Научная статья на тему 'Образовательно-воспитательная среда профессионально ориентированной волонтерской подготовки студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма'

Образовательно-воспитательная среда профессионально ориентированной волонтерской подготовки студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕР / VOLUNTEER / ВОЛОНТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONALLY ORIENTED VOLUNTEER TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОЛОНТЁРСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметов С.М., Чернышенко Ю.К., Василиади А.Г.

Качественное использование наследия XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи для России является важной государственной задачей. Таким нематериальным наследием является волонтерское движение в студенческой среде, которое имеет существенное значение с точки зрения формирования личности и профессиональной подготовки специалистов сферы физической культуры. В статье раскрывается педагогический опыт волонтерской подготовки студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, определяются направления этой работы, структура образовательной среды профессионально ориентированной волонтёрской подготовки и экспериментально доказывается эффективность предложенной модели. В системе физической культуры в течение последних лет произошли существенные изменения, которые оказали значительное влияние на общественное сознание, понимание и признание значимости физической культуры и спорта. Причиной этих изменений явилось проведение в России XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Осознавая возможности этого события в текущем и перспективном развитии государства и общества задолго до его начала, успешность проведения Игр была связана с качеством использования наследия, остающегося после ее проведения. При этом под наследием понимались материальные и нематериальные ее результаты и ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметов С.М., Чернышенко Ю.К., Василиади А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE KUBAN STATE PHYSICAL EDUCATION, SPORTS AND TOURISM UNIVERSITY STUDENTS'' PROFESSIONALLY ORIENTED VOLUNTEER TRAINING

Significant changes have been made in the system of physical education and sports in recent years which had a great impact on the public consciousness, understanding and recognition of their importance. The reason for these changes was in the holding in Russia of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi. Realizing possibilities of this event in the current and perspective development of the state and society, long before the beginning, their success was connected with the quality of the legacy usage which remains after them. At the same time the legacy means its tangible and intangible results and resources. Qualitative applying of the Sochi Games legacy is an important political challenge for Russia. Volunteer movement among students is one of the intangible legacies which is essential from the point of view of formation of personality and professional training of physical education specialists. The article describes pedagogical experience of volunteer training of the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism students. The directions of this work, the structure of the educational environment of professionally-oriented volunteer training were determined and the effectiveness of the proposed model was experimentally proved.

Текст научной работы на тему «Образовательно-воспитательная среда профессионально ориентированной волонтерской подготовки студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма»

УДК 378:796

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

С. М. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, ректор,

Ю. К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, проректор по олимпийским и инновационным проектам,

А. Г. Василиади, преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: Afine789@mail.ru

Качественное использование наследия XXII Олимпийских зимних игр и Ж! Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи для России является важной государственной задачей. Таким нематериальным наследием является волонтерское движение в студенческой среде, которое имеет существенное значение с точки зрения формирования личности и профессиональной подготовки специалистов сферы физической культуры. В статье раскрывается педагогический опыт волонтерской подготовки студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, определяются направления этой работы, структура образовательной среды профессионально ориентированной волонтёрской подготовки и экспериментально доказывается эффективность предложенной модели. В системе физической культуры в течение последних лет произошли существенные изменения, которые оказали значительное влияние на общественное сознание, понимание и признание значимости физической культуры и спорта. Причиной этих изменений явилось проведение в России XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Осознавая возможности этого события в текущем и перспективном развитии государства и общества задолго до его начала, успешность проведения Игр была связана с качеством использования наследия, остающегося

после ее проведения. При этом под наследием понимались материальные и нематериальные ее результаты и ресурсы.

Ключевые слова: волонтер; волонтерская деятельность; волонтерская подготовка; профессионально ориентированная волонтерская подготовка; образовательно-воспитательная среда вуза; среда профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов.

К нематериальному наследию относятся: накопленные знания, навыки, опыт, компетентности людей по организации и проведению крупных международных форумов; формирование позитивного отношения к людям с инвалидностью; повышение осведомленности по вопросам толерантности и толерантных взаимоотношений в обществе; развитие гражданственности, нравственного отношения к проявлению патриотизма и национальной гордости; понимание способов создания и сохранения устойчивого развития государства и общества, в числе которых особое место занимает формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, о гармоничных взаимоотношениях природы и общества, а также технологии их формирования и использования [1, 4].

В этой связи следует обратить внимание на изучение технологии подготовки волонтеров для XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и возможности использования этого опыта для подготовки будущих специалистов физической культуры.

Профессионально ориентированную волонтерскую деятельность студенты высших учебных заведений, в которых готовят специалистов по физической культуре, осуществляли в физкультурных вузах всегда, с момента их зарождения и до сегодняшнего дня. К таким видам деятельности можно отнести участие в массовой работе по физической культуре с детьми и молодежью в общеобразовательных и спортивных школах, по месту жительства, в период каникул, участие в обслуживании различных спортивных мероприятий, организацию и проведение спортивных занятий, оказание шефской помощи воспитанникам домов ребенка, детских домов в различных направлениях физического воспитания, проведение работы по организации анимационных мероприятий и многое другое. Однако актуализировалось данное направление деятельности высших учебных заведений в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (1, 2, 10 и др.). Поэтому сегодня возникает необходимость и возможность ее системного рассмотрения и внедрения [5, 9].

В качестве экспериментального учебного заведения для проверки предлагаемых подходов к развитию профессионально ориентированной системы подготовки студентов Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма выбран не случайно. Этому способствовало несколько обстоятельств:

Волонтерской деятельности студентов в этом вузе на протяжении всех лет его существования придавалось большое значение и здесь реализовывалось большое количество социально важных волонтерских проектов под руководством учебных кафедр, факультетов и Олимпийской академии юга России (организованной и функционирующей в данном вузе). Например: ежегодная организация физкультурно-спортивной работы с детьми в условиях лагерей отдыха на Азово-Черно-морском побережье Краснодарского края; помощь в организации и проведении всех спортивно-массовых мероприятий на территории Краснодарского края, в том числе и в проведении спортивных состязаний по футболу среди детей-сирот; проведение акций по поддержке ветеранов спорта на территории Краснодарского края, участие в акциях по распространению принципов, идей и идеалов олимпизма; содействие организации и развитию олимпийских видов спорта на территории юга России; участие в создании системы сетевого распространения на территории юга России знаний по ЗОЖ; организация и проведение Спартакиады народов Северного Кавказа и многое другое.

2. Вуз имел (до начала XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи) опыт волонтерской деятельности в области организации и проведения крупных спортивных форумов (участие в торжественной церемонии открытия Игр XXII Олимпиады 1980 года в г. Москве; в обслуживании I Игр доброй воли в г. Москве в 1986 году, III Игр доброй воли в г. Санкт-Петербурге в 1994 году; волонтерском сопро-

вождении I Всемирных юношеских игр в г. Москве в 1998 году; обслуживании Международных спортивных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов России в г. Москве в 2002 году; участие волонтеров в обслуживании международных соревнований по более чем 20 видам спорта).

3. Благодаря использованию накопленного опыта, пониманию сути, содержания и потребности развития волонтерского движения, в 2006 году КГУФКСТ выиграл грант Российского гуманитарного научного фонда на разработку проекта «Социально-педагогические аспекты формирования системы подготовки волонтеров для предстоящих XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

4. В 2010 году вуз выиграл конкурс на право открытия в образовательном учреждении волонтерских центров и реализовал это право 14 мая 2011 года.

5. Вуз стал одним из 4 победителей среди 22 вузов, подавших заявки по лоту «Сервис - Обслуживание мероприятий» в АНО Оргкомитет «Сочи-2014», и реализовал его.

6. Задолго до начала Олимпиады в КГУФКСТ выделено 4 основных направления деятельности волонтеров на Олимпиаде 2014 года:

• обслуживание спортсменов;

• обслуживание спортивных и иных сооружений;

• обслуживание гостей;

• обслуживание торжественных мероприятий.

По этим же направлениям была начата подготовка

волонтеров и сформулирован базовый перечень требований, предъявляемых к уровню профессиональной подготовленности волонтеров [7, 10].

То есть, осознанная в вузе потребность, педагогический опыт работы в этом направлении (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и др.) позволяют приступить к формированию системных представлений о путях реализации нематериального наследия XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи по подготовке волонтеров и повышению их профессиональной подготовленности.

На основании анализа результатов исследования педагогов, изучения мнения специалистов в области физической культуры, исследований, проведенных учеными Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, нами в структуре подготовки к волонтерской деятельности выделено два блока, а именно: ориентация на волонтерскую деятельность; профессионально ориентированная подготовка, направления и задачи, которые представлены на рисунке.

Методологический вектор взаимодействия будущих работников физической культуры с преподавателями, педагогами, тренерами и другими участниками педагогического процесса строится по принципу «от управления к соуправлению, а от него - к самоуправлению». Эти основания обеспечивают целостность предложенной в качестве модели структуры образовательно-воспитательной среды, которая сводит во-

Подготовка к волонтерской деятельности

задачи:

Определение ресурсов и их развитие

Выявление личного отношения к волонтерской деятельности и ее коррекция Формирование общих, имеющих значение для волонтерской работы качеств личности

Формирование мотивации к волонтерской работе

Формирование общих знаний, навыков, умений и опыта волонтерской работы

Обеспечение интеграционного взаимодействия полученных общих знаний, навыков, умений, опыта волонтерской работы и превращение их в компетенции

Профессионально ориентированная волонтерская подготовка

Направление специализированной подготовки: подготовка к конкретной волонтерской деятельности; формирование профессиональной компетентности через участие в волонтерской деятельности

Основные реализуемые задачи:

Формирование знаний, навыков, умений и опыта использования специальных средств и методов в волонтерской работе

• Формирование мотивов, черт личности, позволяющих применять знания, навыки, умения и опыт использования специальных средств и методов в волонтерской работе

о

б р

е

Обеспечение интеграционного взаимодействия полученных специальных знаний, навыков, умений, опыта волонтерской работы и превращение их в компетенции

Обеспечение позитивного влияния волонтерской деятельности на

профессиональное становление студентов

Применение компетенций для повышения эффективности волонтерской еятельности

едино государственные и общественные структуры для решения важнейшей задачи, состоящей в п одго-товке будущих специалистов физической культуры к профессионально ориентированной волонтерской деятельности, а также в повышении профессиональ-

ной компетентности путем получения новых знаний, навыков и умений, обеспечивающих высокую подготовленность, и приводит к закреплению выпускников в профессии.

Теоретическое обоснование проблемы формиро-

вания профессиональной компетентности будущих специалистов физической культуры посредством волонтерской деятельности, изучение волонтерской деятельности в системе воспитательной работы высшего учебного заведения, признание волонтерской профессиональной подготовленности компонентом личностной физической культуры будущего работника сферы физической культуры позволили организовать экспериментальное исследование в соответствии с логикой выдвинутого предположения о том, что эффективность системы физического воспитания студентов учебных заведений высшего образования в области физической культуры, обеспечивающих профессионально ориентированную волонтёрскую подготовку, может быть достигнута, если волонтерская деятельность станет органичной составляющей работы со студентами; если компоненты обучения и организации волонтерской деятельности будут иметь системный характер и содержать в себе обучающий, процессуальный, рефлексивный и диагностический компоненты; если бакалавры физической культуры будут включены в волонтерскую деятельность на протяжении всего процесса обучения на основе обеспечения повышения трудности и дифференциации видов деятельности [2, 6].

В силу первичности государственных задач, доминантности государственной системы управления, управления государственными структурами, содержанием образования через реализацию ГОС, признания обществом важности государственного статуса получаемого выпускниками документа об образовании принятие важнейших решений ложится на руководство высшим учебным заведением. Поэтому реализация стратегических и содействие реализации технологических условий профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов находится в компетенции руководства вуза.

Однако следует отметить, что позитивное решение этих и других условий является для ректората не обузой, так как для реализации целевой установки вуза у руководства появляются дополнительные работники, ориентированные и мотивированные на эту работу.

В рассматриваемой конкретной образовательной среде в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма эту функцию исполняют Волонтерский центр КГУФКСТ, Олимпийская академия юга России, Спортивный клуб, органы студенческого самоуправления и др. (в условиях других вузов структуры могут называться по-разному, но выделенные функции должны исполняться). Взаимодействуя со структурными подразделениями вуза (факультетами, кафедрами, управлениями, отделами) и уполномоченными лицами (проректоры, кураторы и др.), они обеспечивают реализацию технологических, организационно-педагогических и методических условий общей и профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов [1].

Следует отметить, что официальные структурные подразделения вуза участвуют в формировании общей

и профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов в процессе реализации задач обучения в рамках предметов и интегрированных курсов в учебное время, а также обеспечивают, с учетом своих интересов и компетентности, формирование навыков волонтерской деятельности во внеучебное время.

Уполномоченные общественные организации, участвующие в решении задач подготовки волонтеров, преимущественно обеспечивают деятельность по подготовке волонтеров во внеучебное время, поддерживая полученные знания, навыки и умения в учебное время, возможностями их реализации в деятельности, что, в конечном счете, позволяет обеспечить переход волонтерской деятельности на уровень самоуправления.

Таким образом, взаимодействие в работе структурных подразделений вуза и общественных организаций должно обеспечить формирование компонентов профессионально ориентированной волонтерской деятельности, а следовательно, обеспечить формирование ряда компонентов личностной физической культуры будущего специалиста. Решение этой задачи приводит к возможности оценки предлагаемой модели и системы физического воспитания через определение динамики характеристик личностной физической культуры как системного результата их реализации.

Вместе с тем следует заметить, что адресатами педагогического воздействия в данной системе оказываются не только студенты, а другие участники образовательной среды, являясь в одной ситуации обучающими, ведущими, в другом становятся обучаемыми, ведомыми. В этом и заключается смысл использования системы, выводящей себя на саморазвитие. Данный посыл заставляет обратиться к оценке качества самой образовательной среды профессионально ориентированной волонтерской подготовки.

В ходе анкетного опроса и неформализованных интервью экспертам было предложено оценить степень нормативно-правовой обеспеченности деятельности системы профессионально ориентированной волонтерской подготовки, качество создаваемой системы (полноту, оптимальность, структурированность и организованность), качество совместной деятельности людей, согласованность действий участников и организаций, заполнение педагогического ресурса материалами по содержанию и методике подготовки волонтеров.

Качество и объективность экспертных оценок обеспечивались подбором наиболее квалифицированных и компетентных респондентов, осуществляющих деятельность в различных направлениях (36 экспертов, знакомых с системой подготовки волонтеров, входящих в состав руководства Олимпийских академий, комитетов (министерств) физической культуры и спорта регионов юга России, учреждений образования и спорта, педагогов-кураторов, тренеров-преподавателей, проректоров по воспитательной и внеучебной работе, среди которых 11 заслуженных деятелей физической

культуры и спорта России, 3 заслуженных тренера России, 8 кандидатов наук).

Оценка предложенной модели проводилась по следующим позициям: научная обоснованность и сопровождение проекта, содержащего четыре пункта, проработанность механизма реализации, содержащего шесть пунктов, по следующим критериям: 0-3 балла - позиция отсутствует; 4-6 баллов - низкий уровень представления позиции; 7-8 баллов - средний уровень представления позиции; 9-10 баллов - высокий уровень представления позиции (табл.).

При обработке полученных данных использовались стандартные методы математической статистики (определение среднеарифметического, среднеквадра-тического отклонения, вычисление достоверности различий по непараметрическому критерию Ф* - угловое преобразование Фишера [Сидоренко Е. В., 2007, с. 157176], определение процентного соотношения показателей и др.).

Таблица

Экспертная оценка модели системы профессионально ориентированной волонтерской подготовки

Научная обоснованность и педагогическое сопровождение проекта Оценка Комментарий эксперта

1 Проработанность целеполагания

2 Актуальность рассматриваемой проблемы

3 Содержательная и методическая проработанность

4 Соответствие используемых методик, технологий и форм работы поставленным целям и задачам

Проработанность механизма реализации

5 Методическое обеспечение

6 Реалистичность

7 Результативность

8 Эффективность

9 Наличие методических рекомендаций

10 Воспроизводимость применяемых методик

Дополнения и пожелания эксперта

Шкала оценивания:

- 0-3 балла - позиция отсутствует;

- 4-6 баллов - низкий уровень представления позиции;

- 7-8 баллов - средний уровень представления позиции;

- 9-10 баллов - высокий уровень.

Краткие сведения об эксперте_

Выявлено, что на начальном этапе в деятельности системы оставались не реализованными (критериальные значения от 0 до 30 %) такие ее системные характеристики, как полнота (13,6±3,9), структурированность (11,4±11,9), согласованность действий участников (13,6±9,4) и методическое обеспечение деятельности (5,7±6,8). Если учесть, что два других компонента, а именно нормативно-правовая обеспеченность (50,6±9,1) и организованность системы (41,4±15,0), были признаны лишь существующими на низком уровне, то появляется основание говорить об отсутствии на момент начала работы какой-либо системы и о наличии лишь зачатков системы.

Изменения, произошедшие за год в развитии системы, оценены экспертами как достоверные. Вероятно, по-другому и не могло быть, ведь при уровне соответствия системы критериальным значениям любое внимание к ней должно было вызвать резкие приросты всей совокупности критериев. В данной ситуации наиболее информативной является степень соответствия выделенных результатов критериям, а не степень оценки различий между исходным и конечным показателем.

Из числа критериев соответствующим завершенности системы соответствует только один, а именно нормативно-правовая обеспеченность деятельности (90,2±3,2), хотя и она является граничным показателем. То есть, эксперты не оценивают систему как завершенную и реализованную по всем ее компонентам. Но при этом только один критерий, а именно наличие методических рекомендаций (59,8±13,3), находится в диапазоне значений, характеризующих низкий уровень представления (31-60 %).

Все же остальные критерии соответствуют среднему уровню представления позиции, то есть находятся в диапазоне от 61 до 90 %. То есть, с точки зрения экспертов, система создана, но не завершена. Особого внимания требует проблема методической поддержки, структурированности и организованности системы [2, 10].

Следует подчеркнуть, что опережающее развитие нормативно-правовой поддержки системы является и фактором развития системы и условием ее развития. Из оставшихся компонентов более трудоемкими являются обеспечение методической поддержки системы и действия по обеспечению организованности в деятельности структурных подразделений системы, структурных элементов среды.

Вместе с тем, несмотря на незавершенность созданной системы и на существующие проблемы по совершенствованию ее элементов, она приводит к позитивным результатам и в формировании отношения студентов к физической культуре как к явлению, и в познании студентами компонентов своей профессии, и в формировании личностной физической культуры, и в обеспечении принятия ценностей общественно важного волонтерского движения. Это заключение позволяет рекомендовать к использованию предложенную

модель среды профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аванесов А. П. Введение в XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи / А. П. Аванесов // «Олимпийское и Пара-лимпийское движение России на пути к Сочи - 2014: теоретические и практические аспекты подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства». -Сочи, 2009. - С. 5.

2. Аванесов А. П. Мультимедийные решения системы олимпийского образования «Сочи-2014» - новый формат Edutainment / А. П. Аванесов // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные аспекты подготовки кадров для Олимпийских и Паралимпийских игр: Ванкувер -Лондон - Сочи» (Краснодар, 14-18.10.2010). - Краснодар, 2010. - С. 3-7.

3. Ахметов С. М. Подготовка волонтеров в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма для обеспечения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи / С. М. Ахметов, Ю. К. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2011. - № 1. - С. 4-8.

4. Барабанов А. Г. Олимпийская академия юга России: вклад в олимпизм / А. Г. Барабанов // Олимпийские академии России: IV семинар президентов олимпийских академий в рамках IX Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы», посвященной 10-летию

Олимпийского комитета России: материалы. - М.: Советский спорт, 1998. - С. 19-20.

5. Барабанов А. Г. Олимпийское образование дошкольников: проблемы и перспективы / А. Г. Барабанов, A. M. Банников, Д. А. Кружков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста» (30 марта 2011 года, г. Краснодар), 2011. - С. 86-89.

6. Баринов С. Ю. Проблемы олимпийского образования в деятельности международной олимпийской академии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Ю. Баринов.

- М., 1999. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Коренева М. В. Разработка программы подготовки волонтёров в Олимпийском движении и её внедрение в профессиональное образование сервисных специальностей / М. В. Коренева, Д. А. Кружков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.

- 2009. - № 1 (47). - С. 60-63.

8. Мальченко О. Н. Подготовка специалистов для обслуживания XII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи на факультете сервиса и туризма КГУФКСТ / О. Н. Мальченко, Д. А. Кружков // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 379381.

9. Пирожников Р. А. Региональные системы олимпийского образования России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Р. А. Пирожников. - Смоленск, 2001. - 234 с.

10. Brettell D. The Sydney volunteers / D. Brettell // Olympic Review, December-January. - 2001. - Vol. XXVII. - №. 42.

- Р. 37-43.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE KUBAN STATE PHYSICAL EDUCATION, SPORTS AND TOURISM UNIVERSITY STUDENTS' PROFESSIONALLY ORIENTED VOLUNTEER TRAINING

S. Akhmetov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector,

Y. Chernyshenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice-Rector of the Olympic and Innovation Projects,

А. Vasiliadi, Teacher, Social and Cultural Services and Tourism Department.

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: Afine789@mail.ru

Significant changes have been made in the system of physical education and sports in recent years which had a great impact on the public consciousness, understanding and recognition of their importance. The reason for these changes was in the holding in Russia of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi. Realizing possibilities of this event in the current and perspective development of the state and society, long before the beginning, their success was connected

with the quality of the legacy usage which remains after them. At the same time the legacy means its tangible and intangible results and resources.

Qualitative applying of the Sochi Games legacy is an important political challenge for Russia. Volunteer movement among students is one of the intangible legacies which is essential from the point of view of formation of personality and professional training of physical education specialists. The article describes pedagogical experience of

volunteer training of the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism students. The directions of this work, the structure of the educational environment of professionally-oriented volunteer training were determined and the effectiveness of the proposed model was experimentally proved.

Keywords: volunteer; volunteering; professionally oriented volunteer training; university educational environment.

References:

1. Avanesov A. P. Vvedenie v XXII Olimpiiskie zimnie igry i XI Paralimpiiskie zimnie igry 2014 goda v g. Sochi [Introduction to the XXII Olympic winter Games and the XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi]. Olimpiiskoe i Paralimpiiskoe dvizhenie Rossii na puti k Sochi - 2014 teo-reticheskie i prakticheskie aspekty podgotovki kadrov dlia industrii turizma igostepriimstva. [The Olympic and Paralympic Movement of Russia on the way to Sochi-2014 theoretical and practical aspects of training for the industry of tourism and hospitality.]. Sochi, 2009, p. 5, (in Russian).

2. Avanesov A. P. Mul'timediinye resheniia sistemy olimpi-iskogo obrazovaniia «Sochi 2014» - novyi format Edutainment [Multimedia decisions of system of the Olympic education of "Sochi 2014" - the new Edutainment format]. Proceedings of International Scientific and Practical Conference. Sovremennye aspekty podgotovki kadrov dlia Olimpiiskikh i Paralimpiiskikh igr [Modern aspects of training for Olimpiisky ii the Paralympic Games Vanku-ver - London - Sochi]. Krasnodar, 2010, pp. 3-7. (in Russian).

3. Akhmetov S. M., Chernyshenko Iu. K. Podgotovka volo-nterov v Kubanskom gosudarstvennom universitete fizicheskoi kul'tury, sporta i turizma dlia obespecheniia XXII Olimpiiskikh zimnikh igr i XI Paralimpiiskikh zimnikh igr 2014goda vg. Sochi [Training of volunteers at the Kuban state university of physical culture, sport and tourism for ensuring the XXII Olympic winter Games and the XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi.]. Fizicheskaia kul"tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2011, pp.4-8. (in Russian).

4. Barabanov A. G. Olimpiiskaia akademiia Iuga Rossii: vklad v olimpizm. Olimpiiskie akademii Rossii IV Seminar prezi-

dentov olimpiiskikh akademii v ramkakh IX Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Olimpiiskoe dvizhenie i sotsial'nye protsessy», posviashchennoi 10-letiiu Olimpiiskogo komiteta Rossii. [Olympic academy of the South of Russia contribution to an Olympism Olympic academy of the Russia IV Seminar of presidents of the Olympic academies within the IX All-Russian scientific and practical conference "Olympic Movement and Social Processes" devoted to the 10 anniversary of the Russian Olympic Committee of the Russia]. Proceedings of Russian Scientific and Practical Conference. Moscow, Sovetskii sport, 1998, pp. 19-23. . (in Russian).

5. Barabanov A. G., Bannikov A. M., Kruzhkov D. A. Olimpiiskoe: obrazovanie doshkol'nikov: problemy i perspektivy [Olympic education of preschool children problems and perspective] Proceedings of All-Russian Scientific and Practical Conference with the international participation. Teoriia i metodologiia innovatsionnykh napravlenii fizkul'turnogo vospitaniia detei doshkol'nogo vozrasta [Theory and methodology of the innovative directions of sports education of children of preschool age], Krasnodar, 2011, pp. 86-89. . (in Russian).

6. Barinov S. Iu. Problemy olimpiiskogo obrazovaniia v deiatel'nosti mezhdunarodnoi olimpiiskoi akademii. [Problems of the Olympic education in activities of the international Olympic academy] Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 1999 24 p. (in Russian).

7. Koreneva M. V., Kruzhkov D. A. Development of the program of training of volunteers in the Olympic Movement and its implementation in professional education of service specialties. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2009, no 1 (47), pp. 60-63. (in Russian).

8. Mal'chenko O. N., Kruzhkov D. A. Podgotovka spetsi-alistov dlia obsluzhivaniia XII olimpiiskikh zimnikh igr i XI paralimpiiskikh zimnikh igr 2014 goda v g.Sochi na fakul'tete servisa i turizma KGUFKST [Training of specialists for servicing of the XII Olympic winter Games and the XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi at faculty of service and tourism of KGUFKST], 2012, no 5, pp. 379-381. (in Russian).

9. Pirozhnikov R. A. Regional'nye sistemy olimpiiskogo obrazovaniia Rossii [Regional systems of the Olympic education of Russia]. Candidate's thesis. Smolensk, 2001, 234 p. (in Russian).

10. Brettell D. The Sydney volunteers Olympic Review, December-January, 2001, vol. XXVII, 42 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.