Научная статья на тему 'Идеи олимпизма для дошкольников (на примере республики Татарстан)'

Идеи олимпизма для дошкольников (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЗМ / ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / OLYMPIC MOVEMENT / ДОШКОЛЬНИКИ / ОЛИМПИЙСКИЕ КРУЖКИ / OLYMPIC CLASSES / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OLYMPIC EDUCATION / OLYMPICS / PRE SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заикина Г. Т.

В статье рассматриваются идеи олимпизма для дошкольников на примере республики Татарстан. Авторы проанализировали проблему привлечения дошкольников к Олимпийскому движению по республике Татарстан. Авторы пришли к выводу, что олимпийскому образованию дошкольников в Татарстане уделяется внимание, в этом направлении ведется систематическая работа. В то же время, авторы считают, что необходимо уделять больше внимания воспитанию детей в соответствии с олимпийскими принципами взаимопонимания, дружбы, атмосферы солидарности и честной игры. И предполагают, что в рамках олимпийского образования дошкольников эффективным будет проведение специальных занятий на базе дошкольных образовательных учреждений. Авторами разработана программа занятий «Олимпийского кружка» для детей 4-6 лет. Апробация программы проводится на базе ДОУ № 76 г. Набережные Челны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заикина Г. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIC IDEAS FOR PRE SCHOOL CHILDREN (TARATSTAN REPUBLIC EXAMPLES)

The article tells the Olympic ideas for pre school children on the example in Taratstan Republic. Authors analyzed the problem of involving pre school children to Olympic movement in Taratstan Republic. They saw that pre school children Olympic movement is paid systematically attention. Any way the authors think that it is better to involve more pre school children to the Olympic movement under the principles of understanding, friendship, solidarity atmosphere and truly game. And they suppose that in the frame of pre school children Olympic education special courses will be effective in the kindergartens or so. Authors created the program for 4-6 years old pre school children. Testing of this program takes place at Kindergarten № 76 in Naberezhnye Chelny.

Текст научной работы на тему «Идеи олимпизма для дошкольников (на примере республики Татарстан)»

УДК 796:001.92

ИДЕИ ОЛИМПИЗМА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

преподаватель Г.Т. Заикина, Камский Государственный Институт Физической Культуры

г. Набережные Челны

OLYMPIC IDEAS FOR PRE SCHOOL CHILDREN (TARATSTAN REPUBLIC EXAMPLES)

Lector G.T. Zaikina, Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: олимпизм, Олимпийское движение, дошкольники, Олимпийские кружки, олимпийское образование

Аннотация: В статье рассматриваются идеи олимпизма для дошкольников на примере республики Татарстан. Авторы проанализировали проблему привлечения дошкольников к Олимпийскому движению по республике Татарстан. Авторы пришли к выводу, что олимпийскому образованию дошкольников в Татарстане уделяется внимание, в этом направлении ведется систематическая работа. В то же время, авторы считают, что необходимо уделять больше внимания воспитанию детей в соответствии с олимпийскими принципами взаимопонимания, дружбы, атмосферы солидарности и честной игры. И предполагают, что в рамках олимпийского образования дошкольников эффективным будет проведение специальных занятий на базе дошкольных образовательных учреждений. Авторами разработана программа занятий «Олимпийского кружка» для детей 4-6 лет. Апробация программы проводится на базе ДОУ№ 76 г. Набережные Челны.

Key words: Olympics, Olympic movement, pre school children, Olympic classes, Olympic education.

Summary: The article tells the Olympic ideas for pre school children on the example in Taratstan Republic. Authors analyzed the problem of involving pre school children to Olympic movement in Taratstan Republic. They saw that pre school children Olympic movement is paid systematically attention. Any way the authors think that it is better to involve more pre school children to the Olympic movement under the principles of understanding, friendship, solidarity atmosphere and truly game. And they suppose that in the frame of pre school children Olympic education special courses will be effective in the kindergartens or so. Authors created the

program for 4-6 years old pre school children. Testing of this program takes place at Kindergarten № 76 in Naberezhnye Chelny.

В России, как и во многих странах мира, олимпийскому образованию детей и молодежи придается большое значение.

Цель этого процесса - вовлечение детей и молодежи в Олимпийское движение, восполнение недостатка положительных идеалов в современном обществе. Пропаганда общечеловеческих, гуманистических ценностей, принципов олимпизма важна для воспитания подрастающего поколения.

Когда идет речь об олимпийском образовании, подразумевается, как правило, формирование и развитие соответствующей системы знаний, мотиваций и установок, системы способностей, навыков и умений. Оно направлено на формирование интереса к спорту, желания им заниматься и достигать высоких результатов. Важная часть олимпийского образования заключается в направлении физического потенциала и энергии детей и молодежи в сферу физической культуры и спорта.

Эти знания можно начинать давать уже в дошкольном возрасте. В этот период закладываются основы здоровья человека, его физического и психического развития, знаний, личностных качеств, мировосприятия, культуры. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные ценности и усваиваются базовые понятия из разных областей знаний.

Данный период развития ребенка благоприятен для педагогической деятельности по закладыванию основ олимпийского образования.

К таким основам относятся знания об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах; об основных идеалах и ценностях олимпизма; о спорте, его разновидностях; о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте; о роли спорта в здоровом образе жизни человека, о его влиянии на нравственную, эстетическую, коммуникативную культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности. Все эти знания должны излагаться в доступной для восприятия дошкольниками форме.

В Татарстане, как и во всей России, в олимпийском образовании школьникам и подросткам традиционно уделяется больше внимания, чем детям дошкольного возраста. Однако и с дошкольниками ведется определенная работа, создаются условия для их вовлечения в олимпийское движение.

Это происходит при проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий, таких как, ставших уже традиционными, «Лыжня России» и «Кросс наций», в которых участвуют все категории населения, в том числе и дети с 4 лет.

Создаются условия для занятий физической культурой и спортом детей и молодежи. В этих целях в Татарстане идет интенсивная работа по укреплению материально-технической базы сферы физической культуры и спорта. Только в 2005 году в эксплуатацию введено 121 спортивное сооружение. Общее их количество в настоящее время составляет 8 122. Самые крупные среди них - ледовый дворец спорта «ТатнефтьАрена», Международный конно-спортивный комплекс, горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Казань» и т. д.

За прошлый год введены 8 ледовых дворцов в городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Мамадыш, Актаныш и Нурлат.

В целях дальнейшего укрепления материально-технической базы сферы физической культуры и спорта в апреле 2006 года было подписано Соглашение между Татарстаном и Росспортом, согласно которому до 2010 года в Республике будет построено более 100 спортивных сооружений. В результате в каждом муниципальном образовании будут построены универсальный спортивный зал, стандартный бассейн и стадион. Этот масштабный проект позволит создать условия для занятий физкультурой и спортом также и для детей дошкольного возраста.

В республике развивается 78 видов спорта, в том числе 36 - олимпийские. Для поддержки самых популярных из них разрабатываются целевые программы.

В Набережных Челнах в секции по олимпийским видам спорта: футбол, хоккей, единоборства, плавание, спортивная и художественная гимнастика принимаются и дети дошкольного возраста от 4 лет.

Привлекается внимание детей к спорту и олимпийским играм с помощью средств массовой информации.

С этой целью в августе 2006 года мэрия Казани, Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» и Общероссийский телеканал «Спорт» объявили конкурс детского рисунка «Ни дня без спорта!». В конкурсе принимали участие дети в возрасте от 4 до 15 лет. Ребята выполняли свои работы в следующих номинациях: «Ни дня без спорта!», «Казань, тебе наш 1001 рекорд!», «Сочи - столица Олимпиады-2014» и «Мой кумир в спорте». Авторы лучших работ получили призы и памятные дипломы на празднике спорта, который прошел 30 августа в Казани.

Основная же работа с детьми, включающая и основы олимпийского образования в рамках занятий физической культурой, проводится в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Система дошкольного образования в республике состоит из 2039 дошкольных образовательных учреждений с охватом 66% детей дошкольного возраста от 1 года до 7

лет. Одна из главных задач, решаемых в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Физкультурно-оздоровительные мероприятия с детьми в ДОУ органично вплетаются в образовательный процесс. Это целостный комплекс мероприятий, направленных на активизацию физического развития, адаптацию к социальной жизни, формирование привычек здорового образа жизни, совершенствование психического развития.

В качестве примера олимпийского образования в ДОУ Татарстана можно привести «Малые олимпийские игры», которые ежегодно, уже в течение шестнадцати лет, проводятся в ДОУ № 26 города Елабуги. В этих соревнованиях принимают участие около 150 учащихся младших классов и ребят дошкольного возраста. В знак открытия олимпиады поднимают красный флаг - символ победы. Юные спортсмены определяют сильнейшие команды в 4 возрастных группах. Каждая команда демонстрирует свои спортивные способности в различных эстафетах. И все это проходит под бурные овации почетных гостей, преподавателей и болельщиков. В перерывах между состязаниями ребята показывают специально подготовленные музыкальные номера.

Таким образом, мы пришли к выводу, что олимпийскому образованию дошкольников в Татарстане уделяется внимание, в этом направлении ведется систематическая работа.

В то же время, мы считаем, что необходимо уделять больше внимания воспитанию детей в соответствии с олимпийскими принципами взаимопонимания, дружбы, атмосферы солидарности и честной игры.

Мы предполагаем, что в рамках олимпийского образования дошкольников эффективным будет проведение специальных занятий на базе дошкольных образовательных учреждений.

Наше предположение основывается на том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок выбирает модели поведения. В этом возрасте начинается процесс социализации личности. Также важно, что родители дошкольников часто выбирают дополнительное образование для ребенка, в том числе и спортивное. Выбор спортивной секции для ребенка в основном осуществляется родителями по принципу территориальной близости от места проживания или на основании популярности того или иного вида спорта в обществе. В то же время и родители, и сам ребенок не знают о многих видах спорта и не могут выразить свое мнение по этому вопросу.

Нами разработана программа занятий «Олимпийского кружка» для детей 4-6 лет. Апробация программы проводится на базе ДОУ № 76 г. Набережные Челны.

Программа состоит из двух блоков: зимнего и летнего.

В каждом блоке проводится 16 занятий в течение двух месяцев. На занятиях продолжительностью по 20 мин и с периодичностью 2 раза в неделю в доступной и игровой форме дается представление о традиции проведения олимпийских игр, истории возникновения соревнований, об олимпийских видах спорта, принципах «честной игры», о месте нашей страны в олимпийском движении.

В процессе занятий проводятся театрализованные мини-представления с участием родителей, дети узнают об олимпийских видах спорта, а родители получают информацию о секциях и кружках, где можно этими видами спорта заниматься. В конце каждого блока занятий проводятся олимпиады.

Работа с родителями включает в себя анкетирование, лекции и индивидуальные беседы. В результате мы повышаем уровень знаний и заинтересованности родителей в воспитании в детях ценностей олимпийского движения.

В качестве оценки результата мы запланировали сравнительный анализ двух групп дошкольников одного возраста: посещавших «Олимпийский кружок» и нет. Критерием оценки для нас будет являться количество детей, посещающих спортивные секции на начало следующего учебного года, а также информация о том, какие спортивные секции были выбраны для занятий детьми и их родителями после окончания работы «Олимпийского кружка». Методом опроса планируется оценить применение детьми полученных знаний в текущем общении.

Таким образом, мы обращаем внимание на важность системного олимпийского образования начиная с дошкольного возраста, когда начинается социализация личности. В этом возрасте необходимо формировать интерес ребенка к здоровому образу жизни и гуманистическим идеалам. Такие идеалы ярко выражены в принципах олимпизма. Для этого нами и разработана экспериментальная программа, результатом которой могут стать «искры олимпийского огня» в сердцах детей.

Литература:

1. Контанистов, А. Т. О формировании организационно-педагогических основ олимпийского образования в России = On Formation of Organizational-Pedagogical Bases of Olympic Education in Russia / А.Т.Контанистов // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 3. - С. 44-47.

2. Печерский, Н. В. Олимпийское образование: концепция, программа, опыт = Olympic Education: Conception, Programme, Experience / Н.В.Печерский, А.А.Сучилин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - N 3. - С. 22-25.

3. Родиченко, В.С. Идеология и олимпийское образование / В.С.Родиченко, В.И.Столяров // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - N 6. - С. 2-7.

4. Сергеев, В.Н. Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований = Olympic Education: Definition of Essence and Perspective Directions of Scientific Researches / В.Н.Сергеев // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - N 7. - С. 48-49.

5. Столяров, В. И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи = Topical Problems of Theory and Practise in Olympic Education of Children and Youth / В.И.Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - N 4. - С. 13-20.

6. Столяров, В.И. Олимпийская педагогика и теория олимпийской культуры как новые научные и учебные дисциплины / В.И.Столяров // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 10. - С. 47-52.

7. Сучилин, А. А. Олимпийское образование: учебник / А.А.Сучилин, Н.В.Печерский. - Волгоград: ООО Принт, 2001 - 428с., ил.

8. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для учреждений образования России. - 13-е изд., перераб. и доп./ В.С.Родиченко и др. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 144 с., ил.

9. Усаков, В. Формирование спортивного менталитета детей в условиях семейного воспитания = Formation of Sports Mentality of Children in Conditions of Family Education / В.Усаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - N 1. - С. 43-44.

Glossary:

1. Konstantinov А.Т. Forming the organization and pedagogical base of Olympic Education in Russia / А.Т.Konstantinov // Theory and practices of Physical Culture. - 2003. - N 3. - P. 44-47.

2. Pechensky, N.V. Olympic Education: Conception, Programme, Experience / N.V.Pechersky, АА^^Нт // Physical Culture: upbringing, education, training. - 1996. - N 3. - P. 22-25.

3. Rodichenko, V.S. Ideology and Olympic Education / V.S.Rodichenko, V.I.Stoliarov // Theory and practices of Physical Culture. - 1996. - N 6. - P. 2-7.

4. Sergeev, V.N. Olympic Education: Definition of Essence and Perspective Directions of Scientific Researches / V.N. Sergeev // Theory and practices of Physical Culture. - 2001. - N 7. - P. 48-49.

5. Stoliarov, V.I. Topical Problems of Theory and Practice of Children and Youth Olympic Education / V.I. Stoliarov // Physical Culture: upbringing, education, training. - 1998. - N 4. - P. 13-20.

6 Stoliarov, V.I. Olympic pedagogic and theory of Olympic culture as a new studying process / V.I.Stoliarov // Theory and practices of Physical Culture. - 1999. - N 10. - P. 47-52.

7. Suchilin, А.А. Olympic Education: Book / А.А^шЫЬп, N.V.Pechensky- Volgograd: LTD Print, 2001 - 428 p.: pic.

8. Your Olympic book: High school Teachers' Manuel. - 13-th pub., changed and added / V.S.Rodichenko and others. - М.: Physical Culture, 2004. - 144 p., pic.

9. Usakv, V. Children Sports Mentality Formation in Family Education Conditions / V.Usakv // Physical Culture: upbringing, education, and training. - 2002. - N 1. - P. 43-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.