Вестник Томского государственного университета. 2014. № 385. С. 163-167
УДК 796:378
В. С. Сосуновский, Е.Е. Дурас, А.И. Загревская
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается содержание олимпийского образования школьников и результаты его влияния на их нравственную культуру. Показана возможность применения идеалов и принципов олимпизма в нравственном воспитании школьников. Олимпийское образование представлено как процесс приобщения школьников к идеалам и ценностям олимпизма, в качестве главного средства формирования нравственной культуры школьников рассматриваются олимпийские уроки. Приводятся положительные результаты применения олимпийского образования в процессе учебной и физкультурно-спортивной деятельности школьников.
Ключевые слова: олимпийское образование; школьники; принципы олимпизма; физкультурно-спортивная деятельность; Олимпийские уроки.
В настоящее время у детей и подростков наблюдается ухудшение не только физического, но и нравственного здоровья. Среди подрастающего поколения отмечено усиление нигилизма, индивидуализма и прагматизма и совершенное отсутствие альтруизма. У современных школьников несколько искажено представление о таких ценностях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. Видимо, поэтому в среде школьников наблюдается высокий уровень агрессивности и жестокости, что провоцирует общий рост преступности в обществе. Современная молодежь ориентируется на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных ценностей. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
В дальнейшем все это может привести к полному крушению ценностного потенциала нации, так как человек, не обладающий нравственной культурой, не способен привить истинные идеалы и ценности подрастающему поколению.
В связи с этим, в школьном возрасте необходимо более серьезно подходить к формированию нравственной культуры учащихся, так как именно в этот период происходят становление личности, ориентация в понятиях «хорошо» и «плохо», определение «Я» в современных реалиях жизни.
Существует большое количество методик, направленных на формирование нравственной культуры личности школьников в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Однако пока наблюдается низкий уровень такой культуры среди школьников, что подтверждается результатами нашего исследования.
Например, «толерантность к взглядам и мнению других, умение прощать их ошибки и заблуждения» хотя и являются ценностью для большого числа респондентов (45%), однако для значительного количества школьников данная ценность либо не имеет значения, либо они затруднились с ответом.
Такая ценность как «стремление к достижению высоких результатов в жизни» является значимой для 15% опрошенных школьников, а для 55% это вообще не имеет значения, 9% не смогли ответить на данный вопрос.
44% респондентов обладают трудолюбием, тогда как 34% стремятся к этому и 14% мечтают об этом, 8% затруднились дать оценку данному качеству
Таким образом, можно отметить, что в современных условиях необходим поиск средств и методов формирования нравственной культуры школьников [1].
Известно, что физическая культура и спорт являются средством развития не только физических качеств, но и способствуют формированию духовной культуры человека. Школьники в период обучения посещают различные секции не только в рамках школы, но и в учреждениях дополнительного образования, одной из задач которых является развитие гармоничной личности. Однако именно воспитанию личности школьников не уделяется должного внимания в настоящее время в учебно-тренировочном процессе, который преимущественно направлен только на развитие физических и умственных способностей занимающихся, игнорируются их мотивы и физкультурно-спортивные потребности, оставляя, тем самым, в стороне личностное развитие.
На наш взгляд, одним из действенных средств решения воспитательных задач в процессе физкультурноспортивной деятельности является философия олимпизма, идеалы и ценности олимпийского движения, отраженные в кодексе спортивной этики и принципах «Фэйр Плэй» (честной игры). Олимпизм является таким философским течением, которое базируется на общечеловеческих и спортивных идеалах и ценностях.
По мнению специалистов, олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физкультурного воспитания и спортивной подготовки философией гуманизма, нравственности, культуры. В свою очередь, это дает возможность состояться олимпизму как социально-культурному явлению и создать серьезное основание для формирования олимпийской культуры [2, 3].
В связи с этим, актуальной является разработка содержания олимпийского образования, направленного на формирование нравственной культуры личности школьников в процессе физкультурно-спортивной деятельности, что и являлось целью нашего исследования.
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 1 436 школьников 411 классов (9-17 лет) г. Томска. В исследовании применялись следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы, анкетирование, беседы, интервью, педагогический эксперимент.
Результаты и их обсуждение. В ходе исследования установлено, что олимпийское образование, цель которого - приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в том, что нельзя цели и задачи олимпийского образования сводить лишь к формированию у детей и молодежи определенных знаний. Необходимо создавать реальные стимулы, побуждающие участников олимпийского движения не
только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять собственные усилия на их воплощение в жизнь. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению, разработке и практической реализации олимпийского образования как определенной системы в воспитательной работе со школьниками. Системообразующим фактором здесь выступает цель ее функционирования - формирование нравственной культуры школьников на основе приобщения их к ценностям и идеалам олимпизма (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Составляющие олимпийского образования школьников
Цель: приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма
Задачи
Образовательные Воспитательные Оздоровительные
Формирование знаний о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности. Формирование знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (о принципах «честной игры», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.). Формирование знаний о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей Воспитание интереса к Олимпийским играм и олимпийскому движению, желания участвовать в спортивных состязаниях и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами «честной игры»). Воспитание стремления быть активным участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию. Воспитание чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное развитие олимпийского движения. Воспитание эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности и т.д. Воспитание привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях. Воспитание эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по законам красоты» и отображать его средствами искусства. Воспитание умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судьями, журналистами, зрителями, умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма Содействие правильному физическому развитию школьников, их адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды, укреплению здоровья на основе приобщения их к регулярным занятиям физкультурноспортивной деятельностью. Формирование потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей. Формирование умения использовать средства спорта и физической культуры в рамках здорового образа жизни для достижения личностно и общественно значимых целей
Средства
Применение межпредметных связей Познавательная активность школьников Олимпийские уроки
География: проведение занятий, посвященных столицам Олимпийских игр. Музыка: разучивание песен, побуждающих к занятиям физической культурой и спортом и ориентированных на жизненно важные ценности человека. Иностранный язык: изучение слов по олимпийской тематике и т.д. Агитационно-пропагандистская деятельность школьников в области олимпийского движения: - создание учениками различных видеофильмов, постеров, газет, новостных колонок, отражающих истинные идеалы и ценности олимпизма; - организация олимпийского дня, а также проведение конкурсов рисунков, фотографий и т.п., театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику, «олимпийский КВН», конференции, викторины по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм; - организация соревнований среди отличников учебы за звание «Самый спортивный отличник», создание олимпийских музеев; - организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующихся проблемами олимпийского движения Ознакомление школьников с историей возникновения Олимпийских игр в Древней Греции и основными видами спорта этих игр, уделяется большое внимание дате возникновения Олимпийских игр в Древней Греции и дате их отмены, а также олимпийской атрибутике и символике (факел и церемония его зажжения, олимпийский флаг с пятью кольцами и обозначение этих символов в олимпийском движении). Изучение личности Пьера де Кубер-тена, истории возникновения и проведения первых Олимпийских игр современности и т.д.
Из данных табл. 1 видно, что в олимпийском образовании школьников можно выделить три тесно связанных между собой группы задач, которые предполагают формирование и совершенствование у детей и молодежи определенной системы:
а) знаний (образовательные задачи);
б) мотивации, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.д. (воспитательные задачи);
в) двигательных способностей, умений и навыков (оздоровительные задачи).
Создание системы олимпийского образования школьников предполагает включение в эту работу не
только специалистов в области физической культуры и спорта, но и учителей других учебных дисциплин. Кроме этого, на наш взгляд, необходимо значительное повышение творческой активности детей и молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей
В качестве примера кратко рассмотрим содержание олимпийского урока для учащихся 5-7-х классов.
В начале урока рассматриваются история возникновения Олимпийских игр, страны-участники и основные виды спорта, входящие в программу игр, обращается внимание на дату возникновения Олимпийских игр в Древней Греции, дату их отмены и того, кто отменил. Большое внимание уделяется личности Пьера де Кубертена, так как именно он на конгрессе во Франции в 1894 г. предложил возобновить Олимпийские игры. Через два года, в 1896 г., состоялись первые Олимпийские игры современности, которые решили провести в Греции - на Родине Олимпийских игр. В ходе обсуждения истории возникновения и проведения первых Олимпийских игр современности, создания Международного олимпийского комитета (МОК), Национального олимпийского комитета (НОК) дореволюционной и послереволюционной России происходит ознакомление школьников с олимпийской атрибутикой и символикой (факел и церемония его зажжения, олимпийский флаг с пятью кольцами и обозначения этих символов в олимпийском движении). На основе материалов видеосъемок школьники знакомятся с первыми российскими олимпийскими чемпионами и призёрами, выдающимися спортсменами современности.
Далее речь идет об олимпизме как философии жизни, включающей в себя Олимпийские игры, олимпийское движение, спорт в любых его проявлениях, такие жизненно важные качества, как взаимопонимание, взаимовыручка, дружба и базирующейся на принципах «честной игры». На уроке подробно рассматривается содержание данных принципов (свод моральных и этических законов):
- уважение к сопернику;
- уважение к правилам соревнований и решениям судей;
- допинг и любое стимулирование не могут быть использованы;
- равные шансы;
- самоконтроль спортсмена.
Со школьниками обсуждается возможность использования данных принципов и в повседневной жизни, например:
олимпизма. В качестве одного из главных средств формирования нравственной культуры школьников на основе идей и ценностей олимпизма нами рассматриваются олимпийские уроки, тематический план которых представлен в табл. 2.
- все люди должны уважать друг друга;
- являясь гражданами Российской Федерации, необходимо уважать и соблюдать законы РФ;
- необходимо вести здоровый образ жизни;
- все люди равны друг перед другом;
- каждый человек в повседневной жизни должен контролировать своё психоэмоциональное состояние.
Олимпийские уроки включают в себя и практическую часть, которая посвящена созданию педагогических ситуаций, направленных на приобретение школьниками опыта нравственного поведения в условиях учебной и физкультурно-спортивной деятельности (физкультурно-спортивные соревнования, викторины на олимпийскую тематику и т.д.).
Изучение влияния олимпийских уроков на формирование нравственной культуры школьников проводилось в течение одного года, в табл. 3 представлены результаты исследования.
Представленные в таблице данные позволяют говорить об эффективности применения олимпийских уроков для формирования нравственной культуры школьников в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
После их проведения 96% из числа опрошенных школьников отметили, что олимпийские уроки им понравились, и только 4% не были в них заинтересо-ваных.
На вопрос «Узнали ли Вы что-то новое из “олимпийских уроков”?», 98% респондентов дали положительный ответ, из них 4% получили новые знания только о теории спорта, 7% школьников выделили для себя из олимпийских уроков морально-этические аспекты спорта, 5% получили новые двигательные навыки, 84% указали, что они получили новые знания во всех вышеобозначенных аспектах олимпийских уроков. И только 2% из числа опрошенных школьников отметили, что уроки им не понравились, аргументируя это тем, что им хотелось бы видеть больше визуального материала, больше узнавать о различных видах спорта. 3% школьников считают, что в настоящее время олимпийские уроки не имеет смысла проводить в общеобразовательном учреждении, однако 97% респондентов указали, что такие уроки необходимо проводить как можно чаще.
Т а б л и ц а 2
Тематический план олимпийских уроков
Тема Кол-во часов
Теория Практика
История возникновения и развития Олимпийских игр и современного олимпийского движения 4 4
Пьер де Кубертен как инициатор возрождения Олимпийских игр современности 2 2
Первые отечественные чемпионы и призеры Олимпийских игр и выдающиеся спортсмены-олимпийцы современности. Спортсмены-олимпийцы Томской области 2 4
Идеалы и ценности олимпизма. Принципы «честной игры» как основа спортивной культуры личности спортсмена 2 4
Олимпизм как философия жизни (применение принципов олимпизма в повседневной жизни) 2 6
Всего 12 20
Т а б л и ц а 3
Показатели влияния олимпийских уроков на отношение школьников к жизненным и спортивным ценностям
Ценность Ответы школьников, %
Реальность Стремление Мечты Не имеет значения Не знаю
Твердая воля 49 59 43 37 0 2 3 0 5 2
Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями 76 87 11 9 0 0 5 2 8 2
Толерантность 43 59 27 35 8 4 8 0 14 2
Культура поведения 70 59 16 32 3 9 3 0 8 0
Образованность 16 33 70 59 6 6 3 2 5 0
Высокие результаты в спорте 6 28 16 57 16 9 54 2 8 4
Красота действий, поступков 35 42 30 43 8 9 11 2 16 4
Ответственность 68 78 24 22 0 0 3 0 5 0
Трудолюбие 43 57 35 41 14 2 0 0 8 0
Дисциплинированность 54 57 22 30 11 11 8 0 5 2
Чувство прекрасного 70 59 11 28 5 5 0 6 14 1
Забота и внимание к ближнему 76 85 16 13 0 0 3 2 5 0
Честность в повседневной жизни 45 54 38 40 0 6 6 0 11 0
Примечание. В числителе показаны результаты до педагогического эксперимента, в знаменателе - после эксперимента.
В заключение можно отметить следующее: в современных условиях учителя и тренеры по видам спорта в профессионально-педагогической деятельности уделяют недостаточно внимания развитию духовной сферы своих воспитанников, давая лишь минимум образовательных знаний, что не способствует правильному направлению в нравственном
развитии личности подрастающего поколения. Олимпийские уроки можно применять на занятиях по физической культуре в образовательных учреждениях, на учебно-тренировочных занятиях в спортивных школах, в учреждениях дополнительного образования, а также в детских образовательнооздоровительных лагерях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сосуновский В.С., Загревская А.И. Принципы Фэйр Плэй в современном юношеском спорте : сб. тез. докл. конф. междунар. федерации
студенческого спорта «Университетский и Олимпийский спорт: две модели - одна цель?» 14-17 июля 2013 года. Россия, Казань. С. 289.
2. ЛубышеваЛ.И. Спортивная культура в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 2009. .№ 3. С. 7-9.
3. Столяров В.И., Баринов С.Ю. Понятие и формы спортивной культуры личности: проблемы совершенствования физической культуры,
спорта и олимпизма. Омск : Изд-во СибГУФК, 2009. С. 366-370.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 6 мая 2014 г.
OLYMPIC EDUCATION AS A MEANS OF FORMING THE MORAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN
Tomsk State University Journal. No. 385 (2014), 163-167.
Sosunovsky Vadim S., Duras Ekaterina E., Zagrevskaya Alexandra I. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: Olympic education; schoolchildren; principles of Olympism; sports activity; Olympic lessons.
Currently children and adolescents have worse physical and moral health. The younger generation shows more nihilism, individualism and pragmatism, and a complete absence of altruism. In the future, this could lead to a complete collapse of the value potential of the nation, as a person without a moral culture is not able to cultivate the true ideals and values in the younger generation. It is known that physical culture and sports not only are a means of developing physical qualities, but also contribute to the formation of the spiritual culture of people. One of the most effective means to solve educational problems in the sports activity is the philosophy of Olympism, the ideals and values of the Olympic Movement, as reflected in the Code of Sports Ethics and Principles of Fair Play. Olympism is such a philosophical trend which is based on universal and sporting ideals and values. The study found that Olympic education which aims to promote the ideals and values of Olympism to children and young people occupies an increasingly important place in the education system and training of the younger generation. Creating a system of Olympic education of schoolchildren means to include in this work not only experts in the field of physical culture and sports, but also teachers of other disciplines. Besides this, it means a significant increase in creative activity for children and youth in promoting and realizing the ideals and values of Olympism. One of the main means of shaping the moral culture of schoolchildren on the basis of the ideas and values of Olympism are Olympic lessons. They include theoretical and practical parts devoted to the creation of pedagogical situations for
schoolchildren to get experience of moral behavior in educational and sports activities. At the Olympic lessons during the discussion of the history and of the first modern Olympic Games, schoolchildren are told about the Olympic symbols and trappings (the torch lighting ceremony, the Olympic flag with its five rings and meanings of these symbols in the Olympic movement). Materials and records help schoolchildren to learn the first Russian Olympic champions and prize-winners, outstanding athletes of our time. Results of the study suggest the effectiveness of the use of the Olympic lessons for the formation of moral culture of schoolchildren in the sports activities. Olympic lessons can be used in the classroom for physical education in educational institutions, at training sessions in sports schools, in institutions of further education, in children's educational and health camps.
REFERENCES
1. Sosunovskiy V.S., Zagrevskaya A.I. [Principles of fair play in the modern youth sports]. Sbornik tezisov dokladov konferentsii mezhdunarodnoy
federatsii studencheskogo sporta "Universitetskiy i Olimpiyskiy sport: dve modeli — odna tsel'?" [Abstracts of the Conference of the International University Sports Federation "University and Olympic sports: two models - one goal?"]. Kazan, 2013, p. 289. (In Russian).
2. Lubysheva L.I. Sportivnaya kul'tura v aspekte metodologicheskogo analiza [Sports culture in terms of methodological analysis]. Teoriya ipraktika
fizicheskoy kul'tury, 2009, no. 3, pp. 7-9.
3. Stolyarov V.I., Barinov S.Yu. Ponyatie i formy sportivnoy kul'tury lichnosti: problemy sovershenstvovaniya fizicheskoy kul'tury, sporta i olimpizma
[Concept and forms of sports culture of the person: the problem of improving physical education, sport and Olympism]. Omsk: Siberian State University of Physical Culture and Sports Publ., 2009, pp. 366-370.
Received: 06 May 2014