Научная статья на тему 'Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта'

Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1174
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / PEDAGOGIC TECHNIQUE / COMPONENTS OF PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакунов Нурбий Хасанбиевич

С развитием теории и практики физической культуры, с пересмотром ее главных целей и задач возникла необходимость в разработке новых теоретических концепции и педагогических технологий, определяющих инновационный подход к осмыслению ее ценностных ориентиров. Наиболее значимыми компонентами педагогической системы, обеспечивающими освоение ценностей физической культуры и спорта, являются физическое, валеологическое и олимпийское воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SYSTEM`S INNOVATIVE COMPONENTS FOR MASTERING THE PHISICAL CULTURE AND SPORT` VALUES

With development of physical culture theory and practice, with reassessment of its purposes and tasks the necessity in developing the new theoretical concepts and pedagogical technologies, outlining the innovative approach to understanding its values, is emerged. The most important components of pedagogical system, contributing to clear understanding of physical culture and sport values, are physical, valeologic and Olympic education.

Текст научной работы на тему «Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта»

ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ОСВОЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Нурбий Хасанбиевич Хакунов, доктор педагогических наук, профессор, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Аннотация

С развитием теории и практики физической культуры, с пересмотром ее главных целей и задач возникла необходимость в разработке новых теоретических концепции и педагогических технологий, определяющих инновационный подход к осмыслению ее ценностных ориентиров. Наиболее значимыми компонентами педагогической системы, обеспечивающими освоение ценностей физической культуры и спорта, являются физическое, валеологическое и олимпийское воспитание.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, педагогическая технология, компоненты педагогической системы.

PEDAGOGICAL SYSTEM'S INNOVATIVE COMPONENTS FOR MASTERING THE PHISICAL CULTURE AND SPORT' VALUES

Nurbiy Hasanovich Hakunov, doctor of pedagogical science, professor;

The Adygeya State University,

Maykop

Annotation

With development of physical culture theory and practice, with reassessment of its purposes and tasks the necessity in developing the new theoretical concepts and pedagogical technologies, outlining the innovative approach to understanding its values, is emerged. The most important components of pedagogical system, contributing to clear understanding of physical culture and sport values, are physical, valeologic and Olympic education.

Key words: physical culture and sport, pedagogic technique, components of pedagogical system.

В основу современной системы освоения ценностей физической культуры и спорта необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры в последнее десятилетие.

Рассмотрим подробнее каждое из инновационных направлений, определяющих их содержательную и педагогическую сущность.

Физическое воспитание. Целевая направленность современных педагогических программ совершенно определенно утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, учащихся, студентов, определяя тем самым философско-культурологический подход к организации учебного процесса по физическому воспитанию.

Однако традиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательном аспекте.

Физическое воспитание преследует более широкие цели — воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание — это педагогический процесс формирования физической культуры личности.

Основными показателями физической культуры личности как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие:

- забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);

- многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения;

- степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков.

В этом случае реализовать целевую направленность физкультурного воспитания возможно при условии понимания человека в единстве его биологических и социальных качеств.

Философским основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности.

Теоретическим основанием физического воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности. Основополагающим принципом физического воспитания является единство мировоззренческого и двигательного компонентов.

Технологическим основанием физического воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.

Содержание рассматриваемого воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание.

Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.

Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных со знаниями в области физической культуры и спорта.

Специфическая часть физического воспитания содержит решение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.

Новый подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокого уровня профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов, обновления методической документации (учебных планов, программ, пособий), обеспечивающих процесс нововведений.

Валеологическое воспитание. В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.

Здоровье человека — проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или,

наоборот, потерять его, это делают сами люди. Мы с удивлением наблюдаем примеры девиантного поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей. Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных по экономическим показателям обществах (им-то чего не хватает!).

Решение данных проблем видится, прежде всего, в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают, "не купишь в аптеке". Необходимо с детства учить ребенка внимательно, со всей осторожностью, как полную драгоценную чашу, нести и без надобности не расплескивать тот потенциал, который закладывает природа в здоровье каждого человека.

Нет необходимости доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека. Именно физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологического потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере "работает" на здоровье человека.

Проведенное нами анкетирование студентов показало, что для большинства из них (82% опрошенных) здоровье является базовой ценностью. Однако целенаправленно заниматься его сохранением и укреплением не хватает времени, знаний. Материальный уровень жизни не позволяет в полной мере пользоваться платными услугами оздоровительных центров, бассейнов, платных тренажерных залов и т.д. Однако следует отметить высокую убежденность студентов в положительном влиянии спортивной деятельности на качество здоровья, восстановление умственной работоспособности.

Исследование показало, что большинство студентов правильно оценивают роль отдельных факторов и средств в укреплении и сохранении здоровья: 40,6% отдают предпочтение спортивной деятельности; 57,2% считают, что рациональное питание — наиболее важный фактор, влияющий на здоровье. Лишь незначительная часть студентов (1,1% опрошенных) считает, что сохранить здоровье поможет пассивный отдых.

Однако в реальной жизни пассивную форму досуга использует достаточно большое количество студенческой молодежи. В этой связи возрастает роль валеологи-ческого воспитания, ключевой проблемой которого становится процесс формирования физической культуры личности.

Подходы к построению концепции валеологического воспитания молодежи основываются на современных взглядах и принципах, на которых базируется современная система воспитания. К ним следует отнести:

а) системно-ценностный подход, основа которого состоит из понимания воспитания как целостного явления, которое развивается в единстве упорядоченности множества своих элементов и структурных оснований;

б) личностно ориентированный подход, позволяющий наполнять процесс ва-леологического воспитания мотивационно-потребностным смыслом, активным включением молодежи в деятельность по совершенствованию собственной физической природы и формированию здорового стиля жизни;

в) образовательный подход, который позволяет формировать осознанное отношение молодежи к здоровью, физическому потенциалу, спортивному стилю жизни на основе освоения и интериоризации знаний, объективно раскрывающих социальную обусловленность процесса здоровьесбережения.

Эти методологические подходы к формированию концепции валеологического воспитания должны стать основой для разработки ее содержания. Концепция должна быть направлена на решение ключевых задач:

- повышения интереса к занятиям спортивной деятельностью и определения ценностных ориентиров самого человека в укреплении здоровья;

- формирования готовности человека к самостоятельной организации спортивной деятельности по развитию собственных умений и двигательных способностей в укреплении своего здоровья и творческого долголетия;

- повышения уровня компетенции преподавателей, их способности обучать молодежь новым оздоровительным технологиям, использовать и подбирать индивидуализированные оздоровительные методики.

При подготовке программы валеологического воспитания молодежи необходимо руководствоваться общепринятыми в социологии методологическими подходами передачи социального опыта, включающими в себя три подсистемы:

- информационную, обеспечивающую передачу совокупности знаний;

- мотивационную, формирующую отношения, запросы, цели, планы личности;

- операциональную, обеспечивающую формирование умений, навыков, методов и способов действий.

Программа валеологического воспитания в вузе должна содержать следующие разделы и приоритетные направления:

- воспитание физической культуры студента;

- воспитание потребности и навыков спортивного стиля жизни;

- освоение оздоровительных методик и систем.

Известно, что XXI век провозглашен международными организациями веком образования. В этой связи мы считаем, что валеологическое образование молодежи должно найти свое достойное место в структуре общего образования современной молодежи.

Олимпийское воспитание. В содержании олимпийского воспитания приоритет, как и в других видах рассматриваемого нами процесса воспитания, должен отдаваться освоению ценностей физической культуры, а именно в связи с познанием их исторического и гуманистического потенциала.

Одним из путей реализации гуманистического образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания — вот те человеческие ценности, которые заложены в основу физической и спортивной культур. Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией, объединяющей, как указывается в Олимпийской Хартии, «в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума». Олимпизм — социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры и спорта.

Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской Хартии.

Олимпийская культура — это специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал. В этой связи возрастает роль олимпийского образования, содержание которого, на наш взгляд, должно определяться освоением ценностей олимпийской культуры.

Ценности олимпийской культуры, как нам представляется, имеют два уровня развития: социальный (общественный) и личностный. Социальная значимость олимпийской культуры рассматривается нами с позиций гуманизма, где наивысшими цен-

ностями спортивной деятельности признаются человек, его достоинство, гармоничное развитие, в отличие от технократической модели спорта, в которой главенствующее место отводится достижению побед и высокого спортивного результата.

Социальные ценности олимпийской культуры — это те ценности, которые созданы обществом в виде исторических знаний, социально-психологических норм, спортивных движений, коллективов, составляющих триаду: олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры. Основанием для некоторой систематизации ценностей олимпийской культуры послужила ее функциональная направленность.

Исторические ценности олимпийской культуры включают в себя знания об истоках спорта, генезисе олимпийского движения, а также историю становления научного знания о спорте, об эволюции ценностей, норм, смыслов олимпизма.

Мировоззренческие ценности олимпийской культуры выражаются в философском осмыслении спортивной деятельности, разработке гуманистических основ спорта, развитии олимпийского движения в соответствии с идеологией Олимпийской Хартии.

Коммуникативные ценности олимпийской культуры в наибольшей степени характеризуют спорт как средство общения, взаимопонимания народов. Эти ценности ярко демонстрируют интернациональность спортивной деятельности. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен каждому, кто приобщается к спортивным занятиям, познает их красоту, эмоциональность, художественную самоценность.

Таким образом, олимпийская культура составляет совокупность накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности.

Трансляция ценностей олимпийской культуры происходит через систему образования и воспитания.

В рамках традиционного физического воспитания, ориентированного на формирование физических качеств и двигательных умений и навыков, решать задачи олимпийского воспитания и образования юношества чрезвычайно трудно. Необходимо разработать новые теоретические подходы, позволяющие преобразовать технологию прикладного использования средств физической культуры в сторону освоения культурных основ спортивной деятельности, усилить гуманистические начала педагогического процесса.

Содержание педагогического процесса по освоению ценностей олимпийской культуры должно включать в себя следующие составные части:

- процесс формирования знаний об Олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;

- процесс формирования интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремлении к достижению спортивного результата, победе в соревнованиях;

- процесс активного включения детей и молодежи в физкультурноспортивную деятельность различной направленности: оздоровительной, спортивной, досуговой.

Инновационность процесса олимпийского воспитания, в отличие от физического, заключается в его целостности и интегративности, в приоритетном освоении культурного потенциала спортивной деятельности. Формирование спортивных умений и навыков происходит наряду с целенаправленным формированием гуманистических качеств личности.

Как показывают современные исследования социологов, уже через 2-3 года занятий в спортшколах в реакции на нарушение правил честной игры подросток-спортсмен в 1,5 раза чаще занимает безразличную позицию, чем остальные школьники. С течением времени ранговая структура мотивации существенно меняется. Для спортсменов 16-18 лет, проживших в спорте несколько лет, ведущими становятся мотивы, связанные со стремлением воспитать волевые качества (средний балл — 3,7), с

развитием необходимых физических качеств (средний балл — 3,5), ориентацией на достижение высокого спортивного результата (средний балл — 3,5), а также с азартом спортивной борьбы (средний балл — 3,4).

Воспитание таких качеств непременно должно быть целенаправленным, с использованием средств соблюдения честной борьбы, проявлением юным спортсменом нравственных, моральных качеств. Недостаточное внимание к вопросам нравственного воспитания приводит к формированию у спортсменов эгоизма, стяжательства, алчности.

Олимпийское воспитание, построенное на гуманистических идеалах, дает в руки тренеров и педагогов эффективные средства воздействия на социальнопсихологические качества юных спортсменов, нравственные и ценностные ориентации, установки, мотивы спортивной деятельности.

Однако и педагоги, и тренеры должны будут отказаться от авторитарного стиля руководства. Этого стиля, как показывают социологические данные, придерживаются 60-80% тренеров. Известно, что личность проявляется и формируется в деятельности. Применение деятельностного подхода в процессе обучения и воспитания предполагает изменение отношений между участниками педагогического процесса в системе "учитель - спортсмен". На смену авторитарной спортивной педагогике должна прийти педагогика сотрудничества.

В основе деятельностного подхода лежат идеи Л. С. Выготского, связанные с тем, что личность должна в активной форме, посредством деятельности усваивать исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры.

Глубинная сущность деятельностного подхода к процессу олимпийского воспитания состоит в том, что он ориентирован не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала человека. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, бесполезности знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.

Поэтому в олимпийском воспитании так важно не только руководствоваться освоением знаний, запоминанием исторических фактов, дат, цифр олимпийских рекордов, но и активно вовлекать детей и юношество в спортивную деятельность, развивать у них стремление к достижению собственных спортивных рекордов и, в первую очередь, к победе над собой.

Новые подходы, реализуемые в олимпийском воспитании, уже в ближайшее время позволят пополнить ряды спортсменов людьми, обладающими высокой культурой, образованностью, развитым интеллектом, теми, кого мы называем "гармонично развитая личность".

В программу олимпийского образования детей и молодежи необходимо заложить, по крайней мере, три основных направления — познавательное, мотивационное, практическое.

I направление — формирование знаний об Олимпийских играх, об истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;

II направление — формирование интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремления к достижению спортивного результата;

III направление — формирование умений и навыков для практического освоения принципов и ценностей олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности (спортивных соревнованиях, культурно-спортивных мероприятиях).

Трансляция олимпийской культуры через систему образования будет служить интеграции спорта, образования, здорового стиля жизни и сближению людей в духе олимпизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.