Научная статья на тему 'Приоритетность факторов и педагогических условий, влияющих на эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников высших морских учебных заведений'

Приоритетность факторов и педагогических условий, влияющих на эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников высших морских учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / SPECIAL PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / КУРСАНТЫ ВЫСШИХ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ВМУЗ) / STUDENTS OF HIGHER NAVAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / HNEI / / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полухин Е. А., Борисов А. Б., Баландин В. А., Чернышенко Ю. К.

В работе представлены результаты проведённых социологических исследований, которые характеризуют приоритетные факторы и педагогические условия, влияющие на эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников высших морских учебных заведений и формирующие высокую эффективность функционирования системы специальной физической и психологической подготовки курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIORITY OF FACTORS AND PEDAGOGICAL CONDITIONS INFLUENCING THE EFFECTIVENESS OF THE FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF GRADUATES OF HIGHER NAVAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The results of sociological researches characterizing priority factors and pedagogical conditions are presented in the given paper. These factors and conditions influence the effectiveness of the future professional activity of graduates of higher naval educational institutions and at the same time they form high effectiveness of functioning of the system of special, physical and psychological training of students of the academy.

Текст научной работы на тему «Приоритетность факторов и педагогических условий, влияющих на эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников высших морских учебных заведений»

THE ORGANIZATION OF THE VOLUNTEER SERVICE AT THE KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION, SPORT AND TOURISM

S. Akhmetov, Doctor of Pedagogics, Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

A short characteristics of main directions of the volunteer activity is presented in the paper. It includes ecological, cultural, historic, educational and social aspects, directed at the support of rural territories and also restorative, rheabilitational, sporting projects. An annotation of the programme aimed at the training of volunteers is stated in the same paper. This one includes

aims, tasks, both basic and according to the directions of the activity requirements to the level of their professional competence.

Key words: Olympic and Paralympic Games, volunteers, activity, programme, basic requirements, demands according to the directions of the activity.

ПРИОРИТЕТНОСТЬ ФАКТОРОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИх

условий, влияющих на эффективность будущей

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

высших морских учебных заведений

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Полухин, Старший преподаватель А.Б Борисов

Новороссийская морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск. Доктор педагогических наук, профессор В.А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор Ю.К. Чернышенко

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

В работе представлены результаты проведённых социологических исследований, которые характеризуют приоритетные факторы и педагогические условия, влияющие на эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников высших морских учебных заведений и формирующие высокую эффективность функционирования системы специальной физической и психологической подготовки курсантов.

Ключевые слова: специальная физическая и психологическая подготовка, курсанты высших

морских учебных заведений (ВМУЗ), профессиональная деятельность.

введение. Вследствие специализированной производственной деятельности в условиях моря повседневный труд сам по себе часто является фактором, обусловливающим значительное перенапряжение организма человека (3, 6). Кроме того, моряк не только работает, но и живет на судне в течение длительного времени, находясь под влиянием комплекса физических, психологических, химических, социальных, климатогеографических

факторов, составляющих основу судового жизненного пространства (1, 2, 5).

Заканчивая высшие морские учебные заведения, молодые моряки должны влиться в общую массу мореплавателей, хорошо подготовленных как теоретически, так и физически.

Как свидетельствует многолетний опыт, недостаточный уровень физической и психологической подготовки плавсостава зачастую является причиной аварийных и экстремальных ситуаций во время продолжительных рейсов. Вместе с тем анализ существующей программы физического воспитания курсантов морских училищ показал, что в ней не уделяется должного внимания вопросам специальной физической и психологической подготовки применительно к особенностям и специфике морской деятельности (4).

Вышеизложенное послужило основанием для выявления приоритетных факторов, влияющих на эффективность выполнения будущей профессиональной деятельности выпускников высших учебных морских заведений, и педагогических условий, определяющих высокую эффективность функционирования системы специальной сопряженной физической и психологической подготовленности курсантов ВМУЗ.

Методы и организация исследования. В работе использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, опрос, анкетирование, педагогическое тестирование, метод математической статистики.

В социологических исследованиях приняли участие 97 специалистов плавсостава Новороссийского морского пароходства, 85 преподавателей Новороссийской морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова (из них 35 кандидатов и 16 докторов наук), 172 выпускника академии.

Результаты исследования. Проведенные ранее исследования позволили установить имеющееся в настоящее время несоответствие уровня специальной подготовленности выпускников морских академий и требований качества выполнения ими профессиональных обязанностей во время рейсов, о чем свидетельствуют отзывы с их места работы. Вместе с тем поступающая информация носит разрозненный и общий характер.

Таблица 1

Приоритетность факторов, влияющих на эффективность выполнения будущей профессиональной деятельности выпускников высших морских учебных заведений (п= 97)

С целью определения факторов, влияющих на эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников морских академий, было проведено анкетирование специалистов плавсостава Новороссийского морского пароходства.

Результаты проведенных исследований представлены в таблице 1.

По мнению 63,4 % опрошенных выпускников академии, уровень физической и психологической подготовленности, приобретенный ими в процессе обучения, не обеспечивает эффективного решения профессиональных задач в период плавания.

Результаты проведенного опроса специалистов Новороссийского морского пароходства, принимавших участие в длительных морских рейсах, позволили установить наиболее важные физические и психологические качества, необходимые выпускникам высших морских учебных заведений. К ним относятся: вестибулярная устойчивость, общая и силовая выносливость, ловкость, быстрота, эмоциональная устойчивость, распределение и переключение внимания, смелость, решительность, настойчивость, упорство.

Изучение уровня физической подготовленности курсантов Новороссийской морской государственной академии свидетельствует о низкой эффективности функционирования имеющейся в ней системы физической подготовки. Так, результат педагогического тестирования свидетельствует о том, что 71,4 % курсантов 1-У курса академии не смогли выполнить норматив на выносливость (бег 3000 м), 46,3% - по скоростно-силовой подготовленности (прыжок в длину с места, бег 100 м) и 22,9% - по силовой подготовленности (подтягивание на перекладине).

Основными недостатками, по мнению преподавателей академии, являются: несоответствие применяемых средств и методов физической подготовки будущей профессиональной деятельности выпускников; отсутствие научно обоснованных методик, направленных на обеспечение физической и психологической готовности курсантов высших морских учебных заведений к будущей профессиональной деятельности; недостаточно эффективное использование всех форм физической подготовки в интересах повышения уровня профессиональной подготовленности; отсутствие объективных

Факторы п % Ранг

Наличие высокого уровня физической и психической готовности к профессиональной деятельности 29 29,9 1

Способность организма переносить вибрацию и качку 18 18,7 2

Смена климатогеографических условий 14 14,4 3

Сложность действий в условиях ограниченного жизненного пространства 11 16,3 4

Сложность действий во время возникновения экстремальных условий 10 10,3 5

Способность эффективно противодействовать химическим факторам судовой среды 8 8,2 6

Межличностные отношения в период плавания 7 7,2 7

Таблица 2 Приоритетность педагогических условий, влияющих на высокую эффективность функционирования системы специальной сопряженной физической и психологической подготовки курсантов вМУз к выполнению будущей профессиональной деятельности (п= 97)

Педагогические условия n % Ранг

Наличие научно обоснованной педагогической системы организации физической и психологической подготовки курсантов на все время обучения (с 1-го по 4-й курс) 24 24,7 1

Наличие материально-технической базы, позволяющей моделировать экстремальные условия будущей профессиональной деятельности 20 20,6 2

Наличие соответствующих методик развития физических качеств, психических процессов и прикладных навыков, необходимых для эффективного исполнения профессиональных обязанностей. 14 14,4 3

Наличие квалифицированного профессорско-преподавательского состава 12 12,5 4

Наличие научно обоснованных программ специальной физической и психологической подготовки курсантов 11 11,3 5

Наличие плана физической подготовки к эффективным действиям в экстремальных условиях 9 9,3 6

Наличие системы педагогического контроля, позволяющей объективно определить степень физической и психологической готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности 7 7,2 7

критериев и тестов, определяющих степень физической и психологической готовности выпускников к выполнению профессиональных задач.

В результате проведенного социологического исследования была выявлена приоритетность педагогических условий, необходимых для обеспечения высокой эффективности функционирования системы специальной сопряженной физической и психологической подготовки курсантов ВМУЗ к выполнению будущей профессиональной деятельности (табл. 2).

Необходимо отметить, что большинство выявленных педагогических условий, влияющих на высокую эффективность функционирования системы специальной физической и психологической подготовки курсантов морских академий, требуют своей разработки. Вместе с тем наличие хорошо подготовленного профессорско-преподавательского состава, несомненно, способствует становлению научно обоснованной системы организации специальной физической и психологической подготовки и их педагогическому контролю.

Заключение. Социологические исследования позволили выявить, что наличие высокой физической и психологической готовности курсантов является существенным фактором, влияющим на эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников ВМУЗ. Вместе с тем установлено отсутствие научно обоснованной педагогической системы организации физической и психологической подготовки курсантов на все время их обучения в морской академии, что обуславливает необходимость ее разработки.

Более того, в программах по физическому воспитанию ВМУЗ отсутствует учебный раздел, предусматривающий проведение физической подготовки на плавательной практике на IV курсе и академических занятий по физической культуре на V курсе. Таким образом, прерывается целостность воздействия процесса физического воспитания на профессионально значимые качества курсантов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Большакова, Г.Д., Войтенко А.М., Нейжмакова Н.А., Шафран Л.М. Влияние сочетающего действия шума, вибрации и высоких температур на состояние симпатико-адреналовой системы у моряков // Гигиена труда и профзаболеваний. -1982. - № 9. - С. 44-46.

2. Маркарян, С.С., Кубяк О.К., Порошенко А.С., Абакумова А.А. Проблема борьбы с монотонностью на флоте // Тез. докл. VIII междунар. симпоз. по морской медицине (23 мая 1978 г.). - Варна, 1978. - С. 91-98.

3. Мацевич, Л.М. Охрана здоровья моряков. - М.: Транспорт, 1986. - 200 с.

4. Полухин, Е.А. Организация физической подготовки с профессионально-прикладной направленностью курсантов морских училищ на плавательной практике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1986. - 23 с.

5. Сергеев, Е.П. Физические и химические факторы внешней среды, воздействующие на плавсостав: руководство по гигиене водного транспорта. - М.: Медицина, 1974. - С. 12-26.

6. Стенько, Ю.М. Психогигиена моряка. - Л.: Медицина, 1981. - 176 с.

THE PRIORITY OF FACTORS AND PEDAGOGICAL CONDITIONS INFLUENCING THE EFFECTIVENESS OF THE FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF GRADUATES OF HIGHER NAVAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

E. Polukhin, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, A. Borisov, Senior Teacher

Novorossiisk Naval State Academy named after F. Ushakov, Admiral; the city of Novorossiisk.

V. Badanin, Doctor of Pedagogics, Professor,

Yu. Chernishenco, Doctor of Pedagogics, Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

The results of sociological researches characterizing priority factors and pedagogical conditions are presented in the given paper. These factors and conditions influence the effectiveness of the future professional activity of graduates of higher naval educational institutions and at the same time they form high effectiveness of functioning

of the system of special, physical and psychological training of students of the academy.

Key words: special physical and psychological training, students of higher naval educational institutions / HNEI /, professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.