Научная статья на тему 'Анализ эффективности личностно-ориентированного подхода в реализации олимпийского образования в процессе физического воспитания студентов педагогических вузов'

Анализ эффективности личностно-ориентированного подхода в реализации олимпийского образования в процессе физического воспитания студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
олимпизм / олимпийское образование / олимпийское наследие / личностно-ориентированное физическое воспитание / Olympic movement / Olympic education / Olympic heritage / student-centered physical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Наталья Михайловна

Статья посвящена анализу результатов анкетирования студентов Федеральногогосударственного бюджетного образовательного учреждения высшегопрофессионального образования «Кубанский государственный университет»проведенного с целью выявления их заинтересованности в вопросах олимпийскогообразования с последующим формированием и внедрением технологии личностно-ориентированного физического воспитания и приобщения к ценностям олимпийскогодвижения и здорового образа жизни. Автором предложена двухуровневая программаприкладного личностно-ориентированного олимпийского образования, учитывающаяпрофессиональные интересы студентов, обучающихся на различных факультетах иапробированная в рамках факультативного курса «Школа добровольчества». В основуэкспериментального подхода было положено предположение о том, что процессолимпийского образования станет более успешным, если будет реализован рядорганизационно-педагогических условий, учитывающих индивидуальные особенностизанимающихся и направленных на освоение комплекса субъективно значимых олимпийскихзнаний, включая возможность практического применения в будущей профессиональнойдеятельности, к которым отнесены: сочетание олимпийского образования ссубъективными интересами студентов, обучающихся на различных специальностях;интеграция олимпийских знаний в систему профессиональной подготовки с учетомособенностей будущей деятельности; организация учебного процесса на основе ведущихолимпийских ценностей – дружбы, совершенствования, уважения; моделированиеситуаций, в которых студенты вовлекаются в коллективную деятельность, требующуюпроявления знаний на практике. Результаты проведенного эксперимента подтвердилиавторскую гипотезу: организационно-педагогические условия личностно-ориентированного олимпийского образования, интегрированные в процесс физическоговоспитания, позволяют сформировать у студентов различных факультетов испециальностей совокупность ценностных ориентаций, интересов, способностей, уменийи навыков, на основе которых формируется соответствующее поведение, стиль жизничеловека и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартыненко Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF STUDENT-CENTERED APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF OLYMPIC EDUCATION IN PHYSICAL TRAINING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article analyzes the survey results that had been carried out among the students of Kuban State University with the purpose of revealing their interest in the issues of Olympic education with the subsequent formation and adoption of technology student-centered physical education and the introduction to the values of the Olympic movement and healthy lifestyle. Author proposes a two-tier program of student-centered applied Olympic education that takes into account professional interests of the students, studying in various faculties. The program had been tested within the elective course "School of volunteerism." Authors takes as a basis of the experimental approach the presupposition that the quality of the Olympic education can be improved if the following organizational and pedagogical conditions are satisfied: combination of Olympic education with the subjective interests of the students; combination of Olympic education with the subjective interests of the of students, studying in various specialties; integration of Olympic knowledge in training; taking into account the features of future activities; organization of educational process on the basis of the leading Olympic values friendship, perfection, respect; implementation of case-studies, which helps to involve the students in a collective activity and requires manifestation of knowledge in practice. These conditions take into account the individual characteristics of students and focused on the development of complex subjective important Olympic knowledge, including the possibility of practical application in the future professional activity. Research result confirmed authorial presupposition: organizational and pedagogical conditions of student-centered Olympic education integrated into the process of physical training of students of various faculties and specialties allows to form totality of value orientations, interests, abilities and skills, on the basis of which the appropriate behavior, style of human and society life are generated.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности личностно-ориентированного подхода в реализации олимпийского образования в процессе физического воспитания студентов педагогических вузов»

стр. 60 из 184

УДК 37.037.1 DOI: 10.12737/16085

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Мартыненко Наталья Михайловна, соискатель кафедры социально-культурного сервиса и туризма, martn2010@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма», г. Краснодар, Российская Федерация

Статья посвящена анализу результатов анкетирования студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет»

проведенного с целью выявления их заинтересованности в вопросах олимпийского образования с последующим формированием и внедрением технологии личностноориентированного физического воспитания и приобщения к ценностям олимпийского движения и здорового образа жизни. Автором предложена двухуровневая программа прикладного личностно-ориентированного олимпийского образования, учитывающая профессиональные интересы студентов, обучающихся на различных факультетах и апробированная в рамках факультативного курса «Школа добровольчества». В основу экспериментального подхода было положено предположение о том, что процесс олимпийского образования станет более успешным, если будет реализован ряд организационно-педагогических условий, учитывающих индивидуальные особенности занимающихся и направленных на освоение комплекса субъективно значимых олимпийских знаний, включая возможность практического применения в будущей профессиональной деятельности, к которым отнесены: сочетание олимпийского образования с

субъективными интересами студентов, обучающихся на различных специальностях; интеграция олимпийских знаний в систему профессиональной подготовки с учетом особенностей будущей деятельности; организация учебного процесса на основе ведущих олимпийских ценностей - дружбы, совершенствования, уважения; моделирование ситуаций, в которых студенты вовлекаются в коллективную деятельность, требующую проявления знаний на практике. Результаты проведенного эксперимента подтвердили авторскую гипотезу: организационно-педагогические условия личностно-

ориентированного олимпийского образования, интегрированные в процесс физического воспитания, позволяют сформировать у студентов различных факультетов и специальностей совокупность ценностных ориентаций, интересов, способностей, умений и навыков, на основе которых формируется соответствующее поведение, стиль жизни человека и общества в целом.

Ключевые слова: олимпизм, олимпийское образование, олимпийское наследие, личностно-ориентированное физическое воспитание

Интеграция ценностей международного спортивного и олимпийского движения в российскую систему высшего профессионального образования получила мощный импульс в связи с подготовкой и триумфальным проведением XXII Олимпийских зимних

стр. 61 из 184

игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и стала одним из важнейших элементов наследия этого величайшего в истории события не только для Краснодарского края, но и для всего государства и мира в целом [1, с. 147-151].

Отметим, что в начале XXI века ведущие специалисты в сфере олимпийского образования акцентировали внимание на наметившейся тенденции к искажению традиционных для нашего общества духовно-нравственных и культурных ценностей и их частичной подмене западными [7, с. 148-151]. Это, по их мнению, приводило к размытию нравственных ценностей молодежи, нивелированию четких жизненных ориентиров. Данную точку зрения разделяли и спортивные ученые, считая, что подрастающее поколение оказалось в затруднительном положении, когда снижение физического, духовного, нравственного и творческого потенциала нации грозило подрывом трудовых ресурсов как основы развития производства и экономического роста страны, лишая ее будущего [4, с. 18-23].

На этом фоне, активизация деятельности Олимпийского комитета России по продвижению ценностей олимпизма через работу Олимпийских академий и реализации программы олимпийского образования АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» с помощью 26 волонтёрских центров предопределила позитивные изменения в части реструктуризации и гуманизации системы физического воспитания в высших учебных заведениях на основе олимпийской идеологии и возрождения духовно-физического потенциала молодежи [3]. Именно олимпийское образование, реализуемое на всех уровнях, дало толчок к использованию гуманистического потенциала олимпизма для того, чтобы поднять уровень духовной, нравственной и физической культуры кубанской молодежи, чтобы отвлечь ее от наркомании, алкоголизма и использовать в качестве проводников олимпийских ценностей [6, с. 84-88]. В связи с этим необходимость дальнейшей педагогической деятельности с целью популяризации идей олимпизма становится очевидной.

В основу экспериментального подхода было положено предположение о том, что процесс олимпийского образования станет успешным, если будет реализован ряд организационно-педагогических условий, учитывающих индивидуальные особенности занимающихся и направленных на освоение комплекса субъективно значимых олимпийских знаний, включая возможность практического применения в будущей профессиональной деятельности [9, с. 46-51].

Для определения направлений внедрения личностно-ориентированного

олимпийского образования в курс физического воспитания студентов Кубанского

Кол-во чел.

стр. 62 из 184

государственного университета был проведен опрос представителей основных факультетов. Использовалась специально разработанная анкета, вопросы которой включали 5 основных блоков: социально-демографические характеристики респондентов; общее отношение к вопросам олимпийского движения; уровень осведомленности о прикладных аспектах олимпийского движения; информация о заинтересованности в вопросах олимпийского образования; степень готовности к оказанию помощи олимпийскому движению своей профессиональной или добровольческой работой (рис. 1).

Рисунок 1 - Количество опрошенных студентов КубГУ (чел.)

Как видно из рисунка 1, всего было опрошено 521 юношей и 670 девушек, обучающихся на I—II курсах 17 факультетов КубГУ, что составляет 16% от числа всех обучающихся и позволяет говорить о репрезентативности выборки. Наибольшее число респондентов отмечено на факультетах филологическом, журналистики и романогерманской филологии.

Втора группа вопросов раскрывала общее отношение к теме олимпийского движения (рис. 2).

О/

%

Рисунок 2 - Уровень осведомленности студентов различных факультетов КубГУ об общих аспектах олимпийского движения (%)

стр. 63 из 184

Как видно из рисунка 2, анализ результатов говорит о том, что наибольший интерес к олимпийскому движению проявляют студенты факультетов управления,

географического, экономического, юридического. Это, на наш взгляд, объясняется рядом причин. Одной из них является профессиональный интерес к данной теме, поскольку олимпийское движение имеет широчайшую географию, отлаженную систему менеджмента и использует передовые маркетинговые стратегии и эффективные методы защиты своих интересов [2, с. 157-162]. Другая причина, обусловливающая более высокий уровень осведомленности студентов второго курса, заключается в том, что эти студенты имели возможность самореализации в инфраструктуре XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в качестве волонтёров или актеров массовых сцен.

Интересные результаты были получены при изучении ответов на вопросы, касающиеся прикладных аспектов олимпийского движения (рис. 3).

О/

%

Рисунок 3 - Уровень осведомленности студентов различных факультетов КубГУ о прикладных аспектах олимпийского движения (%)

Как следует из данных, проиллюстрированных на рисунке 3, на подавляющем большинстве факультетов студенты практически не имеют представления о том, что олимпийское движение - это не только соревнования высококвалифицированных атлетов на всемирном спортивном и культурном празднике, но и многоаспектная деятельность, сочетающая в себе, по данным АНО «Оргкомитет «Сочи-2014», 54 профессиональноприкладных направления [5]. Кстати, наибольший интерес к подобным вопросам выявлен у студентов географического, управления, экономического, юридического факультетов, причем качество знаний у второкурсников выше, чем у первокурсников.

В четвертом блоке вопросов была изучена степень заинтересованности студентов в вопросах олимпийского образования. Результаты показывают, что большинство студентов

стр. 64 из 184

в целом знакомы с концепцией олимпийского образования, реализуемой Волонтёрским центром КубГу, начиная с 2012 года, и проиллюстрированы на рисунке 4.

О/

%

-Т*2

2зЗ_27Й 25 25 „ 24 24 23 25 23 ,,25 23 25

м21" дп 1Г—21——=——2^----——

З8333О-35

33 32

//// V <////' V///

37

32

23

1 курс

2 курс

Рисунок 4 - Уровень заинтересованности студентов различных факультетов КубГУ

в олимпийском образовании (%)

Представленные на рисунке 4 результаты говорят о том, что студенты большинства факультетов хотели бы изучать различные аспекты олимпийского движения, причем не только в рамках программы по физическому воспитанию, но и в формах факультативной и внеурочной деятельности. В дальнейшем подобная мотивация была взята за основу при формировании рабочей программы вузовского спортивного клуба, в деятельность которого была внедрена программа «Школа добровольчества», диверсифицированная по четырем основным направлениям для факультетов географического (с упором на изучение географии Олимпийских игр и вопросов олимпийского и спортивнособытийного туризма), экономического (с рассмотрением механизмов финансирования олимпийского движения), юридического (с анализом опыта международного спортивного арбитража и защиты брендов) и управления (с заострением внимания на опыте менеджмента организаций, составляющих олимпийскую семью).

Степень готовности к оказанию помощи олимпийскому движению своей профессиональной или добровольческой работой в контексте сохранения Наследия XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи отражена на рисунке 5.

стр. 65 из 184

О/

%

|J

.1

16 г

“У.//"' °'s +V>V>"

41394139

40

38

34

31

31

31

29 __29

Рисунок 5 - Степень готовности студентов различных факультетов КубГУ к участию в различных мероприятиях в контексте Олимпийского наследия (%)

На основе анализа результатов анкетирования и с учетом методических рекомендаций Олимпийского комитета России и Олимпийской академии Юга России был разработан факультативный курс «Школа добровольчества», который был интегрирован в деятельность спортивного клуба Кубанского государственного университета.

Курс состоит из 144 часов (72 часа - аудиторные, 72 часа - самостоятельная работа).

Общетеоретический раздел включает рассмотрение следующих разделов:

1. Научно-философские аспекты олимпийского движения

2. Гимнастика и агонистика в Древней Греции

3. Национальные гимнастические системы XVIII-XIX веков

4. Деятельность Пьера де Кубертена по возрождению Олимпийских игр

5. Международный олимпийский комитет

6. Национальные олимпийские комитеты

7. Олимпийский комитет России и Олимпийские академии России

8. Олимпийское движение современности

9. Россия в олимпийском движении

10. XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры Прикладной блок для факультетов географического и управления включает

рассмотрение следующих разделов:

1. Структура управления Международного олимпийского комитета

2. Реформы Эвери Брендеджа (1952-1960 гг.)

3. Реформы Хуана Антонио Самаранча (1980-2000 гг.)

стр. 66 из 184

4. География Игр Олимпиад

5. География зимних Игр

6. Олимпийский туризм

7. Международная олимпийская академия

8. Деятельность Российского международного олимпийского университета

9. Менеджмент олимпийского движения

10. Инфраструктура Олимпийских игр

11. Олимпийское наследие

12. Олимпийский совет Краснодарского края

13. Спортсмены Кубани на Играх

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прикладной блок для юридического и экономического факультетов включает рассмотрение следующих разделов:

1. Коммерциализация Олимпийских игр

2. Кризис олимпийского движения

3. Программа олимпийского партнерства

4. Олимпийский маркетинг

5. Бюджет Олимпийских игр

6. Технологии продвижения бренда

7. Комитет по защите бренда

8. Защита собственности Международного олимпийского комитета

9. Национальные партнеры Олимпийского комитета России

10. Комиссия спортсменов

11. Спортивный арбитраж

12. Всемирное антидопинговое агентство и его деятельность

13. Антидопинговый комитет России

Внедрение данного личностно-ориентированного курса в работу спортивного клуба помогло достоверно улучшить когнитивные показатели студенческой молодежи в части олимпийского образования и способствовало формированию определенных организационно-педагогических условий повышения эффективности процесса по физическому воспитанию в учреждениях высшего профессионального образования [8, с. 52-55]:

— сочетание олимпийского образования с субъективными интересами студентов, обучающихся по различным специальностям;

стр. 67 из 184

— интеграция олимпийских знаний в систему профессиональной подготовки с учетом особенностей будущей деятельности;

— организация учебного процесса на основе ведущих олимпийских ценностей -дружбы, совершенствования, уважения;

— моделирование ситуаций, в которых студенты вовлекаются в коллективную деятельность, требующую проявления знаний на практике.

Результаты педагогического эксперимента полностью подтвердили первоначальную гипотезу: организационно-педагогические условия личностно-

ориентированного олимпийского образования, интегрированные в процесс физического воспитания, позволяют сформировать у студентов различных факультетов и специальностей совокупность ценностных ориентаций, интересов, способностей, умений и навыков, на основе которых формируются соответствующие поведение, стиль жизни человека и общества в целом.

Литература

1. Ахметов С.М., Чернышенко Ю.К., Кружков Д.А. Основные показатели работы Волонтёрского центра «Сочи-2014» в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма в 2012 году // Спорт, олимпизм, олимпийский край: навстречу XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи: сб. статей. — Краснодар: Краснодарский ЦНТИ — филиал ФГБУ «РЭА», 2013.

2. Бондарчук Е.В., Кружков Д.А., Арзамасцева Н.А. Портрет волонтёра XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи // Спорт, олимпизм, олимпийский край: навстречу XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи: сб. статей. — Краснодар: Краснодарский ЦНТИ — филиал ФГБУ «РЭА», 2013.

3. Дивинская Е.В. Олимпийское образование будущих специалистов физической культуры и спорта на основе личностно-ориентированного подхода: автореф. дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.04. — Волгоград, 2003. — 25 с.

4. Коренева М. В. Модель педагогического процесса формирования личностной физической культуры студентов с учетом идеалов олимпизма // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2014. — № 4.

стр. 68 из 184

5. Кружков Д.А., Коренева М.В., Арзамасцева Н.А. Организация и обслуживание Олимпийских игр. - Краснодар: КГУФКСТ, 2013. - 70 с.

6. Мальченко О.Н., Битарова Л.Г., Кружков Д.А. Волонтёрское движение в Российской Федерации и Краснодарском крае // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 3.

7. Мартыненко Н.М. О личностно-ориентированном подходе в олимпийском воспитании студентов педагогических вузов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 42.

8. Мартыненко Н.М., Лавриченко С.П. Совершенствование процесса физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля посредством олимпийского образования // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 1.

9. Нестеренко Т.В., Кружков Д.А. Содержательные аспекты процесса повышения готовности кадров к участию в проведении крупных спортивных форумов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 1.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF STUDENT-CENTERED APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF OLYMPIC EDUCATION IN PHYSICAL TRAINING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Natalya Martynenko, PhD applicant; martn2010@mail.ru

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism Krasnodar, Russian Federation

The article analyzes the survey results that had been carried out among the students of Kuban State University with the purpose of revealing their interest in the issues of Olympic education with the subsequent formation and adoption of technology student-centered physical education and the introduction to the values of the Olympic movement and healthy lifestyle.

Author proposes a two-tier program of student-centered applied Olympic education that takes into account professional interests of the students, studying in various faculties. The program had been tested within the elective course "School of volunteerism."

Authors takes as a basis of the experimental approach the presupposition that the quality of the Olympic education can be improved if the following organizational and pedagogical conditions are satisfied: combination of Olympic education with the subjective interests of the students; combination of Olympic education with the subjective interests of the of students, studying in various specialties; integration of Olympic knowledge in training; taking into account the features of future activities; organization of educational process on the basis of the leading Olympic values - friendship, perfection, respect; implementation of case-studies, which helps to involve the students in a collective activity and requires manifestation of knowledge in practice. These conditions take into account the individual characteristics of students and focused on the development of complex subjective important Olympic knowledge, including the possibility of practical application in the future professional activity. Research result confirmed authorial presupposition: organizational and pedagogical conditions of student-centered

стр. 69 из 184

Olympic education integrated into the process of physical training of students of various faculties and specialties allows to form totality of value orientations, interests, abilities and skills, on the basis of which the appropriate behavior, style of human and society life are generated.

Keywords: Olympic movement, Olympic education, Olympic heritage, student-centered physical education

References

1. Ahmetov S.M., Chernyshenko Ju.K., Kruzhkov D.A. Osnovnye pokazateli raboty Volontjorskogo centra «Sochi-2014» v Kubanskom gosudarstvennom universitete fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma v 2012 godu [Basic indicators of the volunteer center "Sochi-2014" at the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism in 2012] // Sport, olimpizm, olimpij skij kraj: navstrechu XXII Olimpij skim zimnim igram i XI Paralimpij skim zimnim igram 2014 goda v gorode Sochi [Sport, Olympic movement, and the Olympic land: towards the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games 2014 in Sochi]. Krasnodar: Krasnodarskij CNTI, 2013.

2. Bondarchuk E.V., Kruzhkov D.A., Arzamasceva N.A. Portret volontjora XXII Olimpijskih zimnih igr i XI Paralimpijskih zimnih igr 2014 goda v Sochi [Portrait of a volunteer of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games 2014 in Sochi] // Sport, olimpizm, olimpij skij kraj: navstrechu XXII Olimpij skim zimnim igram i XI Paralimpij skim zimnim igram 2014 goda v gorode Sochi [Sport, Olympic movement, and the Olympic land: towards the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games 2014 in Sochi]. Krasnodar: Krasnodarskij CNTI, 2013.

3. Divinskaja E.V. Olimpijskoe obrazovanie budushhih specialistov fizicheskoj kul'tury i sporta na osnove lichnostno-orientirovannogo podhoda [Olympic education of future specialists of physical culture and sports on the basis of a student-centered approach]: Candidate of Pedagogical dissertation: author’s abstract. Volgograd, 2003. 25 p.

4. Koreneva M.V. Model' pedagogicheskogo processa formirovanija lichnostnoj fizicheskoj kul'tury studentov s uchetom idealov olimpizma [Model of pedagogical process of formation of personal physical education of students in the view of the Olympic ideals] // Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sports - science and practice]. 2014. Iss. 4. PP. 18-23.

5. Kruzhkov D.A., Koreneva M.V., Arzamasceva N.A. Organizacija i obsluzhivanie Olimpijskih igr [Organization and services of the Olympic Games]. Krasnodar: KGUFKST,

2013. 70 p.

стр. 70 из 184

6. Malchenko O., Bitarova L., Kruzhkov D. Volontjorskoe dvizhenie v Rossijskoj Federacii i Krasnodarskom krae [Volunteer movement in the Russian Federation and Krasnodar krai] // Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sports - science and practice]. 2014. Iss. 3. PP. 84-88.[

7. Martinenko N.M. O lichnostno-orientirovannom podhode v olimpijskom vospitanii studentov pedagogicheskih vuzov [About student-centered approach in the Olympic training of students of pedagogical universities] // Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija [Psychology and Pedagogy: Methodology and problems of practical application]. 2015. Iss. 42.

8. Martinenko N.M., Lavrichenko S.P. Sovershenstvovanie processa fizicheskogo vospitanija v vuzah nefizkul'turnogo profilja posredstvom olimpijskogo obrazovanija [Perfection of some physical educational process at the institutions of higher education of nonphysical education profile by means of olympic education] // Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sports - science and practice]. 2011. Iss. 1. PP. 52-56.

9. Nesterenko T.V., Kruzhkov D.A. Soderzhatel'nye aspekty processa povyshenija gotovnosti kadrov k uchastiju v provedenii krupnyh sportivnyh forumov [Aspects of process of increasing the readiness of specialists to participate in carrying out the large sport forums] // Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sports - science and practice]. 2012. Iss. 1. PP. 46-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.