Научная статья на тему 'Ценностный потенциал адаптивной физической культуры'

Ценностный потенциал адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1254
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / VALUABLE POTENTIAL / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / DISABLED PEOPLE / NEEDS / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Наталья Юрьевна, Ненарокова Ольга Владимировна

Данная статья направлена на определение ценностного потенциала адаптивной физической культуры и механизмов его освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable potential of adaptive physical education

This article strives to determine the valuable potential of Adaptive Physical Education and its mastering mechanism.

Текст научной работы на тему «Ценностный потенциал адаптивной физической культуры»

ные технологические разработки, а именно использовать контрольно-обучающие технологии: технологию тестовых заданий, модульно-рейтинговую технологию, мультимедиа технологию.

Таким образом, подводя итог представленному в данной статье научно-методическому и научно-исследовательскому материалу, можно констатировать, что внедрение в образовательное пространство предмета «Физическая культура» разработанной модели управления качеством физкультурного образования школьников должно осуществляться на такой содержательной основе, которая будет способствовать непрерывному процессу повышения уровня качества физкультурной образованности обучающихся, а также, эффективному управлению данным процессом.

Библиографический список

1. Грудкина Т. И. Создание системы качества в университете: стратегия, опыт, проблемы // Высшее образование сегодня. - 2008. - №2 5. - С. 54-58.

2. Драндров Г.Л., Никоноров Д.В., Никоно-ров В. Т. Педагогические условия формирования школы мяча у детей 6-7 лет // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы меж-

дунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 277-283.

3. Загвоздкин В.К. Концепция обеспечения и развития образования за рубежом: теоретические основания // Школьные технологии. - 2007. - №2 6. -С. 47-53.

4. Игошина Н.В., Яковлева Е.С., Игошин В.Ю. Социально-педагогические условия процесса отбора девочек 5-6 лет в секцию спортивной гимнастики // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. -С. 132-134.

5. Крылова Н.Б. Образовательная деятельность: разнообразие содержания и форм // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 31-40.

6. Кузнецова Е.Д. Инновационная деятельность в школе: проблемы подготовки учителя физической культуры // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: XII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию образования факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета (28-29 апреля 2009 г.): В 2 т. Т. 2. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. - С. 145-147.

УДК 796

Матвеева Наталья Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент

Ненарокова Ольга Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]

ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Данная статья направлена на определение ценностного потенциала адаптивной физической культуры и механизмов его освоения.

Ключевые слова: ценностный потенциал, адаптивная физическая культуры и спорт, люди с ограниченными возможностями здоровья, потребности, воспитание.

Адаптивная физическая культура является мощным социальным феноменом, средством физической реабилитации и успешной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов - паралим-пийцев и сурдлимпийцев.

Согласно ст. 31 п. 1 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [4] физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта является важным компонентом комплексной реабилитации инвалидов.

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет большие возможности для воз-

действия на психофизическое и социальное развитие. А именно:

- физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья способствует умственному, нравственному, эстетическому, трудовому и другим видам воспитания;

- физическая реабилитация способствует лечению, восстановлению временно утраченных функций у людей с ограниченными возможностями здоровья;

- спортивная деятельность приводит к достижению высоких спортивных результатов, удовлетворению потребности людей с ограниченными возможностями здоровья в максимально возможной самореализации своих способностей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации;

- адаптивная двигательная рекреация позволяет удовлетворить потребности человека с ограниченными возможностями здоровья в отдыхе, актив-

© Матвеева Н.Ю., Ненарокова О.В., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

165

Рис. 1. Потребности и ценности адаптивной физической культуры

ном проведении досуга, получении удовольствия, возможности общения;

- адаптивная физическая культура, применяющая художественно-музыкальные средства активизирует творческое саморазвитие людей с ограниченными возможностями здоровья через движение, музыку, образ и другие средства искусства.

Перечисленные виды адаптивной физической культуры, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый их них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания; с другой, - они тесно взаимосвязаны.

В комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья выбор того или иного вида адаптивной физической культуры во многом зависит от существующих потребностей и мотивационной установки (рис. 1).

Поэтому, прежде чем привлекать к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо изучить их потребности, интересы и мотивы в сфере физической культуры.

Опрос 40 респондентов (из них: 28 юношей и 12 девушек в возрасте от 12 до 31 года), обучающихся (проживающих) в специальных (коррекци-онных) общеобразовательных учреждениях 1-11, ГГГ-ГУ У-УГ вида Костромской области; ГУ «Первомайском детском доме-интернате для умственно отсталых детей» показал следующее:

- люди с ограниченными возможностями здоровья ориентированы на «включение» в активную спортивную жизнь. Так, 87,5% респондентов периодически (или постоянно) участвуют в спортивных мероприятиях; тренируются (90%), хотя опыт

учебно-тренировочной деятельности более 5 лет наблюдается только у некоторых из них (25%);

- инвалидность выступает как стрессовый фактор, который понижает уровень адаптации человека к внешним воздействиям и требует коррекции и (или) компенсирования имеющихся физических, сенсорных нарушений. 84% респондентов отметили, что физическая культура и спорт положительно влияют на их психофизическое развитие; а 67,5% -считают, что заниматься спортом - это модно.

Опрос и наблюдение за воспитанниками специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, спортсменами Романовского реабилитационного Центра инвалидов Костромской области показал, что занятия физической культурой и спортом, в том числе участие в различных спортивно-массовых мероприятиях значимы для них. Однако данное участие зачастую носит эпизодический характер и требует формирования у людей с ограниченными возможностями здоровья устойчивой мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение, которое не ограничивается решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.

При работе с данной категорией людей актуальным является приобщения их к ценностям адаптивной физической культуры, которые тесно связаны с использованием физических упражнений как средства удовлетворения социальных и биологических потребностей людей.

Ценность - это понятие, которое воплощает в себе значимость предметов и явлений социаль-

ной среды для человека и общества. Ценность -это мотив деятельности. Ценность приобретает побудительную силу мотива тогда, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, находить средства их организации, правильного своевременного контроля, оценки и корректирования своих действий. В этой связи ценностный потенциал адаптивной физической культуры и спорта необходимо рассматривать с общественной и личностной позиций и представлять механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждого индивида.

Адаптивная физическая культура - это социально значимое явление, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс развития общества и личности. Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, В.И. Столяров в структуре ценностей выделяют три важнейших компонента: общекультурный, социально-психологический, специфический [2; 3].

Общекультурный компонент ценностей физической культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.

Социально-психологический компонент ценностей адаптивной физической культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в физкультурной деятельности.

Специфический компонент ценностного потенциала адаптивной физической культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда.

Ценности физической культуры можно условно разграничить на интеллектуальные, двигательные, технологические и мобилизационные ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового стиля жизни.

К ценностям двигательного характера относятся лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека.

Под технологическими ценностями физической культуры понимаются различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, то есть все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки.

К мобилизационным ценностям физической культуры относятся: способность к рациональной организации времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение противостоять стрессам. Мобилизационные ценности помогают людям с инвалидностью выжить, когда особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физ-культурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание реабилитационного потенциала человека с инвалидностью [1].

Интенционные ценности определяют уровень значимости адаптивной физической культуры и спорта среди других социальных явлений в данном социуме.

Ценностное отношение личности к адаптивной физической культуре - это сознательное восприятие личностью объекта «адаптивная физическая культура», выражающееся в готовности и способности использовать его ценности в целях самовоспитания и саморазвития.

С изменением взглядов в обществе на людей с ограниченными возможностями и внедрением в образовательную систему государственных программ по интеграции, инклюзии и социализации данной категории людей меняется и целевая направленность физической культуры. Теперь физическая культура рассматривается не только как средство физического развития (биологический аспект), но и как средство формирования физической культуры личности (моральный аспект).

В целом освоение ценностей адаптивной физической культуры возможно только в процессе организации активности человека в физкультурной деятельности. Н.Х. Хайкунов [5] предлагает применять при освоении ценностей физической культуры и спорта инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры в последнее десятилетие.

При освоении ценностей физической культуры мы также как и Н.Х. Хайкунов предлагаем использовать три вида воспитания: физическое, валеоло-гическое и олимпийское.

Физическое воспитание строится на принципах гуманизации, поливариантности и многообразия, гармонизации содержания физкультурно-спортив-ной деятельности. В основе физического воспитания выступает деятельностный подход, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.

Он предлагает в физическое воспитание включать три направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

167

Социально-психологическое воспитание направлено на формирование здорового образа жизни. При этом положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.

Интеллектуальное воспитание предполагает формирование у человека с ограниченными возможностями здоровья комплекса теоретических знаний из смежных наук.

Двигательное воспитание направлено на формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.

Инновационный подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокого уровня профессиональной подготовки специалистов, обновления методической документации, обеспечивающих процесс нововведений.

В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.

Проведенный нами опрос воспитанников кор-рекционных образовательных учреждений показал, что для большинства из них здоровье является базовой ценностью. Однако лишь малая часть из них целенаправленно занимается его сохранением и укреплением.

Валеологическое воспитание основываются на принципах: системно-ценностный подход, лично-стно-ориентированный подход, образовательный подход.

Олимпизм - социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. В содержании олимпийс-

кого воспитания приоритетным является освоение ценностей физической культуры с познанием их исторического и гуманистического потенциала.

В преддверии Олимпиады и Паралимпиады в Сочи-2014 в учреждениях образования г. Костромы активными спортсменами-паралимпийцами и участниками эстафеты «Олимпийского огня» были проведены творческие встречи, на которых рассказывалось о достижениях спортсменов, символике и принципах олимпизма. Данное мероприятие вызвало большой интерес у всех участников.

В олимпийском воспитании важно не только давать теоретические знания об исторических фактах, олимпийских рекордах, но и активно вовлекать людей с ограниченными возможностями здоровья в спортивную деятельность, развивать у них стремление к достижению собственных спортивных рекордов и, в первую очередь, к победе над собой.

Проведенный в статье анализ ценностного потенциала адаптивной физической культуры и спорта и путей его освоения обществом и личностью позволит получить представление о разных направлениях и подходах, которые формируются в современной теории и практике физической культуры.

Библиографический список

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 5. -С. 2-7.

2. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 4. - С. 2-6.

3. ЛубышеваЛ.И., Филимонова С.И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 2-6.

4. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

5. Хакунов Н.Х. Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 6 (52). - С. 84-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.