and practice], 2013, no. 4, pp. 11-14(in Russian).
14. Runaew Y. Cossacks as a socio-ethnic group: Genesis, traditions, perspectives. Extended abstract of Doktor's thesis. Stavropol, 1999, 50p. ( in Russian).
15. Sarkisian T. N. Spiritual heritage of Kuban Cossacks. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2009, 48 p.( in Russian).
16. Solenova R. I. Preparation and adaptation of children 6-8 years of learning in a secondary school by means of physical education. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 1999, 24p. ( in Russian).
17. Fomina N. A., Karpukhina S. V. Physical education of preschool children on the basis of an integrated approach. Aktualnye problem ipute sovershenstvovaniyphezichesro-go vospitaniydetey doshkolnogo vozrasta: sbornik trudov vserossyskoy nauchnoy konferencee [Actual problems
and ways of improvement of physical education of preschool children]. Volgograd, FGBOU VPO "VSAPC", 2012, pp. 51-56 ( in Russian).
18. Chernyshenko J. K. Scientific and pedagogical foundations of innovation in the system of physical education of preschool children. Extended abstract of Doktor's thesis. Krasnodar, 1998, 50 p. ( in Russian).
19. Chernyshenko Y. K. Innovative ways of improving the system of physical education of children of preschool and younger school age. Fizicheskaya kul'tura, sport -nauka i praktika (Physical culture, sport - science and practice), 2011, no. 4, pp. 20-25 (in Russian).
20. Yarovoy A. V. the Use of elements of traditional culture in the modern educational process. Dekarevskie chteniy [Dicarevque reading]. Krasnodar, LLC the RITZ World of Kuban", 2005, no 11, pp.13-18 ( in Russian).
УДК 796.07
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта А. Б. Медников,
Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар.
Контактная информация для переписки: 350005, Россия, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128, [email protected]
в ходе анализа научно-методической и специальной литературы выявлены недостатки в уровне профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников полиции, обусловливающие возникновение ситуации риска для состояния их здоровья и жизни. в процессе экспериментальной работы изучены особенности динамики показателей физической подготовленности 171 курсанта полиции 1-3 курсов Краснодарского университета МвД России и прогностическая ценность первичного теста оценки двигательных способностей. в ходе анализа научно-методической литературы выделено четыре принципа развития физических качеств: единство формы
и содержания, иерархичность, специализация и сопряженность развития. Представлена характеристика содержания методики педагогического контроля общей физической подготовленности курсантов, включающей контрольные упражнения для оценки уровня развития гибкости, координационных способностей, силы и силовой выносливости. На основе анализа результатов тестирования изложены данные, отражающие особенности динамики показателей физической подготовленности курсантов 1-3 курсов на базовом этапе профессиональной подготовки. выявлены проблемы в уровне физической подготовки обучающихся. Основной из них является наличие
позитивных изменений по показателям координационных способностей и общей физической подготовленности только у курсантов 3 курса. Наименее эффективным оказался процесс физической подготовки в ходе второго года обучения. Установлено, что самым информативным показателем, обладающим высокой степенью прогностичности, является результат курсантов в контрольном упражнении «выпрыгивание вверх с поворотом на 180°».
Ключевые слова: физическая подготовленность; курсанты образовательных организаций МВД России; контрольные упражнения; физические качества; динамика показателей физической подготовленности.
введение. Анализ последствий чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников, указывает на неполное соответствие профессионально-прикладной физической подготовленности личного состава полиции требованиям к их профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Многие сотрудники не могут эффективно применять физическую силу при пресечении противоправных действий, уступая правонарушителям в ситуациях как противоборства, так и преследования.
Формирование в ходе профессиональной подготовки прикладных двигательных умений и навыков нацелено на развитие у курсантов способности к длительному поиску или быстрому преследованию на местности; задержанию правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление; силовому единоборству с вооруженным или невооруженным преступником.
Результаты анализа научно-методических публикаций позволяют выделить четыре основных принципа развития физических качеств [1]:
- единство формы и содержания (развитие физических качеств одновременно с овладением техникой изучаемого движения);
- иерархичность (сбалансированная взаимосвязь физических качеств в процессе их развития с наличием, как правило, системообразующего качества, определяющего результативность освоения изучаемого двигательного действия);
- специализация (специализированное развитие физических качеств в зависимости от специфических условий профессиональной деятельности);
- сопряженность развития физических и психомоторных качеств.
При этом физические качества в основе своей едины для всех видов двигательной деятельности скорост-но-силового характера:
- быстрота - совершение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени;
- сила - вся совокупность развиваемых усилий мышц - предельных, распределенных, дозированных - в конкретных условиях (статическая и динамическая сила);
- взрывная сила - быстрота развития максимального усилия в минимальное время;
- общая выносливость - продолжительность выполнения разнохарактерной работы, вовлекающей в действия многие группы мышц;
- скоростно-силовая выносливость - заданная скорость и развиваемые усилия, продолжительность выполняемой работы и ее сохранение при утомлении;
- активная гибкость - выполнение двигательных действий с необходимой амплитудой движений, совершаемых за счет напряжения собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав;
- ловкость - точность воспроизведения параметров движения, их координации и перестройки.
По определению Н. А. Бернштейна [2], ловкость есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно (адекватно точно); быстро (в запланированный промежуток времени); рационально (целесообразно и экономично); находчиво (в соответствии со сложившимися условиями и инициативно).
Ловкость борца специфична, ибо борьба требует хорошей пространственной ориентировки. В борьбе, в силу ее яркой скоростно-силовой окрашенности, большое значение имеет также способность сохранять динамическое равновесие.
В образовательных организациях системы МВД России в ходе педагогического контроля общей физической подготовленности используются как общепринятые тесты системы «Еврофит», так и специально разработанные программы [3].
Тестирование и оценка гибкости
1. «Наклон сидя». Оценка подвижности в тазобедренном суставе, выполняется из и. п. - сидя на полу, ноги вместе, упор ногами в прямоугольный ящик, на котором лежит линейка, нулевая отметка выступает за край в сторону испытуемого на 15 см. Испытуемый наклоняется вперед, стараясь коснуться отметки на линейке, задержаться на 3 секунды.
2. «Измерение гибкости позвоночного столба». И. п. - лежа на полу лицом вниз, держать гимнастическую палку как можно выше, подбородок от пола не поднимать, концы палки держать крепко и удержать ее в крайнем положении 3 с. Измеряется расстояние от пола до палки.
3. «Прогнуться из и. п. лежа на полу лицом вниз» -ноги вместе зафиксированы, руки сцеплены за шеей, поднять подбородок как можно выше, задержать 3 с. Измеряется расстояние от пола до подбородка.
Тестирование и оценка координационных способностей
1. Челночный бег 10x10 м - оценка и контроль скоростных и координационных качеств.
2. Реагирующая способность (скорость реакции). Тест «ловля линейки» - И. п. - стоя, в согнутой в локтевом суставе (правой) левой руке удержать линейку на нулевой отметке у мизинца, по сигналу отпустить линейку и как можно быстрее поймать падающую линейку. Определяется средний результат из трех попыток.
3. Определение вестибулярной устойчивости по второй и третьей модификации пробы Ромберга. Про-
ба Ромберга № 2 - пяточно-носочная поза. Испытуемый ставит ступни на одну линию: пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты, руки в стороны. Определяется время устойчивости в этой позе. Проба Ромберга № 3 - поза «аист». Испытуемый стоит на одной ноге, другая согнута под прямым углом (90°), прижата к коленному суставу, руки вперед, глаза закрыты. Фиксируется время сохранения устойчивого положения.
4. Способность к ориентации в пространстве. Тест «попади в цель» - испытуемый выполняет броски баскетбольного или резинового мяча обычным для него способом в обруч. Обруч расположен горизонтально на полу, на расстоянии - 5 м, диаметр - 80-90 см. Фиксируется количество попаданий из 10 попыток.
Определение силы и силовой выносливости
Тест «сгибание и разгибание туловища за 30 с» (количество). И. п. - лежа на спине, ноги, согнуты в коленях, фиксированы, пятки на расстоянии 30 см от ягодиц, руки скрестно перед грудью, обхватить середину плеч. В течение 30 с необходимо выполнить максимальное число повторений подъема туловища, локтями коснуться коленей. Тест можно выполнять в парах (один испытуемый удерживает ноги в области голеностопного сустава).
Тест «прыжок в длину с места» - определение ско-ростно-силовых качеств (взрывная сила). Упражнение выполняется на полу в обуви, обеспечивающей плотное с ним сцепление, или на гимнастическом мате от линии старта. На полу или гимнастическом мате делаются отметки - через 10 см от линии старта. И. п. -«старт пловца», приседая руки отвести назад, взмах руками вперед - вверх - назад, оттолкнуться как можно сильнее и прыгнуть вперед, результат фиксируется из двух лучших попыток в сантиметрах.
Анализируя характер используемых упражнений для оценки общей физической подготовки (ОФП), необходимо отметить, что большинство из них, как пра-
вило, выполняется без ограничения времени и в них отсутствуют задания для оценки динамической устойчивости, значимой для специальной физической подготовки сотрудников полиции. Кроме того, по первичному тестированию, даже в случае очень высоких показателей, трудно предсказать уровень будущей общей физической подготовленности сотрудников после трехлетней профессиональной подготовки.
С учетом изложенного, задачами исследования явилось установление особенностей динамики физической подготовленности курсантов и прогностичной ценности упражнений первичного теста двигательных способностей.
Методика. В работе оценивались особенности и уровень развития координации движений, скоростно-силовой выносливости и пространственной ориентировки у абитуриентов Краснодарского университета МВД (171 человек мужского пола в возрасте 17-18 лет).
При поступлении на учебу испытуемые выполняли следующие тесты.
1. Из основной стойки наклоны вперед до касания (земли) пола руками.
2. Из положения лежа на спине ноги вместе, руки вверх. Касание кистями носков ног.
3. Из основной стойки упор присев - упор лежа -упор присев - исходное положение.
4. Упражнение для оценки общей подвижности нервной системы: хлопки ладонями вытянутых рук от бедра над головой.
5. Из основной стойки выпрыгивание вверх с поворотом через левое плечо на 1800, после возврата в основную стойку - прыжок с поворотом через правое плечо. Во всех случаях учитывается количество выполненных заданий за 30 секунд. Тем самым первичная оценка двигательных способностей проводится в условиях дефицита времени выполнения упражнений.
Далее показатели физической подготовленности
Таблица
Соотношение и динамика показателей физической подготовленности у курсантов КрУ МвД в ходе первичной оценки двигательных способностей (M±m)
Показатели Курс высокий уровень (п=38) Низкий уровень (п=28) t
Координация 1 5,87 ± 0,29 5,25 ± 0,32 1,44
2 6,42 ± 0,27 5,57 ± 0,34 1,97
3 7,01 ± 0,26 5,98 ± 0,30 2,63*
Динамическая устойчивость 1 5,79 ± 0,27 4,89 ± 0,26 2,41*
2 6,25 ± 0,26 5,29 ± 0,29 2,46*
3 7,01 ± 0,26 5,98 ± 0,30 2,63*
Общая выносливость 1 5,68 ± 0,29 4,82 ± 0,32 2,00*
2 5,89 ± 0,28 5,18 ± 0,32 1,70
3 6,59 ± 0,28 5,71 ± 0,34 1,97
Общая физическая подготовленность 1 6,24 ± 0,25 5,55 ± 0,34 1,61
2 6,68 ± 0,25 5,89 ± 0,33 1,92
3 7,37 ± 0,25 6,32 ± 0,35 2,45*
Примечание: * Р<0,05.
№3 I 2015
29
(ОФП, координации, динамической устойчивости и общей выносливости в беге на 1000 метров) фиксировались последовательно у студентов 1-3 курсов и дифференцировались в зависимости от статистически различного уровня первичной оценки двигательных способностей методом сигмальных отклонений (высокого, среднего и низкого).
Результаты. Согласно полученным данным, от 1 курса к 3 курсу показатели физической подготовленности курсантов с высоким и низким уровнем первичной оценки двигательных способностей улучшаются, что указывает на достаточно хорошо структурированную систему учебного процесса по физической подготовке (табл.).
Анализ полученных результатов позволяет констатировать следующие научные факты: от 1 курса по 2 курс показатель ОФП у курсантов с высоким исходным уровнем первичной оценки двигательных способностей улучшается на 7,2%, координации - на 9,4%, динамической устойчивости - на 8,0% и общей выносливости - на 3,7%; у курсантов с низким исходным уровнем первичной оценки двигательных способностей соответственно на 6,1%, 6,1%, 8,0% и 7,4%.
При этом установлены следующие проблемы. Так, достоверные и позитивные различия в уровне развития показателей координации и ОФП в зависимости от исходного уровня первичной оценки двигательных способностей выявлены только у обучающихся 3 курса. У курсантов 2 курса по сравнению с обучающимися 1 курса изменения всех исследуемых показателей оказались недостоверны. По нашему мнению, полученные результаты свидетельствуют о действии закона исходного уровня, в соответствии с которым лица, изначально имеющие высокий исходный уровень первичной оценки двигательных способностей, характеризуются более низкими значениями их темпов прироста по сравнению с занимающимися физкультурно-спортив-ной деятельностью, имеющими низкий исходный уровень изучаемых показателей. Результаты курсантов с низким исходным уровнем развития показателей двигательных способностей также достаточно сложно улучшить, так как они лимитированы их биологическими индивидуальными особенностями.
Данное объяснение подтверждается тем фактом, что основная масса курсантов со средним исходным уровнем двигательных способностей (105 человек) последовательно достоверно улучшает все исследуемые показатели от курса к курсу. При этом показатель ОФП улучшается на 8,4% (Р<0,05), координации - на 10,9% (Р<0,05), динамической устойчивости - на 10,6% (Р<0,05) и общей выносливости - на 12,2% (Р<0,05).
Таким образом, наименьшая результативность процесса реализации программы физической подготовки курсантов установлена на 2 курсе.
Изучение прогностичности упражнений, использованных при первичной оценке двигательных способностей обучающихся, позволило констатировать, что самым информативным оказался показатель в выпрыгивании вверх с поворотом на 180 градусов, результаты которого положительно коррелируют со всеми показателями физической подготовленности на всех трех курсах профессиональной подготовки, а также с параметрами быстроты формирования неспецифического двигательного навыка (Р<0,05).
Резюме. Результаты анализа научно-методической литературы свидетельствуют о том, что условия выполнения профессиональной деятельности требуют от сотрудников полиции высокого уровня общей и специальной физической подготовленности, особенно в ситуациях насильственного пресечения правонарушений и силового задержания или захвата преступников. В то же время в ходе исследований установлено противоречие между этими требованиями и уровнем реального проявления физической подготовленности курсантов. Подтверждением этому являются установленные научные факты, свидетельствующие о том, что даже на 3 курсе профессиональной подготовки показатели обучающихся в контрольных упражнениях не превышают 75% от максимально возможного результата в тестах. Успешное разрешение данного противоречия целесообразно связывать с поиском путей улучшения научно-методического обеспечения учебного процесса на 2 курсе обучения в образовательных организациях МВД России.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 139185.
2. Витютнев, Е. Е. Классификация боевых приемов раздела специальной физической подготовки сотрудников ОВД и ведущие физические качества, обуславливающие их выполнение в профессиональных ситуациях / Е. Е. Витютнев, К. Ю. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. -№ 3. - С. 28-32.
3. Витютнев, Е. Е. Технология оценки уровня общей физической подготовленности курсантов вузов МВД -будущих сотрудников специальных подразделений полиции на специализированном этапе профессиональной подготовки / Е. Е. Витютнев // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 1. -С. 6-12.
4. Епифанцев, А. А. Оценка здоровья и физической подготовленности курсантов образовательных учреждений МВД России: учебное пособие / А. А. Епифанцев, А. Б. Медников, О. Г. Лызарь. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2009. - С. 59.
5. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте / Кретти Б. Дж. - М., 1987. - С. 111-112.
DYNAMICS OF PHYSICAL TRAINING INDEXES OF POLICE CADETS DURING LEARNING PROCESS AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Mednikov A. B., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Physical Training and Sports Department, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Contact information for correspondence: 350005, Krasnodar city, Yaroslavskaya str., 128, [email protected]
During the analysis of scientific, methodical and special literature the shortcomings of the level of professional and applied physical fitness of police officers causing emergence of a situation of risk for a condition of their health and life were revealed. In the course of experimental work features of dynamics of physical fitness indicators of 171 police cadets of 1-3 courses of study of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the predictive value of primary test of motive abilities assessment were studied. The characteristic of the content of pedagogical control technique of the general physical fitness of cadets including control exercises for an assessment of a level of development of flexibility, coordination abilities, strength and power endurance is submitted. On the basis of the analysis of testing results the data reflecting features of dynamics of physical fitness indicators of cadets of 1-3 courses at the basic stage of vocational training were stated. Problems of physical training level of cadets were revealed. The main of them is the presence of positive changes on indicators of coordination abilities and general physical fitness only at cadets of the 3rd year of study. The process of physical training at cadets of the 2nd year of study appeared the least effective. It is established that the most informative indicator having a high degree of predictability is the result of cadets showed in control exercise «jumping up with turnaround».
Keywords: physical training, cadets, control exercises, physical qualities, dynamics of physical training indexes.
References:
1. Bernshtein N. A. About dexterity and its development. Fizkul'tura i sport [Physical education and sport], Moscow, 1991, pp. 139-185 (in Russian).
2. Vitiutnev E. E., Chernyshenko K. lu. Classification of combat techniques in section of special physical training of law enforcement officers and leading physical qualities that contribute to their performance in professional situations. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical education, Sport - Science and Practice], 2013, no 3, pp. 28-32 (in Russian).
3. Vitiutnev E. E. Assessment technology of students' general physical preparedness level in universities of the Ministry of internal Affairs - future employees of the special police units in a specialized phase of physical training. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical education, Sport - Science and Practice], 2014, no 1, pp. 6-12 (in Russian).
4. Epifantsev A. A., Mednikov A. B., Lyzar' O. G. Otsen-ka zdorov'ia i fizicheskoi podgotovlennosti kursantov obrazovatel'nykh uchrezhdeniiMVD Rossii [Cadets health and physical fitness assessment in Russian educational institutions of MIA]. Krasnodar, Krasnodarskii universitet MVD Rossii, 2009, 59 p. (in Russian).
5. Kretti B. Dzh. Psikhologiia v sovremennom sporte [Psychology in modern sport]. Moscow, 1987, pp. 111-112 (in Russian).
№3 l 2015
31