WAYS OF PERFECTION OF THE PROCESS OF PHUSICAL UPBRINGING OF 2-9 YEAR PUPILS BASED ON THE MONITORING THE DATA OF PUPILS' PHYSICAL CONDITION, KRASNODAR
O. Shtchagina, Magistrate Student,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.
Monitoring researches of physical preparedness of Krasnodar pupils showed that indices of general stamina have been in the most critical zone - on the "weak" and "low" level. Weak components of Krasnodar pupils' physical preparedness include indices of power and power stamina of hand and shoulder belt muscles and also flexibility
indices. Methodical and practical recommendatious how to perfect pupils' physical upbringing have been worked out.
Key words: monitoring of pupils' physical condition, physical preparedness, development of physical qualities, circle training
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОГИМНАЗИИ
Аспирант К. Ю. Чернышенко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
В статье представлены данные, отражающие половозрастную динамику показателей физической подготовленности учащихся младших классов прогимназии, в процессе реализации общепринятых программ физического воспитания.
Ключевые слова: физическая подготовленность, учащиеся 7-10 лет прогимназии, половозрастная динамика интегральных и суммарных показателей физической подготовленности.
В ходе многолетних исследований изучались динамические особенности показателей физи-
ческой подготовленности учащихся 7-10 лет в условиях реализации традиционных программ физического воспитания.
В связи с тем что в ходе сравнительного анализа использование большого количества тестов затрудняет получение объективных оценок, в процессе определения уровня физической подготовленности детей 7-10 лет применялись интегральные показатели [1, 2].
Значения интегральных показателей уровня развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости) определялись по общепринятой системе - перевод результатов детей в отдельных тестах в баллы и их суммирование [7, 10].
Значения суммарных показателей
(СПФП) рассчитывались на основе суммирования значений интегральных характеристик физических качеств [5, 6, 8].
Анализ изменения интегральных и суммарных показателей физической подготовленности в годичном учебном цикле (табл. 1) позволяет констатировать:
1. Существенное повышение уровня развития следующих физических качеств: в группах 7-летних учащихся:
- мальчики: быстрота (Р<0,05), выносливость (Р<0,001), ловкость (Р<0,05), СПФП (Р<0,05);
- девочки: быстрота (Р<0,05), выносливость (Р<0,001), ловкость (Р<0,05), СПФП (Р<0,05);
Таблица 1
Достоверность изменений интегральных и суммарных показателей физической подготовленности детей
7-10 лет
№ п/п Интегральные показатели (балл) П Возраст (лет)
о 7 8 9 10
л t P t P t P t P
1 Быстрота М 2,26 <0,05 2,99 <0,01
Д 4,47 <0,001 2,61 <0,05
2 Сила М 2,99 <0,01 2,41 <0,05 2,23 <0,05
Д 2,84 <0,05 2,17 <0,05
3 Выносливость М 5,68 <0,001 2,22 <0,05
Д 7,85 <0,001 2,65 <0,01
4 Гибкость М -2,23 <0,05 -2,31 <0,05
Д
5 Ловкость М 2,15 <0,05 2,18 <0,05
Д 2,44 <0,05
6 СПФП М 2,20 <0,05 2,16 <0,05
Д 2,31 <0,05
Примечание:
1. В таблице представлены только достоверные значения уровня Р.
2. Отрицательные значения ^критерия Стьюдента характеризуют более высокие среднегрупповые показатели на I этапе обследования.
Таблица 2
Достоверность различий интегральных и суммарных показателей физической подготовленности между
учащимися смежных возрастов
№ п/п Интегральные показатели (балл) П о л 1 обследование 2 обследование
Возраст (лет)
7-8 8-9 9-10 7-8 8-9 9-10
t P t P t P t P t P t P
1 Быстрота М 3,57 <0,001 4,73 <0,001 2,10 <0,05 4,12 <0,001 3,40 <0,01
Д 6,83 <0,001 3,39 <0,01 5,46 <0,001 2,65 <0,05
2 Сила М 3,24 <0,01 3,41 <0,01 2,67 <0,05 3,24 <0,01
Д 2,22 <0,05 2,16 <0,05 2,54 <0,05 3,00 <0,01
3 Выносливость М 5,28 <0,001 2,42 <0,05
Д 8,59 <0,001 4,66 <0,001 -4,51 <0,001 4,13 <0,001
4 Гибкость М -2,26 <0,05 -2,94 <0,01 -2,95 <0,01 -2,75 <0,01
Д -2,08 <0,05
5 Ловкость М 3,97 <0,001 3,59 <0,001 3,53 <0,001 2,62 <0,05
Д 3,80 <0,001 2,65 <0,05 2,83 <0,01 2,95 <0,01 2,45 <0,05
6 СПФП М 2,76 <0,01 2,86 <0,01 2,60 <0,05 2,07 <0,05
Д 3,89 <0,001 2,89 <0,01 2,20 <0,05
Примечание:
1. В таблице представлены только достоверные значения уровня Р.
2. Отрицательные значения ^критерия Стьюдента характеризуют более высокие среднегрупповые показатели в младших возрастах.
в группах 8-летних учащихся:
- мальчики: быстрота (Р<0,01), сила (Р<0,01), выносливость (Р<0,05), ловкость (Р<0,05), СПФП (Р<0,05);
- девочки: быстрота (Р<0,05), выносливость (Р<0,01), ловкость (Р<0,05);
в группах 9-летних учащихся существенно позитивно изменились только интегральные характеристики гибкости как у мальчиков (Р<0,05), так и у девочек (Р<0,05);
в группах 10-летних учащихся также существенно увеличились интегральные показатели силовой подготовленности у мальчиков (Р<0,05) и у девочек (Р<0,05).
2. Начиная с 9-летнего возраста, стагнационные изменения установлены у детей обеих половых групп по интегральным показателям гибкости (Р<0,05).
С позиции выявления особенностей половозрастной динамики характеристик физической подготовленности учащихся исследовательский интерес представляют полученные данные (табл. 2) о различиях между детьми смежных возрастов, позволяющие сформулировать следующие обобщения:
I этап обследования (начало учебного года):
1. В группах 7-8-летних школьников выявлено существенное преимущество старших детей по показателям: быстроты, как у мальчиков, так и у девочек (Р<0,001), силы у девочек (Р<0,05), выносливости у девочек и мальчиков (Р<0,001), ловкости у девочек и мальчиков (Р<0,001), СПФП у девочек и мальчиков (Р<0,001).
2. В группах 8-9-летних учащихся преимущество старших детей установлено по характеристикам бы-
строты (мальчики - Р<0,05, девочки - Р<0,001), ловкости (мальчики - Р<0,001, девочки - Р<0,05), СПФП (мальчики - Р<0,001). Школьники 8-летнего возраста имеют более высокие показатели гибкости у мальчиков (Р<0,05).
3. В группах 9-10-летних детей преимущество более старших учащихся установлено по показателям быстроты (мальчики - Р<0,05), силы (мальчики - Р<0,01, девочки - Р<0,05). Девятилетние учащиеся превзошли старших детей по показателям гибкости в группах мальчиков (Р<0,01).
II этап обследования (окончание учебного года):
1. В группах 7-8-летних учащихся выявлено существенное преимущество по абсолютному большинству показателей физической подготовленности: быстроты (мальчики и девочки - Р<0,001), силы (мальчики -Р<0,01, девочки - Р<0,05), выносливости (мальчики - Р< 0,05, девочки - Р<0,001), ловкости (мальчики - Р<0,001, девочки - Р<0,01), СПФП (мальчики - Р<0,05, девочки -Р<0,01). Не установлены достоверные различия по показателям гибкости.
2. В группах 8-9-летних детей более старшие учащиеся превзошли младших по характеристикам быстроты (мальчики - Р<0,01, девочки - Р<0,05), силы (мальчики -Р<0,05, девочки - Р<0,01), ловкости (мальчики - Р<0,05, девочки - Р<0,01), СПФП (мальчики - Р<0,05). Восьмилетние школьники имеют более высокие показатели гибкости в группах мальчиков (Р<0,01).
3. В группах 9-10-летних учащихся старшие дети имеют достоверное преимущество по показателям силы
Таблица 3
Достоверность различий интегральных и суммарных показателей физической подготовленности между
мальчиками и девочками
№ п/п Интегральные показатели (балл) Возраст (лет)
7 8 9 10
t P t P t P t P
I этап обследования (начало учебного года)
1 Быстрота 3,50 <0,01 2,04 <0,05
2 Сила 2,14 <0,05 3,59 <0,05 4,47 <0,001
3 Выносливость 7,25 <0,001 2,69 <0,01 5,41 <0,001 3,46 <0,001
4 Гибкость -2,72 <0,01
5 Ловкость 2,04 <0,05
6 СПФП 2,08 <0,05 2,88 <0,01 2,65 <0,05
II этап обследования (окончание учебного года)
1 Быстрота
2 Сила 2,17 <0,05 2,00 <0,05 2,67 <0,01 4,33 <0,001
3 Выносливость 4,95 <0,001 2,32 <0,05 6,64 <0,001 2,95 <0,01
4 Гибкость -3,56 <0,001
5 Ловкость 3,21 <0,01
6 СПФП 2,52 <0,05
Примечание:
1. В таблице представлены только достоверные значения уровня Р.
2. Отрицательные значения ^критерия Стьюдента характеризуют более высокие среднегрупповые показатели у дево-
Рис. Темпы прироста суммарного
показателя физической подготовленности детей 7-10 лет
Тпр.
20 л 18 -16 -14 -12 -10 -8 -6 -4 -2 -0 --
% 19,0
18,4
16,0
9,6
13,6
10
Возраст (лет)
□ мальчики 0 девочки
(мальчики - Р<0,01), выносливости (девочки - Р<0,01), ловкости (девочки - Р<0,05), СПФП (девочки - Р<0,05). Более младшие учащиеся имеют преимущество по характеристикам гибкости как у мальчиков (Р<0,01), так и у девочек (Р<0,05).
Абсолютное большинство аспектов процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений в той или иной мере связано с половозрастными особенностями детей [3, 4, 9]. В этой связи в ходе предварительных исследований изучался вопрос наличия элементов полового диморфизма по показателям физической подготовленности учащихся 7-10 лет прогимназии (табл. 3).
Полученные данные свидетельствуют о преимуществе мальчиков по следующим характеристикам физической подготовленности:
I этап обследования (начало учебного года):
7 лет - быстрота (Р<0,01), сила (Р<0,05), выносливость (Р<0,001), ловкость (Р<0,05), СПФП (Р<0,05);
8 лет - выносливость (Р<0,01);
9 лет - сила (Р<0,05), выносливость (Р<0,001), СПФП (Р<0,01);
10 лет - быстрота (Р<0,05), сила (Р<0,05), выносливость (Р<0,001), СПФП (Р<0,05).
II этап обследования (окончание учебного года):
7 лет - сила (Р<0,05), выносливость (Р<0,001);
8 лет - сила (Р<0,05), выносливость (Р<0,05);
9 лет - сила (Р<0,01), выносливость (Р<0,001), ловкость (Р<0,01);
10 лет - сила (Р<0,01), выносливость (Р<0,01), СПФП (Р<0,05).
Девочки имели более высокие характеристики гибкости на I и II этапах обследования только в 10-летнем возрасте (Р<0,01 и 0,001).
Данные, характеризующие Тпр. характеристик СПФП учащихся 7-10 лет, представлены на рисунке.
Полученные результаты позволяют констатировать:
1. Преимущество мальчиков в возрасте 7-9 лет и девочек в 10-летнем возрасте - 7 лет: мальчики - 19,0%,
девочки - 18,4%; 8 лет: соответственно 16,0% и 10,7%; 9 лет: 9,6% и 7,7%; 10 лет: 10,9% и 13,6%.
2. Снижение абсолютных значений показателей Тпр. от 7- к 9-летнему возрасту и их повышение в 10-летнем возрасте у учащихся обоего пола.
3. Отрицательные значения Тпр. интегральных показателей гибкости во всем возрастном диапазоне от 7 до 10 лет как у мальчиков, так и у девочек.
4. Наибольшие Тпр. по отдельным физическим качествам:
7 лет - девочки: выносливость (86,9%), быстрота (46,6%); мальчики: выносливость (58,7%), быстрота (25,0%), ловкость (26,8%);
8 лет - девочки: выносливость (28,8%), быстрота (25,7%), сила (16,4%); мальчики: сила (32,9%), быстрота (31,3%), выносливость (22,9%);
9 лет - девочки: сила (31,4%), быстрота (17,6%), СПФП (7,7%); мальчики: сила (21,8%), быстрота (18,5%), СПФП (7,7%);
10 лет - девочки: сила (23,8%), ловкость (20,4%), выносливость (18,0%); мальчики: сила (20,6%), ловкость (20,4%), СПФП (13,6%).
Таким образом, в ходе многолетних исследований установлены особенности половозрастной динамики показателей физической подготовленности как основы для разработки технологии решения собственно биологических задач физического воспитания младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13. 00. 04 / В. А. Баландин. - Краснодар, 2001. - 48 с.
2. Баландин, В. А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: учебное пособие / В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко, С. А. Лих, Р. И. Со-ленова.
3. Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 г. г. ) / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 6. - С. 2-6.
4. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
5. Банникова, Т. А. Результаты мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся экспериментальных школ г. Краснодара / Т. А. Банникова, С. В. Фомиченко, Е. Н. Головко // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: тр. НИИ проблем ФК и спорта КГУФКСТ / под ред. В. А. Якобашвили, А. И. Погребного. - Т. 7. - Краснодар: КГУФКСТ, 2004. - С. 10.
6. Виленская, Т. Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе / Т. Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005.
- № 1. - С. 2-6.
7. Демидова, Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13. 00. 04 / Е. В. Демидова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2004. - 48 с.
8. Демидова, Е. В. Физкультурно-оздоровительная работа в условиях прогимназии / Е. В. Демидова. - Краснодар: Краснодарские известия, 2004. - 154 с.
9. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы: программы общеобразовательных учреждений: учеб. изд. / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2004. - 128 с.
10. Перков, А. В. Возрастные периоды интенсивного развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ / А. В. Перков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. , 2010. - № 6 (64). - С. 55-59.
DYNAMICS OF PHYSICAL PREPAREDNESS INDICES OF JUNIOR FORMS PUPILS IN THE PROCESS OF STUDYING AT A PROGYMNASIUM
K. Chernishenko, Post-Graduate Student,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.
The data reflecting the dynamics of physical preparedness indices of pupils of junior progymnasium forms corresponding to their sex and age are presented in the paper. These data were revealed in the process of the
realization of physical education general programmes.
Key words: physical preparedness, 7-10 aged progymnasium pupils, sexual-aged dynamics, integral and summarized indices.