Научная статья на тему 'Основные подходы и концепции модернизации физического воспитания школьников'

Основные подходы и концепции модернизации физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2407
585
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ / PHYSICAL EDUCATION / THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION / MODERNIZATION / INNOVATIONS IN PHYSICAL EDUCATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы и концепции модернизации физического воспитания школьников»

Ю. Ф. Курамшин

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ1

Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Введение. В настоящее время российское общество предъявляет новые требования к системе физического воспитания школьников, главным из которых является выпуск из общеобразовательных учреждений здоровых, всесторонне физически развитых граждан. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность.

Становятся привычными данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физического развития и физической подготовленности, кризисном состоянии общего физкультурного образования. У школьников наблюдается рост вредных привычек (курение, алкоголизм, употребление наркотических веществ).

По данным главного педиатра Российской Федерации, академика РАМН, профессора Александра Баранова, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34 %, а детей в возрасте 1517 лет - на 65 %. По словам Баранова, уровень физического развития детей постоянно снижается. Так, в настоящее время лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. К 15-17 годам до 70 % школьников страдают хроническими заболеваниями. «Свыше 30 % детей имеют отклонения в физическом развитии, - отмечает Александр Баранов. - За последние 15 лет эта цифра постоянно увеличивается...». Хронические патологии нарушения здоровья обнаружены у 30% школьников средних и старших классов (http://www.rylov.ru/baranov). Это свидетельствует о непродуманной методологии физического воспитания в школе (Шулико Ю.А., Схаляхо Ю.М., Тихонова И.В., 2009).

1Kuramshin J.F. Basic approaches and concepts of modernization of physical education of schoolchildren.

Более 30 % юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. Сокращается количество граждан, годных к военной службе. Увеличивается количество освобожденных от призыва на военную службу в связи с диагностированием у них алкоголизма. Резко прогрессируют болезни сердечнососудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием (Бальсевич В.К., 2006; Лубышева Л.И., 2006).

Существенным фактором, ухудшающим состояние здоровья школьников, является низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников - 7585%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18 %) компенсируют дефицит движений, чего явно не достаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

И в нашей стране, и в других странах за последние 20 лет увеличилось число публикаций, в которых отражаются попытки модернизации физического воспитания школьников в современных условиях. Предлагаются разнообразные подходы к содержанию, построению и организации физического воспитания школьников. В связи с этим представляется весьма актуальным проанализировать и ознакомить специалистов по физической культуре с этими подходами.

Цель данной работы - рассмотреть наиболее распространенные концепции модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах.

Методы исследования: 1) анализ и обобщение публикаций отечественных и зарубежных специалистов; 2) сравнение наиболее отличительных черт этих концепций.

Результаты исследования и их обсуждение. В поисках путей повышения эффективности физического воспитания в общеобразовательных школах некоторые авторы отдают предпочтение усилению спортизированного физического воспитания (Бальсевич В.К., 1988, 2004, 2006; Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., 2003). Во главу углубленного содержания образования по физической культуре в школе авторы ставят тренировочную направленность развития физического потенциала учащихся. По их мнению, в основу учебных занятий в школе должна быть положена система тренировки. Они считают, что высокий уровень физической подготовленности можно приобрести только путем тренировки. Данная концепция создает предпосылки для вовлечения учащихся в мир спорта, возможности достижения максимальных вершин, позволяет вывести образова-

тельный процесс на новый уровень формирования качеств личности школьников, предполагающий постепенное преобразование урока физической культуры в урок спортивной культуры.

Однако идея организации учебных занятий по физическому воспитанию в форме спортизации физического воспитания имеет своих сторонников и противников. В частности, говорится о том, что ранняя физкультурная специализация учащихся, предусмотренная в спортивно-организованном физическом воспитании, не способствует освоению школьниками в полном объеме основных разделов учебного материала по предмету «Физическая культура» и не содействует всестороннему и гармоничному физическому развитию детей.

Г.Ф. Шитикова (2000), опираясь на идеи П.Ф. Лесгафта, утверждает, что главной направленностью физического воспитания, особенно в младших классах, должно быть общее физкультурное образование. Основу его содержания составляет обучение знаниям, основам техники двигательных действий, спортивной, рекреативной двигательной деятельности, психофизической самореабилитации, повышение удельного веса интеллектуальных проявления в двигательной деятельности.

В.П. Лукьяненко (2002) полагает, что перевод акцента с физической подготовки на физкультурное образование может способствовать и улучшению физической подготовленности учащихся, но с более устойчивым результатом, так как в его основе будут находиться побудительные мотивы, опирающиеся на физкультурную образованность, стремление к физическому и духовному самосовершенствованию.

Другие авторы (Кофман Л.Б., 1998; Ким С.В., 2006) придерживаются иной позиции. Одним из направлений повышения эффективности физического воспитания в учебных заведениях они видят смещение акцентов с физической подготовки, телесного развития на формирование культуры здоровья, воспитание привычек здорового образа жизни средствами и методами физической культуры.

И.В. Манжелей (2005) полагает, что первостепенным в модернизации физкультурного образования должно быть формирование физкультурно-спортивной среды учебного заведения и актуализация его педагогического потенциала, направленного на становление физкультурного стиля жизни учащихся. Автором впервые классифицированы четыре типа физкультурно-спортивного стиля жизни личности: оперантно-алгоритмический (носитель);

викарно-реконструктивный (потребитель); локально-эвристический (созидатель); системно-поисковый (сценарист). Суть данной концепции состоит в дополнении теории физической культуры идеей физического воспитания, основанной на особом понимании воспитания как взаимодействия личности с физ-культурно-спортивной средой, личности как субъекта среды, результатом созидающей деятельности которого является преобразование среды и собственной индивидуальности.

Кроме них можно выделить спартианскую концепцию физкультурно-спортивного образования (Столяров В.И., 1997).

Имеются и другие подходы, в которых предлагается концепция личност-но ориентированного физического воспитания (Барбашов С.В., 2000; Соллогуб С.А., 2003). Ключевое значение в этой концепции имеет развитие личности, воспитание у нее характера, дисциплины, силы духа, а также общественное и эстетическое воспитание.

Предлагаются индивидуально-дифференцированные концепции физического воспитания с учетом пола, типа нервной системы, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, специфики региона (Ермаков В.А., 1996; Короткова Е.А., 2000;Воробьева Н.А, 2003; Курочкин С.В., 2004; Филиппов С.С., Жгутова В.В., 2004; Матвеева А.В. 2008; Абольянина С.Г., 2009; Тиюнай-тис М.Н., 2010).

На наш взгляд, сегодня трудно однозначно сказать, какая из концепций является прогрессивной, наиболее эффективной в практике физического воспитания. Несмотря на то, что они отличаются друг от друга, в них присутствуют и общие черты. Главная задача специалистов состоит в том, чтобы объединить присущие этим концепциям основополагающие признаки в единое целое и на основе этого установить, насколько та или иная концепция физического воспитания позволит выполнить минимальные требования государственного образовательного стандарта по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе.

Литература:

1. Абольянина, С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности : дис. ... канд. пед. наук / Абольянина Светлана Геннадьевна. - Хабаровск, 2009. - 173 с.

2. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Тео-

рия и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.

3. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физ. культуры и спорта, 2006. - 111 с.

4. Бальсевич, В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 26-32.

5. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с. : ил.

6. Барбашов, С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Барбашов С.В. - Омск, 2000. - 48 с.

7. Воробьева, Н.А. Управление дифференцированным физическим воспитанием детей младшего школьного возраста с разным уровнем физической подготовленности : дис. ... канд. пед. наук / Воробьева Наталья Александровна. -Смоленск, 2003. - 166 с.

8. Главный педиатр России рассказал о состоянии здоровья школьников [Электронный ресурс] // http: //www. rylov. ru/baranov. - Дата обращения 21.10.2013.

9. Ермаков, В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ермаков В.А. - М., 1996. - 40 с.

10.Ким, С.В. Валеолого-педагогическое обеспечение физкультурного образования в современной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ким С.В. -СПб., 2006. - 48 с.

11.Короткова, Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования школьников : дис. ... д-ра пед. наук / Короткова Елена Анатольевна. -Омск, 2000. - 239 с.

12.Кофман, Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкуль-турно-спортивной деятельности детей и молодежи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук в орме науч. докл. / Кофман Л.Б. - М., 1998. - 72 с.

13.Курочкин, С.В. Дифференцированный подход к физическому воспитанию школьников (на примере северных районов Амурской области) : дис. ... канд. пед. наук / Курочкин Сергей Викторович. - Хабаровск, 2004. - 171 с.

14.Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - М. :

Теория и практика физ. культуры и спорта, 2006. - 173 с.

15.Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция развития общего среднего физкультурного образования в России / В.П. Лукьяненко ; М-во образования Рос. Федерации, Ставропольский гос. ун-т. - Ставрополь : [б.и.], 2002. - 311 с.

16.Манжелей, И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультур-но-спортивной среды : автореф. дис. ...д-ра пед. наук / Манжелей И.В. ; Тюменский гос. ун-т. - Тюмень, 2005. - 47 с.

17.Матвеева, А.В. Формирование физической культуры личности детей старшего дошкольного возраста с учетом их половых различий : дис. ... канд пед. наук / Матвеева Александра Викторовна. - СПб., 2008. - 250 с.

18.Соллогуб, С.А. Личностно ориентированное физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами комплексной диагностики : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Соллогуб С.А. - Смоленск, 2003. - 133 с.

19.Столяров, В.И. «»Неклассическая» (гуманистическая) теория, программа и модель детско-юношеского спорта // Спорт, духовные ценности, культура. Детский спорт (концепции, программы, технологии). - М. : Гуманитар. Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. - С. 17-130.

20.Тиюнайтис, М.Н. Физическое воспитание учащихся младших классов на основе дифференцированного подхода : дис. ... канд. пед. наук / Тиюнайтис Мария Николаевна. - Волгоград, 2010. - 210 с.

21.Филиппов, С.С. Муниципальная система физической культуры школьников: организационно-педагогические условия формирования : монография / С.С. Филиппов, В.В. Жгутова. - М. : Советский спорт, 2004. - 184 с.

22.Шитикова, Г.Ф. Теоретические и методические основы начального физкультурного образования детей : автореф. дис. .д-ра пед. нау в виде науч. докл. / Шитикова Г.Ф. - СПб., 2000. - 58 с.

23.Шулико, Ю.А. Диалектика физической культуры и спорта как проблема здоровья нации / Ю.А. Шулико, Ю.М. Схаляхо, И.В. Тихонова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - № 4. - С. 96-101.

Ключевые слова: физическое воспитание школьников, система физического воспитания, модернизация, физкультурное образование, инновации в физическом воспитании.

Key words: physical education, the system of physical education, modernization, in-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.