Факторы психологической гармонии коэффициент Спирмена R Р
Трансформация личности 0,987044 0,000000
Гармоничность личности и жизни 0,126518 0,088773
Общая конструктивность личности 0,400952 0,000000
Примечание: статистически значимые значения выделены жирным шрифтом
Данные, отображенные в таблице, говорят о том, что такие факторы психологической гармонии как трансформация личности и общая конструктивность личности положительного коррелируют с поведенческим компонентом ценностного отношения к здоровью личности. Таким образом, оптимальность организации и протекания жизненного процесса, общая результативность жизни, жизненная самореализация личности
Библиографический список
в целом характерны для личности с высоким уровнем реализации ценности здоровья в реальной жизнедеятельности.
Таким образом, у личности с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом.
1. Психология здоровья: учебник для ВУЗов / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2000.
2. Мотков, О.И. Психологическая гармония / О.И. Мотков сайт www.rsuh.ru/Институты и факультеты /Институт психологии им. Л.С. Выготско-го/Каф. психологии личности/ О.И. Мотков
3. Мотков, О.И. Методика «Личностная биография» / О.И. Мотков Газ. «Школ. психолог», 1998. - № 38.
4. Методическое пособие для практических психологов. - Барнаул, 2006.
5. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М.: РПА, 1995.
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 1998.
7. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994.
Статья поступила в редакцию 12.06.09
УДК 37.041
Л. Ф. Батан, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, Email: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье обосновывается необходимость создания благоприятных условий для эффективной технологии деятельности субъектов учения в общеобразовательной школе, представлены этапы, описан алгоритм и результаты реализации технологии в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы.
Ключевые слова: объект, субъект, адаптация, самостоятельность, познание, технология, алгоритм, общение, деятельность, самообучение.
Современный взгляд на образование, воспитание и развитие учащихся отражает личностное отношение к учению учащихся. На первый план в образовании молодого поколения выходит проблема самоопределения человека и проблема взаимоотношений к другим людям. Для успешной реализации комплексного проекта модернизации образования одним из важных направлений является обеспечение условий для получения качественного образования, которое определяют две ключевые компетенции: опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся в учении. В этой связи особое место принадлежит общеобразовательной школе, которая может стать фактором формирования школьника как субъекта деятельности и развития у школьников их субъектного опыта, самостоятельности учения, рефлексии процесса и результата своего труда. Это обеспечит каждому школьнику качественную предметную подготовку, готовность к самообучению, что в свою очередь будет способствовать дальнейшей самореализации и самосовершенствованию личности. К сожалению, в сложившейся учебной практике современной общеобразовательной школы еще имеет место «зуновская» модель обучения. В ее условиях не каждому учителю удается сформировать субъектную деятельность учащихся, которая наиболее удовлетворяет их образовательным потребностям в качественной предметной подготовке, воспитании и развитии. Несмотря на достигнутые успехи отечественной школы, крайне недостаточно использование в учебно-познавательном процессе эффективных технологий обучения, позволяющих раскрыть потенциальные возможности учащихся и обеспечить качество обучения, воспитания и развития. Зачастую в учебнопознавательном процессе современной общеобразовательной школы не всегда учитывается индивидуализированный
темп изучения нового материала школьником, требования к изучению учебного материала носят иногда усредненный характер, не отслеживается процесс получения новых знаний, приемы и способы активной познавательной деятельности, в которых наиболее раскрываются индивидуальные способности учащихся. Проводимый нами анализ учебной практики ряда общеобразовательных школ, полученные результаты входного контроля в виде срезовых работ в экспериментальных и контрольных классах (из общего числа 330 человек) показали, что большинство учащихся находятся на втором и третьем уровнях обученности. Учащихся, которые умеют различать объекты, запоминать информацию всего 40% от всех учащихся, задействованных в экспериментальной работе, понимать информацию 30% , выполнять простейшие умения и навыки (25 %) , и только часть учащихся может осуществлять перенос знаний в новую ситуа-цию(5 %). Из наблюдений за процессом обучения учащихся на уроках в общеобразовательных школах, нами был выявлен неустойчивый интерес к предмету у 50 % учащихся, отмечен низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий контрольных работ у 55% и отсутствие мотивационного выбора при выполнении уровневой контрольной работы у 50% учащихся. Данные проведенных нами наблюдений и анализ срезовых работ показали отсутствие умений самостоятельной работы учащихся с источниками информации (учебником, дополнительной литературой, справочниками и т.д.) у большинства учащихся. Кроме того, у 5-10% учащихся отсутствовали умения по оценке результатов своего труда и своего товарища, коммуникативные навыки. Полученные результаты экспериментальной работы в общеобразовательной школе, позволили констатировать тот факт, что назрела необходимость в разработке технологии обуче-
ния, обеспечивающей качественную предметную подготовку учащихся, развитие их самостоятельности, воспитание потребности к учебной деятельности, в которой наиболее проявляется субъектность ученика.
Психолого-педагогическому обоснованию субъ-ектности посвящены работы современных педагогов, психологов И.Л. Вахнянской, А.К. Дусавицкого, И.А. Зимней, Г.Я. Гальперина, В.В. Серикова и др. В педагогике, психологии, дидактике известны разные подходы к ученику как субъекту деятельности. В научных работах Л.С. Выготского, А. С. Границкой, В. В. Давыдова, А. К. Дусавицкого, В. В. Гузеева, С. А. Рубинштейна, Б.Д. Эльконина и др. ученика как субьекта деятельности рассматривают с позиций деятельностного подхода в учении, Е. В Бондаревская, А. К. Маркова, В. В. Сериков, И.С. Якиманская с позиций лично-стно ориентированного подхода. Несмотря на значимость проведенных научных исследований по субъектности учения, на наш взгляд, еще крайне недостаточно внимания уделено в педагогической и психологической науке изучению и разработке организационно - педагогических условий, эффективных средств по формированию субъектной деятельности школьников в современной общеобразовательной школе. Приоритетная позиция современного образования в создании благоприятных условий, разработке эффективных средств и форм для технологии формирования субъектной деятельности учащихся, в которой наиболее происходит выявление, использование, преобразование и приращение их субъектного опыта. В процессе теоретического и практического исследования нами проблемы формирования субъектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе нами было выделено противоречие между устаревшими организационно - педагогическими условиями, методами, формами и средствами обучения и образовательными потребностями учащихся в качественной предметной подготовке, способствующей самостоятельности учения учащихся, их дальнейшему самоопределению и самореализации.
Понятие деятельности определяется в энциклопедическом словаре следующим образом: «Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность должна включать в себе цель, средства, результат и сам процесс» [1, с. 829]. Рассматривая деятельность субъекта учения предметно, мы считаем, что в реальной обстановке она выступает, как нововведение, поскольку для достижения определенной цели в такой деятельности человеку приходится решать ряд новых для него задач и подзадач, самостоятельно и осознанно делать выбор способа решения поставленной задачи. Субъект это человек, который активен в совместной деятельности при воздействии на объекты окружающего мира. Деятельность субъекта учения должна быть наделена свободой выбора способа учебной работы, тогда она имеет определенный личностный смысл и значимость. Понятие «субъектная деятельность» учащихся будем связывать с рассмотрением деятельности человека как субъекта в познании нового материала образовательного пространства. Нашим позициям отвечает то, что в узком понимании понятие «субъект» идентично понятиям «уникальность, нетрадиционность, особенность, оригинальность, нестандартность». В более широком понимании «субъекта» рассматриваем согласно определению Ю.А. Конаржевского, который под «субъектом понимает человека, познающего мир и воздействующего на него, носителя предметно-практической деятельности и познания, источника активности, направленной на объект познания» [2, с. 95]. Для определения понятия «субъектная деятельность» выделим те основные положения педагогической и психологической науки, которые обосновывают необходимость организации такой деятельности учащихся в процессе обучения. Актуальным и значимым для нас является определение субъектности И.А. Зимней, что «субъектность есть неразложимая ценностность общения, деятельности самосознания и бытия», и что «субъектность есть динамическое начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне
самого взаимодействия» [3, с. 167]. Приемлемым для нашего исследования суждение И. А. Зимней о том, что « субъектные отношения педагога с учащимися выступают условием их личностной самоактуализации и личностного роста» [3, с.167]. Своевременный подход И.С. Якиманской, которая под « субъектностью понимает качество отдельного человека, отражающее способность быть индивидуальностью и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществления деятельности» [4, с.9]. Если рассматривать научный подход с позиций результативности деятельности, то отметим мнение В.В.Серикова о том, что «субъектность ...является линией поведения субъекта, выражающейся в самостоятельности, проявляемой при избранной стратегии решения, рефлексии, самооценивании хода и результата решения, в эмоциональности и креативности, направленной на самоизменение субъекта» [5, с. 130-131].Исходя из того, что в научных подходах нами не найдено точного определения субъектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе, сформулируем определение субъектной деятельности учащихся. Под субъектной деятельностью учащихся будем понимать учебную деятельность субъектов учения, целью и результатом которой является самостоятельность в накоплении, преобразовании, обогащении и развитии своего субъектного опыта, в выборе способа учебной работы, осознанность в принятии решения и самоооценивании результатов действий. Выделим этапы и условия успешной реализации технологии субъектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.
1 этап. Адаптация учащихся к субъектной деятельности (организационные условия принятия деятельности и ее проектирование);
2 этап . Осуществление деятельности в педагогических условиях:
-дифференциации обучения, основанного на свободе самостоятельного выбора способа учебной работы, сотрудничестве учителя и учащихся в форме делового общения, осуществляемого на принципе доверия и педагогической поддержке;
-индивидуализации обучения, с учетом проявления индивидуального стиля деятельности;
-использования новых информационных технологий обучения;
- самостоятельной работы учащихся.
3 этап. Завершение деятельности. Условие рефлексивного оценивания учащимися результатов и процесса деятельности.
Каждый из последующих этапов следует из предыдущего, действия учащихся на последующих этапах дополняют действия на предыдущих этапах. Все этапы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. На каждом этапе формирования субъектной деятельности происходит: формирование общеучебных, коммуникативных, рефлексивных умений учащихся при обучении, изменения в субъектном опыте ученика. В качестве организационных задач для адаптации (на первом этапе) учащихся к субъектной деятельности учителю необходимо в процессе обучения обеспечить равные условия для развития всех учащихся с учетом их субъектного опыта, индивидуальных особенностей и качеств личности, разработать управление этой адаптацией в сотрудничестве со сверстниками и учителем. Кроме того, на данном этапе адаптации необходимо создать условия субъекту для проектирования своей деятельности, в связи с тем, что субъектная деятельность учащихся не означает следование по готовому алгоритму, она требует поиска различий, нестандартности, выдвижения гипотез, догадок. Ученик в такой деятельности прогнозирует результат заранее, затем намечает пути разрешения проблемной ситуации и высказывает предположения относительно исхода поиска, которые согласуются с другими фактами и условиями обучения, что и приводит к развитию самостоятельности, воспитанию потребности к такой деятельности. Вторым условием адаптации к субъектной деятельности является условие свободы самостоятельного выбора учащимися способа учебной работы. Ситуация свободного выбора, которую создает учитель, выступает условием для субъекта, бла-
годаря которому обеспечивается успех и удовлетворяются его образовательные потребности в учении. Она создает оптимальные условия для развития и проявления самоанализа, самооценки и самоконтроля, выбора наиболее рациональных способов учебной работы, развивает творческие способности, становится процессом и результатом самостоятельности ученика. Одним из важнейших требований к свободному выбору способа учебной работы для ученика является осознание себя в деятельности. Для успешного формирования субъектной деятельности при свободном выборе учебной работы необходима педагогическая поддержка учащимся со стороны учителя. Как считает О. С. Газман, «современное гуманистическое представление о человеке предполагает свободоспособность -способность самостоятельно строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно жизненное предназначение, осуществляя собственный индивидуальный выбор» [6, с. 15]. В технологии формирования субъектной деятельности наиболее значимы следующие принципы педагогической поддержки О. С. Газмана:
-ребенок не может быть средством в достижении целей; -всегда принимай ребенка таким, какой он есть;
-не сравнивай никого не с кем, сравнивать можно результаты действий;
-признавай право на ошибку, не суди за нее;
-защищая ребенка, учи его защищаться [5, с. 19].
На этапе осуществления субъектной деятельности организуется учебное сотрудничество учителя и учащихся, в форме делового общения на принципе доверия участников взаимодействия, в котором наиболее проявляется компетентность ученика, самовыражение среди сверстников в группе. Использование информационных технологий обучения на данном этапе позволяет учащимся обогащать их субъектный опыт, развивать коммуникативную и информационную культуру. Субъектная деятельность учащихся характеризуется индивидуальным стилем деятельности учащихся, который определяется сложившейся формой организации деятельности, системой способов учебной работы. Показателями успешности субъектной деятельности учащихся являются различия в познавательной самостоятельности учащихся (непродуктивной, продуктивной и творческой), которые зависят от организованных учителем в учебно-познавательном процессе условиями самостоятельной работы. На третьем этапе (завершения деятельности) при рефлексивном оценивании процесса и результатов учебной работы происходит формирование в сознании учащихся алгоритма рефлексивного мышления, направленного на анализ познавательной деятельности по следующим шагам:
-выявление индивидуальных затруднений при решении учебных задач;
-определение места и затруднений и причины затруднений; -самостоятельный выход из затруднений;
Библиографический список
-анализ собственной деятельности по устранению причин затруднений. В результате наблюдений за деятельностью учащихся нами отмечено, что самооценка у старшеклассников на данном этапе деятельности воспитывает главную потребность-необходимость жизненного самоопределения. С этих позиций при формировании субъектной деятельности учащихся учителю следует постепенно передавать многие управленческие функции учащимся для того, чтобы их деятельность была самоуправляемой.
Алгоритм формирования субъектной деятельности в общеобразовательной школе представляется следующими шагами: проектирование и разработка индивидуализированных учебно-методических комплексов обучения учащихся для изучения учебной темы или раздела; апробация разработанных индивидуализированных учебно-методических комплексов обучения в определенной последовательности: сначала на отдельных учащихся в классе, затем на группе учащихся, в дальнейшем на всех учащихся в классе; внедрение индивидуализированных учебно-методических комплексов обучения в другом экспериментальном классе в такой же последовательности; анализ полученных и прогнозируемых учителем результатов обучения;
В заключение отметим выводы и результаты исследования по проблеме формирования субъектной деятельности школьников в общеобразовательной школе:
1.Уточнено определение субъектной деятельности учащихся, выделены этапы, условия и алгоритм формирования её у учащихся.
2. Теоретически обосновано, что формирование субъектной деятельности школьников с использованием индивидуализированных учебно-методических комплексов обучения и компьютера, педагогическая поддержка со стороны учителя создают учащимся условия для самообучения предмету, определяют индивидуальный стиль учения, отвечающий их образовательным потребностям.
3. Успешность формирования субъектной деятельности в характере взаимодействия учителя и учащихся, выстроенного в форме делового общения на принципе доверия, свободе и самостоятельном выборе способа учебной работы, педагогике поддержки.
4.Эффективность технологии формирования субъектной деятельности учащихся в повышении качества обучения, развитии познавательной самостоятельности учащихся, воспитании личностных качеств.
5.Реализация субъектной деятельности учащихся по предлагаемой технологии возможна и в условиях дистанционного обучения с использованием компьютера.
Проведенное нами диссертационное исследование не претендует на полноту рассматриваемой проблемы, но позволяет наметить перспективы по формированию субъектной деятельности не только в общеобразовательной школе, но и в лицеях, гимназиях, высших учебных заведениях.
1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
2. Конаржевский, Ю.К. Анализ урока / Ю.К. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 2000.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд. - М.: Лого, 1999.
4. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996.
5. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999.
6. Газман, О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? / О.С. Газман // Учтельская газета. - 1997. - № 18.
Статья поступила в редакцию 12.06.09
УДК 378.02:372.8
А.А. Петров, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected] ТИПОЛОГИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
В статье рассматривается преемственность в научном и учебном познании как основополагающий принцип развития научных знаний и предлагается система бинарных типов преемственности, охватывающая основные параметры развития.
Ключевые слова: принцип, преемственность, типы преемственности, развитие, система знаний.