Научная статья на тему 'Трансформационные процессы перспективы личности в контексте переломных событий жизненного пути'

Трансформационные процессы перспективы личности в контексте переломных событий жизненного пути Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1233
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ / ПЕРЕЛОМНЫЕ СОБЫТИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / ТИПЫ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПЕРСПЕКТИВЫ / PERSON'S LIFE PROSPECTS / CRUCIAL EVENTS OF LIFE / TYPES OF PROSPECTS TRANSFORMATIONAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ральникова И. А.

Представлено авторское понимание жизненной перспективы личности, переломных событий жизненного пути, трансформации жизненной перспективы по адаптивному и неадаптивному типам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ральникова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATIONAL PROCESSES OF THE PERSON'S LIFE PROSPECTS IN THE CONTEXT OF CRUCIAL EVENTS OF LIFE

The presented material is the author's conception of the person's life prospects, crucial events of life, life prospects transformation by adaptive and nonadaptive types.

Текст научной работы на тему «Трансформационные процессы перспективы личности в контексте переломных событий жизненного пути»

7. Леонтьев, А.Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология / под ред. А.А. Смирнова и др. - М., 1962.

8. Леонтьев, А.А. Психология общения. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1997. - Вып.4.

9. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

10. Китайгородская, Г.А. Мотивация учения в условиях интенсивного обучения иностранным языкам: сб. статей «Активизация учебной деятельности» / Г. А. Китайгородская, Г.М. Шемякина; под ред. Г. А. Китайгородской. - М.: МГУ, 1982.

11. Гриднева, С.В. Определение уровня профессиональной направленности у студентов вузов // Образование, наука и техника: XXI век: сб. научных статей / сост. и науч. ред. О. А. Яворук. - Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2007. - Выпуск 5.

Статья поступила в редакцию 28.01.10

УДК 159.9

И.А. Ральникова, канд. психол. наук, доц. АГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕЛОМНЫХ СОБЫТИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Представлено авторское понимание жизненной перспективы личности, переломных событий жизненного пути, трансформации жизненной перспективы по адаптивному и неадаптивному типам.

Ключевые слова: жизненная перспектива личности, переломные события жизненного пути, типы трансформационных процессов перспективы.

Научное исследование трансформации жизненных перспектив личности в связи с переживанием ею переломного события в качестве своего теоретико-методологического основания имеет ряд психологических подходов: подходы к изучению жизненного пути личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и.др.); положения системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.Е. Клоч-ко, В.П. Кузьмин, В. Д. Шадриков и др.); событийный подход к изучению временной перспективы (Р. А. Ахмеров, Е.И. Го-ловаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, В.С. Хомик); идеи психологии жизненных ситуаций (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Карпова); теоретические подходы к исследованию переломных событий жизненного пути (М.Е. Зеленова, Е.О. Лазебная, Е.А. Логинова, В.В. Нуркова, Т.Е. Резник, С.Л. Рубинштейн), и критических ситуаций (Ф.Е. Василюк, Е.И. Исаев, А.А. Осипова, В.И. Слободчиков и др.). Центральной идеей современных исследований жизненной перспективы является понимание ее как результирующей индивидуальных особенностей личности, жизненной ситуации и их взаимодействия, ведущая роль которой состоит в управлении личностью временем собственной жизни, предполагающем планирование целей, адекватных способностям, возможностям, системе знаний и опыта человека, а также, выбор способов их реализации в актуальном социальном контексте. Спланированная будущая перспектива помогает субъекту направлять усилия в нужное русло, формировать личные достижения, ощущать осмысленность собственных действий и планомерность прохождения жизненных этапов, оценивать значимость принимаемых решений, структурировать время собственной жизни [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].

На современном этапе изучения проблематики жизненных перспектив принято обозначать ряд подходов к их осмыслению: мотивационный (К. Левин, З. Залесски, Л.К. Франк, П. Фресс, Ж. Нюттен, В. Ленс, Н. Фрезер), событийный (Р. А. Ахмеров, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Е.В. Шелобанова), типологический (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, В.Ф. Серенкова) [9]. Анализ идей, изложенных в указанных подходах позволяет выделить базовые теоретические основания для осмысления нами понятия «жизненные перспективы личности». Так, жизненная перспектива локализована в сознании человека, ее содержание представлено совокупностью планируемых и ожидаемых событий в будущем (программы, планы, проекты, цели, средства реализации целей), структура - совокупностью устойчивых связей между событиями, относящихся к модусу будущего, а также к модусам прошлого и настоящего, выстроенных в логике «причина-следствие», «цель-средство», обеспечивающих ее целостность, жизненная перспектива выполняет регулирующую и организующую функцию в отношении активности личности в настоящем в направлении достижения будущих целей, представляет собой динамичное образование, удовлетворяющее

ряду параметров («согласованность», «реалистичность»,

«продолжительность», «дифференцированность», «оптимистичность» и др.) [1; 2; 3; 5; 7; 8; 10; 11].

Особое значение в понимании жизненной перспективы личности имеют идеи системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.), обосновывающие адекватность ее рассмотрения как системного образования, включенного посредством многоуровневых взаимосвязей в систему «человек» [12; 13; 14; 15]. Исходя из гипотезы Д.А. Леонтьева об образе мира как многомерном психологическом образовании, время является одним из пяти его измерений. По нашему мнению к этому измерению можно отнести и представления человека о времени вообще, и о времени собственной жизни, в частности, т.е. субъективную картину жизненного пути, одним из измерений в которой являются представления человека о собственном будущем или жизненная перспектива.

Опираясь на обсуждаемые выше научные взгляды, мы определяем жизненную перспективу как многомерный образ будущего. Выбор термина «образ» для операционализации «жизненной перспективы» позволяет учесть такие ее параметры как целостность и принадлежность к области представлений, соответственно, сознанию. В теории деятельности целостность образа мира выводится из единства отраженного в нем объективного мира и системного характера человеческой деятельности. Многомерность отражает единство измерений образа будущего. Мы выделяем следующие основные измерения образа будущего: ценностно-смысловое, эмоциональнооценочное, когнитивное, организационно-деятельностное. Ценностно-смысловое измерение представляет собой совокупность ценностных и смысловых образований личности, определяющих индивидуальную специфику процесса и результата планирования будущего (ценности, ценностные ориентации, мотивы, личностные смыслы). Эмоциональнооценочное определено эмоциональным отношением человека к собственному будущему (эмоции, чувства, возникающие в связи с содержательным наполнением образа будущей жизни). Когнитивное - содержит совокупность ожидаемых и планируемых событий (предвосхищаемые жизненные события, цели, средства реализации целей). Организационнодеятельностное отражает совокупность стилей, стратегий, форм поведения человека в настоящем, посредством которых жизненные планы получают возможность последовательного воплощения в реальность [16; 17; 18; 19]. Единство измерений трактуется нами как их взаимосвязь и одновременное присутствие в представлениях о будущем.

Вышесказанное обосновывает важность изучения трансформационных процессов жизненной перспективы личности в контексте переживания переломного события. В отечественной психологии сложилась определенная научная традиция понимания жизненного события как элемента жизненного

пути (Б.Г. Ананьев, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, С.Л. Рубинштейн). Анализ взглядов данных авторов позволяет заключить, что понятие «жизненное событие» объединяет в себе две стороны его рассмотрения: дискретную и процессуальную. Дискретность подразумевает понимание события как конкретного момента (узлового момента) жизни, точку на временной оси, означенную границами непосредственного осуществления того или оного события. Процессуальность обозначает границы события более объемно, включает предшествующие событию фрагменты жизни, подготавливающие его, а также последствия события, которые могут носить пролонгированный характер. С другой стороны, в термин «событие» авторами вкладывается смысл его преобразующего влияния на личность (переосмысление прошлого, переоценка целей, смена мотивов, изменение смысла жизни), значение поворотного момента, изменяющего прежнее течение жизни. При этом, по мнению Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюка, В.И. Ковалева, Д.А. Леонтьева, события, зависящие и независящие от воли человека категоризируются на значимые и незначимые [2; 5; 20]. Именно субъективно значимые события жизненного пути вносят отмеченные изменения личностно-ситуативного характера. Событие, имеющее особое субъективное значение для личности, может привести как к позитивному, так и к негативному восприятию собственной жизни, определить ход последующих событий, изменить жизненные планы, дать начало новому образу жизни, изменению личности. Данная идея позволяет задуматься над особой категорией жизненных событий, имеющих статус переломных.

Использование термина «переломное событие жизненного пути» имеет свою историю, в которой данный термин классифицирован как вид жизненных событий (Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, М.Е. Зеленова, Е.О. Лазебная, В.В. Нуркова, А.А. Осипова). Данные авторы для обозначения жизненного события, наделяемого человеком особым субъективным значением пользуются терминами, близкими по смысловому наполнению: «переломное жизненное событие», «критическое событие», «переломный этап», «критическая жизненная ситуация», «поворотный этап», «переломная ситуация» [2; 20; 21; 22; 23]. Общность понимания, с нашей точки зрения, заключается в приписывании такому жизненному событию следующих характеристик и следствий: особый статус в субъективной картине жизненного пути, ситуация блокировки, личностные изменения, негативный эмоциональный фон, сопровождающий переживание события. Особый статус события понимается в плане его субъективной важности для человека в контексте жизненного пути, специфики оценки события в зависимости от восприятия и реагирования на него, обусловленных особенностями личности, ее опытом, характером ситуативного контекста. Ситуация блокировки связана с трудностями, порой непреодолимого характера в реализации человеком жизненных целей, стремлений, мотивов, ценностей и пр. В качестве личностных изменений как следствий переживания события, называются перемены во внутреннем мире человека, в частности когнитивных моделях существования, ценностных, мотивационно-смысловых структурах, эмоциональной сфере и пр., что отражается на характере активности личности. Выраженные чувства тревоги, страха, отчаяния и пр., находятся в фокусе переживания человеком непростого жизненного события, патогенно влияют на самочувствие.

Наша точка зрения на переломное жизненное событие опирается на представленные выше взгляды Л.Ф. Бурлачук и Е. Ю. Карповой на критические жизненные ситуации как изменения, последствия которых зависят не столько от того, что происходит, сколько от восприятия и реагирования на них, Ф.Е. Василюка на кризис как тип критической ситуации, возникающий, когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной в перспективе реализации жизненного замысла, А.А. Осиповой о понимании кризиса как критической ситуации и его трех причинах. Так, переломное событие - это изменение в жизни, блокирующее ядерные потребности лично-

сти. Переломное событие наделяется человеком особой субъективной значимостью, нарушает реализацию жизненных замыслов, сопровождается сильными эмоциональными переживаниями (страх, стыд, вина, обида, беспомощность, отчаяние, злоба, одиночество, безнадежность и т.п.), провоцирует осознание невозможности разрешить трудности и противоречия средствами наличного знания и опыта, приводит к изменениям в устоявшейся жизненной опоре в виде системы атти-тюдов, ценностей, мотивов, целей, стратегий, стилей жизни и др. Важно отметить, что определение переломного события как изменения, о котором идет речь, главной своей характеристикой имеет ситуацию хаоса, неопределенности, нарушающей самоорганизацию личности, к которой необходимо адаптироваться, привлекая свои знания, опыт, рефлексивные и творческие ресурсы. Именно рефлексивно-творческий характер адаптации к изменившемуся личностно-ситуационному контексту служит основанием для личностных преобразований, которые в свою очередь определяют характер трансформационных процессов в жизненных перспективах. Описанным характеристикам удовлетворяют жизненные события, связанные с переживанием кризиса, стресса, фрустрации, конфликта.

Указанные трансформации могут протекать по адаптивному типу и по неадаптивному типу. Трансформация жизненной перспективы по адаптивному типу предполагает перестройку проектов и планов на будущее таким образом, чтобы сложившейся новый образ перспективы сохранял свою регулирующую функцию в отношении организации деятельности и активности личности в настоящем. Или, говоря словами Е. И. Головахи и А. А. Кроника, личность сохраняет способность действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий [4; 10]. Это становится возможным, когда сконструированная перспектива притягательная, реалистичная, гибкая, насыщена событиями и целями. Она будет удовлетворять таким характеристикам, в том случае, если как результат переживания переломного события, в ней будут отражены новые цели или пересмотрены старые через линзы возникших жизненных обстоятельств, определены средства реализации целей, спланированы ключевые события, как на ближние, так и на дальние этапы будущего, присутствует общий позитивный настрой на будущее, уроки прошлого опыта категоризируются как опора в жизни, в т. ч. в будущих достижениях.

Трансформация жизненной перспективы по неадаптивному типу предполагает потерю перспективой своей регулирующей функции в отношении организации деятельности и активности личности в настоящем в связи с трудностью переживания человеком переломного события и присвоения полученного опыта. В этой связи имеющаяся в представлениях человека перспектива будущей жизни не согласована с изменившимися обстоятельствами, бедна значимыми событиями и целями, присутствует фиксация на старых жизненных целях при отсутствие возможностей их реализации, горизонты планирования будущего сужены, имеющиеся планы нереалистичны, доминирует негативный, пессимистичный настой на будущее, присутствует чувство бесперспективности, нереали-зованности, обесцениваются достижения, перспектива оценивается как непривлекательная, будущее зачастую воспринимается не связанным или слабо связанным с настоящим и прошлым. Такие изменения жизненных перспектив по неадаптивному типу носят характер психологических деформаций субъективной картины будущего человека.

Научную обоснованность данной позиции подтверждают результаты, проведенных нами эмпирических исследований жизненных перспектив и их трансформаций по неадаптивному типу в связи с переживанием человеком различных переломных событий, таких как участие в боевых действиях, переживание кризисов личного и профессионального развития, зависимое поведение, воспитание детей-инвалидов и др. (О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова, С.С. Шмакова, И.В. Шмыкова) [16; 17; 18; 19]. Стало известно, что трансформации ценностно-смыслового измерения перспективных

представлений людей, переживающих переломное событие, в измерения жизненных перспектив, содержание и характер

отличие от тех, кто не задет таковым, заключались в выра- взаимосвязи которых определяют особенности поведенческих

женном конфликте, состоящем в ориентации на ценности, проявлений личности в настоящем.

реализация которых не представляет возможности в наличных Проведенный теоретико-методологический анализ проусловиях существования. Неадаптивный характер изменений блемы и ее эмпирическое изучение раскрывают идею психоэмоционально-оценочного измерения жизненных перспектив логии жизненных ситуаций относительно личностно-

отразил формирование отношения к будущему как к неприят- ситуационного детерминизма поведения человека, подтвер-

ному и быстротечному периоду, которому отводится незначи- ждают наличие трансформаций жизненных перспектив в свя-

тельное место в общей картине жизненного пути. Трансфор- зи с переживанием личностью переломных жизненных собы-

мации когнитивного измерения перспективных представлений тий, позволяют говорить о самоорганизации человека как

выражались в слабой насыщенности будущего событиями, в одном из ведущих оснований, лежащих в основе характера

том числе целями, сокращении глубины перспективы, ориен- трансформационных процессов перспективы, определить кон-

тации на планирование ближайших временных отрезков, низ- кретные параметры деформации жизненных перспектив: без-

кой степени осмысленности, реалистичности, стратегичности, различное или негативное отношение к будущему (деформа-

целеустремленности. Организационно-деятельностное изме- ция эмоционально-оценочного измерения), слабая насыщен-

рение перспективных представлений, носящих неадаптивный ность перспективы планируемыми и ожидаемыми событиями

характере состояло в актуализации гедонистического стиля (или отсутствие таковых) (деформация когнитивного измере-

поведения, тенденций использования ранее усвоенных, «за- ния), ведущий гедонистический стиль проведения (деформа-

стывших» форм и стратегий, зачастую неадекватных ситуа- ция организационно-деятельностного измерения), низкая дос-

ции. Также, установлено, что, ценностно-смысловое измере- тупность (или недоступность) реализации значимых жизнен-

ние жизненных перспектив личности обусловливает специфи- ных целей (деформация ценностно-смыслового измерения).

ку содержания эмоционально-оценочного и когнитивного

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Карпова. - М., 1998.

3. Васильев, В.Я. Целевая направленность и временная перспектива личности // Психология личности и время: Тезисы докладов и сообщений

Всесоюзной научно-теоретической конференции г. Черновцы, 23 - 25 апр. 1991 г. - Черновцы, 1991. - Т. 2.

4. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев, 1984.

5. Ковалев, В.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека: сб. науч. докл. - Черновцы, 1991.

6. Муздыбаев, К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. - 1999. - Т. 21. - №4.

7. Nuttin J. Future time perspective and motivations: Theory and research method / J. Nuttin, W. Lens. - N.J.: Leuven University Press and Erlbaum,

1985.

8. Zimbardo, P.G. Putting time in perspective : a valid, reliable, individual-differences metric / P.G. Zimbardo, J.N. Boyd // Journal of Personality and social Psychology. - 1999.

9. Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - №4.

10. Головаха, Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение. - Киев, 1988.

11. Карцева, Т.Б. Понятие жизненного события в психологии // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1990.

12. Выготский, Л.С. Собр. соч. - М.,1981. - Т.1.

13. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии. - М.- Воронеж, 1996.

14. Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982.

15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - Т. 1.

16. Гурова, О.С. Проблема изучения жизненных перспектив личности как системного образования на примере исследования представлений о будущем участников локальных войн / О.С. Гурова, И.А. Ральникова // Личность: психологические проблемы субъектности. - Барнаул, 2005.

17. Ипполитова, Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности, переживающей кризис 35 - 45 лет / Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова // Личность: психологические проблемы субъектности. - Барнаул, 2005.

18. Шмакова, С.С. Особенности временной трансспективы матерей детей-инвалидов: автореф. дис.... канд. психол. наук. - Барнаул, 2008.

19. Шмыкова, И.В. Ценностно-смысловая основа переживания психологического времени женщин с пищевой аддикцией / И.В. Шмыкова, И.А. Ральникова // Личность: психологические проблемы субъектности. - Барнаул, 2005.

20. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984.

21. Лазебная, Е.О. Военный травматический стресс / Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова // Психологический журнал. - 1999. - Т.20. - № 5.

22. Нуркова, В.В. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены / В.В. Нуркова, К.Н. Василевская // Вопросы психологии. - 2003. - № 5.

23. Осипова, А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Статья поступила в редакцию 8.02.10

УДК 378

Л.В. Львов, доц. ГОУВПО ЧГАА; О.В. Перевозова, соискатель ГОУ ВПО ЧГАА, г. Челябинск,

E-mail: [email protected]

ФЕНОМЕН КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЕНЕДЖЕРОВ

В статье рассмотрены основные подходы и теоретические аспекты формирования понятия «конкурентоспособность». Представлен анализ понятия «конкурентоспособный специалист». Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с точки зрения сущности, структуры и содержания в процессе подготовки менеджеров в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособный специалист, компетентностно-контекстный подход, компетентность.

Сегодня в условиях инновационной переориентации зультатов образования - компетенций, личностных качеств и профессионального образования особый акцент необходимо способностей, обеспечивающего выпускникам профессио-сделать на обусловленность уровня компетентностных ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.