Научная статья на тему 'Преподавание русского языка в контексте суб ъектного подхода к учащимся'

Преподавание русского языка в контексте суб ъектного подхода к учащимся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ЕЕ МЕТОДИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ / УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTEGRATIVE METHODOLOGY OF TEACHING RUSSIAN / ITS METHODOLOGICAL COMPONENT / INVESTIGATION LESSON / PUPIL AND TEACHER AS SUBJECTS OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Светлана Витальевна

Обоснована необходимость новых подходов кпреподаванию русского языка в средней общеобразовательной школе в контексте субъектного подхода к учащимся с позиций интегративной методики. Названы условия преодоления моносубъектности в процессе преподавания русского языка, сформулирована задача определения методического инструментария для становления личности ученика субъектом деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated the necessity of new approaches to teaching Russian in secondary schools in the context of subject approach to students from the positions of integrative methodology. There are stated the conditions of avoiding mono-subjectivity in the process of teaching Russian, formulated the purpose of methodological instruments determination for establishment of a student as the subject of activities.

Текст научной работы на тему «Преподавание русского языка в контексте суб ъектного подхода к учащимся»

С.В. ЗУЕВА (Ульяновск)

преподавание русского языка в контексте субъектного подхода к учащимся

Обоснована необходимость новых подходов к преподаванию русского языка в средней общеобразовательной школе в контексте субъектного подхода к учащимся с позиций интегративной методики. Названы условия преодоления моносубъектности в процессе преподавания русского языка, сформулирована задача определения методического инструментария для становления личности ученика субъектом деятельности.

Ключевые слова: интегративная методика преподавания русского языка, ее методическая составляющая, урок-исследование, ученик и учитель как субъекты деятельности.

Отечественное образование стоит на пороге кардинальных изменений, касающихся большинства населения страны, т.к. серьезные перемены приходят сегодня и в общеобразовательную школу. Изменения неизбежны, потому что мир меняется стремительно и масштабно, и для того, чтобы соответствовать сегодняшней жизни, выпускник средней общеобразовательной школы должен отвечать «требованиям повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования» [5, с. 4]. При этом он обязан не просто овладеть рядом компетенций, но и сложиться как субъект собственной учебной, профессиональной, творческой деятельности, которая поможет ему реализоваться, быть успешным в меняющейся действительности. Среди умений, которыми овладевают школьники, особое место занимают так называемые универсальные учебные действия (УУД), означающие умение учиться, совершенствоваться, осваивая новое на протяжении всей жизни. Именно формирование и развитие УУд, согласно образовательным стандартам второго поколения, выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса [5]. Для решения этой задачи важно модернизировать все образовательное пространство, обращая осо-

бое внимание и на частные, предметные методики обучения. Знаниецентристская парадигма обучения русскому языку, в которой роли учителя и учеников строго закреплены, формы взаимодействия ритуализированны, заменяется гуманистической, природосообразной парадигмой, способной максимально развернуть индивидуальность языковой личности каждого ученика и развить его способности и позицию как субъекта деятельности.

Понятие «личность» широко и неоднозначно трактуется в психолого-педагоги-ческой литературе. В теории образования на рубеже XX-XXI вв. сложилось несколько подходов к разработке концепций лич-ностно ориентированного образования: дидак-тико-развивающий (Л.В. Занков, М.В. Зверева, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), личностно-дифференцированный (В.В. Гузеев и др.), личностно-культурологический(Е.В. Бон-даревская), субъектно-личностный (И.С. Якиманская) [3, с. 53]. Из всех вышеназванных подходов к разработке личностно ориентированного образования в отношении русского языка в школе наиболее перспективным и новообразующим вслед за рядом исследователей (Г.А. Бакулина, А.А. Плигин, И.С. Якиманская и др.) мы считаем субъектный подход, т.к. в зависимости от того, в какой мере ученик становится подлинным субъектом деятельности, и происходит реальное развитие его личности. Субъектом учения считают «школьника, который не только активно усваивает <.. .> новые знания и умения, но и соотносит их с содержанием собственного опыта, накопленного как в процессе предшествующего обучения, так и в жизненной практике; сам регулирует <...> результаты и процесс своей познавательной деятельности на основе рефлексии причин собственных успехов, ошибок, сомнений; при этом регуляция и рефлексия направлены и на рационально-логические, и на операциональные, и на личностно-смысловые аспекты этой деятельности» [4, с. 6].

Одной из наиболее острых проблем в школе сегодня является проблема преодоления моносубъектности преподавания. Это касается и уроков русского языка, на которых до сих пор субъектную позицию занимает сам учитель и несколько отличников, часто самостоятельно, без помощи педа-

© Зуева С.В., 2012

гога, поставивших себя в эту позицию. Таким образом, несмотря на то, что в теории природосообразная, личностно ориентированная парадигма образования является общепризнанной, в широкой практике школы до сих пор лидирующим остается грам-матико-правописный подход к обучению, представляющий собой знаниецент-ристскую парадигму образования. даже учителя-словесники, желающие реализовывать новый подход к учащимся в процессе преподавания русского языка, испытывают трудности в воплощении новой образовательной парадигмы, т.к. меньше всего разработан именно методический (собственно предметный) аспект современных технологий обучения. В связи с этим спор методистов, педагогов и психологов о том, нужны ли частные методики, на наш взгляд, непродуктивен, поскольку практика школы доказывает: сколько бы учитель-предметник ни изучал новые психоло-го-педагогические подходы к преподаванию в целом, на уроке русского языка он остается со своим методическим инструментарием, определяемым не только традицией обучения, но и спецификой изучаемого предмета. И, как показывает практика, учителю бывает сложно самостоятельно реализовать новые подходы в преподавании, традиция оказывает в данном случае плохую услугу: она мешает строить обучение по-новому. Поэтому одна из важнейших задач современной методической науки - отобрать из большого арсенала методических средств те, которые отвечают важнейшему требованию сегодняшнего дня - формированию и совершенствованию субъектной позиции учащихся. для этого современная методика преподавания русского языка должна стать наукой нового типа интегративного характера, а в ее основу необходимо положить такие базовые междисциплинарные понятия, как «личность», «деятельность», «субъект» и «субъектность», исследованные с методической точки зрения, что позволит реализовать субъектный подход в преподавании русского языка путем определения того методического инструментария, который поможет сформировать, в частности, и субъектную позицию учащихся средствами данного предмета.

Субъектность в психологии понимается через категорию «отношение» и представляет собой отношение человека к себе

как деятелю. Выделяют следующие основные компоненты структуры субъектности: активность, способность к рефлексии, свободу выбора и ответственность за него, уникальность, понимание и принятие другого, саморазвитие. Субъектность - это единство осознаваемых компонентов субъектно-сти и эмоционального отношения человека к себе. Только интегративная методика преподавания русского языка, ориентированная на субъектный подход к учащимся, позволит, на наш взгляд, ответить на ряд актуальных вопросов практики, главный среди которых «Как сделать процесс обучения русскому языку в школе средством выявления и развития индивидуальных способностей учащихся?»

Чтобы реализовать в практике преподавания русского языка субъектный подход, необходимо выстроить процесс языкового образования как учебную деятельность, что поможет сформировать у школьника позицию субъекта учения. В данной позиции выделяют три основные составляющие: когнитивную, регуляторную и личностно-смысловую. Учитель на уроках русского языка должен создавать условия, при которых ученик становится субъектом сначала общей, а затем индивидуальной учебной деятельности.

Таким образом, стратегия достижения главной цели обучения русскому языку сегодня - это преодоление моносубъектности в преподавании, активизация субъектного потенциала ученика. Это позволит, на наш взгляд, ответить на ряд очень непростых вопросов, которые стоят сегодня перед школьными учителями-словесниками. Назовем некоторые из этих вопросов: 1) Как устранить противоречие между неизмеримо расширившимися образовательными возможностями каждого (системы непрерывного образования, возможности Интернета) и нежеланием многих учащихся использовать эти возможности в школьном обучении русскому языку? Ответ на этот вопрос поможет сформировать личностно-смысловую и когнитивную составляющие позиции субъекта учения. 2) Каким образом поддерживать должное равновесие между спонтанным (естественным) образованием в области языка и речи, идущим в процессе повседневного общения школьника, с «организованным» образованием, которым занимается школа? Ответ на этот вопрос поможет решить пробле-

му использования субъектного опыта жизнедеятельности в процессе обучения русскому языку в школе. 3) Как процесс обучения русскому языку сделать процессом учения школьника? Ответ на этот вопрос поможет проявиться в личностно-смысловой и регуляторной составляющих позиции субъекта учения.

Тактика достижения главной цели обучения предполагает использование проблемно-дискуссионных, поисково-исследовательских, творческих методов и наиболее продуктивных форм обучения, способствующих становлению ученика как субъекта учения. Наряду с традиционными урочными формами следует шире применять такие, как уроки-семинары, учебные исследования, творческие лаборатории, мастерские, мобильные группы и проекты по решению творческих и (или) практических задач.

В качестве примера, иллюстрирующего субъектный подход к учащимся в процессе преподавания русского языка в школе, который может создаваться в рамках разных систем обучения, приведем фрагмент проекта урока русского языка в 5-м классе. Объяснение материала на первом уроке по изучению имени существительного как части речи правомерно начать с вопроса: «Что уже известно по предложенной теме?». Как правило, пятиклассники могут многое вспомнить об этой части речи: существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?; относится к одному из трех родов; изменяется по падежам и числам; принадлежит к одному из трех склонений... При такой работе активизируется учебный и жизненный опыт учащихся.

Закономерно возникает следующий вопрос учителя: «Если так много знаем, то зачем изучать имя существительное в 5-м классе?» Принимаются все возможные варианты ответов (говорить следует четко и кратко, не повторяясь), при этом важно отрабатывать у учащихся умение слушать друг друга и узнавать свою мысль в чужом словесном оформлении. Учитель подытоживает коллективное це-леполагание, предлагая ученикам проверить свои знания об имени существительном на практике.

Классу дается работа с текстом, которая начинается с задания: послушайте текст, попробуйте сформулировать вопрос, который сын задал отцу. Учитель читает:

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху! Из лесу крик и вой.

- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! -кричат одни.

- Не смей снег высыпать! - воют другие. - Назад поворачивай!

Туча то вперед, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель.

(Н. Сладков)

После чтения формулируется вопрос, представляющий собой заглавие этого текса: Почему ноябрь пегий? Проводится лексическая работа со словом пегий. Как понимают его ученики? (пегий - с большими пятнами, крапинами (о масти животного)) [1, с. 789].

Затем пятиклассникам предлагается найти все существительные в данном тексте (на этом этапе урока каждому ученику дается карточка с текстом, в которой можно работать). После самостоятельного исследования материала (ученик в субъектной позиции) подводим итог: сколько существительных обнаружили? Варианты ответов: от 15 до 19. как работали? (обсуждается операциональный блок субъектного опыта учащегося). Большинство школьников среди способов узнавания существительного называют следующие:

1) задать вопрос (кто? что?);

2) вспомнить, что обозначает существительное (предмет).

Разногласие вызывают слова переполох, крик, вой, одни, другие. Какие предметы они обозначают? Как правило, легче решается вопрос с различением слов и их форм (из-за леса, в лесу, из лесу, лес), хотя некоторым учащимся бывает трудно различать разные слова (снегом, снежком) и формы одного слова (снегом, снег).

Учитель подытоживает возникшие сложности вопросом «Сколько все-таки разных существительных в этом тексте, если не считать форм одного и того же слова?» Возникает проблемная ситуация. Как ее разрешить? Дальше идет совместное планирование возможных действий, школьники предлагают:

а) можно спросить у учителя или другого знающего взрослого;

б) прочитать в учебнике;

в) посмотреть в словаре.

Вывод, к которому приходят пятиклассники: есть многое, чему нужно научиться, изучая тему «Имя существительное».

Учитель предлагает еще один способ, который поможет отличать существительные от других частей речи: в грамматике предмет - это то, что можно охарактеризовать через признак. Какая часть речи поможет определить предмет? (Имя прилагательное.) Подбираем к тем словам, которые нас затруднили, имена прилагательные (по цепочке): сильный переполох, громкий

крик, отчаянный вой. К словам другие, одни прилагательные не подбираются. Слова крик, вой, переполох - необычные существительные: они обозначают действие как предмет. В русском языке еще есть существительные, которые обозначают признак как предмет (синь, даль, высь). С такими существительными мы продолжим работу на следующих уроках. При подведении итогов вспоминаем о новом способе узнавания имени существительного - подбор к нему прилагательного.

Отличительной особенностью приведенного материала является обращение к индивидуальному опыту каждого учащегося, включение его в практическую деятельность, без которой невозможно появление субъекта. Все это помогает организовать мотивацию предстоящей работы, выстроить индивидуально-личностный смысл процесса образования для каждого его участника. На уроке используются активные методы обучения, среди которых особая роль принадлежит учебному исследованию (языкового и речевого материала, закономерностей лингвистической теории, себя в материале и пр.).

Таким образом, одной из основных задач каждого современного урока русского языка является создание условий для появления деятельности «субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку» [2, с. 251]. Учитель создает условия для учения, ученики учатся: используют известные им сведения о языке, исследуют языковой материал, опираясь на интуицию, догадку, свое языковое чутье. Ученик - центр новой природосообразной парадигмы; главное на уроке русского языка - деятельность учения, а не обучения.

На наших глазах сменился объект частных методик преподавания: если раньше это был процесс обучения русскому языку, то теперь - это процесс языкового образования учащихся. Новые задачи должны решаться новой методикой интегративного характера. Именно эта методика определяет стратегию и тактики обучения, конкретизирует общепризнанные способы деятельности, методы. Непроработанность методического компонента субъектного подхода в преподавании русского языка мешает его широкому внедрению в практику школы и требует дальнейшего изучения закономерностей организации субъект-субъектного обучения на уроках и широкой апробации полученных результатов.

литература

1. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб. : Норинт, 2000.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие. М. : Логос, 1997.

3. Плигин А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика. М. : КСП+, 2007.

4. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / под ред. Е.Д. Божович. М. : ПЕР СЭ, 2005.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект. URL: /http://standart.edu. ru/catalog. aspx? C atalo gId=821.

Teaching Russian in the context of subject approach to students

There is substantiated the necessity of new approaches to teaching Russian in secondary schools in the context of subject approach to students from the positions of integrative methodology. There are stated the conditions of avoiding mono-subjectivity in the process of teaching Russian, formulated the purpose of methodological instruments determination for establishment of a student as the subject of activities.

Key words: integrative methodology of teaching Russian, its methodological component, investigation lesson, pupil and teacher as subjects of activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.