УДК 796.032 ББК 75.7 Б 23
Банников Александр Максимович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», e-mail: natalech-ka@mail.ru;
Банникова Наталья Александровна, аспирант Адыгейского государственного университета.
ИДЕИ ОЛИМПИЗМА И ИХ ВНЕДРЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
(рецензирована)
Важность проблемы изложенной в этой статье состоит в том, что в условиях повышенного внимания со стороны современного общества к вопросам олимпизма и олимпийских знаний, возникла необходимость поиска путей реализации идей гуманизации общества. Одним из путей реализации этого проекта является олимпийское образование молодежи. Реализация основных принципов и закономерностей функционирования олимпийского движения, изложенных в олимпийской хартии, проводится через национальные Олимпийские комитеты. В систему учреждений, через которые проходит разрешение главных задач национальных олимпийских комитетов, входят национальные олимпийские академии и региональные олимпийские академии в России.
Региональными Олимпийскими академиями разработана эффективная модель управления процессом олимпийского образования на основе применения сетевого взаимодействия.
Ключевые слова: олимпизм, олимпийская хартия, олимпийская академия, олимпийское образование.
Bannikov Alexander Maximovich, Candidate of Pedagogics, professor of the Department of Theory and Methods of Sports Games of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, e-mail: natalech-ka@mail.ru;
Bannikova Natalia Alexandrovna, a post graduate student of Adygh State University.
IDEAS OF OLYMPISM AND THEIR IMPLEMENTATION IN MODERN SOCIETY
(Reviewed)
The importance of the problem described in this article is that in the conditions of increased attention on the part of modern society to the issues of Olympism and Olympic knowledge, there was the need to find ways to implement the ideas of society humanization. One of the ways of this project realization is Olympic education of young people. Implementation of the basic principles and laws of functioning of the Olympic movement set out in the Olympic Charter is conducted through the National Olympic Committees. National and Regional Olympic Academies in Russia are included in the system of institutions through which the solution of the main tasks of national Olympic committees is realized. Regional Olympic Academy have developed an effective model for managing the process of Olympic education through the use of networking
Keywords: Olympism, the Olympic Charter, the Olympic Academy, Olympic education.
Резкий рост интереса общества к олимпийским играм и олимпизму наблюдается с конца XX века и до современных дней. Это подтверждают научные работы большой группы авторов - [2, с. 380; 3, с. 28; 4, с. 125-138; 5, с. 15-17; 9, с. 152].
Благодаря работам отечественных и зарубежных учёных, в этой области, значительно расширились знания о сущности, характере функционировании закономерностей и законов реализации олимпийских идей, превратившихся в стройную систему. [3, с. 28; 4, с. 125-138; 7, с. 155157]
Вопросами олимпизма занимаются не только теоретики физической культуры, но и педагоги (3, с. 29), культурологи [10, с. 21], социологи [10, с. 18-19], философы [5, с. 86-89].
Феномен олимпийской культуры представляет собой комплекс накопленных знаний, норм, ценностей, образа поведения, идеологии олимпийской хартии, философии олимпизма.
Однако в современной действительности, несмотря на большое влияние воспитательно-образовательный процесс - олимпийское образование используется недостаточно.
Основные принципы и закономерности олимпийского движения сформулированы в олимпийской хартии.
В ней отражена роль олимпизма, как системы физического воспитания и реализации идеи гармоничного развития личности. Решение этой цели обеспечивается через интеграцию спорта, как вида жизнедеятельности с образованием и воспитанием.
Олимпийское образование помогает формировать здоровый образ жизни, внедрять в повседневную жизнь ценности физической культуры и спорта.
Внедрение идей олимпизма способствует распространению ценностей олим-пизма в области спорта и образования.
Этому способствует внедрение олимпийских образовательных программ в школах, ВУЗах, детских садах, территориальных олимпийских академиях. [7, с. 22-26]
В соответствии с Олимпийской хартией - олимпизм - это философия жизни, объединяющая в одно целое - достоинство тела, воли и разума. Олимпийское образование включает в себя два понятия:
Первое - Олимпийское - означает основные идеи олимпизма.
Второе - Образование - подчинение процесса и реализации идей олимпизма, общим законам и принципам построения педагогического процесса.
Олимпизм ориентирован на реализацию при помощи спорта, близким всем людям идеалов.
К основным идеям и олимпийским идеалам относятся следующие направления:
1. Борьба за мир и мирное существование, взаимопонимание и взаимоуважение, создание мирного общества.
2. Занятие спортом и участие в олимпийском движении, дружба и сотрудничество спортсменов и людей всех стран и континентов, устранение дискриминации по различным мотивам.
3. Гармоничное развитие личности средствами спорта и физической культуры.
Идеи и идеалы олимпизма формируют ряд целей олимпийского движения:
- распространение принципов, идей и идеалов олимпизма.
- содействие организации и развитию олимпийского спорта
- пропаганда спорта и его возможностей для физического, нравственного и эстетического воспитания людей
- воспитание спортивной молодежи в духе дружбы и взаимопонимания
- подготовка преподавательско-тренерских и научных кадров
- организация и проведение Олимпийских состязаний.
Система олимпийского образования тесно связана с другими общественными институтами формирования личности и является ее составной и неотъемлемой частью.
Обучение, воспитание, развитие в процессе формирования олимпийской культуры - это отражение одной из сторон общего протекания этих процессов в жизни человека и общества.
Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения - формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.).
Опираясь на этот общий подход к пониманию педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, охарактеризуем более конкретно ее цели и задачи.
В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:
1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных
идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах «Фэйр плэй», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);
2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;
3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;
4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.
В трактовке (и практической реализации) образовательных задач педагогической деятельности в рамках олимпийского движения допускаются две крайности. Первая из них состоит в весьма широком толковании этих задач, когда к ним относят практически все задачи, так или иначе связанные с областью спорта, со спортивной тренировкой, с формированием физической культуры, физическим воспитанием, сохранением и укреплением здоровья человека и т.д. При такой трактовке олимпийское образование утрачивает какую-либо специфику, совпадает с задачами физического воспитания, спортивной тренировки и т.д. Другая крайность состоит в слишком узком истолковании упомянутых задач, в сведении их лишь к задаче формирования знаний об олимпийских играх и олимпийском движении.
Ошибочно сводить также цели и задачи педагогической деятельности в рамках олимпийского движения лишь к формированию у детей и молодежи определенных знаний. Информационная работа должна занимать важное место в этой деятельности. Однако самое главное состоит в том, чтобы создать реальные стимулы, побуждающие участников олимпийского движения не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь. В этом плане (с точки зрения мотивации) в рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у детей и молодежи:
- интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать, как можно более высокие спортивные результаты;
- такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из важных средств формирования физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, проверки физических и психических возможностей человека и т.п.;
- потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, а не для того, чтобы заработать деньги, приобрести славу и т.д.;
- интереса к олимпийским играм и олимпийскому движению;
- желания участвовать в олимпийских состязаниях и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами «честной игры»);
- ориентации не просто на односторонне (лишь в плане физической подготовки или спортивного мастерства) развитого спортсмена, рекордсмена, а на такого разносторонне и гармонично развитого олимпийского атлета, homo olympicus, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик которого в полной мере соответствует девизу Кубертена: «Возвышенный дух в развитом теле!»;
- стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию;
- гуманистически ориентированной системы чувств и переживаний (чувства личной
ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности) и т.д.
Педагогическая олимпийская деятельность, направлена на формирование и совершенствование системы знаний, умений, навыков и способностей личности. Совокупность системы позволяет индивидууму руководствоваться идеалами олимпизма при выборе стиля жизни, способствует формированию олимпийской культуры личности и общества, обеспечивает принятие обществом идеологии здорового образа жизни.
Заключение: Идеи и идеалы олимпизма определяют совокупность целей олимпийского движения и олимпийского образования и их внедрение в общество. Содействуют развитию олимпийского спорта, пропаганде олимпийских идей с использованием нравственных и эстетических направлений в воспитании человека.
Литература:
1. Аванесов А.П. Образовательная стратегия оргкомитета «Сочи-2014» на пути к XXII Олимпийским зимним играм и XI Параолимпийским зимним играм в городе Сочи. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2009. 8 с.
2. Агеевец В.У. Олимпийские игры из прошлого в будущее. СПб.: Гос. академия физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 1996. 280 с.
3. Антипова М.В.Олимпийское образование как фактор формирования общественного мнения. СПб., 2006. 29 с.
4. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-эстетического отношения к спорту // Проблемы олимпийского движения: сборник/ под ред. Солакова А. София: Пресс, 1997. С. 125-138.
5. Алексеев Н.Г. Философия образования и технология образования // Вопросы философии. 1995. №11. С. 15-17.
6. Барабанов А.Г. Олимпийское образование дошкольников. Проблемы и перспективы // Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным уровнем. Краснодар, 2011.С. 86-89.
7. Кружков Д.А. Олимпийская академия Юга России. Навстречу XXII и XI Параолимпийским зимним играм: сборник статей и докладов научно-методической конференции. Краснодар, 2014. С. 22-26, 29-30.
8. Лубышева Л.И. Олимпийская культура, как основа содержания Олимпийского образования // Современные проблемы и концепция развития физической культуры и спорта. Челябинск, 1997.С. 155-157.
9. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1995. 207 с.
10. Родиченко В.С. Олимпийская идея для России. М., 2004.С. 152, 248.