Научная статья на тему 'Организация волонтерской службы в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма'

Организация волонтерской службы в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ И ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / OLYMPIC AND PARALYMPIC GAMES / ВОЛОНТЕРЫ / VOLUNTEERS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ПРОГРАММА / PROGRAMME / БАЗОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BASIC REQUIREMENTS / DEMANDS ACCORDING TO THE DIRECTIONS OF THE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметов С.М.

В статье представлена краткая характеристика основных направлений волонтерской деятельности, включающей экологические, культурно-исторические, образовательные, социальные аспекты, направленные на поддержку сельских территорий, восстановительные, реабилитационные, спортивные проекты. Изложена аннотация программы подготовки волонтеров, включающая цели, задачи, базовые и по направлениям деятельности требования к уровню их профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE VOLUNTEER SERVICE AT THE KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION, SPORT AND TOURISM

A short characteristics of main directions of the volunteer activity is presented in the paper. It includes ecological, cultural, historic, educational and social aspects, directed at the support of rural territories and also restorative, rheabilitational, sporting projects. An annotation of the programme aimed at the training of volunteers is stated in the same paper. This one includes aims, tasks, both basic and according to the directions of the activity requirements to the level of their professional competence.

Текст научной работы на тему «Организация волонтерской службы в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ахметов

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

В статье представлена краткая характеристика основных направлений волонтерской деятельности, включающей экологические, культурно-исторические, образовательные, социальные аспекты, направленные на поддержку сельских территорий, восстановительные, реабилитационные, спортивные проекты. Изложена аннотация программы подготовки волонтеров, включающая цели, задачи, базовые и по направлениям деятельности требования к уровню их профессиональной компетентности.

Ключевые слова: Олимпийские и Паралимпийские игры, волонтеры, деятельность, программа, базовые требования, требования по направлениям деятельности.

В настоящее время одной из актуальных проблем процесса развития общественных молодежных течений является организация волонтерского движения.

В современном употреблении под термином «во-лонтерство» понимается существующая социальная практика, предполагающая выполнение человеком социально значимой или благотворительной работы во внерабочее время и без финансового вознаграждения. Волонтерство является также важным аспектом корпоративной социальной ответственности, о чем свидетельствует опыт многих организаций, выделяющих специальное время для работы их сотрудников в качестве волонтеров.

Самым главным признаком волонтерства является выполнение добровольцем за счет своего свободного времени, сил, энергии, знаний и опыта различных видов деятельности, приносящих пользу отдельным людям или обществу в целом.

Результаты анкетирования, проведенного среди волонтеров, обслуживающих различные крупнейшие международные форумы, в том числе и спортивные соревнования, свидетельствуют о том, что основным мотивом для работы волонтером у большинства добро-

вольцев (24%) является желание познакомиться с новыми людьми, найти друзей и поддержку. Почти столько же людей (от 20% до 22%) избирают мотивом возможность получить новые знания, умения и навыки и желание реализовать себя, получить признание других; 18% становятся волонтерами, чтобы гарантировано получить в обозримом будущем рабочее место. В привлекательности волонтерской работы не последнюю роль играет ее универсальность. Как правило, волонтеры выбирают то, что им близко и, таким образом, могут улучшить качество своей жизни.

Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ В.Л. Мутко призывает сегодня активнее развивать молодежное волонтерское движение в России.

«Молодежь с удовольствием включается в добровольческий волонтерский труд. Организация волонтерской деятельности молодежи позволит решать проблемы вовлечения молодежи в социально ответственную деятельность, повысить социальную активность молодежи», - сказал он, выступая на «Правительственном часе» в Государственной Думе РФ.

Он отметил, что, по данным социологических опросов, около 45% молодых людей готовы заниматься добровольческой работой. «В 2008 году в добровольческую деятельность на постоянной основе были вовлечены около 2 млн. молодых людей и еще около 7 млн. были частично заняты в добровольческой деятельности», - уточнил он.

В.Л. Мутко также напомнил, что сейчас специалисты Министерства спорта, туризма и молодежной политики разрабатывают поправки в Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», касающиеся поддержки волонтерского движения, студенческого самоуправления и способствующие развитию социальной и творческой активности молодежи.

В практике международной волонтерской деятельности выделяют следующие основные проекты:

1. Экологические и охраняющие окружающую среду: посадка деревьев, защита полей и лесопарков, расчистка устьев рек, обустройство пешеходных дорожек в парках.

2. Культурно-исторические и образовательные: реставрационные, реконструкционные и археологические работы на исторических памятниках, направленные на сохранение культурного наследия и культурно-образовательные проекты.

3. Социальные: забота о престарелых людях и инвалидах, организация досуга для детей и подростков, профилактика наркомании.

4. Направленные на поддержку сельских территорий: строительство и реконструкция школ, больниц, дорог на селе, другие полезные коммунальные проекты.

5. Восстановительные и реабилитационные: помощь пострадавшим в катастрофах, войнах, эпидемиях и т. п.

6. Работа в лагерях для беженцев: социальная работа с беженцами, помощь в расселении, трудоустройстве, медицинском обслуживании, воспитании и образовании.

7. Проекты солидарности: поддержка значимых для общества мероприятий (например, агитация людей для участия в выборах и т. п.).

8. Спортивные: помощь в организации и проведении крупных спортивных форумов: Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентальные первенства.

Начиная с 2009-2010 гг. в КГУФКСТ планируется реализация широкомасштабных мероприятий по привлечению студентов университета к волонтерской деятельности. На рисунке изображена предполагаемая организационная структура волонтерской службы. Данная структура охватывает все виды волонтерских проектов. При этом в ней представлены кафедры, играющие ведущую роль в реализации отдельных проектов.

Очевидно, что, несмотря на добровольный характер волонтерских обязанностей, они должны обладать всеми атрибутами, характерными для профессиональной деятельности: системой отбора, определенным содержанием подготовки, критериями итоговой аттестации.

В настоящее время в КГУФКСТ разработана программа подготовки волонтеров и специалистов для обучения по олимпийским проектам. В данной статье предлагаем ее краткую аннотацию.

«Программа подготовки волонтеров зимних XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи».

Цель программы - разработать и апробировать содержание подготовки волонтеров зимних XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи, направленной на формирование необходимого уровня компетентности в областях профессиональной деятельности.

Задачи программы:

- разработать структуру волонтерского корпуса;

- определить основные этапы подготовки волонтеров;

- разработать базовые критерии отбора волонтеров;

- разработать критерии отбора волонтеров по различным направлениям деятельности;

- составить программы подготовки волонтеров по различным направлениям деятельности;

- определить методику оценки уровня компетентности волонтера;

- изучить возможности профессиональной деятельности волонтеров после проведения Игр 2014 года.

Апробация содержания подготовки волонтеров возможна в следующей последовательности: «Предолимпийская» неделя (2013 год, Сочи) - Всемирная летняя Универсиада (2013 год, Казань). Возможен также вариант участия экспериментальной группы волонтеров на чемпионате мира по биатлону 2011 года в Ханты-Мансийске.

Исходя из опыта предыдущих Олимпийских игр, мы предлагаем выделить в структуре волонтерского корпуса зимних XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи четыре направления деятельности:

- обслуживание спортсменов, спортивных делегаций, членов Международного олимпийского комитета, международных и национальных спортивных федераций;

- обслуживание спортивных и иных сооружений;

- обслуживание гостей;

- обслуживание торжественных мероприятий (церемонии открытия, закрытия, награждения и т. п.).

В соответствии с вышеуказанными направлениями деятельности в КГУФКСТ разработаны базовые и профессиональные требования к уровню подготовленности волонтеров.

Базовые требования

- возраст старше 18 лет;

- знание и соблюдение олимпийских принципов и свода базовых принципов волонтеров (добровольность, гуманность, единство, независимость, нейтральность, универсальность);

- владение основами правовых знаний в области международного спортивного движения;

- знание истории Сочи, Краснодарского края, России, Олимпийских игр;

- обладание навыками оказания первой медицинской помощи и действий при чрезвычайных происшествиях;

- высокий уровень коммуникативной компетентности;

- знание основ профессиональной этики сервисных работников.

Профессиональные требования по направлениям деятельности.

Обслуживание спортсменов, спортивных делегаций, членов Международного олимпийского комитета, международных и национальных спортивных федераций:

- владение двумя иностранными языками (англий-

Рис. Организационная структура волонтерской службы КГУФКСТ

ский - обязательно, немецкий, китайский, испанский или французский - по выбору);

- обладание сервисной ментальностью и необходимым уровнем психологической готовности к выполнению определенного рода работ (уборка территории, номеров и т. п.);

- соответствующая степень профессиональной компетентности в сфере обслуживания (знание основ сервисной деятельности, технологий работы различных средств размещения и предприятий питания и т. п.);

- готовность к участию в различных анимационных программах;

- наличие специального образования в области спортивной психологии для лиц, осуществляющих психологическое сопровождение спортсменов и тренеров;

- наличие среднего специального медицинского образования для лиц, осуществляющих медицинское сопровождение спортсменов;

- знание основ обслуживания и оказания необходимой помощи спортсменам-паралимпийцам.

Обслуживание спортивных и иных сооружений:

- владение двумя иностранными языками (английский - обязательно, немецкий, китайский, испанский или французский - по выбору);

- знание правил и регламента соревнований по видам спорта, проводящихся на соответствующем объекте;

- знание расписания проведения соревнований на объекте;

- знание правил безопасности и поведения на тех или иных объектах;

- способность и готовность к оборудованию спортивного объекта для проведения соревнований;

- готовность к оперативному обслуживанию спортсменов в ходе проведения соревнований.

Обслуживание гостей Олимпиады:

- владение тремя иностранными языками (английский - обязательно, французский, немецкий, китайский, испанский - по выбору);

- свободное ориентирование по всем олимпийским объектам;

- знание сервисной инфраструктуры Олимпиады (банки, банкоматы, кафе, рестораны, транспорт, музеи и т. п.);

- соответствующий уровень профессиональной компетентности в сфере туристского экскурсионного обслуживания (знание достопримечательностей, форм и методов обслуживания туристов, паспортных, страховых, медицинских и таможенных формальностей, навыки разработки и обслуживания экскурсионных маршрутов) и анимации (знание методики составления и реализации анимационных программ, факторов, определяющих туристский спрос, «туристских приоритетов», зависящих от возраста);

- знание законодательной базы туризма;

- высокий уровень информационно-технологической компетентности;

- знание правил и регламента проведения соревнований по всем видам спорта;

- наличие среднего специального медицинского образования для лиц, работающих в службе спасения; для волонтеров, осуществляющих свою деятельность на горных объектах, - наличие соответствующих спортивных разрядов по спортивному туризму и/или альпинизму;

- наличие специального образования в области общей психологии для лиц, осуществляющих психологическое сопровождение гостей Олимпиады;

- наличие среднего специального медицинского образования для лиц, осуществляющих медицинское сопровождение гостей Олимпиады;

- знание основ обслуживания и оказания необходимой помощи лицам с отклонениями физического здоровья.

Обслуживание торжественных мероприятий:

- владение двумя иностранными языками (английский - обязательно, немецкий, китайский, испанский или французский - по выбору);

- знание и соблюдение правил и регламента проведения торжественных мероприятий;

- знание правил и регламента проведения соревнований по всем видам спорта;

- знание правил поведения на спортивных объектах.

Пилотная апробация данной программы в учебном процессе КГУФКСТ начнется с 2009-2010 учебного года. Следующим этапом развития волонтерского движения будет являться реализация программы подготовки преподавателей (методистов) для обучения волонтеров.

THE ORGANIZATION OF THE VOLUNTEER SERVICE AT THE KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION, SPORT AND TOURISM

S. Akhmetov, Doctor of Pedagogics, Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

A short characteristics of main directions of the volunteer activity is presented in the paper. It includes ecological, cultural, historic, educational and social aspects, directed at the support of rural territories and also restorative, rheabilitational, sporting projects. An annotation of the programme aimed at the training of volunteers is stated in the same paper. This one includes

aims, tasks, both basic and according to the directions of the activity requirements to the level of their professional competence.

Key words: Olympic and Paralympic Games, volunteers, activity, programme, basic requirements, demands according to the directions of the activity.

ПРИОРИТЕТНОСТЬ ФАКТОРОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИх

условий, влияющих на эффективность будущей

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

высших морских учебных заведений

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Полухин, Старший преподаватель А.Б Борисов

Новороссийская морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск. Доктор педагогических наук, профессор В.А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор Ю.К. Чернышенко

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

В работе представлены результаты проведённых социологических исследований, которые характеризуют приоритетные факторы и педагогические условия, влияющие на эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников высших морских учебных заведений и формирующие высокую эффективность функционирования системы специальной физической и психологической подготовки курсантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: специальная физическая и психологическая подготовка, курсанты высших

морских учебных заведений (ВМУЗ), профессиональная деятельность.

введение. Вследствие специализированной производственной деятельности в условиях моря повседневный труд сам по себе часто является фактором, обусловливающим значительное перенапряжение организма человека (3, 6). Кроме того, моряк не только работает, но и живет на судне в течение длительного времени, находясь под влиянием комплекса физических, психологических, химических, социальных, климатогеографических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.