УДК 364.07:796 ББК 60.94+75 В 19
А.Г. Василиади
Преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
о ___ •• о
ОРИЕНТИРОВАННОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
(Рецензирована)
Аннотация. Качественное использование наследия XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи для России является важной государственной задачей. Таким нематериальным наследием является волонтерское движение в студенческой среде, которое имеет существенное значение с точки зрения формирования личности и с точки зрения профессиональной подготовки специалистов сферы физической культуры. В статье раскрывается технологический опыт волонтерской подготовки студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Также в статье определяются этапы подготовки волонтеров, задачи управления и профессионального обучения и педагогический инструментарий. В эксперименте доказано позитивное влияние разработанной технологии на формирование интересов студентов в области физической культуры и освоение компетенций, необходимых для понимания и принятия ценностей будущей профессии.
Ключевые слова: волонтер, волонтерская деятельность, волонтерская подготовка, профессионально-ориентированная волонтерская подготовка, технологическая схема управления волонтёрской подготовкой, отношение к профессиональной деятельности, профессиональный интерес.
A.G. Vasiliadi
Lecturer of Department of Social and Cultural Service and Tourism, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism; E-mail: Afine789@ mail.ru
THE TECHNOLOGICAL SCHEME OF MANAGEMENT OF THE PROFESSIONALLY FOCUSED VOLUNTEER TRAINING OF STUDENTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AT THE KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE, SPORT AND TOURISM
Abstract. High-quality use of heritage of the 22nd Olympic and 11th Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi is an important national objective for Russia. Such non-material heritage is the volunteer movement in the student's environment which is of essential importance from the point of view of formation of the personality and vocational training of experts in the sphere of physical
culture. This paper discloses technological experience in volunteer training of students of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism. Also the paper shows the stages of training of volunteers, problems of management and vocational education, as well as pedagogical tools. Positive influence of the developed technology on formation of interests of students in the field of physical culture and on mastering the competences necessary for understanding and acceptance of values of future profession is proved during experiment.
Keywords: the volunteer, volunteer activity, volunteer training, the professionally focused volunteer preparation, the technological scheme of management of volunteer preparation, the attitude to professional activity, professional interest.
В ряде предшествующих публикаций были раскрыты структура, содержание и направления работы образовательной среды профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
В этой среде управленческую функцию исполняют Волонтерский центр КгУФКСТ, Олимпийская академия юга России, Спортивный клуб, органы студенческого самоуправления и др. (в условиях других вузов структуры могут называться по-разному, но выделенные функции должны исполняться). Взаимодействуя со структурными подразделениями вуза (факультетами, кафедрами, управлениями, отделами) и уполномоченными лицами (проректоры, кураторы и др.), они обеспечивают реализацию технологических, организационно-педагогических и методических условий общей и профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов.
Следует отметить, что официальные структурные подразделения вуза участвуют в формировании общей и профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов и процесса реализации задач обучения в рамках предметов и в рамках интегрированных курсов в учебное время, а также обеспечивают в рамках своих интересов и компетентности формирование навыков волонтерской деятельности во внеучебное время.
Уполномоченные общественные организации, участвующие в решении задач подготовки волонтеров, преимущественно обеспечивают деятельность по подготовке волонтеров во внеучебное время, поддерживая формируемые знания, навыки и умения в учебное время возможностями их реализации в деятельности, что, в конечном счете, позволяет реализовать переход волонтерской деятельности на уровень самоуправления.
Совместная деятельность официальных и общественных структур учебного заведения обеспечивает разработку технологии общей и профессионально ориентированной волонтёрской подготовки студентов, приводит к формированию конкретных образовательных программ, отличающихся друг от друга направленностью, уровнем трудности в их реализации, степенью напряженности и др. Однако при этом все программы функционируют в рамках единой технологии и в рамках определенного набора форм организации работы.
Концептуальная технологическая схема управления процессом профессионально ориентированной волонтёрской подготовки в области физической культуры студентов в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (табл.) реализо-вывалась (2014-2015 гг.) через три взаимосвязанных в иерархическом соподчинении этапа:
1) ориентировочно-мотивацион-ный этап;
Таблица
Концептуальная технологическая схема управления процессом профессионально ориентированной волонтёрской подготовки в области физической культуры студентов в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма
ос
Ь9
—
м
Этап
Целевая установка
Задачи управления, социальной адаптации и профессионального обучения
Основной инструментарий и формы
1. Этап.
Ориентировочно-мотивационный
Вовлечение студентов в волонтерскую деятельность. Переход студента в позицию субъекта, осознавшего и пережившего противоречия собственной общественной и образовательной практики, проблематизирующего собственный опыт, стремящегося познать и обосновать свои возможности профессиональной самореализации в волонтерской деятельности.
Обеспечение рефлексии сущности волонтерской деятельности.
Презентация волонтерского движения.
Ознакомление с формами участия студентов в базовом и профессионально ориентированном направлениях волонтерской деятельности.
Ознакомление с возможностями профессионального и общественного роста студентов-волонтеров.
Первичная диагностика общей и профессиональной компетентности будущих волонтеров.
Первичная диагностика мотивационной готовности будущих волонтеров.
Определение исходного уровня ценностно-смыслового самоопределения в области профессионально ориентированной волонтерской деятельности и исходного уровня психологической и мотивационной готовности для ее осуществления. Создание условий для эмоционального ощущения необходимости, важности и общественной значимости профессионально ориентированной волонтерской деятельности. Создание условий для понимания целей и задач профессионально ориентированной волонтерской деятельности. Создание ощущений, что невозможность решения общественно значимых задач физического воспитания населения является личной проблемой.
Создание условий для рефлексии ценностно-смыслового восприятия.
Кураторские часы, индивидуальные собеседования педагогов со студентами; экспресс-лекторий; проектировочные семинары; семинары-тренинги; аналитические конференции; семинары по экспертизе процесса и результатов деятельности волонтеров; установочные доклады, индивидуальное изучение индивидуальных докладов; работа в малых группах и подготовка сообщений в них; формирование волонтерских сообществ, товариществ, групп и др.
и
я
я
Ь9
ж
Ь9
2. Этап.
Ознакомительно-адаптационный
Формирование профессиональной компетентности будущих работников сферы физической культуры средствами волонтерской деятельности, обеспечение развития профессионального восприятия и мышления студентов.
зучение функций волонтеров, организаторов и руководителей волонтерских групп. Исполнение полномочий по координации внутреннего и внешнего взаимодействия физических и юридических лиц по планированию содержания работы. Исполнение полномочий по планированию и организации социально полезной деятельности.
Проведение массовых физкультурных, спортивных, агитационно-пропагандистских и др. мероприятий, требующих от студентов длительной подготовки,
Формы учебной работы (лекции, практические и лабораторные, тренировочные занятия); конкурс агитационных бригад; слеты добровольцев; временные творческие коллективы; гибкие модели обучения; коллективное проектирование; индивидуальные доклады для
Формирование профессиональных знаний, навыков, умений и компетенций, обеспечивающих эффективное выполнение базового и профессионально ориентированного направлений волонтерской деятельности.
ответственного подхода, распределения ролей и функций, постоянной координации и контроля исполнения обязанностей.
Выделение лидеров волонтерского движения и организация их индивидуального обучения.
Формирование у волонтеров чувства принадлежности к группе - волонтерскому отряду, объединённых одной большой идеей.
Формирование социального чувства, характеризующего профессиональную компетентность будущего специалиста физической культуры, понимающего на высоком уровне свою социальную и профессиональную значимость.
волонтерского сообщества; формирование сообществ; проблемные семинары; семинары; тренинги; круглые столы; дела; мастерские; мастер-классы; экспресс-лекторий; кураторские часы; участие в социальных акциях, организация и участие в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий; участие в работе агитационных бригад, слетов и бригад.
3. Этап.
Соуправление
проектами
(N2
Обеспечение перехода от управления к соуправле-нию во взаимодействии студентов с руководителями волонтерского объединения, с руководителями групп с преподавателями. Переход от организованного студенческого волонтерства к специально организованному самоуправляемому профессионально ориентированному студенческому волонтерству.
Обеспечение собственной и групповой рефлексии содержания, методики и результативности исполнения профессионально ориентированных волонтерских проектов.
Развитие самостоятельности и инициативности участников волонтерского движения.
Развитие коммуникативных и организаторских способностей, толерантного отношения к людям, навыков общения с незнакомыми людьми в условиях реализации профессионально ориентированных проектов.
Обеспечение активного участия студентов-волонтеров в работе по выбору приоритетных направлений работы, плана работы, форм и периодичность волонтерских акций. Обеспечение разработки собственных профессионально ориентированных проектов с их обсуждением и утверждением в группе или отряде волонтеров (и коррекцией в случае необходимости).
Реализация утвержденных группой или отрядом профессионально ориентированных волонтерских проектов. Формирование профессиональных знаний, навыков и умений, их расширение и углубление как основание для разработки и реализации профессионально ориентированных волонтерских проектов.
Расширение знаний по методике научных исследований в области профессионально ориентированного волонтерства.
Профессионально ориентированные акции;
институт волонтеров-кураторов; формы учебной работы (лекции, практические и лабораторные, тренировочные занятия); гибкие модели обучения; коллективное проектирование; использование дистанционных форм обучения, организуемых Олимпийской
академией юга России, сетевое взаимодействие участников через сеть Олимпийской академии юга России, индивидуальные доклады для волонтерского сообщества; формирование сообществ; проблемные семинары; семинары; тренинги; круглые столы; дела; мастерские; мастер-классы; экспресс-лекторий; кураторские часы; участие в социальных акциях, организация и участие в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий; участие в работе агитационных бригад, слетов и бригад.
я
¥ и
2) ознакомительно-адаптационный этап;
3) этап соуправления проектами.
Для каждого этапа определены
целевые установки, задачи управления, социальной адаптации и профессионального обучения, основной инструментарий и формы.
В частности, на ориентировочно-мотивационном этапе в качестве целевой установки выбраны следующие: вовлечение студентов в волонтерскую деятельность и перевод студента в позицию субъекта, осознавшего и пережившего противоречия собственной общественной и образовательной практики, пробле-матизирующего собственный опыт, стремящегося познать и обосновать свои возможности профессиональной самореализации в волонтерской деятельности.
Реализация целевой установки обеспечивается путем решения таких задач, как:
- обеспечение рефлексии сущности волонтерской деятельности;
- презентация волонтерского движения;
- ознакомление с формами участия студентов в базовом и профессионально ориентированном направлениях волонтерской деятельности;
- ознакомление с возможностями профессионального и общественного роста студентов-волонтеров;
- первичная диагностика общей и профессиональной компетентности будущих волонтеров;
- первичная диагностика мо-тивационной готовности будущих волонтеров;
- определение исходного уровня ценностно-смыслового самоопределения в области профессионально ориентированной волонтерской деятельности и исходного уровня психологической и мотивационной готовности для ее осуществления;
- создание условий для эмоционального ощущения необходимости, важности и общественной значимости профессионально
ориентированной волонтерской деятельности;
- создание условий для понимания целей и задач профессионально ориентированной волонтерской деятельности;
- создание ощущений, что невозможность решения общественно значимых задач физического воспитания населения является личной проблемой; создание условий для рефлексии ценностно-смыслового восприятия.
Среди форм, которые позволяют реализовывать эти задачи, выделены такие, как кураторские часы, индивидуальные собеседования педагогов со студентами, экспресс-лекторий, проектировочные семинары, семинары-тренинги, аналитические конференции, семинары по экспертизе процесса и результатов деятельности волонтеров, установочные доклады, индивидуальное изучение индивидуальных докладов, работа в малых группах и подготовка сообщений в них, формирование волонтерских сообществ, товариществ, групп и др.
На втором этапе, определенном нами как ознакомительно-адаптационный, реализовывались целевые установки, связанные с формированием поведения, восприятия, мышления студентов, необходимых для успешности процесса формирования профессиональной компетентности будущих работников сферы физической культуры средствами волонтерской деятельности, а также с формированием профессиональных знаний, навыков, умений и компетенций, обеспечивающих эффективное выполнение базового и профессионально ориентированного направлений волонтерской деятельности. Поэтому на данном этапе решались задачи, связанные:
- с изучением функций волонтеров, организаторов и руководителей волонтерских групп;
- с исполнением полномочий по координации внутреннего и
внешнего взаимодействия физических и юридических лиц по планированию содержания работы;
- с исполнением полномочий по планированию и организации социально полезной деятельности;
- проведением массовых физкультурных, спортивных, агитационно-пропагандистских и др. мероприятий, требующих от студентов длительной подготовки, ответственного подхода, распределения ролей и функций, постоянной координации и контроля исполнения обязанностей;
- с выделением лидеров волонтерского движения и организацией их индивидуального обучения;
- с формированием у волонтеров чувства принадлежности к группе - волонтерскому отряду, объединённых одной большой идеей;
- с формированием социального чувства, характеризующего профессиональную компетентность будущего специалиста физической культуры, понимающего на высоком уровне свою социальную и профессиональную значимость.
Между первым и вторым этапами становится ясной направленность реализации идеи о постепенном увеличении самостоятельности уже функционирующих волонтеров.
Основная идея осуществляется в полной мере на третьем этапе, названном «соуправление проектами». Целевые установки этапа соответствуют названию. Здесь реализуются такие цели, как обеспечение перехода от управления к соуправлению во взаимодействии студентов с руководителями волонтерского объединения, руководителей групп с преподавателями; переход от организованного студенческого волонтерства к специально организованному самоуправляемому профессионально ориентированному студенческому волонтер-ству; обеспечение собственной и групповой рефлексии содержания, методики и результативности
исполнения профессионально ориентированных волонтерских проектов. Последняя цель рассчитана на постепенную подготовку экспертов по оценке волонтерской деятельности и представляет собой целевую установку, подчеркивающую высокий уровень профессиональной подготовленности.
Часть форм, применяющихся на данном этапе, отражает высокий уровень готовности волонтеров (профессионально ориентированные акции, институт волонтеров-кураторов и др.).
В процессе реализации предложенной технологии исследовались изменения личности участников эксперимента, отражающие отношение к профессионально ориентированной волонтерской деятельности и степень готовности к работе в этом направлении.
Эксперты (5 человек) оценивали индивидуально каждого студента, входившего в состав экспериментальной (n=32) или контрольной (n=39) группы, то есть представляемые во фрагменте знания опираются на анализ 355 анкет, в котором отражается состояние компонентов готовности к профессиональной деятельности в сфере физической культуры.
Применив модифицированную и адаптированную к исследовательским задачам методику А.А. Дер-кача и А.А. Исаева, выявлена динамика в экспериментальной и контрольной группах таких системных признаков, как:
1) устойчивость профессионального интереса к деятельности в сфере физической культуры;
2) склонность к деятельности в сфере физической культуры;
3) профессиональный интерес к деятельности в сфере физической культуры.
В первых двух блоках анкеты при определении устойчивости профессионального интереса к деятельности в сфере физической культуры и оценке склонности к
деятельности оценивался ответ, который стоял под соответствующим номером, и каждый из них иерархически отражал приближение к 5 баллам, то есть к идеальному отношению к будущей профессии.
На исходном этапе эксперимента устойчивый профессиональный интерес определен у 28,9% участников экспериментальной и у 38,5% контрольной группы.
Различия между показателями этих групп отличаются недостоверно (Ф* эмп.= 0.86; Р>0.05), что позволяет говорить о равенстве в группах студентов, характеризующихся удовлетворенностью выбранной профессией.
Примерно равное количество в группах тех, кто убежден в правильном выборе будущей профессии, а следовательно, имеет позитивное эмоциональное отношение к овладеваемой профессии и к процессу овладения ею.
Недостаточно устойчивый интерес на начальном этапе эксперимента проявляли 39,5% в экспериментальной и 46,1% в контрольной группе. Показатели наполняемости групп так же, как и в первом случае недостоверны (Ф* эмп.= 0.39; Р>0.05). То есть подавляющее большинство студентов либо устойчиво, либо ситуационно устойчиво проявляют интерес к профессии. То есть в реальных условиях образовательного процесса значение имеют применяемые средства и методы, но при этом возможность опоры на подавляющее большинство сохраняется.
Вместе с тем более третьей части в экспериментальной и более 15% в контрольной группах имеют неустойчивый профессиональный интерес, и, следовательно, ее формированию следует уделять повышенное внимание. Данное заключение поддерживается и динамикой наполняемости этих групп в ходе эксперимента. Так, соотношение наполняемости групп в контрольной группе в течение года осталось
неизменной (Р>0.05). В экспериментальной группе достоверно увеличилась наполняемость групп с устойчивым интересом (Р<0.05) и достоверно уменьшилось количество студентов, попавших в группу с неустойчивым интересом.
В экспериментальной группе на начальном этапе и в контрольной группе на начальном и завершающем этапах проявляется типичное нормальное распределение, где большее количество респондентов оказывается в средней группе. Поэтому типичным отношением этих групп является недостаточно устойчивое отношение, признаками которого являются непринятие всей системы подготовки в ее целостности, выборочное отношение к принятию и присвоению ценностей, неопределенностью перспектив собственного развития в выбранной профессии. Следствием такого отношения к профессии является проявляющееся недостаточное внимание к познавательной деятельности в ходе обучения профессии.
В группе студентов, которые занимались по экспериментальной программе, на завершающем этапе произошли существенные изменения, которые обеспечили достоверный прирост наполняемости первой группы, в первую очередь за счет резкого уменьшения количества студентов с неустойчивым профессиональным интересом.
Таким образом, в экспериментальной группе на завершающем этапе практически исчезает группа, которая проявляет различными способами неудовлетворенность выбранной и изучаемой профессией. Исчезает группа студентов, занятая поиском своего призвания, студенты которой не видят своих перспектив и, как следствие, не обладают познавательной активностью в овладении ею. Полученные данные позволяют утверждать, что реализация предложенной модели профессионально ориентированной волонтёрской подготовки оказывает
Устойчивость Склонность к Профессиональный
интереса профессии интерес
а Экспериментальная ■ Контрольная
Рис. 4. Сопоставительная оценка уровня профессиональной готовности студентов экспериментальной иконтролъной группназавершающем
этапе эксперимента
позитивное влияние на понимание сути профессиональной деятельности, на создание привлекательного имиджа будущей профессии, содействует пополнению знаний, связанных с реализацией профессиональных задач, что, в конечном счете, приводит к повышению профессионального интереса.
Полученные результаты по оценке устойчивости профессионального интереса участников эксперимента подтверждают происходящие позитивные изменения в экспериментальной и в контрольной группах (прирост достоверен на уровне Р<0.05 в контр. и на уровне Р<0.01 в эксперементальной). Однако значение и уровень прироста показателя в экспериментальной группе (исходной 3,5±1,2, контрольной 4,2±0,7) достоверно выше (Р<0.05), чем в контрольной (исходной 3,2±0,7; контрольной 3,9±0,9).
Вторым показателем, определяющим степень формирования отношения к будущей профессии, является склонность к будущей профессии. В этом аспекте изменения, произошедшие в обеих группах, характеризуются позитивными изменениями. Балльные показатели здесь имеют только условное значение.
В большей степени склонность к профессии отражается в качественных показателях. В контрольной группе типовым мнением является прагматическая оценка своей профессии и связка качества восприятия с оплатой труда, хотя при этом большой процент и тех, кто оценивает будущую деятельность интересной, но при этом оговаривают, что занимать будет эта работа только определенный пласт жизни. В экспериментальной группе типовой является отношение к будущей профессии как к интересной, нужной, которая будет занимать в будущей жизни большое место.
Представляют интерес механизмы, лежащие в основе изменения профессионального интереса. В контрольной группе в течение наблюдаемого периода сколько-нибудь значительных изменений ни по одному из компонентов профессионального интереса не произошло. Здесь была и осталась преобладать интеллектуальная составляющая профессионального интереса.
В экспериментальной на начало эксперимента ситуация была такой же, как и в контрольной группе. Однако достоверный прирост происходит и в уровне интеллектуальной составляющей (Р<0.05) и по волевой
составляющей (Р<0.05) (рис.). Но наибольшие изменения происходят с эмоциональной составляющей, которая изменяется с уровня 6,8±2,9 до практически предельного значения (9.0 ±0,9). На наш взгляд, именно эмоциональное объединение группы вокруг профессионально значимого, полезного и одобряемого дела обеспечивает позитивное эмоциональное принятие профессии и содействует проявлению других компонентов.
Таким образом появляется основание для формулирования вывода о том, что временны затраты на профессионально ориентированную волонтерскую деятельность не тормозят процесс овладения профессией, а, наоборот, усиливают все компоненты, обеспечивающие интерес, склонность и устойчивость в проявлении интереса к деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Примечания:
1. Агеева, Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1-2(41). С. 76-82.
2. Ахметов, С.М. Модернизация процесса подготовки специалистов физической культуры в системе среднего профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2004. 46 с.
3. Коренева М.В., Кружков Д.А. Разработка программы подготовки волонтёров в Олимпийском движении и её внедрение в профессиональное образование сервисных специальностей. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта № 1 (47) 2009. С. 60-63.
4. Кичева И.В., Попова А.Ф. Волонтерство в системе гражданского воспитания студентов // Социальная педагогика: вызовы XXI века: сб. мат-лов Международного конгресса специалистов социальной сферы, 22-23 сентября 2011 г. / отв. ред. Е.А. Юрина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С. 500-505.
5. Маковей Н.В. Педагогические условия подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук / Маковей Н.В. Благовещенск, [2006]. 171 с. Режим доступа: локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.
6. Родиченко, В.С. Олимпийское образование в новой России / В.С. Родичен-ко. М.: Физкультура и спорт, 2005. 48 с.
References:
1. Ageeva N.A. Professional volunteering as effective means of socialization of students // Humanities scientific researches. 2015. No. 1-2(41). P. 76-82.
2. Akhmetov S.M. Modernization of training of specialists of physical culture in system of secondary professional education: Author's Summary of Dissertation for Doctor's degree in Pedagogy. Krasnodar, 2004. 46 pp.
3. Koreneva M.V., Kruzhkov D.A. Development of the program of volunteers' training in the Olympic Movement and its implementation in professional education of service specialties. Scientific Notes of University named after P.F. Lesgaft No. 1 (47) 2009. P. 60-63.
4. Kicheva I.V., Popova A.F. Volunteering in system of civil education of students // Social Pedagogy: Challenges of the 21st Century: Collection of Materials of the International Congress of Experts in the Social Sphere, September 22-23, 2011 / Ed. E.A. Yurin. Tambov: G.R. Derzhavin TGU Publishing House, 2011. P. 500-505.
5. Makovey N.V. Pedagogical conditions of students training at higher education institutions to volunteer activity [An electronic resource]: Dissertation for Candidate's degree in Pedagogy / Makovey N.V. Blagoveschensk [2006]. 171 pp. - the access mode: local network of Belinsky SOUNB, the EI hall.
6. Rodichenko V.S. The Olympic education in new Russia / V.S. Rodichenko. -M.: Physical Culture and Sport, 2005. - 48 pp.