Научная статья на тему 'Рациональные пути исправления несовершеннолетних осужденных'

Рациональные пути исправления несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ / PSYCHOLOGICAL ATTITUDE / THE NEED / MORAL AND STRONG-WILLED QUALITIES / JUVENILE OFFENDERS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROGRAMME / THE LESSONS OF LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купцов Иван Иванович, Пивоварова Татьяна Васильевна

Понимание потребности как противоречия между освоенным в обществе и индивидуальным показывает, что, вооружив ребенка, школьника, взрослого путями преодоления противоречия, мы будем способствовать формированию духовно-нравственных, нравственно-волевых и других качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купцов Иван Иванович, Пивоварова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding the needs of both the contradictions between the development in the society and individual shows that giving a child, pupil, adult ways of overcoming the contradiction we will promote the moral, spiritual, moral and strong-willed and other personal qualities.

Текст научной работы на тему «Рациональные пути исправления несовершеннолетних осужденных»

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПУТИ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

И. И. Купцов, Т. В. Пивоварова

Аннотация: понимание потребности как противоречия между освоенным в обществе и индивидуальным показывает, что, вооружив ребенка, школьника, взрослого путями преодоления противоречия, мы будем способствовать формированию духовно-нравственных, нравственно-волевых и других качеств личности.

Ключевые слова: психологическое отношение, потребность, нравственные и волевые качества, несовершеннолетние осужденные, психолого-педагогическая программа, уроки литературы.

Summary: understanding the needs of both the contradictions between the development in the society and individual shows that giving a child, pupil, adult ways of overcoming the contradiction we will promote the moral, spiritual, moral and strong-willed and other personal qualities.

Keywords: psychological attitude, the need, moral and strong-willed qualities, juvenile offenders, psychological and pedagogical programme, the lessons of literature.

Закономерно, что в критические моменты жизни каждый человек ищет защиту у Бога, а общество в целом прибегает к духовности.

Не исключением является последнее десятилетие двадцатого века и первое десятилетие двадцать первого. Причем не только столичные, но и периферийные ученые посвятили свои исследова-

ния именно проблеме духовности. Приведем два примера в хронологической последовательности.

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина:

1. Духовность. Нравственность. Образование. История и современность: сб. науч. тр. участников Междунар. науч.-практ. конф., 3-5 июня 2002 г. / отв. ред. В.А. Беляева. — Рязань: РГПУ, 2002. — 128 с.

2. Человек как субъект жизнедеятельности: материалы IX Российской науч. конф., сентябрь 2002 г. — Рязань: Узорочье. — 2002. — 144 с.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина:

1. Каверин С.Б. Психолого-акмео-логические основы развития духовных потребностей: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. — М., 2002.

2. Психология славянской нравственности: материалы науч.-практ. конф., 14 мая 2009 г. / отв. ред. Н.А. Коваль. — Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2009. — 205 с.

3. Старов М.И., Зайцев О.С. Развитие духовно-нравственных отношений у подростков группы риска в учреждениях дополнительного образования: монография. — Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2010. — 124 с.

4. Каверин С.Б. Психотехнология духовно-нравственного развития личности. — Тамбов, 2013. — 168 с.

Нельзя не назвать и следующие источники ведущих столичных психологов

по интересующей нас проблеме:

1. Братусь Б.С. Начало Христианской психологии: учеб. пособие для вузов. — М., 1995.

2. Шадриков В.Д. Духовные способности. — СПб.: Питер, 1997.

3. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). — М.; Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; МОДЭК, 2007. — 144 с.

На наш взгляд, именно профессор С.Б. Каверин, определяя потребность как «психологическое отношение, переживаемое как противоречие, рассогласование (между общественным эталоном потребления какой-то ценности или блага и уровнем потребления данного индивида), выступающее движущей силой активности личности» [1, с. 26], одновременно указал психологический механизм формирования любых, в том числе духовно-нравственных потребностей.

В связи с важностью нового понимания потребностей (или уточненного понимания для критиков) и очень маленьким тиражом научного труда профессора С.Б. Каверина (всего 100 экземпляров) считаем целесообразным дать разъяснения, приведя целую страницу авторского текста.

«Понимание потребности как отношения личности выгодно тем, что выводит проблему формирования потребностей на уже освоенный уровень общих закономерностей воспитания. В частности, в исследованиях Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и тамбовского профессора В.А. Яковлева было показано, что именно процесс интериоризации (перевода, превращения) объективных нравственных отношений воспитательного коллектива в субъективное отношение

личности является механизмом образования нравственных качеств. Точно так же психологический механизм формирования любой другой духовной потребности есть процесс интериоризации социальных эталонов потребления или, другими словами, превращение субъективно существующего отношения к ценности (положим, к труду) в субъективное отношение личности (потребность в труде). Именно в этом научная заслуга тамбовского профессора: культурно-историческая концепция адаптирована как психологическая основа воспитательной работы и в школе, и в вузе.

Далее, понимание потребности как противоречия между освоенным в социальной среде качеством потребления духовных и материальных благ, с одной стороны, и индивидуальными размерами освоения благ — с другой, показывает, что вооружив человека средствами преодоления этого противоречия, мы создадим возможность для возвышения (иначе — формирования) потребности.

Определение потребности через категорию психологического отношения позволяет считать, что потребности представляют собой ядро, центральное образование в структуре личности. Структура личности — это и есть система доминирующих потребностей» [2, с. 69].

Мы убеждены, что и в Федеральной службе исполнения наказания (или пенитенциарных заведениях) понимание потребностей как противоречия между освоенным в обществе и индивидуальным любого осужденного надо рассматривать как методологический подход, вернее, методологию, что на наш взгляд, может дать большой эффект.

По нашему мнению, положительного эффекта можно достигнуть: 1) вклю-

чив несовершеннолетних осужденных в учебную деятельность; 2) осуществив психологическую подготовку учителей и других сотрудников колонии; 3) разработав программу формирования духовности, а главным образом нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных в учебной деятельности. В связи с этим приводим данную программу почти полностью, чтобы показать и доказать, что с ее помощью можно достичь высоких результатов, а главное — изменить внутренний мир оступившихся юных граждан Отечества.

Большинство исследований по психологии духовности, нравственности и воли касаются прежде всего изучения теоретических понятий и в меньшей степени — разработки психолого-педагогических программ духовно-нравственного развития личности. Еще С.Л. Рубинштейн указывал на необходимость педагогизации психологического эксперимента, отмечая при этом, что психолог-исследователь должен не только изучать, но и, изучая, обучать и воспитывать.

Воздействие, направленное на нравственную и волевую сферу несовершеннолетних осужденных женского пола, осуществлялось нами в рамках реализации специально разработанной психолого-педагогической программы в условиях лишения свободы на базе ФКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» УФСИН России по Рязанской области на уроках литературы. Включение психолога осуществлялось выборочно, совместная деятельность психолога с педагогом не вносила изменений в школьную программу, усилена была лишь психологическая на-

правленность изучения произведений и авторов.

Общая продолжительность формирующего эксперимента составила один учебный год. В нем приняли участие 48 несовершеннолетних осужденных женского пола.

При разработке данного курса приходилось учитывать такой важный факт, как отсутствие в ряде случаев достаточной школьной подготовки до поступления в воспитательную колонию, ставший следствием отрицательной мотивации к учебе, прогулов, ведения беспорядочного образа жизни и т. д. Лица, попавшие в места лишения свободы, в силу негативных тенденций оказались обделены в сфере нравственной, духовной, волевой, эстетической, мировоззренческой и интеллектуальной нагрузки, которую могли бы получить, но не получили.

Основной целью программы являлось формирование нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных в учебной деятельности, а также формирование духовно богатой, активной и творческой личности, интеллектуальное и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала литературы. Это определило отбор наиболее значимого материала, выбор авторов и произведений и ориентацию содержания курса на нравственно-волевую проблематику.

При создании программы мы учитывали особую роль литературы в формировании миропонимания подростка, его национального самосознания, идеалов, системы ценностей. Литература как дисциплина обладает огромными возможностями для решения этой общественно важной проблемы благодаря тому, что в ней заложены концептуальные взгляды

на мир авторов произведений, она обладает незаменимым воспитательным потенциалом. Этот предмет в силу специфики содержания формирует его внутренний мир, а не транслирует объективные знания.

Подобный подход предусматривает не раскрытие отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности, для которой характерны: сформированность способностей к нравственно-волевому поведению и деятельности, духовному развитию личности и пониманию прекрасного, интересов и потребностей подростков.

Таким образом, на занятиях по литературе происходит постепенное формирование ценностей, которые становятся для учащихся мерой прекрасного и с позиций которых они смогут оценивать все жизненные явления и окружающих людей, контролировать себя, свои действия и поступки.

Это определило отбор наиболее значимого материала, выбор авторов и произведений и ориентацию содержания курса на нравственно-волевую проблематику.

В процессе формирующего эксперимента решались следующие задачи:

1) ознакомление несовершеннолетних осужденных с основными понятиями и феноменами процесса духовно-нравственного и волевого воспитания;

2) формирование нравственной культуры личности подростка;

3) превращение гуманистических ценностей образования в объект духовных потребностей подростков;

4) повышение эффективности нравственно-волевого воспитания и перевоспитания несовершеннолетних осужденных;

5) перестройка отрицательного стереотипа поведения, переоценка ранее сформированных ценностей, восстановление положительных качеств.

Целенаправленный подход к построению процесса изучения отечественной литературы, ориентированного на воспитание духовных, нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных определил выделение нами следующих основных принципов учебно-воспитательного процесса в условиях ВК:

- принцип целостности, обеспечивающий гармоничное единство и взаимодействие всех компонентов процесса воспитания нравственных и волевых качеств подростков в условиях учебно-воспитательного процесса;

- принцип деятельностного подхода, предусматривающий проектирование педагогом-психологом внутренне противоречивые жизненные ситуации, в которых несовершеннолетний осужденный выступает субъектом деятельности в реальных жизненных обстоятельствах, описанных в литературе;

- принцип индивидуального подхода, выражающийся в таком конструировании литературного материала, который воспитывал бы нравственные и волевые качества и ориентировал на то, чтобы понять и более глубоко осознать причины его противоправного поведения, инициировал у подростка стремление к самовоспитанию;

- принцип непрерывности и системности воспитательного процесса, заключающийся в оптимальном сочетании в процессе изучения отечественной литературы современных методов и средств обучения, в том числе методов активного, проблемного и личностно-

ориентированного обучения с целью ориентированности на развитие устойчиво сформированных нравственных и волевых качеств личности подростка для подготовки к выходу на свободу;

- принцип доступности обучения определяется возрастными особенностями и зависит от индивидуальных особенностей и криминальной зараженности подростка; заключается в постепенном нарастании трудностей обучения и приучении воспитанниц к их преодолению.

Реализация психолого-педагогической программы формирования духовности, нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных в процессе преподавания литературы была осуществлена в ходе опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась в несколько этапов:

1. Подготовительный этап. Для

определения исходного уровня развития нравственных и волевых качеств подростков был проведен констатирующий эксперимент. Его целью была проверка реального состояния уровня развития нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных контрольной и экспериментальной групп с помощью следующих методов исследования: наблюдение, беседа, тестирование, контент-анализ. На этом этапе проводилась диагностика состояния сфор-мированности духовности, нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных женского пола. Кроме того, изучалось мнение психологов, преподавателей, начальников отряда и самих подростков о состоянии этой проблемы и необходимости создания условий для успешного ее решения; рассма-

тривались основополагающие документы, регулирующие деятельность воспитательной колонии и школы (в том числе учебные программы).

Изучение склонностей, предпочтений, психологических и личностных особенностей несовершеннолетних осужденных мы считали необходимым для структурирования уроков литературы. В связи с этим при отборе материала для изучения был сделан акцент на оптимальном сочетании познавательного, волевого и ценностного компонентов, что обеспечило базу для воспитания нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных. Это помогло внести требуемые изменения в организацию учебного процесса, смоделировать взаимоотношения с классом, учесть особенности социализации и ценностных ориентаций воспитанников, избрать направление обучения, наиболее адекватно отвечающее поставленным задачам изучения литературы с целью воспитания духовности, нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных.

2. Основной этап включал в себя работу по реализации психолого-педагогической программы по формированию нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных в процессе преподавания литературы (9 «А» и 10 класс — 28 человек). Программа состояла из трех блоков.

Первый блок (введение) был направлен на решение следующих задач:

- формирование мотивации к изучению литературы;

- формирование мотивации нравственного поведения и развития воли;

- развитие духовности личности несовершеннолетнего осужденного;

- формирование нравственных позиций, эстетического вкуса и др.

Для реализации поставленных задач довольно продуктивными являются: чтение проблемных лекций о сущности духовности, нравственно-волевой сферы; формирование словаря нравственных и волевых качеств у учащихся; проведение дискуссий на темы «Дает ли литература человеку возможность понять себя?», «Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны», «Может ли нравственность быть современна или несовременна?»; анализ публицистических статей; сопоставление различных точек зрения.

Целью этого блока являлось формирование активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства, стремления к самосовершенствованию, а также таких качеств, как самосознание, неравнодушие, целеустремленность, настойчивость и т. д.

Второй блок (основная часть) был направлен на рассмотрение различных этических, социальных, психологических, правовых проблем, вызывающих интерес у осужденных девушек. Акцент на понятиях «свобода», «справедливость», «законность», «гражданские права и обязанности» позволил корректировать их значение для осужденных, которое нередко в прошлом (а у некоторых и в настоящем) носило произвольный и извращенный характер.

В процессе реализации предложенной нами программы учащиеся не просто приобретали систему знаний по каждой теме, у них формировались убеждения, сделанные на основе их собственного выбора и анализа с точки зрения духовно-нравственных ценностей, раз-

вивалась способность к самореализации на основе этого выбора.

Данная работа также имела большое значение для процесса ресоциа-лизации воспитанниц, поскольку осужденные усваивали не только некий материальный субстрат знаний, но и их волевую и духовно-нравственную основу.

Для реализации этих задач использовались такие формы активного обучения воспитанниц, как лекции с элементами беседы, дискуссии, игровые формы проведения урока (ток-шоу, театрализация — «литературный суд»; создание и представление публичной речи, стилизованной под язык XVIII в. на актуальную тему), работа с пословицами, создание модели поведения в критической ситуации на основе литературного материала и др.

При изучении литературы нравственные, волевые, эстетические, патриотические понятия и категории выступали перед читателями не в своем чистом, абстрагированном виде, а воплощались в художественных образах.

Целью этого блока стало формирование целого ряда нравственных и волевых качеств: патриотизм, гражданственность, человеческое достоинство, духовное мужество, благородство, честь, выдержка, совестливость, верность долгу, умение брать на себя ответственность, уважение к старшим, сострадание (эм-патия), гуманизм, целеустремленность, справедливость, искренность и др.

Третий блок (заключительная часть) был направлен на подведение итогов учебного года и обобщение изученного за год.

Цели данного блока — сформирован-ность максимально возможного количества нравственных и волевых качеств,

снижение девиаций у подростков, позитивные изменения в межличностных отношениях (взаимодействие учащихся между собой и со средой) и др.

Всего проводилось 144 урока (по 72 урока в каждом классе, длительность одного урока 40 минут) по 2 урока в неделю в каждом классе.

Все используемые формы и средства (урок, урок-беседа, урок-диспут, пересказ, лекция, дискуссия) были рассчитаны на то, чтобы постоянно и планомерно влиять на воспитанниц, формируя и развивая у них положительные качества и убеждая в необходимости социального поведения и на свободе, потихоньку и незаметно побуждая их к самовоспитанию.

Подобная целенаправленная деятельность в процессе учебы дала положительные результаты, о чем свидетельствуют сочинения и записи в дневниках воспитанниц.

Так, ученица 9 «А» класса Ландыш И. пишет в своем сочинении: «...Знакомясь с произведениями, никогда не задумывалась о героях. Здесь в колонии я по-другому читаю произведения. Читаю и думаю, как бы я поступила на месте того или иного героя, пытаюсь понять героев и задумываюсь над смыслом жизни. Сравниваю свою жизнь с жизнью черкешенки Белы из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Она так страстно полюбила Печорина, что даже в бреду, раненая, боялась, что на том свете душа ее не сроднится с душой любимого из-за разного вероисповедания. Хочется так любить, чтобы никто не смог разлучить с любимым. Хочу остаться верной и любящей женой и, конечно же, любимой».

Из дневника Зарины Р., ученицы 9 «А» класса: «6 апреля. Проф. училище: Я хочу поменять свой характер, больно

у меня он вспыльчивый, хочу быть спокойной. С детства не приучена врать, и ни как не могу смириться с ложью. 22 апреля. Школа: В школе я была всего один урок, потом ушла помогать в храме, потому что храм для меня — это святое место, потому что я сейчас далеко от дома и вот храм это мой второй дом и поэтому я для храма делаю все. 11 мая. Школа: В колонии я многому научилась, например, плету на коклюшках, вышиваю, стала выполнять контрольные работы по русскому языку и литературе грамотнее. Работаю над своей речью, но многое предстоит мне еще сделать. 19 мая. Отряд: Ходила в храм, и мы сидели с учителем, разговаривали на разные темы, в том числе и на моральные темы».

Наконец, записи из дневника ученицы 9 «А» класса Кристины К. — целая исповедь и наши успехи:

«Сейчас множество вопросов, стоящих перед нами — девушками воспитательной колонии — на пороге взрослой жизни: Какая она будет, моя взрослая жизнь? Какие трудности и препятствия встретятся на пути? Смогу ли я выстоять, победить, остаться человеком? Хватит ли мне терпения? Думаю, что эти вопросы стоят перед каждой из моих подруг по несчастью. Мне кажется, что ничего не случается зря, если я попала в ситуацию, именуемую преступлением, значит что-то во мне не так, значит, пора начать анализировать свои поступки и серьезно задуматься о будущем! Мне хочется начать новую жизнь, осмысленную, иную. Однажды я уже оступилась, попала в тюрьму, а все потому, что связалась не с теми людьми, взяла с других дурной пример. Я нахожусь в колонии, отбываю наказание за тяжкое преступление. Приговором суда мне назначе-

но восемь лет на переосмысление своих поступков, своего поведения и взглядов на жизнь.

Почему так часто приходится слышать, что заключенные — это морально падшие люди? Ведь это совсем не так! Каждый человек может сохранить в себе такие качества, а именно: благородство, честь, патриотизм, в какой бы жизненной ситуации он не оказался! Нравственная сила человека есть совершенствование, к которому надо всегда стремиться. Об этом писал Лев Николаевич Толстой. Он сравнивал человека с алмазом, «который может очистить и не очистить себя в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя». Толстого увлекала идея нравственного возрождения человечества, которое он начал с себя: вел дневник, где анализировал отрицательные стороны своего характера с предельной искренностью и прямотой. Писатель не щадил себя, он преследовал не только постыдные свои поступки, но и недостойные высоконравственного человека помыслы. Дневники Толстого нужно уметь читать и понимать правильно...

Взгляды Толстого побудили меня задуматься над проблемами нравственности и работой над собой. По его примеру я тоже веду дневник, потому что считаю верным высказывание, что «главный стимул изменения жизни — самоанализ, преобразование каждым своей собственной личности». В дневнике осуществляется мучительная душевная работа по самоочищению, осмысление своих слабостей является одновременно и освобождением от них, постоянным над ним возвышением. Ду-

шевную борьбу можно (и нужно!) вести даже в условиях колонии! Вести ежесекундно! У Льва Николаевича Толстого в дневниках были определенные правила исправления:

1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что.

2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

5. Читай и думай всегда громко.

6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают.

7. Бойся праздности и беспорядка.

8. Бойся лжи и тщеславия.

9. Запомнить и записывать все полезные сведения и мысли.

10. Не верить мыслям, родившимся в споре.

11. Не повторять чужих мыслей. и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т. д.

Я стараюсь придерживаться этих правил. Бывает, что одолевает жуткая лень, даже просто думать не хочется. Я сразу же собираюсь с мыслями и ищу себе занятие, которое и полезно, и интересно.

Кроме Л.Н. Толстого на переосмысление себя и собственного поведения на меня повлияли воспитатели и учителя. Слово воспитателя приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством. Особенно важно, чтобы слова преподавателя, пусть даже искренние и важные, не расходились с делами, поступками.

Уроки литературы—уроки нравственности, добра, красоты, уроки «нравственного прозрения» — оказали на меня неизгладимое впечатление. Уроки литературы включают материал, помогающий нам понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим, к совершенному преступлению, проектировать свою жизнь на свободе. Именно эти уроки подарили нам образы героев-борцов, не останавливающихся перед трудностями, способных противостоять им. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.

Произведения русской классической и советской литературы обладают огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания личности воспитанниц в условиях лишения свободы.

После проделанной работы над собой, переосмысления многих истин на уроках литературы, интерес к познанию (учеба, литература, искусство) увеличился, выработалась привычка к самовоспитанию и самодисциплине. Теперь я не могу быть равнодушна к плохим поступкам девушек в отряде, в ВК в целом. Пытаюсь помочь ровесницам, приучить их любить делать только хорошее, попытаться научить их не столько отвечать

уроки, а сколько претворять их в жизнь. Отрадно, что некоторые из них обращаются ко мне за советом, когда надо сделать нравственный выбор. Мы собираемся вместе и обсуждаем некоторые вопросы, касающиеся прошлого, — какие ошибки совершили. Я поняла значимость нравственности, нравственных качеств в моей жизни и стараюсь донести в массы то, что полностью перевернуло мой внутренний мир».

Такая кропотливая, длительная (целый год) работа учителя, психолога, других сотрудников воспитательной колонии доказала, что мы перестали просто говорить, а научили делать, говоря словами С.Б. Каверина, «строить отношения в коллективе, создавать такую социокультурную среду (Л.С. Выготский), такие объективные отношения в ходе взаимодействия, из которых личность, посредством механизма интериориза-ции, «вычеркивает» субъективные отношения, становясь при закреплении свойством личности, духовной потребностью» [2, с. 71].

Литература

1. Каверин СБ. Акмеологическая теория потребностей. — Тамбов, 2004.

2. Каверин С.Б. Психотехнология духовно-нравственного развития личности. — Тамбов, 2013. — 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.