchathikhsya II Pedagogika iskusstva. - 2010. - № 4.

6. Borovkova, M.V. Organizaciya muzihkal]no-razvivayuthey] sredih v doshkol]nom obrazovatel]nom uchrezhdenii: programma i metodicheskie rekomendacii k kursu po vihboru I M.V. Borovkova, I.S. Kobozeva. - Saransk, 2013.

7. Borovkova, M.V. Osnovih doshkol]nogo muzihkal]nogo obrazovaniya: programma i metodicheskie rekomendacii k kursu po vihboru I M.V. Borovkova, I.S. Kobozeva. - Saransk, 2013.

8. Kobozeva, I.S. Aktivizaciya muzihkal]no-poznavatel]noy] deyatel]nosti detey] v processe obucheniya igre na fortepiano I I.S. Kobozeva, Yu.V. Velichko II Aktual]nihe problemih vihsshego muzihkal]nogo obrazovaniya: nauchno-analiticheskiy] i nauchno-obrazovatel]nihy] zhurnal.

- Nizhniy] Novgorod. - 2012. - № 5(26).

9. Vinokurova, N.V. Organizaciya obrazovatel]noy] sredih v pedagogicheskom vuze II Vihsshee obrazovanie v Rossii: nauchno-pedagogicheskiy] zhurnal. - 2012. - № 5.

10. Vinokurova, N.V. Innovacionnaya model] prakticheskoy] podgotovki buduthego pedagoga II Gumanitarnihe nauki i obrazovanie. - 2012. -№ 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 13.03.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.