ОРГАН1ЗАЦШ МЕДИКО-ПРОФ1ЛАКТИЧНО1 СЛУЖБИ
УДК 615:612:378
DOI http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.1443543
Л. М. Шафран1, В. В. Голикова1'2
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МОРЯКА: ЗАДАЧИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
1ГП «Украинский НИИ медицины транспорта МЗ Украины », г. Одесса;
2Национальный университет «Одесская морская академия»
Summary. 1Shafran L. M., 2Golikova V. V. SEAFARER'S HEALTH SAVINGS COMPETENCIES: GOALS, PROFESSIONAL FEATURES, FORMATION AND DEVELOPMENT. - 1 State Enterprise Ukrainian Research Institute for Medicine of Transport, Odessa, Ukraine; 2National University "Odessa Maritime Academy", Odessa, Ukraine; e-mail: [email protected]. Background. The globalization of the economy, the international maritime labor market creation led to a paradigm shift in the vocational education and seamen's occupational activities on the basis of a competence approach, the formation and development of seafarers' professional competence. In the new conditions professionally important psychophysiological qualities, individual and personal properties and seafarer's health potential belong to a dominant role. However, the main provisions of the new approach are till now not enough clearly formulated, the content of the key health-saving competence (HSC), criteria and methods of evaluation need of substantial improvement. The purpose: to summarize the results of our own researches in comparison with the literature data on clarifying the concept of HSC of seafarers, to determine its place in the professional competence of ship operators for more effective use in solving problems of increasing the health potential and quality of production activities of Ukrainian seamen and seafarers generally. Materials and methods. The study was conducted among 242 sailors aged 19-50 years, and 209 cadets of the National University "Odessa Maritime Academy" during the period of training and sea practice, medical and psychophysiological examination on a voluntary basis in accordance with the requirements of bioethics. Psychophysiological studies were conducted on more than 30 indicators based on professiography, questioning and tests using the computerized complex "Mortest" in the modification "SPAS-14", as well as blank tests in the dynamics of training in a marine university and work on long-distance vessels. The obtained data were compared with expert assessments of the success of training and readiness for professional activity. The results were processed by variation, correlation and factor analysis using a standard software package in Microsoft Excel. Results and discussion. The carried out researches confirm and supplement the data of the literature that HSC solves problems of maintenance of efficiency, safety, quality of sea work, reliability and optimization of quality of life of the crew. Based on the analysis of production activities and professions, the requirements of STCW 78/95 with the Manila amendments, the ILO Maritime Labor Convention-2006, a system for the formation and development of the HSC has been developed from five phases, tasks have been refined, markers have been proposed for assessing the most typical changes observed, methods of health management, improving safety and efficiency of seafarers' work on the basis of innovative health-saving technologies.
Key words: seamen, health-saving competences, professional competence, formation, gradualness, evaluation
© Шафран Л. М., Голикова В. В.
Реферат. Шафран Л. М., Голикова В. В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МОРЯКА: ЗАДАЧИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ. Обоснование темы. Глобализация экономики, создание международного рынка морского труда привели к смене парадигмы профессионального образования и производственной деятельности плавсостава на основе компетентностного подхода, формирования и развития профессиональной компетентности моряков. В новых условиях профессионально важным психофизиологическим качествам, индивидуально-личностным свойствам и потенциалу здоровья моряка принадлежит доминирующая роль. Однако основные положения нового подхода сформулированы недостаточно четко, содержательная часть ключевой здоровьесберегающей компетенции (ЗСК), критерии и методы оценки нуждаются в существенной доработке. Цель: обобщить результаты собственных исследований в сопоставлении с данными литературы по уточнению понятия «здоровьесберегающая компетенция» моряка, определить ее место в профессиональной компетентности судовых операторов для более эффективного использования в решении задач повышения потенциала здоровья и качества производственной деятельности украинских моряков и плавсостава в целом. Материалы и методы. Исследование проводили среди 242 моряков в возрасте 19-50 лет, и 209 курсантов Национального университета «Одесская морская академия» в период прохождения тренажерной и плавательской практики, ежегодных медицинских осмотров и психофизиологического освидетельствования на добровольной основе в соответствии с требованиями биоэтики. Психофизиологические исследования проводили по более чем 30 показателям на основе профессиографии, анкетирования и тестовых испытаний с помощью компьютеризованного комплекса «Мортест» в модификации «СПАС-14», а также бланковых тестов в динамике обучения в морском вузе и работы на судах дальнего плавания. Полученные данные сравнивали с экспертными оценками успешности обучения и готовности к профессиональной деятельности. Результаты обрабатывали методами вариационного, корреляционного и факторного анализа с помощью стандартного пакета программ в Microsoft Excel. Результаты и обсуждение. Проведенные исследования подтверждают и дополняют данные литературы о том, что ЗСК решает задачи обеспечения эффективности, безопасности, качества морского труда, надежность и оптимизацию качества жизни плавсостава. На основе анализа производственной деятельности и профессиографии, соответствия требованиям ПДНВ 78/95 с Манильскими поправками, Конвенции МОТ по морскому труду-2006, разработана система формирования и развития ЗСК из пяти этапов, уточнены задачи, предложены маркеры для оценки наблюдаемых наиболее типичных изменений, пути и методы управления здоровьем, повышения безопасности и эффективности труда моряков на основе инновационных здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова: моряки, здоровьесберегающая компетенции, профессиональная компетентность, формирование, этапность, оценка
Реферат. Шафран Л. М., Голикова В. В. ЗДОРОВ'ЯЗБЕР1ГАЮЧ1 КОМПЕТЕНЦП МОРЯКА: ЗАДАЧ1, ПРОФЕС1ЙН1 ОСОБЛИВОСТ1, ФОРМУВАННЯ I РОЗВИТОК. Обгрунтування теми. Глобалiзацiя економ^, створення мiжнародного ринку морсько1 пращ призвели до змши парадами професшно1 освгги i виробнично1 дiяльностi плавскладу на основi компетентшстного тдходу, формування i розвиток професшно1 компетентносп моряшв. В нових умовах професшно важливим психофiзiологiчним якостям, iндивiдуально-особиснисним властивостям i потенщалу здоров'я моряка належить домiуюча роль. Однак основш положения нового тдходу сформульоват недостатньо чигсо, змютовна частина ключово1 здоров'язбер^аючо1 компетенцп (ЗЗК), критерп i методи оцiнки потребують iстотноï доробки. Мета: узагальнити результати власних дослщжень у спiвставленнi з даними лиератури для уточнення поняття «здоров'язберiгаюча компетенцiя» моряка, визначити ïï мiсце в професiйнiй компетентностi судових операторiв для бiльш ефективного використання у вирiшеннi задач тдвищення потенщалу здоров'я i якосп виробнмчноï дiяльностi украïнських моряков i плавскладу в цшому. Матерiали i методи. Дослщження проводили серед 242 моряк1в у вщ 19-50 рок1в, i 209 курсанлв Нацiонального унiверситету «Одеська морська академiя» в перiод проходження тренажерноï i плавальноï практики, щорiчних
медичних оглядiв i психофiзиологiчного огляду на добровшьнш ochobî у вiдповiдностi з вимогами бюетики. Психофiзиологiчнi досл1дження проводили за бшьш нiж 30 показниками на основi професографiï, анкетування i тестових випробувань за допомогою компьютеризованого комплексу «Мортест» в модифiкацiï «СПАС-14», а також бланкових теспв в динамщ навчання в морському вузi i роботи на суднах дальнього плавання. Отриманнi данi порiвнювали з експертними ощнками успiшностi навчання i готовносп до професiйноï дiяльностi. Результати оброблювали методами варiацiйного, кореляцiйного i факторного аналiзу за допомогою стандартного пакету програм в Microsoft Excel. Результати i обговорення. Проведет дослщження тдтвержують i доповнюють данi лггератури про те, що ЗЗК вирiшуe задачi забезпечення ефективностi, безпеки, якосп морськоï працi, надiйнiсть i ошгашзащю якостi життя плавскладу. На основi аналiзу виробничноï дiяльностi i професюграфп, вiдповiдностi вимогам ПДНВ 78/95 з Маншьскими поправками, Конвенцiï МОТ з морсько1' працi-2006, розроблена система формування i розвитку ЗЗК з п'яти етатв, уточненi задачi, запропонованi маркери для оцшки спостерiгаeмих найбiльш типових змш, шляхи i методи управлшня здоров'ям, пiдвищення безпеки i ефективносп працi морякiв на основi шовацшних здоров'язберiгаючих технологiй.
Ключовi слова: моряки, здоров'язберiгаючi компетенцiï, професiйна компетентнiсть, формування, етапшсть, оцiнка
Актуальность темы. Роль морского транспорта в условиях глобализации экономики, развития мирового рынка энергоресурсов, промышленного, сельскохозяйственного сырья и готовой продукции неуклонно возрастает. Он обеспечивает до 80% международных грузоперевозок, а также обслуживает миллионы пассажиров и туристов [1]. Успешно функционирует международный рынок морского труда (1,3-1,5 млн. моряков), на котором граждане Украины по численности устойчиво занимают 4-6 место в мире. Конкурентоспособность моряка в новых социально-экономических условиях определяется его профессиональной компетентностью и потенциалом психосоматического здоровья, формирование, поддержание и восстановление которых после перенесенных заболеваний и травм практически полностью возлагается на самого работника.
Самоактуализация, саморазвитие и совершенствование личности базируются на новой парадигме и моделях социально-экономического миропорядка в постиндустриальном обществе, где в качестве главных принципов оптимальности социума и приоритетов выступают устойчивое развитие экономики и общественных отношений, непрерывное образование (от дошкольного до пенсионного возраста) и высокое качество жизни отельного человека, семьи, государства и популяции землян в целом [2]. В этой иерархии все большую роль играет «человеческий фактор». В протиоречивом по своей сути современном социуме дилемма «глобализация - индивидуализация» применительно к человеку, работнику, личности все больше приобретает признаки индивидуализации, сообразуясь, прежде всего, с требованиями международного рынка труда. Эти требования, естественно, в первую очередь, нашли отражение в смене парадигмы общего и, особенно, профессионального образования, решающих извечную проблему «что делать» и «как делать» [3]. Рынку необходим не просто образованный (владеющий специальными знаниями, умениями и навыками) специалист, а профессионал, готовый по уровню своей профессиональной компетентности качественно и эффективно выполнять конкретные производственные задачи и функциональные обязанности. Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. Поэтому именно в образовании, ранее чем в других областях человеческой деятельности, наиболее широко возобладал компетентностый подход.
Сегодня же компетентность как интегральная характеристика предикторов готовности осуществления и эффективной деятельности (поведения, креативности и творческой активности) человека, мера успешности достижения цели, становится предметом и объектом изучения многих наук, содержательной основой образования, опыта социальной и экономической (прежде всего профессионально обусловленной) активности индивидуума. При этом понятие «компетентность» не является абсолютно новым. Оно было введено научную лексику в 60-х - 70-х годах прошлого века [3] и постепенно стало
одним из ключевых понятий в современных концепциях образования, управления производством, межличностных и гражданских отношений, с каждым годом расширяя сферу своего применения и значимости и одновременно подвергаясь справедливой критике за использование и употребление иногда без четкого понимания смысла, учета содержательной неоднородности производных терминов [4]. Это, в равной мере относится к содержанию таких общих, как «компетентность» и «компетенция», и более специализированных понятий, как «профессиональная компетентность» (ПК) и «здоровьесберегающая компетенция» (ЗСК) работника.
Применительно к морякам требования профессиональной компетентности и профессионального здоровья вытекают из положений Конвенции и Кодекса ИМО ПДНВ 78/95 с Манильскими поправками [5], Конвенции по морскому труду-2006 МОТ [6], Международных санитарных правил [7] и Международного руководства по судовой медицине ВОЗ [8]. В этой связи следует подчеркнуть, что на морском флоте компетентностный подход получил права гражданства раньше, чем в других отраслях экономики, уже в 80-х годах минувшего столетия. Суммированные в действующих международных документах требования к судовым специалистам охватывают практически все основные аспекты морского труда и строятся на основе компетентносного подхода к решению преимущественно навигационных, технических, организационных вопросов. Задачи обеспечения безопасности и сохранения здоровья моряков лишь обозначены в рекомендательной форме и общем виде. Они требуют более четкой дефиниции и дальнейшего углубленного анализа.
Поэтому цель настоящей работы состояла в обобщении результатов собственных исследований в сопоставлении с данными литературы по уточнению понятия «здоровьесберегающая компетенция» моряка, определению ее места в профессиональной компетентности судовых операторов для более эффективного использования в решении задач повышения потенциала здоровья и качества производственной деятельности украинских моряков и плавсостава в целом.
Материалы и методы. Исследование проводили среди 242 моряков в возрасте 19-50 лет, в том числе 65 судоводителей (SN), 68 судовых механиков (SMCH), а также 209 курсантов (CAD) Национального университета «Одесская морская академия» - NUOMA (94 судоводителей и 115 механиков в возрасте 18-25 лет) в период прохождения тренажерной и плавательской практики, ежегодных медицинских осмотров и психофизиологического освидетельствования на добровольной основе в соответствии с требованиями биоэтики [9]. Все обследованные проходили ежегодные медицинские осмотры и психофизиологический отбор в соответствии с действующими нормативными документами [10]. Психофизиологические исследования проводили по более чем 30 показателям на основе профессиографии (суточной самофотографии рабочего и свободного времени на разных этапах рейса), анкетирования и тестовых испытаний с помощью компьютеризованного комплекса «Мортест» в модификации «СПАС-14», а также бланковых тестов в динамике обучения в морском вузе и работы на судах дальнего плавания [11]. Полученные данные сравнивали с экспертными оценками успешности обучения и готовности к профессиональной деятельности. Результаты обрабатывали методами вариационного, корреляционного и факторного анализа с помощью стандартного пакета программ в Microsoft Excel [12].
Результаты и обсуждение. В основу проведенных исследований был положен профессиографический анализ деятельности моряка, поскольку профессиональная компетентность судового специалиста трактуется как «основанная на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека в море», а изучение аналитической технологии пространственно-временной структуры, содержания и взаимосвязи элементов профессиональной деятельности - как профессиография [13].
Проведенные комплексные гигиенические исследования подтвердили наличие стрессорного характера специфических условий труда и, особенно, трудового процесса даже на наиболее современных комплексно-автоматизированных судах. Это обусловлено единством зон труда и отдыха, вахтенной (сменной) организацией службы с недостаточным и прерывистым сном, выполнением ряда служебных функциональных обязанностей в межвахтенное время, длительным вынужденным пребыванием в малочисленном
многонациональном экипаже, сопутствующими социальной и сексуальной депривацией, а также невозможностью исключения действия на организм метео-географических факторов и морской стихии. Общее рабочее время, в том числе фиксируемое методом включенных наблюдений, достигает 16 часов у судоводителей, 14 - у механиков, 12 - у обслуживающего персонала, 10-11 часов у матросов, мотористов, электриков, особенно при работе по совмещенным профессиям (матрос-моторист, матрос-электрик и т.п.). Эти особенности морского труда лежат в основе высокой степени стресса, в первую очередь, психоэмоционального. Они приводят к развитию признаков утомления (у 48,8±3,6), депрессии (у 12,8±2,3), снижению работоспособности (у 63,6±5,5), профессионально ориентированной мотивации (у 31,2±2,6) обследованных моряков. Эти данные не коррелируют с положительными ответами на вопросы анкет о перенесенных в рейсах острых и обострениях хронических заболеваний и травм, общее число которых было зафиксировано на уровне 10,7±1,4% у моряков и 2,2±0,4% у курсантов. У первых отмечены заболевания нервной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем и желудочно-кишечного тракта, у вторых преобладали острые респираторные заболевания и микротравмы. В то же время на вопрос анкеты «Берете ли Вы с собой в рейс лекарства, чаще всего какие?» 39,7% опрошенных моряков отвечают утвердительно, а среди применявшихся лекарств доминируют препараты для лечения вышеупомянутых заболеваний.
Анализ профессиограм и ответов на вопросы анкет подтверждают актуальность проблемы профессионального здоровья и выдвигают необходимость формирования у курсантов в процессе профессионального обучения в морских вузах, а также развития у плавсостава морского транспортного флота здоровьесберегающих компетенций. Они являются одной из системообразующих компонент ПК, в реализации которой универсальность, инвариантность сочетаются с необходимостью учета профессиональной специфики, перечня наиболее типичных чрезвычайных ситуаций, приемлемых (необходимых и достаточных) технологий и методов сохранения и восстановления здоровья в море. Их множественный характер определяется двойственной социально-биологической природой человека, которая проявляется в многоуровневом характере и закономерной этапности реагирования (адаптации и жизнедеятельности) в природной и антропогенно измененной (прежде всего образовательной и производственной) среде.
В этом плане профессия моряка является одной из наиболее демонстративных. Она сочетает энергетический и информационный компоненты труда, выдвигает альтернативные требования к организму в условиях интенсивной физической и психоэмоциональной нагрузки в сложных навигационных и погодных условиях, с одной стороны, и устойчивости к монотонии, гиподинамии, полидепривации в океаническом плавании, с другой. Это находит отражение в закономерных этапах формирования ПК у будущих судовых операторов (курсантов высших морских учебных заведений - ВМУЗов). На первых двух курсах обучения доминируют задачи опережающего физического развития, укрепления соматического здоровья, физической работоспособности, силы и выносливости, повышения устойчивости к гипоксии и оксидативному стрессу. Среди психофизиологических паттернов учебно-образовательной деятельности преобладают перцептивные, психомоторные, аттенционные компоненты.
На втором этапе подготовки (третий-четвертый курсы) доминируют когнитивные, интеллектуальные, нейродинамические, имажинитивные качества. Начинает формироваться индивидуальный стиль деятельности, возрастает устойчивость к психоэмоциональному стрессу, самостоятельность в решении широкого круга учебных и профессиональных задач. Эти профессионально важные качества (ПВК) закрепляются на пятом-шестом курсах, особенно при прохождении плавательской практики. Формируется мотивированная личность судового офицера (оператора) с устойчивыми характерологическими, эмоциональными, волевыми, коммуникационными качествами. Социально-психологические функции становятся ведущими. Интуитивное сохранение потенциала здоровья трансформируется в ЗСК. Нами была предложена концепция построения профессионально обусловленной функциональной системы ЗСК, обеспечивающей жизнедеятельность человека в пространственно-временных координатах, формирующих иерархические уровни социально-биологического реагирования и временные этапы их развития и реализации (табл. 1).
Таблица 1
Этапы формирования и развития здоровьесберегающих компетенций у курсантов ВМУЗов и моряков и их содержательные различия_
Этапы (уровни) формирования и развития Доминирующий уровень реагирования Показательные маркеры и паттерны Результат (ЗСК и ее следствия)
1-2 курсы ВМУЗа Организм Росто-весовой показатель, физическая сила и выносливость, гемодина-миченские, нейровегетативные показатели, физиологический адаптивный потенциал, сенсомоторные реакции, внимание; профессиональная мотивация, направленность Физическая рабо- топособность, психосоматическое здоровье, самоактивация; кумулирующее утомление
3-4 курсы ВМУЗа Индивид Тип ВНД, подвижность нервных процессов, когнитивные функции, познавательный потенциал; психоэмоциональная устойчивость, адаптационные резервы психики Профессионально важные качества, динамический производственный стереотип, ЗСК
5-6 курсы ВМУЗа Личность Морально-нравственные, эмоционально-волевые качества, склонность к риску, стрессо-устойчивость, фрустрация Блоки профессиональной компетентности, стресс-соустойчивость, индивидуальный стиль деятельности; психоэмоциональный стресс, синдром хронического утомления, профессиональное выгорание и его профилактика
Работа на судах до 3-5 лет Группа, экипаж Общение, микроклимат, групповая динамика, психологическая совместимость, ролевые функции, формальное и неформальное лидерство, конфликты Коммуникативные навыки, способность эффективно работать в команде; лидерство; психоэмоциональный стресс и его купировние,
Работа на судах более 5 лет Социум Биологический возраст, физическая, психическая, социальная активность; информационное, перцептивное, интерактивное общение, совместная деятельность Профессионализм, самовыражение, организованность, доброжелатель-ностьсвязанное со здоровьем качество жизни; синдром хронического утомления и меди-ко-психологичес-кая реабилитация
Она основана на представлении о пяти уровнях жизнедеятельности: организм -индивид - личность - группа - социум, каждому из которых присущ свой (доминирующий) элемент здоровья, информативные маркеры и паттерны, позволяющие охарактеризовать, оценить и управлять системой и ее элементами в процессе профессиональной деятельности.
Третий и четвертый столбцы таблицы по своему содержанию носят в определенной мере эмпирический и ориентировочный характер. В них приводятся данные для конкретизации направлений для дальнейших систематизированных комплексных исследований. Поскольку категория «здоровье» в сформулированных многими авторами, в том числе экспертами ВОЗ, определениях единодушно признается по своей структуре иерархической, а по содержанию - поливекторной функциональной системой, необходимо и ЗСК оценивать по аналогичной схеме.
При этом данные таблицы подтверждают наличие существенных ограничений в попытках интеграции отдельных показателей, особенно относящихся к разным уровням здоровьесбережения. Наиболее полно и четко поддаются оценке маркеры организменного (биомедицинского) уровня, тогда как при переходе к оценке психологических и, особенно, социальных паттернов, степень неопределенности существенно возрастает.
Сложившиеся стереотипы поведения и деятельности достаточно сложно поддаются не только целенаправленному изменению, но и объективной количественной оценке. Это справедливо как к изучению и оценке степени формирования ключевых компетенций (в частности, ЗСК), так и ПК курсанта, рядового и командного состава в целом. Поскольку обе категории включают определенные, интеллектуально и личностно трансформированные, знания, умения и навыки, используемые в профессиональной деятельности через личность субъекта деятельности, объективная и адекватная оценка степени формирования ЗСК в системном выражении возможна лишь на базе наличной актуализированной ПК, т.е. в процессе учебной и профессиональной деятельности.
Сочетание на первых курсах ВМУЗа информационной и физической нагрузки (практически полный охват курсантов общефизической подготовкой, занятиями в спортивных секциях, освоение специальных водных видов, таких как плавание, гребля, парусный спорт) способствует, с одной стороны, повышению физической силы и выносливости, консолидации морально-волевых качеств, укреплению психосоматического здоровья, а с другой, позволяет на практике отрабатывать комплекс мер личной и коллективной безопасности в штатных и типичных аварийных ситуациях на судах в море.
Преобладание на 3-4 курсах профильных специальных дисциплин существенно меняет акценты в системе освоения курсов охраны труда и безопасности жизнедеятельности (профилактика травматизма при основных производственных операциях, основы химической безопасности и экогигиены, физиология зрительного анализатора и работа с дисплеями, борьба с вредными привычками). Таким образом, когнитивные и интеллектуальные компоненты образования согласуются с развитием психофизиологических профессионально важных качеств и производственного динамического стереотипа одновременно как этапных паттернов ПК (формирование рационального индивидуального стиля деятельности), так и компонентов ЗСК (технологии повышения стрессоустойчивости, профилактики и борьбы с утомлением, первая и доврачебная медицинская помощь при острых заболеваниях и травмах в море).
На выпускных курсах основная задача формирования ПК решается и закрепляется в ходе плавательской практики на штатных должностях судовых операторов. ПК интегрируется путем сложного синтеза и синергетики когнитивного, предметно -практического и личностного опыта на основе усвоения и реализации на практике ключевых компетенций. Они обеспечивают саморазвитие субъекта деятельности, самореализацию личности в системе «человек-судно-окружающая среда».
Множественный характер действующих на организм моряка вредных и опасных специфических производственных и средовых факторов, высокая степень риска заболеваний, отравлений и травм требуют применения комплекса здоровьесберегающих технологий, перечень и соотношение которых меняется в зависимости от типа судна, района плавания и конкретных производственных условий. Проведенные нами рейсовые и межрейсовые исследования согласуются с положениями международных документов ИМО, МОТ и ВОЗ о профессиональном стрессе и физиологическом кумулирующем утомлении как ведущих факторах риска для здоровья моряка, а допустимое (научно обоснованное) время профессионально обусловленного контакта с факторами судовой и окружающей среды как одна из наиболее эффективных технологий здоровьесбережения плавсостава морского флота.
Выводы:
1. Глобализация экономики, опережающее развития морского транспорта, на который приходится до 80% перевозимых в международных сообщениях грузов, миллионов пассажиров и туристов, привели к формированию мирового рынка морского труда, существенному изменению профессиональных требований к плавсоставу, его взаимоотношениям с судовладельцами. Конкурентоспособность моряка теперь определяется его профессиональной компетентностью и потенциалом здоровья, поддержание высокого уровня которого требует формирования здоровьесберегающей компетенции.
2. Основными задачами ЗСК курсантов и плавсостава являются: формирование функциональной системы противодействия физическому и психоэмоциональному стрессу, повышения адаптационных резервов организма, выработки профессионально важных качеств и производственного динамического стереотипа как обязательных предикторов успешной профессиональной деятельности на основе самоактивации и саморазвития индивидуально-личностных и ценностных ориентаций.
3. Результаты проведенных комплексных исследований среди украинских моряков и курсантов ВМУЗа позволили выделить пять закономерных этапов формирования и развития ЗСК в ходе становления и поддержания профессиональной компетентности, что дало возможность дифференцированно управлять этим процессом с помощью психофизиологических паттернов на всех этапах профессионального обучения и производственной деятельности моряков непосредственно на судах в рейсах.
4. Разработана и внедрена в практику морской медицины система «защиты временем», ограничивающая максимальное время разового рабочего периода, продолжительность суточной нагрузки на организм моряка и сроки непрерывного плавания, а также критерии и методы повышения стрессоустойчивости, профилактики утомления судовых операторов и рядовых членов экипажа.
5. Подготовлены и выпущены учебные пособия для моряков и курсантов по оказанию первой медицинской помощи на борту судна [14, 15]. Их содержание корреспондируется с требованиями ВОЗ, МОТ. ИМО по медицинской подготовке плавсостава, осуществление которой в Украине начали 25 специализированных учебно-тренажерных центров в рамках формирования здоровьесберегающей компетенции у плавсостава. Инспекцией по вопросам подготовки и дипломирования моряков Министерства инфраструктуры Украины с участием авторов настоящей работы впервые за годы независимости в 2018 г. в Одессе были проведены семинар и аттестация инструкторов по медицинской подготовке, что будет способствовать повышению качества работы по формированию ЗСК у плавсостава.
Литература
1. Leong P. Understanding the Seafarer Global Labour Market in the Context of a Seafarer 'Shortage': Thesis for the Dr. Ph. Degree.- Cardiff, 2012. - 290 p.
2. Runkel G. Toward the Future of Human Being / G. Runkel // Bulletin of the International Academy of Sciences, 2010. - No. 1. - P. 45-47.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании /И.А. Зимняя - М., 2004. - 42с.
4. Сенашенко В.С. О компетенциях, квалификации и компетентности / В.С. Сенашенко, В.А. Кузнецова, В.С. Кузнецов //Высшее образование в России • № 6, 2010. - С. 18-23.
5. The IMO Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers (STCW) 78/95 with 'Manila Amendments'. - London: IMO, 2010. - 500 p.
6. ILO. Maritime Labour Convention, 2006. - Geneva: ILO, 2006. - 105 p.
7. WHO. International Health Regulations (2005). - 2nd ed. - Geneva, Switzerland: WHO, 2015. - 32 р.
8. Gostin L.O. The International Health Regulations: The Governing Framework for Global Health Security / L.O. Gostin, R. Katz // Milbank Q., 2016. - Vol. 94. - No. 2. - P. 264-313.
9. Шафран Л.М. Биоэтика человека в море / Л.М. Шафран. - Антолопя бюетики. -Львiв: БаК, 2003. - С. 263-273.
10. Шафран Л.М. Теория и практика профессионального психофизиологического
отбора моряков / Л.М. Шафран, Э.М. Псядло. - Одесса: Феникс, 2008. - 292 с.
11. Псядло Э.М. Психофизиологический профессиональный отбор: учебно-методическое пособие / Э.М. Псядло. - Одесса: Наука и техника, 2015. - 184 с.
12. Лапач С.Н., Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel / С.Н. Лапач, А.В. Чубенко, П.Н.Бабич.- К.: МОРИОН, 2000.- 320 с.
13.Шафран Л.М. Профессиографический анализ деятельности в аттестации рабочих мест на железнодорожном транспорте /Л.М. Шафран, Д.П. Тимошина, В.А. Зайцева, С.И. Соколовская // Актуальные проблемы транспортной медицины, 2009. - № 3 (17). - С. 36- 45.
14. Голикова В.В. Оказание первой медицинской помощи на борту судна: Учебное пособие / В.В. Голикова,Г.Г. Роман, О.И. Шевченко. - Одесса: ОНМА, 2014. - 204 с.
15. Панов Б.В. Медицинское пособие для моряков / Б.В. Панов, Э.М. Псядло, Е.П. Белобров / Под ред. Проф. А.И. Гоженко. - Одесса, 2018. - 200 с.
References
1. Leong P. Understanding the Seafarer Global Labour Market in the Context of a Seafarer 'Shortage': Thesis for the Dr. Ph. Degree. - Cardiff, 2012. - 290 p.
2. Runkel G. Toward the Future of Human Being / G. Runkel // Bulletin of the International Academy of Sciences, 2010. - No. 1. - P. 45-47.
3. Zimnaya I.A. Key competences as a result-target basis of the competence approach in education / I.A. Zimnaya. - M., 2004. - 42 p. [Rus]
4. Senashenko V.S. On competences, qualifications and competence / V.S. Senashenko, V.A. Kuznetsova, V.S. Kuznetsov // Higher education in Russia, 2010. - № 6, - P. 18-23. [Rus]
5. The IMO Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers (STCW) 78/95 with 'Manila Amendments'. - London: IMO, 2010. - 500 p.
6. ILO. Maritime Labour Convention, 2006. - Geneva: ILO, 2006. - 105 p.
7. WHO. International Health Regulations (2005). - 2nd ed. -. Geneva, Switzerland: WHO, 2015. - 32 р.
8. Gostin L.O. The International Health Regulations: The Governing Framework for Global Health Security / L.O. Gostin, R. Katz // Milbank Q., 2016. - Vol. 94. - No. 2. - P. 264-313.
9. Shafran L.M. Bioethics of man in the sea / L.M. Shafran. - Anthology of Bioethics. -Lviv: BaK, 2003. - P. 263-273. [Rus]
10. Shafran L.M. Theory and practice of professional psychophysiological selection of seamen / L.M. Shafran, E.M. Psyadlo. - Odessa: Phoenix, 2008. - 292 p. [Rus]
11. Psyadlo E.M. Psychophysiological professional selection: educational-methodical manual / E.M. Psyadlo. - Odessa: Science and Technology, 2015. - 184 p. [Rus]
12. Lapach S.N, Chubenko A.V, Babich P.N. Statistical methods in biomedical research using Excel / S.N. Lapach, A.V. Chubenko, P.N. Babich. - К .: MORION, 2000.- 320 р. [Rus]
13. Shafran L.M. Professiographic analysis of activities in the certification of workplaces in railway transport / L.M. Shafran, D.P. Timoshina, V.A. Zaitseva, S.I. Sokolovskaya // Actual problems of transport medicine, 2009. - No. 3 (17). - P. 36-45. [Rus]
14. Golikova V.V. Provision of first aid on board: Textbook / V.V. Golikova, G.G. Roman, O.I. Shevchenko. - Odessa: ONMA, 2014. - 204 р. [Rus]
15. Panov B.V. Medical manual for seamen / B.V. Panov, E.M. Psyadlo, E.P. Belobrov, / Ed. by Prof. A.I. Gozhenko. - Odessa, 2018. - 200 p. [Rus]
Робота надшшла в редакщю 10.09.2018 року.
Рекомендована до друку на заидант редакцшно! колегй тсля рецензування