УДК 37.037.1 ББК 75.4я721 М-29
Мартыненко Наталья Михайловна, соискатель кафедры социально-культурного сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, e-mail: [email protected].
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (рецензирована)
Статья посвящена научно-теоретическому обоснованию организационно-педагогических условий внедрения личностно-ориентированного олимпийского образования как дополнительного средства физического воспитания студентов Кубанского государственного университета и их приобщения к освоению ценностей олимпийского движения. Автор предлагает к внедрению комплексную модель организации олимпийского образования на основе использования программных и факультативных форм занятий с учетом профессиональных интересов студентов.
Ключевые слова: олимпизм, прикладное олимпийское образование, олимпийское наследие, уроки добровольчества, личностно-ориентированное физическое воспитание.
Martynenko Natalia Mikhailovna, a competitor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, e-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF APPLIED OLYMPIC EDUCATION INTO THE
SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF KUBAN STATE UNIVERSITY
(reviewed)
In the article organizational and pedagogical conditions for the implementation of a student-centered Olympic education as an additional means of physical training of students of Kuban State University and their initiation to the development of the values of the Olympic movement have been scientifically and theoretically grounded. The author proposes to introduce a comprehensive model of the organization of the Olympic education through the use of program and optional forms of studies based on professional interests of students.
Keywords: Olympism, applied Olympic education, Olympic heritage, volunteerism lessons, student-oriented physical education.
Актуальность исследования. На фоне подготовки и блестящего проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года 2014 года в городе Сочи, а также реализации традиционных и инновационных технологий олимпийского образования в учреждениях высшего образования, в Российской Федерации наметились тенденции к реструктуризации и гуманизации системы физического воспитания на основе олимпийской идеологии и возрождения духовно-физического потенциала молодежи [1].
Олимпийское образование, реализуемое на всех уровнях воспитательной системы -это реальный шанс использовать гуманистический потенциал олимпизма для того, чтобы поднять уровень духовной, нравственной и физической культуры молодежи и
использовать в качестве проводников олимпийских ценностей [2]. Именно поэтому необходимость активизации педагогической деятельности с целью популяризации идей олимпизма становится очевидной.
Результаты исследований позволили установить, что процесс олимпийского образования будет успешным, если будут реализованы ряд организационно-педагогических условий, учитывающих индивидуальные особенности студентов и направленных на освоение комплекса субъективно значимых олимпийских знаний, включая возможность практического применения в будущей профессиональной деятельности.[3, 7]
Цель исследования, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности разработанной педагогической модели процесса личностно-ориентированного физического воспитания студентов Кубанского государственного университета, реализуемой на основе прикладного олимпийского образования.
Задачи исследования:
1. Определить показатели и выявить закономерности формирования основных компонентов физической культуры личности студентов в процессе занятий по физическому воспитанию в Кубанском государственном университете.
2. Теоретически обосновать и разработать организационно-педагогические условия построения модели личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе ценностей олимпийского движения.
3. Определить эффективность модели личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе освоения профессионально значимых ценностей олимпийского движения.
Методологической основой исследования явились два научных подхода к рассмотрению олимпийского образования:
организационно-педагогический, при котором изучение олимпийских идей интегрируется в общую систему образования, основываясь на комплексном освоении олимпийских ценностей [4, 3, 11];
функциональный, при котором олимпийское образование носит не только базовый характер, но и строится с учетом специфики социальных групп, на которые оно направлено и особенностей профессиональной деятельности специалистов, вовлеченных в обслуживание Олимпийских игр [5].
Научная новизна исследования заключается в том, что, с одной стороны, определены организационно-педагогические условия внедрения олимпийского образования в процесс физического воспитания студентов учреждения высшего образования, а с другой - разработана и экспериментально апробирована модель личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе освоения профессионально значимых ценностей олимпийского движения.
В ходе разработки темы, для определения направлений внедрения личностно-ориентированного олимпийского образования в курс физического воспитания студентов Кубанского государственного университета был проведен опрос 521 юношей и 670 девушек, обучающихся на 1-11 курсах 17 факультетов Кубанского государственного университета, выявивший заинтересованность в изучении не только общих, но и прикладных аспектов олимпийского движения, включая готовность к оказанию помощи олимпийскому движению своей профессиональной или добровольческой работой. [6]
Подобный интерес можно объяснить рядом причин. Одной из них, на наш взгляд, является профессиональный интерес к данной теме, поскольку олимпийское движение имеет широчайшую географию, отлаженную систему менеджмента и использует
передовые маркетинговые стратегии и эффективные методы защиты своих интересов. Другая причина, скорее всего, заключается в том, что многие студенты второго курса имели возможность самореализации в инфраструктуре XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в качестве волонтеров или актеров массовых сцен.
Установлено, что на подавляющем большинстве факультетов студенты имеют четкое понимание о том, что олимпийское движение это не только соревнования высококвалифицированных атлетов на всемирном спортивном и культурном празднике, но и многоаспектная деятельность, сочетающая в себе, по данным АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» 54 профессионально-прикладных направления. Отрадно отметить, что наибольший интерес к подобным вопросам выявлен у студентов факультетов географического, управления, экономического, юридического [7].
Полученные результаты говорят о том, что студенты большинства факультетов хотели бы изучать различные аспекты олимпийского движения, причем не только в рамках программы по физическому воспитанию, но и в формах факультативной и внеурочной деятельности. Была разработана модель личностно-ориентированного олимпийского образования, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1 - Модель личностно-ориентированного олимпийского образования, реализуемая в Кубанском государственном университете На основе представленной модели была модернизирована работа вузовского спортивного клуба, в работу которого была внедрена программа «Уроки добровольчества», диверсифицированная по двум основным направлениям:
- для факультетов географического и управления (с упором на изучение географии Олимпийских игр, вопросов олимпийского и спортивно-событийного туризма, с
заострением внимания на опыте менеджмента организаций, составляющих олимпийскую семью);
- для факультетов экономического и юридического (с рассмотрением механизмов финансирования олимпийского движения, с анализом опыта международного спортивного арбитража и защиты брендов).
На основе данных опроса студенты, проявившие высокую заинтересованность в изучении вопросов олимпийского движения и посещающие факультативные занятия на базе университетского спортивного клуба, были определены в качестве экспериментальных групп, а студенты-активисты Волонтерского центра КубГУ - в качестве контрольных.
На протяжении учебного года в экспериментальных группах структура и содержание учебного процесса по физическому воспитанию в части теоретического раздела дополнялись материалами по истории и организации олимпийского движения на основе методических рекомендаций Олимпийского комитета России и Олимпийской академии Юга России, а также вышеотмеченными прикладными компонентами. Занятия в контрольных группах, занятия шли в штатном режиме, но дополнялись обучающим контентом событийного, спортивного, медицинского и корпоративного добровольчества [8].
В начале и в конце 2014/2015 учебного года было проведено тестирование уровня знаний студентов по методикам АНО «Оргкомитет «Сочи-2014». Отмечен достоверный прирост показателей качества знаний во всех группах, однако в экспериментальных он носит более выраженный характер за счет личной заинтересованности студентов и их профессионального интереса.
Полученные результаты исследования имеют прикладное значение для системы подготовки кадров по различным направлениям и позволяет:
сформировать базовые знания по организации олимпийского движения на занятиях по физическому воспитанию;
повысить мотивацию к занятиям по физическому воспитанию на основе освоения профессионально значимых ценностей олимпийского движения;
- достоверно повысить качество содержания и эффективность организации учебного процесса студентов по физическому воспитанию.
Литература:
1. Опыт волонтерского центра ФГБОУ ВПО КГУФКСТ по вовлечению молодежи в добровольческую деятельность через социальное проектирование / Арзамасцева Н.А. [и др.] // Опыт организации деятельности социальных служб: состояние, региональные особенности, перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции. Балашов, 2014. С. 45-50.
2. Коренева М.В., Кружков Д.А. Разработка программы подготовки волонтеров в олимпийском движении и ее внедрение в профессиональное образование сервисных специальностей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. №1. С. 60-63.
3. Мартыненко Н.М. Использование факультативных форм личностно-ориентированного олимпийского образования в Кубанском государственном университете // Теория и практика олимпийского образования на Юге России: материалы межрегиональной научно-практической конференции Олимпийской академии Юга. Ставрополь, 2015. С. 66-69.
4. Бегидова С.Н., Поддубная Т.Н. Профессиональная субъектная позиция как составляющая профессионального развития студента // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 Педагогика и психология. 2012. Вып. 2. С. 17-24.
5. Мартыненко Н.М. Анализ эффективности личностно-ориентированного подхода в реализации олимпийского образования в процессе физического воспитания студентов педагогических вузов // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т. 9, №4(60). С. 60-70.
6. Мартыненко Н.М. Эффективность использования личностно-ориентированного олимпийского образования в процессе физического воспитания студентов педагогических вузов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 3. С. 114-121.
7. Мартыненко Н.М., Лавриченко С.П. Совершенствование процесса физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля посредством олимпийского образования // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2011. №1. С. 52-55.
8. Нестеренко Т.В., Кружков Д.А. Подготовка компетентного работника в области спортивно-оздоровительного туризма к использованию позитивных последствий крупных спортивных форумов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 Педагогика и психология. 2011. Вып. 4. С. 137-145.
9. Поддубная Т.Н., Крынина О.Ю. Инновационная компетентностная модель выпускника высшей школы (на примере бакалавра) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С. 110116.
10. Проблема формирования личностного достоинства обучаемых: концептуальные подходы / Поддубная Т.Н. [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 Педагогика и психология. 2015. Вып. 3(162). С. 114-121.
11. Теория и практика олимпийского образования на Юге России // Материалы межрегиональной научно-практической конференции Олимпийской академии Юга. Ставрополь, 2015. 135 с.
12. Дивинская Е.В. Олимпийское образование будущих специалистов физической культуры и спорта на основе личностно-ориентированного подхода: дис. ... канд. педагог. наук. Волгоград, 2003. 181 с.
References:
1. Experience of FSBEI HPE KSUPCS volunteer center to involve youth in volunteer activities through social projects/ Arzamastseva N.A. [and oth.] // Experience of organization of social services: state, regional features, development prospects. 2014. P. 45-50.
2. Koreneva M. V., Kruzhkov D.A. Development of the program of volunteers' training in the Olympic movement and its implementation in the professional education of service specialties // Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft. 2009. № 1. P. 60-63.
3. Martynenko N.M. Use of optional forms of student-centered Olympic education at Kuban State University // Theory and Practice of Olympic Education in the South of Russia: materials of interregional scientific-practical conference of the Olympic Academy of the South. 2015. P. 66-69.
4. Begidova S.N., Poddubnaya T.N. Professional subjective position as a part of student's professional development // Bulletin of Adygh State University. Series 3 Pedagogy and Psychology. 2012. № 2. P. 17-24.
5. Martynenko N.M. Analysis of the effectiveness of student-centered approach in the implementation of Olympic education in the process of physical training of students of pedagogical universities //Service in Russia and abroad. 2015. V. 9. № 4 (60). P. 60-70.
6. Martynenko N.M. Effectiveness of the use of student-oriented Olympic education in the process of physical training of students of pedagogical universities // Bulletin of Maikop State Technological University. 2015. № 3. P. 114-121.
7. Martynenko N.M., Lavrichenko S.P. Improving the process of physical education in the universities of not sports profile through Olympic education // Physical Culture, Sport - Science and Practice. 2011. № 1. P. 52-55.
8. Nesterenko T.V., Kruzhkov D.A. Training of a competent worker in the field of sports and health tourism to use positive effects of major sports forums // Bulletin of Adygh State University. Series 3 Pedagogy and Psychology. 2011. № 4. P. 137-145.
9. Poddubnaya T.N., Krynina O.Y. Innovative competence model of high school graduates (for example, Bachelors) // Bulletin of Adygh State University. Series 3 Pedagogy and Psychology. 2012. № 1. P. 110-116.
10. The problem of formation of students' personal dignity: conceptual approaches/ Poddubnaya T.N. [and oth.] // Bulletin of Adygh State University. Series 3 Pedagogy and Psychology. 2015. № 3 (162). P. 114-121.
11. Theory and practice of Olympic education in the South of Russia // Materials of interregional scientific-practical conference of the Olympic Academy of the South. 2015. 135 p.
12. Divinskaya E. V. Olympic education of future experts of physical training and sports on the basis of personality-oriented approach: diss... Cand. of Ped. Sciences. Volgograd, 2003. 181 p.