Научная статья на тему 'Взаимосвязь видов мотивов и знаний курсантов морских колледжей'

Взаимосвязь видов мотивов и знаний курсантов морских колледжей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / MOTIVES / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL EDUCATION / КУРСАНТЫ МОРСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов А. Б.

В статье представлены результаты многолетних исследований по проблеме взаимосвязи различных видов мотивов и знаний курсантов морских колледжей, осваивающих плавательные специальности, в связи с разработкой методики формирования профессионально-прикладной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисов А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONNECTION OF KINDS OF MOTIVES AND KNOWLEDGE OF NAVAL COLLEGES STUDENTS

The results of lasting many years researches in the problem of interconnections between diff erent kinds of motives and knowledge of naval colleges students mastering swimming specialities are presented in the paper. These researcles were undertaken in connection with the working out methods of forming professionalapplied physical education.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь видов мотивов и знаний курсантов морских колледжей»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ МОТИВОВ И ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ МОРСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Старший преподаватель А. Б. Борисов,

Новороссийская морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск.

Контактная информация для переписки: 353900, г. Новороссийск, ул. Видова, д. 165, кв. 186.

В статье представлены результаты многолетних исследований по проблеме взаимосвязи различных видов мотивов и знаний курсантов морских колледжей, осваивающих плавательные специальности, в связи с разработкой методики формирования профессионально-прикладной физической культуры.

Ключевые слова: мотивы, знания, профессионально-прикладная физическая культура, курсанты морских колледжей.

В исследованиях по психологическим особенностям мотивации человека к различным видам деятельности доказана эффективность формирования необходимой структуры мотивационно-потребностной сферы на основе когнитивного подхода, обусловливающего необходимость освоения индивидом определенного объема теоретических знаний об особенностях профессиональных функций [1, 3, 5, 6].

В связи с разработкой экспериментальной методики формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, осваивающих плавательные специальности, в ходе многолетних исследований изучались особенности их когнитивной и мотивационной сферы в следующих аспектах:

- взаимосвязь степени сформированности мотивов выбора профессии, а также мотивов в физкультурно-спортивной деятельности курсантов с уровнем физкультурно-спортивных знаний и знаний в области профессиональной деятельности;

- результаты множественного корреляционного анализа, отражающие влияние двух взаимосвязанных показателей (мотивов и знаний) в различных сочетаниях на уровень проявления третьего;

- результаты статистической обработки результатов предварительных исследований, определяющие взаимосвязь двух показателей при исключении влияния третьего.

Уровень профессиональных знаний и уровень знаний в области физической культуры курсантов И-1У курсов изучался на основе тестирования [2, 7, 8, 9].

Данные, характеризующие взаимосвязь мотивации к

различным видам деятельности и теоретической подготовленности курсантов, представлены в таблице 1.

Изучение результатов интеркорреляционного анализа позволило установить следующие научные данные в ходе обучения студентов на различных курсах:

- на втором курсе выявлена взаимосвязь между показателями мотивов выбора профессии (а) и уровнем профессиональных знаний (с) (r=0,264, Р<0,01);

- на третьем курсе установлена взаимосвязь между характеристиками мотивов выбора профессии (а) и уровнем профессиональных

знаний (с) (r=0,276, Р<0,01);

- на четвертом курсе существенная взаимосвязь выявлена между параметрами мотивов выбора профессии (а) и уровня профессиональных знаний (с) (r=0,297, Р<0,01) и 2-4 (r=0,192, Р<0,05).

Данные, характеризующие совместное влияние различных комбинаций изучаемых мотивационных и когнитивных показателей курсантов на параметры третьей характеристики, представлены в таблице 2.

Полученные результаты статистической обработки позволили выявить следующие достоверные взаимосвязи:

В группах студентов II курса:

- мотивы выбора профессии и мотивы в физкультурно-спортивной деятельности на уровень профессиональных знаний (r=0,277, Р<0,01);

- мотивы выбора профессии и уровень профессиональных знаний на уровень знаний в области физической культуры (r=0,282, Р<0,01);

- мотивы выбора профессии и уровень знаний в области физической культуры на уровень профессиональных знаний (r=0,281, Р<0,01);

- уровень профессиональных знаний и уровень знаний в области физической культуры на мотивацию выбора профессии (r=0,268, Р<0,01).

В группах студентов III курса:

- мотивы выбора профессии и мотивы в физкультурно-спортивной деятельности на уровень профессиональных знаний (r=0,258, Р<0,01);

72

№2 i 2011

Таблица 1

Интеркорреляции показателей мотивации и уровня знаний курсантов морских колледжей

№ п/п Показатели а (1) Ь (2) с (3) d (4)

II курс

1 Мотивы выбора профессии (а) (п=165) 0,089 0,264 0,120

2 Мотивы в физкультурно-спортивной деятельности (Ь) (п=165) 0,020 0,104

3 Уровень профессиональных знаний (с) (п=163) 0,078

4 Уровень знаний в области физической культуры и спорта (ф (п=163)

III курс

1 Мотивы выбора профессии (а) (п=152) 0,104 0,276 0,133

2 Мотивы в физкультурно-спортивной деятельности (Ь) (п=152) 0,097 0,153

3 Уровень профессиональных знаний (с) (п=150) 0,054

4 Уровень знаний в области физической культуры и спорта (ф (п=150)

IV курс

1 Мотивы выбора профессии (а) (п=160) 0,125 0,297 0,141

2 Мотивы в физкультурно-спортивной деятельности (Ь) (п=160) 0,131 0,192

3 Уровень профессиональных знаний (с) (п=158) 0,090

4 Уровень знаний в области физической культуры и спорта (ф (п=158)

Примечания: 1. Одной чертой подчеркнуты достоверные коэффициенты корреляции P<0,05.2. Двумя чертами подчеркнуты достоверные коэффициенты корреляции P<0,01.

Таблица 2

Множественные коэффициенты корреляции

ы с 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

у аЬс abd acd асЬ adb adc bcd Ьса bdc bda cdb cda

II 277 143 282 277 143 281 105 089 105 129 079 268

III 258 158 300 287 158 300 177 126 177 175 105 277

IV 309 173 318 309 173 318 223 159 223 216 144 301

Примечания: 1. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 2. Одной чертой подчеркнуты достоверные коэффициенты корреляции Р<0,05. 3. Двумя чертами подчеркнуты достоверные коэффициенты корреляции Р<0,01. 4. Совместное влияние двух показателей на результаты третьего:

1) гаьс - мотивы выбора профессии и мотивы в физкультурно-спортивной деятельности на уровень профессиональных знаний;

2) гаы - мотивы выбора профессии и мотивы в физкультурно-спортивной деятельности на уровень знаний в области физической культуры и спорта;

3) гао1 - мотивы выбора профессии и уровень профессиональных знаний на уровень знаний в области физической культуры;

4) гасЬ - мотивы выбора профессии и уровень профессиональных знаний на мотивацию в физкультурно-спортивной деятельности;

5) га1)Ь - мотивы выбора профессии и уровень знаний в области физической культуры на мотивацию в физкультурно-спортивной деятельности;

6) гаА. - мотивы выбора профессии и уровень знаний в области физической культуры на уровень профессиональных знаний;

7) гЬа1 - мотивы в физкультурно-спортивной деятельности и уровень профессиональных знаний на уровень знаний в области физической культуры;

8) гЬса - мотивы в физкультурно-спортивной деятельности и уровень профессиональных знаний на мотивы выбора профессии;

9) гМс - мотивы в физкультурно-спортивной деятельности и уровень знаний в области физической культуры на уровень профессиональных знаний;

10) гМа - мотивы в физкультурно-спортивной деятельности и уровень знаний в области физической культуры на мотивы выбора профессии;

11) Гхш - уровень профессиональных знаний и уровень знаний в области физической культуры на мотивацию в физкультурно-спортивной деятельности;

12) гс(1а - уровень профессиональных знаний и уровень знаний в области физической культуры на мотивацию выбора профессии.

№2 | 2011

73

Таблица 3

Парциальные (частные) коэффициенты корреляции

Курсы 1 аЬ(с) 2 аЬ(ф 3 асМ) 4 ас(Ь) 5 а^Ь) 6 А^с) 7 ЬсМ) 8 Ьс(а) 9 М(с) 10 Ь^а) 11 с^Ь) 12 с^а)

II 087 077 257 264 113 103 012 -004 103 094 077 047

III 081 085 272 269 119 124 090 071 149 141 040 018

IV 091 101 288 285 120 120 116 099 183 179 067 051

Примечания: 1. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 2. Одной чертой подчеркнуты достоверные коэффициенты корреляции Р<0,05. 3. Двумя чертами подчеркнуты достоверные коэффициенты корреляции Р<0,01. 4. Взаимосвязь двух показателей при исключении влияния на нее третьего:

1) гаЬ(с) - мотивов выбора профессии и мотивов в физкультурно-спортивной деятельности при исключении уровня профессиональных знаний;

2) гаЬМ - мотивов выбора профессии и мотивов в физкультурно-спортивной деятельности при исключении уровня знаний в области физической культуры и спорта;

3) гасМ - мотивов выбора профессии и уровня профессиональных знаний при исключении уровня знаний в области физической культуры;

4) гас(Ь) - мотивов выбора профессии и уровня профессиональных знаний при исключении мотивации в физкультурно-спортивной деятельности;

5) га11(Ь) - мотивов выбора профессии и уровня знаний в области физической культуры при исключении мотивации в физкультурно-спортивной деятельности;

6) гас1м - мотивов выбора профессии и уровня знаний в области физической культуры при исключении уровня профессиональных знаний;

7) гЬсМ - мотивов в физкультурно-спортивной деятельности и уровня профессиональных знаний при исключении уровня знаний в области физической культуры;

8) гЬс(а) - мотивов в физкультурно-спортивной деятельности и уровня профессиональных знаний при исключении мотивов выбора профессии;

9) гмм - мотивов в физкультурно-спортивной деятельности и уровня знаний в области физической культуры при исключении уровня профессиональных знаний;

10) гМ(а) - мотивов в физкультурно-спортивной деятельности и уровня знаний в области физической культуры при исключении мотивов выбора профессии;

11) г^(Ь) - уровня профессиональных знаний и уровня знаний в области физической культуры при исключении мотивации в физкультурно-спортивной деятельности;

12) гсф) - уровня профессиональных знаний и уровня знаний в области физической культуры при исключении мотивации выбора профессии.

- мотивы выбора профессии и уровень профессиональных знаний на уровень знаний в области физической культуры (г=0,300, Р<0,01);

- мотивы выбора профессии и уровень профессиональных знаний на мотивацию в физкультурно-спортивной деятельности (г=0,287, Р<0,01);

- мотивы выбора профессии и уровень знаний в области физической культуры на уровень профессиональных знаний (г=0,300, Р<0,01);

- уровень профессиональных знаний и уровень знаний в области физической культуры на мотивацию выбора профессии (г=0,277, Р<0,01).

В группах студентов IV курса:

- мотивы выбора профессии и мотивы в физкультурно-спортивной деятельности на уровень профессиональных знаний (г=0,309, Р<0,01);

- мотивы выбора профессии и уровень профессиональных знаний на уровень знаний в области физической культуры (г=0,318, Р<0,01);

- мотивы выбора профессии и уровень профессиональных знаний на мотивацию в физкультурно-спортивной деятельности (г=0,309, Р<0,01);

- мотивы выбора профессии и уровень знаний в области физической культуры на уровень профессиональных знаний (г=0,318, Р<0,01);

- мотивы в физкультурно-спортивной деятельности и уровень профессиональных знаний на уровень знаний в области физической культуры (г=0,223, Р<0,05);

- мотивы в физкультурно-спортивной деятельности и уровень знаний в области физической культуры на уровень профессиональных знаний (г=0,225, Р<0,05);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мотивы в физкультурно-спортивной деятельности и уровень знаний в области физической культуры на мотивы выбора профессий (г=0,216, Р<0,05);

- уровень профессиональных знаний и уровень знаний в области физической культуры на мотивацию выбора профессии (г=0,301, Р<0,01).

Данные, характеризующие взаимосвязь двух моти-вационных и когнитивных компонентов в различных сочетаниях, с исключением третьего, представлены в таблице 3.

В ходе изучения результатов корреляционного анализа установлены существенных взаимосвязи по следующим параметрам:

74

№2 | 2011

В группах студентов II курса:

- взаимосвязь мотивов выбора профессии и уровня профессиональных знаний при исключении уровня знаний в области физической культуры (r=0,257, Р<0,05);

- взаимосвязь мотивов выбора профессии и уровня профессиональных знаний при исключении мотивации в физкультурно-спортивной деятельности (r=0,264, Р<0,01).

В группах студентов III курса:

- взаимосвязь мотивов выбора профессии и уровня профессиональных знаний при исключении уровня знаний в области физической культуры (r=0,272, Р<0,01);

- взаимосвязь мотивов выбора профессии и уровня профессиональных знаний при исключении мотивации в физкультурно-спортивной деятельности (r=0,269, Р<0,01).

В группах студентов IV курса:

- взаимосвязь мотивов выбора профессии и уровня профессиональных знаний при исключении уровня знаний в области физической культуры (r=0,288, Р<0,01);

- взаимосвязь мотивов выбора профессии и уровня профессиональных знаний при исключении мотивации в физкультурно-спортивной деятельности (r=0,285, Р<0,01).

Таким образом, результаты предварительных исследований позволили установить особенности влияния учебно-воспитательного процесса в морских колледжах на различные личностные характеристики курсантов и определить направления совершенствования его организационных и содержательно-процессуальных компонентов с целью повышения уровня профессионально-прикладной физической культуры обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахметов, С. М. Теоретико-методологическая концепция преобразования процесса подготовки специалистов по физической культуре в системе СПО / С. М. Ахметов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 11. -С. 10-11.

2. Волненко, Ю. В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение уровня готовности к профессиональной деятельности / Ю. В. Волненко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. - № 8 (42). - 2008. - С. 25-28.

3. Голуб, С. Б. Профессиональное образование как социально-педагогическая проблема / С. Б. Голуб // Специалист. - 1999. - № 10. - С. 36-39.

4. Ендальцев, Б. В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография / Б. В. Ендальцев. - СПб. : Мин-во обороны Российской Федерации, 2008. - 198 с.

5. Кайнова, Э. Б. Профессиональное самоопределение личности / Э. Б. Кайнова // Абитуриент среднего профессионального учебного заведения. - 2001. - № 6. - С. 27-32.

6. Пилосян, Н. А. Формирование и особенности мотивации учебной деятельности у студентов / Н. А. Пилосян, Т. В. Черепанова // Физическая культура, спорт - наука и практика: научно-методический журнал. - Краснодар, 2008. - № 3. - С. 48-50.

7. Тютюник, Н. Н. Развитие личности студента / Н. Н. Тютюник // Специалист. - 2003. - № 2. - С. 17-18.

8. Физическая культура студента: учебник / под ред. В. И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2000. - 448 с.

9. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие / К. Д. Чермит. - М. : Советский спорт, 2005. - 270 с.

INTERCONNECTION OF KINDS OF MOTIVES AND KNOWLEDGE OF NAVAL COLLEGES STUDENTS

A. Borisov, Senior Teacher,

Novorossisk Admiral F. Ushakov Naval State Academy, Novorossisk.

Contact information for correspondence: 353900, Novorossisk , Vidov str., 165, Ar. 186.

The results of lasting many years researches in the problem of interconnections between different kinds of motives and knowledge of naval colleges students mastering swimming specialities are presented in the paper. These researcles were undertaken in connection

with the working out methods of forming professionalapplied physical education.

Key words: motives, knowledge, professional-applied physical education.

№2 l 2011

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.