СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ МОРСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Старший преподаватель А. Б Борисов
кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Полухин,
Новороссийская морская государственная академия им. адмирала Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск. Доктор педагогических наук, профессор В.А. Баландин,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: г. Новороссийск, ул. Видова, 165, кв. 186.
В статье представлены результаты многолетних исследований по проблеме формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, осваивающих плавательные специальности, на основе разработанной че-тырехмодульной методики.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая культура, курсанты морских колледжей, четырехмодульная методика.
Анализ содержания учебной дисциплины «Физическое воспитание» в морских колледжах позволяет сформулировать следующие обобщения:
1) абсолютное преимущество (81,6%) объемов программного материала, отражающего процессы общего физического воспитания курсантов;
2) отсутствие в числе приоритетных для преподавателей физического воспитания задачи формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры курсантов, что подтверждается [1, 5]:
минимальным количеством занятий, преимущественно направленных на профессионально-прикладную физическую культуру - 18,4%;
включением в содержание занятий по профессионально-прикладной физической культуре только средств плавания и гребли, традиционно считающихся морскими видами прикладной подготовки;
недопониманием педагогами важности культурологического и социально-психологического компонентов физкультурного развития курсантов [2, 4];
недостаточной ориентацией применяющихся в практике рабочих программ на формирование и развитие личностных характеристик курсантов, детерминирующих высокий уровень их профессионально-прикладной физической культуры.
В связи с вышеизложенным возникла необходи-
мость научно-методической разработки и проверки эффективности экспериментальной методики формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по плавательным специальностям, которая базируется на следующих концептуальных положениях:
1) опора на фундаментальные принципы теории физкультурного воспитания, предполагающая комплексное решение интеллектуальных, социально-психологических и собственно биологических задач;
2) ярко выраженная прикладная направленность, отражающая в ходе решения всех трех групп задач глубинные закономерности и практи-коориентированные особенности избранной будущей профессиональной деятельности в общем и производственных функций в частности;
3) преемственность проективных, содержательных, технологических и контрольно-учетных компонентов;
4) логичное сочетание стандартизированных и вариативных подходов к процессу формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов, ее совершенствования и самосовершенствования.
Структура методики формирования
профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей представлена на рисунке.
Модуль 1. Цель и основные задачи процесса формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей.
Целью профессионально-прикладной физической культуры является содействие в овладении курсантами культуры будущей профессиональной деятельности на основе комплексного освоения системы специализированных знаний, формирования у них необходимой структуры мотивационно-потребностной сфе-
ры и развития прикладных двигательных умений и навыков и физических качеств, необходимых для результативной реализации и совершенствования производственных функций, а также действенной социализации обучающихся.
Основные задачи:
Освоение теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих интеллектуальную базу профессионально-прикладной физической культуры курсантов.
Реализация социально-психологических задач процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов, базирующаяся на формировании у них ценностных ориентаций, мотивов и норм поведения, способствующих адаптации к профессиональной деятельности, ее эффективности и самореализации индивида в избранной специальности.
Развитие прикладных двигательных умений и навыков выполнения производственных операций и обеспечивающих их эффективную реализацию физических качеств.
Основные ожидаемые результаты:
Достаточный уровень сформированных физических, двигательных и психофизиологических способностей курсантов, проявляющихся в их жизненном опыте в контексте избранной трудовой деятельности.
Выраженный интерес курсантов в освоении и реализации организационно-методических мероприятий, направленных на формирование их профессионально-прикладной физической культуры, как действенного фактора повышения уровня профессиональной компетенции.
Сформированность функциональной и психологической устойчивости к экстремальным условиям производственной деятельности и профессионально обусловленным заболеваниям.
Психофизиологическая и психологическая готовность курсантов к освоению производственных действий и операций.
Содержательно-технологическая подготовленность курсантов к совершенствованию и самосовершенствованию личной профессионально-прикладной физической культуры.
Модуль 2. Основное содержание занятий по профессионально-прикладной физической культуре курсантов.
Основные теоретические знания:
Основы профессионально-прикладной физической культуры специалистов плавсостава.
Естественнонаучные основы профессионально-прикладной физической культуры.
Современные концепции и теории формирования физической культуры человека.
Содержание профессионально-прикладной физической культуры специалистов.
Характеристика основных средств и методов формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры.
Критерии сформированности профессионально-прикладной физической культуры.
Основы методики самостоятельного формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры.
Медико-биологические и психолого-педагогические основы формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры.
Модуль 3. Технологические основы формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры курсантов.
Типовые документы планирования учебно-воспитательного процесса. К основным документам планирования процесса формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры относятся:
Общее планирование процесса профессионально-прикладной физической культуры курсантов в объеме отведенных учебных часов.
План-конспект конкретного занятия.
Разработка документов общего планирования процесса формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры базируется на принципах, сформулированных К. Д. Чермитом [6].
Основные формы профессионально-прикладной физической культуры.
Теоретическая подготовка - лекции, семинарские занятия, краткие тематические беседы в ходе практических занятий, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, подготовка и защита рефератов.
Практическая подготовка: учебные занятия по физическому воспитанию в основных, специальных и спортивных группах, специализированная зарядка, физкультурные паузы, тренировочные занятия в специализированных секциях, самостоятельные занятия по профессионально-прикладной физической культуре.
Особое место в системе форм профессионально-прикладной физической культуры занимают соревнования, которые могут иметь личный, командный и лично-командный характер.
Рекомендации по развитию основных физических качеств
Исследованиями многих ученых доказано, что кине-зиологический и физический потенциал человека наиболее интенсивно развивается во втором десятилетии его жизни, то есть в тот возрастной период, который приходится на время освоения избранного вида будущей профессиональной деятельности. При этом естественно, что качество процесса физической, в том числе и профессионально-прикладной подготовки во многом зависит от грамотного применения методов и методических подходов.
В ходе экспериментальной работы по развитию основных физических качеств был применен доказавший свою эффективность методический подход, базирующийся на идее использования стандартной тренировочной программы (СТП), рассчитанной на 7-10 за-
Рис. 1.
Структура методики формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по специальностям плавательного состава
нятий. Каждая СТП была направлена на развитие определенного физического или психического качества в ходе организованных и самостоятельных занятий профессионально-прикладной физической культурой. Главной особенностью СТП является ее удобство применения, так как они, по сути, представляют собой алгоритмические предписания, скрупулезное выполнение которых позволяет достичь запланированного результата.
В ходе теоретической подготовки курсантов целесообразно использовать приемы активизации познавательной деятельности обучающихся и, прежде всего, методы активного обучения (МАО), к основным из которых относятся: мозговая атака, анализ конкретных ситуаций, видеолекция, круглый стол, деловая игра, игровое проектирование.
Формирование мотивационно-потребностной сферы целесообразно на основе следующих подходов:
- системного обеспечения теоретической подготовки курсантов за счет сочетания лекционных занятий и кратких бесед на профессиональные и физкультурные темы как интеллектуальной основы профессионально-прикладной физической культуры;
- разнообразия средств представления обучающей информации и ее содержания как когнитивной основы для развития интереса, а затем мотивов к формированию личной профессионально-прикладной физической культуры;
- интенсивного внедрения и поддержания интереса курсантов к применению СТП как основе развития у них профессионально важных личностных характеристик;
- стимулирования попыток курсантов участия в разработке и реализации личных программ формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры;
- внедрения системы индивидуальной оценки достижений курсантов в учебно-воспитательном процессе с приоритетным определением личных темпов прироста их профессионально важных качеств.
Модуль 4. Контрольно-учетный блок.
В процессе контроля и оценки достижений курсантов в ходе формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры целесообразно использовать несколько методических подходов:
Ориентировка на нормативы специальной подготовленности курсантов, представленные в типовых программах физического воспитания в морских колледжах.
Использование шкал относительной оценки результатов тестирования физического и психического развития курсантов.
Индивидуальная оценка темпов прироста личностных характеристик курсантов, отражающих уровень их профессионально-прикладной физической культуры на основе использования формулы S. Вгос1у [3]:
^ -
х 100%,
Тпр. =
^ + К2)х 0,5
где У1 - ювенильные значения изучаемых показа-
телей;
У2 - дефинитивные значения изучаемых показателей.
Данный вариант оценки, по нашему мнению, наиболее приемлем, так как позволяет отслеживать динамику индивидуального формирования и развития отдельных компонентов профессионально-прикладной физической культуры курсантов как важнейшего личностного социокультурного феномена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов, С. М. Модернизация процесса подготовки специалистов физической культуры в системе среднего профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04; 13.00.08 / С. М. Ахметов. - Краснодар, 2004. - 398 с.
2. Голуб, С. Б. Профессиональное образование как социально-педагогическая проблема / С. Б. Голуб // Специалист. - 1999. - № 10. - С. 36-39.
3. Сирис, П. З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 9-22.
4. Тютюник, Н. Н. Развитие личности студента / Н. Н. Тютю-ник // Специалист. - 2003. - № 2. - С. 17-18.
5. Физическая культура студента: учебник / под ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.
6. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие / К. Д. Чермит. - М.: Советский спорт, 2005. - 270 с.
STRUCTURE AND CONTENT OF METHODS OF FORMING PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF NAVAL COLLEGES
A. Borisov, Senior Teacher
E. Polukhin, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Novorossiisk Naval State Academy named after F. Ushakov, Admiral; the city of Novorossiisk. V. Balandin, Doctor of Pedagogics, Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Results of researches lasting for many years and dealing with the problem of forming professionally-applied physical education of students of naval colleges mastering swimming specialties based on the four models methods
being worked out by the researchers are presented in the paper.
Key words: professionally-applied physical education, students of naval colleges, four modulus methods.
ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ У АКРОБАТОВ РАЗНОЙ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Преподаватель В. Л. Друшевская
Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар Контактная информация для переписки: г. Краснодар, ул. Седина, 4.
При изучении индивидуальной оценки времени акробатами разной спортивной квалификации выявлено, что показатели, характеризующие индивидуальное течение времени, могут служить дополнительным критерием результативности в спортивной деятельности.
Ключевые слова: мужские акробатические пары, «индивидуальная секунда» (ИС), «индивидуальная минута» (ИМ).
Введение. Известно, что параметр ИМ является критерием адаптационных способностей человека (4, 5). Перцепция «Я и время» считается одним из основных факторов, влияющих на спортивный результат (7, 6).
Способность к точной диффе-ренцировке, воспроизведению и отмериванию временных интервалов различной длительности, внутреннему отсчету времени (аутох-ронометрии) имеет большое значение в видах спорта, предъявляющих повышенные требования к координационным способностям и точности выполнения движений (гимнастика, акробатика, хоккей, восточные единоборства), способности проявлять свои максимальные возможности в короткий отрезок времени (бокс, тяжелая атлетика) (2).
Фактор времени имеет большое значение при выполнении групповых и командных упражнений (7), управление движениями во времени и пространстве является генети-