Научная статья на тему 'Теория и практика создания и функционирования региональной системы дистанционного обучения инвалидов'

Теория и практика создания и функционирования региональной системы дистанционного обучения инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романенкова Д. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика создания и функционирования региональной системы дистанционного обучения инвалидов»

Романенкова Д.Ф.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ №06-06-00062а.

В данной статье обобщен опыт Челябинского государственного университета по созданию региональной системы дистанционного обучения инвалидов. Описан структурный состав данной системы, задачи подсистем, их содержание и взаимосвязи. Приведены особенности функционирования и результаты практической апробации региональной системы дистанционного обучения инвалидов на базе ЧелГУ.

Челябинский государственный университет занимается обучением инвалидов уже пятнадцать лет, и за эти годы накоплен значительный опыт по различным аспектам обучения инвалидов. Создана система доступности высшего образования инвалидов в ЧелГУ, которая включает отбор слушателей-инвалидов и их довузовскую подготовку и адаптацию; интегрированное обучение студентов-инвалидов; сопровождение интегрированного обучения студентов-инвалидов; дистанционное обучение студентов-инвалидов; информационно-просветительскую деятельность.

Особую значимость для развития системы высшего образования для инвалидов имеет дистанционное обучение, которое связано с интенсивным внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в сферу образования.

Под дистанционным обучением мы понимаем форму обучения, основывающуюся на контролируемой самостоятельной деятельности обучаемых по изучению специально разработанных учебных материалов и базирующуюся на использовании новых и традиционных информационных технологий. Дистанционное обучение - это способ получения образования, при котором студент имеет возможность освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства с помощью информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение меняет состав, задачи и содержание основных элементов организации и осуществления учебного процесса. Для эффективной организации дистанционного обучения студентов-инвалидов необходимо определить содержание деятельности субъектов высшего образования, разработать технологию и методику обучения и сопровождения учебы инвалидов, в том числе на этапе довузовской подготовки, определить функции и роль организационных структур в ЧелГУ и в опорных пунктах по области.

Эффективности образования студентов-инвалидов способствует вовлечение научного, кадрового, информационного, духовного потенциала вуза, а также использование хорошо развитых информационнотехнологических и сетевых ресурсов вуза, организующего и координирующего всю деятельность по дистанционному обучению инвалидов. Региональная система дистанционного обучения, создаваемая на базе Чел-ГУ, включает технологическую подсистему, методическую подсистему, подсистему субъектов дистанционного обучения, подсистему довузовской подготовки, подсистему обучения студентов-инвалидов и подсистему организации и управления.

Педагогическими принципами, на которых строится система дистанционного обучения студентов-инвалидов являются: гуманистический принцип педагогики, признание ценности и неповторимости личности со всеми ее особенностями (как психологическими, так и физическими); принцип природосообразного обучения, связанный с созданием здоровьесберегающих условий при обучении в вузе; принцип личностно ориентированного обучения, связанный с учетом психофизиологических особенностей обучаемых; принцип целесообразности применения новых информационных технологий, связанный не с эффективностью информационной технологии самой по себе, а с тем, насколько ее использование служит достижению целей обучения, в частности, насколько она приемлема для того или иного студента-инвалида; принцип коррекционной направленности процесса обучения, направленный на то, что система обучения должна не только учитывать физические ограничения студентов-инвалидов, но и компенсировать их с помощью специальных технических и программных средств.

Эффективное обучение инвалидов требует создания в вузе особой информационно-образовательной среды. Под информационно-образовательной средой для студентов-инвалидов мы понимаем системно организованную совокупность общедидактических и специальных информационных технологий, технических средств обучения, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с субъектами образовательного процесса и направленную на повышение эффективности и доступности образовательного процесса для студен-тов-инвалидов, развитие и совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей. Важно, чтобы студенты с ограниченными физическими возможностями могли получать такую же информацию о предметах, процессах и явлениях действительности, как и любые другие студенты.

Информационно-образовательная среда должна обеспечивать свободный обмен информацией между всеми участниками учебного процесса, а также эффективный доступ к образовательным ресурсам вне зависимости от физических ограничений студентов и их территориального положения относительно вуза. Можно обозначить следующие основные функции информационно-образовательной среды для студентов-инвалидов: образовательная, развивающая, компенсаторная, социализирующая.

Технологическое обеспечение дистанционного обучения инвалидов в ЧелГУ состоит из систем дистанционного обучения «СТ-Курс» и «Moodle», системы открытых лекций «Ментор» и системы многоточечной видеоконференцсвязи, которые предусматривают как возможность самостоятельной индивидуальной работы, так и возможность проведения групповых аудио и видеолекций и семинаров.

Системы дистанционного обучения представляет собой интегрированные информационные системы, воплотившие современные концепции дистанционного обучения. Они позволяют разместить учебно-методические комплексы с элементами мультимедиа, обеспечить к ним авторизованный доступ студентов, преподавате-лей-тьюторов и методистов-кураторов в удобное для них время, организовать обучение и контрольные мероприятия в соответствии с графиком учебного процесса, а также возможность взаимодействия преподавателя со студентами, студентов между собой как с помощью встроенной электронной почты, так и с использованием форумов. Студентам и преподавателям предоставляется возможность работать с системами дистанционного обучения в любое удобное для них время, без жесткой привязки к определенным дням и часам недели, что позволяет привлечь к работе высококвалифицированных преподавателей-тьюторов, которые сопровождают процесс обучения.

Программа «Mentor: Открытые лекции», разработанная в ЧелГУ, осуществляет передачу студентам по

сети Интернет в режиме реального времени ключевых моментов изучаемого материала в виде слайдов с голосом лектора. По ходу лекции слушатели могут задавать вопросы преподавателю, ведущему лекцию. Использование интерактивной доски для проведения интернет-лекций дает возможность заранее готовить только заготовки слайдов, а по ходу лекции объяснять материал с дорисовкой слайдов. Применение технологии открытых лекций позволяет студентам-инвалидам слушать лекции ведущих преподавателей ЧелГУ, не покидая места жительства.

Использование специальных технических средств обучения дает возможность компенсации ограниченных физических возможностей обучаемых. Специальные технические средства обучения расширяют биологические возможности анализаторов, замещают нарушенные функции и повышают объемы получения полезной и достоверной информации о предметах и явлениях окружающей действительности.

Содержание обучения студентов-инвалидов при дистанционном обучении не должно отличаться от содержания обучения остальных студентов и должно соответствовать нормативным требованиям государственного образовательного стандарта РФ. Однако процесс дистанционного обучения имеет свою специфику. Физические нарушения и психофизические особенности студентов-инвалидов влияют на организацию процесса обучения, конструирование учебных материалов, выбор методов и приемов педагогической работы.

Дидактические процессы, к которым относится процесс получения-передачи информации и организация обратной связи, также имеют специфику при обучении студентов-инвалидов. Важным является качество учебной информации, ее четкая структуризация, оперативная обратная связь на каждом этапе обучения.

На преподавателя возлагаются дополнительные функции по учету в процессе обучения психофизических особенностей и ограничений этих студентов. Немаловажную роль играет психологическая поддержка сту-дентов-инвалидов.

Основной формой обучения в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности студента-инвалида. Однако, дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими студентами, сотрудничества в процессе познавательной деятельности.

Поскольку дистанционное обучение студентов-инвалидов происходит при отсутствии непосредственного контакта с преподавателями, особое значение должно быть уделено качеству учебно-методических материалов. Учебно-методический комплекс дистанционного обучения включает: учебный план, программу дисциплины, учебник по дисциплине, практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения учебного материала, методические рекомендации по освоению дисциплины, дополнительные материалы (аудио, видеоматериалы, ссылки на ресурсы Интернет).

Основные особенности дистанционного обучения студентов-инвалидов, которыми должны руководствоваться преподаватели при подготовке учебных материалов и в учебном процессе:

1. Индивидуальный подход, посредством которого обеспечивается направленное педагогическое воздействие на студента-инвалида, основанное на знании и учете особенностей его развития, физических нарушений и структуры его личности; организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов-инвалидов, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого из них.

2. Дозирование учебных нагрузок, естественным образом реализуемое в дистанционном обучении, заключается в регулировании времени и интенсивности обучения, когда студент-инвалид с помощью преподавателя или самостоятельно определяет темп изучения материала, время и продолжительность занятий.

3. Применение специальных приемов обучения. Могут использоваться следующие приемы: приемы, обеспечивающие доступность учебной информации; специальные приемы организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности с учетом нарушения сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий и др.); логические приемы переработки учебной информации (конкретизация, установление аналогий по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и явлений и др.); приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования (технические средства по перекодированию зрительной и слуховой информации в доступные для сохраненных анализаторов сигналы, использование приборов, позволяющих координировать движения, применение аппаратов, усиливающих зрительную, тактильную, слуховую и др. информацию).

Эти приемы могут быть использованы в различных сочетаниях в зависимости от целей и задач обучения, содержания учебного материала, физических нарушений и психофизических особенностей студентов-инвалидов.

4. Использование технических средств обучения и их компенсаторных функций, которые позволяют либо усиливать чувствительность анализаторов, либо замещать их другими сохранными анализаторами, расширив тем самым способы доступа к учебной информации.

При разработке учебно-методических комплексов для дистанционного обучения инвалидов нужно учитывать различного рода ограничения, возникающие вследствие физических нарушений обучаемых. Необходимо предоставлять учебный материал в различных формах так, чтобы студенты с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально (например, с использованием аудиозаписей или программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств (брайлевский дисплей и брайлевский принтер). Для всех категорий студентов-инвалидов должен быть обеспечен здоровьесберегающий учебный режим. Современные средства позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам: студент-инвалид сам может выбрать размер и тип шрифта при просмотре

полученного материала, убрать или переместить рисунки и т.п., изменить цвета, используемые при оформлении текста, подобрать степень яркости и контраста.

В традиционной структуре системы высшего образования важнейшими субъектами являются студенты и преподаватели вуза, выступающие наиболее активными компонентами системы. Их взаимная активность влияет на ход и результаты педагогического процесса.

Внедрение дистанционных образовательных технологий объективно влечет за собой реорганизацию образовательного процесса: возрастают требования к преподавателю и изменяется его роль, возрастает роль

личности обучающегося и его индивидуальных особенностей, изменяется роль учебного заведения и влияние его местонахождения на состав обучающихся, резкое возрастает объем доступных информационных ресурсов.

Особенностью дистанционного обучения студентов-инвалидов является не столько то, что в нем представление и обмен учебной информацией осуществляется преимущественно с помощью средств телекоммуникаций, а сколько то, что дистанционное обучение меняет состав, содержание деятельности и функции субъектов учебного процесса. Региональная система дистанционного обучения требует участия различных специалистов: преподавателей-авторов курсов, преподавателей-тьюторов, методистов-кураторов, психологов и технических специалистов.

Преподаватель-автор курса разрабатывает учебно-методические комплексы, включая открытые интернет-лекции, разрабатывает инструкции по изучению курса, а также корректирует их содержание.

Преподаватель-тьютор осуществляет организационное управление учебно-познавательной деятельностью инвалидов на основе знания и учета в процессе обучения их физических нарушений и психологических особенностей; развитие учебно-познавательного потенциала инвалидов; консультирование инвалидов по учебной дисциплине и помощь им в затруднительных ситуациях; подготовку и проведения открытых лекций

и дистанционных семинаров; контроль текущих и итоговых результатов обучения; помощь инвалидам в их профессиональном самоопределении.

Методист-куратор осуществляет сопровождение учебы инвалидов (организационно-педагогическое, пси-холого-педагогическое, технологическое сопровождение). Методист-куратор может контактировать с обучаемыми либо непосредственно в опорном пункте дистанционного обучения, либо в дистанционном режиме. В его функции входит: помощь обучаемым в правильном и эффективном использовании учебно-методического сопровождения курса в зависимости от их физических нарушений; проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам использовании учебно-методического сопровождения курса; контроль выполнения графика учебного процесса и соблюдения дозировки учебных нагрузок; консультирование инвалидов в случае возникших затруднений; обеспечение учебных и содействие в осуществлении социальных контактов между обучаемыми.

Единственным критерием приема в вуз для любой категории абитуриентов, в том числе инвалидов, является уровень знаний и наличие способностей к развитию в соответствии с программами высшего образования. Процесс довузовской подготовки инвалидов должен быть организован таким образом, чтобы создать оптимальные условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей каждого слушателя в соответствии с его особенностями, ограничениями, возможностями, уровнем развития.

Довузовская подготовка инвалидов в ЧелГУ строится в информационной среде дистанционного обучения (система «СТ-Курс» и система открытых лекций Ментор»). Цель дистанционной довузовской подготовки инвалидов: углубленное и расширенное изучение предметов школьного курса на основе индивидуального

подхода и самостоятельной работы и подготовка к сдаче вступительных экзаменов в вуз в форме тестирования.

В ЧелГУ функционируют дистанционные образовательные курсы по русскому языку, математике, физике, обществознанию, английскому языку. Каждый курс структурирован в виде модулей и содержит около 1000 КИМов (тестовых заданий), разработанных преподавателями Института дополнительного профессиональнопедагогического образования и ЧелГУ, охватывающих все разделы по каждому предмету.

Типы вопросов, которые использованы при составлении тестов: вопрос с несколькими альтернативными

ответами, вопрос на установления соответствия, вопрос с пропущенными ключевыми словами, вопрос с кратким ответом, вопрос с развернутым ответом.

В зависимости от проверки того или иного уровня усвоения материала, использованы тестовые вопросы следующих видов:

на различение (вопросы с выбором ответов, содержащие одновременно и задание и ответ, от слушате-ля-инвалида требуется назвать их соответствие);

на запоминание (вопросы с вводом ответа в виде числа или словосочетания, проверяющие умение воспроизводить некоторую информации по памяти);

на понимание (вопросы с выбором ответов, вопросы на сопоставление, требующие от слушателя-инвалида умения анализировать, синтезировать имеющуюся информацию, устанавливать причинноследственные связи);

на проверку элементарных умений и навыков (вопросы с выбором либо с вводом ответа, требующее от слушателя-инвалида умение применять полученные знания для решения типовых задач);

на перенос (вопросы с вводом ответа, требующие от слушателя-инвалида эвристической деятельности

для решения нетиповых, творческих заданий).

По всем дисциплинам довузовской подготовки разработаны по четыре тематические Интернет-лекции в системе «Ментор», которые слушатели-инвалиды могут слушать как в режиме реального времени по расписанию, так и в записи.

Процесс обучения на дистанционных образовательных курсах включает:

входное тестирование по всем разделам предмета, которое позволяет оценить подготовку слушателя-инвалида;

выполнение слушателем-инвалидом тестовых заданий. Задания могут быть с выбором варианта ответа из

нескольких предложенных, с кратким ответом или с развернутым ответом;

обмен сообщениями с преподавателем-тьютором, то есть возможность задать вопросы, получить консультацию в случае затруднений;

проверку преподавателем-тьютором выполненной работы, комментирование неверно выполненных заданий; корректировку преподавателем-тьютором оценок за тест, автоматически выставляемых системой и комментирование результатов выполнения теста в целом;

участие слушателя в работе дистанционных семинаров по тематике предмета; прослушивание тематических интернет-лекций через систему «Ментор»;

прохождение слушателем-инвалидом итогового теста с получением оценки и выдачей документа об окончании курсов.

В настоящее время в ЧелГУ обучение с использованием дистанционных образовательных технологий открыто по специальностям: финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, государственное и

муниципальное управление, менеджмент организации, юриспруденция.

Процесс дистанционного обучения студентов-инвалидов по программам высшего образования строится следующим образом: пройдя регистрацию в системе дистанционного обучения, студент получает доступ к

учебным материалам курсов, получает информацию о преподавателях-тьюторах данных курсов, знакомится с методистом-куратором, сокурсниками и рабочим графиком учебного процесса.

Учебная деятельность студента, обучающегося дистанционно, включает работу с теоретическим материалом, представленным как в электронном, так и в печатном виде, прослушивание Интернет-лекций через систему «Ментор», выполнение упражнений, практических и лабораторных работ, индивидуальных заданий, выполнение тестовых и иных заданий для самоконтроля, взаимодействие с преподавателем-тьютором, участие в дистанционных семинарах, коллоквиумах и пр. в режимах on-line и off-line.

Зачеты и экзамены в соответствии с учебными планами, принимаются у студентов как правило в форме компьютерного тестирования в режиме оп-line или непосредственно в ЧелГУ, или в четырнадцати опорных пунктах дистанционного обучения во время сессий в установленные графиком сроки.

В ходе всего процесса обучения методист-куратор осуществляет сопровождение учебы инвалидов: проводит индивидуальные консультации по вопросам организации дистанционного обучения и использования учебно-методического сопровождения курса, осуществляет контроль выполнения ими графика учебного процесса и соблюдения дозировки учебных нагрузок, обеспечивает решение всех организационных вопросов.

Для обеспечения стабильно функционирующей и администрируемой в соответствии с нормами и правилами высшего учебного заведения системы дистанционного обучения студентов-инвалидов необходимо объединить усилия нескольких структурных подразделений ЧелГУ. Региональный центр образования инвалидов организует и координирует всю деятельность университета по обеспечению доступности высшего образования для инвалидов. Институт проблем доступности высшего образования организует довузовскую подготовку к по-

ступлению. Центр заочного и дистанционного обучения ЧелГУ организует учебный процесс студентов-инвалидов, обучающихся с помощью представительств. Филиалы и представительства ЧелГУ являются опорными пунктами при организации дистанционного обучения слушателей и студентов-инвалидов. Управление информатизации образования ЧелГУ осуществляет техническое сопровождение дистанционного обучения.

В Челябинском государственном университете сложилась определенная система регионального партнерства в сфере дистанционного обучения инвалидов, куда входят: Министерство образования и науки Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Администрации городов и районов области (содействие в организации опорных пунктов дистанционного обучения, помощь в оплате обучения) , общественные организации инвалидов (направление на довузовскую подготовку и обучение перспективных молодых людей с ограниченными физическими возможностями), областные средства массовой информации (информационная поддержка, реклама, освещение проектов и мероприятий), коммерческие структуры (филиал ОАО «УРАЛСИБ» в г. Челябинск) (финансирование обучения слушателей-инвалидов).

В регионе создана сеть опорных пунктов дистанционного обучения. Они созданы на базе общеобразовательных школ, оснащенных современной техникой и имеющих устойчивый канал доступа в сеть Интернет, межшкольных методических центров, представительств вуза. Важно, что опорные пункты не только представляют техническую базу для дистанционного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, но и являются местом очных консультаций с преподавателями, методистами, психологами. Кроме того, студенты с ограниченными физическими возможностями могут обучаются дистанционно с использованием своего домашнего компьютера с выходом в сеть Интернет.

Таким образом, в ЧелГУ сложились две формы организации дистанционного обучения инвалидов:

с ориентацией на вуз, когда самостоятельная работа по изучению дисциплин, осуществляемая в системе дистанционного обучения, сочетается с очными занятиями и консультациями с преподавателями и методистами, помощью, контролем прохождения курса, сдачи зачетов и экзаменов, а также пользованием технической базы (компьютеров, специальных программных и технических средств обучения, аудио и видеотеки );

индивидуальное дистанционное обучение, когда слушатели и студенты занимаются в системе дистанционного обучения у себя дома или в опорном пункте в области по индивидуальному графику под контролем преподавателя-тьютора и сопровождении обучения методистом-куратором.

Развитие технологической и дидактической базы для обучения студентов-инвалидов позволило ЧелГУ войти в международную сеть послешкольного обучения глухих - PEN-International, координатором которой в Российской Федерации (сеть PEN-Russia) является МГТУ им. Н.Э. Баумана, а участниками Новосибирский государственный технический университет, Владимирский государственный университет, Татарский институт содействия бизнесу (г. Казань). Одной из важнейших целей деятельности этой сети является формирование единого информационно-образовательного пространства на основе дистанционных образовательных технологий между вузами, занимающимися обучением различных категорий инвалидов. В сети PEN-International и PEN-Russia одной из форм взаимодействия вузов-участников являются видеоконференции и видеолекции, транслируемые через сеть Интернет. Таким образом, региональная система дистанционного обучения студентов-инвалидов становится составной частью системы PEN-Russia и PEN-International, что будет способствовать её развитию и решению проблем доступности высшего образования инвалидов как в регионе, так и в России в целом.

Эффективность функционирования системы дистанционного обучения мы оцениваем с помощью количественных и качественных показателей. Количественные показатели оцениваются: по количеству инвалидов, проходящих дистанционную довузовскую подготовку, по количеству студентов-инвалидов с различными физическими нарушениями, обучающихся дистанционно, по территориальному охвату местностей, где открыты опорные пункты. Качественные показатели оцениваются: по качеству учебно-методических комплексов дистанционного обучения, по уровню обученности студентов-инвалидов, по мотивации к обучению, по анализу структуры работы студентов-инвалидов в системе дистанционного обучения (регулярность, длительность работы и т.п.), по удовлетворенности процессом и результатами обучения.

Проанализируем эффективность региональной системы дистанционного обучения студентов-инвалидов на основе количественных показателей. В этом учебном году по программам довузовской подготовки обучается 27 слушателей-инвалидов, по программам высшего профессионального образования - 30 студентов-

инвалидов. Распределение по тяжести физических нарушений следующее: ребенок-инвалид - 19%, III группа инвалидности - 44%, II группа - 22%, I группа - 15%. По видам нарушений: нарушения зрения - 15%, нарушения слуха - 22%, нарушения опорно-двигательного аппарата - 26%, нарушения других органов и систем - 37%.

Анализ полученных данных в соотношении с аналогичными показателями студентов-инвалидов, обучающихся очно и заочно, позволяет сделать вывод о том, что использование дистанционных образовательных технологий дает возможность обучаться инвалидам, которые в силу ряда причин ранее не имели такой возможности: I и II групп, инвалиды, имеющие сенсорные нарушения (зрение, слух), а также инвалиды-

колясочники.

Опорные пункты довузовской подготовки открыты в восьми городах и районах области и покрывают большинство территории области. Опорные пункты базируются в представительствах ЧелГУ, межшкольных методических центрах и в школах, имеющих высокий уровень информатизации. Для студентов на территории области открыто 14 представительств, осуществляющих помощь студентам-инвалидам в освоении образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий. В представительствах ЧелГУ в Южноуральске и Сатке студенты-инвалиды обучаются за счет средств местных администраций. Абсолютная успеваемость студентов-инвалидов за прошлый учебный год (зачеты и экзамены сданы в установленные сроки без неудовлетворительных оценок), обучающихся дистанционно - 80%, а качественная успеваемость (оценки хорошо и отлично) - 45%.

Таким образом, получены положительные результаты функционирования системы дистанционного обучения студентов-инвалидов, а сама система построена таким образом, что не ставит ограничений ни по тяжести, ни по видам физических нарушений студентов-инвалидов. Созданная региональная система дистанционного обучения студентов-инвалидов является эффективным средством решения проблемы доступности высшего образования для инвалидов Челябинской области. Полученный опыт создания эффективно функционирующей на базе ЧелГУ региональной системы дистанционного обучения студентов-инвалидов, может быть применен в системе высшего профессионального образования РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.