УДК 796.032 ББК 75.7 Б-23
Банников Александр Максимович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных игр Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма е-mail: [email protected];
Банникова Наталья Александровна, аспирант Адыгейского государственного университета
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ТЕРМИНОВ В ПРОЦЕССЕ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (рецензирована)
Актуальность исследований - усвоение учебного материала на занятиях по олимпийскому образованию в школах Краснодарского края, факультете повышения квалификации и переподготовки кадров Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма и ряде региональных олимпийских академий. Систематизация олимпийских терминов в процессе олимпийского образования, способствует быстрому и прочному усвоению глубоких знаний в разделе - «Олимпийские термины».
Ключевые слова: олимпизм, олимпийские игры, международный олимпийский комитет, олимпийское образование.
Bannikov Alexander Maximovich, Candidate of Pedagogics, professor of the Department of Theory and Methods of sports games of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, e-mail: [email protected];
Bannikova Natalia Alexandrovna, a post graduate student of the Adygh State University.
ORDERING OF THE OLYMPIC TERMS IN THE OLYMPIC EDUCATION PROCESS (Reviewed)
The research relevance is the assimilation of educational material in Olympic education classes in schools of the Krasnodar region, in the faculty of personnel training and retraining of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism and in a number of regional Olympic academies. Ordering of Olympic terminology in the Olympic education contributes to the rapid and lasting in-depth knowledge in the section - "Olympic terms".
Keywords: Olympism, the Olympic Games, the International Olympic Committee, Olympic education.
В статье представлены результаты анализа многочисленных исследований научно-методической литературы по организации олимпийского образования в различных регионах России и ряда зарубежных стран. Исследуя проведение уроков по олимпийскому образованию необходимо отметить, что на практике отсутствует логическая система построения олимпийских терминов.
При формировании системного распределения олимпийских терминов, авторы руководствовались научно-познавательным аспектом возникновения и развития олимпийского движения в жизни общества. Основатель возрождения Олимпизма
современности - Пьер де Кубертен, сформировал концепцию олимпийского движения. [1, с. 47]
Олимпийское образование - распространение знаний об олимпийских играх древности, возрождении их и современное олимпийское движение, охватившее всю планету Земля. Оно в полной мере соответствует требованиям современного общества, которое вносит значительный вклад в развитие мировой цивилизации.
«Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в единое сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Соединяя спорт с культурой и воспитанием, олимпизм стремится к созданию такого образа жизни, в основе которого лежат радость, обретенная в усилии, воспитательная ценность, ценность хорошего примера и признание [2, с. 274-275], всеобщих фундаментальных эстетических принципов. Цель олимпийского движения - способствовать построению мирного и лучшего мира, путем воспитания молодежи через занятия спортом без какой либо дискриминации и в олимпийском духе, который призывает к взаимному пониманию, дружбе и честной игре» - гласит второй принцип Олимпийской Хартии.
Реализация этих принципов международным олимпийским комитетом возлагается на Национальные олимпийские комитеты (НОК) и национальные и территориальные олимпийские академии. Их главная задача - популяризация и пропаганда олимпийских идеалов среди соотечественников, посредством олимпийского образования. [3, с.1; 1,с. 44-45]
Основные принципы деятельности олимпийского движения, сформулированные в олимпийской хартии, осуществляются через национальные олимпийские комитеты (НОК). Одна из главных задач НОК - популяризация и внедрение в повседневную жизнь общества олимпийских идей и идеалов. Эту задачу в системе национальных олимпийских комитетов выполняют национальные и региональные олимпийские академии, которые являются основным двигателем в организации олимпийского образования. [4, с. 40-41; 1, с. 46-49]
Стремительные изменения в развитии общества в России, способствуют возникновению новых методов в освоении знаний во всех областях человеческой деятельности.
Опыт работы, олимпийских академий, в формировании стройной системы в олимпийском образовании, позволил сформулировать новые технологические и управленческие решения.
Олимпийское образование как общественное явление постепенно становится реально существующим и обеспечивающим решение общественно значимых задач, во всех странах мира. [5, с. 155-156; 6, с. 14]
Приобретая мировой уровень, ставя целью превращение олимпийского движения в массовое явление современности. Не смотря на переживаемые экономические трудности в России, идеи олимпизма находят в стране миллионы последователей.
Большое влияние на внедрение олимпийского образования в России сыграл совместный приказ олимпийского комитета России и министерства образования Российской федерации от 5 марта 1994 г. «Об организации системы олимпийского образования учащихся». [4, с. 43-44; 1, с. 47-48]
Приказом, определялась задача руководителям высших и средних физкультурных учебных заведений, факультетов физической культуры педагогических институтов и университетов ввести курс «Олимпийское образование», обосновав методическую систему программы.
Система олимпийского образования неразрывно связана с общественными формированиями и является его составной частью. Этим определяется общественная значимость олимпийских идеи и идеалов (5, с. 40) обучение, воспитание и развитие человека в процессе формирования олимпийской культуры, представляет собой отражение одной из сторон общего протекания этих процессов в жизни человека и общества. [2, с. 275, 276; 7, с. 29-30] Поэтому, деятельность в направлении олимпийского образования человека неотделима от подобных процессов, в других видах и направлениях образовательно-воспитательной деятельности, чем и определяется существенное влияние олимпийского образования на протекание процессов становления нравственности, умственного, психологического, физического и функционального развития и социализации личности.
Анализируя историю олимпийского движения от XIX до начала XXI века, авторы многочисленных работ приняли единое мнение, что олимпийские идеалы привлекательны для современного человечества.
Олимпийское образование способствует привлечению людей различного возраста, различного вероисповедания и различных политических взглядов к Олимпийским идеалам.
Главной целью исследовательской работы было теоретическое обоснование формирования систематизации олимпийских терминов, на основании предлагаемой программы для преподавателей по Олимпийскому образованию:
- История зарождения Олимпийских игр.
- Возрождение современных Олимпийских игр.
- Международный олимпийский комитет, структура и принципы работы.
- Игры Олимпиад (1896-2012).
- Олимпийские зимние игры (1924-2014).
- Олимпийские виды спорта.
- Правовые, экономические и социально-политические вопросы.
Реализация олимпийского образования в России:
- Олимпийское образование школьников 7-17 лет.
- Олимпийские знания для студентов высших и средних учебных заведений.
- Внедрение олимпийских знаний через средства массовой информации.
В результате разносторонних анализов при проведении практических занятий по олимпийскому образованию, были сделаны выводы, что все олимпийские термины, изложенные в Олимпийской хартии, надо сформировать в три группы в соответствии с сущностью термина, отражающего олимпийское понятие, определив основные олимпийские символы и ритуалы (рис. №1).
Первая группа, отражающая сущность мирового олимпийского образования -Олимпизм, олимпиада, игры олимпиад, олимпийские зимние игры, олимпийский символ, олимпийское движение, олимпийская символика, олимпийский гимн,
олимпийский флаг, олимпийский девиз, Олимпия, олимпийские ритуалы, олимпийские виды спорта. Олимпийский гимн - важнейший ритуал олимпийского движения.
Вторая группа - международное олимпийское движение международный олимпийский комитет, олимпийская хартия, национальные олимпийские комитеты, олимпийская солидарность, олимпийское признание, олимпийский день, олимпийский конгресс, олимпийская сессия, олимпийский кубок, олимпийская литература, международная олимпийская академия, национальные и региональные олимпийские академии.
Третья группа - организация и проведение игр олимпиад и олимпийских зимних игр, олимпийский город, оргкомитет игр, олимпийский стадион, олимпийская деревня, олимпийские арены, национальная олимпийская команда, олимпийские церемонии, эстафета олимпийского огня, олимпийская программа, олимпийская клятва, олимпийские медали, олимпийский рекорд, олимпийский чемпион, олимпийская пресса, олимпийская монета, олимпийские пиктограммы, олимпийский талисман, олимпийский атташе, олимпийские значки, олимпийский фильм.
Предлагаемая систематизация олимпийских терминов проверенная в процессе Олимпийских занятий со студентами факультета повышения квалификации Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма, показала более эффективное усвоение предлагаемого материала по олимпийскому образованию.
Таким образом, результаты исследования подтверждают правомерность предлагаемой системы.
Рис. 1. Модель основных олимпийских символов и ритуалов
Олимпийский гимн - (Кантата) написан греческим композитором Спиросом Самарасом. Слова гимна принадлежат греческому поэту Костису Паламасу. Гимн был подготовлен композитором и поэтом в соответствии с заказом первого президента Международного Олимпийского комитета - Деметриуса Викеласа. Впервые олимпийский гимн был исполнен на торжественной церемонии открытия игр I Олимпиады в 1896 г.
Перевод Олимпийского гимна на русский язык выполнил известный советский поэт Роберт Рождественский. Он звучал на русском языке на церемонии открытия Игр XXII Олимпиады в Москве, 1980 г. и XXII Олимпийских зимних играх в Сочи, 2014. Текст Олимпийского гимна на русском языке: Античности Бессмертный дух, твои просят дети. Поскорей настань, в небесах сверкни, сердца нам озари! Античности прекрасный дух, ты явись вечной планете Во славу и во имя всей, всей доброй Земли!
Метанье камня и борьба, и споры в быстром беге, Узнай, кто в честной схватке лучшим и первым стал. Венчай его венком торжественным, венчай его венком Победы! Пусть будет он достоин - герой - встань на пьедестал! Пусть будет он достоин, встать на пьедестал!
Засверкал земной простор Реки и долины и вершины гор Снова распахнут всем ветрам Этот солнечный храм! Бессмертный, гордый дух античности -огонь пламенный и вечный!
Ты горишь у человечества в судьбе,
И недаром поклоняются тебе
И недаром бережёт тебя,
Каждый народ,
Каждый народ!
Тебя хранит, тебя хранит
И, вся Земля.
С 1900 г. по 1956 г. страны, проводящие Олимпийские зимние игры, заказывала написать новый гимн. В 1960 г. гимн Самараса был возвращен и исполнялся в основном на официальном языке страны - организатора игр.
Литература:
1. Сучилин А.А. Опыт работы Поволжской Олимпийской академии: материалы IV семинара президентов Олимпийских академий, в рамках IX Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы». М.: Совет. спорт, 1998. С. 46-49.
2. Барабанов А.Г. Олимпийское движение и социальные проблемы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 1996. С. 274-276.
3. Олимпийская Хартия / Пер. с англ. М.: Совет. спорт, 2014.
4. Родиченко В.С. Олимпийское образование в новой России. М.: Физкультура и спорт, 2005. С. 40, 44.
5. Лубыщева Л.И. Олимпийская культура как основа содержания Олимпийского образования. Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Ч. 2. Челябинск, 1997. С. 155-156.
6. Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание. СПб., 1998. С. 14-15.
7. Баринов С.Ю. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: дис. ... канд. педагог. наук. М., 1994. С. 28-30.
8. Банников А.М., Банникова Н.А. Олимпийская символика - основополагающий аспект олимпийского образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 2. С. 42-47.
References:
1. Suchilin A.A. Experience of the Povolzhsk Olympic Academy: Materials of IV Seminar of Presidents of Olympic Academies in the framework of the IX All-Russian scientific-practical conference "Olympic movement and social processes". M.: The Soviet sport, 1998. P. 46-49.
2. Barabanov A.G. Olympic movement and social problems: proceedings of the VII All-Russian scientific-practical conference. Krasnodar, 1996. P. 274-276.
3. The Olympic Charter / tr. from English. M.: The Soviet Sport, 2014.
4. Rodichenko V.S. Olympic education in new Russia. M.: Physical Culture and Sport, 2005. P. 40, 44.
5. Lubyscheva L.I. Olympic culture as the basis of the Olympic education content. Modern problems and concepts of physical culture and sports development. Part 2. Chelyabinsk, 1997. P. 155-156.
6. Tarasov S.V. Scientific and methodological support of the educational process: the concept and content. SPb., 1998. P. 14-15.
7. Barinov S. Y. Condition and ways of perfection of the Olympic education and training of studying youth: dis. ... Cand. ofPed. Sciences. M., 1994. P. 28-30.
8. Bannikov A.M., Bannikova N.A. Olympic symbols - an essential aspect of the Olympic Education //Bulletin of Maikop State Technological University. 2016. Vol. 2. P. 42-47.