Научная статья на тему 'Исследование эффективности олимпийского образования студентов на основе дистанционной педагогической технологии'

Исследование эффективности олимпийского образования студентов на основе дистанционной педагогической технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / OLYMPIC EDUCATION / DISTANCE TEACHING TECHNOLOGY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курамшин Юрий Федорович, Круглик Иван Иванович

Статья посвящена рассмотрению организации обучения олимпийскому образованию студентов вузов на основе дистанционной педагогической технологии. Представлен авторский модуль «Олимпийское образование», этапы и основные операции дистанционной технологии, внедренной в практику обучения дисциплине «Физическая культура». Экспериментально доказана эффективность данной технологии, выражающаяся в повышении олимпийской грамотности, приобщении студентов к идеалам и ценностям олимпизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курамшин Юрий Федорович, Круглик Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of the effectiveness of students’ Olympic education on the basis of distance teaching technology

The paper is devoted to the organization of the Olympic education of university students on the basis of distance teaching technology. The purpose of the study was to develop and validate remote teaching technology of training university students to the ‘Olympic education’ educational module. The results of the study and its scientific innovation is developing the module ‘Olympic education’ itself; its presents is contents in the paper. The module is taught to the students with the specially developed distance educational technology consisting of several stages. The authors experimentally proved the effectiveness of this technology, which resulted in an increase of the students’ Olympic literacy, their displayed introduction to the ideals and values of the Olympism. The practical significance of the study is the bringing the above-mentioned distance teaching technology into the practice of ‘Physical Culture' and ‘Olympic Education’ academic disciplines

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности олимпийского образования студентов на основе дистанционной педагогической технологии»

Ю. Ф. Курамшин, И. И. Круглик

(Санкт-Петербург)

Исследование эффективности олимпийского образования

студентов на основе дистанционной педагогической

технологии

Статья посвящена рассмотрению организации обучения олимпийскому образованию студентов вузов на основе дистанционной педагогической технологии. Представлен авторский модуль «Олимпийское образование», этапы и основные операции дистанционной технологии, внедренной в практику обучения дисциплине «Физическая культура». Экспериментально доказана эффективность данной технологии, выражающаяся в повышении олимпийской грамотности, приобщении студентов к идеалам и ценностям олимпизма.

Актуальность нашего исследования определяется двумя противоречиями: между необходимостью реализации ценностей олим-пизма на институализированном уровне и недостаточной приобщенностью студентов к идеалам и ценностям олимпизма, а также между возможностями технологий дистанционного обучения (ДО] в повышении качества олимпийского образования и недостаточной разработанностью вопросов внедрения технологий ДО в области олимпийского образования в учебно-воспитательный процесс [15].

С учетом данных противоречий была поставлена цель исследования: разработать и обосновать дистанционную педагогическую технологию обучения студентов вузов модулю «Олимпийское образование», которая предусматривает разработку средств обучения; системное взаимодействие преподавателя и студента на основе дидактической модели обучения; объективные критерии проверки эффективности обучения.

По результатам организационного этапа исследования разработан модуль «Олимпийское образование», который включает в себя взаимосвязанные разделы (новости, теоретический раздел, лекторий, олимпийское образование в статьях, видеотека, проверь свои знания сам, анкетные опросы и тесты].

Раздел «Новости» создан для своевременного оповещения о происходящих изменениях в модуле. Теоретический раздел - для представления рекомендуемой учебно-методической литературы по олимпийскому обра-

зованию, раздел «Лекторий» - для мультимедийного сопровождения учебного процесса. В нем представлен лекционный материал по олимпийскому образованию в виде мультимедийных презентаций с вопросами, а также конкурс «Знаток олимпизма» в виде мультимедийных презентаций в вопросах и картинках. Раздел «Олимпийское образование в статьях» создан для более глубокого изучения отдельных тем по олимпийскому образованию. В данном разделе представлены публицистические и научные статьи ученых в сфере олимпийского образования. Раздел «Видеотека» способствует усвоению материала посредством принципа наглядности, в данном разделе представлены видеофильмы и видеоуроки по олимпийскому образованию. Раздел «Проверь свои знания сам» ориентирует студентов на самостоятельную работу с тестовыми заданиями. Разделы «Анкетные опросы и тесты» и «Тестирование» помогают определить уровень усвоения знаний.

Основной этап дистанционной педагогической технологии обучения студентов модулю «Олимпийское образование» имеет целью повышение олимпийской грамотности, приобщение студентов к идеалам и ценностям олимпизма и охватывает время с момента получения материала студентами через весь период обучения до момента тестирования уровня знаний студентов.

Данный этап включает в себя следующие операции:

- прохождение студентами начального анкетирования и ознакомление с основными

разделами модуля (просмотр модели дистанционного обучения и рекомендаций преподавателя]; изучение теоретического раздела и консультирование с преподавателем по возникшим вопросам; прохождение самотестирования в разделе «Проверь свои знания сам» (раздел создан для развития навыков самостоятельности при обучении]; изучение раздела «Лекторий» и самостоятельные ответы на вопросы в лекционных презентациях;

- изучение раздела «Олимпийское образование в статьях» и ответы на вопросы в данном разделе; просмотр видеофильмов в разделе «Видеотека»; прохождение тестирования по вопросам раздела «Олимпийское образование в статьях» и рубежного контроля по разделу «Видеотека»; комплексную работу со всеми разделами модуля и электронное консультирование с преподавателем.

Коррекционный этап дистанционной педагогической технологии обучения студентов модулю «Олимпийское образование» направлен на контроль уровня олимпийской грамотности, определение степени приобщения студентов вузов к идеалам и ценностям олимпизма.

Основные операции на данном этапе: проведение тестирования и анкетирования; подведение итогов обучения студентов модулю «Олимпийское образование» (подсчеты результатов определение олимпийской грамотности и приобщения к идеалам и ценностям олимпизма студентов вузов]; коррекция дистанционной педагогической технологии и написание практических рекомендаций по использованию модуля.

С целью определения сформированности олимпийской грамотности до начала дистанционного обучения проводилось анкетирование в следующих учебных заведениях: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП) (п=245], Санкт-Петербургский университет управления и экономики (СПБУУиЭ) (п=95], «УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», город Горки, Республика Беларусь (БГСХА) (п=200], УО «Белорусский государственный университет физической культуры (БГУФК) (п=60]. В итоге в массовом анкетировании приняли участие 600 студентов перечисленных вузов.

В СПбГУП и БГСХА данное анкетирование было начальным, эти вузы были выбраны

экспериментальной базой для дальнейшего исследования. По результатам ответов на вопросы в СПбГУП 82,14% опрошенных дали верные ответы, 17,86% студентов дали неверные ответы; в БГСХА 51,37% опрошенных дали правильные ответы, 48,62% респондентов дали неверные ответы, в СПбУУиЭ 50,26% студентов дали верные ответы, 49,73% студентов ответили неверно, в БГУФК 99,16% студентов дали верные ответы, 0,84% - неверные ответы. До проведения исследования в экспериментальных вузах СПбГУП и БГСХА результаты начального анкетирования по сформированности олимпийской грамотности статистически отличались (р<0,05]. У студентов СПбГУП по сравнению со студентами БГСХА зафиксирован наиболее высокий процент правильных ответов по результатом определения сформированности олимпийской грамотности, результаты статистически достоверны (р<0,05].

На основании анализа результатов начального анкетирования, позволяющего определить сформированность системы знаний (олимпийской грамотности в сфере олимпийского образования] установлено, что сформирован базовый уровень олимпийской грамотности (1 балл] у 99,16% студентов БГУФК, 82,14% у студентов СПбГУП, 51,37% - БГСХА и 50,26% - СПбУУиЭ. Соответственно, не сформированным базовый уровень олимпийской грамотности (0 баллов] можно считать у 0,84% студентов БГУФК, 17,86% студентов СПбГУП, 48,62% студентов БГСХА и у 49,73% СПбУУиЭ.

После обучения модулю «Олимпийское образование» на основе дистанционной педагогической технологии проводилось тестирование с целью определения сформированности системы знаний (олимпийской грамотности]. По вопросам теста «Античные Олимпийские игры» было опрошено 372 студента 1-4 курсов СПбГУП и 80 студентов БГСХА. Установлено, что у 93,13% студентов СПбГУП и 75,55% респондентов БГСХА сформирована система знаний по теме «Античные Олимпийские игры, античный олимпизм» (1 балл]. Соответственно, у 6,87% студентов СПбГУП и 24,45% респондентов БГСХА не сформирована система знаний по этой теме (0 баллов].

По данным теста «Современное Олимпийское движение» были опрошены 324 студента 1-4 курсов СПбГУП и 80 студентов БГСХА.

Курамшин Ю. Ф, Круглик И. И. Исследование эффективности олимпийского образования студентов

Установлено, что у 84,56% студентов СПбГУП и 78,33% респондентов БГСХА сформирована система знаний по теме «Современное Олимпийское движение» (1 балл]. Соответственно, у 15,44% студентов СПбГУП и 21,67% респондентов БГСХА не сформирована система знаний по данной теме (0 баллов].

Для определения эффективности модуля «Олимпийское образование» на основе дистанционной педагогической технологии был проведен педагогический эксперимент, в котором были задействованы студенты 5 курса тренерского факультета Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгаф-та, Санкт-Петербург. В процессе исследования из 40 студентов (п=40] были сформированы 2 группы - экспериментальная (п=20] и контрольная (п=20), далее ЭГ и КГ.

Педагогический эксперимент предусматривал проведения занятий по олимпийскому образованию со студентами ЭГ и КГ. До проведения педагогического эксперимента группы были однородными по критерию олимпийской грамотности. Студенты КГ занимались по традиционной программе, включающей проведение лекционных, практических занятий, выполнение самостоятельной работы с использованием учебно-методического комплекса по олимпийскому образованию. Программа студентов ЭГ включала: проведение лекционных, практических занятий, с использованием учебно-методического комплекса. Вместо запланированной самостоятельной работы по традиционной методике было предложено пройти обучение модулю «Олимпийское образование» на основе дистанционной педагогической технологии. В конце обучения было проведено анкетирование и тестирование (для определения олимпийской грамотности, приобщения к идеалам и ценностям олимпизма]. Контрольная группа занималась по традиционной методике выполнения самостоятельной работы.

До проведения педагогического эксперимента было проведено начальное анкетирование, позволяющее определить сформиро-ванность системы знаний (олимпийской грамотности], отношений и интереса, умений и навыков использовать олимпийские знания в жизни.

Дистанционная педагогическая технология обучения модулю «олимпийское образование» доказала свою эффективность в ходе педагогического эксперимента (на основе результатов исследования]. До исследования установлено, что сформирован базовый уровень олимпийской грамотности (1 балл] у 78,13% студентов ЭГ, 80,38% студентов КГ. Соответственно, несформированным базовый уровень олимпийской грамотности (0 баллов], можно считать у 21,87% студентов ЭГ, 19,62% студентов КГ. Статистических различий между показателями, характеризующими олимпийскую грамотность студентов ЭГ и КГ до проведения исследования не обнаружено (р>0,05]. Также по результатам, анкетирования доказан высокий уровень отношения и интереса, умения и навыков в сфере олимпийского образования.

После исследования на основе результатов ответов на вопросы (тест «античные Олимпийские игры»] установлено: в ЭГ 95,58% опрошенных дали верные ответы, 4,42% студентов дали неверные ответы, в КГ 75,88% опрошенных дали верные ответы, 24,12% студентов дали неверные ответы. Итак, у студентов ЭГ по сравнению с КГ наблюдается статистически достоверный прирост (р<0,05] олимпийской грамотности по тесту «Античные Олимпийские игры». По результатам ответов на вопросы (тест «Современное Олимпийское движение»]: в ЭГ 92,37% опрошенных дали верные ответы, 7,63% студентов дали неверные ответы, в КГ 64,25% опрошенных дали правильные ответы, 35,75% респондентов дали неверные ответы. Таким образом, у студентов ЭГ по сравнению с КГ наблюдается статистически достоверный прирост (р<0,05] олимпийской грамотности по тесту «Современное Олимпийское движение». По результатам анкетирования зафиксирован высокий уровень приобщения к идеалам и ценностям олимпизма и готовности использования в жизни.

Таким образом, разработанная дистанционная педагогическая технология обучения модулю «олимпийское образование» подтвердила свою эффективность в ходе экспериментального исследования, выражающаяся в повышении олимпийской грамотности, приобщении к идеалам и ценностям олим-пизма студентов вузов.

Литература

1. Баринова И. В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - М., 1994. - 26 с.

2. Гутин А. Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Омск, 1988. - 17 с.

3. Круглик И. И., Курамшин Ю. Ф. Обучение студенческой молодежи олимпийскому образованию на основе дистанционной технологии // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 80-летию создания каф. физич. культуры и спорта ФГАОУ ВО СПбПУ / под общ. ред. проф. Л. М. Волковой, проф. О. Г. Румба. - Ч. 1. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - С. 210-219.

4. Полат Е. С., Моисеева М. В. Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 400 с.

5. Столяров В. И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 4. - С. 13-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.