ные технологические разработки, а именно использовать контрольно-обучающие технологии: технологию тестовых заданий, модульно-рейтинговую технологию, мультимедиа технологию.
Таким образом, подводя итог представленному в данной статье научно-методическому и научно-исследовательскому материалу, можно констатировать, что внедрение в образовательное пространство предмета «Физическая культура» разработанной модели управления качеством физкультурного образования школьников должно осуществляться на такой содержательной основе, которая будет способствовать непрерывному процессу повышения уровня качества физкультурной образованности обучающихся, а также, эффективному управлению данным процессом.
Библиографический список
1. Грудкина Т. И. Создание системы качества в университете: стратегия, опыт, проблемы // Высшее образование сегодня. - 2008. - №2 5. - С. 54-58.
2. Драндров Г.Л., Никоноров Д.В., Никоно-ров В. Т. Педагогические условия формирования школы мяча у детей 6-7 лет // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы меж-
дунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 277-283.
3. Загвоздкин В.К. Концепция обеспечения и развития образования за рубежом: теоретические основания // Школьные технологии. - 2007. - №2 6. -С. 47-53.
4. Игошина Н.В., Яковлева Е.С., Игошин В.Ю. Социально-педагогические условия процесса отбора девочек 5-6 лет в секцию спортивной гимнастики // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. -С. 132-134.
5. Крылова Н.Б. Образовательная деятельность: разнообразие содержания и форм // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 31-40.
6. Кузнецова Е.Д. Инновационная деятельность в школе: проблемы подготовки учителя физической культуры // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: XII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию образования факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета (28-29 апреля 2009 г.): В 2 т. Т. 2. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. - С. 145-147.
УДК 796
Матвеева Наталья Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент
Ненарокова Ольга Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Данная статья направлена на определение ценностного потенциала адаптивной физической культуры и механизмов его освоения.
Ключевые слова: ценностный потенциал, адаптивная физическая культуры и спорт, люди с ограниченными возможностями здоровья, потребности, воспитание.
Адаптивная физическая культура является мощным социальным феноменом, средством физической реабилитации и успешной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов - паралим-пийцев и сурдлимпийцев.
Согласно ст. 31 п. 1 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [4] физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта является важным компонентом комплексной реабилитации инвалидов.
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет большие возможности для воз-
действия на психофизическое и социальное развитие. А именно:
- физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья способствует умственному, нравственному, эстетическому, трудовому и другим видам воспитания;
- физическая реабилитация способствует лечению, восстановлению временно утраченных функций у людей с ограниченными возможностями здоровья;
- спортивная деятельность приводит к достижению высоких спортивных результатов, удовлетворению потребности людей с ограниченными возможностями здоровья в максимально возможной самореализации своих способностей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации;
- адаптивная двигательная рекреация позволяет удовлетворить потребности человека с ограниченными возможностями здоровья в отдыхе, актив-
© Матвеева Н.Ю., Ненарокова О.В., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
165
Рис. 1. Потребности и ценности адаптивной физической культуры
ном проведении досуга, получении удовольствия, возможности общения;
- адаптивная физическая культура, применяющая художественно-музыкальные средства активизирует творческое саморазвитие людей с ограниченными возможностями здоровья через движение, музыку, образ и другие средства искусства.
Перечисленные виды адаптивной физической культуры, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый их них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания; с другой, - они тесно взаимосвязаны.
В комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья выбор того или иного вида адаптивной физической культуры во многом зависит от существующих потребностей и мотивационной установки (рис. 1).
Поэтому, прежде чем привлекать к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо изучить их потребности, интересы и мотивы в сфере физической культуры.
Опрос 40 респондентов (из них: 28 юношей и 12 девушек в возрасте от 12 до 31 года), обучающихся (проживающих) в специальных (коррекци-онных) общеобразовательных учреждениях 1-11, ГГГ-ГУ У-УГ вида Костромской области; ГУ «Первомайском детском доме-интернате для умственно отсталых детей» показал следующее:
- люди с ограниченными возможностями здоровья ориентированы на «включение» в активную спортивную жизнь. Так, 87,5% респондентов периодически (или постоянно) участвуют в спортивных мероприятиях; тренируются (90%), хотя опыт
учебно-тренировочной деятельности более 5 лет наблюдается только у некоторых из них (25%);
- инвалидность выступает как стрессовый фактор, который понижает уровень адаптации человека к внешним воздействиям и требует коррекции и (или) компенсирования имеющихся физических, сенсорных нарушений. 84% респондентов отметили, что физическая культура и спорт положительно влияют на их психофизическое развитие; а 67,5% -считают, что заниматься спортом - это модно.
Опрос и наблюдение за воспитанниками специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, спортсменами Романовского реабилитационного Центра инвалидов Костромской области показал, что занятия физической культурой и спортом, в том числе участие в различных спортивно-массовых мероприятиях значимы для них. Однако данное участие зачастую носит эпизодический характер и требует формирования у людей с ограниченными возможностями здоровья устойчивой мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение, которое не ограничивается решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.
При работе с данной категорией людей актуальным является приобщения их к ценностям адаптивной физической культуры, которые тесно связаны с использованием физических упражнений как средства удовлетворения социальных и биологических потребностей людей.
Ценность - это понятие, которое воплощает в себе значимость предметов и явлений социаль-
ной среды для человека и общества. Ценность -это мотив деятельности. Ценность приобретает побудительную силу мотива тогда, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, находить средства их организации, правильного своевременного контроля, оценки и корректирования своих действий. В этой связи ценностный потенциал адаптивной физической культуры и спорта необходимо рассматривать с общественной и личностной позиций и представлять механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждого индивида.
Адаптивная физическая культура - это социально значимое явление, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс развития общества и личности. Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, В.И. Столяров в структуре ценностей выделяют три важнейших компонента: общекультурный, социально-психологический, специфический [2; 3].
Общекультурный компонент ценностей физической культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.
Социально-психологический компонент ценностей адаптивной физической культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в физкультурной деятельности.
Специфический компонент ценностного потенциала адаптивной физической культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда.
Ценности физической культуры можно условно разграничить на интеллектуальные, двигательные, технологические и мобилизационные ценности.
Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового стиля жизни.
К ценностям двигательного характера относятся лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека.
Под технологическими ценностями физической культуры понимаются различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, то есть все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки.
К мобилизационным ценностям физической культуры относятся: способность к рациональной организации времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение противостоять стрессам. Мобилизационные ценности помогают людям с инвалидностью выжить, когда особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физ-культурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание реабилитационного потенциала человека с инвалидностью [1].
Интенционные ценности определяют уровень значимости адаптивной физической культуры и спорта среди других социальных явлений в данном социуме.
Ценностное отношение личности к адаптивной физической культуре - это сознательное восприятие личностью объекта «адаптивная физическая культура», выражающееся в готовности и способности использовать его ценности в целях самовоспитания и саморазвития.
С изменением взглядов в обществе на людей с ограниченными возможностями и внедрением в образовательную систему государственных программ по интеграции, инклюзии и социализации данной категории людей меняется и целевая направленность физической культуры. Теперь физическая культура рассматривается не только как средство физического развития (биологический аспект), но и как средство формирования физической культуры личности (моральный аспект).
В целом освоение ценностей адаптивной физической культуры возможно только в процессе организации активности человека в физкультурной деятельности. Н.Х. Хайкунов [5] предлагает применять при освоении ценностей физической культуры и спорта инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры в последнее десятилетие.
При освоении ценностей физической культуры мы также как и Н.Х. Хайкунов предлагаем использовать три вида воспитания: физическое, валеоло-гическое и олимпийское.
Физическое воспитание строится на принципах гуманизации, поливариантности и многообразия, гармонизации содержания физкультурно-спортив-ной деятельности. В основе физического воспитания выступает деятельностный подход, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.
Он предлагает в физическое воспитание включать три направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
167
Социально-психологическое воспитание направлено на формирование здорового образа жизни. При этом положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.
Интеллектуальное воспитание предполагает формирование у человека с ограниченными возможностями здоровья комплекса теоретических знаний из смежных наук.
Двигательное воспитание направлено на формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.
Инновационный подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокого уровня профессиональной подготовки специалистов, обновления методической документации, обеспечивающих процесс нововведений.
В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.
Проведенный нами опрос воспитанников кор-рекционных образовательных учреждений показал, что для большинства из них здоровье является базовой ценностью. Однако лишь малая часть из них целенаправленно занимается его сохранением и укреплением.
Валеологическое воспитание основываются на принципах: системно-ценностный подход, лично-стно-ориентированный подход, образовательный подход.
Олимпизм - социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. В содержании олимпийс-
кого воспитания приоритетным является освоение ценностей физической культуры с познанием их исторического и гуманистического потенциала.
В преддверии Олимпиады и Паралимпиады в Сочи-2014 в учреждениях образования г. Костромы активными спортсменами-паралимпийцами и участниками эстафеты «Олимпийского огня» были проведены творческие встречи, на которых рассказывалось о достижениях спортсменов, символике и принципах олимпизма. Данное мероприятие вызвало большой интерес у всех участников.
В олимпийском воспитании важно не только давать теоретические знания об исторических фактах, олимпийских рекордах, но и активно вовлекать людей с ограниченными возможностями здоровья в спортивную деятельность, развивать у них стремление к достижению собственных спортивных рекордов и, в первую очередь, к победе над собой.
Проведенный в статье анализ ценностного потенциала адаптивной физической культуры и спорта и путей его освоения обществом и личностью позволит получить представление о разных направлениях и подходах, которые формируются в современной теории и практике физической культуры.
Библиографический список
1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 5. -С. 2-7.
2. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 4. - С. 2-6.
3. ЛубышеваЛ.И., Филимонова С.И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 2-6.
4. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
5. Хакунов Н.Х. Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 6 (52). - С. 84-89.