Научная статья на тему 'Модель Регионального центра образования инвалидов при учреждении высшего профессионального образования'

Модель Регионального центра образования инвалидов при учреждении высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биушкина С. С., Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель Регионального центра образования инвалидов при учреждении высшего профессионального образования»

Биушкина С.С., Мартынова. Е.А., Романенкова Д.Ф.

МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ ПРИ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Модель центра образования инвалидов в учреждении высшего профессионального образования», проект №0 6-0 6-0 0 0 62а.

Аннотация

В статье представлен опыт Челябинского государственного университета по созданию модели регионального центра образования инвалидов. Определены цели, задачи данной работы, описаны реализуемые образовательно-реабилитационные программы. Приведены практические результаты внедрения данной модели в ЧелГУ.

Доступность высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), число которых в России составляет от семи до десяти процентов всего населения регионов, представляет собой актуальную социальную и педагогическую проблему. Как показали социологические опросы, около 20% молодых инвалидов хотели бы получить высшее образование, работать в дальнейшем по полученной специальности, стать полноправными членами общества, обеспечивая необходимый уровень жизни себе и своей семье.

Однако, получение инвалидами высшего образования сдерживается рядом факторов, препятствующих интеграции инвалидов в систему высшего образования, сложностями во время учебы в вузе, когда формы, условия и методики обучения противоречат тем или иным особенностям инвалидов.

Комплексное решение проблемы обеспечения доступности высшего образования для инвалидов может быть достигнуто путем разработки и обоснования модели Регионального центра образования инвалидов, функционирующего при учреждении высшего профессионального образования на базе его материальнотехнического, кадрового и информационного потенциала.

Региональный центр образования инвалидов, функционирующий при учреждении высшего профессионального образования (далее - РЦОИ) выполняет следующие задачи:

реализует качественный системный подход к непрерывному образованию инвалидов на базе учреждения высшего профессионального образования;

создает условия и обеспечивает интегрированное обучение инвалидов по программам высшего профессионального образования;

осуществляет координирующее межведомственное взаимодействие, в т.ч. с общеобразовательными и специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, учреждениями начального и среднего профессионального образования региона для обеспечения качества, доступности и непрерывности процесса образования инвалидов;

выполняет функции научно-методического, информационно-просветительского центра и центра подготовки кадров в регионе в сфере образования инвалидов;

является центром информационно-технологических ресурсов и дистанционного обучения инвалидов, проживающих в регионе, по программам школьного обучения, специальным образовательно-реабилитационным программам в части довузовской подготовки и высшего профессионального образования.

Построение модели Регионального центра включает в себя определение цели его построения и функционирования, разработку организационной основы деятельности, методологических принципов построения и функционирования образовательного процесса и его структурного состава (субъекты образования, содержание и средства образования, методов обучения и воспитания), анализ внутренних и внешних связей центра.

Цель построения и функционирования Регионального центра это высшее образование инвалидов, т.к. именно высшее образование является наиболее эффективным средством социализации инвалидов и их интеграции в социум и достижения независимой жизни.

Методологическими принципами построения и функционирования Регионального центра являются научность, гуманизация, вариативность, коллективность, доступность, центрация на личность, непрерывность, открытость.

Региональный центр образования инвалидов представляет собой особое структурное подразделение в составе учреждения высшего профессионального образования, функционирующее во взаимосвязи с факультетами и подразделениями вуза, с привлечением научного, кадрового, информационного потенциала вуза, а также с использованием его информационно-технологических, сетевых ресурсов и системы дистанционного обучения.

Содержание образования строится как совокупность компонентов: организация социального опыта инвалидов, обучение и воспитание, индивидуальная помощь (сопровождение), реабилитация.

Это содержание реализуется через комплекс специально разработанных образовательнореабилитационных программ:

учебно-адаптационная программа довузовской подготовки; учебно-воспитательная довузовская программа; профориентационная программа;

программа сопровождения интегрированного обучения; программа содействия трудоустройству; программы дистанционного обучения; программа социокультурной реабилитации;

программа информационно-технологического сопровождения.

Учебно-адаптационная программа довузовской подготовки реализуется в два этапа. Первый этап проходит по специально разработанной программе, включающей учебную, индивидуальную и самостоятельную работу, а также воспитательную работу со слушателями-инвалидами. Изучаемые предметы: основы методики

самостоятельной работы в вузе, профориентация и психология личности, русский язык и культура речи, тренинг взаимоотношений, информационные технологии, основы правовых знаний. Суть этого этапа - помочь слушателям адаптироваться к университетским условиям учебы и жизни. Организационно учебный процесс в РЦОИ построен по регламенту высшего учебного заведения с соблюдением длительности учебных занятий, использованием лекционных, практических, лабораторных и других форм, выполнением творческих самостоятельных заданий и т.п.

После завершения адаптационного этапа довузовской подготовки слушатели переходят на подготовительное отделение, где они обучаются в общих группах. Главная цель учебы на подготовительном отделении - повысить уровень общеобразовательной подготовки слушателей-инвалидов, создать условия для успешной сдачи вступительных испытаний по профилю избранного факультета. Преподаватели, работающие на подготовительном отделении, получают развернутые психолого-педагогические характеристики на каждого слушателя-инвалида. Результатом довузовской подготовки является возможность поступления слуша-

теля-инвалида на специальность, соответствующую его способностям, склонностям, ограничениям и готовность к последующей учебе в университете.

Целью реализации учебно-воспитательной довузовской программы является формирование профессиональных качеств, социальных и гражданских черт своей личности, выработка уверенности в своих силах; освоение механизмов саморегуляции и самореализации; развитие интереса к познанию другого человека, самопознанию; усвоение закономерностей процесса общения в жизни каждого человека и пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах вузовской жизни, так и вне ее, привитие коммуникативных навыков.

В последние годы акцент в работе с инвалидами, поступающими в вуз, сделан на ничем не компенсируемой роли деятельности, связанной с включением в различные формы социального воспитания. Это то особое пространство развития, которое содержит весьма широкий спектр выбора форм самоосуществления, несет в себе функцию психологической компенсации и восстановления разорванных социальных и социально-психологических связей взаимодействия инвалидов.

Организационно данные мероприятия реализуются в рамках дисциплины довузовской подготовки «Я-коллектив-общество» с применением совокупности методов социально-активного психолого-педагогического обучения: дискуссий, ролевых и деловых игр, социально-психологических тренингов) и индивидуально-

рефлексивных методов: групповых занятий, собраний, коллективных мероприятий. К проведению занятий со слушателями-инвалидами привлекаются студенты пятого курса ЧелГУ специальности «Педагогика и психология» под руководством преподавателя и психолога Регионального центра образования инвалидов.

В РЦОИ ЧелГУ реализуется профориентационная программа, направленная на активизацию позиции самих инвалидов, а также на взаимодействие с ними педагогов и психологов с тем, чтобы совместными усилиями оптимально выбрать факультет университета для будущей учебы. В структуре программы предусмотрены: профессиональное просвещение (ознакомление с профессиями), профессиональная консультация психологов и педагогов, профессиональная диагностика, в т.ч. компьютерная, с использованием методик изучения интересов, мотивов, ценностных ориентаций, состояния здоровья. Здесь также осуществляется профессиональный отбор на этапе поступления в вуз.

Университет принимает на учебу инвалидов с различными физическими ограничениями и группами инвалидности. В ЧелГУ учатся студенты с нарушениями зрения (в том числе полностью слепые), слуха, с поражением опорно-двигательного аппарата и других органов и систем. Главной особенностью обучения инвалидов в ЧелГУ является то, что они обучаются интегрированно вместе с остальными студентами, но это не только простое включение инвалидов в стандартный учебный процесс, но и обязательное сопровождение их учебы в университете. На протяжении всего обучения инвалида в вузе в РЦОИ налажены различные виды сопровождения учебы.

Организационно-педагогическое сопровождение - это своего рода наставничество и контроль, когда РЦОИ совместно с учебными факультетами обеспечивают условия успешной учебы студентов-инвалидов. Наставничество и контроль имеют личностно-ориентированный характер.

Психолого-педагогическое сопровождение в процессе интегрированного обучения инвалидов направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.

Одним из обязательных элементов сопровождения инвалидов ЧелГУ является медицинско-оздоровительное, которое складывается из двух направлений: профилактически-оздоровительного и медицинского и включает диагностику и коррекцию физического состояния студентов-инвалидов, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.

Социальное сопровождение учебы инвалидов включает совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их интегрированном обучении в университете, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, проезда в городском транспорте, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.

В систему сопровождения учебы инвалидов в ЧелГУ входит также технологическое сопровождение - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение студентов-инвалидов дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, основанных на современных технологиях, включая разработку и внедрение специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.

В рамках программы содействия трудоустройству университет ведет работу по содействию трудоустройству инвалидов-выпускников. Заключен договор с Челябинским городским центром занятости населения. Действует информационно-консультационный пункт службы занятости на базе учебно-досугового комплекса, регулярно проводятся информационно-консультационные встречи старшекурсников и выпускников со специалистами Департамента федеральной государственной службы занятости населения, городских центров занятости, реабилитологами медико-социальной экспертизы, организуются семинары и тренинги о современном рынке труда и навыках поиска работы.

С 1998 года 14 6 инвалидов успешно окончили ЧелГУ, в том числе 18 человек получили красный диплом. Среди выпускников более 80% трудоустроено, в т.ч. более 50% - по специальности. Спектр сфер деятельности, где находят работу инвалиды-выпускники ЧелГУ, очень широк: законодательные и исполнительные

органы власти, промышленные предприятия, органы охраны и защиты прав, органы управления общественными организациями, сфера юриспруденции, сфера сервиса, сфера информационных технологий, финансовоэкономическая сфера, индивидуальное предпринимательство, образовательные учреждения и т.д. Часть выпускников продолжает свое обучение в магистратуре и аспирантуре ЧелГУ и других вузов.

Программы дистанционного обучения для инвалидов реализуются на двух уровнях:

программы высшего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий по специальностям: государственное и муниципальное управление, менеджмент организаций,

финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, связи с общественностью, психология, юриспруденция;

программы довузовской подготовки по предметам: русский язык, математика, физика, обществознание,

английский язык - индивидуальная самостоятельная работа под руководством тьютора.

В ЧелГУ используются следующие виды дистанционных образовательных технологий: системы дистанционного обучения «СТ-Курс» (для довузовского обучения) и «Моо^е» (для вузовского обучения), система открытых лекций «Ментор», позволяющая слушателям и студентам слушать лекции по сети Интернет в режиме реального времени с возможностью задать вопросы преподавателю или в записи, а также система многоточечных видеоконференций.

Предусмотрено два варианта организации дистанционного обучения: индивидуальные занятия с домашнего компьютера или занятия на базе опорных пунктов, организованных в городах и районах Челябинской области. Дистанционное обучение инвалидов на базе Представительств позволяет сочетать индивидуальную работу в системе дистанционного обучения, посещение библиотеки, личные встречи и консультации с преподавателями и методистами, помощь, контроль выполнения учебного плана, сдачи зачетов и экзаменов.

С этого учебного года с помощью дистанционных технологий ведется довузовская подготовка инвалидов, проживающих в городах и районах Челябинской области. Это или индивидуальные занятия с домашнего компьютера, или занятия на базе опорных пунктов, организованных в городах и районах Челябинской области. В этом учебном году опорные пункты дистанционного довузовского обучения открыты в следующих городах Челябинской области: Южноуральске, Сатке, Пласте, Кыштыме, Верхнем Уфалее. Кроме того, в

учебный план инвалидов, проходящие довузовскую подготовку на подготовительном отделении ЧелГУ, включена самостоятельная работа в системе дистанционного обучения «СТ-Курс».

Для осуществления полноценной реабилитации слушателей и студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете реализуется программа социокультурной реабилитации на базе учебнодосугового комплекса. Создание учебно-досугового комплекса позволило добавить к тем звеньям системы обучения инвалидов, которые, в основном, были направлены на профессиональную реабилитацию, возможности социокультурной реабилитации. В рамках программы социокультурной реабилитации проводятся коллективные мероприятия: встречи, консультации, собрания; проводятся спортивных соревнований по различным видам спорта; осуществляется профилактическая медицинско-оздоровительная деятельность; проводятся художественно-творческие мероприятия, организация творческих встреч и выставок; культурно-досуговая деятельность.

РЦОИ располагает широким набором технических средств, которые помогают обеспечить студентов учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Именно архитектурное обустройство и техническое оснащение ЧелГУ позволило создать систему высшего образования инвалидов, не ставящую ограничений по их физическим нарушениям. РЦОИ располагает универсальным оснащением и оборудованием, которое используется всеми студентами-инвалидами - это мультимедийная компьютерная лаборатория, аудитория специальных информационных обучающих технологий, лекционная мультимедийная аудитория, учебно-досуговый комплекс, центр информационных ресурсов.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в университете создана безбарьерная архитектурная среда: имеются подъездные пандусы, лифты, пандусы в переходах, специально оборудованные учебные места в первых рядах лекционных аудиторий, места общего пользования.

Для студентов с нарушениями зрения создана тифлотехническая учебная аудитория, оборудованная телевизионным увеличивающим устройством, тифлокомплексом «Читающая машина», рабочим местом с брайлевским дисплеем и брайлевским принтером, специальным программным обеспечением: экранными лупами, программами синтеза речи, речевыми навигаторами, имеются различные аудиотехнические средства, аудиотека лекций.

В последние годы расширились возможности обучения студентов с нарушениями слуха. Для них создана сурдологическая учебная аудитория, оборудованная устройствами беспроводной связи для улучшения восприятия речи, имеется комплект видеоустройств с выходом на телевизор и активную доску: видеомагнитофон, DVD-плеер, активная аудиосистема, поддерживающая все мультимедийное оборудование, а также аудиотека и видеотека учебных и тренинговых материалов.

Наличие специальной компьютерной, реабилитационной техники и современного программного обеспечения учебного назначения позволяет перевести процесс обучения студентов-инвалидов на новый дидактический уровень, что позволяет им учиться наравне с остальными студентами.

Наиболее эффективными методами обучения и воспитания инвалидов в вузе могут служить методы социально-активного, группового обучения и социального воспитания.

Основная гипотеза состоит в том, что социальное воспитание будет эффективным, если оно осуществляется на основе сочетания педагогических методов группового социально-активного воспитания и индивидуального рефлексивного воспитания. Под воспитанием в данном случае подразумевается относительно направляемая социализация в условиях специально создаваемых обществом социальных институтов.

Первая группа социально-активных методов обучения и воспитания - это групповые методы. Из них можно выделить дискуссионные (групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций, мозговая атака, круглый стол, интеллектуальная разминка), игровые методы (ролевая, деловая, организационнодеятельностная игра), социально-психологические тренинги (тренинг делового общения, тренинг профессиональных и жизненных умений, тренинг личностного роста и др.). Важно то, что помимо преподавателей, сотрудников и психолога РЦОИ к проведению занятий привлекаются студенты вуза, специализирующиеся по педагогике и психологии.

Вторая группа методов, которая применялась в учебно-воспитательном процессе, - это методы индивидуального рефлексивного обучения и воспитания. Основными формами, в которых используются данные методы, являются собрания, на которых планируется коллективная жизнь группы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело, которое по традиции называется воспитательным мероприятием. Основой технологии служит структура развивающего метода, который приводит к применению технологии и методики индивидуального рефлексивного воспитания.

Целенаправленное применение разнообразных социально-активных и рефлексивных методов в обучении инвалидов, как показывает практика, существенно влияет на эффективность образовательного процесса и его результаты.

В текущем учебном году на всех 15 факультетах ЧелГУ обучается 191 студент-инвалид, в том числе, 83 - очно, 78 - заочно, 30 - с использованием дистанционных образовательных технологий в представительствах ЧелГУ. К поступлению в ЧелГУ по очной и дистанционной форме готовятся 30 человек. Из них 59% - это жители Челябинска, 19% из городов Челябинской области, 18% проживают в сельских территориях области и 4% - жители других регионов России. Среди студентов-инвалидов ЧелГУ 10,5% имеют I группу инвалидности, 20,5% - II группу, 53% III группу, 16% имеют статус «ребенок-инвалид». Почти треть студентов имеет нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе 12 человек передвигаются на коляске, четверть студентов имеют нарушения зрения, 7% студентов - нарушения слуха, значительная часть студентов-инвалидов (40%) имеет нарушения различных органов и систем организма.

Средний балл учебы студентов-инвалидов стабильно высокий и приближается к оценке «хорошо». Абсолютная успеваемость студентов-инвалидов ЧелГУ составляет 88%, качественная успеваемость - 45%, средний балл защиты дипломов - 4,4.

ЧелГУ в сфере образования инвалидов осуществляет широкое партнерство на различных уровнях: министерства, администрации области и города, районные администрации, вузы области и города, органы социальной защиты населения, образования, медицины и занятости, средние и средние профессиональные образовательные учреждения, общества инвалидов, общественные организации, коммерческие структуры и т.д.

Реализованная модель Регионального центра образования инвалидов при Челябинском государственном университете позволила обеспечить стабильный ежегодный рост числа студентов-инвалидов, рост числа факультетов, на которых они обучаются, выравнивание соотношения очных и заочных студентов-инвалидов, широкий территориальный охват и открытие опорных пунктов дистанционного обучения, постепенное снятие

ограничений на возможность обучения в университете инвалидов по группам и причинам инвалидности, видам нарушений.

Таким образом, функционирование в ЧелГУ Регионального центра образования инвалидов на основе разработанной модели и комплекса образовательно-реабилитационных программ дает стабильные результаты успешной учебы студентов-инвалидов и их трудоустройства, что способствует их социализации и интеграции в социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.