the bachelors vocational training must take place in an integrated unity, which combines: motivational, substantial and procedural and professional personal readiness to build knowledge, skills and abilities of students of vocational training institutions. Marked pedagogical conditions and the role of teaching practice.
Key words: bachelor, innovative technology, teacher training, pedagogical conditions.
Llapina Innara Rafailevna, doctor of economic sciences, professor, manager of department, innara lapina a niail.ru, Russia, Orel, Orel State University
УДК 316.752:371.71
ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
В.А. Макарова, А.К. Попов
Рассматриваются понятия ценности, содержания ценностного культурного пространства молодежи. Изложены результаты исследований ценностных ориентаций учащихся среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: ценность, системы ценностей, ценностные ориентации, здоровье молодежи.
Изучение распределения ценностных ориентаций в различных социальных группах и общностях, их распространённости и субъективной значимость занимает существенное место в социально-педагогических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности. Ценностные ориентиры всегда составляли сущностную основу личности, общественная ценность которой определяется ее активностью и направленностью, тем, как ее потребности совмещаются и сочетаются с ценностями общества.
Социальное формирование личности включает процесс развития ценностного поля личности, приобретение социально одобряемых эталонов поведения. В контексте ценностных ориентаций личности учащаяся молодежь овладевает практическим опытом применения знаний, происходит формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Усвоение необходимого социального опыта есть осознание и принятие личностью системы существующих в обществе ценностей, поэтому в социальнопедагогической деятельности существенное место занимает изучение формирования ценностных ориентаций, особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте.
В социальной педагогике ценности выступают составляющей целенаправленного процесса формирования нравственных взаимоотношений обучающихся при их самореализации в разных видах
деятельности. В психологии ценности изучаются как один из главных мотивов поведения личности, ценности выступают нравственными категориями, обозначающими психологические характеристики человека [2, с.37].
В процессе социального воспитания следует учитывать, что ценности и приоритеты всегда существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности - ценности-цели и второстепенные -ценности-средства; ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Сложившиеся, устоявшиеся ценностные ориентации образуют основу сознания, обусловливает развитие и формирование личности молодого человека, обеспечивают ее устойчивость, определенный тип поведения и деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов и как элемент структуры личности они характеризуют направленность личности, обуславливают мотивацию поступков человека.
При изучении ценностных ориентаций студенческой молодежи мы считали необходимым для последующего сопоставления с полученными данными проанализировать имеющиеся результаты исследований, проведенных учеными. С этой целью мы обратились к исследователям Хагуровой Т.А., Серебряковой С.Б. и другим ученым.
В исследованиях Хагуровой Т.А. показано, что типичным ценностям среднего класса (успешная карьера, личный успех, благополучие, самостоятельность, сосредоточение на нуждах семьи и ближайшего окружения) молодежь достаточно привержена. В нашем исследовании ценностных ориентаций (995 человек) эти ценности также присутствуют, но разные группы студентов отводят им различное место: успешной карьере отдают предпочтение 42 % студентов - будущих инженеров, юристов, 53 % будущих учителей, 52 % социальных педагогов-психологов и т.д.
Изучение терминальных ценностей в рамках указанного исследования показало высокую ценность любви, здоровья, различия выявлены в оценке таких ценностей, как интересная работа, материально обеспеченная жизнь, что мало значимо для психологов, которые более ориентированы на ценности личной жизни, чем на ценности
профессиональной самореализации, тогда как студенты других направлений подготовки ориентируются на ценность профессиональной реализации. В проведённом нами исследовании будущие социальные педагоги-психологи, обучающиеся на специалитете, и студенты
психолого-педагогического направления подготовки бакалавриата показали достаточно высокую значимость ценности профессиональной самореализации, соответственно 52 % и 40 %. Ценность любви у наших студентов высока, но ценность здоровья значительно снижена по сравнению с вышеуказанным исследованием. При анализе
инструментальных ценностей в качестве более высокооцениваемых выступили такие ценности, как независимость, образованность, эффективность, а воспитанность же заняла низкую позицию - 8 %.
Исследование гендерных особенностей принятия этих ценностей мы специально при этом не проводили, но интересно, что в других исследованиях [5] этих особенностей ценностей, показано, что для юношей выше значение самостоятельности, множества друзей, финансовой независимости, для девушек - после вуза выйти замуж, совмещать карьеру с семьей. Отсроченное решение вопроса создания семьи и рождения детей и одновременно выбор гражданского брака без детей было свойственно и респондентам нашего исследования. Так, в планах на ближайшие 5 лет у девушек (от 18 до 21 года) на первом месте учеба и дальнейшее развитие (71 %), на втором месте - карьера (18 %) и на третьем - создание семьи (11 %). В свою очередь, у юношей на первом месте одинаковые позиции занимает учеба (47 %) и карьера (48 %), а затем - создание семьи (5 %).
В исследовании ценностных ориентаций, в том числе на здоровье, приняли участие 553 человека, студенты Калужских вузов. Для проведения исследования были использованы методика Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания (модификация М.С. Яницкого), методика диагностики структуры ценностных ориентации личности
С.С. Бубнова. Работа с каждой учебной группой проводилась отдельно.
Проведенное исследование по методике С.С. Бубнова по всем курсам показывает, что преобладающими ценностями для групп социальных педагогов являются помощь и милосердие к другим людям (выбрали 61 % испытуемых), что является характерным только для этой группы; для других групп - от 20 до 22 %, приятное времяпровождение (47 %), признание и уважение людей и влияние на окружающих (45 %). На втором месте для всех групп - поиск и наслаждение прекрасным (32 %) и любовь (39 %), на третьем месте - здоровье (25 %), высокий социальный статус и управление людьми (20 %). Ценность здоровья является более значимой для групп первого курса и старших (четвертого, пятого). Наименее значимыми ценностями для всех групп будущих социальных педагогов являются социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (16 %), высокое материальное благосостояние (16 %), познание нового в мире, природе, человеке (15 %), а также общение (7 %).
Преобладающими ценностями других групп студентов, избравших иные виды деятельности (инженер, психолог, юридическое направление), явились иные ценности: влияние на окружающих 58-59 %, приятное времяпрепровождение (~49 %), высокий социальный статус и управление людьми - 51-53 %, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе - 18 %, высокое материальное положение - 35 %,
познание нового в мире, человеке, природе - 16 %, т.е. эти ценности столь же малозначимы, что и в предыдущей группе. Ценность здоровья признается не очень значимой - 27 %, общение значимыми считают педагоги-психологи - 36 %, будущие специалисты сферы молодежной политики - 39 %.
По результатам исследования по методике Р.Инглхарта для изучения ценностей структуры массового самосознания (модификация Яницкого М.С.) социализирующий тип ценностей (семья, карьера, общественное признание) является преобладающим на первом курсе, в начале обучения, и на четвертом курсе обучения в вузе (40 % испытуемых).
Индивидуализирующийся тип ценностей (самореализация, свобода, терпимость) выражен только у некоторых студентов первого курса, что может быть связано со слабым влиянием студенческой группы как референтной на момент проведения исследования (начало учебного года).
Адаптирующийся тип ценностей (ориентация на порядок, здоровье, материальный достаток) имеет достаточно высокий процент во всех группах будущих социальных педагогов (средний показатель 39 %). На втором курсе данный тип ценностей, однако, выражен слабее по сравнению с другими курсами и с первым курсом, в частности. На третьем курсе адаптирующийся тип заявляет о себе с новой силой и остается преобладающим на четвертом курсе. На пятом курсе адаптирующийся тип ценностей является одним из наиболее выраженных, что также может быть связано с осознанием предстоящей необходимости адаптации к новым жизненным условиям. Также во всех группах, кроме группы студентов первого курса, выделяется промежуточный тип ценностей (средний показатель 20 %).
На основе полученных данных, например среди группы социальных педагогов-психологов, можно представить портрет социального педагога-психолога - добрый, ориентирован на помощь людям и, в целом, на работу с людьми, соответствует профессиограмме группы «Человек-человек»: готов к помощи другим, к проявлению милосердия, предпочитает приятно проводить время, наслаждаться прекрасным и любить; признает ценность здоровья (но недостаточно), ставит ее выше материального благосостояния, познания и собственного участия в преобразовании общества. Воспитанные в провинциальной среде молодые люди стараются адаптироваться к существующим условиям и не тратить силы на построение общества будущего.
В исследовании ценностных ориентаций студенческой молодежи учреждений среднего профессионального образования приняли участие 442 респондента. Для проведения исследования были использованы методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, методика Р.Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания (модификация М.С.
Яницкого), методика диагностики структуры ценностных ориентации личности С.С. Бубнова.
Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций студентов по методике М.Рокича позволил выявить следующее: первое место в отличие от ранее проведенного нами с другими группами молодых людей исследования, заняла счастливая семейная жизнь- 41 %, на втором и третьем местах - физическое и психическое здоровье и физическое и духовное совершенствование (развитие) - 15 и 15,5 %, на четвертом месте -активная деятельность (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); наличие хороших и верных друзей; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Эти ценности явились значимыми для 6 % испытуемых.
Довольно высокая устойчивость ценности семьи является, очевидно, следствием того, что традиционный механизм социализации подростков, воспитывающихся в малых городах, районных центрах области, селах выступает в качестве преобладающего. Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых мы связываем также с тем, что основную часть опрошенных составляют девушки. Эта особенность выборки могла повлиять и на другие показатели проведенных исследований.
Анализ результатов по методике Р.Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания (модификация М.С. Яницкого) позволяет говорить о том, что большая часть опрошенных студентов учреждений среднего профессионального образования ориентируется на ценности адаптации: для 75 % опрошенных важны стабильность, здоровье и гарантированный заработок, 20 % выбрали для себя благополучие семьи и уважение в обществе и были отнесены к группе социализирующих ценностей, всего 2 % ориентированы на ценности индивидуализации.
По методике С.С. Бубнова «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» ведущими ценностными ориентациями для студентов СПО являются: 1) приятное времяпрепровождение,
удовольствие, отдых (82 %); 2) любовь (63 %); 3) признание и уважение людей и влияние на окружающих (68 %); 4) помощь и милосердие к другим людям (58 %). Ценностное ядро студентов - будущих социальных педагогов и специалистов молодежной сферы составили следующие: 1) любовь (72 %); 2)помощь и милосердие (71 %); 3) приятное
времяпрепровождение, отдых (63 %); 4) признание и уважение людей (62 %).
В любом жизнеспособном обществе, как отмечают А.В. Соколов, И.О. Щербакова, необходимы активные альтруисты и эгоисты, которые стимулируют прогресс общества, но руководствуются противоположными ценностными ориентациями, а также конформисты, обеспечивающие устойчивость социального строя, и сопротивляющиеся рискованным новациям альтруисты и эгоисты. Нормальным, по их мнению, является соотношение: конформисты - 50 %, эгоисты - 25 %, альтруисты - 25 %, а полученные данные позволяют им заключить, что в сфере ценностных ориентаций современной молодежи социальные и гуманистические ценности не превалируют, и, включая молодежь в систему общественных отношений, общество, омолаживаясь, мало изменится.
Наше исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи (проведенное почти через 10 лет после вышеуказанного) с использованием различных методик по совокупности не свидетельствует о том, что социальные и гуманистические ценности мало свойственны обучающейся молодежи высших учебных заведений, в частности, напротив, как мы показали ранее, милосердие, помощь другим, признание окружающих, развитие (физическое и психическое), высокий социальный статус представляют значимую ценность, на социальную активность для достижения позитивных изменений студенты ориентированы, указывают на нее как ценность, но по-разному в различных группах, тем не менее, с возрастанием к старшему курсу.
Укрепление ценностей жизни в аксиологическом пространстве общества, безусловно, обусловило актуализацию проблемы здоровья. Основная стратегия в развитии современного здравоохранения -формирование у населения здорового образа жизни. В настоящее время здоровье становится особенно социально значимым для человека, что в значительной мере позволяет человеку сохранить конкурентоспособность, профессиональное долголетие и активную старость. Здесь следует учесть, что, как отмечается специалистами, потребность в здоровье присуща человеку, данная на биогенетическом уровне как стремление к самосовершенствованию и видоизменяющаяся в процессе социализации, воспринимается и как средство реализации других жизненных потребностей человека. Поэтому особый интерес для нас представляло выявление отношения подростков и молодых людей к здоровому образу жизни, к здоровью в целом. Результаты нашего исследования по методике М. Рокича показали, что потребность в здоровье занимает довольно значимые места в иерархии жизненных ценностей студентов учреждений среднего профессионального образования.
Ценность «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)» также занимает важное место в иерархии ценностей. Ценность «счастливая семейная жизнь» играет еще более значимую роль. Четвёртое место разделили такие ценности, как активная
деятельная жизнь, жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), наличие хороших и верных друзей, познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений.
Формированию здорового образа жизни студенческой молодежи посвящены многие психолого-педагогические исследования. Ценности здоровья как ценности личности рассматриваются нами как явления жизни общества с точки зрения того социального значения, которое им придается обществом, в целом, и образовательными учреждениями, в частности. Как показали результаты исследований, для опрошенных студентов, обучающихся в системе среднего и высшего профессионального образования, в возрасте 16-22 лет, ценность здоровья (сегодня, сейчас) оказалась среднего уровня значимости. Вероятно, данный факт можно объяснить тем, что молодежь в этом возрасте относится к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. В основе формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи лежит механизм культурно-исторической преемственности, межпоколенного ценностного взаимообмена, состоящий в избирательном отборе, сохранении, интерпретации и трансформации ценностей старшего поколения в соответствии с особенностями современного периода.
Мы считали существенным изучить отношение учащейся молодежи к проведению досуга, т.к. данные о ценностных ориентациях согласуются с данными о предпочитаемых формах досуга. Данные о ценностных ориентациях подростков согласуются с данными о проведении досуга. Изучение досуговых представлений, проведенное нами в 2011-2012 годах, в котором приняли участие 384 старшеклассника (15-17 лет), 214 студентов колледжей (16-18 лет), 278 студентов вузов (18-19 лет), показало, что свободное время для саморазвития используют 19-20 % старшеклассников, 13 % студентов колледжей, 21 % студентов-
первокурсников. Большую часть в структуре свободного времени занимают общение со сверстниками, просмотр телевизора и слушание музыки, подготовка к урокам и поступлению в вуз, занятия спортом.
Значительная часть подростков могла бы проводить свое свободное время с большей пользой, но семья и школа часто недостаточно реализуют необходимую функцию социализации, не обеспечивая в достаточной мере вовлечение подростков в кружковую, студийную и другую деятельность, что способствовало бы целенаправленному формированию ценностных ориентаций подростков и молодежи.
Для изучения роли рекламы в формировании ценности здорового образа жизни было проведено исследование среди учащихся девятых, десятых и одиннадцатых классов средних общеобразовательных школ Калужской области. Общее количество испытуемых составило 128 человек. Возраст испытуемых - 15-17 лет.
Результаты опроса показали, что 63,3 % учащихся не нравится смотреть рекламу. Более половины (75,8 %) испытуемых не
заинтересованы в просмотре рекламных роликов. 52,3 % опрошенных считают, что реклама не оказывает на них никакого влияния. 71 % учащихся считают, что среди рекламных роликов мало, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Лишь у 32 % учащихся после просмотра рекламных роликов о здоровом образе жизни возникает желание заняться спортом. Однако 98 % учеников утверждают, что в современном обществе нужна реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни. 57,8 % испытуемых предполагают, что реклама является одним из факторов, влияющим на формирование ценностей людей.
Лишь 28,9 % учащихся утверждают, что просмотр рекламных роликов вызывает у них позитивное чувство. Однако 69,5 % испытуемых считают, что реклама в целом оказывает негативное влияние на молодежь. Также 74 % учеников чаще всего смотрят коммерческую рекламу, нежели социальную.
Также на вопрос, какой рекламный ролик, по Вашему мнению, является самым запоминающимся, большинство (98 %) старшеклассников вспомнили коммерческую рекламу. Наиболее популярными оказались рекламы «Tele 2», «МТС», «Мистер Пропер» и реклама «Coca-Cola». Лишь 2 % опрошенных выделили социальную рекламу («Всемирный день отказа от курения», рекламу профилактики ВИЧ-инфекции).
Основным и наиболее значимым изменением, которое учащиеся хотели бы внести в рекламу, является уменьшение времени показа рекламы на телевидении, увеличение количества социальных рекламных роликов, а также пропаганда здорового образа жизни и других жизненно важных ценностей.
Проведенный анализ показывает, что чем взрослее становятся школьники, тем менее их привлекает содержание рекламных роликов, и тем негативнее их отношение к рекламе. Почти все старшеклассники признают влияние рекламы на формирование мировоззрения населения, и указывают на отсутствие в рекламе факторов, определяющих мотивацию на здоровый образ жизни. Гораздо больше времени наши учащиеся видят коммерческую рекламу, потому что ее трансляция на самом деле превышает длительность социальной.
А.В. Куликова выделяет каналы влияния рекламы на человека отдельно и на общество в целом. Среди них: социализация, содействие прогрессу, воздействие на интеграцию и дифференциацию общества,
влияние на экономическое развитие, содействие становлению демократического общества [1, с. 27]. Как видим, влияние рекламы может носить конструктивную направленность, но при этом даже старшеклассники, как показали результаты проведенного исследования, почти в один голос заявляют о невозможности рекламы стать важным звеном в развитии общества. Более того, содержание рекламных роликов формирует негативные чувства у подрастающего поколения.
С результатами исследования среди старшеклассников коррелируют данные проведенного исследования по методике «Смысложизненные ориентации» в адаптации Д.А. Леонтьева среди студентов КГУ им. К.Э. Циолковского. Средние результаты по всем шкалам свидетельствует о наличии у испытуемых целей в жизни, об адекватном восприятии жизненного процесса и культурного пространства, осмысленной оценке прожитой части жизни и происходящих событий.
Молодежь как субъект здорового образа жизни выступает создателем социально-типичных форм жизнедеятельности, редко проявляя свою индивидуальность в заботе о собственном здоровье. Результаты проведенного исследования по методике «Смысложизненные ориентации» показывают, что студенты хотели бы, но не всегда контролируют события собственной жизни. Как показывают другие исследования, в российском обществе здоровье является декламируемой ценностью, не подкрепляемой систематической деятельностью, на эту стратегию и опирается реклама по всей стране [6 с. 87].
Для достижения поставленной цели формирования здорового образа жизни молодых людей всем известна необходимость обучения всему многообразию здоровой жизнедеятельности: оптимальной
двигательной активности, тренировке иммунитета, рациональному питанию, закаливанию, правильной организации своего режима труда и отдыха, но такие важные составляющие положительного для здорового образа жизни, как психофизическая регуляция, отсутствие вредных привычек, комфортное психологическое состояние, остаются мало учитываемыми и реализуемыми, здоровье не выступает фактором, определяющим формирование педагогической деятельности.
Воспитательная вузовская работа, в целом разнообразная по содержанию, все-таки сводится к различным студенческим конкурсам, развлекательным, безусловно, необходимым в студенческой жизни мероприятиям, а воспитание здорового образа жизни ограничено беседами и лекциями по профилактике наркомании и алкоголизма, развитие же навыков организации своего здорового образа жизни, навыков направления своего досуга на укрепление здоровья остается «в тени», при этом не используются ресурсы воспитательной среды вуза и учреждений среднего профессионального образования для формирования рациональной модели здорового образа жизни молодого человека. Следует
отметить, что нерешенность проблем формирования моделей организации здорового образа жизни характерна для многих вузов [3,4].
По мнению ученых, в некоторой степени решению задач здоровьесбережения и формирования мотивации студентов на здоровый образ жизни может помочь трансформация форм организации учебного процесса, предусмотренная вступлением России в Болонский процесс, т.е. обучение, построенное на максимуме самоподготовки, с меньшим количеством часов лекционных занятий, с организацией занятий в интерактивной форме. Возможность более гибко организовать свой рабочий день, индивидуализация образовательной траектории, больший простор для творчества, самостоятельности направлены на повышение качества подготовки, а качество образования студентов и здоровый образ жизни студентов тесно взаимосвязаны. Решению задач здоровьесбережения способствуют и процессы гуманитаризации образования. Гуманитарное образование предполагает постановку таких задач, как формирование достоинства личности, чувства долга перед самим собой, стимулирование обретения профессиональных компетенций и мастерства.
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают выводы последних исследований, проведенных учеными в различных регионах, в которых отмечены появление зон высокой степени независимости молодежи от социокультурного и нормативного контроля среды, сохранение у молодых людей прагматических установок, снижение ориентации на духовно-нравственные ценности, недостаточно высокая ценность здоровья и здорового образа жизни. Изучение ценностных ориентаций учащейся молодежи в целях оказания социальнопедагогической поддержки подростков и молодежи в процессе их социализации показало отсутствие в этом плане каких-либо расхождений, подтверждает целесообразность целенаправленной работы по формированию ценностей, навыков здорового образа жизни.
Но все-таки в целом большинство студентов обладают устойчивым ценностным ядром, в которое входят ценности здоровья, любви и семьи.
Можно согласиться с С.Г.Разуваевым, что нет оснований для выводов о катастрофическом положении дел в сфере ценностных ориентаций молодежи, а маргинальность ценностной сферы современных молодых россиян должна стать целью для социально-педагогического влияния. Существенное значение имеет аксиологизация образовательного пространства вуза, учреждений среднего профессионального образования, ценностная трансляция становится одним из главных механизмов социализации молодых людей. Новые социально-экономические реалии современная молодежь осваивает как естественную социальную среду, для нее существующее положение вещей - единственное, которое она знает, и расширение социально-педагогического сопровождения социализации
студенческой молодежи, в любом случае, является социально-позитивным процессом.
Список литературы
1. Куликова А.В. Реклама как социальный феномен // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2009. № 1 (13).С. 25-29.
2. Михальцова Л.Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях // Педагогическое образование и наука. 2009. №5.С.30-37.
3. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровнего образовательного комплекса. Пенза: Изд-во ПГТА, 2012. 179 с.
4. Серякова С.Б. О ценностных основах компетентности // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы IX Международной научной конференции, 18-19 августа 2012 г., Мадрид. М.: МАНПО, 2012. С. 168-172.
5. Столярчук Л.И., Столярчук И.А. Ценностные приоритеты гендерного образования // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы IX Международной научной конференции, 18-19 августа 2012 г., Мадрид. М.: МАНПО, 2012. С. 172-176.
6. Сериков А.В., Низумутдинова К.А. / Потенциал социальной рекламы в формировании ценностного мира молодежи на юге России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 2. С. 86-91.
Макарова Валентина Александровна, д-р пед. наук., проф., зав.кафедрой, [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского.
Попов Аркадий Константинович, д-р пед. наук., проф., [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
HEALTH VALUES IN THE VALUE ORIENTATION STRUCTURE OF YOUTH
V.A. Makarova, A.K. Popov
The article is devoted to analyze of concepts of value, authors generalized content of value and cultural space of youth. The authors presented the results of value orientation research of specialized secondary education students.
Key words: value, value systems, value orientations, health of youth.