Научная статья на тему 'Сущностные характеристики олимпийской культуры младших школьников'

Сущностные характеристики олимпийской культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошман Михаил Григорьевич

В статье рассматриваются структура и содержание олимпийской культуры младших школьников. Раскрыты еѐ основные компоненты. Выявлены еѐ функции и уровни сформированности. Определены критерии и показатели, позволяющие осуществить еѐ диагностику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the structure and the maintenance of the Olympic culture of junior schoolchildren are considered. Its basic components are opened. Its functions and formation levels are revealed. Criteria and indicators allowing the realization of its diagnostics are defined.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики олимпийской культуры младших школьников»

40

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 796 - 057.8:378

М. Г. Кошман

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЛИМПИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются структура и содержание олимпийской культуры младших школьников. Раскрыты её основные компоненты. Выявлены её функции и уровни сформированности. Определены критерии и показатели, позволяющие осуществить её диагностику.

Введение

Повышение эффективности физического воспитания подрастающего поколения -важнейшая задача современной социально-образовательной системы. Попытки ее решения (фрагментарные и фундаментальные) предпринимались неоднократно как в нашей стране, так и за рубежом. Ведущими теоретико-методологическими разработками в области педагогики физической культуры, физкультурного пространства, теории и методики физического воспитания, олимпийского образования являются концептуальные положения физического воспитания (Б. А. Ашмарин, А. А. Гужаловский, В. Н. Кряж, Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов и др.); теоретикометодологические положения развития олимпийского образования в Республике Беларусь (М. Е. Кобринский, Б. В. Пальчевский, Н. А. Масюкова и др.); теоретико-методические основы оздоровления школьников, проживающих в эколого-неблагоприятных условиях, средствами физической культуры (В. А. Медведев, В. А. Коледа); концептуальные основы спортизации физического воспитания школьников (Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич); теоретико-методические положения игровой деятельности учащихся в начальной школе (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Б. А. Эльконин и др.); теоретические и методологические положения использования технологического подхода в образовательном процессе (Б. В. Пальчевский, Н. А. Масюкова, Г. К. Селевко, В. П. Беспалько и др.).

Среди них в генезисе и развитии можно отметить следующие целевые и стратегические направления: жизнедеятельностное повседневное физическое воспитание, военизированное физическое воспитание, аристократическое (буржуазное) физическое воспитание, пролетарская физическая культура (рабочих и крестьян), нормативный подход, образовательный, культурологический, валеологический, проектно -программный подход, ЗОЖ, гуманизация, спортизация, внедрение модели олимпийского образования и мн. др. Однако добиться серьезных, фундаментальных результатов в решении этой проблемы практически не получилось ни в одной стране мира. Не принесли ощутимого результата и фундаментальные проекты модернизации физического воспитания учащихся в США, Великобритании, Германии и в других странах. Все это связано, на наш взгляд, с ситуативно-феноменологическим подходом к рассмотрению и выявлению сущности физического воспитания и недостаточной направленностью познавательных усилий на выявление онтологических характеристик данного социокультурного явления в обществе [1]—[6].

В ряде исследований установлено, что за 150-летнюю историю физического воспитания в мире не произошло каких-либо заметных изменений в уровне физической подготовленности детского населения. Все это говорит о том, что необходим анализ онтологических оснований физической культуры личности и общества в социокультурной динамике. Полученные результаты могут служить основанием для развития онтологических представлений о духовно-физическом (одухотворенном телесном) в гуманитаристике [1]—[3], [6].

Отметим, что состояние культуры и стиля жизнедеятельности (образа жизни) населения, уровень национальной физической культуры (спорт для всех) в нашей стране не в полной мере соответствует потребностям государства и общества в силу различных причин и обстоятельств. Огромный креативный потенциал спорта, олимпийского движения практически не используется для формирования физического и нравственного здоровья, роста уровня культуры

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

41

профессиональной деятельности и жизнедеятельности, достижения социальной и межнациональной гармонии и толерантности всех слоев населения нашей страны.

Известно, что методика преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе, основанная на базе спорта, была разработана Дарролом Сидентопом и называется «Спорт Эд» (спортивное образование). Термин «спортивное образование» означает методику и технологию преподавания предмета «Физическая культура» с ориентацией на культуру спорта, олимпийское образование. Данная методика получила очень широкое распространение в Новой Зеландии и Австралии и успешно применяется в Англии и США. Цель спортивного образования заключается в формировании компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности [3], [6].

По мнению авторов данного методологического подхода В. К. Бальсевича и Л. И. Лубышевой, основная идея спортивно ориентированной формы организации физического воспитания учащихся общеобразовательной школы состоит в поиске организационно -методического разрешения выявленного противоречия между имеющимися реальными, отработанными в спортивной практике формами и методами целенаправленного преобразования физического потенциала подростка и взрослого человека и отсутствие таковых в практике физического воспитания школьников. Теоретический фундамент спортизированного физического воспитания составляют следующие принципы: конверсия, гармоничность развития личности обучающегося, активное формирование здоровья, накопление потенциала социальной активности и толерантности, свобода выбора. Среди различных видов спорта наиболее существенное значение в деле социализации подрастающего поколения имеет олимпийский спорт [1]-[3], [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Решение проблемы, по-видимому, заключается не только в пропаганде олимпийских ценностей и идеалов среди детей и молодежи, в распространении олимпийских знаний, но и в широкомасштабном развитии олимпийского спорта в нашей стране. Осуществляя целенаправленное формирование олимпийской культуры школьников, следует учитывать комплексность педагогического процесса олимпийского образования, состоящего из проведения теоретических занятий по истории и теории олимпизма, освоения учащимися двигательных умений и навыков, активного включения школьников в занятия физическими упражнениями и спортом. Необходимо выработать стратегию преимущественного и беспрепятственного продвижения олимпийских видов спорта на рынке физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых детям и молодежи. В основу такого предложения должна быть положена конкурентоспособность услуг олимпийского спорта, выражающаяся в их доступности для детей и подростков из семей с разным материальным и социальным положением, а также в большой привлекательности для юного потребителя. Кроме того, политика формирования олимпийской ментальности современного социума должна заключаться в выработке положительного общественного мнения к олимпийскому движению и образованию. В занятиях с учащимися необходимо обращать внимание на преимущества и достоинства олимпийского спорта, его социальную значимость и убедительно разъяснять социальную опасность видов спорта и спортивных шоу, связанных с проявлением антигуманизма. По мнению ряда авторов [1]-[6], олимпийское образование должно быть признано приоритетным направлением в процессе формирования олимпийской культуры детей и молодежи в стране и изучаться в качестве специальной дисциплины во всех учебных заведениях.

Новые подходы к организации и осуществлению олимпийского образования, приоритет воспитания над обучением, мета-предметный характер образовательного процесса, т. е. введение культурологических элементов олимпизма в уже существующие учебные дисциплины в целях сокращения целостности складывающейся у учащихся спортивной картины мира стимулируют развитие его содержания и социокультурных форм реализации в учебном процессе. Кроме этого, следует обращать внимание на усиление эмоциональной компоненты в восприятии мира растущим человеком через шкалу ценностей олимпийской культуры.

Олимпийская культура младших школьников - это часть общей физической культуры личности, специфика которой заключается в мере и способе приобщения учащихся к олимпийским ценностям. Нами были выделены следующие компоненты олимпийской культуры младших школьников: потребностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-ценностный, личностно-телесный, деятельностно-поведенческий и рефлексивный.

42

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Потребностно-мотивационный компонент характеризуется внешними и внутренними потребностями и мотивами учащихся, связанными с олимпийскими видами спорта и олимпийским движением. Данный компонент отражает направленность мотивов и целей учащихся на освоение, приобщение и трансляцию олимпийских ценностей.

Когнитивный компонент представлен системой научных и практических знаний учащихся начальной школы об олимпийском движении, олимпийских играх и олимпийских видах спорта. Данная система представлена следующими видами олимпийских знаний: исторические, теоретические, практико-методические знания.

Эмоционально-ценностный компонент является одним из основных компонентов олимпийской культуры учащихся. Он представлен следующими олимпийскими ценностями: гуманизм; духовно-нравственная ответственность; познание; общение; жизнь; мир; честная игра; быстрее, выше, сильнее; духовное и физическое совершенство, физкультурное развитие, рефлексия.

Личностно-телесный компонент отражает спортивно-олимпийскую направленность личности, физкультурно-спортивные способности, психофизическое здоровье, спортивный характер, волевые качества, телосложение, физической развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние организма учащихся.

Деятельностно-поведенческий компонент олимпийской культуры учащихся начальной школы отражает практическую физкультурно-спортивную деятельность младших школьников в различных формах организации физического воспитания (урочные, внеклассные занятия спортом и внешкольные занятия в спортивных школах). Он представлен следующими способами физкультурно-спортивной деятельности: умение одевать, носить спортивную форму и аккуратно обращаться с ней; владеть инструкторскими и судейскими навыками в спорте, в олимпийском спорте; умение правильно и самостоятельно выполнять естественные физические упражнения; вести здоровый образ жизни; осуществлять двигательные умения и навыки, составляющие основу техники изучаемых видов спорта; владеть базовой техникой избранного вида олимпийского спорта; умение самостоятельно заниматься физической культурой и избранным видом олимпийского спорта; умение общаться, пропагандировать, распространять, транслировать олимпийские ценности в детско-взрослой общности. Олимпийское поведение учащихся заключается в положительном отношении к идеалам олимпийского движения, в активном участии в олимпийском движении, в физкультурно-спортивной деятельности, в осуществлении спортивно-олимпийского стиля жизнедеятельности, в приобщении и трансляции олимпийских ценностей в социокультурных ситуациях. Физкультурно-спортивная деятельность, спортивное поведение учащихся в ситуациях повседневности являются конкретным выражением олимпийской культуры личности.

Рефлексивный компонент - один из важнейших в олимпийской культуре, поскольку от него зависит осуществление и развитие физкультурно-спортивной деятельности. Рефлексивная мыследеятельность учащихся постоянно сопровождает и способствует развитию физкультурноспортивной деятельности. В ходе осуществления её учащиеся анализируют достоинства и недостатки в занятиях избранным видом спорта и осуществляют целенаправленное собственное физкультурно-спортивное развитие. Данный компонент характеризуется следующими способами рефлексивной деятельности: владеть физкультурно-спортивным тезаурусом; уметь осуществлять анализ и синтез в области олимпизма; уметь выявлять достоинства и недостатки в физкультурноспортивной деятельности; уметь осуществлять коррекцию и развитие своей физкультурноспортивной деятельности; уметь осуществлять коллективную мыследеятельность в спорте.

Компоненты олимпийской культуры личности тесно связаны между собой и образуют целостность, что является необходимым условием ее развития и проявления в жизнедеятельности учащихся. Это позволяет осуществлять системогенез между спортивным мышлением и физкультурно-спортивной деятельностью. Олимпийская культура младших школьников характеризуется следующими функциями: спортивно-ориентационная, валеологическая,

познавательная, коммуникативная, миротворческая, нравственно-этическая и развивающая. Спортивно-ориентационная функция состоит в том, что олимпийская культура способствует осознанию и развитию мотивационной сферы учащихся в приобщении к спорту, особенно

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

43

к олимпийским видам спорта, культивируемым в нашей стране. Она также отражает активное участие учащихся в физкультурно-спортивной деятельности, стимулирует их к реализации своего творческого потенциала в сфере олимпийского спорта. Валеологическая функция заключается в том, что олимпийская культура постулирует здоровьесберегающую и здоровьесозидающую деятельность учащихся на занятиях учащимися спортом. Познавательная функция заключается в осуществлении физкультурно-спортивной деятельности на современной научно-методической основе в области физической культуры и спорта. Младшие школьники приобретают систему физкультурных, спортивных, олимпийских знаний естественно-научного и гуманитарного характера. Особую роль в этой системе играют исторические знания о зарождении и развитии древних и современных олимпийских игр, об участии белорусских спортсменов в олимпийских играх. Данная функция реализуется в активной самообразовательной деятельности учащихся в олимпийской сфере. Коммуникативная функция заключается в осуществлении учащимися социокультурного и спортивно-олимпийского общения в спортивном пространстве, особенно в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Миротворческая функция состоит в том, что исторически олимпийские игры способствовали прекращению войн и устанавливали мирное сосуществование людей хотя бы на непродолжительное время. В соответствии с этим олимпийская культура личности утверждает ценности мира и честной борьбы как в спорте, так и в повседневной жизнедеятельности учащихся. Нравственно-этическая функция заключается в реализации общечеловеческих ценностей и культурных норм деятельности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Развивающая функция состоит в том, что олимпийская культура постоянно изменяется под влиянием социокультурных факторов. Характер развития является культурно обусловленным, искусственным и управляемым. Здесь реализуется развивающая физкультурно-спортивная деятельность учащихся на основе рефлексии. Рефлексия результатов спортивной деятельности позволяет учащимся разрабатывать акмеологические программы самосовершенствования в сфере олимпийского спорта для достижения более высокого уровня личной олимпийской культуры.

С целью определения уровня развития олимпийской культуры учащихся необходимо использовать специальную критериальную базу. Термин «критерий» обозначает признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, т. е. мерило для оценки чего-либо. На основании сущности основных структурных компонентов экологической культуры старшеклассников нами были выделены критерии и характеризующие их показатели, которые представлены в таблице.

Таблица - Критерии и показатели олимпийской культуры младших школьников

Компоненты олимпийской культуры Критерии Показатели

Потребностно- Сформированность - потребность в познании, сохранении и присвоении олимпийских

мотивационный потребностей и ценностей;

мотивов в области - интерес к физической культуре, олимпийскому движению;

олимпизма - осознание важности и значения олимпийского спорта в обществе; - направленность личности учащихся на занятие олимпийскими видами спорта

Когнитивный Наличие - качество олимпийских знаний;

олимпийских - системный и процессуальный уровень олимпийских знаний;

знаний - практическое применение олимпийских знаний на занятиях олимпийскими видами спорта; - использование различных возможностей для расширения эрудиции, проявление высокого познавательного интереса к олимпизму; - пропаганда олимпийских знаний среди школьников и взрослых; - осознанность, глубина и прочность олимпийских знаний

44

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Продолжение таблицы

Эмоционально- ценностный Наличие олимпийских ценностей - осознание олимпийских ценностей; - переживание олимпийских проблем; - чувственно-эмоциональное отношение к олимпийским проблемам; - готовность взять на себя ответственность за развитие олимпийского движения

Личностно- телесный Уровень физического совершенства - уровень физического развития; - уровень физической подготовленности; - уровень функционального состояния школьников; - уровень психофизического здоровья

Деятельно стно -поведенческий Сформированность способов физкультурно- спортивной деятельности - умение одевать, носить спортивную форму и аккуратно относиться к ней; - умение выполнять инструкторские и судейские навыки; - умение правильно и самостоятельно выполнять естественные физические упражнения; - умение вести здоровый образ жизни; - умение осуществлять двигательные умения и навыки; - умение самостоятельно заниматься физической культурой и спортом

Рефлексивный Сформированность рефлексивной деятельности - владеть способами анализа и синтеза в области олимпизма; - уметь выявлять достоинства и недостатки в физкультурноспортивной деятельности; - уметь осуществлять коррекцию и развитие своей физкультурноспортивной деятельности

Олимпийская культура личности учащихся имеет разные уровни сформированное™. Мы выделяем три основных уровня сформированности олимпийской культуры личности учащихся низкий, средний и высокий. Кратко охарактеризуем каждый из этих уровней.

Низкий уровень. Это начальный уровень олимпийской культуры учащихся, характеризующийся наличием традиционных олимпийских ценностей, который имеет стихийно-эмпирический характер. Здесь практически отсутствуют адекватные, культурные способы физкультурноспортивного мышления и деятельности. В основном младшие школьники копируют и осуществляют физкультурно-спортивную деятельность по образцу. Олимпийская культурная традиция в спортивной деятельности является фрагментарной, и она отсутствует в спортивной практике.

Средний уровень. Он характеризуется наличием у учащихся младших классов культурных норм всех компонентов олимпийской культуры (потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-ценностного, личностно-телесного, деятельностно-поведенческого и рефлексивного) в соответствии с существующей спортивной практикой. Учащиеся имеют современные олимпийские знания, умения и навыки. В процессе внеклассной и внешкольной спортивной деятельности занимаются одним из олимпийских видов спорта.

Высокий уровень. Данный уровень характеризуется способностями младших школьников постоянно совершенствоваться в избранном олимпийском виде спорта. Они могут рефлексировать культурную олимпийскую традицию. Этот уровень предполагает соответствующую степень сформированности ценностных, социально значимых характеристик физкультурно-спортивной и олимпийской активности учащихся. Учащиеся имеет прочную, современную систему олимпийских знаний, которая выходит за рамки учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье». Они активно и продуктивно сами занимаются избранным олимпийским видом спорта, а также к таким занятиям привлекают своих друзей и сверстников.

В духе отечественных просветительских традиций в качестве инновационной формы олимпийского образования с полным правом может выступать игровая деятельность учащихся начальных классов в интегрированном образовательно-культурологическом процессе физического воспитания, направленного на формирование олимпийской культуры младших школьников [1]—[6].

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

45

Выводы

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- олимпийская культура младших школьников является новым направлением в системе физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в начальной школе;

- под олимпийской культурой младших школьников понимается часть общей физической культуры личности, специфика которой заключается в мере и способе приобщения учащихся к олимпийским ценностям;

- структурными компонентами олимпийской культуры младших школьников являются потребностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-ценностный, личностно-телесный, деятельностно-поведенческий и рефлексивный;

- олимпийская культура младших школьников характеризуется следующими функциями: спортивно-ориентационная, валеологическая, познавательная, коммуникативная, миротворческая, нравственно-этическая и развивающая;

- основными критериями олимпийской культуры выступают: сформированность потребностей и мотивов в области олимпизма, наличие олимпийских знаний, олимпийских ценностей, уровень физического совершенства, сформированность способов физкультурно-спортивной и рефлексивной деятельности;

- олимпийская культура младших школьников имеет три уровня сформированности: низкий, средний и высокий;

- реализация игровой деятельности в физкультурной образовательной практике младших школьников позволит, на наш взгляд, существенно повысить уровень их олимпийской культуры.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В. К. Бальсевич // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 26-32.

2. Бальсевич, В. К. Концепция информационно-образовательной кампании по развитию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 1. - С. 11-17.

3. Бальсевич, В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный

и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.

4. Кряж, В. Н. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов / В. Н. Кряж, Е. Н. Ворсин, А. А. Гужаловский. - Минск : НМУ «НИО» , 1991. - 52 с.

5. Кряж, В. Н. Гуманизация физического воспитания / В. Н. Кряж, З. С. Кряж. - Минск : НМУ «НИО», 2001. - 180 с.

6. Лубышева, Л. И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. - С. 2-6.

Summary

In the article the structure and the maintenance of the Olympic culture of junior schoolchildren are considered. Its basic components are opened. Its functions and formation levels are revealed. Criteria and indicators allowing the realization of its diagnostics are defined.

Поступила в редакцию 14.09.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.