УДК 373.037.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОЛИМПИЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Варфоломеева З.С., Суринов И.А.
Цель. Исследование нацелено на уточнение дефиниции «педагогическое сопровождение» применительно к процессу становления олимпийской образованности старшего дошкольника.
Методы. Для решения исследовательских задач использовались теоретические методы анализа, обобщения и систематизации, личностный и деятельностный подходы.
Результаты. Олимпийская образованность может быть определена как индивидуально-личностный результат олимпийского образования, представляющий собой сплав соответствующих знаний (представлений) о спорте, об олимпийском движении, о ценностях олимпийской культуры (когнитивный, или информационный компонент) и интересов, потребностей, ценностных ориентаций, определяющих «олимпийские» модели поведения в спортивной деятельности и в жизни (мотивационно-потребностный, или аксиологический компонент). К основным закономерностям становления олимпийской образованности старшего дошкольника могут быть отнесены обусловленность содержания педагогической деятельности индивидуальными особенностями ребенка, единство педагогической деятельности и собственной активности воспитанника, зависимость активности ребенка от его индивидуальных особенностей, социально-детерминированный характер содержания и методов педагогической деятельности. Педагогическое сопровождение процесса присвоения ребенком ценностей олимпийской
культуры должно согласовываться с закономерностями становления олимпийской образованности и включать диагностику (мониторинг)
олимпийской образованности и создание педагогических условий,
обеспечивающих эффективность олимпийского образования.
Область применения. Полученные результаты могут быть использованы для моделирования процесса педагогического сопровождения становления олимпийской образованности старшего дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: олимпийское образование; олимпийская
образованность старшего дошкольника; педагогическое сопровождение.
THEORETICAL BASIS OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN FORMATION OF OLDER PRESCHOOLERS’ OLYMPIC EDUCATION
Varfolomeeva Z.S., Surinov I. A.
Purpose. The study is aimed at clarifying the definition of "educational support" for the process of formation of older preschooler’s Olympic Education.
Methods: Theoretical methods of analysis, synthesis and organization,
personal and active approaches were used to solve research problems.
Results. Olympic erudition can be defined as the individually personal result of Olympic education, which is a blend of relevant knowledge (ideas) about sport, Olympic movement, values of Olympic culture (cognitive, or informational component) and interests, needs, values that determine the "Olympic" behavior models in sport and in life (need-motivational, or axiological component). The basic regularities of older preschoolers’ Olympic Education formation may include the dependence of the teaching activities’ content on individual characteristics of the child, the unity of teaching activities and child's personal activity, the dependence of the child's activity on his individual differences, socio-deterministic nature of the
content and methods of teaching activities. Educational support for the process of developing child values of the Olympic culture must be consistent with the laws of the formation of the Olympic erudition, and must include diagnostics (monitoring) of the Olympic erudition and must create pedagogical conditions improving Olympic education.
Field of use. The results can be used to model the pedagogical support of formation of Olympic erudition of a child in kindergarten.
Keywords: Olympic Education; Olympic erudition of older preschooler; pedagogical support.
Введение. В настоящее время, когда вступили в силу федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире. В этих условиях определенный интерес для исследователей может представлять олимпийское образование как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Система олимпийского образования в России начала формироваться еще в 80-90-е годы XX в. и наибольшее развитие получила в средних общеобразовательных школах и физкультурных вузах. При этом, как показывает анализ педагогической практики, несмотря на имеющийся опыт разработки и реализации в дошкольных образовательных учреждениях проектов олимпийской направленности, в целом в процессе социализации старшего дошкольника олимпийское образование пока не заняло должного места. К настоящему времени выполнен ряд исследований, раскрывающих различные аспекты проблемы олимпийского образования (В.С.Родиченко,
В.И.Столяров, Г.М.Поликарпова, В.Н.Сергеев, Ю.М. Чернецкий и др.). Имеются работы, посвященные вопросам олимпийского образования детей
дошкольного возраста (О.В.Козырева, Е.А.Тупичкина, В.И.Усаков,
С.О.Филиппова). В то же время, в доступной научно-методической литературе не раскрыто содержание понятия «олимпийская образованность старшего дошкольника», не выявлены закономерности становления этого интегративного качества личности ребенка, не определены механизмы педагогического сопровождения данного процесса.
Цель работы. Учитывая слабую разработанность проблемы, кратко раскроем теоретическое обоснование педагогического сопровождения становления олимпийской образованности старшего дошкольника.
Методы и материалы. В результате теоретического анализа научных источников мы установили, что в теории физической культуры и спорта (Н.В. Печерский, А.А. Сучилин, В.Н. Сергеев и др.) под олимпийским образованием, как правило, понимается целенаправленный процесс познания закономерностей возникновения и развития олимпийского движения, его действия на удовлетворение многогранных культурно-образовательных потребностей личности и общества [8, 10]. О. Михневич и Е. Кулинкович указывают, что олимпийское образование связано с воспитанием личности при помощи систематизированных знаний, с одной стороны, и организации познавательных видов деятельности - с другой [7]. По мнению М.Е. Кобринского, олимпийское образование - это способ интеграции культуры, научных знаний и духовного опыта мирового сообщества [4].
Раскрывая особенности олимпийского образования детей дошкольного возраста, В.И. Усаков отмечает, что его целью является приобщение детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, а основные задачи состоят в том, чтобы познакомить детей с историей древнего и современного олимпийского движения, воспитать их в духе общечеловеческих ценностей и морали, истинной дружбы и мира между людьми и народами и привить потребность в состязательности, являющейся одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса [12]. С.О. Филиппова, характеризуя
содержание олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста, исходит из того, что формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического, и нравственного воспитания ребенка. Красота человеческого тела, красота движений, воспетые древними греками, должны определить приоритет физического совершенствования детей. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах [13]. Н.В. Яшагина считает, что олимпийское образование в дошкольном образовательном учреждении призвано содействовать социально-личностному развитию детей и
предусматривать не только формирование представления об Олимпийских Играх как средстве достижения физического совершенства, нравственного и патриотического воспитания, но и развитие социализированности, познавательной активности детей, умения работать в коллективе, анализировать результаты деятельности [15]. Несколько узко, на наш взгляд, рассматривает содержание олимпийского образования дошкольников Е.А.Тупичкина, включая в него два блока - формирование знаний и формирование практических навыков и умений. Вместе с тем в ее исследовании показано, что программа олимпийского образования
дошкольников должна предполагать участие детей в разнообразных интегрированных между собой видах деятельности: познавательной,
художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, которые реализуются в игровой форме [11].
Для определения структуры олимпийской образованности определенный интерес представляет позиция Ю.М. Чернецкого, который относит к содержательно-процессуальным особенностям олимпийского образования следующее: осмысление истории, закономерностей и принципов олимпийского движения; установление связей олимпийского образования с науками, раскрывающими жизнедеятельность человека; формирование двигательной
активности личности, исходя из развития ее мотивационно-потребностной сферы; осмысление и принятие нравственных ценностей олимпийского образования как базы воспитания гуманистической личности [14].
Г.М.Поликарпова в числе основных критериев олимпийской образованности и воспитанности у детей и учащейся молодежи называет три группы:
сформированность системы знаний в области олимпизма и олимпийского движения; сформированность системы отношений и мотивации в области олимпизма и олимпийского движения; сформированность системы умений и навыков использовать олимпийские знания как в своем стиле жизни, так и в будущей профессиональной деятельности [9]. Поскольку образованность как результат образования и качество личности в общем смысле означает и степень культурности, в контексте вопроса об олимпийской образованности
дошкольника логичным представляется обращение к выводам О.В.Козыревой о том, что структура спортивной культуры личности дошкольника включает в качестве основных компонентов информационный блок (знания о спорте, о его сторонах, функциях, связанных с ним ценностей и норм), мотивационный блок (интересы, потребности, ценностные ориентации, связанные со спортом), операционный блок (способности, умения и навыки для участия в спортивных соревнованиях) и блок поведения (связанные со спортом типы, модели поведения и, в более широком плане, стиль жизни, система взаимоотношений с людьми) [5].
Парадигма сопровождения в современной науке и практике приобретает все большую популярность. Как отмечает М.А. Иваненко, причиной обращения к проблеме педагогического сопровождения социально-личностного развития послужил уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, к обеспечению условий его саморазвития [3]. В научной литературе педагогическое сопровождение определяется как тип педагогической деятельности, сущность которого состоит как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь
и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта [1]. Отмечается, что педагогическое сопровождение предполагает диагностирование, консультирование, коррекцию, системный анализ проблемных ситуаций, программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса, координацию всех этих функций [6].
Результаты и их обсуждение. В нашем исследовании, учитывая приведенные и собственные научные данные [2], под олимпийской образованностью старшего дошкольника мы понимаем индивидуальноличностный результат олимпийского образования, в самом общем виде представляющий собой сплав знаний (представлений) о спорте, об олимпийском движении, о ценностях олимпийской культуры (когнитивный, или информационный компонент) и интересов, потребностей, ценностных ориентаций, определяющих «олимпийские» модели поведения в спортивной деятельности и в жизни (мотивационно-потребностный, или аксиологический компонент).
Обращаясь к вопросу о закономерностях становления олимпийской образованности старшего дошкольника, поясним, что при его рассмотрении мы исходим из того, что в онтогенетическом плане образование представляет собой становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности. Следовательно, к факторам становления олимпийской образованности старшего дошкольника следует отнести не только педагогическую деятельность, осуществляемую педагогами и родителями, но и индивидуальные особенности (к примеру, типологические свойства нервной системы, предрасположенность к двигательной деятельности), влияние социальной среды, а также собственную активность ребенка. А значит, в качестве основных закономерностей становления олимпийской образованности
ребенка, в том числе старшего дошкольника, могут рассматриваться устойчивые, имеющие имманентный характер связи между этими факторами. К основным закономерностям становления олимпийской образованности дошкольника мы относим такие как обусловленность содержания педагогической деятельности индивидуальными особенностями ребенка, единство педагогической деятельности и собственной активности воспитанника, зависимость активности ребенка от его индивидуальных особенностей, социально-детерминированный характер содержания и методов педагогической деятельности. Знание закономерностей становления олимпийской образованности позволяет сформулировать основные принципы олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста. По нашему мнению, в числе таковых могут быть принцип ориентации на индивидуальные особенности ребенка (принцип индивидуализации и дифференциации олимпийского образования); принцип активности ребенка; принцип учета региональных особенностей (принцип регионализации олимпийского образования); принцип системности (принцип интеграции образовательных областей). Соблюдение этих принципов, на наш взгляд, должно лечь в основу педагогического сопровождения становления олимпийской образованности старших дошкольников.
Выводы. Проведенный анализ теоретических предпосылок изучения проблемы исследования позволяет конкретизировать сущность педагогического сопровождения применительно к процессу становления олимпийской образованности старшего дошкольника: это педагогическое сопровождение процесса присвоения ребенком ценностей олимпийской культуры в соответствии с закономерностями становления олимпийской образованности, включающее диагностику (мониторинг) олимпийской образованности и создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность олимпийского образования.
Список литературы
1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и
сопровождения индивидуального образования. ЦКЪ:
http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения: 02.08.2012).
2. Варфоломеева З.С., Портнов Д.О. Олимпийское образование как фактор социализации школьников: теоретико-методический аспект // В мире научных открытий. Красноярск: НИЦ, 2011, №4.1 (16). Гуманитарные и общественные науки. С.545-550.
3. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социальноличностного развития ребенка в период детства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 22 с.
4. Кобринский М.Е., Кокашинский А.А. Олимпийское образование // Мир спорта. 2001. №4.С. 36.
5. Козырева О.В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 50 с.
6. Михеева Е.В. Педагогическое сопровождение становления
экологической субкультуры детей. ЦКЬ: http://el-
mikheeva.ru/avtor/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-stanov (дата обращения:
01.08.2012).
7. Михневич О., Кулинкович Е. Олимпийское образование и формирование национального самосознания // Молодёжь - наука - олимпизм: Международный форум. М., 1998. С. 162 - 163.
8. Печерский Н.В., Сучилин А.А. Концептуальные основы олимпийского образования // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы конференции. Омск, 1995. С. 116 - 118.
9. Поликарпова Г.М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2003. 45 с.
10. Сергеев В.Н. Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований // Теория и практика физической культуры. 2001. №7. С.31.
11. Тупичкина Е.А. Проект реализации здоровьесберегающих технологий в процессе олимпийского образования дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2011. №11. С.58-67.
12. Усаков В.И. Программа олимпийского воспитания и образования
дошкольников. URL: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=914 (дата
обращения: 21.08.2012).
13. Филиппова С.О. Физическая культура дошкольников Санкт-
Петербурга: проблемы и перспективы URL:
http://lib.sportedu.ru/Press/FKV0T/2000N3/p57-63.htm (дата обращения:
05.08.2012).
14. Чернецкий Ю.М. Концептуальные основы олимпийского образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2001. 80 с.
15. Яшагина Н.В. Проект олимпийского образования дошкольников «Станем олимпийцами» // Опыт спортивного наследия - Универсиаде-2013: Материалы Международной научно-практической конференции. Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2009. С.357.
References
1. Aleksandrova E.A. Vidy pedagogicheskoy podderzhki i soprovozhdeniya individual'nogo obrazovaniya [Types of educational support and maintenance of individual education]. http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (accessed August 2, 2012).
2. Varfolomeeva Z.S., Portnov D.O. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discovery] 16, no.4.1 (2011): 545-550.
3. Ivanenko M.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie sotsial'no-lichnostnogo razvitiya rebenka v period detstva [Educational support for social and personal development of the child in childhood]. Ekaterinburg, 2005. 22 p.
4. Kobrinskiy M.E., Kokashinskiy A.A. Mir sporta [World of sport], no. 4 (2001): 36.
5. Kozyreva O.V. Sportivnoe vospitanie detey doshkol'nogo vozrasta v sisteme ikh gumanisticheskogo vospitaniya [Sport education of preschool children in the system of their humanistic education]. Moscow, 2002. 50 p.
6. Mikheeva E.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovleniya ekologicheskoy subkul'tury detey [Pedagogical support for formation of ecological subcultures of children]. http://el-mikheeva.ru/avtor/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-stanov (accessed August 1, 2012).
7. Mikhnevich O., Kulinkovich E. Materialy Mezhdunarodnogo Foruma
«Molodezh' - nauka - olimpizm» [Materials of the International Forum “Youth -
Science - Olympism”]. Moscow, 1998. pp. 162 - 163.
8. Pecherskiy N.V., Suchilin A.A. Materialy konferentsii «Olimpiyskoe dvizhenie i sotsial'nyeprotsessy» [The Olympic Movement and the social processes]. Omsk, 1995. pp.116 - 118.
9. Polikarpova G.M. Olimpiyskoe obrazovanie i vospitanie kak predmet pedagogicheskogo issledovaniya [Olympic education and training as a subject of pedagogical research]. Velikiy Novgorod, 2003. 45 p.
10. Sergeev V.N. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], no. 7 (2001): 31.
11. Tupichkina E.A. Detskiy sad: teoriya i praktika [Kindergarten: Theory and Practice], no. 11 (2011): 58-67.
12. Usakov V.I. Programma olimpiyskogo vospitaniya i obrazovaniya doshkol'nikov [Olympic educational program and pre-school education]. http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=914 (accessed August 21, 2012).
13. Filippova S.O. Fizicheskaya kul'tura doshkol'nikov Sankt-Peterburga: problemy i perspektivy [Physical Education of preschool children in St. Petersburg: Challenges and Prospects]. http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/2000N3/p57-63.htm (accessed August 5, 2012).
14. Chernetskiy Yu.M. Kontseptual'nye osnovy olimpiyskogo obrazovaniya [The conceptual framework of the Olympic education]. Chelyabinsk, 2001. 80 p.
15. Yashagina N.V. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Opyt sportivnogo naslediya - Universiade-2013» [International scientific and practical conference «Experience of sports heritage - Universiade-2013»]. Naberezhnye Chelny, p. 357.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Варфоломеева Зоя Семеновна, декан факультета биологии и физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент Череповецкий государственный университет
пр. Луначарского, д.5, г. Череповец, Вологодская область, 162600, Россия
varfolomeeva@chsu. ru
Суринов Илья Андреевич, аспирант
Череповецкий государственный университет
пр. Луначарского, д.5, г. Череповец, Вологодская область, 162600, Россия isurinov@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Varfolomeeva Zoya Semenovna, head of Department оf Biology and Physical Training, Ph.D. in Pedagogical Science, senior lecturer
Cherepovets State University
5, Lunacharskogo av., Cherepovets, Vologda Region, 162600, Russia varfolomeeva@chsu. ru
Surinov Il’ya Andreevich, postgraduate student
Cherepovets State University
5, Lunacharskogo av., Cherepovets, Vologda Region, 162600, Russia isurinov@yandex. ru
Рецензент:
Денисова О.А., зав. кафедрой, доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет