Научная статья на тему 'Особенности мотивации курсантов к физкультурно-спортивной деятельности'

Особенности мотивации курсантов к физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ / MOTIVATION / PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITY / CADETS / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ALGORITHM OF MOTIVATION EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Алексей Игоревич, Ахметов Руслан Султанович, Чернышенко Константин Юрьевич

В статье представлены результаты социологического исследования особенностей мотивационнопотребностной сферы курсантов образовательных организаций МВД России к физкультурноспортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Алексей Игоревич, Ахметов Руслан Султанович, Чернышенко Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of cadet’s motivation to physical training and sports activity

The article presents the results of the sociological at the revealing the characteristic of motivationneed sphere in cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia to physical training and sports activity.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации курсантов к физкультурно-спортивной деятельности»

Кузнецов Алексей Игоревич

кандидат социологических наук, начальник кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России (е-таП: аНекБв! киг^эоу [email protected])

Ахметов Руслан Султанович

преподаватель кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Чернышенко Константин Юрьевич

кандидат педагогических наук,

преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Особенности мотивации курсантов к физкультурно-спортивной деятельности

В статье представлены результаты социологического исследования особенностей мотивационно-потребностной сферы курсантов образовательных организаций МВД России к физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, физкультурно-спортивная деятельность, курсанты, социологическое исследование, алгоритм оценки мотивации.

A.I. Kuznietsov, Master of Sociology, Head of a Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: alieksei kuznietsov [email protected];

R.S. Akhmetov, Teacher of a Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];

K.Yu. Chernyshenko, Master of Pedagogics,Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

Characteristics of cadet's motivation to physical training and sports activity

The article presents the results of the sociological at the revealing the characteristic of motivation-need sphere in cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia to physical training and sports activity.

Key words: motivation, physical training and sports activity, cadets, sociological research, algorithm of motivation evaluation.

Общепризнано положение о том, что важнейшей методологической проблемой процесса формирования личностной физической и профессионально-прикладной физической культуры человека является решение социально-психологических задач, ассоциируемых с технологиями формирования у индивида необходимой структуры мо-тивационно-потребностной сферы [1, с. 56-60; 2, с. 39-40; 3; 4, с. 69-75].

В контексте тематики исследования определяющим является отношение курсантов вузов МВД России к физкультурно-спортивной деятельности. Очевидно, что высокий уровень

физкультурно-спортивной подготовленности курсантов во многом определяет их успешность в освоении и реализации профессиональных обязанностей [5, с. 66-68; 6; 7; 8; 9, с. 30].

При проведении исследования уровень мотивации к физкультурно-спортивной деятельности определялся по следующему алгоритму [10]:

1. Выявление приоритетных мотивов курсантов к физкультурно-спортивной деятельности (анкетирование курсантов).

2. Определение среднегрупповых значений мотивации.

3. Ранжирование среднегрупповых значений мотивации.

104

4. Перевод ранжированного ряда мотивов в баллы. За 1 место начисляется количество баллов, равное общему количеству мотивов, за 2 место - на балл ниже и т.д. Например, из 17 определенных мотивов за 1 место начисляется 17 баллов, за 2 место - 16 баллов, за 3 место - 15 баллов и т.д.

5. Перевод индивидуальных мотивов в баллы.

6. Определение индивидуальной суммы баллов.

7. Расчет средних значений и стандартных отклонений балльной оценки мотивации.

8. Расчет уровней развития балльной оценки мотивации курсантов к физкультурно-спортив-ной деятельности.

По результатам анкетирования курсантов 1-3 курсов на основе методики П.И. Третьякова (2001) все указанные обучающимися мотивы были классифицированы на четыре группы:

1. Группа социально значимых мотивов и мотивов, отражающих перспективы в физкуль-турно-спортивной деятельности, - высокая социальная значимость. К ним относятся:

повышение уровня физической подготовленности;

подготовка к будущей профессии; возможность постоять за себя, друзей, родных и близких;

достижение результатов в спорте;

хочу быть похожим на ... (пример из фильмов).

2. Группа мотивов, отражающих потребность в физкультурно-спортивной деятельности, - высокая социальная значимость, в том числе:

полезно для здоровья;

укрепляет характер, волю, дисциплинирует.

3. Группа мотивов, характеризующих удовлетворение личных потребностей в физкультурно-спортивной деятельности, - средний уровень социальной значимости:

хорошее телосложение; для самообороны; освоение новых навыков и умений; интересно, нравится; коллективная двигательная активность; изучение методики совершенствования физической подготовленности; сравнить себя с другими; гармоничное развитие; хорошая физическая нагрузка; способствует повышению мобильности; быть лучшим среди занимающихся.

4. Группа внешних, случайных мотивов, характеризующихся как социально незначимые:

возможность отдохнуть от умственной работы; азартное времяпрепровождение; обязывают преподаватели; по необходимости.

В ходе исследования изучались особенности динамики параметров различных групп мотивов у курсантов 1-3 курсов.

Результаты анализа полученных данных позволяют констатировать следующее:

увеличение количества обучающихся, у которых преобладают мотивы высокой социальной значимости от 1 ко 2 курсу, и его стабилизация при переходе на 3 курс (соответственно 39,7%, 54,9%, 54,2%);

снижение с 18,0% до 13,7% числа курсантов с высоким уровнем социально значимых мотивов от 1 ко 2 году профессиональной подготовки и увеличение их количества до 19,4% к 3 году обучения;

существенное снижение числа обучающихся, имеющих мотивы к физкультурно-спортивной деятельности со средним уровнем социальной значимости с 38,4% до 29,4% от 1 ко 2 году обучения и до 26,4% на третьем курсе профессиональной подготовки;

тенденцию к минимизации количества курсантов, имеющих социально незначимые мотивы по мере увеличения стажа профессиональной подготовки.

Таким образом, анализ результатов анкетирования курсантов 1-3 курса позволил установить наличие общей тенденции увеличения количества обучающихся, имеющих мотивы к физкультурно-спортивной деятельности с высоким уровнем социальной значимости, по мере повышения стажа профессиональной подготовки.

В ходе анализа результатов анкетирования также удалось все многообразие ответов обучающихся на вопрос о значимости для них физкультурно-спортивной деятельности сгруппировать в следующие обобщенные кластеры: полезно для здоровья: возможность вести здоровый образ жизни; чтобы быть здоровым; способствует поддержанию иммунитета организма к различным заболеваниям; укрепляет здоровье; способствует хорошему здоровью; получение навыков укрепления здоровья; в целом полезна для организма; способствует закаливанию;

повышение уровня физической подготовленности: хочу стать физически крепким; повышает уровень развития физических качеств; совершенствование физической подготовленности; развивает силовые способности; быть физически развитым; совершенствует силу, выносливость, жизненную подготовленность; для большей подвижности, выносливости и ловкости; физическое саморазвитие; способствует физическому совершенствованию; стать еще сильнее; быть всегда в форме и поддерживать

105

ее; быть работоспособным; развивает выносливость; развитие ловкости; быть сильным; поддерживать физическую форму; повысить результаты по ОФП; самосовершенствование;

хорошее телосложение: полезно для развития тела; подтянутое тело; спортивное телосложение; способствует физическому развитию; для роста мышечной массы; привлекает развитие рельефа мускулатуры; быть физически развитым;

подготовка к будущей профессии: хорошая физическая подготовка, которая является основой будущей профессии; пригодится в будущей профессии; необходима в дальнейшей профессии; подготавливает к действиям в сложной оперативной обстановке; подготовка к будущей жизни и профессии; развитие способности действовать в различных ситуациях; важно для будущей специальности; развитие физических качеств в определенной сфере деятельности; развивает спортивные навыки, применяемые в будущей профессии и жизни; защита граждан;

достижение результатов в спорте: любовь к занятиям спортом; нравится заниматься определенным видом спорта; стать профессиональным спортсменом; достижение результатов в конкретном виде спорта; нравится улучшать свои спортивные результаты; достижение хороших результатов в спорте; с детства люблю спорт и до сих пор занимаюсь; выполнить мастера спорта; стать мастером спорта международного класса по дзюдо; сам занимался спортом;

совместная двигательная активность: учиться взаимодействовать в коллективе;

для самообороны: занятие рукопашным боем; получение навыков боевых искусств; изучение боевых искусств и рукопашного боя; изучение приемов самообороны;

интересно, нравится: интересное времяпрепровождение; нравятся занятия по физической подготовке; нравится соревновательный момент в спортивных играх; нравится выигрывать;

освоение новых навыков и умений: изучение новых приемов и упражнений специальной физической подготовки.

Полученные результаты позволяют сделать вывод не только о хорошем уровне понимания курсантами содержания физкультурно-спортив-ной деятельности, но и о достаточной мере дифференциации ими ее особенностей в контексте влияния на личностную физическую культуру и уровень освоения будущих профессиональных обязанностей.

В ходе изучения результатов статистической обработки данных анкетирования также установлены следующие суммарные значения ранговых мест мотивов, отмеченных обучающимися всех

курсов, что позволяет их ранжировать по степени значимости в следующем порядке.

1. Повышение уровня физической подготовленности (сумма ранговых мест - 4).

2. Хорошее телосложение (7).

3. Полезность для здоровья (10).

4. Достижение высоких результатов в спорте (10,5).

5. Результативность в контексте самообороны (19).

6. Подготовка к будущей профессии (20,5).

7. Укрепление характера, воли, повышение уровня дисциплинированности (25,5).

8. Интерес к занятиям (26).

9. Освоение новых навыков и умений (28).

Необходимо отметить, что различия значений

ранговых мест отдельных мотивов у обучающихся разных курсов не существенны, что позволяет сделать вывод о недостаточном влиянии процесса обучения в вузе на иерархию компонентов их мотивационно-потребностной сферы.

Проведенные социологические исследования позволили сформировать несколько общих и частных обобщений по результатам изучения отношения курсантов к физкультурно-спортив-ной деятельности и выбору будущей профессии.

К общим выводам относятся:

1. Высокий уровень дифференцирования структуры мотивационно-потребностной сферы обучающихся, что подтверждается указанием курсантов на 23 вида мотивов к физкультурно-спортивной деятельности.

2. Возможность классификации кластеров мотивов на 4 группы: 2 - с высоким, 1 - со средним и 1 - с низким уровнем социальной значимости.

3. Средняя социальная значимость большинства указанных курсантами мотивов к физкуль-турно-спортивной деятельности.

4. Наличие на всех курсах обучающихся с внешними, случайными мотивами, за исключением отношения курсантов 3 года профессионального обучения к физкультурно-спортивной деятельности.

5. Повышение к окончанию базового этапа профессиональной подготовки количества курсантов, имеющих мотивы с высоким уровнем социальной значимости к физкультурно-спор-тивной деятельности, что свидетельствует, по нашему мнению, о высоком уровне эффективности учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России.

6. Стабильно высокий уровень значимости отдельных мотивов вне зависимости от стажа профессиональной подготовки курсантов. Данный научный факт позволяет предположить наличие основных базовых мотивов к физкуль-турно-спортивной деятельности, которые в обя-

106

зательном порядке необходимо учитывать при определении содержания и выборе технологических решений в ходе учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России.

К частным выводам, полученным в ходе социологических опросов обучающихся, следует отнести то, что девять мотивов к физкультурно-спортивной деятельности зафиксированы у

курсантов всех трех курсов. При этом данные мотивы, по нашему мнению, отражают:

их ценностное отношение к собственному здоровью;

прикладное значение физической культуры и спорта в аспекте подготовки к выполнению будущих профессиональных обязанностей.

1. Ирхин В.Н., Михайлова О. В. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе кинезиоло-гического подхода // Теория и практика физической культуры. 2007. № 9.

2. Картынь В.Н., Славянская Г.И., Юдина А.И. Развитие интереса к профессии // Среднее профессиональное образование. 2001. № 7.

3. Печений А. К. Особенности мотивации слушателей вузов МВД России к предстоящей профессиональной деятельности и пути ее коррекции: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1997.

4. Руденко В. А. Анкета и интервью в педагогическом исследовании // Педагогика. 2002. № 10.

5. Агеевец А. В. К вопросу о специалистах по физической подготовке для органов внутренних дел // Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД России: тез. межвуз. науч.-практ. конф. Орел, 1996.

6. Кливоденко В. И. Боевая и физическая подготовка: учеб. пособие. Волгоград, 2001.

7. Князева Е.В. Физическая подготовка сотрудников ОВД, выполняющих работу камерального профиля: автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2002.

8. Морозов Ю.А., Мальченков Е.В., Андрю-ков А. В. Организация и методика физической подготовки в системе служебно-боевой подготовки сотрудников. Барнаул, 2006.

9. Сырвачева И.С. Взаимосвязь физической культуры с учебной и профессиональной деятельностью // Теория и практика физической культуры. 2009. № 1.

10. Чернышенко К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012.

1. Irkhin V.N., Mikhaylova O.V. Formation of motivation of students to physical training classes based on kineziological approach // Theory and practice of physical culture. 2007. № 9.

2. Kartyn V.N., Slavyanskaya G.I., Yudina A.I. Development of interest to profession //Secondary professional education. 2001. № 7.

3. Pecheny A.K. Characteristic features of motivation of cadets of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia to the forthcoming professional activity and ways of its correction: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Moscow, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Rudenko V.A. Questionnaire and interview in pedagogical research // Pedagogics. 2002. № 10.

5. Ageevets A.V. To the question of experts in physical training for law-enforcement bodies // Improvement of combat training system in educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia in the light of implementation of the concept of multilevel training, retraining and professional development of staff in the Ministry of the Interior of Russia: abstr. of interuniv. sci-pract. conf. Oryol, 1996.

6. Klivodenko V.I. Combat and physical training: study aid. Volgograd, 2001.

7. Knyazeva E.V. Physical training of staff of the Department of Internal Affairs performing work of a cameral profile: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. St. Petersburg, 2002.

8. Morosov Yu.A., Malchenkov E.V., Andryu-kov A. V. Organization and methods of physical training in the system of service combat training of the staff of Department of Internal Affairs. Barnaul, 2006.

9. Syrvacheva I.S. Interrelation of physical culture with educational and professional activity // Theory and practice of physical culture. 2009. № 1.

10. Chernyshenko K.Yu. Formation of physical culture in pupils of elementary grades in a progymnasium on the basis of ideals and Olympism values: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Krasnodar, 2012.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.