Е.А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова
МОДЕЛЬ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация Статья знакомит с опытом Челябинского государственного универ-
---------------- ситета (ЧелГУ) по обеспечению доступности высшего образования
для лиц с ограниченными физическими возможностями. В ЧелГУ разработана в теории и реализована на практике система интегрированного обучения инвалидов, которая предоставляет возможность обучения в вузе студентам практически с любыми видами физических нарушений.
Сегодня в России профессиональная реабилитация инвалидов обычно заканчивается на уровне начального или среднего профессионального образования. Это подтверждает анализ областного банка данных «Молодые инвалиды и высшее образование», созданного в ЧелГУ мониторинга образовательных потребностей инвалидов. В него вошла информация обо всех инвалидах от 15 до 25 лет, проживающих в городах и районах Челябинской области (общие сведения, медицинские сведения, уровень образования (достигнутый, получаемый и планируемый), специальность (полученная, получаемая и планируемая)).
Основная доля инвалидов указанной возрастной группы нигде не учится — 67,43%, 17,4% учатся в средней школе, 5,21% — в ПТУ, 4,46% — в техникумах и 5,5% — в вузах. Из общего числа 6,2 и 5,7% инвалидов планируют учиться дальше в училищах и техникумах соответственно, а 16,36% хотели бы получить высшее образование.
В особо неблагоприятной ситуации оказались молодые инвалиды, проживающие в сельских районах и городах области. В 23 городах области ситуация с получением высшего образования инвалидов
112
от 15 до 25 лет выглядит так: в городе Челябинске получают высшее образование 124 инвалида из 1126, в Магнитогорске — 26 из 353, в Троицке — 9 из 177, в Снежинске — 8 из 81. В десяти городах области учатся в вузе от одного до трех инвалидов. Более благоприятное положение в городах Южноуральске (32 из 79) и Сатке (35 из 150), в которых Региональный центр образования инвалидов ЧелГУ открыл территориальные отделения с использованием дистанционного обучения (в Южноуральске в 1998 г., в Сатке — в 2000 г.). Ситуация в 19 сельских районах Челябинской области такова: в 11 районах учатся в вузе не более трех человек, а в восьми студентов-ин-валидов нет.
Челябинский государственный университет занимается обучением инвалидов с 1992 г. Сначала на учебу в ЧелГУ было принято 14 сту-дентов-инвалидов (более половины из которых имели первую группу инвалидности) на экономический, юридический и филологический факультеты. Для них было организовано специальное обучение в малочисленных группах. Учебный процесс проходил в отдельном, расположенном вблизи общежития учебно-лабораторном корпусе университета, въезд на первый этаж которого оборудован пандусом. Был утвержден специальный учебный график занятий — изучение дисциплин шло блочным методом. Впоследствии форма обучения была изменена в связи с очевидной изоляцией студентов-инвалидов от основной массы студенчества. На третьем курсе они примкнули к обычным группам, а во все последующие наборы инвалиды уже с первого курса начинали учиться в общих группах. Таким образом, в практику вуза вошло интегрированное обучение. В 1996 г. был создан Центр профессиональной и социальной реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями в составе факультета доступности высшего образования ЧелГУ. В 1999 г. этот центр был преобразован в Региональный центр образования инвалидов. С 2004 г. согласно приказу Министерства образования РФ ЧелГУ присвоен статус окружного учебно-методического центра по обучению инвалидов в Уральском федеральном округе.
Организационную основу деятельности по интегрированному обучению инвалидов в ЧелГУ составляет инновационное структурное подразделение — Региональный центр образования инвалидов в составе Института проблем доступности высшего образования ЧелГУ (далее — РЦОИ).
Система высшего образования инвалидов включает в себя:
1. Годичную довузовскую подготовку и адаптацию.
2. Интегрированное обучение студентов-инвалидов.
3. Сопровождение интегрированного обучения студентов-инвалидов:
организационно-педагогическое;
психолого-педагогическое;
113
медицинско-оздоровительное;
технологическое;
социальное.
4. Социокультурную реабилитацию.
5. Безбарьерную архитектурную среду.
6. Помощь в трудоустройстве.
7. Внедрение дистанционного обучения.
8. Информационно-просветительскую деятельность.
Для того чтобы подготовить молодых людей с ограниченными физическими возможностями к поступлению в университет и дальнейшему обучению по избранной специальности, в РЦОИ ЧелГУ разработана концепция поэтапной интеграции инвалидов в студенческую среду. Необходимость специальной подготовки к поступлению в университет обусловлена тем, что инвалиды — выпускники школ зачастую не готовы к обучению в вузе. Это связано и с недостаточным уровнем базовых знаний, вызванным частыми пропусками занятий по болезни, и с тем, что обучение в вузе по формам и методам кардинально отличается от учебы в школе. Особенно сложно дается переход от школы к вузу выпускникам коррекционных школ и выпускникам, учившимся надомно. Кроме того, недостаточность коммуникационных навыков, способов саморегуляции и самокоррекции, слабая включенность в социум, неразвитость навыков самостоятельной работы также снижают эффективность обучения в вузе.
Довузовская подготовка разбивается на два этапа. Первый — в течение октября-декабря в РЦОИ, второй — в течение января-июня на подготовительном отделении. На довузовскую подготовку инвалиды зачисляются приказом ректора ЧелГУ по результатам отбора медицинской и психолого-педагогической комиссий.
Первый этап проходит непосредственно в РЦОИ в течение трех месяцев по специально разработанной адаптационно-образовательной программе, включающей учебную, индивидуальную и самостоятельную работу, а также воспитательную работу со слуша-телями-инвалидами. Суть этого этапа — помочь слушателям адаптироваться к университетским условиям учебы. Сформированная группа из двадцати человек обучается в РЦОИ, который располагает лекционной аудиторией, компьютерной лабораторией, набором технических средств обучения, пользуется университетской библиотекой, читальным залом. Организационно учебный процесс в РЦОИ построен по регламенту высшего учебного заведения с соблюдением длительности учебных занятий, использованием лекционных, практических, лабораторных и других форм, выполнением самостоятельных творческих заданий и т.п.
Адаптационно-образовательная программа состоит из четырех блоков дисциплин. Первое направление составляет дисциплины, способствующие самопознанию и самоактуализации слушателей
114
(основы психологии). Второе направление включает дисциплины, непосредственно ориентирующие на учебу в вузе. Это основы методики самостоятельной работы в вузе, курс библиографии и книжного поиска, введение в информатику. Третье направление включает социально ориентированные дисциплины (основы правовых знаний, основы культуры речи). В рамках четвертого направления проводятся занятия по традиционным дисциплинам среднего (полного) общего образования (русский язык).
Назначение дисциплины «Основы психологии» состоит в оказании помощи слушателям-инвалидам в познании своих способностей (общих, специальных, профессиональных). Другая важная составляющая этой дисциплины — профориентация, информационный аспект которой состоит в знакомстве со всем спектром специальностей университета, сферами возможного трудоустройства. Профессиональная направленность слушателей на этом этапе связана с анализом их личностных качеств, задатков, способностей и ограничений и сопоставлением их с личностными моделями специалиста того или иного профиля, формированием профессионального интереса.
Изучение дисциплины «Основы методики самостоятельной работы студента в вузе», включая «Основы библиографии и книжного поиска», связано с тем, что будущие студенты — инвалиды должны заранее ознакомиться с формами учебы в вузе, с организацией учебного процесса и контроля знаний.
Отдельное место сегодня в учебном процессе отводится информационным технологиям — дисциплине «Информатика» — обязательной составляющей довузовской программы. В ходе ее изучения слушатели должны не только овладеть необходимыми навыками пользователя персонального компьютера (включая изучение основных принципов телекоммуникаций в современном мире, получение практических навыков поиска информации в глобальной сети Интернет, работы с электронной почтой, с базами данных и знаний), но и научиться применять информационные технологии в учебном процессе. Еще одна важная задача изучения информатики — научить слушателей использовать специальные технические средства в учебном процессе, с тем чтобы компенсировать влияние нарушенных органов и систем.
В процессе изучения основ культуры речи, культуры общения молодые инвалиды познают роль речи в жизни общества и человека, особенности современного языка, специфику устной и письменной речи, знакомятся с различными речевыми стилями, особенностями разговорного и научного языка, постигают правила речевого этикета, деловой речи.
Изучение основ правовых знаний носит практическую направленность. Приоритет в учебной программе отдается знаниям о правах человека, организации правового государства и органов местного управления, тех учреждений и организаций, с которыми приходится встречаться инвалиду, т.е. предназначенных для их защиты. Полученные знания создают основу для социальной ориентации инвалида,
115
развития его деятельности и инициативы. Кроме того, изучаются основы документоведения. Это придает дисциплинированность и корректность в обращении с людьми, в том числе во время обучения в вузе.
Включение в адаптационно-образовательную программу РЦОИ занятий со слушателями по русскому языку проходит в рамках программы средней школы и вызвано низким уровнем знаний по этой важной для будущего обучения дисциплине у подавляющего большинства слушателей.
В РЦОИ ЧелГУ сложилась определенная система профориентационной деятельности, направленная на активизацию позиции самих инвалидов, а также на взаимодействие с ними педагогов и психологов с тем, чтобы совместными усилиями оптимально выбрать факультет университета для будущей учебы.
После завершения адаптационного этапа довузовской подготовки слушатели переходят на подготовительное отделение, где они обучаются в общих группах. Здесь главная цель — подготовить слушателей-инвалидов к успешной сдаче вступительных испытаний по профилю избранного факультета. Преподаватели, работающие на подготовительном отделении, получают развернутые психологопедагогические характеристики на каждого слушателя-инвалида.
В настоящее время в университет принимаются на учебу инвалиды с различными физическими ограничениями и группами инвалидности. В ЧелГУ учатся студенты с нарушениями зрения (в том числе полностью слепые), слуха, с поражением опорно-двигательного аппарата и других органов и систем. Главной особенностью является то, что они обучаются интегрированно, вместе с остальными студентами, но это не только простое включение инвалидов в стандартный учебный процесс, но и обязательное сопровождение их учебы в университете.
Организационно-педагогическое сопровождение — это своего рода наставничество и контроль, носящие личностно-ориентированный характер. Помимо организационно-педагогического, формируется также психолого-педагогическое сопровождение. В процессе интегрированного обучения инвалидов оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента, его профессиональное становление. На всех этапах психолого-педагогического сопровождения предусматриваются психодиагностические процедуры, психопрофилактика и коррекция личностных искажений. Психологопедагогическое сопровождение предполагает коррекцию самооценки инвалида.
Одним из обязательных элементов сопровождения инвалидов ЧелГУ является медицинско-оздоровительное. Оно складывается из двух направлений: профилактически-оздоровительное и медицинское. Медицинская реабилитация студентов-инвалидов организована на базе профилактория ЧелГУ.
116
Социальное сопровождение учебы инвалидов включает содействие в решении бытовых проблем: проживания в общежитии, проезда в городском транспорте, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
В систему сопровождения учебы инвалидов в ЧелГУ входит также технологическое сопровождение, включающее разработку и внедрение специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.
РЦОИ располагает широким набором технических средств, которые помогают обеспечить студентов учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Важной особенностью использования технических средств обучения является то, что они играют роль не только средств обучения, но и компенсаторных технологий, направленных непосредственно на возможность полного или частичного замещения, восстановления и исправления отсутствующих или нарушенных функций организма. Именно архитектурное обустройство и техническое оснащение ЧелГУ позволило создать систему высшего образования инвалидов, не ставящую ограничений по их физическим нарушениям. РЦОИ располагает универсальным оснащением и оборудованием, которое используется всеми студен-тами-инвалидами — это мультимедийная компьютерная лаборатория, аудитория специальных информационных обучающих технологий, лекционная мультимедийная аудитория, учебно-досуговый комплекс, центр информационных ресурсов.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в университете создана безбарьерная архитектурная среда: имеются подъездные пандусы, лифты, пандусы в переходах, специально оборудованные учебные места в первых рядах лекционных аудиторий, места общего пользования. Кроме того, для студентов с нарушениями зрения создана тифлотехническая учебная аудитория, оборудованная телевизионным увеличивающим устройством, тифлокомплексом «Читающая машина», рабочим местом с брайлевским дисплеем и брайлевским принтером, специальным программным обеспечением: экранными лупами, программами синтеза речи, речевыми навигаторами, имеются различные аудиотехнические средства, аудиотека лекций.
Специальное оборудование, полученное ЧелГУ в текущем году в рамках государственного контракта, позволит расширить возможности обучения студентов с нарушениями слуха. Для них создана сурдологическая учебная аудитория, оборудованная устройствами беспроводной связи для улучшения восприятия речи, имеется комплект видеоустройств с выходом на телевизор и «активную доску»: видеомагнитофон, DVD-плеер, ВВК с функцией караоке и низкочастотный усилитель, активная аудиосистема, поддерживающая все мультимедийное оборудование, а также аудиотека и видеотека учебных и тренинговых материалов.
117
Наличие специальной компьютерной, реабилитационной техники и современного программного обеспечения учебного назначения позволяет перевести процесс обучения студентов-инвалидов на новый дидактический уровень, позволяющий им учиться наравне с остальными студентами.
Для реализации модели комплексной реабилитации инвалидов в Челябинском государственном университете профессиональная реабилитация сочетается с социокультурной. Для этого создан учебно-досуговый комплекс (УДК). Его основными функциями являются: реабилитационная (в первую очередь, социокультурная), интегративная, коммуникативная и креативная.
Деятельность УДК направлена на проведение учебных занятий (основных и дополнительных) со слушателями и студентами-инва-лидами; научной профессионально-ориентационной работы, консультаций; работы справочно-консультационного пункта службы занятости; на спортивно-рекреационную деятельность; проведение игровых и спортивных мероприятий; организацию встреч по интересам (в том числе с руководителями ЧелГУ, известными специалистами, учеными, спортсменами и т.д.), художественно-творческих мероприятий; на общение в сети Интернет (проведение Интернетфорумов и конференций, дискуссий в режиме on-line); на оказание психолого-педагогической поддержки.
Особую значимость для развития системы высшего образования для инвалидов имеет дистанционное обучение, связанное с интенсивным внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в сферу образования. Для этого необходимо создание специальной информационно-коммуникационной среды, предполагающей наличие развитых телекоммуникационных сетей, специальных учебно-методических материалов и технологий обучения. А это влечет за собой реорганизацию образовательного процесса: возрастают требования к преподавателю и изменяется его роль. Дистанционное обучение меняет содержание всех элементов учебного процесса. Выбор методов и приемов педагогической работы зависит от физических нарушений и психофизических особенностей студентов-инвалидов. Особо важным становится качество учебной информации, ее четкая структуризация, оперативная обратная связь на каждом этапе обучения. В процессе обучения преподаватель должен учитывать психофизические особенности студентов-инвалидов. Технические средства обучения служат для доставки учебной информации, причем именно в той форме, которая наиболее подходит для сту-дента-инвалида с учетом его ограниченных возможностей, т.е. технические средства обучения выполняют компенсаторные функции и позволяют снизить влияние физического нарушения на процесс обучения.
В ЧелГУ информационная среда дистанционного обучения формируется из двух составляющих: системы открытых лекций «Ментор» и системы дистанционного обучения «СТ-Курс».
118
Программа «Mentor: Открытые лекции» осуществляет передачу студентам по сети Интернет в режиме реального времени ключевых моментов изучаемого материала в виде слайдов с голосом лектора. По ходу лекции слушатели могут задавать вопросы преподавателю. Использование технологии открытых лекций позволяет студентам-инвалидам слушать лекции ведущих преподавателей ЧелГУ, не покидая места жительства. Такая технология используется на установочных занятиях и для разъяснения наиболее сложного теоретического материала. Программа «Ментор» позволяет максимально приблизить интернет-лекцию к лекции в аудитории. Так, преподаватель может использовать специальную указку для привлечения внимания слушателей, может по ходу лекции делать пометки на слайдах с помощью средств рисования. Открытые лекции проводятся по установленному расписанию, что позволяет задать рекомендуемый временной график освоения курса. В перспективе запланирована возможность записи открытых лекций и прослушивания их с сайта университета в любое удобное время и необходимое количество раз.
Выделенный сервер с системой дистанционного обучения «СТ-КУРС», которая представляет собой интегрированную информационную систему, воплотившую современные концепции дистанционного обучения. Студентам и преподавателям предоставляется возможность работать с «СТ-Курсом» в любое удобное для них время, без жесткой привязки к определенным дням и часам недели. В наиболее общем виде процесс дистанционного обучения можно представить следующим образом: студенты-инвалиды, заходя на сервер дистанционного обучения ЧелГУ при помощи Web-браузера, имеют возможность изучать учебные материалы, по ходу задавать вопросы преподавателю и проверять собственные знания при помощи вопросов для самопроверки. Кроме того, использование электронного способа хранения материалов позволяет автору курса добавлять аудио- и видеофрагменты, ссылки на другие источники информации, размещенные в сети Интернет. Заинтересованный студент может тут же, не вставая из-за стола и не прибегая к необходимости посещения обычной библиотеки, обратиться к ссылкам на соответствующую литературу и глубже изучить заинтересовавший его вопрос.
Дистанционное обучение инвалидов в Челябинской области ведется на базе филиалов университета, что позволяет сочетать индивидуальную работу в системе дистанционного обучения «СТ-Курс» и посещение библиотеки, личные встречи и консультации с преподавателями и методистами, помощь и контроль выполнения учебного плана, сдачу зачетов и экзаменов.
С этого учебного года с помощью дистанционных технологий ведется довузовская подготовка инвалидов, проживающих в городах и районах Челябинской области. Предусмотрено два варианта осуществления такой подготовки: индивидуальные занятия с домашнего компьютера или занятия на базе опорных пунктов, организованных в городах и районах Челябинской области. Опорные пункты
119
дистанционного довузовского обучения открыты в ряде городов Челябинской области: Южноуральске, Сатке, Пласте, Кыштыме, Верхнем Уфалее. Кроме того, в учебный план инвалидов, проходящих довузовскую подготовку на подготовительном отделении ЧелГУ, включена самостоятельная работа в системе дистанционного обучения «СТ-Курс».
Университет, сочетая свой опыт обучения инвалидов с зарубежной практикой, в рамках программы «ТЕМПУС — ТАСИС» успешно реализовал ряд этапов международного сотрудничества с университетами Франции и Великобритании. На заключительном этапе в 2001-2003 гг. международный проект привлек к сотрудничеству новых зарубежных партнеров и семь российских вузов. Проект дал развитие различным моделям построения системы высшего образования для инвалидов на базе: 1) классических университетов, располагающих широким спектром специальностей и имеющих в своем кадровом составе специалистов в области реабилитации; 2) педагогических университетов, имеющих в своем багаже огромный научный опыт, накопленный отечественной педагогикой; 3) вузов другого профиля, имеющих развитую технологическую, информационную базу, гуманитарный потенциал, региональные связи. Найдены и апробированы различные механизмы межведомственного взаимодействия, которые могут быть реализованы на федеральном уровне.
Учитывая новизну проблемы высшего образования для инвалидов, для обеспечения ее информационно-просветительской поддержкой в ЧелГУ создан специальный сайт www.wil.ru («Way To Independent Life» — «Путь к независимой жизни»), предназначенный для организаций и лиц, занимающихся вопросами интеграции и доступности высшего образования для людей с ограниченными физическими возможностями. Этот сайт представляет собой сегодня центр информационных ресурсов, охватывающий различные аспекты системы доступности высшего образования для инвалидов.
Некоторые В 2005/2006 учебном году на всех 14 факультетах университета обу-
результаты чалось 196 студентов-инвалидов из Челябинска, 23 городов и 14 сель-
--------------- ских районов Челябинской области, других городов РФ, в том числе
76 — очно, 83 — заочно, 37 — с использованием дистанционных образовательных технологий в представительствах ЧелГУ, 31 — готовятся к поступлению в ЧелГУ.
В большей степени в ЧелГУ обучаются студенты со второй и третьей группами инвалидности (19,9 и 66,3% соответственно). Дети-инвалиды до 18 лет составляют 8,2%. Инвалиды первой группы (их в ЧелГУ 5,6%) приходят в вуз редко, что обусловлено объективными причинами, связанными с их физическим состоянием.
Среди физических нарушений студентов ЧелГУ преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата: таких студентов 45 человек, в том числе 5 колясочников, 27 студентов больны детским церебральным параличом, 24 студента имеют нарушения зрения, 8 студентов —
120
нарушения слуха. Значительная часть студентов-инвалидов (92 человека) имеют нарушения других органов и систем организма: заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринные, иммунные заболевания, болезни нервной системы, крови и системы кровообращения, органов пищеварения, дыхания, мочеполовой системы, болезни кожи, болезни, связанные с радиационным воздействием, а также ампутации и травмы (в том числе военные).
Средний балл учебы студентов-инвалидов стабильно высокий и приближается к оценке «хорошо». Абсолютная успеваемость студентов-инвалидов ЧелГУ составляет 88%, качественная успеваемость — 45%, средний балл оценки дипломного проекта — 4,4.
С 1998 г. 85 инвалидов успешно окончили ЧелГУ, в том числе 14 человек получили красный диплом. Среди выпускников более 70% трудоустроено. Спектр видов деятельности, где находят работу инвалиды — выпускники ЧелГУ, очень широк: законодательные и исполнительные органы власти, промышленные предприятия, органы охраны и защиты прав населения, органы управления общественными организациями, сфера юриспруденции, сфера сервиса, сфера информационных технологий, финансово-экономическая сфера, индивидуальное предпринимательство, образовательные учреждения и т.д. Часть выпускников продолжает свое обучение в магистратуре и аспирантуре ЧелГУ и других вузов.
Университет ведет работу по содействию трудоустройству вы-пускников-инвалидов. По договору с Челябинским городским центром занятости населения РЦОИ ежемесячно получает альбом квотируемых вакансий для инвалидов. Кроме того, на сайте http://www.wil.ru действует виртуальное кадровое агентство. Регулярно проводятся информационно-консультационные встречи старшекурсников и выпускников со специалистами Управления федеральной государственной службы занятости населения, городских центров занятости, реабилитологами медико-социальной экспертизы.
Таким образом, функционирующая в ЧелГУ сегодня система интегрированного обучения инвалидов приводит к устойчивым результатам как в вопросе успешного обучения студентов-инвалидов, так и в плане их дальнейшего трудоустройства, что, в свою очередь, способствует их активной социализации и интеграции в обществе.