Научная статья на тему 'Совершенствование индивидуализации обучения старшеклассников в средней общеобразовательной школе'

Совершенствование индивидуализации обучения старшеклассников в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубиева Фатима Магометовна

Индивидуализация обучения и воспитания с целью повышения качества обучения, развития познавательных, творческих способностей школьников является одной из задач, поставленных в конце XX-го века перед педагогами, психологами реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Вопрос об общеучебных интеллектуальных умениях становится особенно актуальным в связи с необходимостью для учащихся адаптации к условиям жизнедеятельности в эпоху «информационного взрыва», т.е. современного стремительного обновления знаний. От школы это требует формирования особой самостоятельности школьников, в частности, на уроках литературы, приобретения ими не столько самих знаний, сколько способов и приемов добывания знаний. Индивидуализация обучения является одним из путей оптимизации обучения, обеспечивающих интенсификацию учебной деятельности, повышение познавательной активности, формирование дидактических знаний и умений. Индивидуализация повышает личную ответственность и активность обучаемых, развивает их творческое начало и вырабатывает навыки самостоятельного приобретения знаний. Одной из форм индивидуализации обучения является самостоятельная работа. Индивидуализации на уроке литературы способствует и применение новых информационных технологий, педагогически осмысленное применение которых позволяет обогатить средства и методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование индивидуализации обучения старшеклассников в средней общеобразовательной школе»

гими компонентами, то будет упущен из поля зрения эффект их совместного взаимодействия.

В заключение мы делаем главный вывод: продуктивность профессиональной деятельности молодых специалистов является основным критерием качества профессионального образования. В процессе профессиональной подготовки специалистов необходимо ориентироваться на будущую профессиональную деятельность, учитывать выделенные акмеологические факторы, развивать профессионально важные качества и самое главное заложить основы профессионализма.

Библиографический список

1. Деркач А.А, Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. - СПб: Питер, 2003. - 256 с.

2. КузьминаН.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб., 1993. - 54 с.

3. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Акмео-логическая теория повышение качества подготовки специалистов образования. - М.: Исследовательский центр повышения качества подготовки специалистов, 2002. - 144 с.

4. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Предмет акмеологии. 2 изд., испр. и доп. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.

Ф.М. Хубиева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Индивидуализация обучения и воспитания с целью повышения качества обучения, развития познавательных, творческих способностей школьников является одной из задач, поставленных в конце XX-го века перед педагогами, психологами реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Вопрос об общеучебных интеллектуальных умениях становится особенно актуальным в связи с необходимостью для учащихся адаптации к условиям жизнедеятельности в эпоху «информационного взрыва», т.е. современного стремительного обновления знаний. От школы это требует формирования особой самостоятельности школьников, в частности, на уроках литературы, приобретения ими не столько самих знаний, сколько способов и приемов добывания знаний. Индивидуализация обучения является одним из путей оптимизации обучения, обеспечивающих интенсификацию учебной деятельности, повышение познавательной активности, формирование дидактических знаний и умений.

Индивидуализация повышает личную ответственность и активность обучаемых, развивает их творческое начало и вырабатывает навыки самостоятельного приобретения знаний. Одной из форм индивидуализации обучения является самостоятельная работа. Индивидуализации на уроке литературы способствует и применение новых информационных технологий, педагогически осмысленное применение которых позволяет обогатить средства и методы об/учения.

Одной из задач, поставленных в конце ХХ-го века перед педагогами, психологами реформой общеобразовательной и профессиональной школы, является индивидуализация обучения и воспитания с целью повышения качества обучения, развития познавательных, творческих способностей школьников. Когда говорят об индивидуализации обучения, имеется в виду, в первую очередь, оказание помощи всем учащимся в реализации их права на получение полного среднего образования путем создания условий для достижения каждым этой общей, единой для всех цели, и, прежде всего, обучения их необходимым приемам познавательной деятельности. Основными ключевыми понятиями в данной проблеме являются индивидуальность, индивидуализация, индивидуальный и диф-

ференцированный подходы, личностно-ориентированная модель развития школьника, творческая деятельность.

Научная новизна: определены и проверены пси-холого-педагогические условия формирования у старшеклассников мотивации познавательной деятельности; экспериментально проверены эффективные технологии, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, позволяющие совершенствовать индивидуализацию обучения у старших школьников; определены, охарактеризованы основные направления и этапы диагностики индивидуальных особенностей школьников; разработана система заданий и технология, ориентированные на индивидуализацию учебного процесса.

Актуальность, недостаточная разработанность темы для современных социокультурных

76

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

© Ф.М. Хубиева, 2008

условий, ее сложность и значимость определили проблему: каковы теоретические основы и педагогические условия совершенствования индивидуализации обучения старшеклассников.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что осмыслен и уточнен исследовательский тезаурус индивидуализации обучения; индивидуализация обучения - один из путей оптимизации обучения, развивающий индивидуальность ученика, содействующий средствами выполнению учебных программ каждым учеником, обеспечивающий интенсификацию учебной деятельности, развитие познавательных интересов, формирование общеучебных умений и навыков, улучшение мотивации учения; организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению; формирует личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, творчество; разработаны и предложены методические рекомендации по совершенствованию индивидуализации обучения на уроках литературы; выявлена эффективность индивидуализации обучения; доказано, что главной формой индивидуализации обучения в современных условиях является самостоятельная работа, с помощью которой эффективно формируется личность ученика.

Проблема индивидуализации обучения рассматривается во многих исследованиях, среди которых следует отметить работы А.А. Кирсанова, Я.И. Ковальчук, В.С. Мерлина, В.М. Монахова, Н.М. Шахмаева, И.Э. Унт, И.С. Якиманской и других авторов. Требования учитывать индивидуальные особенности школьника в процессе обучения - давняя традиция. Вклад в развитие индивидуализации обучения и проблемы самостоятельной работы внесли Н.Ф. Добрынин, Б.П. Есипов, В.С. Ильин, И.Я. Лернер, ГИ. Щукина и др. В центре внимания ученых и педагогов находятся вопросы совершенствования индивидуализации обучения в ходе учебно-воспитательного процесса (М.Я. Виленский, ГМ. Коджаспиро-ва, А.В. Мудрик, В.А. Ситаров, ГН. Филонов и др.).

Цели индивидуализации обучения: развитие индивидуальности школьника, его способностей; содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости; формирование умений и навыков, улучшение мотивации учения и развитие познавательных интересов;

формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества и т.д.

Формы индивидуализации обучения: индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальное обучение, программированное обучение, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым.

Условия успешной индивидуализации обучения: помощь учителя ученикам на пути их собственного развития; опора на уровни самостоятельности учащихся, хорошая структурированность системы целей, чтобы «главная ценность» практической деятельности направляла конкретные действия учеников.

«Самостоятельная учебная работа учащихся -любая организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний» [6]. Индивидуализация повышает личную ответственность и активность обучаемых как участников учебного процесса, развивает их творческое начало и вырабатывает навыки самостоятельного приобретения знаний.

Индивидуализации способствует и применение новых информационных технологий, педагогически осмысленное применение которых позволяет обогатить средства и методы обучения. Психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.А. Крутецкий и др.) подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся, указывают на то, что их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит активный, самостоятельный творческий характер. Обучение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники осознают, что необходимым условием участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения. Формами индивидуализации обучения являются индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальные консультации и собеседования,

самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым.

Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, которая проявляется в осознанном выборе вариантов решения учебной задачи, критической самооценке всего воспринимаемого, перерабатываемого. Самостоятельность проявляется в качестве условия для продуктивных мыслительных процессов. «Педагоги правильно отмечают, что самостоятельность нужно считать показателем активности личности и ее высоких способностей к познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся определяется умением увидеть новый вопрос, новую проблему и решить ее своими силами. Проявляя самостоятельность, ученики решают разнообразные учебные задачи» [3, с. 156]. Какие бы формы учебной работы не использовались на уроке, ученик всегда усваивает материал индивидуально. Теория самостоятельной работы учеников достаточно хорошо разработана [2]. Каждый ученик может включаться в такую форму работы, при которой он мог бы проявить полную самостоятельность. Для этого разработана специальная система заданий, ориентирующая на самостоятельное их выполнение [1; 2; 3; 4]. Задача школы - формирование и развитие умственной самостоятельности. «Самостоятельность требует от учащихся активного отношения к процессу учения, которое выражается в осознанном и целенаправленном стремлении поставить себя в положение субъекта обучения, принимающего деятельное участие в добывании знаний, формировании умений, навыков и убеждений» [7, с. 107].

«Самостоятельную работу учащихся классифицируют: по дидактической цели ее применения - познавательная, практическая, обобщающая; по типам решаемых задач - исследовательская, творческая, познавательная и др.; по уровням проблемности - репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская; по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся - фронтальная, групповая, индивидуальная; по месту ее выполнения - домашняя, классная; по методам научного познания - теоретическая, экспериментальная. Все виды самостоятельной работы учащихся зависят от формы организации обучения» [5, с. 256].

В число условий обеспечения качества обучения И.Р. Шнайдер [8, с. 11] включает организа-

ционно-практические (гибкость учебного труда, его индивидуальность, внутреннюю открытость, компактность и ускоренность обучения, адаптивность), учебно-методические (самостоятельность обучения, творческий характер обучения, использование информационных технологий), пси-холого-педагогические (осмысление истинных целей, мотивов, потребностей обучения, самоанализ и рефлексия).

Нами проводился анализ проблемы индивидуализации обучения, она рассматривается как ориентация на индивидуально-психологические особенности старшеклассников и применение вариативных методов и приемов, соответствующих возможностям и познавательной активности обучаемых. Термин «индивидуализация» используется в качестве синонима термина «индивидуальный подход» при описании дидактических условий формирования творческой активности учащихся. В настоящее время изучены общедидактические вопросы индивидуализации обучения, разработаны дидактические приемы и способы индивидуализированного обучения. Исходным положением является представление об индивидуализации как совокупности элементов, процессов, тенденций, которые образуют особую форму существования явлений объективного мира, особый уровень его бытия. Чем больше индивидуализация присуща системе, тем выше уровень этой системы. Индивидуализируясь, педагогические системы развиваются, переходят в новое качество.

Нами обозначены важнейшие принципы, имеющие ведущее значение для индивидуального и дифференцированного обучения: проблемнос-ти (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности); взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности); исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности); индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей); создание мотивации (активная мыслительная деятельность). Индивидуальный подход включает элементы, связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне: систематическое изучение каждого ученика; постановка ближайших педагогических задач в работе с учеником; выбор и применение эффективных средств индивидуального подхода к ученику и т.д.

78

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

В процессе диагностического эксперимента определены недостатки индивидуального обучения, его особенности и проблемы в процессе преподавания. Результаты констатирующего эксперимента по ориентации учителей на индивидуализацию обучения позволил выделить особенности и сделать следующие выводы: ориентация учителей на индивидуализацию обучения в школах выражена слабо, учителя недостаточно информированы по проблеме дидактической подготовки; технологические знания и умения по индивидуализации обучения находятся на низком уровне; у отдельных учителей хорошо поставлена работа по данной проблеме, имеется отработанный материал.

На наш взгляд, следует наметить пути преодоления недостатков. Нужно начинать давать со средних классов разнообразные задания. Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, учитель должен подходить к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого. Особое значение здесь приобретает организация самостоятельной работы учащихся по извлечению необходимой теоретической информации. Ученикам, имеющим высокий уровень подготовки, нужно увеличивать объем работы и этим содействовать развитию познавательных способностей. Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер. Формируя у старшеклассников самостоятельность, следует развивать следующие показатели, по которым можно проследить динамику развития: интерес к учению; поиск познавательной деятельности; развитие общения друг с другом; взаимообучение и самообучение.

Определены критерии и уровни сформиро-ванности компетентности старшеклассников об индивидуализации обучения (когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный). Ученик должен проявлять самостоятельность во всех отношениях: мышлении, учении, переносе знаний, тренировке, проявлении воли, целенаправленности в достижении задач, учебной работоспособности. Самостоятельная учебная работа учащихся - это такое средство обучения, которое в каждой конкретной дидактической цели и задаче формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходи-

мый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач; является важнейшим орудием педагогического руководства управлением самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения [3, с. 334].

Индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и специфических способностей ученика; при этом учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Сверхзадачей индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности школьника, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность.

Библиографический список

1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М., 1961.

2. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. -М., 1983.

3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1980.

4. Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении. - Казань, 1968.

5. СитаровВ.А. Дидактика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - С. 256.

6. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидка-систого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

7. СорокинН.А. Дидактика. - М.: Просвещение, 1974. - С. 107.

8. Шнайдер И.Р. Педагогические условия обеспечения качества обучения студентов экстерната в вузе: Автореф. - Ставрополь, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.