ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (13)
УДК 159.9:[316.644:331.56]
ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ, ОКАЗАВШЕЙСЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
А.С. Калугина
Анализируется теоретический конструкт жизненных перспектив личности. Показано, что жизненный путь личности, субъективная картина жизненного пути является одной из фундаментальных проблем психологии. Обосновывается актуальность исследования жизненных перспектив личности в кризисной ситуации потери работы. Кроме того, выдвинуты предположения относительно структуры жизненных перспектив и их места в структуре личности, взаимосвязи со свойствами личности и самоотношением. Ключевые слова: жизненный путь; жизненные перспективы; временная перспектива; кризисная ситуация; самоотношение; качества личности; безработица.
Жизненный путь личности, субъективная картина жизненного пути является одной из фундаментальных проблем психологии. Одним из важнейших способов изучения развития личности является анализ жизненного пути с опорой на внутреннюю репрезентацию жизненного пути. Жизненный путь — это процесс, который охватывает прошлое, настоящее и будущее и в ходе которого формируется представление субъекта о своей жизни. В связи с этим выделяется аспект жизненного пути — жизненная перспектива, это целостная картина будущего, ожидаемых событий, несущих ценностносмысловую нагрузку для личности.
Можно выделить три основных подхода к изучению жизненных перспектив:
1) жизненная перспектива как подсистема
мотивационно-потребностной сферы
(Ж. Нюттен, В. Ленс, Т. Гисме, З. Залески,
А.Г. Шмелев, Л.Д. Демина, И.А. Ральникова, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.Г. Шмелев, К.К. Платонов);
2) жизненная перспектива как подсистема ценностно-смысловой сферы (И.С. Кон, Л.Н. Коган, Н.А. Логинова, В. Франкл, Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, Б.С. Братусь, А.А. Кроник, И.В. Дубровина, Е.И. Головаха);
3) жизненная перспектива как часть целостного временного хронотопа, временная пер-
спектива личности (С.Л. Рубинштейн, Ф. Зимбардо, Л.К. Фрэнк, К. Левин,
Н.Н. Толстых, В.И. Ковалев, Э. Эриксон, В.Ф. Серенкова).
Разнообразие исследуемых аспектов построения будущего свидетельствует о многогранности и сложности этого явления.
Вместе с тем понять личность, а следовательно, ее жизненные перспективы вне конкретной ситуации невозможно. Среди отечественных авторов, занимавшихся изучением взаимодействия личности и трудных жизненных ситуаций, можно назвать Б.С. Братуся, Л.Ф. Бурлачука, Е.Ю. Коржову, Ф.Е. Василюка, Е.Е. Данилову, К. Муздыбаева, М. Тышкову и других. Среди зарубежных — К. Левина, Л. Росса, Р. Нисбетта и др.
Интерес к данной проблеме вызван еще и тем, что постоянно меняющаяся политическая и экономическая ситуация в России, трансформационные процессы в современном российском обществе сопровождаются изменениями в объеме и структуре занятости населения. В современных условиях человеку приходится сталкиваться с большим числом трудных ситуаций, преодоление которых оказывает влияние на дальнейшую жизнь и нормальное функционирование личности в социуме. Одной из таких трудных жизненных ситуаций является потеря работы. Таким образом, потерю работы,
Калугина Анна Сергеевна — аспирант кафедры общей и клинической психологии; Пермский государственный национальный исследовательский университет; 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; Kalugina.AS@yandex.ru.
смену рабочего места, обретение стабильной работы можно расценивать как значимое поворотные события в жизни личности.
В свете вышесказанного возникает ряд закономерных вопросов: являются ли черты личности одним из ключевых факторов, определяющих формирование позитивной жизненной перспективы и успешное преодоление кризисной ситуации безработицы? Возможно ли, изучив представления личности о собственных жизненных перспективах, прогнозировать эффективность преодоления кризисной ситуации? Можем ли мы на основе изучения взаимосвязи черт личности с жизненными перспективами и самоотношением создать психокоррекционную программу, которая позволила бы сформировать позитивную картину жизненной перспективы, а также способствовала бы успешному преодолению кризиса безработицы?
Анализ литературы показал, что, несмотря на большой интерес к проблеме жизненных перспектив различных групп людей, их формирование практически не изучаются в контексте кризиса занятости. Хотя, на наш взгляд, они имеют значительное влияние на поиск работы, построение дальнейшего жизненного пути и самореализацию.
Так, Е.Н. Сенаторовой [26] отмечается преобладание индивидуально-потребительского типа восприятия жизненных перспектив, установка на личное потребление и адаптацию к ситуации; стратегия выживания в противовес стратегии развития у неработающих женщин. М.А. Бендюковым [6] был определен комплекс индивидуально-психологических особенностей, характеризующих личность в кризисный период потери работы и определяющих динамику и исходы кризисного периода безработицы. Автором теоретически и экспериментально обоснована необходимость изучения личности в период кризиса занятости. Описан комплекс индивидуально-психологических особенностей, к числу которых относятся следующие: психоэмоциональное состояние и динамика эмоциональных переживаний; структура ценностных ориентаций и мотивации личности; особенности системы отношений к различным аспектам кризисной ситуации занятости; черты личности; особенности поведения безработных в кри-
зисе занятости. Изучались акцентуации характера безработных. Выяснилась вероятность потери работы человеком с той или иной акцентуацией, были определены личностные черты, детерминирующие динамику и исход кризиса занятости, а также механизмы, обеспечивающие конструктивное разрешение профессионального кризиса у безработных.
В ряде работ социологов доказано влияние состояния безработицы на уровень жизни, самооценку, настроение человека, на отношения с окружающей социальной средой [31; 8; 16; 33]. Подробно изучались копинг-стратегии безработных [22; 34]; выявлен репертуар стратегий и типов копинг-поведения в ситуации потери работы и влияние личностных качеств на них. Уточнено представление о ситуации потери работы как ненормативном кризисе профессионального становления, раскрыты специфические особенности данной ситуации. Конкретизирована роль качеств личности в процессе совладания со стрессом, вызванным потерей работы.
В работе И.А. Петровой [21] рассматривается проблема психологических эффектов попадания личности в условия неопределенной жизненной ситуации (на примере ненадежной работы), прохождения и преодоления ее.
В.В. Манукян [18] исследовала субъективную картину жизненного пути в кризисные периоды. С.С. Степановой [28] определены личностные факторы, раскрыты гендерные различия успешного и неуспешного трудоустройства.
Достаточно много работ, посвященных изучению жизненных стратегий, планов в юношеском возрасте [5; 13; 4; 27].
В ряде концепций понятие «жизненная перспектива» рассматривается как синоним понятия «временная перспектива». Временная перспектива является интегральной характеристикой, связывающей настоящее, прошлое и будущее в сознании человека [1; 2; 4; 11; 17; 25; 29]. Она играет значительную роль в организации деятельности и жизни в целом.
Изучается временная перспектива лиц, находящихся в местах лишения свободы [7]; особенности временной перспективы пожилых людей [28], людей, с соматическими заболева-
ниями [20; 3], а также людей, переживших тяжелые стрессовые ситуации [12; 15; 20; 23; 24].
Вместе с тем представляется недостаточно изученной структура жизненных перспектив и их место в структуре личности, взаимосвязь со свойствами личности и самоотношением как компонентом самосознания.
Отношение к себе и отношение к жизни в целом являются компонентами сложной системы отношений, характеризующей личность в целом. Отношение человека к самому себе является одной из важнейших детерминант саморазвития и самоосуществления. Самоотноше-ние человека в значительной степени определяет оценку окружающей действительности, формирование представлений о мире и себе самом, обеспечивает прогнозирование своей социальной эффективности и отношений к себе окружающих, оказывает влияние на процессы самоактуализации, самосовершенствования, самореализации.
По нашему мнению, кризисная ситуация безработицы может привести к изменению структуры самоотношения личности и тем самым повлиять на видение себя и своей жизни в будущем. В то же время это связано с самой личностью, с ее особенностями, прошлым опытом и системой отношений.
Ж. Нюттен отмечает, что «влияние временной перспективы на актуальное поведение — это главная проблема теории и исследований в области психологического времени» [19]. В нашем исследовании мы предполагаем, что перспектива будущего как составная часть временной перспективы, восприятие собственных жизненных перспектив и установка по отношению к будущему также имеет большое влияние на актуальное поведение личности в ситуации кризиса занятости.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения жизненных перспектив личности в кризисной ситуации потери работы; потребностью исследовать личность, ее сущностные характеристики и потенциал в контексте кризисной ситуации; существованием неисследованных сторон феномена жизненных перспектив и их взаимосвязи с особенностями личности и самоотношением; необходимостью построения
программы выхода из кризисной ситуации безработицы и построения адаптивной картины жизненных перспектив.
Результаты исследований М.А. Бендюкова показывают, что для конструктивного разрешения кризиса занятости многим индивидам необходима психологическая помощь и сопровождение, понимаемое как комплекс мероприятий, обеспечивающих активизацию субъектно-сти безработного индивида и поддержку принятия оптимальных решений в ситуации жизненного выбора.
Эмпирической проверке будет подвергнута гипотеза о том, что жизненные перспективы связаны с особенностями личности и самоот-ношением и способствуют либо препятствуют выходу из кризисной ситуации безработицы, а также то, что факторы возраста и пола влияют на содержание жизненных перспектив в ситуации кризиса безработицы.
Теоретико-методологической основой исследования выступают: психологическая теория личности и деятельности А.Н. Леонтьева и
С.Л. Рубинштейна, концепция «субъектогене-за» А.В. Брушлинского, концепция личности как субъекта жизнедеятельности
К.А. Абульхановой-Славской, теория кризисов психического развития (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович,
Л.С. Выготский, Ф.Е. Василюк, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин и др.), ситуационный подход к анализу поведения личности (А.Ф. Коган, Л.Ф. Бурлачук, А. Первин, К. Левин, Л. Росс, Р. Нисбетт, Р. Баркер, Дж. Форгас, Д. Магнуссон), событийнобиографический подход к анализу жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев), концепция отношений личности (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев,
Н.И. Сарджвеладзе).
В качестве методов исследования используются:
1. Теоретический анализ и обобщение данных научной литературы.
2. Биографический метод (опрос-анкета, разработанная Б.Г. Ананьевым). Используется нами как дополнительный источник для получения информации о целостном жизненном пути личности.
3. Экспериментально-психологические методы:
1) опросник ZPTI (Zimbardo Time Perspective Inventory), разработанный американскими психологами под руководством профессора Стэнфордского университета Филиппа Зимбардо. Опросник включает в себя следующие пять измерений: ориентация на будущее, гедонистическое и фаталистическое настоящее, позитивное и негативное отношение к прошлому. Кроме этого, авторы предлагают оценивать степень сбалансированности временной перспективы. Сбалансированность предполагает умеренно высокую выраженность ориентации на будущее, гедонистическое настоящее и позитивное прошлое и умеренно низкую ориентацию на фаталистическое настоящее и негативное прошлое [35]. Перевод на русский язык и адаптация методики была осуществлена
А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной [30]. При исследовании психометрических свойств русскоязычной версии опросника авторы получили практически полное воспроизведение факторной структуры оригинала, а также доказали конвергентную и дискриминантную валидность;
2) методика мотивационной индукции Ж. Нюттена MIM (вариант Д.А. Леонтьева). В основе ММИ лежит техника изучения временной перспективы будущего. Метод сконструирован по типу проективного, состоит из 40 мотивационных индукторов в форме незаконченных предложений. Все начала предложений сформулированы в первом лице единственного числа, что позволяет испытуемым спонтанно адресовать индуктор к самому себе. Используемый в индукторе глагол всегда выражает склонность, усилие, намерение, импульс и т.п. Испытуемые завершают каждый индуктор и, делая это, формулируют объекты, которые их мотивируют. В данном варианте метода списки негативных и позитивных индукторов объединены в одно целое.
При интерпретации ответов используется специальная система категорий.
Коды временной перспективы:
- личность субъекта (мотивация, относящаяся к целостности личности и к отдельным ее характеристикам);
- самореализация;
- активность и работа;
- социальный контакт (поведение по отношению к другим);
- познавательная и исследовательская мотивация;
- трансцендентальные объекты (философские, религиозные и экзистенциальные проблемы);
- обладание (приобретение, совершение покупок, владение собственностью — особый способ взаимодействия с объектами);
- досуговая активность, отдых, удовольствия;
3) тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (в адаптации Д.А. Леонтьева) мы применяем для тестирования одного из основных компонентов жизненной перспективы — ценностно-смыслового. Тест смысложизненных ориентации является адаптированной Д.А. Леонтьевым версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, удовлетворенность или неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, удовлетворенность или неудовлетворенность прожитой жизнью. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, определяется как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Опросник состоит из 20 пунктов и включает следующие шкалы: цель, процесс, результат, локус контроля — Я, локус контроля — жизнь;
4) морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов и Л.В. Карпушина). Данная методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И.Г. Сенина. Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» авторами понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту и признание его как важного, имеющего жиз-
ненную важность. Тест состоит из 112 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. С помощью этой методики мы сможем определить ценности людей, находящихся в ситуации кризиса занятости. Это важно для дальнейшей оценки представления о жизненной перспективе, поскольку ценности являются «специфической формой смысловых образований в личностных структурах» [9], а понимание смысла позволяет человеку определенным образом планировать и строить перспективу в будущем;
5) пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка». Выбор пятифакторной модели личности обосновывается тем, что накоплены доказательства существования и устойчивости базовых факторов личности, входящих в эту модель [32]. Опросник разработан американскими психологами Р. Мак-Крей и П. Коста в 1983-1985 гг. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI. Современные персонологи считают, что в рамках пятифакторной модели (экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм, открытость опыту) можно в полной мере охарактеризовать личность [14];
6) опросник самоотношения, разработан
В.В. Столиным и С Р. Пантилеевым в 1985 г. Построен в соответствии с разработанной
В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения [10]. Опросник содержит 62 пункта в виде утверждений и включает следующие шкалы: Шкала S — измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого; Шкала I — самоуважение; Шкала II — аутосимпатия; Шкала III — ожидание положительного отношения от других; Шкала IV — самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого: самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуковод-ство, самопоследовательность, самообвинение, самоинтерес, самопонимание.
Для обработки данных используются математико-статистические методы из пакета прикладных программ статистической обработки
Statistica 6.0. Обработка и анализ включают методы описательной статистики. Достоверность различия определяется с помощью Т-критерия Стьюдента и дисперсионного анализа. Корреляционный дизайн представлен методами корреляционного, факторного и регрессионного анализов.
В качестве экспериментальной группы выступают клиенты службы занятости населения Пермского городского центра занятости. В качестве контрольной группы выступают люди, отобранные случайным образом и имеющие постоянную работу и субъективно оценивающие ее как стабильную.
На основе полученных данных представляется возможным разработка коррекционной программы для безработных граждан, направленная на формирование у них позитивной жизненной перспективы и преодоление кризиса безработицы.
Таким образом, при помощи вышеперечисленных методов тестирования, опроса и математико-статистической обработки данных нами решается исследовательский вопрос о том, как взаимосвязаны жизненные перспективы личности с качествами личности и самоотношением. Имеется ли влияние качеств личности и само-отношения на формирование тех или иных жизненных перспектив. На основании проведенного исследования мы отвечаем на следующие вопросы: являются ли черты личности одним из ключевых факторов, определяющих формирование позитивной жизненной перспективы и успешное преодоление кризисной ситуации безработицы? Возможно ли, изучив представления личности о собственных жизненных перспективах, прогнозировать эффективность преодоления кризисной ситуации?
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.
М.: Мысль, 1991.
2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
3. Бейнарович К.К. Особенности временной перспективы у слабовидящих подростков // Казанская Наука. 2011. №6. С. 65-72.
4. Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы социальной психологии личности, 2008. СГУ (Саратов). Ц^:
http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30275.sht т1 (дата обращения: 28.12.2013).
5. Белугина М.А. Психологическое содержание жизненных стратегий в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Ярославль, 2009.
6. Бендюков М.А. Психология профессионального кризиса у безработных: автореф. дис. . д-ра психол. наук: 19.00.03. СПб., 2009.
7. Бовин Б.Г., Славинская Ю.В. Типология временных перспектив осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы // Человек: преступление и наказание. 2011. №4(75). С. 110114.
8. Бойков В.Э. Россия: десять лет реформ // Социологические исследования. 2001. №7. С. 30-38.
9. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. №3. С. 99-105.
10. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005.
11. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. URL: http://bookap.info/genpsy/ku1ikov_psiho1ogiya_1ich nosti_v_trudah_otechestvennyh_psiho1ogov/g139. sh Ш (дата обращения: 20.11.2012).
12. Гурова О.С. Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн: дис. . канд. психол. наук. Барнаул, 2004.
13. Демина И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути: дис. . канд. психол. наук. М., 1997.
14. Князев Г.Г. Валидизация русскоязычной версии опросника Л. Г олдберга «Маркеры факторов “Большой пятерки”» // Психологический журнал / ред. А.Л. Журавлев. 2010. Т.31. №5.
С. 100-110.
15. Куликова Т.Ф. Психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Краснодар, 2004.
16. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. №6. С. 78-87.
17. Левин К. Динамическая психология: Изб. тр. / под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред.
Д.А. Деонтьева, Е.Ю. Патяевой]. М.: Смысл,
2001.
18. Манукян В.В. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. Санкт-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2003.
19. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспективы будущего/ под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004.
20. Павлова Е.В., Симонова П.П. Изменения временной перспективы у пациентов в кризисных состояниях // Известия Урал. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т.95. №4. С. 225-231.
21. Петрова И.А. Психологические эффекты пребывания личности в неопределенной жизненной ситуации: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Краснодар, 2011.
22. Прихидько А.И. Когнитивные факторы совла-дающего поведения безработных // Психологический журнал. 2001. Т.22. №2. С. 109-112.
23. Ральникова И.А. Перестройка системы жизненных перспектив человека на этапе переломных событий: монография. Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2012.
24. Ральникова И.А. Рефлексивно-личностная детерминация становления жизненных перспектив личности на переломных этапах жизненного пути // Мир науки, культуры, образования. 2009. №5. С. 284-287.
25. Савлакова Н.М. Временная перспектива личности: теоретический анализ проблемы // Философия и социальные науки. 2010. №3. С. 18-24.
26. Сенаторова Е.Н. Регулирование жизненных стратегий неработающих женщин в провинциальных городах Центрально-Черноземного региона: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Белгород. 2005.
27. Сова Ю.И. Смысловая саморегуляция жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. Тамбов, 2009.
28. Степанова С.С. Личностные факторы успешности трудоустройства безработных: дис. . канд. психол. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2008.
29. Сурикова Я.А. Особенности временной перспективы пожилых, проживающих в условиях социальной изоляции // Личность в экстремальных условиях. Вып.2 : сб. науч. тр.: в 2 ч. / науч. ред. А.В. Серый, М.С. Яницкий; под общ. ред.
А.А. Бучек, Ю.Ю. Неяскиной, М.А. Фризен; КамГУ им. Витуса Беринга. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. Ч.2. С. 90-97.
30. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы лич-
ности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т.29. №3. С. 101-109.
31. ТощенкоЖ.Т. Социология труда: Опыт нового прочтения. М., 2005.
32. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.
33. Чернина Н., Глазкова С. Самочувствие безработных на рынке труда // Человек и труд. 1993. №12. С. 27-30.
34. Шагарова И.В. Личностные детерминанты и типы копинг-поведения в ситуации потери работы: дис. ... канд. психол. наук, 19.00.03, 19.00.05. Омск, 2007.
35. Zimbardo P.G. & Boniwell I. Balancing One’s Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning // Positive psychology in practice. Hoboken, NJ: Wiley, 2004.
PERSON’S LIFE PROSPECTS IN CRISIS SITUATION OF UNEMPLOYMENT: STATEMENT OF A PROBLEM
Anna S. Kalugina
Perm State National Research University; 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia
Article analyzes the theoretical construct of person’s life prospects. It is shown that the personality’s course of life, subjective picture of course of life is one of the fundamental problems of psychology. The article substantiates actuality of research of person’s life prospects in crisis situation of losing a job. In addition, we advanced some hypotheses about the structure of life prospects and their place in the structure of personality, correlation with person’s properties and self-concept.
Key words: course of life; life prospects; time perspective; crisis situation; self-concept; personality’s qualities; unemployment.