Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровня профессиональной и физкультурно-спортивной подготовленности курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности'

Взаимосвязь уровня профессиональной и физкультурно-спортивной подготовленности курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУРСАНТЫ МОРСКИХ ВУЗОВ / ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомадов Руслан Абасович

В ходе многолетних исследований разрабатывалась педагогическая многокомпонентная модель процесса формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности. В контексте основных проективных установок экспериментальной работы одной из важных задач, от адекватного решения которой во многом зависели стратегия и тактика эффективного разрешения заявленной проблемы, является выявление характера взаимосвязей параметров личностных свойств и качеств, имеющих большое значение для успешного выполнения производственных обязанностей. В статье представлены данные исследования по проблеме формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских высших учебных заведений в контексте особенностей взаимосвязи параметров профессиональной компетентности, общей физической и профессионально-прикладной физической культуры. Полученные результаты позволяют сделать вывод о недостаточной эффективности учебного процесса по физическому воспитанию курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности, в контексте влияния на физкультурно-спортивную компетентность обучающихся, в том числе и в ее профессионально-прикладном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомадов Руслан Абасович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of the professional and physical culture and sportive readiness level among the cadets of marine institutions of higher education acquiring marine professions

During long-term researches the pedagogical multicomponent model of process of formation of basic professional and applied physical culture of cadets of the marine higher education institutions mastering swimming specialties has been developed. In a context of the main projective sets of experimental work one of the most important tasks on adequate decision of wich the strategy and tactics of effective solution of the declared problem in many respects depended, is detection of nature of interrelations of parameters of personal properties and the qualities which are of great importance for successful performance of production duties. The article presents the researches on a problem of formation of professional and applied physical culture among the cadets of marine higher educational institutions in a context of features interrelation of parameters of professional competence, the general physical and professional and applied physical culture. The received results allow drawing a conclusion on insufficient efficiency of educational process on physical training of cadets of the marine higher education institutions mastering swimming specialties, in a context of influence on physical culture and sports competence of trainees, including in its professional and applied aspect.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровня профессиональной и физкультурно-спортивной подготовленности курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности»

Контактная информация: ketrin7.89@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2013.

УДК 796.07+797.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Руслан Абасович Магомадов, старший преподаватель, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Аннотация

В ходе многолетних исследований разрабатывалась педагогическая многокомпонентная модель процесса формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности. В контексте основных проективных установок экспериментальной работы одной из важных задач, от адекватного решения которой во многом зависели стратегия и тактика эффективного разрешения заявленной проблемы, является выявление характера взаимосвязей параметров личностных свойств и качеств, имеющих большое значение для успешного выполнения производственных обязанностей. В статье представлены данные исследования по проблеме формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских высших учебных заведений в контексте особенностей взаимосвязи параметров профессиональной компетентности, общей физической и профессиональноприкладной физической культуры. Полученные результаты позволяют сделать вывод о недостаточной эффективности учебного процесса по физическому воспитанию курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности, в контексте влияния на физкультурно-спортивную компетентность обучающихся, в том числе и в ее профессионально-прикладном аспекте.

Ключевые слова: физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура, курсанты морских вузов, плавательные специальности, компетентность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p120-124

INTERRELATION OF THE PROFESSIONAL AND PHYSICAL CULTURE AND SPORTIVE READINESS LEVEL AMONG THE CADETS OF MARINE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION ACQUIRING MARINE PROFESSIONS

Ruslan Abasovich Magomadov, the senior teacher,

State Marine University named after Admiral F.F. Ushakov, Novorossiysk

Annotation

During long-term researches the pedagogical multicomponent model of process of formation of basic professional and applied physical culture of cadets of the marine higher education institutions mastering swimming specialties has been developed. In a context of the main projective sets of experimental work one of the most important tasks on adequate decision of wich the strategy and tactics of effective solution of the declared problem in many respects depended, is detection of nature of interrelations of parameters of personal properties and the qualities which are of great importance for successful performance of production duties. The article presents the researches on a problem of formation of professional and applied physical culture among the cadets of marine higher educational institutions in a context of features interrelation of parameters of professional competence, the general physical and professional and applied physical culture. The received results allow drawing a conclusion on insufficient efficiency of educational process on physical training of cadets of the marine higher education institutions mastering swimming specialties, in a context of influence on physical culture and sports competence of trainees, including in its professional and applied aspect.

Keywords: physical culture, professionally applied physical culture, cadet of marine institutions of higher education, marine professions, competence.

В ходе многолетних исследований разрабатывалась педагогическая многокомпонентная модель процесса формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности. В контексте основных проективных установок экспериментальной работы одной из важных задач, от адекватного решения которой во многом зависели стратегия и тактика эффективного разрешения заявленной проблемы, является выявление характера взаимосвязей параметров личностных свойств и качеств, имеющих большое значение для успешного выполнения производственных обязанностей [1, 2, 6].

Для теории и практики профессионально-прикладной физической культуры интерес представляют научно обоснованные данные о взаимосвязи уровня сформированности знаний о профессиональной, физкультурно-спортивной деятельности, особенностях формирования профессионально-прикладной физической культуры и мотивации к ним [3, 4]. В этой связи в ходе предварительных исследований изучались следующие показатели (рис.): а - знания в области профессиональной деятельности; Ь - мотивы к выбору профессиональной деятельности; с - знания в области физкультурно-спортивной деятельности; d - мотивы к физкультурно-спортивной деятельности; е - знания в области профессионально-прикладной физической культуры; f - мотивы в повышении уровня профессионально-прикладной физической культуры.

1 курс

2 курс

3 курс

Ь

с

а

е

4 курс

5 курс

Ь

с

а

е

6 курс

Примечание* - Р<0,05; ** - Р<0,01.

Рис. Взаимосвязь уровня знаний и мотивации курсантов к профессиональной, физкультурно-спортивной деятельности и профессионально-прикладной физической культуре

а

а

а

а

а

а

Для облегчения понимания содержания данной статьи были введены дополнительные понятия:

а+Ь - профессиональная компетентность;

с+а - физкультурно-спортивная компетентность;

е+:Г - компетентность в области профессионально-прикладной физической культуры.

Взаимосвязь вышеперечисленных компонентов изучалась на основе процедуры последовательного корреляционного анализа, результаты которого позволяют констатировать следующие научные факты.

В группе курсантов 1 курса выявлены достоверные взаимосвязи между показателями:

- мотивов и знаний в области профессиональной, общей физкультурноспортивной деятельности и физкультурно-спортивной деятельности в контексте профессионально-прикладной физической культуры;

- физкультурно-спортивной компетентности и компетентности в области профессионально-прикладной физической культуры.

Также выявлены достоверные значения обобщающего коэффициента множественной корреляции (г=0,192, Р<0,05), характеризующего взаимосвязь всех изучаемых компонентов.

Отсутствует существенная взаимосвязь между параметрами профессиональной и физкультурно-спортивной компетентности, а также блоками, характеризующими взаимообусловленность профессиональной компетентности в области физкультурноспортивной деятельности и физкультурно-спортивной компетентности с подготовленностью курсантов в области профессионально-прикладной физической культуры.

В группе курсантов 2 курса выявлена существенная взаимосвязь между показателями:

- мотивов и знаний в области профессиональной, физкультурно-спортивной деятельности и деятельности в области профессионально-прикладной физической культуры;

- физкультурно-спортивной компетентности и компетентности в области профессионально-прикладной физической культуры;

- между блоками, отражающими соответственно: взаимосвязь между профессиональной и физкультурно-спортивной компетентностью, а также физкультурноспортивной компетентностью и компетентностью в области профессиональноприкладной физической культуры;

- всех изучаемых компонентов (г=0.239, Р<0,05).

Отсутствуют достоверные взаимосвязи между блоками профессиональной и физкультурно-спортивной компетентности.

В группе курсантов 3 курса достоверные взаимосвязи установлены между параметрами:

- уровня знаний и мотивации в областях профессиональной, физкультурноспортивной деятельности, и деятельности по развитию профессионально-прикладной физической культуры;

- профессиональной и физкультурно-спортивной компетентности, а также физкультурно-спортивной компетентности и компетентности в области профессиональноприкладной физической культуры.

Не установлены существенные взаимосвязи между блоками, характеризующими взаимообусловленность профессиональной и физкультурно-спортивной компетентности; физкультурно-спортивной компетентности и компетентности в области профессионально-прикладной физической культуры, а также между всеми изучаемыми характеристиками.

В группе курсантов 4 курса существенная взаимосвязь установлена только между

уровнем освоения профессиональных знаний и мотивов к профессиональной деятельности.

В группе курсантов 5 курса существенная взаимообусловленность выявлена только между параметрами знаний и мотивации к профессиональной деятельности.

В группе курсантов 6 курса также достоверно взаимосвязаны только показатели, отражающие профессиональную компетентность.

Таким образом, полученные научные факты свидетельствуют о наличии следующих тенденций:

1. Снижение до недостоверного уровня, начиная с периода профессионального обучения на 3 курсе, взаимосвязи между блоками, характеризующими профессиональную и физкультурно-спортивную компетентность.

2. Отсутствие взаимосвязей, начиная с 4 курса, между блоками, характеризующими взаимообусловленность:

- блоков профессиональной и физкультурно-спортивной компетентности;

- блоков физкультурно-спортивной компетентности и компетентности в области профессионально-прикладной физической культуры;

- между блоками, отражающими взаимосвязь профессиональной и физкультурно-спортивной компетентности, а также физкультурно-спортивной компетентности и компетентности в области профессионально-прикладной физической культуры;

- между всеми изучаемыми характеристиками профессиональной, физкультурноспортивной компетентности и компетентности в области профессионально-прикладной физической культуры.

3. Увеличение уровня взаимосвязи между мотивами и знаниями в области профессиональной деятельности по мере перехода курсантов на более старшие курсы подготовки.

4. Наличие достоверных взаимосвязей физкультурно-спортивной компетентности и компетентности в области профессионально-прикладной физической культуры также только на 1 и 2 курса профессиональной подготовки.

Проведенный анализ позволил установить основные особенности взаимосвязи показателей профессиональной, физкультурно-спортивной компетентности и компетентности в области профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-6 курсов морских вузов и сформулировать следующие обобщения:

1. По мере увеличения продолжительности профессиональной подготовки уровень достоверности взаимосвязей между параметрами профессиональной, физкультурноспортивной компетентности, а также компетентности в области профессиональноприкладной физической культуры изменяется разнонаправлено:

- увеличивается в ходе профессиональной подготовки на 1 и 2 курсах;

- снижается до недостоверных значений с 3 года обучения в морских вузах.

2. Усиление взаимосвязей между показателями уровня знаний и мотивации к профессиональной деятельности обусловлено, по нашему мнению, высоким уровнем организации учебно-воспитательного процесса в морских вузах, а также значительным объемом общепрофессиональных, специальных и специализированных дисциплин по выбору курсантов на всех этапах обучения.

3. Уменьшение абсолютных значений коэффициентов корреляции, характеризующих взаимосвязь показателей компетентности курсантов в области общей и профессионально-прикладной физической культуры, является, на наш взгляд, следствием:

- уменьшения, начиная с 3 курса, объема учебных часов по дисциплине «Физическая культура»;

- отсутствия учебных занятий по физической культуре на 5 и 6 курсе. Данный факт вызывает недоумение в связи с имеющимися результатами научных исследований, доказывающими актуальность и, более того, насущную необходимость специально орга-

низованной физической и двигательной подготовки курсантов в периоды учебного процесса, предшествующие длительным морским плавательным практикам [5]. Этой же причиной, по нашему мнению, обусловлено наличие взаимосвязи между компетенциями курсантов в области общей и профессионально-прикладной физической культурой, установленное только у обучающихся 1 и 2 курсов.

Изучение результатов последовательного корреляционного анализа позволяет, по нашему мнению, сформулировать общий вывод - система обучения в морских вузах в целом позитивно влияет во всем периоде обучения только на показатели профессиональной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев, В.П. Человеческий фактор и профессиональная физическая подготовка специалистов морского флота / В.П. Афанасьев, А.М. Бояринов, М.В. Щодро // Эксплуатация морского транспорта. - 2006. - Вып. 45. - С. 164-168.

2. Борисов, А. Б. Физическая подготовленность курсантов морских колледжей как компонент профессионально-прикладной физической культуры / А.Б. Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 37-41.

3. Данченко, С. А. Профессиональная направленность моряков : учеб. пособие / С.А. Данченко. - Владивосток : Изд-во Мор. гос. ун-та, 2005. - 56 с.

4. Коровин, С.С. Функции профессионально-прикладной физической культуры / С.С. Коровин // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 2. - С. 44-46.

5. Кулекин, И. В. Состав приоритетных физических упражнений для курсантов-судоводителей в условиях длительной плавательной практики / И. В. Кулекин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 109-113.

6. Полухин, Е.А. Организация физической подготовки с профессиональноприкладной направленностью курсантов морских училищ на плавательной практике : дис. ... канд. пед. наук / Полухин Е.А. - Л., 1986. - 136 с.

REFERENCES

1. Afanasyev, V.P., Boyarinov, A.M. and Shchodro M.V. (2006), “Human factor and professional physical training of specialists of navy”, Operation of sea transport, Issue 45, pp. 164-168.

2. Borisov, A.B. (2011), “Physical readiness of cadets of sea colleges as component of professional and applied physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 37-41.

3. Danchenko, S. A. (2005) Professional orientation of seamen: manual, publishing house State Marine University, Vladivostok, Russian Federation.

4. Korovin, S.S. (1997), “Functions of professional and applied physical culture”, Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 44-46.

5. Kulekin, I.V. (2011), “Structure of priority physical exercises for cadets boat masters in the conditions of long swimming practice”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 109-113.

6. Polukhin, E.A. (1986), Organization of physical preparation with a professional and applied orientation of cadets of sea schools in swimming practice, dissertation, Leningrad, USSR.

Контактная информация: abasovich@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.