Научная статья на тему 'Формирование субъектной деятельности школьников в общеобразовательной школе'

Формирование субъектной деятельности школьников в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТ / АДАПТАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / АЛГОРИТМ / ОБЩЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБУЧЕНИЕ / OBJECT / SUBJECT / ADAPTATION / AUTONOMY / KNOWLEDGE / TECHNOLOGY / ALGORITHM / COMMUNICATION / ACTIVITIES / SELF-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батан Л. Ф.

В данной статье обосновывается необходимость создания благоприятных условий для эффективной технологии деятельности субъектов учения в общеобразовательной школе, представлены этапы, описан алгоритм и результаты реализации технологии в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT FORMATION OF PUPILS IN SECONDARY SCHOOL

This article substantiates the need to create an enabling environment for effective technology activity of teaching in a secondary school, are steps, An algorithm and the results of the implementation of technology in teaching and the cognitive process of comprehensive school.

Текст научной работы на тему «Формирование субъектной деятельности школьников в общеобразовательной школе»

Факторы психологической гармонии коэффициент Спирмена R Р

Трансформация личности 0,987044 0,000000

Гармоничность личности и жизни 0,126518 0,088773

Общая конструктивность личности 0,400952 0,000000

Примечание: статистически значимые значения выделены жирным шрифтом

Данные, отображенные в таблице, говорят о том, что такие факторы психологической гармонии как трансформация личности и общая конструктивность личности положительного коррелируют с поведенческим компонентом ценностного отношения к здоровью личности. Таким образом, оптимальность организации и протекания жизненного процесса, общая результативность жизни, жизненная самореализация личности

Библиографический список

в целом характерны для личности с высоким уровнем реализации ценности здоровья в реальной жизнедеятельности.

Таким образом, у личности с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом.

1. Психология здоровья: учебник для ВУЗов / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2000.

2. Мотков, О.И. Психологическая гармония / О.И. Мотков сайт www.rsuh.ru/Институты и факультеты /Институт психологии им. Л.С. Выготско-го/Каф. психологии личности/ О.И. Мотков

3. Мотков, О.И. Методика «Личностная биография» / О.И. Мотков Газ. «Школ. психолог», 1998. - № 38.

4. Методическое пособие для практических психологов. - Барнаул, 2006.

5. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М.: РПА, 1995.

6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 1998.

7. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994.

Статья поступила в редакцию 12.06.09

УДК 37.041

Л. Ф. Батан, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, Email: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье обосновывается необходимость создания благоприятных условий для эффективной технологии деятельности субъектов учения в общеобразовательной школе, представлены этапы, описан алгоритм и результаты реализации технологии в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы.

Ключевые слова: объект, субъект, адаптация, самостоятельность, познание, технология, алгоритм, общение, деятельность, самообучение.

Современный взгляд на образование, воспитание и развитие учащихся отражает личностное отношение к учению учащихся. На первый план в образовании молодого поколения выходит проблема самоопределения человека и проблема взаимоотношений к другим людям. Для успешной реализации комплексного проекта модернизации образования одним из важных направлений является обеспечение условий для получения качественного образования, которое определяют две ключевые компетенции: опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся в учении. В этой связи особое место принадлежит общеобразовательной школе, которая может стать фактором формирования школьника как субъекта деятельности и развития у школьников их субъектного опыта, самостоятельности учения, рефлексии процесса и результата своего труда. Это обеспечит каждому школьнику качественную предметную подготовку, готовность к самообучению, что в свою очередь будет способствовать дальнейшей самореализации и самосовершенствованию личности. К сожалению, в сложившейся учебной практике современной общеобразовательной школы еще имеет место «зуновская» модель обучения. В ее условиях не каждому учителю удается сформировать субъектную деятельность учащихся, которая наиболее удовлетворяет их образовательным потребностям в качественной предметной подготовке, воспитании и развитии. Несмотря на достигнутые успехи отечественной школы, крайне недостаточно использование в учебно-познавательном процессе эффективных технологий обучения, позволяющих раскрыть потенциальные возможности учащихся и обеспечить качество обучения, воспитания и развития. Зачастую в учебнопознавательном процессе современной общеобразовательной школы не всегда учитывается индивидуализированный

темп изучения нового материала школьником, требования к изучению учебного материала носят иногда усредненный характер, не отслеживается процесс получения новых знаний, приемы и способы активной познавательной деятельности, в которых наиболее раскрываются индивидуальные способности учащихся. Проводимый нами анализ учебной практики ряда общеобразовательных школ, полученные результаты входного контроля в виде срезовых работ в экспериментальных и контрольных классах (из общего числа 330 человек) показали, что большинство учащихся находятся на втором и третьем уровнях обученности. Учащихся, которые умеют различать объекты, запоминать информацию всего 40% от всех учащихся, задействованных в экспериментальной работе, понимать информацию 30% , выполнять простейшие умения и навыки (25 %) , и только часть учащихся может осуществлять перенос знаний в новую ситуа-цию(5 %). Из наблюдений за процессом обучения учащихся на уроках в общеобразовательных школах, нами был выявлен неустойчивый интерес к предмету у 50 % учащихся, отмечен низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий контрольных работ у 55% и отсутствие мотивационного выбора при выполнении уровневой контрольной работы у 50% учащихся. Данные проведенных нами наблюдений и анализ срезовых работ показали отсутствие умений самостоятельной работы учащихся с источниками информации (учебником, дополнительной литературой, справочниками и т.д.) у большинства учащихся. Кроме того, у 5-10% учащихся отсутствовали умения по оценке результатов своего труда и своего товарища, коммуникативные навыки. Полученные результаты экспериментальной работы в общеобразовательной школе, позволили констатировать тот факт, что назрела необходимость в разработке технологии обуче-

ния, обеспечивающей качественную предметную подготовку учащихся, развитие их самостоятельности, воспитание потребности к учебной деятельности, в которой наиболее проявляется субъектность ученика.

Психолого-педагогическому обоснованию субъ-ектности посвящены работы современных педагогов, психологов И.Л. Вахнянской, А.К. Дусавицкого, И.А. Зимней, Г.Я. Гальперина, В.В. Серикова и др. В педагогике, психологии, дидактике известны разные подходы к ученику как субъекту деятельности. В научных работах Л.С. Выготского, А. С. Границкой, В. В. Давыдова, А. К. Дусавицкого, В. В. Гузеева, С. А. Рубинштейна, Б.Д. Эльконина и др. ученика как субьекта деятельности рассматривают с позиций деятельностного подхода в учении, Е. В Бондаревская, А. К. Маркова, В. В. Сериков, И.С. Якиманская с позиций лично-стно ориентированного подхода. Несмотря на значимость проведенных научных исследований по субъектности учения, на наш взгляд, еще крайне недостаточно внимания уделено в педагогической и психологической науке изучению и разработке организационно - педагогических условий, эффективных средств по формированию субъектной деятельности школьников в современной общеобразовательной школе. Приоритетная позиция современного образования в создании благоприятных условий, разработке эффективных средств и форм для технологии формирования субъектной деятельности учащихся, в которой наиболее происходит выявление, использование, преобразование и приращение их субъектного опыта. В процессе теоретического и практического исследования нами проблемы формирования субъектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе нами было выделено противоречие между устаревшими организационно - педагогическими условиями, методами, формами и средствами обучения и образовательными потребностями учащихся в качественной предметной подготовке, способствующей самостоятельности учения учащихся, их дальнейшему самоопределению и самореализации.

Понятие деятельности определяется в энциклопедическом словаре следующим образом: «Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность должна включать в себе цель, средства, результат и сам процесс» [1, с. 829]. Рассматривая деятельность субъекта учения предметно, мы считаем, что в реальной обстановке она выступает, как нововведение, поскольку для достижения определенной цели в такой деятельности человеку приходится решать ряд новых для него задач и подзадач, самостоятельно и осознанно делать выбор способа решения поставленной задачи. Субъект это человек, который активен в совместной деятельности при воздействии на объекты окружающего мира. Деятельность субъекта учения должна быть наделена свободой выбора способа учебной работы, тогда она имеет определенный личностный смысл и значимость. Понятие «субъектная деятельность» учащихся будем связывать с рассмотрением деятельности человека как субъекта в познании нового материала образовательного пространства. Нашим позициям отвечает то, что в узком понимании понятие «субъект» идентично понятиям «уникальность, нетрадиционность, особенность, оригинальность, нестандартность». В более широком понимании «субъекта» рассматриваем согласно определению Ю.А. Конаржевского, который под «субъектом понимает человека, познающего мир и воздействующего на него, носителя предметно-практической деятельности и познания, источника активности, направленной на объект познания» [2, с. 95]. Для определения понятия «субъектная деятельность» выделим те основные положения педагогической и психологической науки, которые обосновывают необходимость организации такой деятельности учащихся в процессе обучения. Актуальным и значимым для нас является определение субъектности И.А. Зимней, что «субъектность есть неразложимая ценностность общения, деятельности самосознания и бытия», и что «субъектность есть динамическое начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне

самого взаимодействия» [3, с. 167]. Приемлемым для нашего исследования суждение И. А. Зимней о том, что « субъектные отношения педагога с учащимися выступают условием их личностной самоактуализации и личностного роста» [3, с.167]. Своевременный подход И.С. Якиманской, которая под « субъектностью понимает качество отдельного человека, отражающее способность быть индивидуальностью и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществления деятельности» [4, с.9]. Если рассматривать научный подход с позиций результативности деятельности, то отметим мнение В.В.Серикова о том, что «субъектность ...является линией поведения субъекта, выражающейся в самостоятельности, проявляемой при избранной стратегии решения, рефлексии, самооценивании хода и результата решения, в эмоциональности и креативности, направленной на самоизменение субъекта» [5, с. 130-131].Исходя из того, что в научных подходах нами не найдено точного определения субъектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе, сформулируем определение субъектной деятельности учащихся. Под субъектной деятельностью учащихся будем понимать учебную деятельность субъектов учения, целью и результатом которой является самостоятельность в накоплении, преобразовании, обогащении и развитии своего субъектного опыта, в выборе способа учебной работы, осознанность в принятии решения и самоооценивании результатов действий. Выделим этапы и условия успешной реализации технологии субъектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.

1 этап. Адаптация учащихся к субъектной деятельности (организационные условия принятия деятельности и ее проектирование);

2 этап . Осуществление деятельности в педагогических условиях:

-дифференциации обучения, основанного на свободе самостоятельного выбора способа учебной работы, сотрудничестве учителя и учащихся в форме делового общения, осуществляемого на принципе доверия и педагогической поддержке;

-индивидуализации обучения, с учетом проявления индивидуального стиля деятельности;

-использования новых информационных технологий обучения;

- самостоятельной работы учащихся.

3 этап. Завершение деятельности. Условие рефлексивного оценивания учащимися результатов и процесса деятельности.

Каждый из последующих этапов следует из предыдущего, действия учащихся на последующих этапах дополняют действия на предыдущих этапах. Все этапы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. На каждом этапе формирования субъектной деятельности происходит: формирование общеучебных, коммуникативных, рефлексивных умений учащихся при обучении, изменения в субъектном опыте ученика. В качестве организационных задач для адаптации (на первом этапе) учащихся к субъектной деятельности учителю необходимо в процессе обучения обеспечить равные условия для развития всех учащихся с учетом их субъектного опыта, индивидуальных особенностей и качеств личности, разработать управление этой адаптацией в сотрудничестве со сверстниками и учителем. Кроме того, на данном этапе адаптации необходимо создать условия субъекту для проектирования своей деятельности, в связи с тем, что субъектная деятельность учащихся не означает следование по готовому алгоритму, она требует поиска различий, нестандартности, выдвижения гипотез, догадок. Ученик в такой деятельности прогнозирует результат заранее, затем намечает пути разрешения проблемной ситуации и высказывает предположения относительно исхода поиска, которые согласуются с другими фактами и условиями обучения, что и приводит к развитию самостоятельности, воспитанию потребности к такой деятельности. Вторым условием адаптации к субъектной деятельности является условие свободы самостоятельного выбора учащимися способа учебной работы. Ситуация свободного выбора, которую создает учитель, выступает условием для субъекта, бла-

годаря которому обеспечивается успех и удовлетворяются его образовательные потребности в учении. Она создает оптимальные условия для развития и проявления самоанализа, самооценки и самоконтроля, выбора наиболее рациональных способов учебной работы, развивает творческие способности, становится процессом и результатом самостоятельности ученика. Одним из важнейших требований к свободному выбору способа учебной работы для ученика является осознание себя в деятельности. Для успешного формирования субъектной деятельности при свободном выборе учебной работы необходима педагогическая поддержка учащимся со стороны учителя. Как считает О. С. Газман, «современное гуманистическое представление о человеке предполагает свободоспособность -способность самостоятельно строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно жизненное предназначение, осуществляя собственный индивидуальный выбор» [6, с. 15]. В технологии формирования субъектной деятельности наиболее значимы следующие принципы педагогической поддержки О. С. Газмана:

-ребенок не может быть средством в достижении целей; -всегда принимай ребенка таким, какой он есть;

-не сравнивай никого не с кем, сравнивать можно результаты действий;

-признавай право на ошибку, не суди за нее;

-защищая ребенка, учи его защищаться [5, с. 19].

На этапе осуществления субъектной деятельности организуется учебное сотрудничество учителя и учащихся, в форме делового общения на принципе доверия участников взаимодействия, в котором наиболее проявляется компетентность ученика, самовыражение среди сверстников в группе. Использование информационных технологий обучения на данном этапе позволяет учащимся обогащать их субъектный опыт, развивать коммуникативную и информационную культуру. Субъектная деятельность учащихся характеризуется индивидуальным стилем деятельности учащихся, который определяется сложившейся формой организации деятельности, системой способов учебной работы. Показателями успешности субъектной деятельности учащихся являются различия в познавательной самостоятельности учащихся (непродуктивной, продуктивной и творческой), которые зависят от организованных учителем в учебно-познавательном процессе условиями самостоятельной работы. На третьем этапе (завершения деятельности) при рефлексивном оценивании процесса и результатов учебной работы происходит формирование в сознании учащихся алгоритма рефлексивного мышления, направленного на анализ познавательной деятельности по следующим шагам:

-выявление индивидуальных затруднений при решении учебных задач;

-определение места и затруднений и причины затруднений; -самостоятельный выход из затруднений;

Библиографический список

-анализ собственной деятельности по устранению причин затруднений. В результате наблюдений за деятельностью учащихся нами отмечено, что самооценка у старшеклассников на данном этапе деятельности воспитывает главную потребность-необходимость жизненного самоопределения. С этих позиций при формировании субъектной деятельности учащихся учителю следует постепенно передавать многие управленческие функции учащимся для того, чтобы их деятельность была самоуправляемой.

Алгоритм формирования субъектной деятельности в общеобразовательной школе представляется следующими шагами: проектирование и разработка индивидуализированных учебно-методических комплексов обучения учащихся для изучения учебной темы или раздела; апробация разработанных индивидуализированных учебно-методических комплексов обучения в определенной последовательности: сначала на отдельных учащихся в классе, затем на группе учащихся, в дальнейшем на всех учащихся в классе; внедрение индивидуализированных учебно-методических комплексов обучения в другом экспериментальном классе в такой же последовательности; анализ полученных и прогнозируемых учителем результатов обучения;

В заключение отметим выводы и результаты исследования по проблеме формирования субъектной деятельности школьников в общеобразовательной школе:

1.Уточнено определение субъектной деятельности учащихся, выделены этапы, условия и алгоритм формирования её у учащихся.

2. Теоретически обосновано, что формирование субъектной деятельности школьников с использованием индивидуализированных учебно-методических комплексов обучения и компьютера, педагогическая поддержка со стороны учителя создают учащимся условия для самообучения предмету, определяют индивидуальный стиль учения, отвечающий их образовательным потребностям.

3. Успешность формирования субъектной деятельности в характере взаимодействия учителя и учащихся, выстроенного в форме делового общения на принципе доверия, свободе и самостоятельном выборе способа учебной работы, педагогике поддержки.

4.Эффективность технологии формирования субъектной деятельности учащихся в повышении качества обучения, развитии познавательной самостоятельности учащихся, воспитании личностных качеств.

5.Реализация субъектной деятельности учащихся по предлагаемой технологии возможна и в условиях дистанционного обучения с использованием компьютера.

Проведенное нами диссертационное исследование не претендует на полноту рассматриваемой проблемы, но позволяет наметить перспективы по формированию субъектной деятельности не только в общеобразовательной школе, но и в лицеях, гимназиях, высших учебных заведениях.

1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

2. Конаржевский, Ю.К. Анализ урока / Ю.К. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 2000.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд. - М.: Лого, 1999.

4. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996.

5. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999.

6. Газман, О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? / О.С. Газман // Учтельская газета. - 1997. - № 18.

Статья поступила в редакцию 12.06.09

УДК 378.02:372.8

А.А. Петров, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected] ТИПОЛОГИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

В статье рассматривается преемственность в научном и учебном познании как основополагающий принцип развития научных знаний и предлагается система бинарных типов преемственности, охватывающая основные параметры развития.

Ключевые слова: принцип, преемственность, типы преемственности, развитие, система знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.