Б01: 10.12731/2218-7405-2014-10-1 УДК 372.879.6
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Варфоломеева З.С.
Представлено описание хода и результатов исследования эффективности олимпийского образования как фактора достижения личностных результатов обучения физической культуре школьников младшего подросткового возраста.
Теоретический анализ показал, что в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования возникает необходимость изменения парадигмы образовательной деятельности в области физической культуры и переосмысления олимпийского образования как средства личностного развития обучающихся. В данном исследовании олимпийское образование понимается как фактор развития личности и вид образования, которое является процессом и результатом не только формирования знаний и соответствующих умений, но и усвоения морально-нравственных ценностей олимпийской культуры.
Кратко представлены результаты оценки социализированности и толерантности младших подростков с помощью методики, предложенной профессором М.И. Рожковым, и опросника «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова с соавт.). Указано на недостаточный уровень сформированности изучаемых качеств у испытуемых.
В ходе реализации экспериментальной программы нравственно-этические ценности олимпизма выступали предметом специального изучения, а учащиеся регулярно включались в соревновательную деятельность и деятельность по оценке поведения людей с точки зрения ценностей олимпизма. В результате реализации программы произошло повышение уровня социализированности и толерантности испытуемых. Несмотря на более выраженный положительный характер изменений у испытуемых экспериментальной группы, различия в контрольной и экспериментальной группах оказались недостоверными (по критерию ф* Фишера), что, возможно, объясняется недостаточной продолжительностью эксперимента.
Ключевые слова: олимпийское образование; младшие подростки; социализация; толерантность.
OLYMPIC EDUCATION AS THE FACTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT OF YOUNGER ADOLESCENTS: THE RESULTS OF THE RESEARCH
Varfolomeeva Z.S.
Background. The research results of efficiency of the Olympic education (OE) as the factor of personal development of younger adolescents is submitted.
The theoretical analysis showed the necessity of changing of educational paradigm in the field of physical culture and reconsideration of the OE as means ofpersonal development of school students. The main feature of suggested approach is the understanding of OE as a factor of personal socialization and the kind of an education. So OE is not only the result of knowledge mastering and skills, it brings up Olympic moral values and the rules of «Fair play» too.
Materials and methods. The assessment of the younger adolescents' results of the socialization and of their tolerance was held by means of the methods suggested by M.I. Rozhkov and the questionnaire «Index of tolerance» (G.U. Soldatova and other authors). Quantitative processing of results was carried out by means of Fischer's criterion ф*.
Results. During implementation of the experimental program moral and ethical values of Olympism acted as a subject of special studying, and pupils regularly joined in competitive activity and activities for an assessment of behavior ofpeople from the point of view of values of Olympism. Implementation of the program was resulted by increase of level of a socialization and tolerance of respondents, but distinctions in control and experimental groups were doubtful.
Conclusion. Preliminary results indicate some advantage of the given program in increase of level of socialization and tolerance of younger adolescents before traditional practice of the Olympic education in the course of physical education. More long research is necessary.
Keywords: Olympic education; younger adolescents; socialization; tolerance.
Введение
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования. Особое внимание в основной образовательной программе федерального государственного образовательного стандарта уделяется духовно-нравственному развитию личности учащегося, которое представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысло-
вой сферы личности, развитие способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу на основе моральных норм и нравственных идеалов [7, с. 92]. Система физического воспитания также призвана решать проблему ценностно-смыслового развития личности учащегося [8], что определяет необходимость изменения парадигмы образовательной деятельности в области физической культуры [11]. С этих позиций определенный интерес представляют вопросы повышения потенциала уроков физической культуры как средства социализации, нравственного и патриотического воспитания обучающихся, в том числе через реализацию программ олимпийского образования.
Обзор иностранной и отечественной литературы
Проблема олимпийского образования школьников не является новой ни для отечественной педагогики, ни для зарубежных исследователей проблем образования.
Начало научного анализа проблемы олимпийского образования в отечественной педагогике относится еще к 1980-м годам и связано с работами В.С. Родиченко и В.И. Столярова. К настоящему времени в России реализована организационно-методическая концепция и создана система олимпийского образования [6, 9], раскрыты вопросы организации и методики олимпийского образования учащейся молодежи на различных ступенях образования [4, 5, 12]. Обновленное видение концепции олимпийского образования представлено в спартианской модели, разработанной В.И. Столяровым и другими авторами [10].
В западноевропейской педагогике, как отмечают Р. Guzel и S. Ozbey, термин «олимпийской образование» появился в 1970-х годах. Авторы подчеркивают, что целью олимпийских программ является усвоение таких ценностей, как солидарность людей на основе толерантности и взаимного уважения, уважения и защите окружающей среды и человеческой личности и др.
[16]. R. №и1 указывает на то, что в реализации программ олимпийского образования существуют различные подходы, среди которых «знаниевый» подход, подход «через опыт» и ряд других
[17]. В целом, как показал теоретический анализ зарубежных исследований по проблеме, несмотря на различные интепретации олимпийского образования, как правило, подчеркивается его гуманистическая направленность, моральные, социальные и этнические аспекты [13-18].
Таким образом, современное состояние проблемы олимпийского образования характеризуется достаточной проработанностью ее различных аспектов в науке и разнообразием подходов в образовательной практике. Вместе с тем, несмотря на очевидность положения о том, что олимпийское образование является одной из эффективных педагогических технологий, способной повысить уровень личностного развития обучающихся, вопрос о его влиянии на
достижение личностных результатов обучения физической культуре младших подростков, по нашим данным, специально не изучался.
В нашем исследовании олимпийское образование рассматривается как вид образования, как фактор личностного развития и социализации школьников, в том числе, младшего подросткового возраста [1].
Постановка задачи
Исследование направлено на обоснование эффективности олимпийского образования как средства достижения личностных результатов обучения физической культуре школьников младшего подросткового возраста.
Описание исследовани
Проведенный нами в конце 2013/14 уч. года констатирующий эксперимент показал, что уровень социализированности и толерантности школьников младшего подросткового возраста является недостаточным. При этом наиболее низкий средний балл был получен по таким параметрам социализированности, как «отношение к искусству», «автономность» и «социальная активность», а показателем толерантности с наиболее низким средним значением оказался показатель этнической толерантности [2, 3].
С учетом результатов теоретического анализа проблемы и констатирующего эксперимента была выдвинута гипотеза о том, что эффективность олимпийского образования как средства достижения личностных результатов обучения младших подростков физической культуре повысится, если выполняются следующие педагогические условия:
1) нравственно-этические ценности олимпизма выступают предметом специального изучения,
2) учащиеся включаются в соревновательную деятельность не только по количественным, но и по качественным результатам,
3) создаются ситуации, когда требуется дать оценку поступкам и поведению людей с точки зрения ценностей олимпизма.
На проверку рабочей гипотезы был нацелен формирующий этап эксперимента, который продолжался в течение I учебной четверти 2014/15 уч. года (21 урок). В качестве базы исследования выступили 6-7-е классы МБОУ СОШ №№16 и 19 г. Череповца (п = 115; пк = 104).
Олимпийское образование как компонент содержания уроков физической культуры в кон-
трольной группе (КГ) осуществлялось через повторение ранее изученного материала и сообщение новых знаний по истории и современному состоянию олимпийского движения в соответствии с требованиями Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И. Лях, А.А. Зданевич). В экспериментальной группе (ЭГ) выполнение требований программы обеспечивалось особыми методическими приемами в соответствии с выдвинутой гипотезой. Так при изучении раздела «Легкая атлетика» повторение материала проводилось в виде соревнования на лучшего знатока истории Олимпийских игр древности и современного олимпийского движения. На контрольном уроке по теме «Спринтерский бег» учащимся предлагалось оценить, кто из одноклассников бежал на уроке не только быстро, но и красиво. Для организации усвоения такой ценности олимпизма, как неприятие расовой дискриминации, учитель предлагал оценить решение устроителей Игр II Олимпиады в Сент-Луисе о проведении так называемых «антропологических» дней («Как вы считаете, было ли такое решение правильным? Почему? Как, по вашему мнению, отнесся к проведению «антропологических» дней основатель современного олимпийского движения П. де Кубертен?»). На материале раздела «Гимнастика» рассматривались вопросы интеграции спорта и искусства как ценности олимпизма, а также проблема объективного и необъективного судейства. Делался вывод о том, что в олимпийских соревнованиях важна не только медаль, но и победа над собой, честная борьба, благородное поведение.
Результаты контрольного среза, проведенного по окончании формирующего этапа, представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Динамика распределения школьников по уровням социализированности
за период эксперимента, в %
Уровень КГ (n=104) ЭГ (n=115)
май 2014 г. ноябрь 2014 г. май 2014 г. ноябрь 2014 г.
выше среднего 57,7 59,6 57,4 60,9
средний 38,5 36,6 38,3 35,6
ниже среднего 3,8 3,8 4,3 3,5
Как видно из приведенной таблицы, уровень социализированности подростков экспериментальной группы на этапе констатирующего среза был несколько ниже, чем в контрольной группе, и, напротив, несколько выше на этапе контрольного среза. Однако различия результатов распределения были недостоверными как в первом, так и во втором случае (ф*эмп = 0.177 при р>0,05 и ф*эмп = 0.113 при р>0,05 соответственно).
Таблица 2
Динамика распределения школьников по уровням толерантности за период эксперимента, в %
Уровень КГ (n=104) ЭГ (n=115)
май 2014 г. ноябрь 2014 г. май 2014 г. ноябрь 2014 г.
выше среднего 4,8 5,8 4,3 6,1
средний 88,5 88,4 89,6 88,7
ниже среднего 6,7 5,8 6,1 5,2
Из таблицы 2 видно, что аналогично могут быть интерпретированы результаты оценки динамики распределения подростков по уровням общей толерантности (констатирующий срез - Ф*эмп = 0.17 при р>0,05, контрольный срез - Ф*эмп = 0.184 при р>0,05).
Несколько более выраженными выглядят различия подростков КГ и ЭГ в динамике средних результатов оценки общей социализированности и толерантности (рис. 1, 2).
Рис. 1. Динамика среднего результата оценки общей социализированности испытуемых, баллы
Рис. 2. Динамика среднего результата оценки общей толерантности испытуемых, баллы
Подобные выводы можно сделать и в отношении отдельных, наиболее «проблемных», показателей социализированности и толерантности (рис. 3, 4).
Рис. 3. Динамика среднего результата оценки социализированности испытуемых по показателю «отношение к искусству», баллы
Рис. 4. Динамика среднего результата оценки этнической толерантности испытуемых, баллы
Следовательно, полученным результатам трудно дать однозначную оценку, можно говорить лишь о наличии в экспериментальных классах более выраженной положительной тенденции. Представляется необходимой реализация экспериментальной программы олимпийского образования в течение полного учебного года для получения более значительных результатов.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование не позволяет сделать обоснованных выводов об эффективности предложенной программы олимпийского образования как средства личностного развития подростков - для этого требуется более продолжительный период, чем одна
учебная четверть. Однако предварительные результаты указывают на некоторое преимущество данной программы в повышении уровня социализированности и толерантности младших подростков перед традиционной практикой олимпийского образования в процессе обучения физической культуре.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-1635003.
Список литературы
1. Варфоломеева З.С., Портнов Д.О. Олимпийское образование как фактор социализации школьников: теоретико-методический аспект // В мире научных открытий. 2011. №4.1. С. 545-550.
2. Варфоломеева З.С., Шивринская С.Е., Лысенко М.В. Оценка личностных результатов обучения физической культуре младших подростков // European Social Journal («Европейский журнал социальных наук»). - Рига-Москва. 2014. № 8.1.
3. Варфоломеева З.С. Олимпийское образование как средство формирования этнической толерантности младших подростков в процессе обучения физической культуре // Фундаментальные исследования. 2014. № 9.8. С. 1831-1835.
4. Ермолова В. Олимпийское образование в общеобразовательной школе // Наука в олимпийском спорте. 2012. № 1. С. 37-39.
5. Ефременков К.Н. Развитие олимпийского образования в условиях модернизации системы профессиональной подготовки студентов в вузах физической культуры: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Чебоксары, 2013. 45 с.
6. Контанистов А.Т. Олимпийское образование в системе физического воспитания российских школьников // Наука в олимпийском спорте. 2007. № 2. С. 41-45.
7. Певицина Л.М. Как построить урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 2(15). С. 91-99.
8. Подсвирова С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами физической культуры // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/131 (дата обращения: 01.11.2014).
9. Родиченко В.С. Российская система олимпийского образования (авторский анализ выполнения организационно-методической концепции) // Наука в олимпийском спорте. 2007. № 2. С. 17-21.
10. Старовойтова О.Л. Спартианская модель олимпийского образования в школах-интернатах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2005. 20 с.
11. Столяров В.И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 2. С. 2-6.
12. Шаяхметова Р.А. К проблеме интеграции олимпийского образования в учебно-тренировочный процесс по художественной гимнастике в системе общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 2. С. 17.
13. Щербашин Я.С. Олимпийское образование как средство гуманистического воспитания школьников // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. 2014. No 4. С. 68-73. doi:10.6084/m9.figshare.95191.
14. Bergmann D. The logical connection between moral education and physical education // Journal of Curriculum Studies. 2000. Vol. 32, no. 4, pp. 561-573.
15. Bronilowski M. Achievements in teaching Olympism in Polish schools // Research Yearbook. 2006. Vol. 12, no. 2, pp. 184-189.
16. Güzel P., Ozbey S. Overwiev to olympic education programmes: «IOC 46th international session for young participants, Olympia». International Journal of Human Sciences. Vol. 6. No 1 (2009). DOI: http://dx.doi.org/10.14687/ijhs.v6i1.731.
17. Naul R. Olympic Education. - Oxford: Maidenhead: Meyer & Meyer (UK), Ltd, 2008. 188 p.
18. Hassandra M., Goudas M., Hatzigeorgiadis A., Theodorakis Y. A fair play intervention program in school Olympic education. European Journal of Psychology of Education. Vol. 22. No. 2 (June 2007), pp. 99-114.
References
1. Varfolomeeva Z.S., Portnov D.O. Olimpiyskoe obrazovanie kak faktor sotsializatsii shkol'nikov: teoretiko-metodicheskiy aspekt [Olympic education as factor of socialization of school students: teoretiko-methodical aspect]. Vmire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2011, no. 4.1, pp. 545-550.
2. Varfolomeeva Z.S., Shivrinskaya S.E., Lysenko M.V. Otsenka lichnostnykh rezul'tatov obuche-niya fizicheskoy kul'ture mladshikh podrostkov [Evaluating the personal results of the younger adolescents' training physical culture]. Evropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk [European Social Journal], 2014, no. 8.1.
3. Varfolomeeva Z.S. Olimpiyskoe obrazovanie kak sredstvo formirovaniya etnicheskoy tolerant-nosti mladshikh podrostkov v protsesse obucheniya fizi-cheskoy kul'ture [Olympic education as means of bringing up of ethnic tolerance of younger adolescents in the course of training in physical education]. Fundamentalnie issledovaniä [Fundamental research], 2014, no 9.8, pp. 18311835.
4. Ermolova V. Olimpiyskoe obrazovanie v obshcheobrazovatel'noy shkole [The Olympic education at comprehensive school]. Nauka v olimpiyskom sporte [Science in the Olympic sports]. 2012, no. 1, pp. 37-39.
5. Efremenkov K.N. Razvitie olimpiyskogo obrazovaniya v usloviyakh modernizatsii sistemy professional'noy podgotovki studentov v vuzakh fizicheskoy kul'tury [Development of the Olympic education in the conditions of modernization of system of vocational training of students in higher education institutions of physical culture]: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Cheboksary, 2013.45 p.
6. Kontanistov A.T. Olimpiyskoe obrazovanie v sisteme fizicheskogo vospitaniya rossiyskikh shkol'nikov [The Olympic education in system of physical training of the Russian school students]. Nauka v olimpiyskom sporte [Science in the Olympic sports], 2007, no. 2, pp. 41-45.
7. Pevitsina L.M. Kak postroit' urok fizicheskoy kul'tury v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS [How to construct a lesson of physical culture in compliance with requirements of FGOS]. Nauchnoe obespechenie sistemypovysheniya kvalifikatsii kadrov [Research providing system of professional development of staff]. 2013, no. 2(15), pp. 91-99.
8. Podsvirova S.P. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy sredstvami fizicheskoy kul'tury [Formation of universal educational actions by means of physical culture]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific researches and innovations], 2011, no. 1. [Date consulted: 01.11.14]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/131
9. Rodichenko V.S. Rossiyskaya sistema olimpiyskogo obrazovaniya (avtorskiy analiz vypolneniya organizatsionno-metodicheskoy kontseptsii) [Russian system of the Olympic education (author's analysis of implementation of the organizational and methodical concept]. Nauka v olimpiyskom sporte [Science in the Olympic sports], 2007, no. 2, pp. 17-21.
10. Starovoytova O.L. Spartianskaya model' olimpiyskogo obrazovaniya v shkolakh-internatakh [Spartiansky model of the Olympic education at boarding schools]: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Smolensk, 2005. 20 p.
11. Stolyarov V.I. Fundamental'nye teoreticheskie osnovy sovremennoy sistemy kompleksnogo fi-zicheskogo vospitaniya [Fundamental theoretical bases of modern system of complex physical training] Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: up bringing, education, training], 2013, no. 2, pp. 2-6.
12. Shayakhmetova R.A. K probleme integratsii olimpiyskogo obrazovaniya v uchebno-trenirovoch-nyy protsess po khudozhestvennoy gimnastike v sisteme obshcheobrazovatel'nykh shkol [To a problem of integration of the Olympic education into educational and training process on rhythmic gymnastics in system of comprehensive schools]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: up bringing, education, training], 2013, no. 2, pp. 17.
13. Shcherbashin Ya.S. Olimpiyskoe obrazovanie kak sredstvo gumanisticheskogo vospitaniya shkol'nikov [Olympic education as means of humanistic education of school students]. Педаго-¿irn, психологгя та медико-бюлог1чн1 проблеми ф1зичного виховання i спорту [Pedagogics, psychology and medicobiological problems of physical training and sports], 2014, no. 4, pp. 6873. doi:10.6084/m9.figshare.95191
14. Bergmann D. The logical connection between moral education and physical education. Journal of Curriculum Studies. 2000. Vol. 32, no. 4, pp. 561-573.
15. Bronilowski M. Achievements in teaching Olympism in Polish schools. Research Yearbook. 2006. Vol. 12, no. 2, pp. 184-189.
16. Guzel P., Ozbey S. Overwiev to olympic education programmes: «IOC 46th international session for young participants, Olympia». International Journal of Human Sciences. Vol. 6. No 1 (2009). DOI: http://dx.doi.org/10.14687/ijhs.v6i1.731
17. Naul R. Olympic Education. - Oxford: Maidenhead: Meyer & Meyer (UK), Ltd, 2008. 188 p.
18. Hassandra M., Goudas M., Hatzigeorgiadis A., Theodorakis Y. A fair play intervention program in school Olympic education. European Journal of Psychology of Education. Vol. 22. No. 2 (June 2007), pp. 99-114.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Варфоломеева Зоя Семеновна, декан факультета биологии и здоровья человека, кандидат
педагогических наук, доцент
Череповецкий государственный университет
пр. Луначарского, 5, Череповец, 162600, Россия
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7872-9555
DATA ABOUT THE AUTHORS
Varfolomeeva Zoya Semenovna, Dean of the Faculty of Biology and Human Health, PhD equivalent in pedagogical sciences, associate professor Cherepovets State University Lunacharsky av, 5, Cherepovets, 162600, Russia [email protected]
Рецензент:
Изаак С.И., старший научный сотрудник, доктор педагогических наук, доцент, Институт возрастной физиологии РАО, лаборатория физиологии мышечной деятельности и физического воспитания