Научная статья на тему 'Методические основы формирования и актуальное состояние мотивации курсантов краcнодарского университета МВД России'

Методические основы формирования и актуальное состояние мотивации курсантов краcнодарского университета МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ / CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / MOTIVATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / MOTIVES SOCIAL IMPORTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышенко Константин Юрьевич, Ахметов Руслан Султанович

Представлены данные, характеризующие результаты аналитической и эмпирической работы по проблеме формирования и развития мотивации к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности у курсантов 1-3 курсов Краснодарского университета МВД России образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышенко Константин Юрьевич, Ахметов Руслан Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASES OF FORMATION AND CURRENT STATE OF CADETS’ MOTIVATION AT THE KRASNODAR UNIVERSITY OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The paper provides data characterizing results of analytical and empirical work on formation and development of motivation to professional and sports activity at first third-year cadets of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Методические основы формирования и актуальное состояние мотивации курсантов краcнодарского университета МВД России»

УДК 796.07:159.9]:355.23 ББК 75.4:88.4 4 49

К.Ю. Чернышенко

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»; E-mail: romanista-box@mail.ru

Р.С. Ахметов

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»; E-mail: akhmetova01@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

МВД РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

( Рецензирована )

Аннотация. Представлены данные, характеризующие результаты аналитической и эмпирической работы по проблеме формирования и развития мотивации к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности у курсантов 1-3 курсов Краснодарского университета МВД России образовательных организаций.

Ключевые слова: курсанты образовательных организаций МВД России, мотивация, профессиональная и физкультурно-спортивная деятельность, мотивы I-IV групп социальной значимости.

K.Yu. Chernyshenko

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Teacher of Department of Physical Training and Sport, Federal Public State Educational Institution of Higher Education "The Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"; E-mail: romanistabox@mail.ru

R.S. Akhmetov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Physical Training and Sport, Federal Public State Educational Institution of Higher Education "The Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"; E-mail: akhmetova01@mail.ru

METHODICAL BASES OF FORMATION AND CURRENT STATE OF CADETS' MOTIVATION AT THE KRASNODAR UNIVERSITY OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO PROFESSIONAL AND SPORTS ACTIVITY

Abstract. The paper provides data characterizing results of analytical and empirical work on formation and development of motivation to professional and

sports activity at first - third-year cadets of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Keywords: cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, motivation, professional and sports activity, motives of groups I-IV of the social importance.

Результаты изучения многочисленных научных и методических публикаций подтверждают существенное значение общей и специальной физической подготовленности полицейских в связи с качественным и ответственным исполнением своих служебных обязанностей, которые зачастую реализуются в условиях, характеризующихся угрозами для их жизни и здоровья [1]. Вместе с тем данные ряда исследований свидетельствуют о большом значении мотивации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности в контексте высокого качества их итоговой подготовленности в связи с выполнением будущих служебных обязанностей [2, 3].

На основе вышеизложенного в статье излагаются данные анализа различного рода публикаций и результаты эмпирических исследований по вопросам:

- содержания методических подходов к формированию и развитию мотивации человека к определенному виду деятельности;

- мотивации курсантов Краснодарского университета МВД России к выбору профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности.

Результаты анализа научно-методических публикаций свидетельствуют о значительном внимании, уделяемом учеными проблеме формирования и развития у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России профессионально-прикладной физической культуры, закономерно интегрирующей процессы их профессиональной и физкультурно-спортивной подготовки [4, 5]. На основе полученных теоретических и эмпирических

данных сформировалось положение о структурном построении этого личностного феномена, которое объединяет три базовых составляющих: интеллектуальный, социально-психологический, собственно-биологический компоненты.

Задачей реализации социально-психологического компонента является целенаправленное интенсивное психо лого-педагогическое воздействие на сознание и поведение курсантов и слушателей, целью которого является формирование у них мотивации к освоению ценностей профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности.

Необходимо отметить, что в структуре профессионально-прикладной физической культуры социально-психологический компонент играет решающую роль. Подтверждением этого положения являются известные научные факты, свидетельствующие об отсутствии достоверной взаимосвязи между интеллектуальным и собственно-биологическим компонентами при исключении влияния на них социально-психологической составляющей [2, 4].

Различают следующие виды мотивации:

- внешняя мотивация обусловлена группой мотивов, возникающих под действием каких-либо внешних факторов и условий - различных видов стимулов, как правило, не связанных с определенной деятельностью или соответствующих обстоятельств. В качестве примера можно привести мотивы поступления в образовательные организации МВД России по примеру товарищей или по настоянию родителей;

- внутренняя мотивация базируется на личностных причинах и позиции человека, его интересах,

увлечениях, стремлениях и т.д. Примером такого вида мотивации является поступление в образовательные организации МВД России на основе стремления обучающихся внести вклад в обеспечение правопорядка, сформированного на базе их ознакомления с содержанием деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В связи с формированием и развитием мотивационно-потребност-ной сферы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России целесообразно выделить несколько технологе-процессуальных решений:

1. Когнитивный подход, используемый практически во всех исследованиях, связанных с решением социально-психологических задач физического воспитания студентов, курсантов и слушателей, осваивающих различные направления и специальности высшего профессионального образования [6]. Принципиальной его особенностью является выявленный в исследованиях на различном контингенте занимающихся профессиональной и физ-культурно-спортивной деятельностью высокий уровень взаимосвязи между показателями мотивации и знаний человека о конкретном виде труда.

2. Системная индивидуализация педагогических воздействий в процессе занятий по учебной дисциплине «Физическая подготовка» с целью:

1) развития индивидуальных способностей обучающихся в рамках персональных особенностей динамики и ритма их онтогенетического развития;

2) профилактики возможных негативных состояний курсантов и слушателей, возникновение которых возможно в связи с низкой успеваемостью;

3) существенного повышения уровня заинтересованности и, как следствие, мотивации обучающихся в личностной, профессиональной

и физкультурно-спортивной подготовленности.

Одним из перспективных современных направлений индивидуализации процесса профессиональной подготовки курсантов и слушателей является методический подход, базирующийся на формировании персонифицированных образовательных траекторий, обеспечивающих системный и систематический учет комплекса их личностных характеристик и качеств, необходимых для успешного освоения основ и реализации будущих служебных обязанностей.

Процесс персонализации основных составляющих физической подготовки затрагивает все ее фундаментальные компоненты, в том числе:

1) предоставление права обучающимся активного участия в выборе и формировании содержания основных целей и задач физической подготовки;

2) совместное с курсантами и слушателями составление перечня средств (физических и двигательных заданий), с одной стороны, используемых для развития физических, в том числе отстающих качеств, с другой - привлекательных для обучающихся;

3) определение индивидуально приемлемых сроков и темпов развития физического и двигательного потенциала обучающихся;

4) разработка и использование в практике индивидуальных нормативов физической подготовленности обучающихся, позволяющих в итоге подвести их к такому уровню развития основных физических качеств, который зафиксирован в государственных требованиях, сформулированных в соответствующих учебных планах и рабочих программах.

В связи с вышеизложенным в ходе многолетних научных исследований был разработан алгоритм оценки мотивации обучающихся [7]. Его существенным преимуществом является универсальность,

заключающаяся в возможности использования алгоритма для оценки мотивации любого контингента занимающихся профессиональным и физкультурно-спортивным совершенствованием и к любому виду деятельности.

Разработанный алгоритм состоит из следующих организационно-методических мероприятий:

- опрос обучающихся с целью выявления мотивов к профессиональной и физкультурно-спортив-ной деятельности;

- ранжирование экспертами мотивов обучающихся по уровню их значимости;

- нахождение средневзвешенной величины рангового места мотивов к профессиональной и физкультур-но-спортивной деятельности, по мнению экспертов. Средневзвешенная величина рангового места рассчитывается как частное от деления суммы ранговых мест по каждому отдельному мотиву на количество специалистов, участвующих в экспертизе;

- расчет относительной оценки отдельных мотивов на основе определения баллов, пропорциональных значениям средневзвешенной величины рангового места мотивов к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности, по мнению экспертов;

- перевод индивидуальных мотивов обучающихся в балльную оценку, дифференцированную в случае необходимости в половозрастном аспекте;

- нахождение средних значений и стандартных отклонений балльной оценки отдельных мотивов;

- расчет значений уровней развития мотивации обучающихся к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности на основе статистического метода с использованием средних значений и стандартных отклонений.

Наряду с вышеизложенными фундаментальными процессуально-технологическими подходами

к развитию мотивационно-потреб-ностной сферы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, существует значитель-ноеколичество прикладных методов, к основным из которых относятся:

1. Существенное увеличение объема обучающей теоретической информации с целью качественного усиления образовательного компонента учебно-воспитательного процесса в контексте:

- расширения объема теоретической подготовленности обучающихся в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка» на основе данных современных научных исследований, в том числе специалистов Краснодарского университета МВД России;

- значительного совершенствования методико-технологической базы учебной дисциплины «Физическая подготовка» на основе системного использования интерактивных средств обучения.

2. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы непрерывного мониторинга уровня профессиональной подготовленности курсантов и слушателей, базирующейся на различных критериях, например:

- сопоставлении результатов различных форм их профессиональной подготовки с нормативами, представленными в программных документах;

- разработке и использовании в учебно-воспитательном процессе персонифицированных нормативов физической подготовленности;

- систематической оценке параметров темпов прироста профессионально важных личностных характеристик обучающихся.

3. Широкомасштабное применение в процессе физической подготовки игровых и соревновательных методов обучения в различных их вариантах, например, организация мини-соревнований в ходе академических занятий по отдельным физическим качествам или

специализированным комплексным действиям.

4. Организация профессиональных конкурсов для обучающихся по теоретическим и методико-техноло-гическим аспектам профессионально-прикладной физкультурно-спор-тивной подготовки.

5. Привлечение курсантов и слушателей к разработке индивидуальных комплексов физических и двигательных заданий для повышения уровня сформированности и развития профессионально важных качеств.

6. Разработка документов планирования, а также методических материалов, необходимых для внедрения в учебно-воспитательный процесс технологий, активизирующих познавательную деятельность курсантов и слушателей (деловые игры, метод мозгового штурма и т.д.).

7. Обеспечение межпредметных связей как важного подхода, формирующего у обучающихся понимание интегративного характера процесса профессиональной подготовки.

В 2017-2018 учебном году было проведено анкетирование 386 курсантов 1-3 курсов с целью выявления особенностей их мотивации к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности. Для оценки полученных данных использовалась методика П.И. Третьякова [8], позволяющая дифференцировать все отмеченные обучающимися мотивы на четыре группы:

I группа - мотивы высокой социальной значимости, отражающие ожидаемые курсантами перспективы в избранном виде профессиональной или физкультурно-спортивной деятельности;

II группа - мотивы высокой социальной значимости, характеризующиеся высоким уровнем ожидания результатов в профессиональной или физкультурно-спор-тивной деятельности;

Ш группа - мотивы средней социальной значимости, отражающие удовлетворение личных потребностей

в процессе профессиональной или физкультурной деятельности;

IV группа - социально не значимые мотивы, связанные с внешними случайными обстоятельствами.

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие обобщения о мотивации курсантов к выбору профессиональной деятельности:

1. Установлено достаточно большое количество курсантов, имеющих мотивы I группы (высокой социальной значимости): 1 курс - 31,9%, 2 курс - 41,1%, 3 курс - 48,7%.

2. Выявлено незначительное количество обучающихся, имеющих мотивы II группы (высокой социальной значимости): 1 курс - 9,4%,

2 курс - 13,2%, 3 курс - 8,4%.

3. Зафиксирована высокая доля обучающихся с мотивами III группы (средней социальной значимости): 1 курс - 46,4%, 2 курс - 30,2%,

3 курс - 25,2%.

4. Определено количество курсантов с мотивами IV группы (социально не значимые): 1 курс - 12,3%,

2 курс - 15,5%, 3 курс - 17,2%.

5. Установлено количественное перераспределение курсантов с различными группами мотивов по мере увеличения стажа профессиональной подготовки:

- увеличение численности обучающихся с мотивами I группы (высокой социальной значимости):

I курс - 31,9%, 2 курс - 41,1%,

3 курс - 48,7%;

- незначительное изменение количества обучающихся с мотивами

II группы (высокой социальной значимости): 1 курс - 9,4%, 2 курс -13,2%, 3 курс - 8,4%;

- снижение количества курсантов с мотивами III группы (средней социальной значимости): 1 курс

- 46,4%, 2 курс - 30,2%, 3 курс

- 25,2%;

- незначительное увеличение числа обучающихся с мотивами IV группы (социально не значимые): 1 курс - 12,3%, 2 курс - 15,5%, 3 курс - 17,2%.

6. Выявлено большое количество обучающихся с мотивами I и II группы (высокой социальной значимости): 1 курс - 41,3%, 2 курс - 54,3%, 3 курс - 57,1%.

Данные, характеризующие мотивы курсантов 1-3 курсов к физ-культурно-спортивной деятельности, позволяют сформулировать следующие частные заключения:

1. Выявлено значительное количество курсантов с мотивами I группы (высокой социальной значимости): 1 курс - 38,4%, 2 курс - 52,7%, 3 курс - 54,6%.

2. Установлен следующий количественный состав обучающихся с мотивами II группы (высокой социальной значимости): 1 курс - 18,9%,

2 курс - 15,5%, 3 курс - 20,2%.

Количество обучающихся, имеющих мотивы III группы (средней социальной значимости), составляет: 1 курс - 39,1%, 2 курс - 29,5%,

3 курс - 23,5%.

Зафиксировано незначительное количество обучающихся с мотивами IV группы (социально не значимые): 1 курс - 3,6%, 2 курс - 2,3%, 3 курс - 1,7%.

Выявлена тенденция увеличения количества курсантов с мотивами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I группы (высокой социальной значимости) по мере прохождения профессиональной подготовки: 1 курс -38,4%, 2 курс - 52,7%, 3 курс - 54,6%.

Больше половины обучающихся на каждом курсе профессиональной подготовки имеют мотивы I и

II группы (высокой социальной значимости): 1 курс - 57,3%, 2 курс -68,2%, 3 курс - 74,8%.

Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать, что большая часть курсантов Краснодарского университета МВД России обладает высоким уровнем мотивации к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности.

Примечания:

1. Подлипняк Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР: дис.... д-ра пед. наук. М., 1986. 430 с.

2. Печений А.К. Особенности мотивации слушателей вузов МВД России к предстоящей профессиональной деятельности и пути ее коррекции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 25с.

3. Пилосян Н.А., Черепанова Т.В. Формирование и особенности мотивации учебной деятельности у студентов // Физическая культура, спорт - наука и практика: науч.-метод. журнал. Краснодар, 2008. № 3. С. 48-50.

4. Ахметов Р.С. Формирование профессионально-прикладной физической культуры будущих сотрудников специальных подразделений на базовом этапе обучения в вузах МВД России: автореф. дис.... канд. пед. наук. Краснодар, 2013. 24 с.

5. Козлятников О.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов специальных средних учебных заведений МВД России на основе моделирования условий и ситуаций задержания правонарушителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 21 с.

6. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта. М.: Физическая культура и спорт, 2010. 336 с.

7. Чернышенко К.Ю. Методика количественной оценки уровня физической культуры учащихся 7-10 лет прогимназии // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 4 (89). С. 183-187.

8. Регион: управление образованием по результатам (теория и практика) / под ред. П.И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. С. 495-502.

References:

1. Podlipnyak Yu.F. Pedagogical foundations of the system of physical training of students of higher educational institutions of the USSR Ministry of Internal Affairs: Diss, for the Dr. of Pedagogy degree. M., 1986. 430 pp.

2. Pecheniy A.K. Features of motivation of listeners of higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia for forthcoming professional activity and a way of its correction: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. M., 1997. 25 pp.

3. Pilosyan N.A., Cherepanova T.V. Formation and features of motivation of educational activityof students // Physical culture, sport: science and practice: scient.-method. journal. Krasnodar, 2008. No. 3. P. 48-50.

4. Akhmetov R.S. Formation of professional and applied physical culture of future employees of special units at the basic stage of education at higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Diss abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Krasnodar, 2013. 24 pp.

5. Kozlyatnikov O.A. Professional and applied physical training of cadets of special secondary educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of modeling of conditions and situations of detention of offenders: Diss, abstract for the Cand.of Pedagogy degree. Volgograd, 2006. 21 pp.

6. Neververkovitch S.D. Pedagogy of physical culture and sports. M.: Physical Culture and Sport, 2010. 336 pp.

7. Chernyshenko K.Yu. Methods of quantitative evaluation of the level of physical education of 7-10-year-old pupils of progymnasium // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 4 (89). P. 183-187.

8. Region: management of education by results (theory and practice) / ed. by P.I. Tretyakov. M.: Novaya Shkola, 2001. P. 495-502.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.