Научная статья на тему 'Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе'

Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3545
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ / МОТИВ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ / LEARNING MOTIVATION AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTES / MOTIVE / STUDENTS' MOTIVATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнездилова Лариса Б., Гнездилов Михаил А.

В статье рассматривается роль мотивации в высшем образовании. Авторы утверждают, что учебная мотивация является одним из решающих факторов эффективности учебного процесса в вузе, представляя собой совокупность мотивов, вызывающих активность студентов в учебной деятельности. Синтезированы имеющиеся в психолого-педагогической науке знания о вопросах мотивации обучения.Представлен авторский анализ результатов опроса, проведенного среди студентов 1 курса Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева в целях изучения содержательного аспекта их мотивов обучения. Отмечено, что группа материальных мотивов, при которых обучение воспринимается студентами как основа их будущей достойной материальной жизни, и группа гражданских мотивов, при которых обучение воспринимается студентами как подготовка к будущей общественной жизни, являются основными мотивами. Познавательные мотивы как стремление к новым знаниям выявлены в результате опроса студентов. Выявлена также группа мотивов престижа как стремления к высокому социальному статусу. Большинство учебных мотивов студентов авторы относят к группе внешних мотивов. Полученные результаты, по мнению авторов, являются сигналом для преподавателей к поиску подходов, направленных на развитие внутренней мотивации студентов, т. к. именно внутренние мотивы обучения могут рассматриваться как смыслообразующие мотивы учебной деятельности. Выявленные мотивы обучения студентов авторы относят также к группе осознаваемых мотивов. Подчеркивается важность проведения подобных опросов, с одной стороны, для самих студентов и процесса осознания ими своих желаний и потребностей, с другой стороны, для планирования преподавателем процесса развития учебной мотивации и поиска эффективных мотивационно-ориентированных подходов к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING MOTIVATION AS A BASIS FOR EFFECTIVE EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTES

The article features the role of motivation for higher education. The authors state that learning motivation is one of the decisive factors of educational process efficiency at higher educational institutes, presenting a set of motives that cause students’ activity in the educational process. The knowledge available in the psycho-pedagogical science about the issues of learning motivation is synthesized.The article presents the results of the survey conducted among the first-year students of Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev to explore meaningful aspects of their learning motivation. It is noted that a group of material motives, in which students perceive learning as the basis for their future decent material life, and a group of civil motives, in which students perceive learning as preparation for future social life, are their main leaning motives. Cognitive motive, such as a desire for new knowledge, are also revealed in the student survey. A group of prestige motives, such as a desire for a high social status, is also revealed.Most of the students'' learning motives are attributed to the group of external motives. The results obtained, according to the authors, are a signal for teachers to search for approaches that are aimed at developing their students'' internal motivation. Internal motives of learning can be considered as semantic motives for learning activity. Identified motives are also referred by the authors to a group of conscious motives. The importance of conducting such surveys is emphasized; on the one hand, for students themselves and the process of comprehension of their desires and needs; on the other hand, for planning and development of learning motivation and searching for effective motivationally-oriented approaches to teaching.

Текст научной работы на тему «Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе»

PEDAGOGICS

УДК 378.1

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Лариса Б. Гнездилова1' Михаил А. Гнездилов1' @

1 Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачёва, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28 @ larisa.gnezdilova@yandex.ru @ g1m1a1@yandex.ru

Поступила в редакцию 20.01.2017. Принята к печати 28.03.2017.

Ключевые слова: мотивация обучения в вузе, мотив, мотивационная сфера студентов.

Аннотация: В статье рассматривается роль мотивации в высшем образовании. Авторы утверждают, что учебная мотивация является одним из решающих факторов эффективности учебного процесса в вузе, представляя собой совокупность мотивов, вызывающих активность студентов в учебной деятельности. Синтезированы имеющиеся в психолого-педагогической науке знания о вопросах мотивации обучения.

Представлен авторский анализ результатов опроса, проведенного среди студентов 1 курса Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева в целях изучения содержательного аспекта их мотивов обучения. Отмечено, что группа материальных мотивов, при которых обучение воспринимается студентами как основа их будущей достойной материальной жизни, и группа гражданских мотивов, при которых обучение воспринимается студентами как подготовка к будущей общественной жизни, являются основными мотивами. Познавательные мотивы как стремление к новым знаниям выявлены в результате опроса студентов. Выявлена также группа мотивов престижа как стремления к высокому социальному статусу. Большинство учебных мотивов студентов авторы относят к группе внешних мотивов. Полученные результаты, по мнению авторов, являются сигналом для преподавателей к поиску подходов, направленных на развитие внутренней мотивации студентов, т. к. именно внутренние мотивы обучения могут рассматриваться как смыслообразующие мотивы учебной деятельности. Выявленные мотивы обучения студентов авторы относят также к группе осознаваемых мотивов. Подчеркивается важность проведения подобных опросов, с одной стороны, для самих студентов и процесса осознания ими своих желаний и потребностей, с другой стороны, - для планирования преподавателем процесса развития учебной мотивации и поиска эффективных мотива-ционно-ориентированных подходов к обучению.

Для цитирования: Гнездилова Л. Б., Гнездилов М. А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 4 - 11. Б01: 10.21603/2542-1840-2017-2-4-11.

Современное общество находится в постоянном процессе развития: формируются новые взгляды и социальные отношения, меняется культурное восприятие, ценности и убеждения. Неудивительно, что мотивация современной молодежи, в том числе к учебной деятельности, тоже претерпевает изменения [1]. К сожалению, необходимо признать, что на современном этапе в учреждениях высшего образования отсутствует тенденция изучать мотивы обучения молодежи и их направленность [2, с. 26]. По мнению Г. Н. Жукова, «предпочтение отдается знаниям, умениям, интеллектуальному развитию, а мотивационно-ориентационный аспект оказывается вытесненным из учебного процесса» [3, с. 242]. С одной стороны, это происходит, на наш взгляд, в силу

сформированного стереотипа среди многих преподавателей, что молодые люди в возрасте 17 - 23-х лет должны иметь устойчивые мотивы обучения и зрелую моти-вационную сферу к моменту поступления в вуз, что не всегда соответствует действительности. С другой стороны, учебные мотивы студентов в течение всего периода обучения остаются для многих преподавателей неизвестными в силу непонимания их значимости для учебной деятельности и невладения методами изучения и развития учебной мотивации.

Тем самым актуальность настоящего исследования определяется необходимостью синтезировать имеющиеся знания отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки о вопросах мотивации обучения в

целях дальнейшего применения полученных синтезированных знаний в образовательном процессе вуза. Цель данной научной статьи - выявление учебных мотивов студентов вуза и осуществление их анализа (в частности мотивов обучения студентов 1 курса Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Гор -бачева) для дальнейшего применения полученных результатов в учебном процессе, например осуществления поиска эффективных мотивационно-ориентированных подходов к обучению студентов в вузе.

Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, советского психолога, философа, педагога, мотивы являются структурным компонентом любого вида деятельности. Причем активность побуждается не одним каким-либо мотивом, а целым комплексом мотивов - мотивацией. Мотивация - процесс побуждения к деятельности, направленный на достижение определенных целей. Ус -пешность в какой-либо деятельности, в том числе учебной, определяется развитостью мотивации, ее достаточной силой и устойчивостью [4, с. 151].

В свою очередь, российский психолог, доктор психологических наук, профессор В. С. Мерлин писал, что управлять действиями человека можно только посредством управления его мотивами [5, с. 55]. Подтверждает эту теорию В. Ковалев, психолог, доктор психологических наук, отмечая, что мотивы можно рассматривать как свойства личности и способы побуждения к деятельности [6, с. 43].

Согласно исследованиям многих современных ученых и педагогов, мотивация продолжает играть важную роль в процессе обучения на современном этапе и является одним из решающих факторов эффективности учебного процесса, представляя собой совокупность мотивов, вызывающих активность студентов в учебной деятельности (в диссертационных работах С. С. Котова [7], С. А. Лысиченковой [8], Н. Ю. Мамонтовой [9], Н. Е. Продиблох [10], И. В. Ускова [11], О. А. Ча-денковой [12] и др.).

В современном аспекте изучения мотивов и процесса их формирования интересен вопрос об осознаваемо-сти мотивов, который, как и многие другие, относящиеся к проблеме мотивации, до сих пор не получил однозначного решения. Некоторые ученые считают, что мотивы - сознательные побуждения, выраженные чувствами и стремлениями (Л. П. Кичатинов, К. Обу-ховский); другие говорят о существовании неосознаваемых мотивов (Л. И. Божович, В. А. Иванников, В. С. Мерлин, А. Н. Леонтьев, М. Оссовская), третьи - о наличии разных уровней осознания мотивов, где более высокий уровень осознания обеспечивает большую эффективность выполняемой деятельности (В. И. Ковалев, М. В. Матюхина).

В этом случае мы можем говорить о совокупности сознательного и бессознательного в формировании мотивов, о том, что на различных уровнях психики мотив одновременно может и осознаваться, и не осознаваться. При этом попытка точно сосчитать число мотивов, действующих в каждом случае, заранее должна быть признана несостоятельной. Так или иначе, мы считаем, что осознание мотивов собственной деятельности позволяет направленно влиять на ее успешность. Хотя мы не можем ни согласиться с интересной, глубокой мыслью

А. Н. Леонтьева, который писал о том, что «осознаваемый мотив учения может порождать своеобразную внутреннюю совершающуюся в воображении деятельность, но не вызывать самой деятельности, ведущей к удовлетворению потребности, тем самым оказаться менее действенным, чем неосознаваемый». Как осознаваемые (ясно выражающие причины побуждения к действию), так и неосознаваемые мотивы обучения мотивы обучения выполняют две основные функции: побуждающую и смыслообразующую. Побуждающая функция мотивов заключается в их способности придать учебной деятельности определенную направленность, смысло-образующая функция наполняет деятельность смыслом [4, с. 120].

По выполняемой функции, соответственно, мотивы могут быть смыслообразующими, т. е. придающими деятельности смысл, и побуждающими - мотивами, непосредственно стимулирующими деятельность. При этом данные мотивы должны гармонично дополнять друг друга, т. к. наличие лишь одной группы мотивов - смыс-лообразующих или побуждающих - недостаточно для получения каких-либо результатов и достижений.

Так, обобщенный и достаточно устойчивый мотив в форме представления о значимости учения для будущей жизни придает смысл ежедневным учебным действиям, но он не всегда достаточен для побуждения к действию и полноценного выполнения деятельности. Подталкивать к выполнению тех или иных действий, связанных с учением, могут мотивы, которые создают дополнительные побуждения, например, мотив поощрения или, наоборот, мотив избегания порицаний [13, с. 25]. Но в тех случаях, когда деятельность не имеет для человека субъективного смысла, она не способна к обогащению своего внутреннего содержания и, как подчеркивает А. Н. Леонтьев, становится «психологически тягостной, превращаясь в коллекционирование чужих знаний» [14, с. 7]. Из сказанного выше можно заключить, что задача преподавателя - в содействии студентам в осознании их собственных мотивов обучения, в формировании смыс-лообразующих мотивов, наполняющих деятельность определенным смыслом, а также в умелом применении в процессе обучения побуждающих мотивов-стимулов.

Стоит отметить, что классификация мотивов обучения в силу их многообразия не ограничивается лишь осознаваемыми/неосознаваемыми, смыслообразующи-ми/побуждающими мотивами. А. Н. Леонтьев выделяет материальные и духовные мотивы (по видам потребностей), в форме образа или понятия (по форме отражения содержания).

Известно, что по своей направленности мотивы могут быть внешними, задаваемыми извне (мотивы успеха, достижения, материального вознаграждения, похвалы, выполнения требований преподавателя, избегания наказания или отчисления, возможность общения и др.), и внутренними, исходящими от субъекта (познавательная потребность, удовольствие от процесса познания, собственное развитие в процессе учения, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни и др.). На наш взгляд, направленность мотивов обучения соответствует выполняемой ими функции. Внешние мотивы являются по своей сути побуждающими мотивами, а внутренние -смыслообразующими.

Внешнюю мотивацию принято считать непродуктивной и кратковременной, т. к. часто возникновение дополнительных трудностей или снижение интенсивности внешнего фактора приводит к прекращению учебной деятельности, основанной на внешней мотивации. Хотя Н. Ф. Талызина подчеркивает, что внутренняя мотивация не всегда сильнее внешней [15, с. 182]. Мы считаем, что внешние и внутренние мотивы тесно взаимосвязаны. Для развития устойчивой внутренней мотивации необходимы положительные внешние мотивы - факторы, в первую очередь, создаваемые преподавателем в процессе обучения. «В дальнейшем должен осуществляться сдвиг внешнего мотива на цель, смысл обучения» [16, с. 35].

Согласно классификации Л. И. Божович, учебная деятельность побуждается двумя видами мотивов, имеющих разное происхождение и психологическую характеристику: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, связаны с содержанием или процессом обучения - мотивация содержанием и мотивация процессом (мотивы самообразования, ориентация на получение знаний и др.). Социальные мотивы, в свою очередь, порождаются всей системой отношений, существующих между студентами и окружающей действиительностью, и могут быть широкими социальными (мотивы долга, ответственности перед обществом, группой, преподавателем; мотивы самоопределения и т. п.) и узколичными (мотив получения одобрения со стороны преподавателя, родителей и сверстников; мотив получения хороших оценок, мотив престижа и т. п.) [17, с. 10 - 13].

А. К. Маркова и др. выделяет мотивы по отношению к учебному предмету: широкие познавательные, учебно-познавательные и мотивы самообразования; и мотивы по отношению к другим людям: широкие специальные, узкие специальные и мотивы социального сотрудничества [18, с. 192].

В исследованиях Е. И. Савонько говорится о моти-вационных ориентирах. В учебной деятельности ими определено четыре типа мотивационной ориентации: на процесс, результат, оценку преподавателя и избегание неприятностей. Более тесно связаны с успеваемостью, по их данным, ориентации на процесс и результат, менее - ориентация на оценку преподавателя и слабо связана с успеваемостью ориентация на избегание неприятностей [19, с. 30 - 39].

Одной из наиболее универсальных классификаций мотивов учения мы считаем классификацию В. Хен-нинга, который выделяет следующие группы мотивов [20, с. 161 - 162]:

Гражданские мотивы / мотивы долга: учение как подготовка к будущей общественной жизни.

Познавательные мотивы: учение как стремление к новым знаниям.

Материальные мотивы: учение как основа будущей хорошей материальной жизни.

Мотивы престижа: учение как стремление к высокому социальному статусу.

Мотивы социальной идентификации с родителями: учение как стремление быть похожим на родителей, соответствовать их требованиям.

Мотивы социальной идентификации с преподавателем: учение как стремление быть похожим на преподавателя, соответствовать его требованиям.

Мотивы, связанные с процессом обучения: учение как занимательный интересный процесс.

Стоит отметить, что мотивы обучения многочисленны и разнообразны, и их разнообразие может быть представлено другими классификациями.

А. К. Маркова и др. утверждает, что изучение учебной мотивации и ее развитие - это две стороны одного и того же процесса. Результаты изучения учебной мотивации являются основой для планирования процесса ее развития. При этом изучение мотивов учения должно быть длительным и осуществляться не только на начальном и конечном этапах обучения, но и на промежуточных [18, с. 5 - 6]. Получение объективных сведений об индивидуальных особенностях учебной мотивации студентов осуществляется с помощью специальных психологических методов и диагностических средств: опросов, анкет, тестов, эксперимента, наблюдения. Диагностика учебной мотивации может включать в себя методику изучения выраженности познавательных потребностей, методику изучения личностных особенностей, методику изучения мотивации поведения в группе, методику изучения силы и устойчивости мотива, методику изучения мотивации учебной деятельности и др.

В процессе этой сложной, долгосрочной и многоэтапной работы по изучению и развитию учебной мотивации формируется новый педагогический стиль, а преподаватель условно может быть назван психопедагогом - педагогом, который владеет психологией как инструментом развития мотивации студентов. Роль преподавателя как психопедагога еще требует своего более подробного изучения.

В целях изучения содержательного аспекта мотивов обучения студентов для дальнейшего применения полученных результатов в образовательном процессе студентам Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева (всего 60 студентов) было предложено оценить специально составленный перечень, включающий 21 мотив обучения, по степени значимости (по три мотива обучения из каждой группы мотивов согласно классификации В. Хеннинга) (таблица 1). Студентам было необходимо оценить все предложенные мотивы обучения по пятибалльной шкале (согласно методу ранговой корреляции Спирмена), где:

- полностью не согласен (с утверждением),

- не согласен,

- затрудняюсь ответить,

- согласен,

- полностью согласен.

Таблица 1. Мотивы, побуждающие студентов к учебной деятельности Table 1. Motives stimulating students for their educational activity

Мотивы обучения 1 курс бакалавриата

ср. балл ранг

Полученные знания пригодятся мне в будущем 3,8 7

Мне нравится выбранная профессия 3,5 10

Хочу быть в будущем высококвалифицированным специалистом 4,6 1

Изучение нового доставляет мне радость 3,9 6

В процессе учебы я развиваю свои способности 4,2 3

Хочу приобрести прочные и глубокие знания 4 5

Я хочу получать стипендию 4,5 2

Хочу получить диплом о высшем образовании 4,5 2

От моих знаний в будущем зависит мое материальное положение 4,1 4

Мне хочется, чтобы меня уважали 4,2 3

Диплом с хорошими оценками обеспечит мне преимущество при устройстве на работу 3,6 9

Высшее образование - это престижно 3,8 7

Высшее образование необходимо для меня, т. к. в нашей семье все имеют высшее образование 2,9 12

Хочу радовать своими успехами в учебе своих родителей 3,8 7

Для меня важно одобрение родителей 3,3 11

Хочу радовать своими успехами в учебе своих преподавателей 3,6 9

Для меня важно одобрение преподавателей 3,7 8

Хочу выполнять требования преподавателей 3,6 9

Мне нравится учиться 3,5 10

Мне нравится выполнять определенные задания на занятиях 3,6 9

Мне интересен учебный материал, предлагаемый на занятиях 3,7 8

Итак, результаты опроса (таблица 2), целью которого являлось выявление содержательного аспекта мотивов обучения студентов Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева для дальнейшего применения полученных результатов в образовательном процессе, показали, что группа материальных мотивов, при которых обучение воспринимается студентами как основа их будущей хорошей материальной жизни, и группа гражданских мотивов, при которых обучение воспринимается студентами как подготовка к будущей общественной жизни, являются основными мотивами, побуждающими их к учебной деятельности, и имеют равноценно большое значение для студентов (в среднем 4,4 балла по пятибалльной шкале). В частности, 92 % опрошенных хотят стать в будущем высококвалифицированными специалистами, 90 % студентов считают наиболее важным для себя получение стипендии и получение диплома о высшем образовании. Значительная часть опрошенных студентов считает, что от их знаний в будущем зависит их материальное положение.

Познавательные мотивы, как стремление к новым знаниям, также выявлены в результате опроса студентов

(4,2 балла по пятибалльной шкале). Например, 84 % опрошенных считают, что в процессе учебы они развивают свои способности.

Следующую группу мотивов обучения составляют мотивы престижа как стремления к высокому социальному статусу (4 балла по пятибалльной шкале). Так, 80 % студентов хотят, чтобы их уважали, и этот мотив побуждает их к учебной деятельности в вузе.

Большинство выявленных в результате проведения опроса учебных мотивов студентов можно отнести к группе внешних мотивов (мотивы успеха, достижений, материального вознаграждения, похвалы и др.) Лишь часть из них представляют собой внутренние мотивы (мотивы познавательной потребности, удовольствия от процесса обучения, собственного развития). Полученные результаты являются сигналом для преподавателей к поиску подходов, направленных на развитие внутренней мотивации студентов, т. к. именно внутренние мотивы обучения могут рассматриваться как смыслообра-зующие мотивы учебной деятельности.

Таблица 2. Наиболее значимые мотивы обучения по группам Table 2. The most important learning motives by groups

№ п/п Группы мотивов обучения Мотивы обучения 1 курс

ср. балл

1. Гражданские мотивы: учение как подготовка к будущей общественной жизни Полученные знания пригодятся мне в будущем 4

Мне нравится выбранная профессия

Хочу быть в будущем высококвалифицированным специалистом

2. Познавательные мотивы: учение как стремление к новым знаниям Изучение нового доставляет мне радость 4

В процессе учебы я развиваю свои способности

Хочу приобрести прочные и глубокие знания

3. Материальные мотивы: учение как основа будущей хорошей материальной жизни Я хочу получать стипендию 4,4

Хочу получить диплом о высшем образовании

От моих знаний в будущем зависит мое материальное положение

4. Мотивы престижа: учение как стремление к высокому социальному статусу Мне хочется, чтобы меня уважали 3,9

Диплом с хорошими оценками обеспечит мне преимущество при устройстве на работу

Высшее образование - это престижно

5. Мотивы социальной идентификации с родителями: учение как стремление быть похожим на родителей, соответствовать их требованиям Высшее образование необходимо для меня, т. к. в нашей семье все имеют высшее образование 3,3

Хочу радовать своими успехами в учебе своих родителей

Для меня важно одобрение родителей

6. Мотивы социальной идентификации с преподавателем: учение как стремление быть похожим на преподавателя, соответствовать его требованиям Хочу радовать своими успехами в учебе своего преподавателя / своих преподавателей 3,6

Для меня важно одобрение преподавателя / преподавателей

Хочу выполнять требования преподавателя / преподавателей

7. Мотивы, связанные с процессом обучения: учение как занимательный интересный процесс Мне нравится учиться 3,6

Мне нравится выполнять определенные задания на занятиях

Мне интересен учебный материал, предлагаемый на занятиях

Выявленные мотивы обучения студентов также можно отнести к группе осознаваемых мотивов, т. к. опрошенные смогли достаточно ясно выразить свои причины побуждения к учебной деятельности в вузе. Но, стоит отметить, что процесс осознания имеющихся мотивов обучения осуществлялся, на наш взгляд, большинством студентов в процессе самого опроса. И для многих студентов процесс осознания своих учебных мотивов был настоящим открытием, в связи с чем мы можем говорить о важности проведения данного опроса, с одной стороны, для самих студентов и процесса осознания ими своих желаний и потребностей. С другой стороны, его ценность заключается в том, что результаты изучения учебной мотивации студентов являются основой для планирования преподавателем процесса ее развития и поиска эффективных мотивационно-ориентированных подходов к обучению.

Кроме того, в процессе изучения учебных мотивов студентов стало очевидным, что процесс развития мотивации крайне сложен и многогранен и не ограничивается лишь изучением мотивов как таковых. Возникает вопрос о том, что рождает тот или иной мотив в умах и сердцах студентов? Способен ли преподаватель влиять на эти глубинные процессы? Эти вопросы, требующие своего ответа, привели нас к рассмотрению более широ-

кого понятия «мотивационная сфера». С нашей точки зрения, мотивационная сфера включает в себя не только мотивы, но и волю, чувства, эмоции, настроения и свойства личности. Именно поэтому можно говорить о том, что эмоции и чувства, а также свойства личности оказывают определенное влияние на развитие мотивов и степень их выраженности, а изучение мотивов неразрывно связано с изучением чувств и эмоций, индивидуальных особенностей студентов. Однако чем полнее будет составлена картина индивидуально-психологических характеристик студентов, тем яснее будет то, какие способы воздействия на их мотивационную сферу дают положительные результаты. Кроме того, данные исследования позволяют выделить студентов с одинаковыми или близкими характеристиками, что необходимо для реализации индивидуального и дифференцированного подходов в развитии мотивации обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, эффективное управление учебной деятельностью студентов возможно только посредством управления их мотивами и принятия мотивов в качестве способов побуждения к деятельности. Мотивы студентов являются необходимым структурным компонентом учебной деятельности, успешность которой определяется развитостью учебной мотивации, ее достаточной силой и устойчивостью. На наш взгляд, качественное обу-

чение в вузе невозможно без изучения мотивационной сферы студентов. Подобные исследования имеют теоретическое и практическое значение, открывают большие образовательные возможности и крайне необходимы для повышения успешности учебной деятельности, качества обучения и эффективной профессиональной подготовки студентов. При этом мы предполагаем, что мотивацион-

ная сфера студентов, обучающихся в вузах разной профессиональной направленности, может существенно различаться. Таким образом, вопросы, связанные с мотивационной сферой студентов вуза, все еще актуальны, а поиск универсальных технологий развития мотивации обучения должен продолжаться.

Литература

1. ГнездиловМ. А. Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. 2015. № 9. С. 116 - 120. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15322.htm (дата обращения: 10.01.2017).

2. Гнездилова Л. Б. Системно-деятельностный подход к обучению студентов профессионально ориентированному иноязычному общению // Гнездилова Л. Б., ГраборскаяИ. В., Мамонтова Н. Ю., Рожнева Е. М., Седых Д. В., Стрельников П. А., Федотова Н. Л. Лингвообразование в неязыковом вузе: теория и практика: коллективная монография / под ред. Л. С. Зникиной. Кемерово: КузГТУ, 2015. С. 26 - 52.

3. Жуков Г. Н. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности мастера профессионального обучения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 336 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

5. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 156 с.

6. Ковалев В. И. К проблеме мотивации // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 1. С. 42 - 48.

7. Котов С. С. Особенности мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся в новых социально-экономических условиях: дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2003. 138 с.

8. Лысиченкова С. А. Организация учебно-издательской деятельности учащихся как средство развития познавательной мотивации современных школьников: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2013. 257 с.

9. МамонтоваН. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2006. 229 с.

10. Продиблох Н. Е. Влияние социокультурной среды на мотивацию обучения студентов вузов (на примере Республики Адыгея): дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2006. 222 с.

11. УсковИ. В. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 146 с.

12. Чаденкова О. А. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2003. 158 с.

13. Кузина В. М. Мотивы обучения как психолого-педагогическая проблема // Мотивация учения в профессиональном образовании: сущность, особенности, развитие: коллективная монография / под ред. В. И. Сахаровой. М.; Кемерово: КРИРПО, 2007. С. 6 - 44.

14. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и сознание // Мотивы и сознание в поведении человека: XVIII Международный конгресс психологов. Симпозиум 13. М., 1966. С. 5 - 12.

15. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1999. 288 с.

16. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников // Воспитание школьников. 2003. № 8. С. 33 - 36.

17. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 7 - 44.

18. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96 с.

19. Савонько Е. И. Мотивация как внутренний фактор повышения эффективности обучения // Научные труды МГПИИЯ. 1981. Вып. 179. С. 30 - 39.

20. Лидере А. Г. В. Хеннинг. Мотивы учения у школьников // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 161 - 166. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801161.htm (дата обращения: 28.02.2015).

LEARNING MOTIVATION AS A BASIS FOR EFFECTIVE EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTES

Larisa B. Gnezdilova1' @1, Michael A. Gnezdilov1' @2

1 T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 28, Vesennyaya St, Kemerovo, Russia, 650000 @ larisa.gnezdilova@yandex.ru @ g1m1a1@yandex.ru

Received 20.01.2017. Abstract: The article features the role of motivation for higher education. The au-

Accepted 28.03.2017. thors state that learning motivation is one of the decisive factors of educational

process efficiency at higher educational institutes, presenting a set of motives that cause students' activity in the educational process. The knowledge available in the Keywords: learnmg motivation at psycho-pedagogical science about the issues of learning motivation is synthesized. higher educational institutes, a motive, The article presents the results of the survey conducted among the first-year students students' motivational sphere. of Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev to explore mea-

ningful aspects of their learning motivation. It is noted that a group of material motives, in which students perceive learning as the basis for their future decent material life, and a group of civil motives, in which students perceive learning as preparation for future social life, are their main leaning motives. Cognitive motive, such as a desire for new knowledge, are also revealed in the student survey. A group of prestige motives, such as a desire for a high social status, is also revealed. Most of the students' learning motives are attributed to the group of external motives. The results obtained, according to the authors, are a signal for teachers to search for approaches that are aimed at developing their students' internal motivation. Internal motives of learning can be considered as semantic motives for learning activity. Identified motives are also referred by the authors to a group of conscious motives. The importance of conducting such surveys is emphasized; on the one hand, for students themselves and the process of comprehension of their desires and needs; on the other hand, for planning and development of learning motivation and searching for effective motivationally-oriented approaches to teaching.

For citation: Gnezdilova L. B., Gnezdilov M. A. Uchebnaia motivatsiia kak osnova effektivnogo obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Learning Motivation as a Basis for Effective Educational Process at Higher Educational Institutes]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2017): 4 - 11. (In Russ.) DOI: 10.21603/2542-18402017-2-4-11.

References

1. Gnezdilov M. A. Ispol'zovanie tekhnologii stimulirovaniia sposobnostei obuchaiushchikhsia v tseliakh povysheniia ikh uchebnoi motivatsii [Using of the technologies of students' abilities stimulation to enhance their learning motivation]. Kontsept = Concept, no. 9 (2015): 116 - 120. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15322.htm (accessed 10.01.2017).

2. Gnezdilova L. B. Sistemno-deiatel'nostnyi podkhod k obucheniiu studentov professional'no orientirovannomu inoia-zychnomu obshcheniiu [System and activity approach to teaching students to professionally focused foreign language communication]. Lingvoobrazovanie v neiazykovom vuze: teoriia i praktika [Linguistic education in non-linguistic high school: theory and practice]. Ed. Znikina L. S. Kemerovo: KuzSTU, 2015, 26 - 52.

3. Zhukov G. N. Formirovanie professional'noi gotovnosti studentov k deiatel'nosti mastera professional'nogo obuche-niia [Development of students' professional readiness to the activity of a master of professional training]. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2003, 336.

4. Leont'ev A. N. Deiatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat, 1975, 304.

5. Merlin V. S. Lektsiipopsikhologii motivov cheloveka [Lectures on psychology of human motivation]. Perm', 1971, 156.

6. Kovalev V. I. K probleme motivatsii [To the motivation problem]. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological journal, vol. 2, no. 1 (1981): 42 - 48.

7. Kotov S. S. Osobennosti motivatsii uchebnoi deiatel'nosti studentov, obuchaiushchikhsia v novykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviiakh. Diss. kand. ped. nauk [Features of motivation of educational activity of students studying in new socio-economic conditions. Cand. ped. Sci. Diss.]. Tver, 2003, 138.

8. Lysichenkova S. A. Organizatsiia uchebno-izdatel'skoi deiatel'nosti uchashchikhsia kak sredstvo razvitiia poznava-tel'noi motivatsii sovremennykh shkol'nikov. Diss. kand. ped. nauk [The organization of educational and publishing activities of students as a means of developing modern schoolchildren's cognitive motivation. Cand. ped. Sci. Diss.]. Saint-Petersburg, 2003, 257.

9. Mamontova N. Iu. Formirovanie kommunikativnoi kompetentnosti studentov tekhnicheskogo vuza. Diss. kand. ped. nauk [Development of students' communicative competence at the technical university. Cand. ped. Sci. Diss.]. Kemerovo, 2006, 229.

10. Prodiblokh N. E. Vliianie sotsiokul'turnoi sredy na motivatsiiu obucheniia studentov vuzov (na primere Respubliki Adygeia). Diss. kand. sotsiol. nauk [Influence of the sociocultural environment on university students' motivation (On the example of the Republic of Adygea). Cand. sociol. Sci. Diss.]. Maikop, 2006, 222.

11. Uskov I. V. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii kak sredstvo razvitiia motivatsii uchebnoi deiatel'nosti studentov. Diss. kand. ped. nauk [Information and communication technologies as a means of developing the motivation of students' learning activities. Cand. ped. Sci. Diss.]. Ryazan, 2006, 146.

12. Chadenkova O. A. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti motivov uchebnoi deiatel'nosti studentov razlichnykh vuzov. Diss. kand. psikhol. nauk [Psychological and pedagogical features of motives of students' educational activity at various universities. Cand. psychol. Sci. Diss.]. Samara, 2003, 158.

13. Kuzina V. M. Motivy obucheniia kak psikhologo-pedagogicheskaia problema [Learning motives as a psychological and pedagogical problem]. Motivatsiia ucheniia vprofessional'nom obrazovanii: sushchnost', osobennosti, razvitie [Learning motivation in professional education: nature, characteristics, development]. Ed. Sakharova V. I. Moscow; Kemerovo: KRIRPO, 2007, 6 - 44.

14. Leont'ev A. N. Potrebnosti, motivy i soznanie [Needs, motives, consciousness]. Motivy i soznanie vpovedenii che-loveka: XVIIIMezhdunarodnyi kongress psikhologov. Simpozium 13 [Motives and consciousness in human behavior: XVIII Intern. Congress of psychologists. Symposium 13]. Moscow, 1966, 5 - 12.

15. Talyzina N. F. Pedagogicheskaiapsikhologiia [Pedagogical psychology]. Moscow: Akademiia, 1999, 288.

16. Osipova I. Formirovanie uchebnoi motivatsii shkol'nikov [Development of schoolchildren's learning motivation]. Vospitanie shkol'nikov = Schoolchildren's education, no. 8 (2003): 33 - 36.

17. Bozhovich L. I. Problema razvitiia motivatsionnoi sfery rebenka [The problem of development of motivational sphere of the child]. Izuchenie motivatsii detei ipodrostkov [The study of children and adolescents' motivation]. Ed. Bozho-vich L. I. and Blagonadezhina L. V. Moscow: Pedagogika, 1972, 7 - 44.

18. Markova A. K., Matis T. A., Orlov A. B. Formirovanie motivatsii ucheniia [Development of learning motivation]. Moscow: Prosveshchenie, 1990, 96.

19. Savon'ko E. I. Motivatsiia kak vnutrennii faktor povysheniia effektivnosti obucheniia [Motivation as an internal factor of learning effectiveness increasing]. Nauchnye trudy MGPIIIa = Scientific works of MGPIYA, no. 179 (1981): 30 - 39.

20. Liders A. G. W. Hennig. Motivy ucheniia u shkol'nikov [W. Hennig. Schoolchildren's learning motives]. Voprosy psikhologii = Questions of psychology, no. 1 (1980): 161 - 162. Available at: http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/ 801161.htm (accessed 28.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.