УДК 378.147+796.032
И. И. Круглик
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ю. Ф. Курамшин Национальный государственный университет им. П. Ф. Лесгафта
МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ОЛИМПИЙСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
В статье рассматривается разработанная модель технологии дистанционного обучения студенческой молодежи олимпийскому образованию.
Технология, Олимпийское образование, дистанционное обучение, студенты.
The article considers the developed model of the distance learning technology of young students to Olympic education.
Technology, Olympic education, distance learning, students.
Введение.
В Олимпийской хартии (Олимпийская хартия в действии с 11 февраля 2010 г. Лозанна, 2007) четко прописано, что «Национальные олимпийские комитеты (НОК)» ... должны пропагандировать на национальном уровне ... основополагающие принципы олимпизма и способствовать ... распространению олимпизма в высших учебных заведениях в программах по физическому воспитанию в школах и вузах. НОК способствует созданию организаций, деятельность которых посвящена олимпийскому образованию». Каждый НОК должен руководствоваться Олимпийской хартией, т. е. обязан заниматься олимпийским образованием, пропагандой идей современного олимпизма, принадлежащих Пьеру де Кубертену. Взгляды основоположника олимпийского движения были направлены на развитие гуманизма в системе образования, включающие в себя идеалы всестороннего развития личности, гармонию физических и духовных способностей [4].
Актуальность темы исследования выражена противоречием между необходимостью реализации ценностей олимпизма на институализированном уровне, как того требуют НОК и приказ Министерства образования Российской Федерации, и Олимпийского комитета России № 51/84а от 5 марта 1994 г. «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр» и недостаточной возможностью разработанности обучающих дистанционных педагогических технологий в системе дистанционного обучения в области олимпийского образования [3], [4], [5].
Как отмечают В. С. Беспалько, М. В. Кларин, необходима разработка и реализация технологий ДО, так как технологии позволяют понимать последовательность действий, приводящих к результату [1], [2], [4]. В диссертационной работе В. И. Баюрова «Информационные технологии в системе олимпийского образования студенческой молодежи» затронута проблема использования информационных технологий в системе олимпийского образования студенческой молодежи. Однако многие вопросы остаются недостаточно полно изученными (обучение
студенческой молодежи олимпийскому образованию с помощью дистанционных педагогических технологий, разработка курсов дистанционного обучения студентов и др.) [3].
С учетом вышеизложенного поставлена цель исследования - разработать модель технологии дистанционного обучения студенческой молодежи олимпийскому образованию.
Основная часть.
Технология дистанционного обучения студентов олимпийскому образованию предполагает такую организацию дистанционного обучения, при котором достаточно четко определены основные операции действия педагога и студентов на каждом этапе обучения, что при корректном выполнении приводит к достижению поставленных целей обучения.
Нами разработана технология дистанционного обучения студентов олимпийскому образованию, которая представлена взаимосвязанными этапами:
1. Организационный.
2. Основной.
3. Коррекционный.
Внедрение технологии дистанционного обучения студентов олимпийскому образованию:
- определяет действия и функции преподавателя и студента;
- способствует развитию навыков самостоятельности при дистанционном обучении;
- гарантирует с высокой степенью достоверности достижение поставленных целей.
Первый этап - организационный.
Цель - разработка содержания курса «Олимпийское образование» студенческой молодежи в системе дистанционного обучения.
Основные операции данного этапа:
- поиск материалов в соответствии с тематикой курса;
- комплектование содержания модулей курса;
- внедрение курса в учебный процесс дисциплины «Физическая культура»;
- пропаганда разработанного курса среди студенческой молодежи.
При решении первой операции данного этапа были проведены следующие действия преподавателя: библиографический поиск материалов по олимпийскому образованию, олимпизму, олимпийскому движению, изучение различной литературы в сфере олимпийского образования и спорта, изучение мультимедийных презентаций, видеоматериалов, анализ научных и публицистических статей, поиск наглядной информации в виде картинок в сфере олимпийского образования. Библиографический поиск в себя включал: поиск материалов в библиотечных архивах (учебники, материалы конференций, журнальные и газетные статьи), исследование сети Интернет.
При решении второй операции материал, который был отобран в результате поиска, был систематизирован, проанализирован, проверен, адаптирован к условиям дистанционного обучения. В зависимости от того, в каком виде был представлен материал по итогам поиска, были разработаны отдельные модули курса («Новости», «Теоретический модуль», «Лекторий», «Олимпийское образование в статьях», «Видеотека», «Проверь свои знания сам», «Анкетные опросы и тесты»). В содержание модулей был отобран соответствующий материал. Также была проанализирована различная литература в сфере олимпизма, олимпийского движения, Олимпийских игр, в ходе анализа были разработаны авторские научно-методические рекомендации по «Истории олимпийского движения» с активными методами, используемыми при дистанционном обучении (главный материал для усвоения выделялся жирным шрифтом, использовалось больше наглядных картинок, контрольный блок вопросов для проверки усвоения уровня знаний и т. д.). В «Лектории» разработаны мультимедийные лекции. В содержание лекций включены активные методы обучения (лекция-дискуссия, лекция с контрольными вопросами, лекция в вопросах и ответах в виде конкурса «Знатоки Олимпизма» по результатом изучения «Теоретического модуля» и «Лектория»). В модуле «Олимпийское образование в статьях» отобраны отдельные научные и публицистические статьи по олимпийскому образованию, подготовлены вопросы для проверки усвоения знаний данного модуля. В модуле «Видеотека» отобраны видеофильмы для освоения знаний по олимпийскому образованию, подготовлены вопросы для контроля уровня знаний по данному модулю. В модуле «Проверь свои знания сам» разработан опросник в виде тестов, конкурс «Знатоки Олимпизма» в тестах, конкурс «Капитанов» в виде вопросов без вариантов ответа. Также разработаны 2 анкеты и 2 теста, позволяющие определить повышение олимпийской грамотности, приобщение к идеалам и ценностям олимпизма.
При решении третьей операции было проведено внедрение курса дистанционного обучения студентов олимпийскому образованию. Внедрение данных модулей проведено на сервере сайта с помощью системы "МооШе" Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов в виде электронного курса в Учреждение образования «Белорусской государственной сельскохозяйственной академии»
(г. Горки, Республика Беларусь), Учреждение образования Витебского государственного университета им. П. М. Машерова (г. Витебск, Республика Беларусь). Все студенты, задействованные в дистанционном обучении, получили электронные и бумажные материалы дистанционного курса. Материалы были предоставлены студентам в распечатанном виде.
При решении четвертой операции всем студентам дополнительно сообщалось о курсе дистанционного обучения олимпийскому образованию, у обучающихся была возможность дополнительного консультирования с преподавателем по вопросам обучения через электронную почту либо очное общение.
Организационный этап технологии дистанционного обучения студентов олимпийскому образованию был направлен на подготовку курса дистанционного обучения олимпийскому образованию (поиск и систематизация материалов, комплектование содержания модулей, подготовка учебно-методических рекомендаций, подготовка мультимедийных лекций, поиск видеоматериалов, подготовка конкурсных материалов, анкетирования, тестирования, адаптация разработанных материалов к дистанционному обучению, размещение курса дистанционного обучения студентов олимпийскому образованию на сервере сайта СПбГУП с помощью системы "МооШе" в виде электронного курса в БГСХА, распространение разработанных учебно-методических материалов дистанционного курса среди студентов). Студенты были оповещены о своих обязанностях и получили весь необходимый материал для дистанционного обучения.
Второй этап - основной.
Цель - повышение олимпийской грамотности, приобщение к идеалам и ценностям олимпизма.
Основной этап технологии дистанционного обучения студентов олимпийскому образованию охватывает время с момента получения материала и весь период обучения до тестирования уровня знаний студентов.
Данный этап включает в себя следующие операции:
- напоминание студентам о прохождении начального анкетирования;
- прохождение студентами начального анкетирования и ознакомление с основными модулями курса (просмотр модели дистанционного обучения и рекомендаций преподавателя);
- изучение «Теоретического модуля» и консультирование с преподавателем по возникшим вопросам;
- прохождение самотестирования в модуле «Проверь свои знания сам» (модуль создан для развития навыков самостоятельности при обучении);
- изучение модуля «Лекторий» и самостоятельные ответы на вопросы в лекционных презентациях;
- изучение модуля «Олимпийское образование в статьях» и ответы на вопросы в данном модуле;
- просмотр видеофильмов в модуле «Видеотека»;
- прохождение тестирования по вопросам модулей «Олимпийское образование в статьях», и рубежного контроля по модулю «Видеотека»;
- комплексная работа со всеми модулями и электронное консультирование с преподавателем.
При решении первой операции преподаватель с помощью модуля «Новости» либо с помощью электронной почты, очного общения, сообщает студентам о прохождении начального анкетирования. Все студенты должны получить анкеты для заполнения.
При решении второй операции студенты обязаны пройти начальное анкетирование в модуле «Анкетные опросы и тесты», ознакомиться со всеми модулями дистанционного обучения студентов олимпийскому образованию (просмотр модели дистанционного обучения и рекомендаций преподавателя). Преподаватель должен проконтролировать своевременный процесс заполнения анкет.
При решении третьей операции студенты обязаны проанализировать представленный учебно-методический материал в «Теоретическом модуле», адаптированный к условиям дистанционного обучения. По возникшим вопросам они могут быть проконсультированы с преподавателем (электронная почта, очное общение).
При решении четвертой операции преподаватель предлагает студентам через модуль «Новости» либо очное общение пройти тестирование в модуле «Проверь свои знания сам» (данный модуль позволяет самостоятельно проверить уровень усвоившихся знаний по вопросам «Теоретического модуля»).
При решении пятой операции преподаватель предлагает студентам изучения модуля «Лекторий». В данном модуле после рассмотренных лекционных вопросов содержания лекций представлены вопросы. Преподаватель сообщает студентам, что, только ответив на данные вопросы, можно перейти к изучению следующей лекции. После изучения всех лекций преподаватель сообщает, что студенты могут закрепить усвоенный материал, ознакомившись с презентацией «Знаток Олимпизма» и презентацией «Олимпийское образование в картинках».
При решении шестой операции преподаватель сообщает студентам о начале работы с модулем «Олимпийское образование в статьях». Студенты читают и анализируют представленные статьи. Преподаватель оповещает о возможности перехода в работу со следующим модулем при успешном ответе на вопросы предыдущего.
При решении седьмой операции студенты просматривают все представленные видеофильмы. После завершения работы с модулем «Видеотека» студенты могут проконсультироваться у преподавателя по вопросам, которые возникли в ходе обучения в данном модуле (очное общение, электронная почта, оставление сообщения в курсе). После прохождения консультирования студенты обязаны пройти «Рубежный контроль» по модулю «Видеотека». Прохождение «Рубежного контроля» в модуле «Видеоте-ка» позволит студентам выявить уровень усвоения материала данного модуля.
При решении восьмой операции студентам предлагается работа со всеми модулями одновременно. Студенты уже ознакомлены со всеми модулями курса дистанционного обучения студентов олимпийско-
му образованию и могут в свободной форме изучать тот материал, который представлен в дистанционном курсе. После этого они могут пройти консультирование у преподавателя перед прохождением тестирования и анкетирования.
Третий этап - коррекционный.
Цель - контроль уровня олимпийской грамотности, определение приобщения студентов к идеалам и ценностям олимпизма.
Основные операции на данном этапе:
- проведение тестирования и анкетирования;
- подведение итогов дистанционного обучения студентов олимпийскому образованию (подсчеты результатов определение олимпийской грамотности и приобщения студентов к идеалам и ценностям олимпизма);
- коррекция технологии и написание практических рекомендаций по использованию данного курса.
При решении первой операции преподаватель с помощью модуля «Новости» оповещает студентов о прохождении тестирования и анкетирования. Студенты, подписавшиеся на данный курс, получают оповещение на свой электронный адрес о прохождении тестирования и анкетирования. Студенты проходят тестирование и анкетирование по курсу дистанционного обучения.
При решении второй операции после анализа ответов студентов преподаватель подводит итоги дистанционного обучения и доводит их до сведения обучающихся.
При решении четвертой операции преподаватель вносит корректировку в технологию дистанционного обучения студентов олимпийскому образованию. Преподавателем составляются практические рекомендации по использованию данного курса.
Выводы.
Таким образом, модель технологии дистанционного обучения студенческой молодежи олимпийскому образованию определяет действия обучающего и обучающегося в системе дистанционного обучения по курсу олимпийское образование.
Литература
1. Беспалько, В. П. Педагогические и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М., 1995.
2. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. - М., 1994.
3. Кружков, Д. А. Направления использования информационных технологий в олимпийском движении / Д. А. Кружков // Теория и практика физической культуры. -2004. - №8. - С. 62-63.
4. Олимпийская хартия (в действии с 11 февраля 2010 г.) // Международный Олимпийский Комитет. - Лозанна, 2007.
5. Столяров, В. И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи / В. И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - №4. - С. 13-21.