В.В. Жгутова. - М. : Советский спорт, 2004. - 184 с.
REFERENCES
1. Averkin, V.N. (2009), “Physical training and health”, Health saving education, No.
2, pp. 34-37.
2. Kozlov V.K. (2003), Health of children and teenagers in the Far East: monograph, publishing Siberian office Russian Academy of Medical Science, Novosibirsk, Russian Federation.
3. Kiselyov, S.N. (2008), “Medico-demographic situation in the Far East Russia at the beginning of the XXI eyelid”, Modern factors offormation, methods of an assessment and forecasting ofpublic health for territories of the Far East region: materials of scientific and practical conference with the international participation, devoted to the 70 anniversary of Khabarovsk territory. On June 10-11, conference, publishing house of Public Educational Institution of Higher Professional Training Far East State Medical University, Khabarovsk, pp. 7-79.
4. Liguta, V.F. and Liguta A.V. (2010), “Relation of employees of governing bodies of education and directors of educational institutions of the Far East to physical culture and sport as to means of improvement of pupils”, Messenger of sports science, No. 2, pp. 51-54.
5. Baranov A.A. etc. (2010), Strategy "Health and development of teenagers" (harmonization of the European and Russian approaches to the theory and practice of protection and strengthening of health of teenagers), Publisher Scientific center of health of children of the Russian Academy of Medical Science, Moscow, Russian Federation.
6. Filippov, S.S. and Zhgutova, V.V. (2004), Municipal system of physical culture of school students: organizational and pedagogical conditions of formation: monograph, publishing house “Soviet sports”, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2013.
УДК 796.07+797.2
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Руслан Абасович Магомадов, старший преподаватель, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск
Аннотация
В статье представлены данные анкетирования курсантов 1-6 курсов морских вузов, осваивающих плавательные специальности, которые отражают особенности их мотивации к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности в ходе реализации традиционных программ физического воспитания. Все мотивы курсантов были классифицированы по четырем блокам в соответствии с методикой П.И. Третьякова: мотивы, связанные с интересом к профессии; мотивы, обусловленные ситуационным интересом; мотивы, отражающие интерес к будущей профессии, вызванный необходимостью; мотивы повышенного познавательного интереса. Полученные результаты свидетельствуют о значительных недостатках, существующих в содержании физического воспитания курсантов морских высших учебных заведений, в части решения социальнопсихологических (мотивационно-потребностных) задач данного процесса, что обусловливает необходимость повышенного внимания к разработке соответствующих эффективных технологий и моделей учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: курсанты морских вузов, плавательные специальности, мотивация, профессиональная и физкультурно-спортивная деятельность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p81-86 MOTIVATION PECULIARITIES TO PROFESSIONAL AND PHYSICAL-SPORTIVE ACTIVITY AMONG THE CADETS OF MARINE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION MASTERING THE SAILING PROFESSIONS
Ruslan Abasovich Magomadov, the senior teacher,
State Marine University named after Admiral F.F. Ushakov, Novorossiysk
Annotation
The article presents the questionary data of cadets of 1-6 courses of the sea higher education institutions mastering swimming specialties which reflect the features of their motivation to professional and sports activity during implementation of traditional programs of physical training. All motives of cadets were classified by four blocks according to P.I. Tretjakov's technique: the motives connected with interest to a profession; the motives caused by situational interest; the motives reflecting interest to future profession, caused by need; motives of the increased informative interest. The received results testify to the considerable shortcomings existing in the content of physical training of cadets of sea higher educational institutions, regarding the decision of the social and psychological (motivational requirement) problems of this process that causes need in special attention to development of the appropriate effective technologies and models of teaching and educational process.
Keywords: cadets of marine institutions of higher education, sailing professions, motivation, professional and physical-sportive activity.
В соответствии с современными взглядами на содержание процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры специалиста одной из важнейших ее составляющих является социально-психологический (мотивационно-потребностный) компонент, во многом определяющий уровень развития данного личностного феномена [1, 2, 4]. В ходе многолетних исследований на основе анкетирования изучались особенности мотивации курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности, к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности.
Все мотивы курсантов были классифицированы по четырем блокам в соответствии с методикой П.И. Третьякова: мотивы, связанные с интересом к профессии; мотивы, обусловленные ситуационным интересом; мотивы, отражающие интерес к будущей профессии, вызванный необходимостью; мотивы повышенного познавательного интереса [3].
В процессе анкетирования отношения обучающихся к профессиональной деятельности указаны 22 основных мотива. Из них в число первых десяти наиболее значимых вошли:
В группе курсантов 1 курса: высокий уровень заработной платы; будущая профессия предоставляет возможность посмотреть мир; карьерный рост; достойная (мужская) профессия; общественное признание престижности профессии; семейная традиция; любовь к морю; престижность вуза; желание стать моряком; предоставляется отсрочка от армии; получение высшего образования.
В группе курсантов 2 курса: высокий уровень заработной платы; будущая профессия предоставляет возможность посмотреть мир; семейная традиция; любовь к морю; общественное признание престижности профессии; карьерный рост; достойная (мужская) профессия; предоставляется отсрочка от армии; по совету родителей и родственников.
В группе курсантов 3 курса: достойная (мужская) профессия; семейная традиция; высокий уровень заработной платы; будущая профессия предоставляет возможность посмотреть мир; карьерный рост; любовь к морю; предоставляется отсрочка от армии; общественное признание престижности профессии; гордость за профессию; обучение в университете способствует совершенствованию личности.
В группе курсантов 4 курса: достойная (мужская) профессия; семейная традиция; будущая профессия предоставляет возможность посмотреть мир; высокий уровень зара-
ботной платы; гордость за профессию; престижность вуза; карьерный рост; общественное признание престижности профессии; любовь к морю.
В группе курсантов 5 курса: достойная (мужская) профессия; семейная традиция; гордость за профессию; обучение в университете способствует совершенствованию личности; будущая профессия предоставляет возможность посмотреть мир; высокий уровень заработной платы; карьерный рост; общественное признание престижности профессии; высокое чувство ответственности; престижность вуза.
В группе курсантов 6 курса: достойная (мужская) профессия; высокое чувство ответственности; обучение в университете способствует совершенствованию личности; будущая профессия предоставляет возможность посмотреть мир; гордость за профессию; высокий уровень заработной платы; карьерный рост; общественное признание престижности профессии; семейная традиция; престижность вуза.
Данные, характеризующие динамику изучаемых групп мотивов в зависимости от стажа профессиональной подготовки (рис. 1), позволяют установить следующие тенденции:
1. Значительное количество респондентов, осваивающих будущие производственные функции в связи с интересом к будущей профессии, существенно увеличивающееся к окончанию профессионального обучения.
2. Тенденция к уменьшению количества курсантов, имеющих мотивы ситуационного интереса. Вместе с тем к окончанию морского вуза доля таких обучающихся составляет 11,5% от общего контингента, принявшего участие в социологических опросах.
3. Относительно стабильной в течение первых пяти лет обучения остается численность курсантов, осваивающих основы профессии в связи с интересом к ней, базирующимся на необходимости. Только на 6 курсе их количество снижается практически вдвое.
4. Несущественное увеличение численности обучающихся, имеющих познавательный интерес к освоению будущей профессии.
1 курс Н 2 курс И 3 курс П 4 курс □ 5 курс В 6 курс Рис. 1. Динамика мотивов выбора профессии курсантами морских вузов
Мотивы обучающихся 1-6 курсов к физкультурно-спортивной деятельности также распределились по четырем основным группам.
Проведенный анализ позволил выделить следующие 10 мотивов в каждой группе курсантов в соответствии со стажем их профессионального обучения:
Курсанты 1 курса: возможность стать физически крепким; возможность испытать свои силы; получаю моральное и физическое удовлетворение; оказывает положительное влияние на здоровье; укрепляет характер, волю; желание быть похожим на...; желание научиться хорошо плавать и т. п.; обеспечение защиты себя и близких; возможность стать физически крепким; снижение эмоционального напряжения.
Курсанты 2 курса: получаю моральное и физическое удовлетворение; возможность стать физически крепким; укрепляет характер, волю; возможность испытать свои силы; оказывает положительное влияние на здоровье; желание научиться хорошо плавать и т. п.; обеспечение защиты себя и близких; поможет в освоении морской специальности; желание быть похожим на.; возможность испытать свои силы.
Курсанты 3 курса: оказывает положительное влияние на здоровье; укрепляет характер, волю; получаю моральное и физическое удовлетворение; возможность испытать свои силы; возможность стать физически крепким; обеспечение защиты себя и близких; поможет в освоении морской специальности; желание научиться хорошо плавать и т. п.; снижение эмоционального напряжения; позволяет рационально планировать свободное время.
Курсанты 4 курса: оказывает положительное влияние на здоровье; снижение эмоционального напряжения; обеспечение защиты себя и близких; получаю моральное и физическое удовлетворение; поможет в освоении морской специальности; возможность стать физически крепким; возможность испытать свои силы; укрепляет характер, волю; желание научиться хорошо плавать и т. п.; способствует повышению физической и умственной работоспособности.
Курсанты 5 курса: оказывает положительное влияние на здоровье; снижение эмоционального напряжения; обеспечение защиты себя и близких; возможность испытать свои силы; поможет в освоении морской специальности; получаю моральное и физическое удовлетворение; возможность стать физически крепким; желание научиться хорошо плавать и т. п.; укрепляет характер, волю; способствует повышению физической и умственной работоспособности.
Курсанты 6 курса: оказывает положительное влияние на здоровье; снижение эмоционального напряжения; обеспечение защиты себя и близких; отвлекает от вредных привычек; возможность стать физически крепким; получаю моральное и физическое удовлетворение; позволяет рационально планировать свободное время; укрепляет характер, волю; способствует повышению физической и умственной работоспособности; поможет в освоении морской специальности.
На рисунке 2 представлены результаты проведенного статистического анализа с целью выявления динамики мотивов курсантов 1-6 курсов в физкультурно-спортивной деятельности, позволяющие установить следующие научные данные:
1. Наибольшее количество обучающихся использование различных средств физкультурно-спортивной деятельности связывают с элементарным ситуационным интересом. Их численность колеблется от 40,8% на шестом до 56,8% на первом курсе. По нашему мнению, сложившаяся ситуация также обусловлена содержательнотехнологическими аспектами процесса физического воспитания в морских вузах.
2. Значительная часть курсантов обусловила свой интерес к занятиям различными видами физической культуры и спорта необходимостью, вызванной, прежде всего, сдачей обязательных для обучающихся нормативов общей и специальной физической подготовленности.
3. Тревогу педагогических коллективов морских вузов должны вызывать следу-
ющие результаты, полученные в ходе социологических опросов курсантов:
а) наличие небольших групп обучающихся на каждом курсе, чьи потребности в занятиях физкультурно-спортивной деятельностью напрямую связаны с интересом к ней. При этом их численность незначительно увеличивается от первого ко второму году обучения с 19,7% до 22,6%, а затем стремительно падает до 12,6% на последнем курсе профессиональной подготовки;
б) незначительное количество курсантов, имеющих высоко социально значимый познавательный интерес к физкультурно-спортивной деятельности на 1-4 курсах, и полное их отсутствие в ходе пятого и шестого года профессионального обучения. На основе этих данных возможна формулировка предварительного частного вывода о негативном влиянии организационно-содержательных аспектов процесса профессиональной подготовки специалистов в морских высших учебных заведениях на мотивацию обучающихся к физкультурно-спортивному совершенствованию.
Мотивы I блок
21.8
9/////////777Л 22,6
19.7
II блок
++++++++++++++++++++++++++++++4 48.7
У///////////////////////////////Л533
Ш блок
IV блок
12.6
ШШШШШ
17.5
40.8 И 43.1
ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІП41.3
46.6
МНИМ
ММММІ336
25.1
0.0
0.0
5.1 4.4
_____5.7
2.0
%
0 10 20 30 40 50 60
□ 1 курс □ 2 курс В 3 курс И 4 курс И 5 курс В 6 курс
Рис. 2. Динамика мотивов курсантов морских вузов к физкультурно-спортивной деятельности
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о значительных недостатках, существующих в содержании физического воспитания курсантов морских высших учебных заведений, в части решения социально-психологических (мотивационно-потребностных) задач данного процесса, что обусловливает необходимость повышенного внимания к разработке соответствующих эффективных технологий и моделей учебновоспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов, Р.С. Модель процесса формирования базовой профессиональноприкладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции / Р. С. Ахметов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 25-29.
2. Борисов, А.Б. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по направлению «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования» : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Борисов А.Б. - Краснодар, 2012. - 24 с.
3. Регион: управление образованием по результатам (теория и практика) / под ред. П.И. Третьякова. - М. : Новая школа, 2001. - 880 с.
4. Татамиров, М.Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения готовности выпускников вузов ВВ МВД России к профессиональной деятельности / М.Н. Татамиров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 2 (96). - С. 162-166.
REFERENCES
1. Achmetov R.S. (2013), “Model of the formation process of basic professionally -applied physical culture among the 1-3 year cadets of the Russia Internal Affairs Ministry institution of higher education - future officers of special police divisions”, Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.97, No. 3, pp. 25-29.
2. Borisov, A.B. (2012), Formation ofprofessional and applied physical culture of cadets of the sea colleges which are training in the "Operation of a Water Transport and Transport Equipment" direction, dissertation, Krasnodar, Russian Federation.
3. Ed. Tretjakov, P.I. (2001), Region: management of education by results (the theory and practice), publishing house “New school”, Moscow, Russian federation.
4. Tatamirov M.N. (2013), “Psychological-pedagogical conditions necessary for ensuring readiness of graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to professional activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.96, No. 2, pp. 162-167.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2013.
УДК 374.1
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЮСШ
Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук,
Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка
Аннотация
Под целеустремленностью принято понимать наличие у человека убеждений, от которых он не отказывается даже под давлением обстоятельств, что так необходимо в спортивной деятельности. От правильной постановки цели в тренировочном процессе подчас зависит, останется ребенок в спорте или нет, так как эффективность деятельности будет определять степень совпадения поставленной цели и достигнутого результата. Цель является движущей силой спортивного воспитания. Поэтому для начала важно понять побудительный мотив прихода в ДЮСШ. В статье рассматривается актуальность формирования целеустремленности у юных спортсменов в условиях ДЮСШ, подтверждаемая результатами социологического исследования, проведенного среди учащихся г. Москвы и Подмосковья. Также представлены факторы и этапы формирования этого личностного качества.
Ключевые слова: юные спортсмены, целеустремленность, факторы целеустремленности, этапы формирования целеустремленности.