Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.04.2017
УДК 378.1
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МОРСКИХ
КУРСАНТОВ
Елена Петровна Шарина, кандидат педагогических наук, доцент, Валерия Владимировна Чумаш, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и
сервиса, (ВГУЭС), г. Владивосток; Наталья Анатольевна Москальонова, доцент, Людмила Васильевна Лагутенко, старший преподаватель, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (МГУ им. адм. Г.И. Невельского),
г. Владивосток
Аннотация
Подготовка высококвалифицированных специалистов для мирового флота, компетентность, надежность и состояние здоровья которых должны соответствовать международным требованиям, является основной задачей профессионального морского образования. Внутреннее желание и интерес к занятиям у каждого курсанта является одним из важнейших мотивационно-потребностных компонентов, составляющих структуру активности занятий физической культурой и спортом. Авторы считают, что применение модульной программы по дисциплине «Физическая культура», получения оценки с помощью балльного рейтинга, современной методики функционального тренинга, развивающей прикладные физические качества, и личной заинтересованности каждого занимающегося, повысят мотивацию к физкультурным занятиям, а также профессионально-прикладную физическую подготовленность курсантов морских вузов к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: морские курсанты, профессиональная деятельность, профессионально-прикладная физическая подготовка, мотивационный компонент, балльно-рейтинговая система оценивания.
METHOD OF FORMATION OF MOTIVATION TO PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING AMONG MARINE CADETS
Elena Petrovna Sharina, the candidate of pedagogy sciences, senior lecturer, Valeria Vladimi-rovna Chumash, the senior lecturer, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok; Natalia Anatolyevna Moskalyonova, the competitor, senior lecturer, Lyudmila Vasilievna Lagutenko, the senior lecturer, Maritime State University named after Admiral
G.I. Nevelsky, Vladivostok
Annotation
Training of highly qualified specialists for the international fleet, competence, reliability and health condition of which should correspond to the international requirements, is the main task of professional Maritime education. Internal desire and interest in each cadet is one of the most important motivational requirements of the components comprising the structure of activity of physical culture and sports. The authors believe that the use of the modular program for the discipline "Physical culture" for the grade by using a point rating, modern methods of functional training, developmental for the applied physical qualities and the personal interest of each student will increase the motivation for physical activities, professionally-applied physical training of cadets of Maritime universities for future professional activity.
Keywords: sea cadets, professional activities, professionally-applied physical training, motivational component, point-rating system of evaluation.
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей профессионального морского образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентность, надежность и состояние здоровья которых должны соответствовать международным требованиям. Согласно Между-
народной Конвенции ПДНВ 78/95 о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (с Манильскими поправками 2010 г.) такой специалист должен иметь определенный минимум состояния здоровья и психофизической подготовленности.
Профессиональная деятельность морских специалистов характеризуется специфическими особенностями, такими как нервно-эмоциональная напряженность, сложные метеорологические условия, частая смена климатических зон, ограниченная подвижность, единая зона труда и отдыха, длительное воздействие на организм шумов и вибрации. Для выполнения работы в этих условиях необходим определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма, без которых освоение избранной специальности невозможно [1, 3].
Р.А. Магомадов (2013) в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры специалиста одной из важнейших ее составляющих считает социально-психологический (мотивационно-потребностный) компонент, во многом «определяющий уровень развития данного личностного феномена».
Цель нашего исследования - изучение эффективности методики формирования мотивационно-потребностных установок морских курсантов на физкультурные занятия и применения современных средств и методов физической культуры для повышения их психофизической работоспособности, развития прикладных физических качеств.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 2013 г. в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского был проведен социологический опрос курсантов 2-3 курсов судоводительского и электромеханического факультетов (всего 120 чел.), уже прошедших учебную плавательную практику и получивших практический опыт работы в море, с целью разработки новых методов для улучшения их базовой профессионально-прикладной физической подготовленности и формирования мотивации к физкультурным занятиям.
На основании полученных данных была разработана методика по физической культуре для курсантов 1-3 курсов с мотивационной и профессионально-прикладной физической направленностью. Она включала 5 модулей: теоретический, методико-практический, учебно-тренировочный, контрольный и блок самостоятельных занятий.
Теоретический модуль: курс лекций с презентациями по физической культуры, основам здорового образа жизни, прикладной физической подготовки для работы в экстремальных условиях моря. В каждом семестре курсанты сдавали тесты по теории физической культуры, что способствовало осмыслению курсантами основ физической культуры.
Методико-практический модуль заключался в методико-практических и лабораторных занятиях. Тематика данных занятий включала как общеоздоровительные темы (например: «Определение биологического возраста», «Уровень физического состояния человека»), так и темы, связанные с будущей профессиональной деятельностью (например: «Определение профессионально важных психических и физических качеств морского специалиста», «Профессиограмма электромеханика»).
Учебно-тренировочный раздел был ориентирован на общефизическую и профессионально-прикладную физическую подготовку для работы в море с применением функционального тренинга (различные варианты).
В выборе средств мы придерживаемся мнения об акцентированном внимании развития выносливости и силовых качеств в режиме функционального тренинга как одних из основных профессионально-прикладных качеств. Выбор методики функционального тренинга был обусловлен тем, что мы считаем эти качества наиболее отстающими у курсантов нашего учебного заведения, а также применение современных спортивных методик должно вызвать интерес к физкультурным занятиям.
Функциональный тренинг отличается от обычных занятий в самих упражнениях, которые способствуют работать с несколькими физическими качествами. Такой вид тре-
нировки подразумевает работу, которая постоянно требует движения.
Усложнение функциональных нагрузок осуществляется не за счёт увеличения используемого веса, а при помощи усложнения выполняемых движений. Программа тренировок должна быть составлена таким образом, чтобы позволяла в одинаковом темпе развивать силу, выносливость, реакцию, гибкость и координацию. При распределении силовой и кардио нагрузки в начале мы использовали пропорции 70-30%, но в дальнейшем, чтобы организм не адаптировался к определенному виду нагрузки, коэффициенты варьировались.
Контрольно-нормативный раздел включал итоговое тестирование по основам теории, оценку за выполнение методико-практической работы и оценку за выполнение нормативов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке с применением балльно-рейтинговой системы (БРС) оценивания. Оценка по БРС состоит из общего количества баллов за обязательное посещение занятий по физической культуре, баллов за выполнение контрольных нормативов (каждый норматив имеет свою «стоимость»). Дополнительные баллы курсант может получить за превышение оценки «отлично», участия в различных физкультурно-спортивных мероприятиях и выполнение спортивных разрядов.
Блок самостоятельных занятий. День каждого курсанта начинается с выполнения утренней гимнастики. Для данных занятий были разработаны методические рекомендации по определенному виду физкультурно-спортивной деятельности. Повышению интереса к самостоятельным физкультурным занятиям курсантов способствовало строительство на территории Морского университета универсального стадиона, а также - спортивных площадок по волейболу, футболу, стритболу, с различными тренажерами, в т.ч. и на берегу моря.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На протяжении 2013-2017 гг. проводилось анкетирование курсантов, прошедших первую учебную плавательную практику, с целью исследования их мотивации к физ-культурно-спортивной деятельности и определения физической подготовленности (таблица 1).
Таблица 1 - Физическая подготовленность курсантов 1-3 курсов МГУ им. адм. Г.И. Невельского в период с 2013 по 2017 гг.____
Нормативы ФП Качества 2013 2015 2017
Бег на 3000 м (с) Общая выносливость 816,4±4,02 768,6±3,36 726,6±3,62
Комплексное силовое упражнение (баллы) Силовая выносливость 45,8±0,87 52,73±0,79 560,14±0,87
Челночный бег 10x10 м (с) Скоростная выносливость 28,9±0,27 28,2±0,29 27,8±0,32
Тест Кверга (баллы) Комплексная работоспособность 83,16±1,53 92,34±1,58 96,67±1,51
Подтягивания (кол-во раз) Силовые качества 9,9±0,12 11,4±0,15 13,2±0,11
Курсанты в 2015-2017 гг. на вопрос «Как Вы оцениваете свое физическое развитие и физическую подготовленность» оценивают себя на «отлично - 23,5%%, на «хорошо» -63,7%, на «удовлетворительно» - 10,3% и на «неудовлетворительно» - 2,5%. В то время как курсанты в 2013-2014 гг. оценивали свое физическое развитие и физическую подготовленность как отличную - 12,5%, как хорошую - 51,7%; как удовлетворительную -29,2% и как неудовлетворительную - 0,8%; 5,8% не знают, как оценить себя. Показатели самооценки физической подготовленности курсантов почти совпадают с оценками преподавателями, что показывает у курсантов наличие опыта по оценке данных показателей.
Содержание занятий по физической культуре в 2013 г. удовлетворяло 51,7% кур-сайтов, частично удовлетворено - 37,5% и полностью не удовлетворено - 10,8%. В 2015 г. эти показатели стали соответственно такими: 65,8%, 25,3% 8,9%.
К 2017 г. показатели удовлетворенности составили уже 75,9%, частичной удовлетворенности - 17,2%, неудовлетворенности - 6,9%. К занятиям физическим упражнени-
ями в 2013 г. с интересом и желанием всегда относились 15,2% опрошенных, иногда -52% курсантов и никогда - 9,5%.
В 2015 г. показатели интереса и желания наблюдались у 41,3% курсантов, иногда - 51,2%, никогда - 7,5%. В 2017 г. эти показатели составили соответственно: 64,8%, 30,1% и 5,1%. Данные ответы курсантов означают, что разнообразие применяемых современных средств (функциональный тренинг) на занятиях физической культуры для и их осмысление для профессиональной деятельности, позволили изменить отношение к физкультурным занятиям.
В 2013 г. на вопрос о необходимости специальной физической подготовки для будущей работы в море 58,3% ответили положительно, 11,7% - отрицательно, остальные затруднились ответить. Результаты данного вопроса изменились уже в 2015 г. соответственно: положительно - 68,3%, отрицательно - 9,2%. Для того чтобы физическая культура стала полноценным фактором становления специалиста, она должна быть личностно значимой для курсанта. Это показали результаты 2017 года: 84,3% курсантов дали положительный ответ, всего 2,3% - отрицательный.
Полученные данные социологического опроса подтверждают педагогические исследования в 2013-2017 гг. физической подготовленности морских курсантов 1-3 курсов (таблица 1).
ВЫВОДЫ
Данная методика формирования мотивационно-потребностных установок морских курсантов на физкультурные занятия и применения современных средств и методов физической культуры для повышения их психофизической работоспособности, развития прикладных физических качеств, не является догмой, а средства каждого модуля постоянно совершенствуются, дополняются. Применение различных современных средств и методов в области физической культуры, балльно-рейтинговой системы оценивания, развитие активности курсантов позволяют повысить их психофизическую готовность к профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голикова, В.В. Физическое воспитание в системе формирования у курсантов морских вузов профессионально важных качеств судового оператора / В.В. Голикова // Научный вестник Херсонской государственной морской академии. - 2012. - № 2 (7). - С. 90-96.
2. Магомадов, Р.А. Особенности мотивации курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности, к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности / Р.А. Магомадов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 8186.
3. Шарина, Е.П. Методика прикладной психофизической подготовки курсантов морских вузов к учебной практике на парусном судне : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Шарина Елена Петровна. - Хабаровск, 2011. - 227 с.
REFERENCES
1. Golikova, V.V. (2012), "Physical education in the system of formation at cadets of Maritime higher education institutions of professionally important qualities of the ship operator", Research Bulletin of Kherson State Maritime Academy, Vol. 7, No. 2, pp. 90-96.
2. Magomadov, R.A. (2013), "Theory and methodology of athletic preparation: block system of the drill high-class athlete", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98 No. 4, pp. 81-86.
3. Sharina, E.P. (2011), Methods of applied psycho-physical training of cadets of Maritime higher education institutions to the educational practice on sailing ship, dissertation, Khabarovsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.04.2017