Научная статья на тему 'Методика количественной оценки уровня физической культуры учащихся 7-10 лет прогимназии'

Методика количественной оценки уровня физической культуры учащихся 7-10 лет прогимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ 7-10 ЛЕТ / ПРОГИМНАЗИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / 7-10 AGED PUPILS / PROGYMNASIUM / PHYSICAL EDUCATION / QUALITATIVE EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышенко Константин Юрьевич

В статье представлены результаты многолетних научных исследований по проблеме процесса формализации научно-методических подходов к оценке уровня развития индивидуальной физической культуры школьников 7-10 лет, обучающихся в прогимназиях с повышенной сложностью образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышенко Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Qualitative Evaluation of Physical Education of 7-10 aged Pupils Studying AT a Progymnasium

The results of many years scientific investigations concerning the problem of the formal scientific methodical approach to the evaluation of the development of individual physical education for 7-10 aged pupils are presented in the paper. These pupils study at the progymnasium with the use of the complex educational programs.

Текст научной работы на тему «Методика количественной оценки уровня физической культуры учащихся 7-10 лет прогимназии»

УДК 373.103.71 ББК 74.200.55 Ч 49

К.Ю. Чернышенко

Аспирант кафедры дошкольного воспитания Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: romanistabox@mailru

МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ ПРОГИМНАЗИИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлены результаты многолетних научных исследований по проблеме процесса формализации научно-методических подходов к оценке уровня развития индивидуальной физической культуры школьников 7-10 лет, обучающихся в прогимназиях с повышенной сложностью образовательных программ.

Ключевые слова: учащиеся 7-10 лет, прогимназия, физическая культура, количественная

оценка.

METHODS OF QUALITATIVE EVALUATION OF PHYSICAL EDUCATION OF 7-10 AGED PUPILS

STUDYING AT A PROGYMNASIUM

K.Yu. Chernyshenko

Post-graduate student of Preschool Education Department of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, E-mail: romanistabox@mail ru

Abstract. The results of many years’ scientific investigations concerning the problem of the formal scientific - methodical approach to the evaluation of the development of individual physical education for 710 aged pupils are presented in the paper. These pupils study at the progymnasium with the use of the complex educational programs.

Keywords: 7-10 aged pupils, progymnasium, physical education, qualitative evaluation.

В ходе многолетних исследований разработана методика повышения уровня физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпийского движения, базирующаяся на фундаментальных положениях, сформулированных В.К. Бальсевичем [1], Л.И. Лубышевой [2], В.А. Баландиным [3], К.Д. Чермитом [4], обосновывающих необходимость решения трех групп взаимосвязанных задач: интеллектуальных, социально-психологических (мотивационно-потребностных) и собственно биологических. На этой же методологической основе также были обоснованы подходы к количественной трехуровневой оценке физической культуры детей 7-10 лет.

Первый уровень заключается в оценивании развития отдельных личностных характеристик детей, дифференцированном по половозрастному принципу. Для этого используются пропорциональные шкалы относительной оценки уровня развития отдельных физических качеств, функциональных показателей эмоционально-волевых качеств детей. Знания учащихся по общим проблемам физкультурно-спортивной деятельности и олимпийской тематике оцениваются на основе теоретического тестирования.

Второй уровень предполагает расчет интегральных показателей развития отдельных компонентов, входящих в структуру личной физической культуры младших школьников, на основе расчета дифференцированных в половозрастном аспекте интегральных показателей. Интегральные показатели физической подготовленности, функционального развития, эмоционально-волевых качеств определяются как сумма баллов за результаты, показанные детьми в отдельных тестовых заданиях. Интегральная оценка теоретической подготовленности формируется на основе суммирования баллов детей за ответы на тестовые вопросы. Алгоритм составления оценок учащихся, характеризующих уровень сформированности у них мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, можно представить в виде последовательного выполнения следующих организационно-методических мероприятий:

- опрос учащихся с целью выявления мотивов к физкультурным занятиям;

- ранжирование экспертами мотивов детей по уровню их значимости;

- нахождение средневзвешенной величины рангового места мотивов к физкультурным занятиям по мнению экспертов;

- расчет относительной оценки отдельных мотивов на основе определения баллов, пропорциональных значениям средневзвешенной величины рангового места мотивов к физкультурным занятиям по мнению

экспертов;

- перевод индивидуальных мотивов учащихся в балльную оценку, дифференцированную в половозрастном аспекте;

- нахождение средних значений и стандартных отклонений балльной оценки отдельных мотивов;

- расчет значений уровней развития мотивации детей к физкультурным занятиям на основе статистического метода с использованием средних значений и стандартных отклонений.

Для определения степени развития интегральных характеристик сформированности отдельных компонентов личной физической культуры предлагается ориентироваться на данные, представленные в таблице№1. Значения интегральных показателей рассчитаны на основе метода средних значений и стандартных отклонений.

Третий уровень контрольно-учетных мероприятий предполагает количественную оценку общего состояния личной физической культуры детей, также дифференцированную по половозрастному признаку и рассчитанную на основе суммирования значений интегральных показателей физической и теоретической подготовленности, функционального развития, эмоционально-волевых качеств и мотивации к физкультурноспортивной деятельности. При этом необходимо ориентироваться на таблицу №1, в которой представлены значения пяти уровней: высокого, выше среднего, среднего, ниже среднего, низкого.

По нашему мнению, очевидными достоинствами представленного подхода является простота расчета значений уровня физической культуры конкретного школьника и логичность в контексте объединения в итоговой оценке параметров развития интеллектуального, социально-психологического и собственно биологического компонентов физкультурной составляющей личности ребенка. Вместе с тем результаты проведенных исследований указывают на следующие аспекты, требующие дальнейшего уточнения и проработки:

1. При оценке развития отдельных компонентов физической культуры учащихся исследователю приходится ориентироваться на данные об интеллектуальной подготовленности школьников, полученные по результатам их тестирования по контрольным вопросам, разработанным разными педагогами, в связи с отсутствием в настоящее время официально утвержденных программ олимпийских знаний.

2. В ходе определения уровня сформированности социально-психологического (мотивационного) компонента физической культуры также учитывается средневзвешенная величина рангового места мотивов, рассчитанная по итогам опроса экспертов, уровень квалификации которых в различных российских регионах может быть различным.

3. Рассматривая состав параметров, входящих в собственно биологический компонент, необходимо отметить его явную лабильность в зависимости от поставленных педагогами задач.

Уровни сформированности компонентов и общей физической культуры детей 7-10 лет (балл)

Таблица №1.

№ п/п

1

2

3

4

Показатели В ( ер ) ч Пол Уровни

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

Суммарный показатель физической 7 М <29,2 29,3-36,7 36,8-51,8 51,9-59,3 >59,4

подготовленности Д <23,4 23,5-30,3 30,4-44,2 44,3-51,1 >51,2

8 М <38,6 38,7-46,3 46,4-61,8 61,9-69,5 >69,6

Д <32,3 32,4-39,7 39,8-54,6 54,7-62,0 >62,1

9 М <46,3 46,4-54,2 54,3-70,1 70,2-78,0 >78,1

Д <34,9 35,0-42,3 42,4-57,2 57,3-64,6 >64,7

10 М <50,9 51,0-60,1 60,2-78,9 79,0-87,8 >87,9

Д <42,4 42,5-50,3 50,4-66,2 66,3-74,1 >74,2

Уровень знаний в области 7 М <6,4 6,5-7,6 7,7-10,1 10,2-11,3 >11,4

физической культуры, спорта и Д <6,2 6,3-7,4 7,5-9,9 10,0-11,1 >11,2

олимпизма (интегральный 8 М <6,4 6,5-7,7 7,8-10,4 10,5-11,7 >11,8

показатель) Д <6,1 6,2-7,4 7,5-10,1 10,2-11,4 >11,5

9 М <6,5 6,6-7,9 8,0-10,8 10,9-12,2 >12,3

Д <6,3 6,4-7,6 7,7-10,3 10,4-11,6 >11,7

10 М <6,8 6,9-8,2 8,3-11,1 11,2-12,5 >12,6

Д <6,2 6,3-7,6 7,7-10,5 10,6-11,9 >12,0

Эмоциональные свойства 7 М <11,1 11,0-9,3 9,2-5,6 5,5-3,8 >3,7

(интегральный показатель) Д <10,7 10,6-8,9 8,8-5,4 5,3-3,7 >3,6

8 М <11,1 11,0-9,5 9,4-6,2 6,1-4,6 >4,5

Д <11,2 11,1-9,4 9,3-5,7 5,6-3,9 >3,8

9 М <15,0 14,9-13,3 13,2-9,8 9,7-8,1 >8,0

Д <13,9 13,8-12,2 12,1-8,7 8,6-7,0 >6,9

10 М <16,3 16,2-14,5 14,4-10,8 10,7-9,0 >8,9

Д <15,3 15,2-13,4 13,3-9,5 9,4-7,6 >7,5

Функциональное развитие 7 М <17,0 17,1-19,1 19,2-23,4 23,5-25,5 >25,6

(интегральный показатель) Д <16,3 16,4-18,4 18,5-22,7 22,8-24,8 >24,9

8 М <23,5 23,6-26,8 26,9-33,5 33,6-36,8 >36,9

Д <24,1 24,2-27,1 27,2-33,2 33,3-36,2 >36,3

9 М <27,9 28,0-31,6 31,7-39,1 39,2-42,8 >42,9

Д <27,6 27,7-31,2 31,3-38,5 38,6-42,1 >42,2

10 М <32,0 32,1-36,3 36,4-45,0 45,1-49,3 >49,4

Д <31,2 31,3-35,3 35,4-43,6 43,7-47,7 >47,8

Мотивационно-потребностная 7 М <9,5 9,6-10,5 10,6-12,6 12,7-13,6 >13,7

сфера Д <9,3 9,4-10,3 10,4-12,4 12,5-13,4 >13,5

8 М <10,5 10,6-11,5 11,6-13,6 13,7-14,6 >14,7

Д <9,8 9,9-10,8 10,9-12,9 13,0-13,9 >14,0

9 М <9,7 9,8-11,4 11,5-14,9 15,0-16,6 >16,7

Д <7,6

10 М <9,2

Д <8,3

6 Общая физическая культура 7 М <73,4

(суммарный показатель) Д <66,0

8 М <90,3

Д <83,7

9 М <105,6

Д <90,5

10 М <115,3

Д <103,6

7,7-9,5 9,6-13,4 13,5-15,3 >15,4

9,3-11,2 11,3-15,3 15,4-17,3 >17,4

8,4-10,2 10,3-14,1 14,2-16,0 >16,1

73,5-83,4 83,5-103,5 103,6-113,5 >113,6

66,1-75,5 75,6-94,6 94,7-104,1 >104,2

90,4-102,0 102,1-125,5 125,6-137,2 >137,3

83,8-94,6 94,7-116,5 116,6-127,4 >127,5

105,7-118,6 118,7-114,7 144,8-157,7 >157,8

90,6-103,0 103,1-128,1 128,2-140,6 >140,7

115,4-130,5 130,6-161,1 161,2-174,4 >174,5

103,7-117,0 117,1-143,9 144,0-157,3 >157,3

Отмеченные выше обстоятельства позволяют сформулировать следующие заключения:

1. Оценка итогового уровня сформированности физической культуры учащихся, обучающихся в общеобразовательных учреждениях различных регионов Российской Федерации, будет отличаться, что не только не противоречит, а наоборот, поддерживает одно из основных требований к методам изучения различных состояний индивида -необходимости разработки частных методик педагогического контроля, учитывающих климатогеографические условия, материально-технический и кадровый потенциал, а также сложившиеся традиции, в том числе и национального характера, процесса физического воспитания подрастающего поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Не вызывает сомнения целесообразность дальнейшего совершенствования олимпийского образования учащихся общеобразовательных учреждений, состоящих из базового (обязательного) и регионально-национального (вариативного) компонента.

3. Целесообразно проведение широкомасштабных социологических исследований для определения согласованных на высоком уровне мнений специалистов по вопросу о значимости различных мотивов, что облегчит оценивание уровня сформированности у школьников социально-психологического компонента физической культуры.

Вместе с тем эффективность предложенного подхода к оценке уровня сформированности физической культуры учащихся в ходе формирующих педагогических экспериментов доказана, что позволяет рекомендовать его для внедрения в практику.

Примечания:

1. Бальсевич В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации

преподавания // Педагогика. 2004. № 1. С. 26-33.

2. Лубышева Л. И. Спортивная культура как учебный предмет

общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование,

тренировка. 2004. № 4. С. 2-6.

3. Баландин В.А. Научно-технологические основы обновления процесса

физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2001. 48 с.

4. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие. М.: Сов. спорт, 2005. 270 с.

References:

1. Balsevich B.K. Physical training at school: ways of teaching modernization // Pedagogika. 2004. № 1. P. 26-33.

2. Lubysheva L.I. Physical training as a subject of comprehensive school // Physical culture: education, teaching, training. 2004. № 4. P. 2-6.

3. Balandin B.A. Scientific and technological foundations of renovation of physical training

process at primary school: Dissertation abstract for the Doctor of Pedagogy degree. 2001.

48 PA.

4. Chermit K.D. Theory and methods of physical training. Supporting schemes: a manual. M.: Sov. sport, 2005. 270 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.