Научная статья на тему 'Олимпийское образование и социализация личности школьника: существует ли связь?'

Олимпийское образование и социализация личности школьника: существует ли связь? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЛИМПИЙСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY'S SOCIALIZATION / EDUCATION / OLYMPIC EDUCATION / OLYMPIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL LEAVERS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варфоломеева З. С., Портнов Д. О.

В статье в ходе теоретического анализа утверждается силлогизм: образование есть процесс социализации личности, олимпийское образование частный случай образования, следовательно, олимпийское образование процесс социализации личности. Авторами предлагается диагностическое средство по оценке уровня олимпийской образованности. По результатам проведенного корреляционного анализа делается вывод о наличии положительной корреляции между показателями олимпийской образованности и общей социализированности выпускников начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Olympic education and socialization of the schoolchild's personality: is there a relationship?

The paper during the theoretical analysis states a syllogism education is the process of personality's socialization, Olympic education is a special case of education, therefore, Olympic education is the process of socialization. The authors offer a diagnostic tool for appraising the level of Olympic education. As a result of correlation analysis it is concluded that there is a positive correlation between the indices of Olympic education and the overall socialization of primary school leavers.

Текст научной работы на тему «Олимпийское образование и социализация личности школьника: существует ли связь?»

поступков; атграктивность - привлекательность управленческих действий для коллег; толерантность -терпимость к мнениям других людей, выдержку и самообладание; социально-коммуникативную интеграцию как умение собирать и обрабатывать материалы о фактах внешней и внутренней среды предприятий, оценивать эффективность проектов и управленческих решений.

Опыт исследовательской работы показал, что использование названных технологий эффективно только в комплексе, на всех этапах исследовательской работы - от ознакомительного до творческого.

Сравним показатели развития адаптационных компонент в личности студента в контрольных и экспериментальных группах при завершении 4-го (технологического) этапа формирующего эксперимента (см. рисунок), где отражен процент испытуемых, овладевших психологическими конструктами каждой из компонент. В контрольных группах не использовался набор названных технологий, в экспериментальных группах систематически использовались все названные технологии.

Итак, модель, включающая технологии педагогического сопровождения процесса адаптации студентов инженерно-экономического профиля к будущей профессии в период обучения в вузе, нацеленная на реализацию идеи формирования профессиональной компетентности будущих специалистов инженерно-экономического профиля, способных к эффективной адаптации в условиях рыночной экономики, нашла свое подтверждение.

эг чо %

эг

95 %

эг

90%

эг

92%

эг

94%

КГ 5i

КГ 48%

КГ 50%

КГ 47%

КГ 55 %

з и

г? s

s Я

2 о И

Итоги 4-го (технологического) этапа формирующего эксперимента по развитию адаптивных качеств студентов инженерно-экономического профиля в процессе обучения в вузе

Список литературы

1. Антропова, Л.В. Модель профессионально-адаптиро-ванной личности будущего менеджера / Л.В. Антропова // «Вестник» Череповецкого государственного университета. -2010.-№2.-С. 25-30.

2. Педагогика и психология высшей школы / под ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов-на-Дону, 2002.

УДК 37.037

З.С. Варфоломеева, Д. О. Портнов

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА:

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СВЯЗЬ?

В статье в ходе теоретического анализа утверждается силлогизм: образование есть процесс социализации личности, олимпийское образование - частный случай образования, следовательно, олимпийское образование - процесс социализации личности. Авторами предлагается диагностическое средство по оценке уровня олимпийской образованности. По результатам проведенного корреляционного анализа делается вывод о наличии положительной корреляции между показателями олимпийской образованности и общей социализированности выпускников начальной школы.

Образование, олимпийское образование, олимпийская образованность выпускников начальной школы, социализация, социализированность личности.

The paper during the theoretical analysis states a syllogism - education is the process of personality's socialization, Olympic education is a special case of education, therefore, Olympic education is the process of socialization. The authors offer a diagnostic tool for appraising the level of Olympic education. As a result of correlation analysis it is concluded that there is a positive correlation between the indices of Olympic education and the overall socialization of primary school leavers.

Education, Olympic education, Olympic education of primary school leavers, socialization, personality's socialization.

Современное российское общество все более признает значимость воспитания подрастающего поколения, выражает серьезную обеспокоенность ростом негативных явлений в детской и подростковой среде. На государственном уровне выражается стремление к

обеспечению духовно-нравственного становления личности ребенка, формированию у него системы ценностных ориентаций гуманистического общечеловеческого и одновременно патриотического характера.

Учитывая необходимость преодоления кризисных явлений в области воспитания подрастающего поколения, а также в связи с начавшейся подготовкой к проведению первых в истории России зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи следует признать проблему олимпийского образования актуальной для современной отечественной педагогической теории и практики воспитания и образования.

В определении содержания понятия «олимпийское образование», как показывает анализ специальной литературы, сложились два основных подхода:

- акцентируется знаниевый (информационный, когнитивный) компонент содержания олимпийского образования [4], [10];

- акцентируется аксиологический компонент содержания олимпийского образования, связь с идеалами олимпизма [7] - [9].

В условиях подобных разногласий продуктивным, по нашему мнению, может быть обращение к родовому понятию - понятию «образование».

Как показывает анализ существующих определений понятия, образование также понимается неоднозначно. Вместе с тем большинство исследователей считают, что образование есть некий процесс и результат овладения не только знаниями и опытом эмоционально-ценностных отношений, но и другими компонентами социального опыта, что этот процесс связан с социализацией личности. Так, например, П.И. Пидкасистый под образованием понимает «общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности» [6, с. 209], а В.А. Сластенин указывает на то, что образование представляет собой «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [5, с. 78].

В диссертационных исследованиях по проблеме олимпийского образования, проведенных в последнее десятилетие (А.Т. Контанистов, Г.М. Поликарпова, В.Н. Сергеев, Ю.М. Чернецкий и др.), олимпийское образование как процесс социализации не рассматривается, а его результаты связываются, как правило, с повышением уровня знаний в области олимпизма и олимпийского движения, с развитием мотивации по использованию олимпийских знаний как в своем стиле жизни, так и в профессиональной деятельности, а также умений и навыков в области педагогической деятельности, направленной на приобщение подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма [7, с. 40].

В числе средств процесса социализации личности младшего школьника и подростка авторы называют детское общественное объединение (С.Н. Липатова, Т.Г. Пташко), подростковую субкультуру (Н.П. Петрова), артпедагогику (Ж.С. Валеева), этнорегиональ-ный подход (Т.Н. Добровольская) и т.д. Однако ис-

следований по проблеме социализации личности школьника средствами олимпийского образования в доступных источниках по социальной педагогике мы также не обнаружили. Отсюда определенный интерес может представлять вопрос о связи олимпийского образования и социализации личности на разных этапах возрастного развития. Частично ответ на данный вопрос, по нашему мнению, может быть получен в ходе специального исследования, цель которого -выявить степень связи между уровнем олимпийской образованности и социализированное™ личности учащегося.

В задачу нашего исследования входила разработка диагностического средства, позволяющего оценить уровень олимпийской образованности выпускников начальной школы. Поясним, что под олимпийской образованностью в самом общем виде мы понимаем результат олимпийского образования, выступающий в виде сплава когнитивного (знаниевого) и аксиологического (мотивационно-ценностного) компонентов. Для более корректного определения содержания диагностики был проведен анализ основных программ по физической культуре на предмет наличия в них элементов содержания олимпийского образования (табл. 1) [2, с. 157 - 160].

Как видно из таблицы, не все программы по физической культуре для начальной школы содержат в разделе «Основы знаний» вопросы по олимпийской тематике. В тех же случаях, когда олимпийская тема программой предусмотрена, она исчерпывается в основном вопросами истории Олимпийских игр древности. Нравственные ценности олимпийской культуры как компонент содержания ни в одной из программ определенно не заявлены.

Результаты анализа программ по ряду позиций согласуются с результатами опроса учителей физической культуры общеобразовательных школ г. Череповца Вологодской области (и = 27). Так, в частности, 51,8 % респондентов считают, что в учебной программе по физической культуре олимпийская тема представлена слабо, 40,7 % отмечают, что отдельные вопросы представлены по-разному, и лишь 7,4 % полагают, что данная тема представлена в достаточном объеме. Между тем 37,0 % опрошенных учителей самым важным разделом олимпийского образования назвали историю Олимпийских игр, а этические нормы олимпийской дультуры и вопросы современного состояния олимпийского движения в качестве наиболее значимых в олимпийской тематике из числа опрошенных определили 33,3 и 29,6 % соответственно.

Предварительный анализ специальной литературы и действующих учебных программ по физической культуре позволил нам уточнить структуру олимпийской образованности (табл. 2).

С учетом приведенной структуры нами был разработан опросник для оценки уровня олимпийской образованности выпускников начальной школы, который проверялся в ходе пилотажного исследования. В исследовании приняли участие 508 учащихся 4-х классов муниципальных образовательных учреждений общего образования г.Череповца.

Таблица 1

Олимпийская тематика в учебных программах по физической культуре начальной школы

Наименование программы Основные содержательные линии олимпийской тематики Минимальные требования к выпускникам по олимпийской тематике

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов (В.И. Лях, A.A. Зданевич) Не определены Знать и иметь представление об особенностях зарождения физической культуры, об истории первых Олимпийских игр

Программа физического воспитания учащихся 1 - 11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон) Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта Не определены

Физическая культура (А.П. Матвеев) Древнегреческие Олимпийские игры, легенды и мифы об их зарождении Знать и иметь представление об особенностях зарождения физической культуры, об истории первых Олимпийских игр

Программа физического воспитания учащихся начальной школы (1 - 4-е классы) (E.H. Литвинов, М.Я. Виленский) Олимпийская эмблема. Легенды и мифы Древней Греции о зарождении Олимпийских игр. Олимпийские и неолимпийские виды спорта. Знаменитые олимпийские чемпионы и их спортивные достижения Иметь представление об олимпийской эмблеме, о легендах и мифах Древней Греции, рассказывающих о зарождении Олимпийских игр, об олимпийских и неолимпийских видах спорта, о спортивных достижениях олимпийских чемпионов

Таблица 2

Структура олимпийской образованности (в аспекте диагностики)

Компоненты олимпийской образованности Критерии оценки сформированное™ Примерные показатели сформированное™ (для выпускника начальной школы)

Когнитивный (знание-вый) Полнота программных знаний, наличие внепрограммных знаний Представления об Олимпийских играх древности, о современной олимпийской символике, об олимпийских и неолимпийских видах спорта, об участии отечественного спорта в олимпийском движении

Аксиологический (мо-тивационно-ценност-ный) Наличие действенного интереса к спортивной деятельности, соблюдение правил «честной игры» в спорте и других видах деятельности Занятия в спортивной школе, в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями, просмотр спортивных телепередач, предпочтение «олимпийской» модели поведения в ситуации выбора

Опросник имел следующий вид:

«Сообщи о себе следующие данные (фамилию и имя писать не нужно).

1. Пол:

а) мальчик

б) девочка

2. Занимаешься ли ты спортом?

а) занимаюсь в спортивной школе (посещаю спортивную секцию в школе)

б) занимаюсь физическими упражнениями самостоятельно

в) не занимаюсь спортом (почти не занимаюсь физическими упражнениями самостоятельно)

3. Смотришь ли ты спортивные телепрограммы?

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

Отметь правильный ответ.

4. Олимпийские игры древности проводились:

а) в Греции

б) в Риме

в) в Египте

г) в Персии

5. На время проведения Олимпийских игр прекращались:

а) строительные работы

б) войны

в) земледелие

г) мореплавание

6. В древности в Олимпийских играх участвовали:

а) только мужчины

б) только женщины

в) взрослые спортсмены независимо от пола

г) только дети

7. В 2014 г. в г. Сочи будут проводиться:

а) летние Олимпийские игры

б) финальные матчи чемпионата мира по футболу

в) зимние Олимпийские игры

г) финальные матчи чемпионата мира по хоккею

8*. Каким видом спорта занимался олимпийский чемпион череповчанин Сергей Фокичев?

Данный вопрос относится к региональному аспекту олимпийского образования, и учитель физической культуры может сформулировать другой аналогичный вопрос на материале своего региона.

а) лыжным спортом

б) фигурным катанием

в) хоккеем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) конькобежным спортом

9. Символом Олимпийских игр в Москве в 1980 г. был:

а) олимпийский зайчик

б) олимпийский огонь

в) олимпийский мишка

г) чзбурашка

10. Девиз Олимпийских игр: «Быстрее, выше, ... »:

а) умнее

б) дальше

в) сильнее

г) точнее

11. В программу зимних Олимпийских игр НЕ входит:

а) горнолыжный спорт

б) хоккей с мячом

в) биатлон

г) санный спорт

Отметь, как бы ты поступил(а), если бы произошел такой случай.

12. Во время матча детских дворовых команд по хоккею один из подростков сломал клюшку, а у тебя есть запасная.

а) Дам свою клюшку, если это произошло в моей команде.

б) Дам клюшку, даже если это произошло в команде противника.

в) Не дам в любом случае.

г) Не знаю, как поступить.

13. Ты стал(а) победителем соревнований (и получишь награду за I место) в результате ошибки судьи. Об ошибке знаешь только ты. Что ты сделаешь?

а) Скажу тренеру или судье об ошибке.

б) Никому не скажу о том, что произошла ошибка.

в) После получения награды скажу только родителям.

г) Не знаю, как поступить.

СпасибоЪ

Учитывая результаты анализа программ, для обработки результатов опроса мы определили следующие эталоны (табл. 3).

Таблица 3

Ключ для обработки результатов опроса

Количество баллов

са 6 5 сц % ¡3 ■ч- % чо % я со « о\ % о % 5 ГЦ % ?

а 0 2 2 1 0 1 0 0 0 0 0 1 2

б 0 1 1 0 1 0 0 0 0 0 1 2 0

в - 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1

г - - - 0 0 0 0 1 0 0 0 1 1

Результаты опроса были обработаны с помощью программы 81айзйса 6.0, получены значения М = 9,49; ст = 2,71.

Оценочная шкала (табл. 4) была разработана с учетом центральной предельной теоремы на основе сигмальной шкалы, в которой М± 0,5 а - средний уровень результатов измерения.

Таблица 4

Шкала оценки уровня олимпийской образованности

Уровень олимпийской образованности Количество баллов

Выше среднего 12- 16

Средний 8-11

Ниже среднего 0-7

Как показал опрос, наибольшие трудности дети испытывали, выполняя следующие задания [1, с. 36 -37]:

- задание № 7 - правильный ответ дали около 30 % опрошенных;

- задание № 8 - коэффициент правильности в разных классах составил от 0 до 0,4;

- задание № 12 - правильный ответ выбрали около половины опрошенных.

Оценка социализированное™ школьников осуществлялась с помощью методики, предложенной М.И. Рожковым [3]. Данная методика строится на оценке учащимися степени своего согласия с содержанием 20 суждений по следующей шкале: 4 - всегда, 3 -почти всегда, 2 - иногда, 1 - очень редко, 0 - никогда. В качестве показателей социализированное™ личности учащегося автор определил уровень социальной адаптированное™, активности, автономности и нравственной воспитанности.

Полученный коэффициент ранговой корреляции Спирмена между результатами оценки олимпийской образованности и общей социализированное™ четвероклассников составил г, = 0,386 при р < 0,05, что свидетельствует о достоверной положительной связи. Наличие значимой корреляции позволяет предположить наличие причинно-следственной связи между использованием средств олимпийского образования и формированием общей социализированное™ выпускников начальной школы.

Итак, в целом исследование показало следующее:

1. Олимпийское образование как частный случай образования может рассматриваться как процесс социализации личности школьника.

2. Показатели олимпийской образованности и общей социализированное™ выпускников начальной школы положительно коррелируют между собой.

Таким образом, имеются основания научного и практического характера для выдвижения и экспериментальной проверки гипотезы о положительном влиянии средств олимпийского образования на уровень общей социализированное™ школьников на этапе перехода из начальной школы в основную.

Поскольку имеет место противоречие между современными научными представлениями о двуединой сущности олимпийского образования и практикой его осуществления в школе, где акцентируется знаниевый (информационный, когнитивный) компонент, представляется целесообразной разработка и реализация в рамках вариативного компонента содержания образования по физической культуре дополнительной (возможно, региональной) программы

олимпийского образования, где бы нравственные ценности олимпийской культуры стали самостоятельным предметом усвоения.

Результаты анализа теоретических и эмпирических материалов задают определенные ориентиры в отборе содержания подобной программы. В частности, очевидной выглядит необходимость обращения к таким темам, как «Сочи - столица XXII зимних Олимпийских игр», «Наши земляки - участники Олимпийских игр», «"Олимпийское" поведение в спорте и в жизни».

Разработке и экспериментальной проверке эффективности региональной программы олимпийского образования будет посвящен следующий этап нашего исследования.

Список литературы

1. Варфоломеева, З.С. Особенности содержания олимпийского образования в современной школе / З.С. Варфоломеева, Д.О. Портнов, A.A. Сахаров // Опыт спортивного наследия - Универсиаде-2013: материалы Междунар. на-учно-практ. конференции. - Набережные Челны, 2009.

2. Варфоломеева, З.С. Олимпийское образование в практике физического воспитания школьников / З.С. Вар-

фоломеева, Д.О. Портнов // В мире научных открытий. -2010.-№2(08).-4.1.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод, рекомендации / под ред. E.H. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.

4. Контанистов, А.Т. Формирование организационно-педагогических основ олимпийского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Т. Контанистов. -М., 2001.

5. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - М,: Школа-Пресс, 2000.

6. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998.

7. Поликарпова, Г.М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.М. Поликарпова. - Великий Новгород, 2003.

8. Сергеев, В.Н. Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований / В.Н. Сергеев // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 7. - С. 31 - 34.

9. Столяров, В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи / В.И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 4. - С. 13 - 20.

10. Чернецкий, Ю.М. Концептуальные основы олимпийского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю.М. Чернецкий. - Челябинск, 2001.

УДК 615.376.1

В.Ф. Воробьев

ОЦЕНКА ТЕМПОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРАКТИКЕ АДАПТИВНОГО

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена оценке тесноты связи между различными показателями индивидуального темпа движений, психодинамическими показателями и результатами тестирования физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья. Выявлены значимые корреляции между изучаемыми показателями, но не подтверждено положение о существовании общего фактора скорости. Предложено разделять медлительных детей на подвижных и малоподвижных. Показано, что при оценке индивидуальных темповых особенностей ребенка удается выделить детей «группы риска», что обеспечивает реализацию типоспецифического метода тренировки.

Дети с особыми образовательными потребностями, индивидуальный темп, типоспецифический метод тренировки.

The paper considers a correlation between various indicators of individual rate of movements, psychodynamic indicators and results of testing physical readiness of children of preschool and younger school age with health deviations. Significant correlations between studied indicators are revealed, but the position about existence of a general factor of speed is not confirmed. It is suggested that slow children should be divided into active and inactive. It is shown that while appraing a child's individual tempo features it is possible to put children into a risk group, which provides implementation of a specific training method based on the features of the person constitution.

Children with special educational requirements, individual rate, specific training method.

В нормативных документах отмечается необходимость укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физической культуры с учетом индивидуальных особенностей занимающихся [9], [16]. Существует мнение о наличии некоторого общего фактора скорости - индивидуального темпа, характеризующего и двигательные реакции, и перцептивные процессы [12]. Индивидуальный темп можно оценить по результатам теппинг-теста, причем среди детей можно выделить подгруппы быст-

рых и медлительных [4]. Ранее установлено, что у медлительных детей существуют особенности протекания психодинамических процессов, а их игнорирование является существенным препятствием в успешной учебной деятельности детей [2]. М.М. Безруких отмечала, что каждое новое заболевание приводит к повышению утомляемости, низкой и неустойчивой работоспособности [3]. У ослабленных и медлительных детей были выявлены сходные проблемы: длительное включение в работу, трудности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.