УДК 373.1: 796/799
йО! 10.23951/2307-6127-2018-1-167-175
КОНКУРС ЗНАТОКОВ ОЛИМПИЗМА КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ОЛИМПИЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Ф. Н. Солдатенков1, Р. В. Абрамов2
1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
2 СОШ№ 46 с углубленным изучением отдельных предметов, Сургут
Рассматривается опыт организации конкурса знатоков олимпизма в общеобразовательной школе. Представлены методы и результаты изучения уровня олимпийской образованности школьников с помощью конкурсных заданий. Рассмотрена подготовка школьников к конкурсу и предварительный опыт изучения ими олимпийской тематики.
Охарактеризованы содержание конкурса, виды конкурсных заданий, дана оценка качеству и сложности конкурсных вопросов. Наиболее важным в формулировании вопросов является их информативность. Сделан акцент на необходимости использования конкурсных заданий в целях повышения уровня олимпийской образованности школьников.
В конкурсе выявлены общие и специальные знания школьников об Олимпийских играх, их истории, героях и традициях. Результаты показали средний уровень знания школьниками олимпийской тематики.
В заключение приводится объяснение результатов конкурса, формулируются основные направления деятельности по повышению качества организации конкурса как формы распространения и развития олимпийского образования.
Ключевые слова: конкурс знатоков олимпизма, школьники, Олимпийские игры, олимпийское движение, знания.
Олимпийское образование в школе уже давно является объектом пристального изучения педагогического и научного сообщества, отражаясь в реализации дидактических разработок (А. В. Аксёнова, Т. Е. Кривцова) [1, с. 222-226; 2, с. 1-6], формировании учебных программ (Х. Р. Манижашвили, В. С. Сосуновский, Е. Е. Дурас, А. И. Загревская) [3, с. 1-22; 4, с. 163-167] и дидактических моделей олимпийской направленности (К. Н. Ефре-менков, И. А. Ефременкова, В. М. Биткин) [5, с. 56-60].
Предлагаемые в рамках указанных разработок занятия со школьниками имеют широкий диапазон учебных форм - от олимпийских уроков в системе занятий по физической культуре и внеклассных олимпийских мероприятий до реализации системы межпредметных связей в рамках интегрированной в учебный процесс модели олимпийского образования.
Безусловно, каждый из подходов заслуживает особого внимания и является в большей или меньшей степени эффективным способом реализации главной целевой установки олимпийского образования - формирования у учащихся основанной на высоких нравственных принципах системы знаний, умений и навыков, мотивации интересов, ценностных ориентаций, в первую очередь в области здорового образа жизни.
Вместе с тем такой вид деятельности, как проведение конкурсов олимпийской направленности, применяется в школах в недостаточной мере и остается в тени олимпийских уроков и олимпийских праздников. В то же время эффективность конкурсов как средства повышения общего уровня знаний в отдельной области общеизвестна и научно доказана
(А. В. Машуков, Е. М. Пахомова) [6, с. 87-91; 7, с. 3-24], а положительное воздействие игровой деятельности на интеллектуальное и физическое развитие человека воспринимается как аксиома.
Составляющие подготовки и проведения любого конкурса подразумевают непосредственную работу с главным объектом конкурсной деятельности - участником. Относительно конкурсов олимпийской направленности и в первую очередь конкурса знатоков олимпизма, являющегося, по сути, универсальным средством когнитивной подготовки учащихся в области олимпийских знаний, подобная работа заключается в предварительном распространении и разучивании конкурсного материала, несущего в себе значительный объем углубленных знаний по олимпийской тематике, а также дополнительном самостоятельном изучении учащимися предметной области олимпизма как способа повышения личного уровня выполнения конкурсных заданий. Кроме того, соревновательная составляющая конкурса - это прежде всего внутренняя мотивация участников к подробному раскрытию для самого себя предложенной темы.
Вместе с тем для неподготовленных участников конкурс знатоков олимпизма - это проверка собственных знаний в данной области и объективный показатель уровня включенности в олимпийскую тематику.
При этом многочисленные исследования (А. В. Аксёнова, В. С. Сосуновский, К. Н. Еф-ременков, Н. Н. Мелентьева, Т. В. Соловьева) [1, с. 223; 4, с. 164-165; 5, с. 58; 8, с. 50-52; 9, с. 20-21] показывают, что уровень знаний в области олимпийского движения у подавляющего большинства граждан нашей страны незначителен, в том числе и у учащихся общеобразовательных школ. В то же время традиционный конкурс знатоков олимпизма, проводимый уже более 20 лет на территории нашей страны, в первую очередь по инициативе Уральской олимпийской академии (сейчас - Олимпийская академия Урала) и ряда вузов Уральского и Московского регионов, является достаточно объективным показателем общей осведомленности об олимпийском движении и Олимпийских играх, так как направлен на выявление совершенно разных по видам и уровню сложности знаний в данной предметной области [10, с. 1-8].
В частности, в конкурсе помимо обычных тестовых заданий на знание фактов об олимпийском движении выполняются задания на визуальное восприятие спортсменов и олимпийских объектов, даются задания на логику и общую историю, в том числе античную, связанную с Олимпийскими играми, но в определенной степени общеизвестную и общедоступную.
В том случае если конкурс проводится не среди профессионально подготовленных команд, специализирующихся на изучении истории олимпийского движения, а в образовательных целях, то все задания формулируются таким образом, чтобы выявить не столько глубокие знания об олимпийском движении, сколько общие знания об истории и олимпиз-ме в целом. Таким образом, авторы конкурсных заданий должны стараться показать участнику, что даже далекий от Олимпийских игр человек тем не менее в достаточной степени знаком с ними и имеет к ним отношение. Важно добиться у каждого участника конкурса ощущение приобщенности к олимпийской теме, позволяющее в дальнейшем ориентировать его на целевую установку, обозначенную в начале статьи.
А применительно к проведению подобных конкурсов в школе, это еще и способ выявить, насколько эффективно на уроках физической культуры детям прививаются знания в области спорта и его нравственные принципы, средоточие которых составляет основную идею олимпийского движения.
В апреле 2017 г. на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 46 с углубленным изучением отдельных предметов г. Сургута в качестве констатирующего эксперимента проведен конкурс знатоков олимпизма среди учащихся 7-х и 10-х классов. Эксперимент был призван выявить, насколько эффективным является использование в данной школе элементов олимпийского образования в подготовке учеников в отдельных классах, а также насколько учащиеся обычной муниципальной школы знакомы с олимпийским движением и ориентируются в его информационном пространстве.
Все участвовавшие в конкурсе классы обучаются по основной образовательной программе общего образования, утвержденной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. При этом в двух классах - 7 «А» и 7 «Е» - содержание занятий по физической культуре включает элементы олимпийского образования, вводимые преподавателем в виде творческих и олим-пиадных заданий, а также олимпийских праздников.
В качестве конкурсной программы были предложены задания, содержащие вопросы на базовые знания об олимпийском движении с элементами усложнения.
Для этого с целью уточнения качества опросного материала авторами разработана ква-лиметрическая шкала, позволяющая подобрать задания для участников разного уровня подготовки (табл. 1). Основным параметром данной шкалы выступила доступность отдельных видов знаний - информационная и когнитивная, т. е. соответствующая уровню общей (дошкольники, школьники, студенты, взрослые) и специальной интеллектуальной подготовки участников. Таким образом, все материалы, используемые при проведении конкурсов знатоков олимпизма, разделились на пять категорий - от сверхсложных до элементарных.
Разнообразие опросного материала позволило составить достаточно полную картину об общей подготовке учащихся 46-й школы г. Сургута в области олимпийского образования.
Первое задание - простой тест на знание олимпийской символики и атрибутики, представлявший собой бланк вопросов с тремя вариантами ответов, позволил выявить знания школьников в одной из самых обсуждаемых областей олимпийского движения - его визуально-смысловом оформлении. Талисманы, эмблемы, атрибуты Олимпийских игр и олимпийского движения, все то, что многие годы составляет олимпийские традиции и в создании чего участвуют миллионы людей по всему миру (традиционно талисманов Олимпийских игр в разных странах выбирают всенародным голосованием). Тест состоял из 20 вопросов. Знания в данной области между различными классами распределились неравным образом. В этом видятся два обстоятельства. Во-первых, ребятам были розданы материалы для подготовки, которые кем-то были изучены, а кем-то нет. Во-вторых, в классах, показавших более высокие результаты, есть постоянные участники конкурсов и олимпиад по физической культуре. При этом особой разницы в ответах на вопросы между 7-м и 10-м классами не наблюдается. Так, четырьмя 10-ми классами в общем было дано только 43 % правильных ответов, а семью 7-ми - 42 %. Однако распределение правильных ответов в 7-х классах показало достаточно серьезный разброс результативности - от 20 до 65 %. В то же время подобная разница в 10-х классах была не настолько существенна -35 против 55 %.
Во втором задании «Хронология Олимпийских игр» участникам необходимо было указать год или город, в котором проходили Олимпийские игры. Данное задание было направлено на выявление специальных знаний в области олимпийского движения, так как знание хронологии проведения Игр говорит о наличии специальной подготовки. Результаты
задания оказались весьма показательными, особенно у 7-х классов. Команда 7 «Е» класса, целенаправленно готовившаяся к конкурсу (а условия изначально были равными для всех классов), дала 87 % правильных ответов, а команда 7 «А» - 67 %. Что неудивительно, ведь среди знатоков олимпийского движения данное задание считается элементарным. В то же время остальные команды не смогли дать больше трех правильных ответов (10 %), а у команды 7 «Г» не было ни одного правильного ответа. У 10-х классов ситуация выглядела не так однозначно - количество правильных ответов колебалось от 6 до 50 % при общем весьма низком уровне - 24,1 %
Таблица 1
Шкала сложности заданий конкурса знатоков олимпизма
Наименование Источник Требования к подготовке Область применения Пример задания
Сверхсложные Архивные материалы, редкие источ-ники,энциклопе-дии Подробное изучение олимпийского движения, всех Олимпийских игр, начиная с 776 г. до н. э., со знанием не менее 30 % всех олимпийских чемпионов, полное знание Олимпийской хартии Студенческие и школьные конкурсы всероссийского и регионального уровня Назовите страну, в которой выиграл свою первую олимпийскую медаль спортсмен, зашифрованный следующим цифровым кодом 9-3-0
Сложные Энциклопедии, учебники истории физической культуры и спорта, олимпийские учебники Подробное изучение олимпийского движения, всех Олимпийских игр, начиная с 776 г. до н. э., со знанием не менее 10 % всех олимпийских чемпионов, уверенное знание Олимпийской хартии Студенческие и школьные конкурсы всероссийского, регионального и местного уровня, конкурсы среди неспециалистов В каком году на античных Олимпийских играх введен гоплитодром?
Средней сложности Учебники истории физической культуры и спорта, олимпийские учебники Изучение всех Олимпийских игр, начиная с 776 г. до н. э., со знанием не менее 100 олимпийских чемпионов, частичное знание Олимпийской хартии Студенческие и школьные конкурсы регионального и местного уровня, конкурсы среди неспециалистов Сколько золотых медалей имеет легендарный американский прыгун Рэй Юри?
Простые Олимпийские учебники, общедоступные СМИ Изучение Олимпийских игр, начиная с 776 г. до н. э., со знанием некоторых олимпийских чемпионов и частичным знанием хронологии Олимпийских игр Школьные конкурсы регионального и местного уровня, дошкольные конкурсы, конкурсы среди неспециалистов В каком городе в 1972 г. состоялись игры ХХ Олимпиады?
Элементарные Высокая упоми-наемость в общедоступных СМИ, ознакомительные брошюры, олимпийские учебники Общие представления об Олимпийских играх и олимпийском движении Школьные конкурсы регионального и местного уровня, дошкольные конкурсы Назовите цвета олимпийских колец
Третье задание - кроссворд (история Олимпийских, Немейских, Пифийских, Истмий-ских и Панафинейских игр), включавший в себя 16 вопросов по тематике древнегреческих Игр и общей истории Древней Греции, имеющей отношении к Олимпийским играм.
Как и предполагалось, знания по истории Древнего мира, полученные участниками конкурса в рамках школьной программы, помогли получить достаточно высокий по сравнению с
предыдущими конкурсами итоговый процент правильных ответов; в 7-х классах - 51,7 % при диапазоне от 37,5 до 68,8 %; в 10-х классах - 51,6 % при диапазоне от 43,8 до 62,5 %.
Четвертое задание - конкурс изображений «Олимпийский стоп-кадр» (олимпийские чемпионы современности), состояло из 18 вопросов, связанных с биографиями олимпийских чемпионов, иллюстрированных их фотографиями.
Данное задание в первую очередь было призвано определить, насколько визуально воспринимают школьники героев олимпийских арен, поскольку узнавание достаточно популярных медийных спортсменов, у которых нужно было указать их имя, вид спорта или страну, традиционно является некоей негласной шкалой определения интереса к олимпийскому движению.
Результаты выполнения задания показали, что школьники имеют достаточно хорошее представление о звездах спорта и олимпийских знаменитостях. Более опытные 10-классни-ки показали и более высокий средний процент узнавания - 61,1 % при диапазоне правильных ответов от 33,3 до 77,8 %. 7-е классы постарались не отставать от старших товарищей, но их средний результат был намного ниже - 52,3 %. И даже если исключить из подсчета среднего результата 7-х классов давшую только один правильный ответ команду 7 «Г», то результат будет все равно немного ниже - 60,1 %.
В пятом задании учащимся предлагалось определить верные и неверные утверждения, касающиеся интересных фактов о современных Олимпийских играх. В задание вошли вопросы, требующие ответа «да» или «нет», происходило ли озвученное в вопросе событие на самом деле или оно вымышленное. Данное задание менее остальных дает представление о подготовке конкурсантов и является, скорее, развлекательным с резким снижением мыслительного напряжения. При этом оно составляется таким образом, чтобы максимально обогатить кругозор и знания участников конкурса. Ожидаемо, что более высокие результаты в этом задании показали старшеклассники, из 20 вопросов в среднем ответившие на две трети - 66,7 %, в то время как 7-е классы показали средний результат 52,5 %.
Шестое задание представляло собой блиц на тему Олимпийских игр современности, в котором каждой команде нужно было ответить на 10 вопросов, читаемых ведущим. Все вопросы относились к простым по уровню сложности и оценивались в два балла каждый в соответствии с традиционными правилами конкурсов знатоков олимпизма.
Несмотря на относительную простоту вопросов, восприятие их на слух, видимо, сказалось на качестве ответов. В 7-х классах правильно ответили лишь на 20 % вопросов, а в 10-х - на 25 %. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Средний показатель правильных ответов учащихся 7-х, 10-х классов в конкурсе знатоков
олимпизма, %
Классы Задание Итого
Тест «Олимпийская символика и атрибутика» «Хронология Олимпийских игр» Кроссворд «Античные игры» Визуальный конкурс «Олимпийский стоп-кадр» «Верное/ неверное утверждение» Блиц «Олимпийские игры современности»
7-е 42 26,7 51,7 52,3 52,5 20 40,8
10-е 43 24,1 51,6 61,1 66,7 25 45,3
Как видно из табл. 2, несмотря на результаты отдельных конкурсов, в целом наблюдается примерное равенство знаний конкурсных заданий на уровне чуть ниже среднего. При этом, если брать в расчет показатели отдельных классов, то среди обеих параллелей
не будет равных двум 7-м классам, в занятия которых включались элементы олимпийского образования, - 7 «А» и 7 «Е». Они показали результат в 87 (70,2 % правильных ответов) и 68 баллов (54,8 %) соответственно. Среди 10-х классов лучший результат установился на показателе в 61 балл (49,2 %).
Подводя итог исследованию, следует обратить внимание на ряд ключевых, по мнению авторов, обстоятельств. Во-первых, формирование знаниевой компоненты олимпийского образования возможно в рамках занятий по физической культуре в общеобразовательной школе только при условии заинтересованности педагога. Это показывают результаты двух 7-х классов, в которых преподавание физической культуры конкретным педагогом изначально строилось с олимпийским уклоном. Таким образом, даже без специально организованных дополнительных мероприятий возможно повышение олимпийской образованности школьников, а следовательно, и общетеоретической подготовки в области физической культуры и здорового образа жизни как одного из главных результатов мотивационной составляющей олимпийского образования. В связи с этим актуализируется вопрос развития олимпийского образования в педагогических вузах и вузах физической культуры.
Во-вторых, доказанное значительным количеством авторов (В. И. Столяров, М. А. Захаров, В. Н. Сергеев, М. В. Коренева, Д. А. Кружков, В. С. Сосуновский, Е. Е. Дурас, А. И. За-гревская) [11, с. 126-175; 12, с. 185; 13, с. 48-49; 14, с. 38-39; 4, с. 167] положительное воздействие олимпийского образования на нравственные качества и ценностные ориентации школьников должно продолжаться и в конкурсах знатоков олимпизма, несущих соревновательный характер, а соответственно, и потенциально имеющих целый ряд негативных проявлений в виде списывания, чрезмерного боления против соперника, нездоровой конкуренции. Для предупреждения подобных негативных факторов следует четко придерживаться правил конкурса, а в конкурсные задания обязательно добавлять вопросы, связанные с яркими проявлениями фейр-плей, олимпийской чести и доблести.
В-третьих, следует заключить, что значительного пополнения багажа олимпийских знаний вместе с взрослением у детей не происходит в первую очередь из-за специфичности данной темы, а во вторую - из-за ее игнорирования учителями физической культуры и другими педагогами, даже несмотря на то что подобных областей реального проявления нравственных качеств, здорового образа жизни, межнациональной дружбы и сотрудничества в сегодняшнем мире немного.
В-четвертых, проведение конкурса знатоков олимпизма в условиях общеобразовательной школы нашло положительный отклик как у школьников, так и у педагогического состава, в связи с чем планируется активно продолжать подобную практику с более глубоким исследованием всех особенностей данного вида деятельности.
Список литературы
1. Аксёнова А. В. Олимпийское и паралимпийское образование как способ социального ориентирования младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 222-226.
2. Кривцова Т. Е. Олимпийское образование в школе. URL: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/materialy-mo/olimpiyskoe-obrazovanie-v-shkole-293000 (дата обращения: 10.07.2017).
3. Манижашвили Х. Р. Программа олимпийского образования в школе. URL: https://infourok.ru/programma-olimpiyskogo-obrazovaniya-v-shkole-1162605.html (дата обращения: 09.07.2017).
4. Сосуновский В. С., Дурас Е. Е., Загревская А. И. Олимпийское образование как средство формирования нравственной культуры школьников // Вестн. Томского гос. ун-та. 2014. № 385. С. 163-167.
5. Ефременков К. Н., Ефременкова И. А., Биткин В. М. Педагогический эффект использования межпредметных связей в процессе олимпийского образования школьников // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. № 2 (96). С. 56-60.
6. Машуков А. В. Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития педагогического творчества учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 2 (7). С. 87-91.
7. Пахомова Е. М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 24 с.
8. Мелентьева Н. Н., Поженская Ю. В. Олимпийское образование школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 7 (160). С. 45-52.
9. Соловьева Т. В., Петренкина Н. Л., Шапковская М. Г. Формирование представлений об олимпийском движении у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной работы дошкольной организации // Физкуль-турно-спортивное направление развития детей в дошкольной организации: опыт, проблемы, перспективы: сб. статей Всероссийской научно-практической конференции 17 октября 2014 г. / под ред. О. А. Рогуновой. Томск, 2014. С. 19-24.
10. Шарипов М. Ф. Конкурс знатоков олимпизма как эффективная форма олимпийского образования студентов (из опыта работы Олимпийской академии Урала) // Мир науки. 2017. Т. 5, № 1. URL: http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN117.pdf (дата обращения: 03.07.2017).
11. Столяров В. И. Система олимпийского образования, воспитания и обучения. Бишкек: Максат, 2013. 460 с.
12. Захаров М. А. Отношение к принципам фейр-плей молодых спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта // Штудии 2. Межвуз. сб. ст. молодых ученых. Смоленск: СГПУ, 2001. С. 183-187.
13. Сергеев В. Н. Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований // Теория и практика физ. культуры. 2001. № 7. С. 48-49.
14. Коренева М. В., Мартыненко Н. М., Кружков Д. А. Олимпийское образование в системе подготовки волонтерского корпуса // Олимпийский бюллетень. № 16. 2016. С. 35-40.
Солдатенков Филипп Николаевич, кандидат педагогических наук, Сургутский государственный педагогический университет (ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, Сургут, 628417). E-mail: [email protected]
Абрамов Руслан Васильевич, кандидат педагогических наук, МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов (ул. Чехова, 5/2, Сургут, 628400). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.07.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-167-175
THE CONTEST OF OLYMPISM EXPERTS AS A MEANS OF DETECTING THE LEVEL OF OLYMPIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
F. N. Soldatenkov1R. V. Abramov2
1 Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russian Federation
2 Secondary School No. 46, Surgut, Russian Federation
The article considers the experience of organizing a school contest of Olympism experts. Methods and results of studying the level of Olympic education of schoolchildren with the help of competitive tasks and the literary sources analysis on the topic are presented. The preparation of schoolchildren for the contest and preliminary experience of studying the Olympic themes are considered.
The content of the contest, the types of contest tasks, and the evaluation of the quality and complexity of the contest questions are described. The most important in the formulation of questions is their informativeness. The article focuses on the need to use contest tasks in order to improve the level of Olympic education of schoolchildren.
The main objective of the contest of Olympism experts is to realize the main goal of the Olympic education - the formation of a system of knowledge, skills, motivation of interests, value orientations based on high moral principles.
The competition revealed the general and special knowledge of schoolchildren about the Olympic Games, their history, heroes and traditions. The results showed an average level of knowledge of the Olympic subjects by schoolchildren.
In conclusion, an attempt to explain the results of the competition, and the main directions for improving the quality of the organization of the competition as a form of distribution and development of the Olympic education are formulated.
Key words: the competition of Olympism experts, schoolchildren, the Olympic Games, Olympic movement, knowledge.
References
1. Aksyonova A. V. Olimpiyskoye i paralimpiyskoye obrazovaniye kak sposob sotsial'nogo oriyentirovaniya mladshikh shkol'nikov [Olympic and Paralympic education as mechanism of social orientation of younger schoolchildren]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 12 (140), pp. 222-226 (in Russian).
2. Krivtsova T. E. Olimpiyskoye obrazovaniye v shkole [Olympic education in school] (in Russian). URL: https://pedportal.net/ po-tipu-materiala/materialy-mo/olimpiyskoe-obrazovanie-v-shkole-293000 (accessed 10 July 2017).
3. Manizhashvili Kh. R. Programma olimpiyskogo obrazovaniya v shkole [Program of Olympic education in school] (in Russian). URL: https://infourok.ru/programma-olimpiyskogo-obrazovaniya-v-shkole-1162605.html (accessed 9 July 2017).
4. Sosunovskiy V. S., Duras E. E., Zagrevskaya A. I. Olimpiyskoye obrazovaniye kak sredstvo formirovaniya nravstvennoy kul'tury shkol'nikov [Olympic education as a means of forming the moral culture of schoolchildren]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo uiversiteta - Tomsk State University Journal, 2014, no. 385, pp. 163-167 (in Russian).
5. Efremenkov K. N., Efremenkova I. A., Bitkin V. M. Pedagogicheskiy effekt ispol'zovaniya mezhpredmetnykh svyazey v protsesse olimpiyskogo obrazovaniya shkol'nikov [Pedagogical effect of intersubject communications use in the course of the olympic education of school students]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2013, no. 2 (96), pp. 56-60 (in Russian).
6. Mashukov A. V. Konkursy professional'nogo masterstva kak faktor razvitiya pedagogicheskogo tvorchestva uchitelya [Competitions of professional skills as a factor of development of the teacher's pedagogical creativity]. Nauchnoye obespecheniye siste-my povysheniya kvalifikatsii kadrov - Scientific support of a system of advanced training, 2011, no. 2 (7), pp. 87-91 (in Russian).
7. Pakhomova E. M. Konkurs professional'nogo masterstva kak sredstvo povysheniya kvalifikatsii uchitelya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Competition of professional skills as a means of teacher development. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Moscow, 2003. 24 p. (in Russian).
8. Melent'eva N. N., Pozhenskaya Yu. V. Olimpiyskoye obrazovaniye shkol'nikov [Olympic education of students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 7 (160), pp. 45-52 (in Russian).
9. Solov'eva T. V., Petrenkina N. L., Shapkovskaya M. G. Formirovaniye predstavleniy ob olimpiyskom dvizhenii u detey starshego doshkol'nogo vozrasta v protsesse opytno-eksperimental'noy raboty doshkol'noy organizatsii [Formation of ideas about the Olympic movement in children of senior preschool age in the process of experimental work of preschool organization]. Fizkul'turno-sportivnoye napravleniye razvitiya detey v doshkol'noy organizatsii: opyt, problemy, perspektivy: sb. statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 17 oktyabrya 2014 g. [Physical culture and sports development of children in pre-school organization: experience, problems, prospects: proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. October 17, 2014]. Ed. O. A. Rogunova. Tomsk, 2014. Pp. 19-24 (in Russian).
10. Sharipov M. F. Konkurs znatokov olimpizma kak effektivnaya forma olimpiyskogo obrazovaniya studentov (iz opyta raboty Olimpiyskoy akademii Urala) [Competition of Olympism experts as an effective form of Olympic education of students (on the work experience of the Ural Olympic Academy)]. Mir nauki - World of Science, 2017, vol. 5, no. 1 (in Russian). URL: http:// mir-nauki.com/PDF/13PDMN117.pdf (accessed 3 July 2017).
11. Stolyarov V. I. Sistema Olipiyskogo obrazovaniya, vospitaniya i obucheniya [System of Olympic education, upbringing and training]. Bishkek, 2013. 460 p. (in Russian).
12. Zakharov M. A. Otnosheniye k printsipam feyer-pley molodykh sportsmenov, spetsializiruyushchikhsya v razlichnykh vidakh sporta [Relation of young sportsmen, specializing in various sports to the principles of Fair Play]. Shtudii 2. Mezhvuz. sb. st.
molodykh uchenykh [Studios 2. Interuniversity collection of articles of young scientists]. Smolensk, SSPU Publ., 2001. Pp. 183-187 (in Russian).
13. Sergeev V. N. Olimpiyskoye obrazovaniye: opredeleniye sushchnosti i perspektivnyye napravleniya nauchnykh issledovaniy [Olympic education: definition of essence and perspective directions of scientific researches]. Teoriya i praktika fiz. kul'tury -Theory and Practice Physical Culture, 2001, no. 7, pp. 48-49 (in Russian).
14. Koreneva M. V., Martynenko N. M., Kruzhkov D. A. Olimpiyskoye obrazovaniye v sisteme podgotovki volonterskogo korpusa [Olympic education in the system of preparation of the volunteer corps]. Olimpiyskiy byulleten', 2016, no. 16, pp. 35-40 (in Russian).
Soldatenkov F. N., Surgut State Pedagogical University (ul. 50 let VLKSM, 10/2, Surgut, Russian Federation, 628417). E-mail: [email protected]
Abramov R. V., Secondary School No. 46 with in-depth study of individual subjects (ul. Chekhova, 5/2, Surgut, Russian Federation, 628400). E-mail: [email protected]