УДК378:37.016:78 (045)
Боровкова Мария Владимировна
Преподаватель кафедры музыкального образования Мордовского государственного педагогического института имМ. Е. Евсевьева, [email protected], Саранск
технология формирования готовности студента
К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛьНО-ТВОРЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮщЕЙ
среды в дошкольном образовательном учреждении*
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования готовности студентов педагогического вуза по совмещенному профилю «Музыка. Дошкольное образование» к проектированию музыкально-творческой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыто понятие музыкально-творческая развивающая среда. Подробно охарактеризованы структурные компоненты готовности студентов к вышеуказанному виду деятельности, а именно, мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, креативный, рефлексивный компоненты. Обоснована технология формирования данных компонентов в учебно - образовательном процессе педвуза, в структуру которой включены цель, методы, содержание, условия и оценка результатов внедрения технологии.
Ключевые слова: технология, музыкально-творческая развивающая среда, готовность студентов к проектированию музыкально-творческой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Borovkova Maria Vladimirovna
Lecturer of the department of Music education of Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evseveva, borovkova.marya @yandex.ru, Saransk
TECHNOLOGY OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS
to music and creative design evolving environment in preschool educational institutions**
Abstract. The article reveals the structural components of readiness of students - musicians to design creative music-developing environment in preschool educational institution, grounded technology of these components in the teaching - learning process pedagogical institute.
Keywords: technology, music and creative developing environment, the willingness of students to design creative music-developing environment in pre-school educational institution.
Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО ориентирует систему высшего профессионального образования на обновление содержания и совершенствования технологии подготовки специалистов, способных осуществлять педагогическую работу с детьми и создавать качественную образовательно-развивающую среду в условиях внедрения разнообразных программ, реализуемых в практи-
ке работы современных образовательных учреждений. Так, Н. В. Винокурова, подчеркивает, что «...новый образовательный стандарт формулирует требования к подготовке педагога, способного проектировать образовательную среду ребенка, владеющего способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде, готового к освоению новой роли в педагогическом процессе» [2, с. 46]. Опираясь на данное утверждение
* Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03.2013 г.)
** The work was supported by the Russian Ministry of Education in the framework of the strategic development of the «Educators of Innovative Russia» (number 2 from 16.03.2013)
в контексте рассматриваемой нами проблемы, становится актуальным вопрос о профессиональной готовности специалистов в области дошкольного музыкального образования, способных к проектированию музыкально-творческой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ).
Процесс создания музыкально-творческой среды - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей творческого развития обучающихся в условиях интеграции различных художественно-образовательных областей. Так, В. А. Рудаков справедливо подчеркивает, что «...творческие качества личности являются сущностной характеристикой любой человеческой деятельности, поэтому необходимо создание условий..., обеспечение успешной подготовки обучающихся к творческой деятельности...» [8, с. 82]. Следовательно, в нашем понимании музыкально-творческая среда - это «... специально-организованная педагогическая среда, способствующая музыкально-творческому развитию личности ребенка, включающее в себя самовыражение, творческую и двигательную активность, музыкально-творческие и интеллектуальные способности» [1, с. 198].
Готовность будущих педагогов к проектированию музыкально-творческой развивающей среды детей в ДОУ является одним из важных профессиональных качеств педагога-музыканта. Иными словами, профессиональная деятельность педагога является неполноценной, если будет строиться только как воспроизводство усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, конечным результатом которого, по утверждению И. Е. Молоствовой, является «.становление личности педагога как деятельной единицы человеческого сообщества, готового к постоянному смысловому взаимодействию с другими индивидами» [6, с. 1].
Под готовностью будущего педагога к проектированию музыкально-творческой развивающей среды в ДОУ, мы понимаем субъективное личностное образование, пред-
ставляющее целостную структурированную систему, включающую мотивационно-цен-ностный, когнитивный, деятельностный, креативный и рефлексивный компоненты. Рассмотрим каждый из них.
1. Мотивационно-ценностный компонент является ядром профессиональной готовности будущего педагога к педагогической деятельности. Так, Н. И. Мешков указывает, что «мотивация детерминирует особенности поведения личности, общения и деятельности -основные сферы жизни человека» [5, с. 87]. Наряду с этим утверждением, Н. В. Емелина, подчеркивает, что «...мотивационно-цен-ностное отношение к педагогической профессии является определяющим фактором в системе смыслообразующих ориентаций человека» [4, с. 105]. Исходя из этого, моти-вационно-ценностный компонент в нашем контексте включает профессиональную направленность личности к овладению спецификой проектирования музыкально-творческой развивающей среды в ДОУ.
К основным показателям мотивацион-но-ценностного компонента мы относим: наличие интереса к процессу музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста; присутствие познавательных потребностей и ценностных мотиваций в овладении спецификой проектирования музыкально-творческой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении; ориентированность личности в общехудожественных и музыкально-культурных ценностях; степень включенности личности в профессионально-педагогическую и практическую деятельность.
2. Когнитивный компонент готовности составляет комплекс знаний по истории и теории музыки и музыкальному образованию дошкольников; целей, задач, принципов, методов, средств и форм проектирования музыкально-творческой развивающей среды в дошкольном учреждении; психолого-педагогических и возрастных особенностей детской аудитории.
3. Деятельностный компонент включает совокупность специальных профессиональных и педагогических способов музыкальной деятельности. Из общепсихологической теории взаимосвязи способностей и профессиональной деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев) для нас
важно положение о развитии способностей в деятельности человека. Поэтому представляется логичным утверждение о трансформации в профессионально-личностные качества таких компонентов, как: коммуникативность на художественно-эстетическом уровне. Как подчеркивает С. В. Шишкина: «В профессиональной деятельности педагога-музыканта коммуникативные процессы осуществляются в виде своеобразной системы передачи и приема художественной информации по коммуникативным каналам, связывающим учителя, учащегося и музыкальное произведение в триединое целое» [9, с. 89]; высокий уровень музыкально-исполнительского мастерства (умение создать собственную оригинальную интерпретацию образного содержания музыкального произведения, музыкально-танцевальной композиции, импровизацию на детских музыкальных инструментах); качество организации модели музыкально-творческой деятельности в регламентированной и нерегламенти-рованной образовательной среде ДОУ
4. Креативный компонент связан с развитием творческих способностей будущего педагога-музыканта, показателями которого являются: мотивационно-творческая активность; творческое мышление, воображение, педагогическая интуиция; умение проявлять независимость в суждениях, отход от стереотипов, способность к дивергентному мышлению.
5. Рефлексивный компонент, обеспечивает продуктивность профессиональной деятельности в целом. Формирование и развитие рефлексивных умений обеспечивается овладением студентом общенаучными методами познания, при котором происходит углубление осознания им своей деятельности и ее результатов. Сказанное подчеркнем словами коллектива авторов А. А. Найн, К. В. Киу-ру, А. Я. Найн: «Рефлексия рассматривается как форма теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собственных действий и убеждений, являющейся основанием его мышления и деятельности...» [7, с. 201]
На базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» было проведено исследование структурных компонентов готовности студентов к проектированию музыкально-творческой развивающей среды
в дошкольном образовательном учреждении, обучающихся по совмещенному профилю «Музыка. Дошкольное образование». Анализ диагностических данных показал необходимость формирования готовности будущих педагогов к осуществлению данного вида деятельности в ходе учебных занятий и психолого-педагогической практики. С этой целью создана и внедрена в образовательный процесс технология формирования готовности студентов к проектированию музыкально-творческой развивающей среды в ДОУ в процессе изучения базового курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», курсов по выбору «Основы дошкольного музыкального образования», «Организация музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» и психолого-педагогической практики.
Цель технологии заключалась в формировании структурных компонентов готовности студента к проектированию музыкально-творческой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Основными методами технологии являлись: анализ психолого-педагогических ситуаций; проектная деятельность; ролевые и деловые игры; создание творческих ситуаций; тренинги.
Содержание технологии включало систему профессионально направленных музыкально-творческих заданий, выполняемых студентами в процессе учебной и внеучеб-ной деятельности.
Опираясь на работу Е. М. Голиковой, нами были выделены следующие условия внедрения технологии [3, с. 111]: диагностические, способствующие систематическому получению и учету сведений о ходе и результате развития готовности студентов к осуществлению указанного направления деятельности; профессионально-ориентационные, направляющие студента на активизацию внутренних ресурсов освоения системы соответствующих профессиональных знаний, умений и действий в процессе проектирования музыкально-творческой развивающей среды в дошкольном учреждении; содержательно-технологические, обеспечивающие выполнение студентом комплекса заданий по изучению и развитию особенностей дошкольного музыкального образования в
целом, и музыкально-развивающей среды в частности, в процессе практических занятий проводимых на базе Центра продленного дня при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» и в период психолого-педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях; контрольно-регулировочные, способствующие управлению и самоуправлению качеством овладения студентом системой соответствующих знаний, умений, навыков и действий на основе определения уровня их сформированности в процессе специально-организованной познавательной и практической деятельности.
Оценка результатов внедрения технологии производилась в соответствии с уровнями сформированности структурных компонентов готовности студента к проектированию музыкально-творческой развивающей среды в ДОУ.
Исходя из проведенного исследования, нами были получены результаты, доказывающие эффективность технологии формирования готовности студента к профессиональной деятельности по проектированию музыкально-творческой образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Библиографический список
1. Боровкова М. В. Специфика организации музыкально-творческой развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении // Казанская наука. - 2012. - № 9. - С. 197-199.
2. Винокурова Н. В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. - 2012. -№ 2. - С. 46-48.
3. Голикова Е. М. Технология формирования готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольника // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. - С. 110-112.
4. Емелина Н. В. Ценности профессиональной подготовки студентов педвуза в контексте требований современного образования // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 2. -С. 103-106.
5. Мешков Н. И. Природа мотивации в контексте развития личности // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1. - С. 87-90.
6. Молоствова И. Е. Реализация принципа культуросообразности в процессе музыкально-исторической подготовке учащихся // Педагогика искусства. - 2010. - № 4. - С. 1-7.
7. Найн А. А., Киуру К. В., Найн А.Я. Педагогическая рефлексия как фактор управления учебной деятельностью студентов вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. -С. 200-206.
8. Рудаков В. А. Индивидуализация полихудожественной образовательной среды как средства подготовки младших школьников к творческой деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1. - С. 82-87.
9. Шишкина С. В. Коммуникативные процессы в контексте гуманизации современного музыкально-педагогического образования // Человек и образование. - 2012. - №3. - С. 86-90.