Научная статья на тему 'Особенности мотивации курсантов образовательных организаций МВД России к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности'

Особенности мотивации курсантов образовательных организаций МВД России к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметов Руслан Султанович

В статье представлены результаты многолетних исследований, отражающие особенности мотивации курсантов I-III курсов образовательных организаций МВД России к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности. Отличительной особенностью использованной в этом контексте методики оценки мотивации обучающихся является дифференциация их мотивов по группам социально важных, средней и низкой социальной значимости. При этом в ходе проведенной аналитической работы в каждой группе мотивов были определены наиболее значимые для курсантов, которые стимулируют их интерес к личностному физкультурно-спортивному и профессиональному совершенствованию. Результаты анкетирования позволили на основе использования современных статистических методов, выявить закономерности динамики мотивации к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности, которые свидетельствуют о позитивном влиянии процесса профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России на изучаемые личностные характеристики курсантов I-III курсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметов Руслан Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special aspects of cadets’ motivation at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for physical education, sports and professional activities

The article presents the results of many-years researches, reflecting the special aspects of the cadets’ motivation of the I-III courses of study at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for physical education, sports and professional activities. The differentiation of their motives into groups of important, medium and low social significance is a distinctive feature of the methods of students’ motivation assessment. In this case, the most important motives for cadets in each group of motives have been determined, which stimulate their interest in personal physical education, sports and professional development during the analytical work. The results of the survey allowed the author to reveal the regularities of dynamics of motivation for physical education, sports and professional activities based on the use of the modern statistical methods, which testify the positive impact of the process of professional training at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the studied personal characteristics of the cadets from the I-III courses of study.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации курсантов образовательных организаций МВД России к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности»

СПбГАСУ. - СПб., 2016. - 101 с.

3. Федякин, А.А. Коррекция тревожности студентов методами физического тренинга // Организация учебного процесса в ссузах с позиции теории гуманизации образования. - Сочи : НОЦ РАО, 2003. - С. 122-124.

4. Физическая культура. Практикум по самоконтролю : учеб. пособие / Л.Б. Ефимова-Комарова, В.Ю. Ефимов-Комаров, А.В. Токарева. - СПб. : [б.и.], 2016. - 74 с.

5. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова. И.С. Москаленко, Л. В. Ярчиковская, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 9. - С. 12-15.

REFERENCES

1. Vinogradov, G.P., Naumenko, E.V., Prokopchuk S.S. and Dalsky, D.D. (2016), "Rehabilitation aspects and forms of detection of occupational diseases", Olympic sport and sport for all. XX International congress. On December 16-18, 2016, St. Petersburg, Russia: Materials of the congress: [in 2 h] -the P. 2. - SPb., Publishing and printing center of the Polytechnical University, pp. 713-717.

2. Tokareva, A.V. Getman, V.D. and Yefimova-Komarov, L.B. (2016), Self-checking and methods of assessment ofphysical and functional condition of students: manual, SPBGASY, St. Petersburg.

3. Fedyakin, A.A. (2003), "Correction of uneasiness of students by methods of physical training", Organization of educational process in Susa from a position of the theory of humanization of education, NOC RAO, Sochi, pp. 122-124.

4. Efimova-Komarov L.B., Efimov Komarov V.Yu. and Tokareva, A.V. (2016), Physical culture. Workshop for self-checking: studies. Grant, SZIU, St. Petersburg.

5. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Yarchikovskaya, L.V. and Bolotin, A.E. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 12-15.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.05.2017

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руслан Султанович Ахметов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены результаты многолетних исследований, отражающие особенности мотивации курсантов I-III курсов образовательных организаций МВД России к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности. Отличительной особенностью использованной в этом контексте методики оценки мотивации обучающихся является дифференциация их мотивов по группам социально важных, средней и низкой социальной значимости. При этом в ходе проведенной аналитической работы в каждой группе мотивов были определены наиболее значимые для курсантов, которые стимулируют их интерес к личностному физкультурно-спортивному и профессиональному совершенствованию.

Результаты анкетирования позволили на основе использования современных статистических методов, выявить закономерности динамики мотивации к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности, которые свидетельствуют о позитивном влиянии процесса профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России на изучаемые личностные характеристики курсантов I-III курсов.

Ключевые слова: мотивация, курсанты образовательных организаций МВД России, физ-культурно-спортивная и профессиональная деятельность.

SPECIAL ASPECTS OF CADETS' MOTIVATION AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR PHYSICAL EDUCATION, SPORTS AND PROFESSIONAL ACTIVITIES Ruslan Sultanovich Akhmetov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Krasnodar State University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Krasnodar

Annotation

The article presents the results of many-years researches, reflecting the special aspects of the cadets' motivation of the I-III courses of study at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for physical education, sports and professional activities. The differentiation of their motives into groups of important, medium and low social significance is a distinctive feature of the methods of students' motivation assessment. In this case, the most important motives for cadets in each group of motives have been determined, which stimulate their interest in personal physical education, sports and professional development during the analytical work.

The results of the survey allowed the author to reveal the regularities of dynamics of motivation for physical education, sports and professional activities based on the use of the modern statistical methods, which testify the positive impact of the process of professional training at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the studied personal characteristics of the cadets from the I-III courses of study.

Keywords: motivation, cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, physical education, sports and professional activities.

По мнению ученых, важнейшую роль в повышении уровня итоговой подготовленности выпускников образовательных организаций МВД России играет их мотивация к освоению образовательных программ [1, 2].

В ходе многолетних исследований изучалась мотивация курсантов I-III курсов к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности.

По результатам анкетирования курсантов I-III курсов на основе методики П.И. Третьякова [3] все указанные обучающимися мотивы к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности были классифицированы на четыре группы:

1. Группа социально значимых мотивов и мотивов, отражающих перспективы в физкультурно-спортивной деятельности, - высокая социальная значимость. К ним относятся:

- повышение уровня физической подготовленности;

- подготовка к будущей профессии;

- возможность постоять за себя, друзей, родных и близких;

- достижение результатов в спорте;

- хочу быть похожим на ... (пример из фильмов).

2. Группа мотивов, отражающих потребность в физкультурно-спортивной деятельности, высокая социальная значимость, в том числе:

- полезность для здоровья;

- укрепление характера, воли, дисциплины.

3. Группа мотивов, характеризующих удовлетворение личных потребностей в физкультурно-спортивной деятельности, средний уровень социальной значимости:

- хорошее телосложение;

- существенное значение для самообороны;

- освоение новых навыков и умений;

- формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом;

- участие в коллективной двигательной активности;

- освоение методик совершенствования физической подготовленности;

- гармоничное физическое и духовное развитие;

- высокая физическая нагрузка;

- стремление быть лучшим среди занимающихся.

4. Группа внешних, случайных мотивов, характеризующихся как социально незначимые:

- возможность отдохнуть от умственной работы;

- азартное времяпрепровождение;

- обязывают преподаватели.

Данные, характеризующие динамику параметров различных групп мотивов у курсантов 1-3 курсов, представлены на рисунке 1.

Курсы

□ I группа ы01нв0в □ II группа мотивов □ III группа moieibob в ГУ группа мотивов

Рисунок 1 - Динамика мотивов и потребностей курсантов 1-3 курсов в физкультурно-спортивной деятельности

Результаты анализа полученных данных позволяют констатировать:

- увеличение количества обучающихся от 1 ко 2 курсу, у которых преобладают мотивы высокой социальной значимости, которое стабилизируется при переходе на 3 курс (соответственно 39,7; 54,9; 54,2%);

- снижение с 18,0% до 13,7% числа курсантов с высоким уровнем социально значимых мотивов от 1 ко 2 году профессиональной подготовки и увеличение их количества до 19,4% к третьему году обучения;

- существенное снижение с 38,4% до 29,4% числа обучающихся от 1 ко 2 году обучения, имеющих мотивы к физкультурно-спортивной деятельности со средним уровнем социальной значимости, и до 26,4% - на третьем курсе профессиональной подготовки;

- тенденцию к минимизации количества курсантов, имеющих социально незначимые мотивы по мере увеличения стажа их профессиональной подготовки.

Таким образом, анализ результатов анкетирования курсантов 1-3 курсов позволил установить наличие общей тенденции увеличения количества обучающихся по мере повышения стажа профессиональной подготовки, имеющих мотивы к физкультурно-спортивной деятельности с высоким уровнем социальной значимости.

В ходе анализа результатов анкетирования также удалось сгруппировать все многообразные ответы обучающихся на вопрос о значимости для них физкультурно-спортивной деятельности в следующие обобщенные кластеры:

а) полезность для улучшения и сохранения состояния здоровья;

б) повышение уровня физической подготовленности;

в) формирование нормального телосложения;

г) подготовка к будущей профессиональной деятельности;

д) достижение высоких спортивных результатов;

е) участие в индивидуальной и коллективной двигательной активности;

ж) повышение уровня самообороны;

з) формирование интереса к личностному физическому совершенствованию;

и) освоение новых жизненно важных и спортивных навыков и умений;

к) укрепление характера, воли, повышение уровня дисциплинированности.

Полученные результаты позволяют сформулировать предварительный вывод не только о хорошем уровне понимания курсантами содержания физкультурно-спортивной деятельности, но и о достаточной мере дифференциации ими ее особенностей в контексте влияния на личностную физическую культуру и уровень освоения будущих профессиональных обязанностей.

В ходе изучения результатов статистической обработки данных анкетирования также установлены следующие суммарные значения ранговых мест мотивов, отмеченных обучающимися всех курсов, что позволяет их ранжировать по степени значимости в следующем порядке:

1. Повышение уровня физической подготовленности (сумма ранговых мест - 4).

2. Формирование нормального телосложения (7).

3. Полезность для улучшения и сохранения состояния здоровья (10).

4. Достижение высоких спортивных результатов (10,5).

5. Повышение уровня самообороны (19).

6. Подготовка к будущей профессиональной деятельности (20,5).

7. Укрепление характера, воли, повышение уровня дисциплинированности (25,5).

8. Формирование интереса к личностному физическому совершенствованию (26).

9. Освоение новых жизненно важных и спортивных навыков и умений (28).

Необходимо отметить, что различия значений ранговых мест отдельных мотивов у

обучающихся разных курсов не существенны, что позволяет сделать вывод о низком уровне влияния процесса обучения в вузе на иерархию компонентов их мотивационно-потребностной сферы.

В ходе анкетирования курсантов 1-3 курсов была предпринята попытка классифицировать их мотивы к выбору профессиональной деятельности на четыре группы:

1. Мотивы, отражающие перспективы курсантов в избранной профессиональной деятельности, характеризующиеся высоким уровнем социальной значимости:

- высокий уровень патриотизма;

- желание помогать и защищать права и свободы граждан;

- продолжение традиций семьи;

- возможность карьерного роста.

2. Мотивы, характеризующиеся высоким уровнем ожидания результатов профессиональной деятельности, - высокий уровень социальной значимости:

- приобретение качеств, необходимых для эффективной жизнедеятельности;

- желание помогать и защищать родных и близких;

- исполнение мечты о профессиональной деятельности в органах МВД России.

3. Мотивы, сутью которых является удовлетворение личных потребностей в процессе профессиональной деятельности, - средний уровень социальной значимости:

- получение высшего образования;

- интерес к профессиональной деятельности;

- высокий уровень престижности профессии;

- хорошее материальное обеспечение;

- работа с людьми;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- любовь к справедливости;

- приобретение авторитета среди знакомых;

- возможность поддерживать себя в хорошей форме;

- собственная реализация в обществе;

- высокая дисциплинированность;

- способствование духовному развитию.

4. Мотивы, характеризующиеся возникновением в связи с внешними, случайными обстоятельствами: социально не значимые:

- влияние авторитета родителей;

- позитивный пример знакомых или родственников;

- влияние военно-патриотических фильмов;

- возможность стать менее зависимым от родителей;

- отсутствие возможности поступления в другие высшие учебные заведения.

Анализ данных, полученных в ходе изучения динамики параметров основных

групп мотивов курсантов 1-3 курсов в ходе профессиональной подготовки в вузе, представленный на рисунке 2, позволяет установить следующие научные факты:

1. Увеличение количества обучающихся по мере возрастания стажа профессиональной подготовки, обладающих мотивами высокой социальной значимости, связанными с индивидуальными перспективами в профессиональной деятельности (1 курс -29,1%, 2 курс - 39,2%, 3 курс - 46,2%).

2. Волнообразные изменения числа курсантов с мотивами высокой социальной значимости, но отражающих ожидание обучающихся от результатов профессиональной деятельности (1 курс - 7,0%; 2 курс - 13,7%; 3 курс - 10,3%).

3. Значительное снижение численности курсантов с мотивами среднего уровня значимости, заключающимися в удовлетворении личных потребностей в процессе профессиональной деятельности (1 курс - 52,9%, 2 курс - 35,4%, 3 курс - 24,3%).

4. Уменьшение количества курсантов с социально незначимыми мотивами, обусловленными внешними случайными обстоятельствами ко второму году обучения в вузе и незначительным их увеличением на 3 курсе профессиональной подготовки.

По результатам анкетирования в ходе предварительных исследований отмеченные курсантами мотивы целесообразно дифференцировать по следующим отдельным группам, отражающим различные оттенки личного понимания обучающихся причин выбора будущей профессиональной деятельности:

а) высокий уровень патриотизма;

б) желание помогать и защищать права и свободы граждан;

в) высокий уровень престижности профессии;

г) интерес к профессиональной деятельности;

д) продолжение традиций семьи;

е) позитивный пример знакомых или родственников;

ж) влияние авторитета родителей;

з) получение высшего образования;

и) хорошее материальное обеспечение;

к) работа с людьми;

л) приобретение качеств, необходимых для эффективной жизнедеятельности;

м) исполнение мечты о профессиональной деятельности в органах МВД России.

Результаты статистической обработки результатов анкетирования курсантов также позволили определить приоритетные мотивы, определяющие выбор ими будущей профессиональной деятельности на основе рассчитанных ранговых мест. При этом анализировались только те мотивы, которые были отмечены обучающимися всех трех курсов. К приоритетным мотивам относятся:

1. Хорошее материальное обеспечение (сумма ранговых мест - 7,5).

2. Желание помогать и защищать права и свободы граждан (8,0).

3. Высокий уровень патриотизма (16,0).

4. Исполнение мечты о профессиональной деятельности в органах МВД России

(17,0).

5. Продолжение традиций семьи (17,5).

6-7. Получение высшего образования (27,5).

6-7. Возможность карьерного роста (27,5).

8. Интерес к профессиональной деятельности (28,5).

9. Позитивный пример знакомых или родственников (29,5).

Так же как и при оценке значимости мотивов обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности, установлены небольшие различия у курсантов разных курсов ранговых мест основных аргументов мотивации к выбору будущей профессии.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о позитивном влиянии учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России на повышение мотивации курсантов I-III курсов к физкультурно-спортивной и образовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметов, Р. С. Модель процесса формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции / Р.С. Ахметов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 25-29.

2. Витютнев, Е.Е. Содержание процесса технико-тактической подготовки курсантов -будущих сотрудников подразделений полиции специального назначения на специализированном этапе профессионального обучения в вузах МВД / Е. Е. Витютнев, Ю. К. Чернышенко, К. Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 50-55.

3. Регион: управление образованием по результатам (теория и практика) / под ред. П.И. Третьякова. - М. : Новая школа, 2001. - 800 с.

REFERENCES

1. Akhmetov, R.S. (2013), "Process model of basic professional-applied physical training formation for the cadets of 1-3 courses of study at Russian Interior Ministry universities - future employees of the special police departments", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 25-29.

2. Vityutnev, E.E., Chernyshenko Yu. K. and Chernyshenko, K.Yu. (2014), "Contents of the process of technical and tactical training of cadets - future employees of the special police departments at the specialized stage of professional training at Russian Interior Ministry universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 50-55.

3. Ed. Tretyakov, P.I. (2001), Region: education management by results (theory and practice), Novaya Shkola, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.