УДК 796
И. М. Воротилкина, Л. В. Копенкина
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В работе представлен личностно-ориентированный подход в физическом воспитании, где особое внимание уделено развитию личности ученика.
При использовании учителем личностно-ориентированного подхода в процессе физического воспитания основополагающим принципом становится управление двигательной деятельностью ученика с опорой на самоуправление: снятие внешнего принуждения, создание доброжелательной обстановки для совместной и самостоятельной работы, с элементами творческой активности учащегося.
Анализ научно-педагогической литературы, а также проведенные нами исследования позволили установить, что контрольно-оценочные умения в процессе физического воспитания успешно формируются при использовании на занятиях физической культурой личностно-ориентированного подхода, который обеспечивает для каждого учащегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, способствует развитию его физических и личностных качеств.
Ключевые слова: воспитание, технология, ученики, учитель, деятельность, личность, физическое воспитание.
В настоящее время личностно-ориентированный подход в процессе физического воспитания актуален и имеет практическое применение.
Личностно-ориентированный подход — способ организации обучения (Н. А. Алексеев); методология организации условий обучения, которая предполагает «включение» личностных функций, востребованность субъективного опыта (Е. Н. Степанова); подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося (Т. И. Бондаренко); обеспечивает всемерный учет возможностей и индивидуальных типологических способностей, особенности, потребности обучаемых (Н. А. Алексеев, А. В. Масленникова, Г. Н. Пономарев).
Суть данного подхода в психолого-педагогической литературе обозначена в трудах Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, Л. Н. Куликовой, С. В. Кульневича, Т. В. Машаровой, В. В. Серикова, И. С. Якиманской, А. А. Ярулова, в которых обучение связывается не с формированием лич-
Воротилкина Ирина Михайловна — доктор педагогических наук, профессор (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан); e-mail: [email protected]
Копенкина Людмила Владимировна — кандидат педагогических наук (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан); e-mail: [email protected]
© Воротилкина И. М., Копенкина Л. В., 2015
29
ности ученика с учетом заданных свойств, а с необходимостью заложить механизмы учебной деятельности, в том числе контрольно-оценочных умений, направленных на повышение самостоятельности, активности в процессе физического воспитания, саморазвитие, навыки самореализации, адаптации, саморегуляции для становления самобытного личностного образа обучающихся.
Личностно-центрированное образование (person-centered) — понятие, введенное К. Роджерсом. В русском языке вместо термина «личностно-центрированное» используется термин «личностно-ориентированное» образование (или обучение).
Мы в своем исследовании рассматриваем личностно-ориентированный подход в процессе физического воспитания как синоним личностно-центрированного подхода [2; 3; 4].
Интересна точка зрения Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой, которые отмечают, что за этими похожими понятиями могут стоять принципиально различные представления о построении процесса образовательного взаимодействия. Личностно-ориентированным может называться обучение, при котором ученик является не субъектом образовательного взаимодействия, а объектом изощренного педагогического воздействия. При таком подходе усилия со стороны учителя направлены на изучение возможностей каждого ученика, чтобы спрогнозировать дальнейшую деятельность (Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова). Сущность личностно-ориентированного подхода в процессе физического воспитания определяется приоритетом индивидуальности личности ученика как активного носителя субъектного опыта (С. В. Кульневич) через создание условий для их активизации за счет личностного опыта переживания субъекта учения (Н. А. Алексеев).
В нашем экспериментальном исследовании большое внимание уделяли формированию контрольно-оценочных умений младших школьников в процессе физического воспитания [2; 3] на основе личностно-ориентированного подхода, где ребенок является субъектом учебной деятельности. Участвуя в поиске и построении новых способов действия в ситуации самостоятельной постановки двигательной задачи, ребенок анализировал деятельность, овладевал адекватной самооценкой.
В. А. Панов отмечает, что развитие субъектности младших школьников обеспечивает формирование у ученика и учителя способности быть субъектом своего развития как компонента системы «Ученик-учитель» (Г. П. Звездина, М. Ю. Елагина), способствует в полной мере использованию развивающих возможностей учебной деятельности для общего развития младшего школьника (G. M. Webb).
Под субъектом понимается индивид или группа, автор, творец, инициатор преобразований, обладающей осознанной и творческой активностью, свободой в познании и преобразовании себя, людей и окружающей действительности (А. В. Брушлинский, О. С. Газман, Е. И. Исаев, С. В. Кульневич, В. И. Слободчиков, Р. К. Сережникова и др.) [5].
30
Основная характеристика жизнедеятельности всякого субъекта — «искать то, чего еще нет, но что все-таки возможно и что дано субъекту как цель» (В. Х. Магкаев).
Для самого субъекта результат собственной деятельности выступает в форме идеи о возможности осуществления цели в виде «замысла-гипотезы» или «веера возможностей» (В. В. Давыдов, М. Б1еар, Р. ШатЪигЬоп).
В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев рассматривают субъектность как базовое свойство субъекта, претендующего на интеграцию параметров субъекта и вбирающего в себя свойство преобразовательной активности индивида. Исследователи выделяют пять ступеней развития субъектно-сти человека: 1 — оживление, 2 — одушевление, 3 — персонализация, 4 — индивидуализация, 5 — универсализация. В качестве базовых субъектных свойств выступают также автономность, свобода, целостность, деятельность, гармоничность, целенаправленность, осознанность.
Субъектность ребенка проявляется в его самости и становится важным условием развития его «Я-концепции» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев).
Учебная деятельность субъекта образовательного процесса при лич-ностно-ориентированном подходе обучения двигательным умениям направлена «на себя», на получение «внутреннего» для обучающегося результата: освоение нового опыта в виде теоретических знаний, двигательных умений и навыков, развитие физических способностей, ценностных отношений к физической культуре и т. д. (А. Новиков). Субъектность ученика может быть реализована в процессе физического воспитания при условии, если обучение двигательной деятельности основано на личност-но-ориентированном подходе.
Личностно-ориентированный подход в процессе физического воспитания создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Во главу угла ставится личность обучающегося, его самобытность, самоценность (А. А. Добрынин, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов).
В философии под личностью понимается одновременно и устойчивая система черт, характеризующих человека как члена того или иного сообщества, и сам индивидуальный носитель данных черт.
Философия признает личность носительницей воли, свободного выбора и ответственности (Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова).
Личность — человек в системе психологических характеристик (А. Новиков); результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного принятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора (Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова); постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека (О. С. Газман); субъект собственной жизни, умеющий устанавливать витальные контакты с миром (Г. А. Петрушина).
31
Определение личности предполагает ее развитие, которое происходит в деятельности, в том числе в двигательной.
Каждая личность обладает определенными личностными характеристиками (личностных функций).
Понятие «личностных функций» определено в исследованиях В. В. Серикова, Н. А. Алексеева, которые под личностными функциями понимают характерологические качества личности и проявления, которые реализуют социальный заказ «быть личностью», мотивацию, опосредование, коллизии, критику, рефлексию, смыслотворчество, ориентации, обеспечение автономности и устойчивость внутреннего мира. Данные функции личности способствуют творческой активности, самореализации, обеспечивают определенный уровень духовности.
Личность ученика как педагогическая ценность является основанием для проектирования образовательного процесса. Полисубъектность образовательного процесса актуализирует изучение развития личности обучаемого как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные ее проявления, что обусловливает особую значимость применения личностно-ориентированного подхода.
Г. К. Селевко относит личностно-ориентированный подход в обучении к технологии по подходу к ребенку и воспитательной ориентации (характеру воспитательных воздействий). Автор отмечает, что такие технологии отличаются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью, сотрудничеством между учителем и учащимися, субъект-субъектным взаимодействием, самовоспитанием (самообразованием) и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, щадящим, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К таким технологиям относится педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили.
Особое внимание в личностно-ориентированном физическом воспитании принадлежит личности ученика, его двигательному развитию.
Результатами личностно-ориентированного физического воспитания являются не только знания и двигательные умения, но и развитие творческой рефлексивной интеллектуальной деятельности субъектов образовательного процесса (Д. Р. Хайбулина), личностное развитие ученика (Л. Н. Куликова).
При использовании учителем личностно-ориентированного подхода в процессе физического воспитания основополагающим принципом становится управление двигательной деятельностью ученика с опорой на самоуправление: снятие внешнего принуждения, создание доброжелательной обстановки для совместной и самостоятельной работы, с элементами творческой активности учащегося (Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова). Личность ученика как педагогическая ценность является основанием для проектирования его физического развития. Полисубъектность образовательно-
32
го процесса актуализирует изучение развития личности обучаемого как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные ее проявления, что обусловливает особую значимость применения личностно-ориентированного подхода при обучении двигательным умениям.
В исследованиях Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневича, И. С. Якиманской, А. А. Ярулова, L. J. Kolbe показано, что личностно-ориентированный подход предполагает использование в качестве необходимых компонентов следующие: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный. Особое значение приобретает личностный компонент, который включает в себя развитие личностных качеств, контрольно-оценочных умений, овладение способами саморегуляции, нравственного и жизненного самоопределения. Данный компонент, по мнению авторов, является системообразующим в личностно-ориентированном обучении, что отличает его от традиционного, где базовым компонентом является когнитивный.
По мнению Е. В. Бондаревской, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении должны быть диалогичны, направлены на поддержку индивидуального развития ребенка, носить деятельно-творческий характер, предоставлять свободу для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения — одним словом, носить деятельностно-творческий характер.
Ученые, работающие в области физической культуры, в своих исследованиях разработали современные направления теории и методики физического воспитания, которые основаны на использовании личност-но-ориентированного подхода в обучении двигательным умениям. Разные по своей направленности, они основываются на признании уникальности человека, необходимости учета потенциальных возможностей обучающихся, индивидуальных особенностей ученика.
Междисциплинарный подход [1] позволяет выделить две модели физической культуры: инструментальную и гуманистически ориентированную.
Гуманистические модели физической культуры, разработанные М. Я. Виленским, В. И. Столяровым, отличает следующее: направленность социального объекта на достижение физического совершенства, которое предполагает комплексное развитие качеств, определяющих индивидуальную физическую кондицию человека и создающих универсальные предпосылки его готовности к самым разнообразным видам двигательной деятельности; формирование всех компонентов физической культуры: культуры здоровья, культуры телосложения и двигательной культуры; свободное и искусное владение индивидом своим телом в различных жизненных ситуациях, приносящее ему не только желаемые результаты, но и наслаждение, и радость; соответствие физического развития критериям гармонии и красоты; ориентация социального субъекта на постоянное физическое самосовершенствование, прогресс в физическом совершенствовании с учетом возможности индивида, группы, общества в целом
33
на данном этапе его исторического развития; стремление социального субъекта к ограниченному дополнению физического совершенствования путем развития психических способностей (интеллекта, памяти, внимания, творческих способностей и т. д.) и духовным совершенствованием, развитием духовной культуры во всех формах (нравственной, экологической, эстетической, культуры общения).
По мнению специалистов (Е. В. Бондаревская, Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова и др.) осуществление личностно-ориентированого подхода в процессе воспитания возможно в разнообразной «богатой» образовательной среде, что дает возможность каждому ребенку раскрыться, выявить свою неповторимость.
Образовательная среда включает в себя организацию и использование учебного материала разного содержания, вица и формы; предоставление ученику самостоятельности и свободы выбора способов выполнения двигательной деятельности; использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий; создание условий для творческой активности в самостоятельной и коллективной деятельности; постоянное внимание учителя физической культуры к анализу и оценке индивидуальных способов выполнения таких физических упражнений, которые побуждают ученика к осознанию процесса и результата двигательной деятельности; предполагает особую подготовку учителя к систематическому осуществлению контрольно-оценочных умений младших школьников, организацию самостоятельных занятий в малых группах, где ученику отводится роль партнера учителя (И. С. Якиманская).
В основе личностно-ориентированного подхода в процессе физического воспитания лежат следующие принципы: природосообразности, культуросообразности, субъектности и др., которые позволяют создать необходимые педагогические условия для гуманизации физического воспитания.
А. А. Добрынин считает, что «смыслообразующим компонентом личностно-ориентированного физического воспитания является принцип свободы выбора физических упражнений учеником, поскольку без свободного взаимодействия ученика с учителем, возможностью выбора образовательного пространства приостанавливается личностное саморазвитие младшего школьника, затухают личностные мотивы самосовершенствования».
В исследованиях В. В. Федорова определены принципы личностно-ориентированного физического воспитания, осуществление которых необходимо для успешного формирования контрольно-оценочных умений:
Принцип свободосообразности формирует самостоятельность в двигательной деятельности и заинтересованное отношение учащихся к своему телу, стимулирует реализацию собственных потребностей в двигательной деятельности. Свободосообразное физическое воспитание требует снятия установленных критериев оценки учащихся учителем, расши-
34
рение физкультурного пространства для свободного выбора, открытости педагогического взаимодействия, применения новых педагогических методик.
Принцип саморазвития. Потребность саморазвития заложена внутри природой человека, его устремленностью в будущее. Физическое воспитание призвано обеспечить безопасное и прогрессивное самостроительство, позитивное взаимодействие с социальной средой и накопление субъектного познавательного и двигательного опыта.
Принцип целостности и открытости исключает одностороннее представление функционирования и развития организма, показывая целостность и взаимозависимость саморегулирующейся гуманитарной системы (Н. Федорчук).
Реализация принципа успешности обучения, а также поддержка в образовательной среде позитивного, эмоционально привлекательного фона, опора на положительные качества младших школьников, использование отлаженной системы поощрений за индивидуальные успехи в физической подготовленности способствует повышению активности учащихся, вызывает у них желание самостоятельно заниматься физической культурой, формирует мотивацию к самостоятельным занятиям двигательной деятельностью (Л. М. Кузнецова).
Гуманистический подход в процессе физического воспитания предполагает изменение стиля общения между учеником и учителем.
Основными характеристиками общения в процессе физического воспитания являются человечность, взаимная открытость, безоценоч-ность, свобода выбора, взаимное проникновение в духовную, смысловую сферу субъектов общения.
Анализ работ О. С. Газмана, Л. Н. Куликовой, В. А. Сухомлинского, Л. Г. Татарниковой, Н. Е. Щурковой, позволяет выделить одно из условий осуществления личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании — гуманный характер общения между педагогом и ребенком.
Анализ научно-педагогической литературы, а также проведенные нами исследования [3], [4], позволили установить, что контрольно-оценочные умения в процессе физического воспитания успешно формируются при использовании на занятиях физической культурой лич-ностно-ориентированного подхода, который обеспечивает для каждого учащегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, способствует развитию его физических и личностных качеств.
Доверие, поддержка со стороны учителя физической культуры, развитие «Я-самости» исключает негативные и вредные последствия для организма младших школьников, необоснованное применение завышенных тренировочных нагрузок, повышенных требований, сложных заданий (Е. В. Бондаревская, М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов, Г. П. Звездина, М. Ю. Елагина, С. В. Кульневич).
35
Таким образом, использование личностно-ориентированного подхода в процессе физического воспитания предполагает ориентацию на личность учащегося, его индивидуальное физическое развитие, при котором приоритет отводится индивидуальности ученика как активного носителя субъектного опыта. Ученик является активным участником учебной двигательной деятельности, партнером учителя в совместном планировании своего физического развития, составлении программ самосовершенствования, при условии сформированности контрольно-оценочных умений, что способствует повышению самостоятельности и активности в двигательной деятельности.
Личностно-ориентированный подход в процессе физического воспитания предполагает использование таких эталонов оценивания двигательной деятельности учащихся, которые предполагают модифицирование традиционной системы отметки в баллах. Необходимо использовать новые приемы, средства, методы оценки деятельности учащихся в процессе физического воспитания, базирующиеся не только на конечных результатах, стандартах обучения, но и учитывающие личные продвижения младших школьников в физическом развитии и физической подготовленности, а также приложенные усилия, старание при выполнении физических упражнений.
Список литературы
1. Бянкина Л. В. Междисциплинарные подходы в изучении феномена физической культуры / / Теория и практика физической культуры. 2012. № 8. С. 6 — 10.
2. Воротилкина И. М. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 1998. 174 с.
3. Воротилкина И. М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодежи: дис. ... докт. пед. наук. Хабаровск, 2006. 443 с.
4. Копенкина Л. В. Повышение самостоятельности и активности младших школьников в процессе физического воспитания посредством формирования контрольно-оценочных умении: дис. ... канд. пед. наук. Биробиджан, 2006. 194 с.
5. Сережникова Р. К. Становление субъектности студента в процессе профессиональной подготовки как актуализация его творческого потенциала // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 70 — 74.
* * *
Vorotilkina Irina M., Kopyonkina Ludmila V. PERSONALITY- CENTERED APPROACH IN THE PROCESS OF THE YOUNGER STUDENTS PHYSICAL EDUCATION
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)
The article presents a learner-centered technology in physical education lessons for younger students. The main learning principle in physical education lessons is the development of a child personality. The teacher controls the students' motor activity using personality- centered approach in the process of physical education without forcing students. The students control the
36
motor activity independently, coming up with a new exercise. The analysis of scientific and educational literature, the authors' own research and experience prove that the personality-oriented technology in physical education develops self-control, provides optimal conditions for physical development and creative activity.
Keywords: education, technology, students, teacher, activities, personality, physical education.
References
1. Byankina L. V. Interdisciplinary approaches to the study of the phenomenon of physical culture [Mezhdistsiplinarnye podkhody v izuchenii fenomena fizicheskoy kul'tury], Teoriya ipraktikafizicheskoy kul'tury, 2012, no. 8, pp. 6 — 10.
2. Vorotilkina I. M. Formirovanie samostoyatel'nosti i aktivnosti u detey doshkol'nogo vozrasta v protsesse fizicheskogo vospitaniya (Formation of independence and activity in preschool children in physical education): PhD dissertation, Khabarovsk, 1998. 174 p.
3. Vorotilkina I. M. Pedagogicheskaya sistema razvitiya samostoyatel'nosti v dvigatel'noy deyatel'nosti detey i uchashcheysya molodezhi (Pedagogical system of self-sufficiency in the motor activity of children and young students): doctoral dissertation, Khabarovsk, 2006. 443 p.
4. Kopenkina L. V. Povyshenie samostoyatel'nosti i aktivnosti mladshikh shkol'nikov v protsesse fizicheskogo vospitaniya posredstvom formirovaniya kontrol'no-otsenochnykh umenii (Increased independence and activity of younger schoolchildren in physical education by establishing control and evaluation ability): PhD dissertation, Birobidzhan, 2006. 194 p.
5. Serezhnikova R. K. The formation of the subjectivity of the student in the process of professional preparation as the actualization of his creative potential [Stanovlenie sub"ektnosti studenta v protsesse profes-sional'noy podgotovki kak aktualizatsiya ego tvorcheskogo potentsiala], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2012, no. 3, pp. 70 — 74.
•Jc -Jc -Jc
37