Научная статья на тему 'Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения'

Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
309
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Елена Александровна, Романенкова Дарья Феликсовна

Статья знакомит с опытом Челябинского государственного университета (ЧелГУ) по обеспечению доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. В ЧелГУ разработана в теории и реализована на практике система интегрированного обучения инвалидов, которая предоставляет возможность обучения в вузе студентам практически с любыми видами физических нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Елена Александровна, Романенкова Дарья Феликсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the efforts of the Chelyabinsk State University (ChSU) to provide access to higher education for the physically handicapped. The university developed and impelemented an integrated education system that allows students with almost any physical disabilities to study.

Текст научной работы на тему «Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения»

Е.А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова

МОДЕЛЬ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация Статья знакомит с опытом Челябинского государственного универ-

---------------- ситета (ЧелГУ) по обеспечению доступности высшего образования

для лиц с ограниченными физическими возможностями. В ЧелГУ разработана в теории и реализована на практике система интегрированного обучения инвалидов, которая предоставляет возможность обучения в вузе студентам практически с любыми видами физических нарушений.

Сегодня в России профессиональная реабилитация инвалидов обычно заканчивается на уровне начального или среднего профессионального образования. Это подтверждает анализ областного банка данных «Молодые инвалиды и высшее образование», созданного в ЧелГУ мониторинга образовательных потребностей инвалидов. В него вошла информация обо всех инвалидах от 15 до 25 лет, проживающих в городах и районах Челябинской области (общие сведения, медицинские сведения, уровень образования (достигнутый, получаемый и планируемый), специальность (полученная, получаемая и планируемая)).

Основная доля инвалидов указанной возрастной группы нигде не учится — 67,43%, 17,4% учатся в средней школе, 5,21% — в ПТУ, 4,46% — в техникумах и 5,5% — в вузах. Из общего числа 6,2 и 5,7% инвалидов планируют учиться дальше в училищах и техникумах соответственно, а 16,36% хотели бы получить высшее образование.

В особо неблагоприятной ситуации оказались молодые инвалиды, проживающие в сельских районах и городах области. В 23 городах области ситуация с получением высшего образования инвалидов

112

от 15 до 25 лет выглядит так: в городе Челябинске получают высшее образование 124 инвалида из 1126, в Магнитогорске — 26 из 353, в Троицке — 9 из 177, в Снежинске — 8 из 81. В десяти городах области учатся в вузе от одного до трех инвалидов. Более благоприятное положение в городах Южноуральске (32 из 79) и Сатке (35 из 150), в которых Региональный центр образования инвалидов ЧелГУ открыл территориальные отделения с использованием дистанционного обучения (в Южноуральске в 1998 г., в Сатке — в 2000 г.). Ситуация в 19 сельских районах Челябинской области такова: в 11 районах учатся в вузе не более трех человек, а в восьми студентов-ин-валидов нет.

Челябинский государственный университет занимается обучением инвалидов с 1992 г. Сначала на учебу в ЧелГУ было принято 14 сту-дентов-инвалидов (более половины из которых имели первую группу инвалидности) на экономический, юридический и филологический факультеты. Для них было организовано специальное обучение в малочисленных группах. Учебный процесс проходил в отдельном, расположенном вблизи общежития учебно-лабораторном корпусе университета, въезд на первый этаж которого оборудован пандусом. Был утвержден специальный учебный график занятий — изучение дисциплин шло блочным методом. Впоследствии форма обучения была изменена в связи с очевидной изоляцией студентов-инвалидов от основной массы студенчества. На третьем курсе они примкнули к обычным группам, а во все последующие наборы инвалиды уже с первого курса начинали учиться в общих группах. Таким образом, в практику вуза вошло интегрированное обучение. В 1996 г. был создан Центр профессиональной и социальной реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями в составе факультета доступности высшего образования ЧелГУ. В 1999 г. этот центр был преобразован в Региональный центр образования инвалидов. С 2004 г. согласно приказу Министерства образования РФ ЧелГУ присвоен статус окружного учебно-методического центра по обучению инвалидов в Уральском федеральном округе.

Организационную основу деятельности по интегрированному обучению инвалидов в ЧелГУ составляет инновационное структурное подразделение — Региональный центр образования инвалидов в составе Института проблем доступности высшего образования ЧелГУ (далее — РЦОИ).

Система высшего образования инвалидов включает в себя:

1. Годичную довузовскую подготовку и адаптацию.

2. Интегрированное обучение студентов-инвалидов.

3. Сопровождение интегрированного обучения студентов-инвалидов:

организационно-педагогическое;

психолого-педагогическое;

113

медицинско-оздоровительное;

технологическое;

социальное.

4. Социокультурную реабилитацию.

5. Безбарьерную архитектурную среду.

6. Помощь в трудоустройстве.

7. Внедрение дистанционного обучения.

8. Информационно-просветительскую деятельность.

Для того чтобы подготовить молодых людей с ограниченными физическими возможностями к поступлению в университет и дальнейшему обучению по избранной специальности, в РЦОИ ЧелГУ разработана концепция поэтапной интеграции инвалидов в студенческую среду. Необходимость специальной подготовки к поступлению в университет обусловлена тем, что инвалиды — выпускники школ зачастую не готовы к обучению в вузе. Это связано и с недостаточным уровнем базовых знаний, вызванным частыми пропусками занятий по болезни, и с тем, что обучение в вузе по формам и методам кардинально отличается от учебы в школе. Особенно сложно дается переход от школы к вузу выпускникам коррекционных школ и выпускникам, учившимся надомно. Кроме того, недостаточность коммуникационных навыков, способов саморегуляции и самокоррекции, слабая включенность в социум, неразвитость навыков самостоятельной работы также снижают эффективность обучения в вузе.

Довузовская подготовка разбивается на два этапа. Первый — в течение октября-декабря в РЦОИ, второй — в течение января-июня на подготовительном отделении. На довузовскую подготовку инвалиды зачисляются приказом ректора ЧелГУ по результатам отбора медицинской и психолого-педагогической комиссий.

Первый этап проходит непосредственно в РЦОИ в течение трех месяцев по специально разработанной адаптационно-образовательной программе, включающей учебную, индивидуальную и самостоятельную работу, а также воспитательную работу со слуша-телями-инвалидами. Суть этого этапа — помочь слушателям адаптироваться к университетским условиям учебы. Сформированная группа из двадцати человек обучается в РЦОИ, который располагает лекционной аудиторией, компьютерной лабораторией, набором технических средств обучения, пользуется университетской библиотекой, читальным залом. Организационно учебный процесс в РЦОИ построен по регламенту высшего учебного заведения с соблюдением длительности учебных занятий, использованием лекционных, практических, лабораторных и других форм, выполнением самостоятельных творческих заданий и т.п.

Адаптационно-образовательная программа состоит из четырех блоков дисциплин. Первое направление составляет дисциплины, способствующие самопознанию и самоактуализации слушателей

114

(основы психологии). Второе направление включает дисциплины, непосредственно ориентирующие на учебу в вузе. Это основы методики самостоятельной работы в вузе, курс библиографии и книжного поиска, введение в информатику. Третье направление включает социально ориентированные дисциплины (основы правовых знаний, основы культуры речи). В рамках четвертого направления проводятся занятия по традиционным дисциплинам среднего (полного) общего образования (русский язык).

Назначение дисциплины «Основы психологии» состоит в оказании помощи слушателям-инвалидам в познании своих способностей (общих, специальных, профессиональных). Другая важная составляющая этой дисциплины — профориентация, информационный аспект которой состоит в знакомстве со всем спектром специальностей университета, сферами возможного трудоустройства. Профессиональная направленность слушателей на этом этапе связана с анализом их личностных качеств, задатков, способностей и ограничений и сопоставлением их с личностными моделями специалиста того или иного профиля, формированием профессионального интереса.

Изучение дисциплины «Основы методики самостоятельной работы студента в вузе», включая «Основы библиографии и книжного поиска», связано с тем, что будущие студенты — инвалиды должны заранее ознакомиться с формами учебы в вузе, с организацией учебного процесса и контроля знаний.

Отдельное место сегодня в учебном процессе отводится информационным технологиям — дисциплине «Информатика» — обязательной составляющей довузовской программы. В ходе ее изучения слушатели должны не только овладеть необходимыми навыками пользователя персонального компьютера (включая изучение основных принципов телекоммуникаций в современном мире, получение практических навыков поиска информации в глобальной сети Интернет, работы с электронной почтой, с базами данных и знаний), но и научиться применять информационные технологии в учебном процессе. Еще одна важная задача изучения информатики — научить слушателей использовать специальные технические средства в учебном процессе, с тем чтобы компенсировать влияние нарушенных органов и систем.

В процессе изучения основ культуры речи, культуры общения молодые инвалиды познают роль речи в жизни общества и человека, особенности современного языка, специфику устной и письменной речи, знакомятся с различными речевыми стилями, особенностями разговорного и научного языка, постигают правила речевого этикета, деловой речи.

Изучение основ правовых знаний носит практическую направленность. Приоритет в учебной программе отдается знаниям о правах человека, организации правового государства и органов местного управления, тех учреждений и организаций, с которыми приходится встречаться инвалиду, т.е. предназначенных для их защиты. Полученные знания создают основу для социальной ориентации инвалида,

115

развития его деятельности и инициативы. Кроме того, изучаются основы документоведения. Это придает дисциплинированность и корректность в обращении с людьми, в том числе во время обучения в вузе.

Включение в адаптационно-образовательную программу РЦОИ занятий со слушателями по русскому языку проходит в рамках программы средней школы и вызвано низким уровнем знаний по этой важной для будущего обучения дисциплине у подавляющего большинства слушателей.

В РЦОИ ЧелГУ сложилась определенная система профориентационной деятельности, направленная на активизацию позиции самих инвалидов, а также на взаимодействие с ними педагогов и психологов с тем, чтобы совместными усилиями оптимально выбрать факультет университета для будущей учебы.

После завершения адаптационного этапа довузовской подготовки слушатели переходят на подготовительное отделение, где они обучаются в общих группах. Здесь главная цель — подготовить слушателей-инвалидов к успешной сдаче вступительных испытаний по профилю избранного факультета. Преподаватели, работающие на подготовительном отделении, получают развернутые психологопедагогические характеристики на каждого слушателя-инвалида.

В настоящее время в университет принимаются на учебу инвалиды с различными физическими ограничениями и группами инвалидности. В ЧелГУ учатся студенты с нарушениями зрения (в том числе полностью слепые), слуха, с поражением опорно-двигательного аппарата и других органов и систем. Главной особенностью является то, что они обучаются интегрированно, вместе с остальными студентами, но это не только простое включение инвалидов в стандартный учебный процесс, но и обязательное сопровождение их учебы в университете.

Организационно-педагогическое сопровождение — это своего рода наставничество и контроль, носящие личностно-ориентированный характер. Помимо организационно-педагогического, формируется также психолого-педагогическое сопровождение. В процессе интегрированного обучения инвалидов оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента, его профессиональное становление. На всех этапах психолого-педагогического сопровождения предусматриваются психодиагностические процедуры, психопрофилактика и коррекция личностных искажений. Психологопедагогическое сопровождение предполагает коррекцию самооценки инвалида.

Одним из обязательных элементов сопровождения инвалидов ЧелГУ является медицинско-оздоровительное. Оно складывается из двух направлений: профилактически-оздоровительное и медицинское. Медицинская реабилитация студентов-инвалидов организована на базе профилактория ЧелГУ.

116

Социальное сопровождение учебы инвалидов включает содействие в решении бытовых проблем: проживания в общежитии, проезда в городском транспорте, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.

В систему сопровождения учебы инвалидов в ЧелГУ входит также технологическое сопровождение, включающее разработку и внедрение специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.

РЦОИ располагает широким набором технических средств, которые помогают обеспечить студентов учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Важной особенностью использования технических средств обучения является то, что они играют роль не только средств обучения, но и компенсаторных технологий, направленных непосредственно на возможность полного или частичного замещения, восстановления и исправления отсутствующих или нарушенных функций организма. Именно архитектурное обустройство и техническое оснащение ЧелГУ позволило создать систему высшего образования инвалидов, не ставящую ограничений по их физическим нарушениям. РЦОИ располагает универсальным оснащением и оборудованием, которое используется всеми студен-тами-инвалидами — это мультимедийная компьютерная лаборатория, аудитория специальных информационных обучающих технологий, лекционная мультимедийная аудитория, учебно-досуговый комплекс, центр информационных ресурсов.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в университете создана безбарьерная архитектурная среда: имеются подъездные пандусы, лифты, пандусы в переходах, специально оборудованные учебные места в первых рядах лекционных аудиторий, места общего пользования. Кроме того, для студентов с нарушениями зрения создана тифлотехническая учебная аудитория, оборудованная телевизионным увеличивающим устройством, тифлокомплексом «Читающая машина», рабочим местом с брайлевским дисплеем и брайлевским принтером, специальным программным обеспечением: экранными лупами, программами синтеза речи, речевыми навигаторами, имеются различные аудиотехнические средства, аудиотека лекций.

Специальное оборудование, полученное ЧелГУ в текущем году в рамках государственного контракта, позволит расширить возможности обучения студентов с нарушениями слуха. Для них создана сурдологическая учебная аудитория, оборудованная устройствами беспроводной связи для улучшения восприятия речи, имеется комплект видеоустройств с выходом на телевизор и «активную доску»: видеомагнитофон, DVD-плеер, ВВК с функцией караоке и низкочастотный усилитель, активная аудиосистема, поддерживающая все мультимедийное оборудование, а также аудиотека и видеотека учебных и тренинговых материалов.

117

Наличие специальной компьютерной, реабилитационной техники и современного программного обеспечения учебного назначения позволяет перевести процесс обучения студентов-инвалидов на новый дидактический уровень, позволяющий им учиться наравне с остальными студентами.

Для реализации модели комплексной реабилитации инвалидов в Челябинском государственном университете профессиональная реабилитация сочетается с социокультурной. Для этого создан учебно-досуговый комплекс (УДК). Его основными функциями являются: реабилитационная (в первую очередь, социокультурная), интегративная, коммуникативная и креативная.

Деятельность УДК направлена на проведение учебных занятий (основных и дополнительных) со слушателями и студентами-инва-лидами; научной профессионально-ориентационной работы, консультаций; работы справочно-консультационного пункта службы занятости; на спортивно-рекреационную деятельность; проведение игровых и спортивных мероприятий; организацию встреч по интересам (в том числе с руководителями ЧелГУ, известными специалистами, учеными, спортсменами и т.д.), художественно-творческих мероприятий; на общение в сети Интернет (проведение Интернетфорумов и конференций, дискуссий в режиме on-line); на оказание психолого-педагогической поддержки.

Особую значимость для развития системы высшего образования для инвалидов имеет дистанционное обучение, связанное с интенсивным внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в сферу образования. Для этого необходимо создание специальной информационно-коммуникационной среды, предполагающей наличие развитых телекоммуникационных сетей, специальных учебно-методических материалов и технологий обучения. А это влечет за собой реорганизацию образовательного процесса: возрастают требования к преподавателю и изменяется его роль. Дистанционное обучение меняет содержание всех элементов учебного процесса. Выбор методов и приемов педагогической работы зависит от физических нарушений и психофизических особенностей студентов-инвалидов. Особо важным становится качество учебной информации, ее четкая структуризация, оперативная обратная связь на каждом этапе обучения. В процессе обучения преподаватель должен учитывать психофизические особенности студентов-инвалидов. Технические средства обучения служат для доставки учебной информации, причем именно в той форме, которая наиболее подходит для сту-дента-инвалида с учетом его ограниченных возможностей, т.е. технические средства обучения выполняют компенсаторные функции и позволяют снизить влияние физического нарушения на процесс обучения.

В ЧелГУ информационная среда дистанционного обучения формируется из двух составляющих: системы открытых лекций «Ментор» и системы дистанционного обучения «СТ-Курс».

118

Программа «Mentor: Открытые лекции» осуществляет передачу студентам по сети Интернет в режиме реального времени ключевых моментов изучаемого материала в виде слайдов с голосом лектора. По ходу лекции слушатели могут задавать вопросы преподавателю. Использование технологии открытых лекций позволяет студентам-инвалидам слушать лекции ведущих преподавателей ЧелГУ, не покидая места жительства. Такая технология используется на установочных занятиях и для разъяснения наиболее сложного теоретического материала. Программа «Ментор» позволяет максимально приблизить интернет-лекцию к лекции в аудитории. Так, преподаватель может использовать специальную указку для привлечения внимания слушателей, может по ходу лекции делать пометки на слайдах с помощью средств рисования. Открытые лекции проводятся по установленному расписанию, что позволяет задать рекомендуемый временной график освоения курса. В перспективе запланирована возможность записи открытых лекций и прослушивания их с сайта университета в любое удобное время и необходимое количество раз.

Выделенный сервер с системой дистанционного обучения «СТ-КУРС», которая представляет собой интегрированную информационную систему, воплотившую современные концепции дистанционного обучения. Студентам и преподавателям предоставляется возможность работать с «СТ-Курсом» в любое удобное для них время, без жесткой привязки к определенным дням и часам недели. В наиболее общем виде процесс дистанционного обучения можно представить следующим образом: студенты-инвалиды, заходя на сервер дистанционного обучения ЧелГУ при помощи Web-браузера, имеют возможность изучать учебные материалы, по ходу задавать вопросы преподавателю и проверять собственные знания при помощи вопросов для самопроверки. Кроме того, использование электронного способа хранения материалов позволяет автору курса добавлять аудио- и видеофрагменты, ссылки на другие источники информации, размещенные в сети Интернет. Заинтересованный студент может тут же, не вставая из-за стола и не прибегая к необходимости посещения обычной библиотеки, обратиться к ссылкам на соответствующую литературу и глубже изучить заинтересовавший его вопрос.

Дистанционное обучение инвалидов в Челябинской области ведется на базе филиалов университета, что позволяет сочетать индивидуальную работу в системе дистанционного обучения «СТ-Курс» и посещение библиотеки, личные встречи и консультации с преподавателями и методистами, помощь и контроль выполнения учебного плана, сдачу зачетов и экзаменов.

С этого учебного года с помощью дистанционных технологий ведется довузовская подготовка инвалидов, проживающих в городах и районах Челябинской области. Предусмотрено два варианта осуществления такой подготовки: индивидуальные занятия с домашнего компьютера или занятия на базе опорных пунктов, организованных в городах и районах Челябинской области. Опорные пункты

119

дистанционного довузовского обучения открыты в ряде городов Челябинской области: Южноуральске, Сатке, Пласте, Кыштыме, Верхнем Уфалее. Кроме того, в учебный план инвалидов, проходящих довузовскую подготовку на подготовительном отделении ЧелГУ, включена самостоятельная работа в системе дистанционного обучения «СТ-Курс».

Университет, сочетая свой опыт обучения инвалидов с зарубежной практикой, в рамках программы «ТЕМПУС — ТАСИС» успешно реализовал ряд этапов международного сотрудничества с университетами Франции и Великобритании. На заключительном этапе в 2001-2003 гг. международный проект привлек к сотрудничеству новых зарубежных партнеров и семь российских вузов. Проект дал развитие различным моделям построения системы высшего образования для инвалидов на базе: 1) классических университетов, располагающих широким спектром специальностей и имеющих в своем кадровом составе специалистов в области реабилитации; 2) педагогических университетов, имеющих в своем багаже огромный научный опыт, накопленный отечественной педагогикой; 3) вузов другого профиля, имеющих развитую технологическую, информационную базу, гуманитарный потенциал, региональные связи. Найдены и апробированы различные механизмы межведомственного взаимодействия, которые могут быть реализованы на федеральном уровне.

Учитывая новизну проблемы высшего образования для инвалидов, для обеспечения ее информационно-просветительской поддержкой в ЧелГУ создан специальный сайт www.wil.ru («Way To Independent Life» — «Путь к независимой жизни»), предназначенный для организаций и лиц, занимающихся вопросами интеграции и доступности высшего образования для людей с ограниченными физическими возможностями. Этот сайт представляет собой сегодня центр информационных ресурсов, охватывающий различные аспекты системы доступности высшего образования для инвалидов.

Некоторые В 2005/2006 учебном году на всех 14 факультетах университета обу-

результаты чалось 196 студентов-инвалидов из Челябинска, 23 городов и 14 сель-

--------------- ских районов Челябинской области, других городов РФ, в том числе

76 — очно, 83 — заочно, 37 — с использованием дистанционных образовательных технологий в представительствах ЧелГУ, 31 — готовятся к поступлению в ЧелГУ.

В большей степени в ЧелГУ обучаются студенты со второй и третьей группами инвалидности (19,9 и 66,3% соответственно). Дети-инвалиды до 18 лет составляют 8,2%. Инвалиды первой группы (их в ЧелГУ 5,6%) приходят в вуз редко, что обусловлено объективными причинами, связанными с их физическим состоянием.

Среди физических нарушений студентов ЧелГУ преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата: таких студентов 45 человек, в том числе 5 колясочников, 27 студентов больны детским церебральным параличом, 24 студента имеют нарушения зрения, 8 студентов —

120

нарушения слуха. Значительная часть студентов-инвалидов (92 человека) имеют нарушения других органов и систем организма: заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринные, иммунные заболевания, болезни нервной системы, крови и системы кровообращения, органов пищеварения, дыхания, мочеполовой системы, болезни кожи, болезни, связанные с радиационным воздействием, а также ампутации и травмы (в том числе военные).

Средний балл учебы студентов-инвалидов стабильно высокий и приближается к оценке «хорошо». Абсолютная успеваемость студентов-инвалидов ЧелГУ составляет 88%, качественная успеваемость — 45%, средний балл оценки дипломного проекта — 4,4.

С 1998 г. 85 инвалидов успешно окончили ЧелГУ, в том числе 14 человек получили красный диплом. Среди выпускников более 70% трудоустроено. Спектр видов деятельности, где находят работу инвалиды — выпускники ЧелГУ, очень широк: законодательные и исполнительные органы власти, промышленные предприятия, органы охраны и защиты прав населения, органы управления общественными организациями, сфера юриспруденции, сфера сервиса, сфера информационных технологий, финансово-экономическая сфера, индивидуальное предпринимательство, образовательные учреждения и т.д. Часть выпускников продолжает свое обучение в магистратуре и аспирантуре ЧелГУ и других вузов.

Университет ведет работу по содействию трудоустройству вы-пускников-инвалидов. По договору с Челябинским городским центром занятости населения РЦОИ ежемесячно получает альбом квотируемых вакансий для инвалидов. Кроме того, на сайте http://www.wil.ru действует виртуальное кадровое агентство. Регулярно проводятся информационно-консультационные встречи старшекурсников и выпускников со специалистами Управления федеральной государственной службы занятости населения, городских центров занятости, реабилитологами медико-социальной экспертизы.

Таким образом, функционирующая в ЧелГУ сегодня система интегрированного обучения инвалидов приводит к устойчивым результатам как в вопросе успешного обучения студентов-инвалидов, так и в плане их дальнейшего трудоустройства, что, в свою очередь, способствует их активной социализации и интеграции в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.