Научная статья на тему 'Повышение эффективности олимпийского образования студентов на основе дистанционной педагогической технологии'

Повышение эффективности олимпийского образования студентов на основе дистанционной педагогической технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДУЛЬ "ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / OLYMPIC EDUCATION MODULE "OLYMPIC EDUCATION" / DISTANCE LEARNING / REMOTE TEACHING TECHNOLOGYSTUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круглик И. И.

В статье рассматривается проблема реализации олимпийского образования среди студентов. Автором разработана дистанционная педагогическая технология обучения студентов модулю«олимпийское образование». Экспериментально доказана эффективность данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круглик И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of implementation of Olympic education among students. The author has developed distance learning students' educational technology module "Olympic education". Experimentally proved theeffectiveness of this technology.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности олимпийского образования студентов на основе дистанционной педагогической технологии»

УДК 378.147:796.032

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ТЕХНОЛОГИИ

IMPROVING THE EFFICIENCY OF OLYMPIC EDUCATION STUDENTS ON THE BASIS OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGY

И.И. Круглик I.I. Kruglik

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 190121, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 108

National State University of Physical Culture, Sport and Health. P.F. Lesgaft, 108, naber. river Moika Str., St-Petersburg, 190121

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации олимпийского образования среди студентов. Автором разработана дистанционная педагогическая технология обучения студентов модулю «олимпийское образование». Экспериментально доказана эффективность данной технологии.

Abstract. The problem of implementation of Olympic education among students. The author has developed distance learning students' educational technology module "Olympic education". Experimentally proved the effectiveness of this technology.

Ключевые слова: олимпийское образование, модуль «олимпийское образование», дистанционное обучение, дистанционная педагогическая технология, студенты.

Key words: Olympic education module "Olympic education", distance learning, remote teaching technology

students.

Введение

В Олимпийской хартии четко прописано, что «Национальные олимпийские комитеты (НОК) ... должны пропагандировать на национальном уровне ... основополагающие принципы олимпизма и способствовать ... распространению олимпизма в высших учебных заведениях, в программах по физическому воспитанию, в школах и вузах. НОК способствует созданию организаций, деятельность которых посвящена олимпийскому образованию». Каждый НОК должен руководствоваться Олимпийской хартией, тоесть обязан заниматься олимпийским образованием, пропагандой идей современного олимпизма, принадлежащих Пьеру де Кубертену. Взгляды основоположника олимпийского движения были направлены на развитие гуманизма в системе образования, включающие в себя идеалы всестороннего развития личности, гармонию физических и духовных способностей [7, 10].

В России, начиная с 1980 года под руководством В.И. Столярова, В.С. Родиченко начинает формироваться система олимпийского образования и воспитания детей и молодежи, целью которой является приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, идеалам духовной красоты и благородства. Однако, результаты многочисленных исследований, проведенных среди различных слоев населения свидетельствуют о том, что наряду с растущим интересом молодежи к спорту, Олимпийским играм, наблюдается слабое усвоение ими идеалов, ценностей и традиций олимпизма [2, 3, 9, 11]. Благодаря совместному приказу Министерства образования Российской Федерации и Олимпийского комитета России № 41/84а от 5 марта 1994 года «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр» был определен комплекс мер, направленных на активизацию идей олимпизма в российскую систему образования и воспитания молодежи в духе олимпизма, что поспособствовало введению олимпийского образования в средние образовательные школы и высшие учебные заведения. В диссертационной работе В.И. Баюрова «Информационные технологии в системе олимпийского образования студенческой молодежи» затронута проблема использования информационных технологий в сфере олимпийского образования. Однако, многие вопросы остаются недостаточно полно изученными (обучение студенческой молодежи с помощью дистанционных технологий,

разработка курсов дистанционного обучения студентов и др.) [4, 5, 6]. С каждым годом дистанционное обучение набирает популярность. Это связано с развитием и доступностью всемирной сети интернет. Высокоскоростной доступ в Интернет становится неотъемлемой частью жизни современного человека, особенно молодежи. Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ: экономия времени, отсутствие территориально-географических ограничений, увеличение продуктивности, снижение себестоимости обучения. Как отмечают, А.А. Андреев, Е.С. Полат, С.А. Щенников технологии дистанционного обучения позволяют осуществлять обучение на расстоянии не снижая качества за счет индивидуализации, активных методов обучения, двухстороннего взаимодействия преподавателя и обучающегося [1, 8, 12].

В связи с вышеперечисленным возникает ряд противоречий обуславливающих актуальность данной темы:

- необходимостью реализации ценностей олимпизма на институализированном уровне и недостаточной приобщенностью студентов к идеалам и ценностям олимпизма;

- возможностями технологий дистанционного обучения в повышении качества олимпийского образования и недостаточной разработанностью вопросов внедрения технологий дистанционного обучения в области олимпийского образования в учебно-воспитательный процесс.

Цель исследования - обосновать и разработать дистанционную педагогическую технологию обучения студентов модулю «олимпийское образование».

Достижение цели осуществлялось решением следующих задач исследования:

1. Разработать и обосновать содержание дистанционного модуля «олимпийское образование».

2. Разработать дистанционную педагогическую технологию обучения студентов модулю «олимпийское образование».

3. Экспериментально обосновать и проверить эффективность дистанционной педагогической технологии обучения студентов модулю «олимпийское образование».

Методы исследования: библиографический поиск, анализ научно-методической литературы, педагогическое моделирование, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе исследования нами разработан модуль «олимпийское образование». Цель модуля олимпийское образование - повышение олимпийской грамотности, приобщение к идеалам и ценностям олимпизма студентов вузов.

Разработанный модуль «олимпийское образование» включает в себя следующие разделы: «Новости», «Теоретический раздел», «Лекторий», «Олимпийское образование в статьях», «Видеотека», «Проверь свои знания сам», «Анкетные опросы и тесты».

Раздел «Новости» создан для своевременного оповещения о происходящих изменениях в модуле «олимпийское образование». Напоминание о выполнении того или иного задания. Пример «Уважаемые студенты. Все кто подписан на обновления информации по кафедре Физического воспитания (и др.), в модуле «олимпийское образование» обязательно нужно пройти анкетирование. В анкете нужно выбрать один вариант ответа.

«Теоретический раздел» создан для предоставления рекомендуемой учебно-методической литературы по олимпийскому образованию в электронном виде. В содержании данного раздела представлены авторские методические рекомендации «История Олимпийского движения», Олимпийская хартия, различная литература по олимпийскому образованию (олимпийский учебник студента и т. д.). В содержании методических рекомендаций рассмотрены следующие вопросы: освещена история зарождения античных Олимпийских игр, приведены самые распространенные мифы и легенды возникновения Древних Олимпийских игр, представлена программа античных состязаний, представлены победители античных Олимпийских игр, даны краткие особенности античного олимпизма. Раскрыты предпосылки возникновения современных Олимпийских игр. Раскрыт вклад Барона Пьера де Кубертена как основоположника возрождения современных Олимпийских игр. Рассмотрены все Игры Олимпиад и Зимние Олимпийские игры, представлены организации руководящие олимпийским движение, дана биография президентов МОК.

Раздел «Лекторий» создан для мультимедийного сопровождения учебного процесса. В данном модуле представлен лекционный материал по олимпийскому образованию с вопросами, конкурс «Знаток олимпизма» в виде мультимедийных презентаций с вопросами и ответами, представлен иллюстрационный материал «Олимпийское образование в картинках». В содержании лекционного материала раскрыты следующие вопросы: Олимпийские игры Древней Греции ? Краткий обзор истоков олимпийского движения ? Исторические предпосылки зарождения и развития интереса к Олимпийским играм ? Роль Пьера де Кубертена в возрождении Олимпийских

игр и разработке концепции олимпизма? Исторические предпосылки возникновения и развития международного спортивного и олимпийского движения? Образование МОК. Утверждение олимпийской хартии. Основополагающие принципы олимпийского движения. «Ода спорту». Определение понятий «олимпизм», «олимпийское движение», «олимпиада», «Олимпийские игры». «Олимпийская символика и атрибутика». Роль международных спортивных федераций в содействии олимпийскому движению. НОК как основа структуры олимпийского движения. Правовой статус НОК. Тенденции дальнейшего развития международного спортивного и олимпийского движения. Содержание вопросов конкурса «Знаток Олимпизма». Теоретическая база вопросов используемых при проведении конкурса «Знаток Олимпизма» была составлена в соответствии с рассматриваемыми вопросами «Теоретическим модулем» и «Лекторием». Вопросы конкурса были составлены по 4 уровням сложности. За первые 5 вопросов за каждый правильный ответ начисляется 1 балл (базовый уровень сложности); вопросы с 6 по 10 за каждый правильный ответ 2 балла (средний уровень сложности); вопросы с 11 по 15 за каждый правильный 3 балла (высокий уровень сложности); вопросы с 16-21 за каждый правильный ответ 5 баллов (углубленный уровень сложности). Целью проведения конкурса является - приобщения к идеалам и ценностям олимпизма студентов вузов. Задачами конкурса являются - популяризация истории олимпийского движения, формирование олимпийской грамотности студентов вузов, формирование системы ценностно-мотивационных ориентаций и развитие интеллектуальных способностей, формирование физкультурно-спортивного образа жизни студентов вузов, определение лучших студентов обладающих знаниями в сфере олимпийского образования, определения влияния философии олимпизма (что является основой олимпийского образования) на культуру личности студентов. Так же в данном модуле представлена мультимедийная презентация «Олимпийское образование в картинках», которая помогает студентам с помощью наглядности ощутить «Историю олимпийского движения».

Раздел «Олимпийское образование в статьях» создан для более глубокого изучения отдельных тем по олимпийскому образованию. В данном разделе представлены публицистические и научные статьи ученых в сфере олимпийского образования. Так же подготовлены вопросы, позволяющие определить уровень усвоения материала. В содержании раздела имеются следующие статьи: «Олимпийская символика», Человек, который жил олимпийским движением «Пьер де Кубертен», «Алексей Дмитриевич Бутовский», «Основы олимпийского движения», так же приведены библиографические ссылки, с помощью которых студенты могут найти интересующий их материал в сфере олимпийского образования.

Раздел «Видеотека» способствует усвоению материала посредством принципа наглядности в учебном процессе. В данном разделе представлены видеофильмы и видеоуроки по олимпийскому образованию. Содержание данного раздела включает следующие видеофильмы: древние Олимпийские игры, древние олимпиады (в данных фильмах представлена философия и смысл древних Олимпийских игр), Пьер де Кубертен (в данном видеофильме представлена биография барона Пьера де Кубертена), кровь и слава древних Олимпийских игр, античные Олимпийские игры (фильмы включают рассказ про зарождение античных Олимпийских игр и проведение данных состязаний), история современного олимпийского движения от античности до современности, возрождение Олимпийских игр, Игры I-V Олимпиады, эмблема и флаг Олимпийских игр, олимпийский огонь, о первом Олимпийском чемпионе от России «Николай Панин-Коломенкин». Для проверки усвоения знаний раздела «Видеотека» подготовлены вопросы.

Раздел «Проверь свои знания сам» создан для самостоятельной работы студентов с тестовыми заданиями по олимпийскому образованию. В данном разделе представлен материал в виде тестовых заданий с ответами для самостоятельной работы и анализа ответов на вопросы, опросник в котором разработаны базовые вопросы для проверки уровня знаний в сфере олимпийского образования (данный опросник предполагает самостоятельные ответы на вопросы. В конце опросника находятся правильные ответы). Представлен вариант конкурса «Знаток Олимпизма» в виде тестовых заданий, вариант конкурса «Капитанов» в рамках конкурса «Знаток Олимпизма» в вопросах без варианта ответов, ответы приведены в отдельном документе.

Раздел «Анкетные опросы и тесты» создан для опроса студентов, который способствует узнать мнение студентов по вопросам в сфере олимпийского образования. Тестирование помогает определить уровень усвоения знаний. Автором диссертации были разработаны 2 анкеты и 2 теста.

Кроме того, разработана дистанционная педагогическая технология обучения студентов модулю «олимпийское образование», которая представлена взаимосвязанными этапами: 1) организационный; 2) основной; 3) коррекционный.

Организационный этап дистанционной педагогической технологии обучения студентов модулю «олимпийское образование».

Цель данного этапа - разработка модуля «олимпийское образование». Основные операции данного этапа:

- поиск материалов в соответствии с тематикой модуля;

- комплектование содержания разделов модуля;

- внедрение модуля в учебный процесс дисциплины «Физическая культура», «Олимпийское образование»;

- пропаганда разработанного модуля среди студентов.

Основной этап дистанционной педагогической технологии обучения студентов модулю «олимпийское образование».

Цель данного этапа - повышение олимпийской грамотности, приобщение к идеалам и ценностям олимпизма студентов вузов.

Данный этап включает в себя следующие операции:

- напоминание студентам о прохождении начального анкетирования;

- прохождение студентами начального анкетирования и ознакомление с основными разделами модуля (просмотр модели дистанционного обучения и рекомендаций преподавателя);

- изучение «Теоретического раздела» и консультирование с преподавателем по возникшим вопросам;

- прохождение самотестирования в разделе «Проверь свои знания сам» (раздел создан для развития навыков самостоятельности при обучении);

- изучение раздела «Лекторий» и самостоятельные ответы на вопросы в лекционных презентациях;

- изучение раздела «Олимпийское образование в статьях» и ответы на вопросы в данном разделе;

- просмотр видеофильмов в разделе «Видеотека»;

- прохождение тестирования по вопросам раздела «Олимпийское образование в статьях», и рубежного контроля по разделу «Видеотека»;

- комплексная работа со всеми разделами модуля и электронное консультирование с преподавателем.

Коррекционный этап дистанционной педагогической технологии обучения студентов модулю «олимпийское образование»

Цель данного этапа - контроль уровня олимпийской грамотности, определение приобщения к идеалам и ценностям олимпизма студентов вузов.

Основные операции на данном этапе:

- проведение тестирования и анкетирования;

- подведение итогов обучения студентов модулю «олимпийское образование» (подсчеты результатов определение олимпийской грамотности и приобщения к идеалам и ценностям олимпизма студентов вузов);

- коррекция дистанционной педагогической технологии и написание практических рекомендаций по использованию модуля «олимпийское образование» [3, 4, 5, 6, 7].

Для определения эффективности модуля «олимпийское образование» на основе дистанционной педагогической технологии был проведен педагогический эксперимент, в котором были задействованы студенты 5 курса, тренерского факультета Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. В процессе исследования из числа студентов в количестве (n=40) человек были сформированы 2 группы: экспериментальная (n=20) и контрольная (n=20), далее (ЭГ и КГ). Педагогический эксперимент предусматривал проведения занятий по олимпийскому образованию со студентами ЭГ и КГ. До проведения педагогического эксперимента группы были однородными (по критерию олимпийской грамотности). Студенты КГ занимались по традиционной программе: включающей проведение лекционных, практических занятий, выполнение самостоятельной работы с учетом учебно-методического комплекса по олимпийскому образованию. Программа студентов ЭГ включала: проведение лекционных, практических занятий, с учетом учебно-методического комплекса, вместо запланированной самостоятельной работы по традиционной методике, было предложено пройти обучение модулю «олимпийское образование» на основе дистанционной педагогической технологии. В конце обучения было проведено анкетирование и тестирование (для определения олимпийской грамотности, приобщению к идеалам и ценностям олимпизма). Контрольная группа занималась по традиционной методике выполнения самостоятельной работы. До проведения педагогического эксперимента было проведено начальное анкетирование позволяющее определить сформированность системы знаний (олимпийской грамотности), отношений и интереса, умений и навыков использовать олимпийские знания в жизни.

Дистанционная педагогическая технология обучения модулю «олимпийское образование» доказала свою эффективность в ходе педагогического эксперимента (на основе результатов исследования). До исследования установлено, что сформирован базовый уровень олимпийской грамотности (1 балл) у 78,13% студентов ЭГ, 80,38% студентов КГ. Соответственно, не сформированным базовый уровень олимпийской грамотности (о баллов), можно считать у 21,87% студентов ЭГ, 19,62% студентов КГ. Статистических различий между показателями, характеризующими олимпийскую грамотность студентов ЭГ и КГ до проведения исследования не обнаружено (p>0,05). Так же по результатам анкетирования доказан высокий уровень отношения

и интереса, умения и навыков в сфере олимпийского образования. После исследования на основе результатов ответов на вопросы установлено: в ЭГ 95,58% опрошенных дали верные ответы, 4,42% студентов дали не верные ответы, в КГ 75,88% опрошенных дали правильные ответы, 24,12% респондентов дали не верные ответы. Таким образом, у студентов ЭГ по сравнению с КГ наблюдается статистически достоверный прирост (р<0,05) олимпийской грамотности по тесту «античные Олимпийские игры». По результатом ответов на вопросы: в ЭГ 92,37% опрошенных дали верные ответы, 7,63% студентов дали не верные ответы, в КГ 64,25% опрошенных дали правильные ответы, 35,75% респондентов дали не верные ответы. В итоге, у студентов ЭГ по сравнению с КГ наблюдается статистически достоверный прирост (р<0,05) олимпийской грамотности по тесту «Современное Олимпийское движение». По результатам анкетирования зафиксирован высокий уровень приобщения к идеалам и ценностям олимпизма и готовности использования в жизни.

Заключение

В ходе исследования разработан модуль «олимпийское образование». Обучение данному модулю проходило на основе дистанционной педагогической технологии, которая подтвердила свою эффективность в ходе экспериментального исследования.

Список литературы

1. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях / А.А. Андреев // [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / А. А. Андреев // Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Ин-т общ. сред. образования РАО. - Электрон. текст. дан. - М., 1999. - 41 с. - Режим доступа:http://aqua.iefb.agtu.ru/dist/BiЪlio/Dissert/dissert_Andreev/Ъr/ogl-Ъ.htm.

2. Баринова, И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: автореф. дис. канд. пед. наук. / И.В. Баринова / / М., 1994. - С. 26.

3. Гутин, А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Т. Гутин; Омский гос.ин-т физ.культуры. - Омск, 1988. - 17 с.

4. Круглик И.И. Технология дистанционного обучения студенческой молодежи олимпийскому образованию / И.И. Круглик, Ю.Ф. Курамшин // Физическая культура и здоровье студентов: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, 19 февраля 2015 г. - Спб.: СПбГУП, 2015. - С. 61-64.

5. Круглик И.И. Обучение студенческой молодежи олимпийскому образованию на основе дистанционной технологии / И.И. Круглик, Ю.Ф. Курамшин // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию создания кафедры физической культуры и спорта ФГАОУ ВО СПбПУ. / под общ. ред. проф. Л.М. Волковой, проф. О.Г. Румба. -Часть 1. СПб., Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. - С. 210-219.

6. Круглик, И.И. Дистанционное обучение олимпийскому образованию / И.И. Круглик, Ю.Ф. Курамшин // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: сб. матер. конф. с междунар. участием, 15-16 мая 2014 г. город Пермь, Россия / ред. кол: Е.В. Старкова (глав. ред.), Т.А. Полякова (науч.ред)., Перм. гос. гуманит. Пед. ун-т. - Пермь, Астер, 2014. - С. 164-168.

7. Олимпийская хартия (в действии с 11 февраля 2010 г.) [Текст] / Международный Олимпийский Комитет; пер. с англ. - Лозанна: Компания «DidWeDo S.a.r.l.», 2007. - 45 с.

8. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров // под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.

9. Родиченко, В.С. Олимпийское образование и современные тенденции развития в области политики и идеологии / В.С. Родиченко, В.И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. -Вып. 6. - С.26-32.

10. Сайт всероссийская электронная образовательная система [эл. ресурс]. - Спб.: СПбГУП, 2014. -Режим доступа: http://rosmetod.ru/upload/2014/10/30/06-47-30-kruglik-metodicheskie-rekomendacii-fevral-2014-god.doc?check=1.

11. Столяров, В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи / В.И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - N 4. -С.13-21.

12. Щенников, С.А. Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников // - М.: Мирос, 2002. -

268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.