Речь, 2007. - 448 с.
4. Снетков, В.М. Модульная модель личности как вершины профессионального развития спортсмена II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № б (76). - С. 152-15б.
5. Уэллс, С. Босс многоликий. Найди стиль своего руководства I С. Уэллс. - СПб.
: Питер, 2002. - 25б с.
6. Fiedler, F. Leader Intelligence and Task Performance : A Test of a Multiple Screen Model I Fiedler F. & Leister A. II Organizational Behavior and Human Performance. - 1997. -Vol. 20. - Р. 11-14.
7. Osborn, R.N. Toward a Contextual Theory of Leadership I Osborn R.N., Hunt J. G. &Jauch R. II The Leadership Quarterly. - 2002. - Vol. 13. - Р. 797-837.
Контактная информация: my-internety@yandex.ru
УДК 796.07
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ МОРСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Александр Борисович Борисов, аспирант,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ),
Краснодар
Аннотация
В статье представлены данные многолетних исследований динамики параметров физической подготовленности курсантов морских колледжей, осваивающих плавательные специальности. В ней также изложены материалы, отражающие особенности развития основных физических качеств у курсантов различных курсов.
Ключевые слова: физические качества, физическая подготовленность, интегральные показатели, темпы прироста, курсанты морских колледжей.
PHYSICAL READINESS OF CADETS OF NAVY COLLEGES AS THE COMPONENT OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL CULTURE
Alexander Borisovich Borisov, the post-graduate student,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism,
Krasnodar
Annotation
Data of long-term researches of dynamics of parameters of cadets' physical readiness, studying in of the navy colleges and mastering swimming specialties, have been presented. Materials, reflecting features of the development of basic physical qualities among the cadets of various years of study, have also been expounded.
Keywords: physical qualities, physical readiness, integrated indicators, rates of increase, cadets of navy colleges.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе эффективной реализации организационно-методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессионально-прикладной физической культуры, существует целый ряд научно-исследовательских проблем, одной из которых является выбор параметров, определяющих успешность выполнения человеком его профессиональных функций [15]. Анализ научно-методической литературы по вопросам критериев профессиональной пригодности различных категорий работников плавательных специ-
альностей позволил определить ведущие производственные качества, к которым относится и определенный уровень развития физической подготовленности. В ходе исследований в целях определения актуального развития данных показателей у курсантов морских колледжей плавательных специальностей в условиях реализации традиционных программ профессиональной подготовки изучалась динамика параметров физической подготовленности в годичном цикле.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выбор контрольных упражнений с целью определения уровня физической подготовленности осуществлялся на основе данных научно-методической литературы [1,2,3,7,8], анализа рабочих программ по физическому воспитанию [9,12] и собственного педагогического опыта. В результате проведенной аналитической работы были подобраны контрольные упражнения, которые широко апробированы учеными [6,14] и соответствуют требованиям математической теории тестирования [4,5,10].
В ходе педагогического тестирования оценивались: 1. Максимальная мышечная сила: сгибание и разгибание рук в висе (кол-во); становая динамометрия (кг). 2. Динамическая выносливость: 6-минутный бег (м); плавание 100 м (с). 3. Статическая выносливость: вис на согнутых руках (с); угол в висе (с). 4. Динамическое равновесие: разница времени прохождения 5 м до и после вращательных нагрузок (с); разница прохождения 5 метров до и после вращательных нагрузок (см). 5. Статическое равновесие: сумма времени нерешительности после вращательных нагрузок (с); время поиска равновесного положения (с). 6. Скоростно-силовые качества: бег 100 м (с); прыжок в длину с места (см). 7. Гибкость: наклон вперед (см); выкрут в плечевых суставах (см).
Инструментальные методики «Вертикаль» и «Педограф» для изучения функции динамического и статического равновесия заимствованы из диссертации Е.А. Полухина [11]. Обработка полученных результатов производилась по общепринятым методикам [4,5,10]. Темпы прироста (Тпр., %) показателей изучаемых признаков вычислялись по унифицированной формуле S. Brody [13].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено на базах Ростовского-на-Дону морского колледжа им. Г.Я. Седова, Астраханского морского колледжа и морского колледжа при Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. В нем приняли участие курсанты II-IV курсов морских колледжей в количестве 477 человек (II курс - n=165; III курс -n=152; IV курс - n=160).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе изучения динамики параметров физической подготовленности курсантов использовались интегральные показатели, обобщенно характеризующие уровень развития основных физических качеств [4]. Для составления интегральных показателей была использована известная методика, базирующаяся на суммировании балльных оценок, полученных учащимися в отдельных контрольных упражнениях. При этом предварительно были разработаны шкалы относительной оценки результатов тестирования.
Данные, отражающие динамику интегральных показателей физической подготовленности курсантов II-IV курсов, представлены в таблице 1.
В ходе исследований изучался вопрос различий абсолютных значений интегральных показателей физической подготовленности между группами обучающихся различных курсов (табл. 2.).
Таблица 1
Достоверность изменений интегральных показателей физической подготовленности _______________курсантов морских колледжей в течение учебного года_________________
№ п/п Интегральные показатели (балл) Курс Этап М ±т 1 Р
1 Максимальная мышечная сила II Н 6,6 0,32 3,27 <0,01
К 8,2 0,37
III Н 8,7 0,35 2,37 <0,05
К 10,1 0,47
IV Н 11,6 0,42 1,38 >0,05
К 12,5 0,50
2 Динамическая выносливость II Н 7,3 0,33 3,27 <0,01
К 9,0 0,40
III Н 10,0 0,43 3,75 <0,001
К 12,0 0,51
IV Н 12,5 0,47 2,11 <0,05
К 14,0 0,53
3 Статическая выносливость II Н 5,0 0,26 4,76 <0,001
К 7,0 0,33
III Н 9,0 0,37 1,79 >0,05
К 10,0 0,42
IV Н 12,5 0,44 1,52 >0,05
К 13,5 0,49
4 Динамическое равновесие II Н 10,0 0,51 1,85 >0,05
К 11,5 0,63
III Н 12,0 0,48 2,78 <0,01
К 14,0 0,51
IV Н 13,0 0,51 1,97 >0,05
К 16,0 0,57
5 Статическое равновесие II Н 6,5 0,31 3,83 <0,001
К 8,5 0,42
III Н 9,0 0,36 1,79 >0,05
К 10,0 0,43
IV Н 11,0 0,39 1,75 >0,05
К 12,0 0,42
6 Скоростно-силовые качества II Н 7,0 0,34 3,65 <0,001
К 9,0 0,43
III Н 8,5 0,38 3,33 <0,01
К 10,5 0,47
IV Н 10,0 0,40 3,23 <0,01
К 12,0 0,47
7 Гибкость II Н 14,2 0,49 -3,97 <0,001
К 11,7 0,39
III Н 13,2 0,50 -4,84 <0,001
К 10,7 0,41
IV Н 11,5 0,41 -5,09 <0,001
К 8,7 0,37
Примечания: 1. Н - начало учебного года. 2. К - конец учебного года. 3. Подчеркнуты достоверные значения уровня Р. 4. Знак «-» характеризует более высокие среднегрупповые показатели в начале учебного года.
И, наконец, с позиций изучения влияния традиционных программ профессиональной подготовки на курсах плавательных специальностей на развитие основных физических качеств внимания заслуживают сравнительные данные, отражающие суммарные темпы прироста интегральных показателей физической подготовленности курсантов за
весь период обучения.
Таблица 2
Достоверность различий интегральных показателей физической подготовленности ___________________между курсантами 2-4 курса морских колледжей______________________
Начало учебного года Конец учебного года
№ п/п Интегральные показатели (балл) Ку хы
ПнШ idh.iv пн^ ПнШ Ш-нГУ IIh.IV
1 Максимальная мышечная сила <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001
2 Динамическая выносливость <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,01 <0,001
3 Статическая выносливость <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001
4 Динамическое равновесие <0,01 <0,001 <0,001 <0,01 <0,001
5 Статическое равновесие <0,001 <0,01 <0,001 <0,05 <0,001
6 Скоростно-силовые качества <0,01 <0,01 <0,001 <0,05 <0,05 ,0,001
7 Гибкость -<0,01 -<0,001 -<0,01 -<0,001
Примечания: 1. В таблице представлены только достоверные значения уровня Р. 2. Знак «-» характеризует более высокие среднегрупповые показатели у курсантов младших курсов.
В порядке убывания значения интегральных показателей расположились следующим образом: скоростно-силовые качества (64,3%); динамическая выносливость (52,9%); статическая выносливость (51,5%); динамическое равновесие (50,4%); статическое равновесие (45,9%); максимальная мышечная сила (44,0%). Обращают внимание максимальные параметры, имеющие отрицательные значения интегральных показателей гибкости (-67,9), что, по нашему мнению, заслуживает особого беспокойства ученых и педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ динамических особенностей изучаемых показателей позволил установить следующие научные факты, обусловливающие необходимость их учета в процессе физического воспитания:
1. Уменьшение количества интегральных показателей физической подготовленности, которые улучшились в годичном цикле по мере перехода курсантов на более старшие курсы профессиональной подготовки.
2. Снижение уровня развития гибкости на всех курсах обучения.
3. Достаточную лабильность показателей физической подготовленности курсантов, обусловленную позитивными влияниями внешней среды, в том числе и восприятием к педагогическим воздействиям.
4. Преимущество студентов более старших курсов по сравнению с младшими курсантами по уровню развития показателей физической подготовленности, имеющих более лабильные онтогенетические свойства, что обусловлено стажем профессиональной подготовки и их востребованностью в процессе освоения теоретических знаний, а также умений и навыков выполнения производственных, как правило, рабочих практических функций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аршинник, С. П. Кроссовая подготовка в общеобразовательной школе : учеб. пособие / С.П. Аршинник, В.И. Тхорев ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2008. - 60 с.
2. Бриллиантова, О. О. Нормирование объемов нагрузок на академических занятиях по физической культуре для студентов вузов в различные сезоны года : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Бриллиантова О.О. ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2009. - 154 с.
3. Витковский, З. Координационные способности в футболе: диагностика, прогнозирование развития, тренировка / З. Витковский, В.И. Лях // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 28-31.
4. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие / В.Е. Гмурман. - 12-е изд., перераб. - М. : Высшее образование, 2007. - 478 с.
5. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учеб. пособие для вузов физ. культуры / В.П. Губа [и др.]. - 2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
6. Дворкин, Л. С. Физическое воспитание студентов : учебное пособие / Л.С. Дворкин, К. Д. Чермит, О.Ю. Давыдов ; под общ. ред. Л.С. Дворкина. - Ростов-на-Дону : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2008. - 700 с.
7. Демьяненко, Ю. К. Опыт мониторинга физической подготовленности ежегодного пополнения армии и флота / Ю.К. Демьяненко, В.П. Гилев, П.В. Пупков // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 7. - С. 29.
8. Козлов, И. С. Методика развития общей выносливости у студентов нефизкультурных вузов / И. С. Козлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 30-34.
9. Литвинов, Е. Программа по физическому воспитанию / Е. Литвинов, А. Шле-мин // Спорт в школе. - 2006. - № 22. - С. 3-4.
10. Михайлина, Т. М. Элементы теории вероятности и математической статистики : учеб. пособие для высш. учеб. заведений физ. культуры / Т.М. Михайлина. - Краснодар : [б.и.], 2004. - 164 с.
11. Полухин, Е.А. Организация физической подготовки с профессиональноприкладной направленностью курсантов морских училищ с учетом особенностей плавательной практики (на примере инженеров-судоводителей) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Полухин Евгений Александрович ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лес-гафта. - Л., 1987. - 24 с.
12. Семенов, Л.А. Содержание и нормативные основания оценки физической подготовленности при проведении мониторинга / Л. А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 6. - С. 16-20.
13. Сирис, П. З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена / П.З. Сирис // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 9-22.
14. Чернышенко, Ю. К. Результаты мониторинга физического состояния учащихся г. Краснодара в 2005-2006 учебном году / Ю.К. Чернышенко, Т. А. Банникова ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2006. - 213 с.
15. Шафран, Л. М. Теория и практика профессионального психофизиологического отбора моряков / Л.М. Шафран, Э.М. Псядло. - Одесса : Фешкс, 2008. - 292 с.
Контактная информация: chemyshenko@kgafk.ru
УДК 159.9.072
ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К РЕЛИГИИ
Антонина Николаевна Бражникова, кандидат психологических наук, доцент, Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского (БГУ)
Аннотация
Отношение современной молодежи к религии рассматривается как уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что, несмотря на рост религиозности у молодых людей наблюдается стихийный характер приобщения к ее обрядам, а также несформированность представлений о религиозной вере.
Ключевые слова: современная молодежь, отношение к религии, Бог, религиозные обряды, нравственный идеал.