Научная статья на тему 'Олимпийская символика - основополагающий аспект олимпийского образования'

Олимпийская символика - основополагающий аспект олимпийского образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2947
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ / ОЛИМПИЙСКИЕ СИМВОЛЫ / ОЛИМПИЙСКАЯ АТРИБУТИКА / ОЛИМПИЙСКИЙ ОГОНЬ / ОЛИМПИЙСКИЕ МЕДАЛИ / ОЛИМПИЙСКИЙ ГИМН / INTERNATIONAL OLYMPIC COMMITTEE / OLYMPIC SYMBOLS / OLYMPIC PARAPHERNALIA / OLYMPIC FLAME / OLYMPIC MEDALS / OLYMPIC ANTHEM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Банников Александр Максимович, Банникова Наталья Александровна

В статье представлены все аспекты олимпийской символики используемые Международным олимпийским комитетом (МОК) для популяризации олимпийских идеалов во всем мире. Эти определения используются в процессе олимпийского образования. Олимпийское образование распространение знаний об Олимпийских играх, олимпийском движении и олимпизме, начало развиваться в мире в середине 70-х годов XX столетия. Оно в полной мере соответствует требованиям общества и вносит значительный вклад в развитие современной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Olympic symbolics - essential aspect of olympic education

The article presents all aspects of the Olympic symbols used by the International Olympic Committee (IOC) to promote the Olympic ideals throughout the world. These definitions are used in the process of Olympic education. Olympic education is dissemination of knowledge about the Olympic Games, the Olympic movement and Olympism, began to develop in the world in the mid of 1970-s. It fully meets the requirements of society and contributes significantly to the development of modern civilization.

Текст научной работы на тему «Олимпийская символика - основополагающий аспект олимпийского образования»

УДК 796.032 ББК 75.7 Б 23

Банников Александр Максимович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», е-mail: [email protected];

Банникова Наталья Александровна, аспирант Адыгейского государственного университета.

ОЛИМПИЙСКАЯ СИМВОЛИКА - ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЙ АСПЕКТ ОЛИМПИЙСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ (рецензирована)

В статье представлены все аспекты олимпийской символики используемые Международным олимпийским комитетом (МОК) для популяризации олимпийских идеалов во всем мире. Эти определения используются в процессе олимпийского образования. Олимпийское образование - распространение знаний об Олимпийских играх, олимпийском движении и олимпизме, начало развиваться в мире в середине 70-х годов XX столетия. Оно в полной мере соответствует требованиям общества и вносит значительный вклад в развитие современной цивилизации.

Ключевые слова: Международный олимпийский комитет; олимпийские символы; олимпийская атрибутика; олимпийский огонь; олимпийские медали; олимпийский гимн.

Bannikov Alexander Maximovich, Candidate of Pedagogics, professor of the Department of Theory and Methods of Sports Games of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, e-mail: [email protected];

Bannikova Natalia Alexandrovna, a post graduate student of Adygh State University.

OLYMPIC SYMBOLICS - ESSENTIAL ASPECT OF OLYMPIC EDUCATION

(Reviewed)

The article presents all aspects of the Olympic symbols used by the International Olympic Committee (IOC) to promote the Olympic ideals throughout the world. These definitions are used in the process of Olympic education. Olympic education is dissemination of knowledge about the Olympic Games, the Olympic movement and Olympism, began to develop in the world in the mid of 1970-s. It fully meets the requirements of society and contributes significantly to the development of modern civilization.

Keywords: International Olympic Committee, Olympic symbols, Olympic paraphernalia, Olympic flame, Olympic medals, Olympic anthem.

Актуальность. В последние годы XX столетия и начале XXI века во многих средствах массовой информации, публикациях в научно-методических сборниках по олимпийской тематике, допущены значительные неточности в определении правильного толкования олимпийских символов и ритуалов. Эти неточности в значительной степени снижают уровень олимпийского образования.

Цель статьи: определить точные формулировки олимпийских символов и олимпийской атрибутики в соответствии с Олимпийской хартией.

По инициативе Олимпийского комитета России и при активном участии Министерства образования Российской Федерации в 1992 г. был издан совместный приказ «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр». Главная цель - освоение учащимися школ России общечеловеческих идеалов и ценностей олимпизма, олимпийского движения, Олимпийских игр, формирование гармоничного развития физических и духовных ценностей. [1, с. 20-26]

Система Олимпийского образования в России состоит их трех ступеней:

I - Олимпийское образование дошкольников и школьников до 17 лет

II - «Физическая культура» в средних и высших учебных заведениях.

III - Внедрение олимпийских знаний среди взрослого населения через средства массовой информации.

Значительную роль в развитии олимпийского движения в нашей стране сыграли Игры XXII Олимпиады 1980 г. в Москве и XXII Олимпийские зимние игры 2014 г. в г. Сочи. Реализация

олимпийского образования в России осуществляется Олимпийским комитетом России и тринадцатью региональными Олимпийскими академиями, которые организованы при высших физкультурных учебных заведениях. Олимпийская академия Юга России была создана в 1989 г. на базе Краснодарского государственного института физической культуры [2, с. 4-6].

Олимпийская символика - основополагающая система атрибутов Олимпийского движения (рисунок 1). Она включает в себя:

1. Общие понятия для олимпийского движения в целом: олимпийский символ, олимпийский девиз, олимпийский флаг, которые являются собственностью Международного олимпийского комитета, а также олимпийский гимн, олимпийский огонь, эстафета олимпийского огня, клятва спортсменов и олимпийских судей, олимпийский талисман, церемония открытия и закрытия игр, награждение победителей и призеров Игр.

2. Официальные эмблемы Национальных олимпийских комитетов, Олимпийских игр, Сессий, Конгрессов Международного олимпийского комитета представляют собой сочетание олимпийского символа с элементами государственной геральдики. Эмблемы Игр, Сессий, Конгрессов утверждаются Международным олимпийским комитетом и с его разрешения используются Национальными олимпийскими комитетами и Оргкомитетами Игр в рекламных и коммерческих целях. Ответственность перед Международным олимпийским комитетом за использование олимпийских символов в полном соответствии с Олимпийской хартией на территориях своих стран несут Национальные олимпийские комитеты, обеспечивая охрану ее через правительства своих стран. [3, с. 84, 91], [4, с. 81, 116]

Олимпийская хартия - свод законов олимпийского движения. В ней говорится, что цель олимпийского движения заключается в содействии развития тех прекрасных физических и моральных качеств, которые приобретаются в соревнованиях на дружеских полях любительского спорта в объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном празднике, создавая тем самым международное доверие и добрую волю и способствуя созданию лучшего и более спокойного мира.

Основы Олимпийской хартии были разработаны Пьером де Кубертеном и утверждены Парижским конгрессом 1894 года, принявшим решение о возрождении олимпиад современности. Это сборник уставных документов МОК по вопросам олимпийского движения: основные цели, принципы, положения, правила организации и проведения Олимпийских игр.

Олимпийские игры - крупнейшие спортивные соревнования современности. Унаследовав благородные традиции античных праздников спорта и мира, Олимпийские игры превратились в события большой социальной значимости. Собирая под свои знамена молодежь всех континентов, они способствуют укреплению сотрудничества и сплоченности народов во имя мира, прогресса и демократии. [2, с. 30, 38, 76]

Эмблема международного олимпийского движения - пять переплетенных колец одна из самых узнаваемых в мире. Это символ деятельности олимпийского движения, союз пяти континентов и объединения спортсменов всего мира (сверху: синее кольцо - символизирует Европу, черное - Африку, красное - Америку; снизу: желтое - Азию, зеленое - Австралию). Пьер де Кубертен говорил, что «Пять переплетенных колец - это удивительно современный символ». [3, с. 160-164, 176-177] [6, с. 23-26]

Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище без окаймлений. В его центре расположен олимпийский символ - пять переплетённых колец (голубое, чёрное, красное (верхний ряд), жёлтое и зелёное (нижний ряд)). Утвержден в 1913 году Международным олимпийским комитетом. Впервые Олимпийский флаг был вывешен в 1914 году в Париже на Олимпийском конгрессе по случаю 20-летия возрождения Олимпийских игр. В 1920 г. в Антверпене на Играх VII Олимпиады олимпийский флаг развивался на всех аренах, где проходили олимпийские баталии. Олимпийский комитет Бельгии подарил флаг Международному олимпийскому комитету. В дальнейшем во время церемонии закрытия Олимпийских игр мэр города, проводившего Игры, передает флаг президенту МОК, а тот мэру города -организатора следующей Олимпиады. Этот флаг в течении четырех лет хранится в мерии города до очередных игр.

Первый образец флага изготовили в знаменитой парижской мастерской Бон-Марше. На белом атласном полотнище размером 3 на 2 метра, окаймленном золотой бахромой, изображена

олимпийская эмблема - пять переплетенных колец разного цвета. Впервые олимпийский флаг поднят 5 апреля 1914 года в городе Александрия во время открытия Пан - Египетских игр, которые проводились под патронажем МОК. Флаг 1920 года был заменен на новый в 1988 году на Играх XXIV Олимпиады в Сеуле. В настоящее время он хранится в Олимпийском музее в Лозане.

ОТКРЫТИЕ ИГР

КЛЯТВА СПОТРСМЕНОВ

ОЛИМПИЙСКАЯ ЭМБЛЕМА

КЛЯТВА СУДЕЙ

ЗАЖЖЕНИЕ ОГНЯ В ОЛИМПИИ

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

ОЛИМПИЙСКАЯ ЭСТАФЕТА

ОЛИМПИЙСКИЙ ТАЛИСМАН

ЗАКРЫТИЕ ИГР

Рис. 1. Модель олимпийских символов и ритуалов

Олимпийский гимн исполняется на торжественных церемониях открытия и закрытия игр, в также на Конгрессах Международного Олимпийского комитета. Гимн был написан в 1896 году. Автор слов - греческий поэт Костис Паламас. Музыку сочинил греческий оперный композитор Спирос Самарас. Гимн официально утвержден в 1958 году на 55-ой сессии МОК в Токио. Ноты (партитура) хранятся в штаб-квартире МОК, в Лозане.

Олимпийский девиз «Citius, Altius, Fortius (Быстрее, Выше, Сильнее) выражает устремления олимпийского движения. Этот девиз был сформулирован другом Пьера де Кубертена пастором

, который возглавлял доминиканский лицей в Париже, где они совместно опробовали различные спортивные программы. Официально девиз был представлен на Играх VIII Олимпиады, в Париже, в 1924 году. Существует так же и неофициальный девиз «Главное - не победа, а участие», авторство которого ошибочно приписывают Пьеру де Кубертену. Это фраза связана с трагедией марафонца Дорандо Пьетри, которого дисквалифицировали в 1908 году за оказание ему посторонней помощи на финише марафона, которую он не просил. На торжественном чествовании победителей, один из членов королевской семьи пригласил итальянца к пьедесталу и вручил ему кубок за выдающееся спортивное достижение. Спустя несколько дней после драмы на марафоне в лондонском соборе Святого Павла проходила служба, посвященная участникам Олимпиады. С проповедью выступал Этельберт Талбот, где прозвучала фраза: «На Олимпиаде главное не победа, а участие».

Олимпийский огонь. Олимпийским является огонь, зажигаемый в Олимпии под эгидой МОК, а Олимпийским факелом является переносной факел или его дубликат, утвержденный МОК и предназначенный для зажжения олимпийского огня.

Президент Международного олимпийского комитета Пьер де Кубертен в 1912 г. внес предложение о зажжении Олимпийского огня, у храма Геры в Олимпии, от солнечных лучей, с помощью линзы (как было у древних греков) и доставке его факельной эстафетой на стадион к началу торжественного открытия игр. От этого пламени зажигается олимпийский факел и две шахтерские лампочки. Олимпийский огонь доставляется в город, где проводятся игры посредством эстафеты. Спортсмены бегут с факелом определенное расстояние, передавая факел для дальнейшего

продвижения. В эстафете используются и транспортные средства: автомобили, самолеты, морские суда.

Впервые Олимпийский огонь горел в 1928 году во время проведения Игр IX Олимпиады в Амстердаме. Эстафета Олимпийского огня впервые была проведена в 1936 году на Играх XI Олимпиады в Берлине и была признана официальным ритуалом. Автор и основатель эстафеты олимпийского огня - генеральный секретарь Оргкомитета Игр XI Олимпиады в Берлине - Карл Дим.

Олимпийская клятва. На церемонии открытия Олимпийских игр спортсмены дают клятву: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд». Впервые эта олимпийская клятва была произнесена на Играх VII Олимпиады 1920 года. По правилам Олимпийской хартии клятва произносится спортсменами той страны, где проводятся Игры. Спортивные арбитры, обслуживающие Игры, тоже произносят олимпийскую клятву. Эта традиция по предложению Национального олимпийского комитета СССР была заложена на летних Играх 1968 года в Мехико и звучит так: «От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности на этих Олимпийских играх с полной беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе». Олимпийские медали -золотую, серебряную и бронзовую - вручают спортсменам, показавшим лучшие результаты и занявшие первое, второе и третье места. В командных видах спорта медали равного достоинства получают все члены команды. На первых восьми играх дизайн медалей был различен. Он разрабатывался каждым Оргкомитетом самостоятельно. С 1920 г. по 2000 г. для лицевой стороны Олимпийских медалей использовался стандартный дизайн - богиня Ника с пальмовой ветвью в правой руке. Оборотная сторона медали изменялась в зависимости от пожеланий страны, где проводились Игры. Начиная с 2004 г. от этой традиции отошли. Обе стороны медали изготавливаются согласно дизайну организаторов Игр. Диаметр медали игр 2008 г. составил 70 мм, толщина - 6 мм. На Играх 1896, 1900 гг. медали вручали атлетам только за 1 и 2 место. Золотых медалей тогда не было. Вручали серебряную и бронзовую медаль. До 1960 г. медали были без креплений и вручались победителям прямо в руки. В Риме 1960 г. Оргкомитет впервые изготовил медали с цепочкой в виде оливкой ветви, чтобы медаль можно было вешать на шею. Это новшество понравилось олимпийцам и с тех пор олимпийские медали крепятся на ленточке или цепочке.

Оливковая ветвь или «котинос» - свернутая в виде венка ветвь, которую вручают победителю вместе с медалью. Эта традиция была возрождена на Играх XXVIII Олимпиады 2004 г. в Афинах.

Талисман. Согласно Олимпийской хартии талисманом может быть человек, животное или сказочный персонаж, отражающий особенности культуры народа - хозяина Игр и символизирующий ценности современного олимпийского движения. Официально, талисман для каждой страны выбирается страной, хозяйкой игр по своему усмотрению. Объявляются конкурсы. Талисманы появились в 1968 г. В Мехико был ягуар, в Гренобле - мультяшный человечек - шюсс. В 1972 г. Международным олимпийским комитетом было принято решение об обязательном олимпийском атрибуте.

Таким образом, имеющийся опыт позволяет считать, что основополагающим аспектом олимпийского образования, является олимпийская символика в соответствии с олимпийской хартией.

Литература:

1. Родиченко В.С. Олимпийское образование в новой России. М., 2005. 23 с.

2. Миллер Д. Официальная история Олимпийских игр и МОК. Эдинбург, 2006. 76 с.

3. Ахметов С.М. Олимпийская академия Юга - четверть века на службе олимпийскому образованию // Материалы межрегиональной научно-методической конференции Олимпийской академии Юга. Краснодар, 2015.С. 3-4.

4. Платонов В.Н. Энциклопедия олимпийского спорта. Киев, 2004. 116 с.

5. Контанистов А.Т. Твой олимпийский учебник. М., 2014. 164 с.

6. Хавин Б.Н. Все об Олимпиадах. М., 1988. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.