Научная статья на тему 'Формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов ведомственного вуза к занятиям по физической культуре'

Формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов ведомственного вуза к занятиям по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
159
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / КУРСАНТЫ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саунина Г. Н., Матвеев А. П.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования мотивационно-ценностного отношения курсантов юридических специальностей к занятиям по физической культуре. Исследования в данном направлении проводились на базе Вологодского института права и экономики ФСИН России посредством анкетирования личного состава. Был осуществлен анализ состояния курсантов вуза, выявлены их приоритеты, цели и выяснен уровень знаний о физической культуре и психофизических практиках, определены причины усталости, наступающей в процессе учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Саунина Г. Н., Матвеев А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов ведомственного вуза к занятиям по физической культуре»

Формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов ведомственного вуза к занятиям по физической культуре

■ Г.Н. САУНИНА - преподаватель кафедры физической культуры ВИПЭ ФСИН России;

А.П. МАТВЕЕВ - профессор кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук

В данной статье рассматриваются вопросы формирования мотивационно-цен-ностного отношения курсантов юридических специальностей к занятиям по физической культуре. Исследования в данном направлении проводились на базе Вологодского института права и экономики ФСИН России посредством анкетирования личного состава. Был осуществлен анализ состояния курсантов вуза, выявлены их приоритеты, цели и выяснен уровень знаний о физической культуре и психофизических практиках, определены причины усталости, наступающей в процессе учебной деятельности.

Ключевые слова: мотивационно-ценностное отношение; курсанты ведомственного вуза; практические занятия по физической культуре.

Formation of the motivational value attitude to the physical training of cadets of a departmental institute of higher education

■ G.N.SAUNINA - Lecture of the Chair for Physical Culture of the Vologda Institute of Law and Economics of the Penal Service of Russia;

A.P. MATVEEV - Professor of the Chair for Theory and Methods of Physical Education and Sport, the Moscow State Regional University, Doctor in Pedagogics

The article deals with questions of Formation of the motivational value attitude to the physical training of cadets of legal specialties in a departmental institute of higher education. Researches of this question were conducted on the basis of the Vologda Institute of Law and Economics of the Penal Service of Russia through personnel questionnaire. The analysis of state of cadets of the institute, their priorities, goals and finding the level of knowledge of physical training and psycho-physical practices, the identification of the causes of fatigue, occurring in the process of learning activities was carried out.

Key words: motivational value attitude; cadets of departmental institute of higher education; practical studies on physical training.

Сегодня перед системой исполнения наказаний стоят задачи, которые направлены на ее комплексное совершенствование. Реформирование затрагивает все направления деятельности. Предполагается совершенствование образовательной политики на новом этапе развития уголовно-исполнительной системы. Главенствующая роль в этом процессе отводится образовательным учреждениям ФСИН России1. В одном из своих выступлений заместитель директора ФСИН России В.П. Большаков отметил, что формирование кадрового ядра уголовно исполнительной системы, способного эффективно работать в новых социальных реалиях, становится одной из центральных задач в механизме реформирования2.

Следует отметить, что реализация данной цели в ведомственном вузе предполагает выдвижение особых требований к профессиональной подготовке сотрудников УИС, формирование профессиональной компетентности выпускников вузов.

Физическая подготовка на протяжении всего срока обучения в ведомственном вузе закладывает основы владения боевыми приемами борьбы, физически укрепляет и закаливает организм будущего сотрудника.

Традиционный подход к физической подготовке в недостаточной степени учитывает специфику содержания будущей служебной деятельности курсантов. Естественно, это не только отражается на профессиональной успешности, но и, что не менее важно, огра-

ничивает возможности выживания в экстремальных условиях.

К сотрудникам уголовно-исполнительной системы, особенно их профессионально значимым качествам и мастерству, всегда предъявлялись высокие требования. Будущая профессиональная деятельность курсантов юридических специальностей связана с риском для жизни и здоровья. Изучение статистики, анализ практики показывают, что противостоять правонарушителю невозможно без хорошей физической подготовки.

Выпускники должны быть физически готовы к борьбе с преступностью, обладать гражданской зрелостью, правовой и психологической культурой. Они обязаны владеть навыками профессионального общения с различными группами населения, деятельности в трудных, а порой и опасных условиях (специфический график работы, систематические физические нагрузки, дисциплина, общение со спецконтингентом, работа с огнестрельным оружием и др.).

На основании анализа требований, предъявляемых к личности пенитенциарного служащего, можно утверждать, что хороший специалист - это прежде всего зрелый в социальном, психологическом и личностном плане человек. Он должен быть достаточно умным, эмоционально устойчивым, адекватно воспринимающим действительность, нравственно развитым, контролирующим себя, исполнительным и ответственным3.

В зависимости от занимаемой должности выпускники организуют или непосредственно осуществляют комплекс мероприятий по охране прав, свобод и достоинства личности, защите экономических интересов государства, государственных и коммерческих предприятий, общественных организаций от преступных посягательств, обеспечению общественного порядка4.

Профессионализация обучения курсантов выражается в освоении ими прежде всего того, что будет востребовано в деятельности исправительного учреждения5. Содержание учебной деятельности должно быть направлено на то, чтобы курсанты ни на минуту не забывали, что они - будущие сотрудники учреждений и органов, исполняющих наказания, что цели их профессиональной деятельности - «исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами»6. Важно в процессе преподавания физической культуры показать курсантам, как цели и задачи ее изучения

взаимосвязаны с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и основными задачами ФСИН России.

В современных условиях очень важна физическая подготовка курсантов, а для достижения более высокого ее уровня требуется изучение условий формирования мо-тивационно-ценностного отношения.

Е.П. Ильин предлагает рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива. Мотив - это сложное интегральное психологическое образование. Его формирование начинается с возникновения потребности личности и заканчивается побуждением к достижению цели. Существуют два типа мотивации: внешняя и внутренняя. Внешней мотивацией называют детерминацию поведения физиологическими нуждами и средовой стимуляцией, внутренней - обусловленность поведения, непосредственно не выводящуюся из нужд организма и воздействий среды.

Мотивация изучалась многими учеными (Б.Г. Ананьев, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.). Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Исследования в обозначенной сфере проводились нами на базе Вологодского института права и экономики ФСИН России. В качестве основного метода было избрано анонимное анкетирование, в котором приняли участие курсанты 1-3 курсов юридических специальностей в возрасте от 17 до 20 лет (96 чел.). На основе анкеты А. Столярова была разработана анкета «Ваше отношение к физической культуре и спорту», состоящая из 30 вопросов с фиксированными и нефиксированными вариантами ответов, с целью выявления интереса, мотивации и мотивов двигательной активности и отношения к практическим занятиям по физической культуре, определения значимости средств физической культуры.

Анализ полученных данных позволил выяснить мотивы двигательной деятельности курсантов юридических специальностей.

Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и подру-

гам и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях? Ведь все это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека среди сверстников, в учебном и трудовом коллективе.

В современных условиях, когда подвижность ограничена условиями труда и быта, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыть природные задатки и способности молодого человека, исправить упущения в его физическом развитии.

Однако многолетний опыт показывает, что и при таком выборе у большей части курсантов все-таки не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации. Обучаемые руководствуются преимущественно либо внутренними мотивами, связанными с содержанием учебной деятельности, либо социальными мотивами, связанными с потребностью занять определенную позицию в системе общественных отношений. Так, если на начало учебного года 74,2% опрошенных первокурсников

рассматривали занятия физической культурой как средство укрепления здоровья, а 15,7% относились к ним как к способу самовыражения, то в конце учебного года ведущим мотивом у 45,8% курсантов стала идея всестороннего физического развития, а у 37,9% - желание лучше подготовиться к избранной профессии. На 3 курсе дело обстоит иначе: если изначально 60,1% опрошенных воспринимали занятия физической культурой как средство укрепления здоровья, а 29,9% относились к ним как к способу самовыражения, то в конце учебного года ведущим мотивом для 57,9% стала идея всестороннего физического развития, а для 21,9% - укрепления здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что ведущим мотивом обучающихся к концу учебного года является идея всестороннего физического развития.

Для выявления влияния социальных факторов в анкету был включен вопрос «Что для вас самое важное на занятиях по физической культуре?». На рис. 1 представлено, как распределились ответы на него.

И неудовлетворенность своим физическим развитием, здоровьем (33%); В возможность показать себя перед другими (20%);

□ желание разрядиться (17%);

□ потребность узнать что-то новое (11%);

□ авторитет и личность преподавателя (9%); И стремление отдохнуть, развлечься (10%).

Рис. 1. Мотивы, побуждающие курсантов заниматься физической культурой и спортом.

На вопрос «Как Вы оцениваете значение занятий физкультурой и спортом для самих себя?» ответы распределились следующим образом: 73% - очень важны для меня; 19% -они имеют некоторое значение для меня, но не очень важное; 5% - мне они совсем не нужны; 3% - затрудняюсь ответить. На во-

прос «Как Вы оцениваете состояние своего здоровья и физического развития?» были получены следующие ответы: 35% студентов, по их мнению, обладают хорошим здоровьем и развитием; 12% - неплохим, но считают необходимым развивать некоторые физические качества; 38% - неважным;

9% - плохим; 6% затруднились ответить. Ответы на вопрос «Как часто Вы чувствуете себя усталыми после учебы?» оказались такими: постоянно - 36%; довольно часто -45%; иногда - 11%; никогда - 5,3%; затрудняюсь ответить - 2,7%.

В процессе обучения отмечается изменение доминирующих мотивов. С 3 курса профессионально-прикладная ценность данного учебного предмета в глазах обучающихся существенно снижается.

Среди ответов на вопрос «Что Вы считаете наиболее важным в своей жизни?» у первокурсников преобладает «жить в свое удовольствие» (43%), у третьекурсников -«сконцентрировать свои силы на достижении запланированной цели, даже если для этого надо отказаться от других удовольствий» (56%).

Исследование показывает, что уменьшение к 3 курсу числа курсантов, имеющих мотив продолжать работу по самосовершенствованию, отражается на результативности физической подготовки: третьекурсники уступают представителям младших курсов по физическим показателям (например, по результатам забегов на дистанции 1 и 5 км).

Изменяются и предпочтения курсантов. На 1 курсе обучающиеся на вопрос «Какие стороны физической культуры, спорта и спортивной жизни вызывают у вас наибольший интерес?» отдают большее количество

ос _

Количество ^

опрошенных 30 — -

25 — — —

20 — — —

15 — — —

10 — — —

5 — — —

1 -2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

Причины, по которым курсанты не могут регулярно заниматься физической культу-

голосов за влияние спорта на здоровье и физическое развитие (36%) и олимпийское движение, идеалы олимпизма (23%). К 3 курсу интересы меняются: на первых местах оказываются методика спортивной тренировки (29%) и спортивные результаты и достижения (28%).

Самыми популярными ответами на вопрос «Что вам не нравится на занятиях физкультурой?» стали: на 1 курсе на начало года -«мало подвижных игр» (31%); в конце года -«я не получаю от них того, что хотелось бы получить» (29%); на 3 курсе в начале года -«не удовлетворяет содержание занятий» (26%), в конце - «мало подвижных игр» (42%).

Меняются в течение обучения и побуждающие мотивы. На вопрос «Если вы хотели бы заняться (или уже занимаетесь) одним из указанных видов, то что вас к этому побуждает?» на 1 курсе большее количество респондентов (34%) высказывались в пользу стремления проверить себя в сложных ситуациях, а к 3 курсу - за возможность защитить себя от нападения, насилия (58%).

В результате исследования выявлено, что первоочередной целью на занятиях по физической культуре, которую действительно удается достигнуть, для обучающихся в вузе является сохранение (укрепление) здоровья (31,6%). То, как распределились оставшиеся ответы на данный вопрос, представлено на рис. 2.

рой и спортом, графически представлены на рис. 3.

0 -И—Чг-1—Чг-1—Чг-1— I 1 1 I —ч

1 2 3 4 5 6

Цели

сохранить (укрепить) здоровье (31,6%);

стать более привлекательным для лиц противоположного пола (27,4%); получить зачет по физической культуре (11%);

стать более физически развитым (сильным, быстрым и т.п.) (12,3%); повысить уровень своей культуры (1,7%);

приобрести умения и навыки, необходимые в избранной профессии (4%). Рис. 2. Цели занятий по физической культуре для курсантов.

Количество 60 опрошенных

50 40 30 20 10 0

5

Причины

1

2

3

4

1 - усталость после учебы (50,7%);

2 - нет желания заниматься, интереса к данным занятиям (18%);

3 - не созданы условия, чтобы заниматься (15%);

4 - по болезни (11%);

5 - затрудняюсь ответить (5,3%).

Рис. 3. Причины, по которым курсанты не могут регулярно заниматься физической культурой и спортом.

По итогам нашего исследования выяснилось, что основными мотивами, которые стимулируют интерес к занятиям физической культурой и спортом, являются желание улучшить, укрепить свое здоровье, фигуру, а также приобретение уверенности в себе. Большой объем учебной информации, малое количество занятий по физической культуре приводят к нарушению работоспособности, хронической усталости, различным недомоганиям.

Изучая особенности мотивации к занятиям по физической культуре, мы проанализировали состояние курсантов вуза. Оказалось, что наблюдается динамика к четкому осознанию и обоснованности мотивации, курсантов побуждают внутренние либо со-

циальные причины, связанные с потребностью занять определенное место в системе отношений. У обучающихся 1-3 курсов прослеживаются стремление к всестороннему физическому развитию и неудовлетворенность имеющимся его уровнем. На последних курсах обнаруживается направленность на концентрацию своих сил для достижения поставленной цели.

В заключение заметим, что исследования мотивационно-ценностного отношения курсантов юридических специальностей к занятиям по физической культуре являются весьма актуальными, позволяют повысить качество образования и добиться улучшения профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кусакина Е.А., Нафиков Д.Г. Психологические аспекты формирования и развития профессионально значимых качеств будущих сотрудников подразделений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 2. С. 23.

2 См.: Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 2. С. 2.

3 См.: Профессионально важные качетва личности сотрудника уголовно-исполнительной системы / Под общ. ред. О.Н. Ракитской. Вологда, 2012. С. 3-4.

4 См.: Квалификационные характеристики выпускников Вологодского института права и экономики ФСИН России. Вологда, 2010. С. 3-4.

5 См.: Фефелов В.А., Генералов В.С., Королев Г.И. Модель специалиста ИУ (вопросы научно-методической разработки): Учеб. пособие. Рязань, 2000. С. 50.

6 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 2006. С. 4.

1 Sm.: Kusakina E.A., Nafikov D.G. Psihologicheskie aspekty formirovanija i razvitija professional'no znachimyh kachestv budushhih sotrudnikov podrazdelenij // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2012. № 2. S. 23.

2 Sm.: Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2010. № 2. S. 2.

3 Sm.: Professional'no vazhnye kachetva lichnosti sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy / Pod obshh. red. O.N. Rakitskoj. Vologda, 2012. S. 3-4.

4 Sm.: Kvalifikacionnye harakteristiki vypusknikov Vologodskogo instituta prava i jekonomiki FSIN Rossii. Vologda, 2010. S. 3-4.

5 Sm.: Fefelov V.A., Generalov V.S., Korolev G.I. Model' specialista IU (voprosy nauchno-metodicheskoj razrabotki): Ucheb. posobie. Rjazan', 2000. S. 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii. M., 2006. S. 4. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.