Ю. Ф. Курамшин, И. И. Круглик
(Санкт-Петербург)
Исследование эффективности олимпийского образования
студентов на основе дистанционной педагогической
технологии
Статья посвящена рассмотрению организации обучения олимпийскому образованию студентов вузов на основе дистанционной педагогической технологии. Представлен авторский модуль «Олимпийское образование», этапы и основные операции дистанционной технологии, внедренной в практику обучения дисциплине «Физическая культура». Экспериментально доказана эффективность данной технологии, выражающаяся в повышении олимпийской грамотности, приобщении студентов к идеалам и ценностям олимпизма.
Актуальность нашего исследования определяется двумя противоречиями: между необходимостью реализации ценностей олим-пизма на институализированном уровне и недостаточной приобщенностью студентов к идеалам и ценностям олимпизма, а также между возможностями технологий дистанционного обучения (ДО] в повышении качества олимпийского образования и недостаточной разработанностью вопросов внедрения технологий ДО в области олимпийского образования в учебно-воспитательный процесс [15].
С учетом данных противоречий была поставлена цель исследования: разработать и обосновать дистанционную педагогическую технологию обучения студентов вузов модулю «Олимпийское образование», которая предусматривает разработку средств обучения; системное взаимодействие преподавателя и студента на основе дидактической модели обучения; объективные критерии проверки эффективности обучения.
По результатам организационного этапа исследования разработан модуль «Олимпийское образование», который включает в себя взаимосвязанные разделы (новости, теоретический раздел, лекторий, олимпийское образование в статьях, видеотека, проверь свои знания сам, анкетные опросы и тесты].
Раздел «Новости» создан для своевременного оповещения о происходящих изменениях в модуле. Теоретический раздел - для представления рекомендуемой учебно-методической литературы по олимпийскому обра-
зованию, раздел «Лекторий» - для мультимедийного сопровождения учебного процесса. В нем представлен лекционный материал по олимпийскому образованию в виде мультимедийных презентаций с вопросами, а также конкурс «Знаток олимпизма» в виде мультимедийных презентаций в вопросах и картинках. Раздел «Олимпийское образование в статьях» создан для более глубокого изучения отдельных тем по олимпийскому образованию. В данном разделе представлены публицистические и научные статьи ученых в сфере олимпийского образования. Раздел «Видеотека» способствует усвоению материала посредством принципа наглядности, в данном разделе представлены видеофильмы и видеоуроки по олимпийскому образованию. Раздел «Проверь свои знания сам» ориентирует студентов на самостоятельную работу с тестовыми заданиями. Разделы «Анкетные опросы и тесты» и «Тестирование» помогают определить уровень усвоения знаний.
Основной этап дистанционной педагогической технологии обучения студентов модулю «Олимпийское образование» имеет целью повышение олимпийской грамотности, приобщение студентов к идеалам и ценностям олимпизма и охватывает время с момента получения материала студентами через весь период обучения до момента тестирования уровня знаний студентов.
Данный этап включает в себя следующие операции:
- прохождение студентами начального анкетирования и ознакомление с основными
разделами модуля (просмотр модели дистанционного обучения и рекомендаций преподавателя]; изучение теоретического раздела и консультирование с преподавателем по возникшим вопросам; прохождение самотестирования в разделе «Проверь свои знания сам» (раздел создан для развития навыков самостоятельности при обучении]; изучение раздела «Лекторий» и самостоятельные ответы на вопросы в лекционных презентациях;
- изучение раздела «Олимпийское образование в статьях» и ответы на вопросы в данном разделе; просмотр видеофильмов в разделе «Видеотека»; прохождение тестирования по вопросам раздела «Олимпийское образование в статьях» и рубежного контроля по разделу «Видеотека»; комплексную работу со всеми разделами модуля и электронное консультирование с преподавателем.
Коррекционный этап дистанционной педагогической технологии обучения студентов модулю «Олимпийское образование» направлен на контроль уровня олимпийской грамотности, определение степени приобщения студентов вузов к идеалам и ценностям олимпизма.
Основные операции на данном этапе: проведение тестирования и анкетирования; подведение итогов обучения студентов модулю «Олимпийское образование» (подсчеты результатов определение олимпийской грамотности и приобщения к идеалам и ценностям олимпизма студентов вузов]; коррекция дистанционной педагогической технологии и написание практических рекомендаций по использованию модуля.
С целью определения сформированности олимпийской грамотности до начала дистанционного обучения проводилось анкетирование в следующих учебных заведениях: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП) (п=245], Санкт-Петербургский университет управления и экономики (СПБУУиЭ) (п=95], «УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», город Горки, Республика Беларусь (БГСХА) (п=200], УО «Белорусский государственный университет физической культуры (БГУФК) (п=60]. В итоге в массовом анкетировании приняли участие 600 студентов перечисленных вузов.
В СПбГУП и БГСХА данное анкетирование было начальным, эти вузы были выбраны
экспериментальной базой для дальнейшего исследования. По результатам ответов на вопросы в СПбГУП 82,14% опрошенных дали верные ответы, 17,86% студентов дали неверные ответы; в БГСХА 51,37% опрошенных дали правильные ответы, 48,62% респондентов дали неверные ответы, в СПбУУиЭ 50,26% студентов дали верные ответы, 49,73% студентов ответили неверно, в БГУФК 99,16% студентов дали верные ответы, 0,84% - неверные ответы. До проведения исследования в экспериментальных вузах СПбГУП и БГСХА результаты начального анкетирования по сформированности олимпийской грамотности статистически отличались (р<0,05]. У студентов СПбГУП по сравнению со студентами БГСХА зафиксирован наиболее высокий процент правильных ответов по результатом определения сформированности олимпийской грамотности, результаты статистически достоверны (р<0,05].
На основании анализа результатов начального анкетирования, позволяющего определить сформированность системы знаний (олимпийской грамотности в сфере олимпийского образования] установлено, что сформирован базовый уровень олимпийской грамотности (1 балл] у 99,16% студентов БГУФК, 82,14% у студентов СПбГУП, 51,37% - БГСХА и 50,26% - СПбУУиЭ. Соответственно, не сформированным базовый уровень олимпийской грамотности (0 баллов] можно считать у 0,84% студентов БГУФК, 17,86% студентов СПбГУП, 48,62% студентов БГСХА и у 49,73% СПбУУиЭ.
После обучения модулю «Олимпийское образование» на основе дистанционной педагогической технологии проводилось тестирование с целью определения сформированности системы знаний (олимпийской грамотности]. По вопросам теста «Античные Олимпийские игры» было опрошено 372 студента 1-4 курсов СПбГУП и 80 студентов БГСХА. Установлено, что у 93,13% студентов СПбГУП и 75,55% респондентов БГСХА сформирована система знаний по теме «Античные Олимпийские игры, античный олимпизм» (1 балл]. Соответственно, у 6,87% студентов СПбГУП и 24,45% респондентов БГСХА не сформирована система знаний по этой теме (0 баллов].
По данным теста «Современное Олимпийское движение» были опрошены 324 студента 1-4 курсов СПбГУП и 80 студентов БГСХА.
Курамшин Ю. Ф, Круглик И. И. Исследование эффективности олимпийского образования студентов
Установлено, что у 84,56% студентов СПбГУП и 78,33% респондентов БГСХА сформирована система знаний по теме «Современное Олимпийское движение» (1 балл]. Соответственно, у 15,44% студентов СПбГУП и 21,67% респондентов БГСХА не сформирована система знаний по данной теме (0 баллов].
Для определения эффективности модуля «Олимпийское образование» на основе дистанционной педагогической технологии был проведен педагогический эксперимент, в котором были задействованы студенты 5 курса тренерского факультета Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгаф-та, Санкт-Петербург. В процессе исследования из 40 студентов (п=40] были сформированы 2 группы - экспериментальная (п=20] и контрольная (п=20), далее ЭГ и КГ.
Педагогический эксперимент предусматривал проведения занятий по олимпийскому образованию со студентами ЭГ и КГ. До проведения педагогического эксперимента группы были однородными по критерию олимпийской грамотности. Студенты КГ занимались по традиционной программе, включающей проведение лекционных, практических занятий, выполнение самостоятельной работы с использованием учебно-методического комплекса по олимпийскому образованию. Программа студентов ЭГ включала: проведение лекционных, практических занятий, с использованием учебно-методического комплекса. Вместо запланированной самостоятельной работы по традиционной методике было предложено пройти обучение модулю «Олимпийское образование» на основе дистанционной педагогической технологии. В конце обучения было проведено анкетирование и тестирование (для определения олимпийской грамотности, приобщения к идеалам и ценностям олимпизма]. Контрольная группа занималась по традиционной методике выполнения самостоятельной работы.
До проведения педагогического эксперимента было проведено начальное анкетирование, позволяющее определить сформиро-ванность системы знаний (олимпийской грамотности], отношений и интереса, умений и навыков использовать олимпийские знания в жизни.
Дистанционная педагогическая технология обучения модулю «олимпийское образование» доказала свою эффективность в ходе педагогического эксперимента (на основе результатов исследования]. До исследования установлено, что сформирован базовый уровень олимпийской грамотности (1 балл] у 78,13% студентов ЭГ, 80,38% студентов КГ. Соответственно, несформированным базовый уровень олимпийской грамотности (0 баллов], можно считать у 21,87% студентов ЭГ, 19,62% студентов КГ. Статистических различий между показателями, характеризующими олимпийскую грамотность студентов ЭГ и КГ до проведения исследования не обнаружено (р>0,05]. Также по результатам, анкетирования доказан высокий уровень отношения и интереса, умения и навыков в сфере олимпийского образования.
После исследования на основе результатов ответов на вопросы (тест «античные Олимпийские игры»] установлено: в ЭГ 95,58% опрошенных дали верные ответы, 4,42% студентов дали неверные ответы, в КГ 75,88% опрошенных дали верные ответы, 24,12% студентов дали неверные ответы. Итак, у студентов ЭГ по сравнению с КГ наблюдается статистически достоверный прирост (р<0,05] олимпийской грамотности по тесту «Античные Олимпийские игры». По результатам ответов на вопросы (тест «Современное Олимпийское движение»]: в ЭГ 92,37% опрошенных дали верные ответы, 7,63% студентов дали неверные ответы, в КГ 64,25% опрошенных дали правильные ответы, 35,75% респондентов дали неверные ответы. Таким образом, у студентов ЭГ по сравнению с КГ наблюдается статистически достоверный прирост (р<0,05] олимпийской грамотности по тесту «Современное Олимпийское движение». По результатам анкетирования зафиксирован высокий уровень приобщения к идеалам и ценностям олимпизма и готовности использования в жизни.
Таким образом, разработанная дистанционная педагогическая технология обучения модулю «олимпийское образование» подтвердила свою эффективность в ходе экспериментального исследования, выражающаяся в повышении олимпийской грамотности, приобщении к идеалам и ценностям олим-пизма студентов вузов.
Литература
1. Баринова И. В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - М., 1994. - 26 с.
2. Гутин А. Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Омск, 1988. - 17 с.
3. Круглик И. И., Курамшин Ю. Ф. Обучение студенческой молодежи олимпийскому образованию на основе дистанционной технологии // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 80-летию создания каф. физич. культуры и спорта ФГАОУ ВО СПбПУ / под общ. ред. проф. Л. М. Волковой, проф. О. Г. Румба. - Ч. 1. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - С. 210-219.
4. Полат Е. С., Моисеева М. В. Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
5. Столяров В. И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 4. - С. 13-21.